Свободный ассоциативный эксперимент на базе концептуального анализа художественных текстов Р. Брэдбери

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Турченкова М. М. Свободный ассоциативный эксперимент на базе концептуального анализа художественных текстов Р. Брэдбери // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2071–2075. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970741.htm.
Аннотация. Проведение свободного ассоциативного эксперимента для выявления психологической реальности значений концептов в рамках работы с художественным текстом представляется актуальным и релевантным этапом для формирования умений концептуального анализа у обучающихся средней и старшей ступеней обучения. В данной статье рассматриваются первые четыре выделенных концепта в описываемом эксперименте.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Турченкова Мария Михайловна,бакалавр Уральского государственного педагогического университета по специальности «Педагогическое образование. Иностранный язык (английский)», студент 2 курса, обучающийся по магистерской программе «Языковое образование (русский и английский языки), г. Екатеринбург, учитель английского языка МАОУ «Лицей №56», г. Новоуральск.ladygrace372@gmail.com

Свободный ассоциативный эксперимент на базе концептуального анализа художественныхтекстов Р.Брэдбери

Аннотация. Проведение свободного ассоциативного эксперимента для выявления психологической реальности значений концептовв рамках работы с художественным текстом представляется актуальным и релевантным этапом для формирования уменийконцептуального анализа у обучающихся средней и старшей ступеней обучения. В данной статье рассматриваются первыечетыревыделенных концептав описываемом эксперименте.Ключевые слова: свободный ассоциативный эксперимент, концепт, психологическая реальность, жизнь, смерть, страх, любовь.

В рамках исследовательской работы «Концептуальный анализ художественных текстов на уроке английского языка (на материале произведений Р. Брэдбери» была проведена серия психолингвистических экспериментов, включающаясвободный ассоциативный эксперимент, цепочечный ассоциативный эксперимент, направленный ассоциативный эксперимент и методику прямого толкования. В данной статье представлены результатысвободногоассоциативногоэксперимента.В целях экспериментального исследования субъективных семантических полей слов, формируемых и функционирующих в сознании человека, а также характера семантических связей слов внутри семантического поля в психолингвистике используется метод ассоциативного эксперимента. В настоящее время ассоциативный эксперимент является наиболее разработанной техникой психолингвистического анализа семантики речи. Благодаря тому, что он обычно проводится на большом количестве испытуемых, на основе полученных данных можно построить таблицу частотного распределения словреакций на каждое словостимул. Ассоциативный эксперимент позволяет выяснить, как в речевой деятельности реализуются компоненты языкового сознания носителей данного языка. Инструкция:предложите ваши ассоциации к следующим 10 словам(‘Death’, ‘Life’, ‘Fright’, “Love’,‘Happiness’, ‘Evil’, ‘Solitude’, ‘FreedomandSafety’, 'MarriedLife', 'Present, PastandFuture'). На каждый стимул у вас есть минута, время засекается.Цель эксперимента:выявить доминантные смыслы и выстроить полевую структуру представленных концептов («Смерть», «Жизнь»,«Страх»,«Любовь»,«Счастье», «Зло», «Одиночество», «Свобода и Безопасность», «Супружеская жизнь», «Настоящее, Прошедшее и Будущее») для разработки методики концептуального анализа и внедрения ее на практике с данными респондентами для обучения концептуальному анализу художественного текста.Гипотеза: свободный ассоциативный эксперимент по выявлению основных и периферийных смыслов концептов может способствовать установлению психологической реальности значений данных ментальных единиц, что впоследствии окажет содействие в создании характеристики сформированности данных концептов в сознании реципиентов для дальнейшего концептуального анализа художественного текста.Выборка стимуловконцептов обусловленадальнейшей работой с текстами рассказов Рэя Брэдбери. Данные концепты в дальнейшем должны быть выделены обучающимися и проанализированы с точки зрения их компонентов и структуры. В итоге подразумевается осуществление концептуального анализа реципиентами и формированием умения выделения и анализа концептов.Состав респондентов: обучающиеся МАОУ «Лицей № 56» г. Новоуральска 9 «А», 9 «Б» и 9 «В» классов с привлечением 8 «Б» класса, возрастная группа –1516 лет. Отдельной гендерной выборки не проводилось. Такой выбор обосновывается, прежде всего, группой учащихся, с которыми проведен курс по формированиюумений концептуального анализа.

Обработка проведенного ассоциативного эксперимента1. Концепт “Death” «Смерть»Этап количественной обработки данных(схема 1).Остальныереакцииварьировалисьвколичестве12: doom, passing, dying, mortal, oblivion, disease, regret, soul, mummy, bones, kids, rip, demon, catastrophe, to bury, burial, slavery, heaven, hospital, knife, guns, police, ground, farewell, tragedy, black, temple, morgue, parting, the blue whale, school food, complete peace of mind, decease, infinity, time, cry, chamber, sadness, melancholy, pain, fate, despair, dust, finish, terror, wreath, loss, emptiness, exodus, result, fear.

Этапкачественнойобработкиданных:Парадигматическиеассоциации:Death –grave / tomb, Death –end, Death –cemetery, Death –funerals, Death –coffin, Death –corpse, Death –war, Death –hell, Death –assassin, Death –sorrow, Death –suicide, Death –blood, Death –fear, Death –life, Death –tears, Death –skull.Субординатныеотношения:Death –suicide.Отношениякоординации:Death –grave / tomb, Death –cemetery, Death –funerals, Death –coffin, Death –corpse, Death –blood, Death –life, Death –skull.Отношениясуперординации:Death –end.Синтагматическиеассоциации:Death –to kill, Death –to die / demise, Death –dead.Прецедентныеассоциаты:Death –grave / tomb, Death –end, Death –cemetery, Death –funerals, Death –coffin, Death –corpse, Death –hell, Death –sorrow, Death –blood, Death –tears.Все приведенные репрезентанты концепта могут становиться тематическими ассоциатами.Таким образом, можно сделать вывод, что концепт «Смерть» в русскоязычном сознании прежде всего ассоциируется с могилой, концом, кладбищем, похоронами; частотны такие реакции как убивать, скончаться, гроб, труп, война и др. Сравнение данных концептов будет производиться путем ознакомления и анализа рассказов Р. Брэдбери и выведения общих и отличительных черт.

2. Концепт «Жизнь» “Life”Этап количественной обработки данных (схема 2).Остальныереакцииварьировалисьвколичестве12: society, revival, mother, dad, breath, plant, harmony, temple, coffee, proliferation, paradise, riches, white or green colour, tragedy, ‘I am Life’, the birth of butterflies, livelihood, pain, fun, friends, achievement of a goal, motion, not forever,family, knowledge of the world, animals, married life, solitude, fright, dream, target, energy, sprout, capabilities, act, peace and quiet, tree, God, grass, sun, sky, world without war, youth, survive, work, hard, problem, world, selection, future, parents, childhood, disappointment, air, discomfort, success, school, casual, line.

Этапкачественнойобработкиданных:Парадигматическиеассоциации:Life –birth, Life –happiness, Life –existence, Life –love, Life –death, Life –children, Life –prosperity, Life –freedom, Life –difficulties, Life –road/ way, Life –time, Life –start, Life –light, Life –human, Life –joy, Life –nature, Life –destiny / fate.Субординатныеотношения:Life –existence, Life –prosperity, Life –freedom.Отношениякоординации:Life –birth, Life –existence, Life –death, Life –road/ way, Life –start, Life –human, Life –nature, Life –destiny / fate.Синтагматические ассоциации: Life –live.Прецедентныеассоциаты:Life –birth, Life –love, Life –death, Life –children, Life –freedom, Life –road / way, Life –time, Life –light, Life –destiny / fate.Тематические ассоциаты:все перечисленные выше, кроме Life–birth, Life–existence, Live–start.Таким образом, можно сделать вывод, что концепт «Жизнь» в русскоязычном сознании прежде всего ассоциируется с рождением, счастьем, существованием, любовью, смертью, детьми, богатством, свободой, сложностями, путем, временем и др.

3. Концепт «Страх» “Fright”Этап количественной обработки данных (схема 3).Остальныереакцииварьировалисьвколичестве12: toilet, suddenness, probability, scars, to become a vegetable, routine, infarction, disorder, suffer, indifference, manager, fire, water, murder, clown, threat, horror movies, pipe, the loss of the loved ones, lift,end, distaste, shock, disease, rubbish, spiders, enemy, run, surprise, defeat, war, coward, adrenaline, trouble, tears, heartache, despair, life, weakness, dismay, snakes, alarm, survive, stress, dark forest, bad mark, test, grey hair.

Этапкачественнойобработкиданных:Парадигматическиеассоциации:Fright –fear, Fright –horror, Fright –death, Fright –darkness, Fright –panic, Fright –scream, cry, shout, Fright –evil, Fright –monster, Fright –solitude, Fright –criminal, Fright –phobia, Fright –pain, Fright –anxiety, Fright –blood.Субординатныеотношения:Fright –panic, Fright –scream, cry, shout, Fright –phobia, Fright –anxiety.Отношениякоординации:Fright –fear, Fright –horror, Fright –monster.Синтагматическиеассоциации:Fright –die, Fright –scare. Прецедентныеассоциаты:Fright –death, Fright –darkness, Fright –criminal; возможно, являетсяпрецедентом, нонетакярковыраженFear –monster. Тематическиеассоциаты:Fright –death, Fright –darkness, Fright –panic, Fright –evil, Fright –monster, Fright –solitude, Fright –criminal, Fright –pain, Fright –blood, Fright –die.Таким образом, можно сделать вывод, что концепт «Страх» в русскоязычном сознании прежде всего ассоциируется с ужасом, боязнью, смертью, темнотой, паникой, криками, злом, монстром, одиночеством, преступником, фобией и др.

4. Концепт «Любовь» “Love”Этап количественной обработки данных (схема 4).Остальныереакцииварьировалисьвколичестве12: a cat and a fish, dear, pleasure, wish for, chew gum, a beloved person, addiction, light, sugar, move, smile, flowers, rose, dove, pigeon, chemistry, quarrel, hobbies, joint pastime, reciprocity, together, Valentine’s Day, jealousy, beauty, sadness, understanding, aggression, cry, tears, native, red, a parent and a baby, falling in love, present, kiss, rings, wedding, life, God, February 23, like, faith, trust, disappointment, meaning of life, relationship, sorrow and joy, joy, sympathy.

Этапкачественнойобработкиданных:Парадигматическиеассоциации:Love –family, Love –happiness, Love –feelings, Love –boy / man, Love –children, Love –animals, Love –mother, Love –friend, Love –amorousness, Love –heart, Love –girl / woman, Love –suffering, Love –couple, Love –tenderness, Love –wife, Love–passion, Love –pain, Love –husband, Love –romance, Love –marriage, Love –parents, Love –attachment.Субординатныеотношения:Love –amorousness, Love –suffering, Love –tenderness, Love –passion, Love –attachment.Отношениякоординации:Love –feelings, Love –heart, Love –romance, Love –marriage.Отношениясуперординации:Love –happiness.Синтагматическиеассоциации:Love–dear, Love –move, Love –together, Love –red, Love –falling in love, Love –like.Прецедентныеассоциаты: Love –family, love –happiness, Love –children, Love –mother, Love –heart, Love –suffering, Love –passion, Love –pain, Love –romance, Love –marriage, Love –parents.Тематическиеассоциаты:Love –family, Love –boy / man, Love –children, Love –animals, Love –mother, Love –friend, Love –heart, Love –girl / woman, Love –suffering, Love –couple, Love –wife, Love –passion, Love –pain, Love –husband, Love –parents, Love –attachment.Таким образом, можно сделать вывод, что концепт «Любовь» в русскоязычном сознании прежде всего ассоциируется с семьей, счастьем, чувствами, мужчиной, детьми, животными, матерью, другом, влюбленностью, сердцем, женщиной, страданием, парой, нежностью, женой и т.д.

ВыводыТаким образом, нами были выявлены доминантные смыслы и выстроена полевая структура концептов («Смерть», «Жизнь», «Любовь», «Счастье», «Зло», «Одиночество», «Свобода и Безопасность», «Супружеская жизнь», «Настоящее, Прошедшее и Будущее») с точки зрения девятиклассников, были выявлены жизненные приоритеты обучающихся и скорректирована методическая разработка по ознакомлению с концептами и анализом художественного текста. Сходство восприятия концептов детьми и автором посодействует более глубокому концептуальному анализу. Наша гипотеза была подтверждена, что свободный ассоциативный эксперимент поспособствовал установлению психологической реальности значений данных ментальных единиц в сознании реципиентов.Сходства и различия представления концепта «Смерть»реципиентами и Р.Брэдбери заключаются в: выделении похорон как составляющей концептуального поля (у Р.Брэдбери это ядро, у реципиентов –ближняя периферия, грусть автор относит к ядру, реципиенты к дальней периферии, лексему умирать реципиенты относят к дальней периферии, автор –к ядру. Полное соответствие –отнесение могилы к ядерной области. Кровь автор относит к приядерной области, реципиенты –к дальней периферии. Полное соответствие –отнесение убийства к дальней периферии концептуального поля. Различия представления концепта «Жизнь»реципиентами и Р.Брэдбери заключаются в: выделении радости в качестве ядерного компонента у автора, у реципиентов –дальняя периферия, реципиенты выделяют лексему «свет» на дальней периферии, автор же солнечный свет относит к ядру. Лексема процветания относится к ядерной зоне по Брэдбери, у обучающихся –дальняя периферия, лексема пути у автора составляет ядро, у обучающихся –дальняя периферия. Различия представления концепта «Страх»реципиентами и Р.Брэдбери заключаются в: одиночество у Брэдбери относится к ядру, у реципиентов –к дальней периферии. Темный относится у автора к ядру, у обучающихся к ближней периферии, лексемы «зло» и «крик, вопль» обучающиеся относят к дальней периферии, у автора –это приядерная область. Концепт«Любовь»не имеет сходств в представлении реципиентов и автора.Схема1Схема2

Схема3

Схема4