Разноуровневые задания как средство формирования у четвероклассников знаний и умений по теме «Величины»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лялина М. А. Разноуровневые задания как средство формирования у четвероклассников знаний и умений по теме «Величины» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2176–2180. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970762.htm.
Аннотация. В работе представлен один из способов организации обучения и воспитания младших школьников по теме «Величины» в 4-м классе. В статье раскрыто понятие «величины», сущность разноуровневой дифференциации, предложены этапы организации разноуровневого обучения, способы организации разноуровневой дифференциации. Авторами были разработаны и представлены разноуровневые задания для четвероклассников по теме «Величины».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лялина Марина Алексеевна,студент, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Кировmarina0812@yandex.ru

Разноуровневые задания как средство формирования у четвероклассников знаний и умений по теме «Величины»

Аннотация.Вработе представлен один из способов организации обучения и воспитания младших школьников по теме «Величины» в 4 классе. В статье раскрыто понятие «Величины», раскрыта сущность разноуровневой дифференциации, предложены этапы организации разноуровневого обучения, способы организации разноуровневой дифференциации. Авторами были разработаны и представленыразноуровневыезаданиядля четвероклассниковпо теме «Величины».Ключевые слова:величины, разноуровневое обучение, разноуровневые задания, способы организации разноуровневой дифференциации.

Одной из основных темкурса математики начальных классов является тема «Величины». В математике под величинойпонимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной оценке. Количественная оценка величины называется измерением. Результатом процесса измерения величины является определенное численное значение, показывающее –сколько раз выбранная мера «уложилась» в измеряемую величину.Л.П. Стойлова и А.М. Пышкало в своих работах пишут, что понятие величины в начальном курсе математики не определяется, то есть даётся без определения. Оно раскрывается на конкретных примерах и основывается на опыте ребёнка [1].Тема «Величины» рассматривается в течение всего курса обучения математике, органично вплетаясь в изучение других тем. Изучение величин и их измерений имеет большое значение в развитии младших школьников. Учащиеся 4 класса продолжают знакомиться с единицами измерения величин длины, массы, времени, объема, площади, скорости; получают наглядное представление о каждой единице, а также усваивают соотношения между всеми изученными единицами каждой из величин; получают знания, с помощью каких инструментов и приборов можно измерять каждую величину, приобретают четкое представление о процессе измерения длины, массы, времени; продолжают выполнять арифметические действия с величинами.Учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального и дифференцированного подхода, так как именно он предполагает раннее выявление способностей детей, создание условий для развития. Данный принцип подразумевает индивидуальную работу с отдельными учащимися. Организовать данную работу можно с помощью разноуровневого обучения.По мнению Л.П. Крившенко, технология разноуровневого обучения –создание педагогических условий, которые соответствуют зоне ближайшего развития ученика и способствуют включению каждогоученика в деятельность [2].Основным организационным условием для осуществления данной цели становится создание относительно стабильных, подвижных групп, позволяющих организовать обучение школьников на различных уровнях усвоения одного и того же содержания учебного материала: от минимально допустимого до творческого, продвинутого [3].И.В.Артеменкова, Н.Н.Никитина предлагают разбить работу по организации разноуровневого обучения на несколько этапов: 1 ЭТАП: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ:изучение индивидуальных особенностей учащихся, проведение диагностик;выделение уровней обучения;выделение групп учащихся в соответствии с уровней обучения.2 ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:анализ содержания программ, учебников, методической литературы;разработка дифференцированных заданий;определение организационных форм и методов обучения, подготовка методического обеспечения.3 ЭТАП: ОСНОВНОЙ:формирование мотивации учащихся к достижению уровня обучения, соответствующего их возможностям;организация учебной деятельности учащихся на основе предъявления разных уровней требований к ним и разноуровневых заданий;контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым изменяется характер дифференцированных заданий [3, 4].Работа по организации разноуровневой дифференциации может быть осуществлена несколькими способами. Дифференцировать учебные задания предпочитают:1.по уровню творчества (предполагает различный характер познавательной деятельности: репродуктивный и продуктивный);2.по уровню трудности (предполагает усложнение илиупрощение заданий, в соответствии с уровнем обученности и обучаемости школьников);3.по объему учебного материала (способ заключается в предложении учащимся дополнительных заданий);4.по степени самостоятельностиучащихся (выполнениеучащимися одних и тех заданий, но некоторые учащиеся выполняют их под руководством учителя, а другие –самостоятельно);5.по степени и характеру помощи учащимся (способ предусматривает самостоятельное выполнение заданий учащимися, но при затруднениях им оказывается помощь: стимулирующая (учитель ободряет ученика на выполнение задания), направляющая (учитель дает подсказку ученику, которая помогает актуализировать знания и облегчает выполнение задания) и обучающая (учитель раскрывает путь выполнения задания));6.домашниезадания (данный способ заключается в предложении одним учащимся карточекпомощниц для выполнения домашнего задания, а другим могут быть предложены творческие задания)[5,6,7].Разноуровневое обучение при изучении темы «Величины» является основным путем формирования знаний и умений по данной теме. Учитывая уровень обученности учащегося, учителя начальных классов смогут повысить эффективность обучения, тем самым способствуя налаживанию эмоционального комфорта на уроке.Для этого учителям при изучении темы «Величины» на уроках математики предлагается ряд заданийи рекомендаций. Многие методисты утверждают, что учащихся необходимо привлекать к составлению заданий по теме «Величины».Предлагаем несколько разноуровневых заданий по теме «Величины».Тема «Длина»Для учащихся с низким уровнем обученности:для выполнения заданий должна быть предложена карточкапомощница (лента единиц измерения длины);привлекать к составлению заданий на перевод одних единиц измерения длины в другие (например, км,м);предлагать разноуровневыезадачи, например, «Путешественнику за три дня необходимо дойти до базы. В первый день прошел 7 км 488 м, во второй день –6430 м, а в третий день на 570 м больше,чем во второй день. Какое расстояние преодолел путешественник, дойдя до базы?».Для учащихся со средним уровнем обученности: привлекать к составлению заданий на перевод одних единиц измерения длины в другие (например, км,м, дм);предлагать разноуровневые задачи, например, «Путешественнику за три дня необходимо дойти до базы. В первый день прошел 7 км 488 м, во второй день –на 570 м больше, чем в первый, а в третий день в 2 раза меньше пройденного пути за два дня. Какое расстояние преодолел путешественник, дойдя до базы?».Для учащихся с высоким уровнем обученности: привлекать к составлению заданий на перевод одних единиц измерения длины в другие (например, км,м, дм, см, мм)предлагать разноуровневые задачи, например,«Путешественнику за три дня необходимо дойти до базы. В первый день прошел 7 км 488 м, во второй день –на 570 м больше, чем в первый день. В третий день путешественнику пришлось развернуться и пройти 1638 м в обратном направлении. От точки разворота, путешественник прошел в 2 раза меньше пройденного пути за два дня. Какое расстояние преодолел путешественник, дойдя до базы?».Тема «Масса»Для учащихся с низким уровнем обученностипривлекать к составлению простых задач с единицами измерения массы с помощью карточкипомощницы (лента единиц измерения массы);составить выражения на перевод одних единиц измерения в другие (например, кг, г).Для учащихся со средним уровнем обученностипривлекать к составлению задач, используя на выбор две старорусские меры массы,например, пуд и фунт;составить выражения на перевод одних единиц измерения в другие (например, т, ц, кг).Для учащихся с высоким уровнем обученностипривлекать к составлению задач с тремя старорусским мерами массы, например, фунт, пуд, золотник;составить выражения на перевод одних единиц измерения в другие(например, т,ц, г).Тема «Время»Для учащихся с низким уровнем обученности­для выполнения заданий учащимся с низким уровнем обученности должна быть предложена карточкапомощница (лента единиц времени);­привлекать к составлению заданий, например, составить 3 выражения на перевод единиц времени и простую задачу с двумя единицами времени.Для учащихся со средним уровнем обученности­привлекать к составлению заданий, например, составить 3 примера на вычисление арифметических действий с разными единицами измерениями времени и задачу с тремя единицами времени.Для учащихся с высоким уровнем обученности­учащиеся с высоким уровнем обученности объясняют выполнение заданий учащимся с низким и средним уровнемобученности;­привлекать к составлению заданий, например, составить 5 выражений с пропуском знака и числа, также составить задачу с 3 единицами времени, решение которой выполнялось бы в три действия. Тема «Площадь»Для учащихся с низким уровнем обученностисоставить 2 задачи на нахождение площади геометрической фигуры.Для учащихся со средним уровнем обученностисоставить 1 задачу на нахождение площади фигуры, нарисовать аналогичную фигуру и найти её площадь.Для учащихся с высоким уровнем обученности•составить 1 задачу на нахождение площади фигуры с разными единицами измерения величин, нарисовать 2 аналогичные фигуры.Тема «Объем»Для учащихся с высоким уровнем обученностиучащиеся с высоким уровнем обученности объясняют выполнение заданий учащимся с низким и средним уровнемобученности.Тема «Величины»составить5 заданий, обменяться в группе друг с другом и выполнить их:для учащихся с низким уровнем обученности: единицыизмерения длины (км, м), единицы измерения массы (кг, г), единицы измерения времени (ч, мин), единицы измерения площади (см2, дм2), единицы измерения объема (л). Для выполнения данного задания учащимся была предложена карточкапомощница (лента единиц измерения величин);для учащихся со средним уровнем обученности: единицы измерения длины (км, дм, см), единицы измерения массы (ц, г), единицы измерения времени (мин, сек), единицы измерения площади (дм2, м2), единицы измерения объема (л);для учащихся с высоким уровнем обученности: единицы измерения длины (км, см, мм), единицы измерения массы (т, г), единицы измерения времени (ч, сек), единицы измерения площади (дм2, мм2), единицы измерения объема (л).Таким образом, хорошее владение учителем технологией разноуровневой дифференциации и комплексом разноуровневых заданий по теме «Величины» способствует организовать дифференцированную работы по конкретной теме, что позволит уберечь учащихся от возможных трудностей и пробелов в знании; возможность достаточно легко усвоить учащимися новый материал; повысить активность и работоспособность на уроках, а также поддерживать интерес к занятиям математикой.Можно сделать вывод, что регулярное включение разноуровневых заданий по теме «Величины» в учебную программу по математике начальной школы позволяет уберечь учащихся от возможных трудностей и пробелов в знании; дает возможность достаточно легко усвоить учащимися новый материал; повысить активность и работоспособность на уроках, а также поддерживать интерес к занятиям математикой. Для эффективности занятий по математике организовывать разноуровневую дифференциацию необходимо с 1 класса.

Ссылки на источники1.Стойлова, Л.П., Пышкало, А.М. Основы начального курса математики: учебник для педучилищ / Л.П. Стойлова, А.М. Пышкало.–М.: Просвещение. –1988г. –320с.2.Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник для бакалавров/ Л.П.Крившенко, М.Е. ВайндорфСысоева и др.; Под ред. Л.П.Крившенко. —М.: ТК Велби, Издво Проспект. —2004.—432 с.3.НикитинаН.Н., БалашоваВ.Г., ЖелезняковаО.М.,НовичковаН.М. Технологии воспитания и обучения:уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Электронный ресурс] / под ред. Н.Н.Никитиной //Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1621764/page:14/.4.Артеменкова, И.В. Роль дифференцированного подхода в развитии личности / И. В. Артеменкова // Начальная школа. –2004. –№ 4.5.Деменева, Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики: Методическое пособие/Н.Н.Деменева. –М.:АРКТИ, 2005. –88 с.6.Мельникова, Н.Ю. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках математики как средство для успешного обучения [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://infourok.ru/tehnologiyaurovnevoydifferenciaciikaksredstvodlyauspeshnogoobucheniya1055028.html. 7.Моисеева, Т.В. Способы дифференциации учебной работы школьников [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2012/01/25/sposobydifferentsiatsiiuchebnoy.