Особенности проявления и способы коррекции страха публичных выступлений у младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Орлова Д. А. Особенности проявления и способы коррекции страха публичных выступлений у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2226–2230. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970772.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования по выявлению признаков и причин возникновения страха публичных выступлений у детей младшего школьного возраста, а также методические рекомендации для коррекции данного вида страха, разработанные по результатам опытно-экспериментальной работы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Орлова Дарья Алексеевна,студент 4 курса, направление«Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», Институтдетства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирскdashik-95@list.ru

Научный руководитель:Мусатова Ольга Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,г.Новосибирскmusatovao@yandex.ru

Особенности проявленияи способы коррекции страха публичных выступлений у младших школьников

Аннотация.В статье представлены результаты исследования по выявлению признаков и причин возникновения страха публичных выступлений у детей младшего школьного возраста, а также методические рекомендации для коррекции данного вида страха, разработанные по результатамопытноэкспериментальной работы.Ключевые слова: младший школьный возраст, страх, страх публичных выступлений.

Младший школьный возраст –один из важнейших этапов в жизни каждого человека. Именно в этот период ребенок приобретает первый в жизни социальный статус –статус ученика. Привычная обстановка и неформальное общение сменяются впервые предъявляемыми требованиями и официальноделовым стилем. Ребенок привык к тому, что он является центральной фигурой его социального института –семьи, его любят, ценяти уважают не за какиелибо поступки, а просто так. С поступлением в школу ситуация кардинально меняется: ученик является частью класса, его потребности и желания переходят в группу второстепенных приоритетов, уступая место режиму, обязанностям и требованиям. Не каждый ребенок способен успешно справиться с этими важными переменами в его жизни, нередко это приводит к психологическому кризису. При подобном неблагоприятном исходе в психике ребенка могут возникнуть серьезные проблемы, боязни и страхи. Все эти трудности связаны с начальной школой, классным коллективом и, конечно, первым учителем. Классный руководитель –человек незнакомый, вызывающий опасения, новые одноклассники также являются незнакомцами. Не успев как следует адаптироваться, нужно начинать с ними общаться, давать ответы на уроках и выступать перед всем классом. Все эти действия могут спровоцировать у ребенка возникновение страха перед публичными выступлениями, с которым многие дети не в силах справиться самостоятельно. Задача учителя –помочь ребенку преодолеть этот страх и формировать у него умения публичного выступления. Каким образом учитель начальных классов может выполнить эту задачу? Ответ на этот вопрос мы попытаемся сформулировать в данной статье. Проблемами, связанными с изучением страха, занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Д. Ф. Фишер, М. Холл, К. Вердербер, Ю. В. Щербатых, Л. С. Акопян и другие. В самом общем смысле под страхом понимается негативная эмоция. Однако данная эмоция может быть представлена разными по интенсивности эмоциональными переживаниями:волнение –эмоциональное возбуждение, вызванное как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;тревога –отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия;собственно страх –отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности; фобия –иррациональный неконтролируемый страх или устойчивые проявления различных страхов, часто проявляется как состояние паники [1].С.А. Шипунов, руководитель «Университета Риторики и Ораторского Мастерства, в своей книге «Харизматичный оратор»отмечает: «Волнение перед выступлением –это норма. Если человек не волнуется перед выступлением, значит ему все равно, как оно пройдет, ему безразличны люди, перед которыми он выступает, сам доклад» [2]. Мобилизующее начало эмоции страха прочитывается в определении А.В. Петровского: «Страх –это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, способствует сосредоточению внимания на ее источнике и побуждает искать пути ее избегания»[3]. Аналогичный вывод дается в работе Г.А. Дорофеевой «Страхи: определение, виды, причины»: «Для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей»[4]. Действительно, ученик начальной школы, готовясь выступить с докладом перед всем классом или более обширной аудиторией,может столкнуться с этой непреодолимой для него преградой, а именно страхом публичного выступления. По современной классификации, предложенной профессором психологии Ю.В. Щербатых, данный вид страха относится к группе страхов «социальных», т.к. они могут подорвать социальный статус, понизить самооценку [1]. Вместе с тем выступление перед публикой –это непременный атрибут современного образовательного процесса. Формирование умения выступления перед публикой является одним из важнейших направлений в психологопедагогической деятельности учителя. Так как именно в младшем школьном возрасте происходит процесс становления личности ученика, формируется его коммуникативная культура. Как было отмечено выше, хорошее выступление без переживания эмоции страха невозможно. Но каким образом сделать так, чтобы страх не закрепился в виде тревожности как характеристики личности или не превратился в фобию? Ответ на данный вопрос мы попробовали сформулировать входе опытноэкспериментальной работы в начальной школе. В октябре 2016 г. на базе МБОУ СОШ № 96 г. Новосибирска нами было проведено экспериментальное исследование для изучения особенностей поведения детей в ходе публичного выступления. В исследовании приняли участие 28 учеников 3 класса. Детям предстояло выступить с докладамипроектами перед аудиторией сверстников из других классов. Отметим, что выступления были предварительно апробированы в ходе урокапроекта в данном классе. За каждым выступающим мы наблюдали, применяя следующие методики: методика 1. Наблюдение для определения уровняшкольной тревожности [5]; методика 2. Наблюдение за поведением во время публичного выступления (И.А.Петрова) [6];методика 3. Беседа для выяснения причин страха публичных выступлений (авторская).Методики 1 и 2 позволили зафиксировать различные мимические, интонационные и поведенческие проявления страха в ходе публичного выступления учеников. С помощью методики 1 фиксировались следующие проявления страха у детей: мимические –потупленный взгляд, лицо без эмоций, непроизвольное подергивание мышц лица, бледность или покраснение лица; интонационные –прерывистый голос, тихий голос, плаксивая интонация. С помощью методики 2 фиксировались поведенческие проявления во время выступления, такие как активностьпассивность, взгляд на публикуотсутствие взгляда на публику, обращение к другимотсутствие обращений к другим, скованностьраскрепощенность.

Рис.1. Результаты наблюдения за мимическими признаками тревожности у детей по методике 1.Рис. 2. Результаты наблюдения за интонационными признаками тревожности у детей по методике 1.

На рисунках 1 и 2 представлены результаты наблюдения по методике 1. Как видим, по критерию «мимические признаки»(рис. 1) более чем для 60% детей характерно лицо без эмоций, для 15 % потупленный взгляд, для 12 % побледнение или покраснение, в той или иной степени почти у 90 % детей были выявлены мимические признаки. Интонационные признаки тревожности были проявлены более, чем у 30 % детей (рис. 2). 15 %62 %5 %12 %010203040506070потупленный взглядлицо без эмоцийподергивание мышц лицабледность или покраснение лица3%27%3%051015202530прерывистый голостихий голосплаксивая интонацияРис.3. Результаты наблюдения за поведением детейво время публичного выступления по методике 2.

Результаты, полученные по методике 2, представлены на рисунке 3. Как видим, 86 % детей хотя бы единожды обратили внимание на публику в ходе выступления, в том числе 7 % детей вели себя на публике активно. Эти же 2 человека (7 %) свободно обращались с вопросами к аудитории, вели себя раскованно. Оставшиеся же 14 % детей в течение всего выступления ни разу не обратились к публике, были весьма скованными и проявляли явные признаки страха перед публикой.С помощью методики 3 удалось выяснить, что 26 детей (93 %) боятся выступать перед публикой. Среди основных причин своих страхов дети обозначили следующие: незнакомая и многочисленная публика (89 %), боязнь замечаний учителя и слушателей (89 %), боязнь выглядеть в глазах слушателей плохо (89 %), получение низкой отметки (53 %), неудачный опыт выступлений (21 %), незнакомая обстановка (17 %), неуверенность в себе (17%), незнание или плохое знание текста доклада (10%), дефекты речи (0%). Таким образом, исходя из полученных данных, можно заключить, что проблема страха публичных выступлений является актуальной для детей и требует повышенного внимания учителей. На основании полученных результатов нами были сформулированы рекомендации для учителя по устранению страха публичных выступлений. Следует отметить, что рекомендации для разных детей должны отличаться: для тех, кто боится неопределенности или публики –одни, в виде советов, для тех, у кого сформировано качество тревожности –другие, в виде коррекционной работы с психологом. Мы предлагаем некоторые обобщенные советы, которые будут способствовать эффективной работе по устранению страха выступлений перед аудиторией.1.Методы и приемы для работы по устранению данного рода страха можно подобрать или разработать, только установив конкретную причину его возникновения. 2.Существует множество психологических причин возникновения страха, значит, для устранения каждой причины существует определенный комплекс приемов работы. Учителю необходимо подобрать индивидуальные приемы и методы работы с учеником.3.Работа по устранению страха должна проводиться систематически и комплексно: учителем –в ходе учебного процесса и в ходе индивидуальной работы, родителями –в домашних условиях, психологом –в ходе сеансов и консультаций. 7 %86 %7%93%93 %14 %93%7%020406080100120активностьпассивностьвзгляд на публикуотсутствие взгляда на публикуобращние к аудиторииотсутствие обращенияскованностьраскрепощенность4.Педагог начальных классов должен выстраивать свою деятельность, руководствуясь принципом учета индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников. 5.С самого начала обучения учитель должен постараться наладить благоприятную, дружественную атмосферу в классе, чтобы каждый ученик чувствовал себя психологически и эмоционально комфортно. Учителю необходимо постоянно следить за тем, чтобы одноклассники уважительно относились друг к другу. 6.Нужно объяснить детям, что в случае неправильного ответа одноклассника, нельзя над ним смеяться, а необходимо помочь разобраться в непонятном материале. В ходе решения проблемных ситуаций, при возникновении разных точек зрения необходимо учить детей выслушивать друг друга, высказывать свое мнение, находить компромисс.7.В ходе учебновоспитательного процесса учитель может сочетать различные формы работы, в том числе парную и групповую. Работа в парах или в группах является одним их эффективных способов преодоления страха публичных выступлений. Если ученик боится выступить перед всем классом, то можно начать с выступления в группе, делая акцент на правилах групповой работы: не кричать, не перебивать, выслушивать, аргументировать и помогать.8.Некоторые ученики не хотят выступать перед классом, боясь получить низкую отметку. Учителю необходимо ориентировать детей не столько на получение высоких отметок, сколько на открытие новых знаний, приобретение навыков.9.Многие ученые, такие как С. Шипунов, С.Н. Халин, А.И. Козицына, занимающиеся исследованиями в области формирования навыка публичных выступлений, отмечают: для того, чтобы преодолеть страх перед выступлением, нужно положительно себя настроить, сделать ситуацию смешной, выбрать доброе лицо, среди слушателей. Страх перед аудиторией преодолевается постоянной практикой [5]. Учитель может порекомендовать данные приемы своим ученикам.10.Самая масштабная работа изначально должна быть проведена учителем самим с собой. Учитель может сочетать в себе роль помощника, наставника, друга, для этого ему необходимо выстраивать доверительные отношения с учащимися. Унижения, насмешки, крики, запугивания должны остаться под запретом. Таким образом, формирование умений публичного выступления у младших школьников является одним из приоритетных направлений в развитии гармоничной личности учащегося. Данной работой, на наш взгляд, важно заниматься не только педагогу, но и родителям, и психологу в ходе психологопедагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе.

Ссылки на источники1. Щербатых Ю.В. Психология страха / Ю.В.Щербатых. –М.: Эксмо, 2003. –512с.2. Шипунов С. Харизматичный оратор / С.Шипунов. –М.: Локус Станди, 2007. –288с.3. Психологический словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. –М.: Политиздат. –494с.4. Дорофеева Г.А. Страхи: определение, виды, причины / Г.А.Дорофеева // Известия Южного федерального университета. –2002. –№5.5. Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности [Электронный ресурс], –http://5psy.ru/obrazovanie/nablyudeniekakmetodopredeleniyaurovnyashkolnoietrevojnosti.html6.Петров И.А. Формирование навыка публичных выступлений на уроке и внеурочной деятельности в основной школе / И.А.Петров [Электронный ресурс], –http://sch10.rybadm.ru/1/docum/metrazr.pdf