Роль парламента в Российской Федерации
Выпуск:
ART 970789
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Капенский
М.
В. Роль парламента в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2311–2315. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970789.htm.
Аннотация. В статье подчеркивается роль Федерального Собрания – парламента Российской Федерации – в формировании правового демократического государства, защите прав и свобод граждан. Являясь определенной системой организации государственной власти, парламентаризм служит своего рода инструментом народовластия.
Ключевые слова:
парламент, конституция, разделение властей, легитимность, парламентаризм, народовластие, верховенство закона, многопартийность
Текст статьи
Капенский Максим Вадимович,студент 1 курс направления 40.03.01 Юриспруденцияфилиала ФГБОУ ВО«Кубанский государственный университет»в г.Тихорецке, г. Тихорецкkapensky.maks@yandex.ru
Роль парламента вРоссийской Федерации
Аннотация.В статье подчеркивается роль Федерального Собранияпарламента Российской Федерации в формировании правового демократического государства, защите прав и свобод граждан.Являясь определенной системой организации государственной власти, парламентаризм служит своего рода инструментом народовластия.Ключевые слова:Конституция, парламент, парламентаризм, народовластие, легитимность, разделение властей, верховенство закона, многопартийность. Сто десять лет назад вместе с созданием Государственной Думы были заложены предпосылки двухпалатной структуры российского парламентаризма. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разделение властей представительность и законность[1].Вусловиях демократического государства, народовластияпарламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета [2].Являясь определенной системой организации государственной власти, для которой характерно разделение властей, верховенство закона, парламентаризм служит своего рода инструментом народовластия [3].В России парламент это высший законодательный и представительный орган власти государства. Это единственный законодательный орган страны. В ст.105 Конституции РФ сказано: «Федеральные Законы принимаются Государственной Думой» [4].Также парламент РФ это общенациональный представительный орган власти РФ.Применениев Конституции РФтермина «парламент» к Федеральному Собранию означает официальное принятие категории парламентаризма с учетом Российских условий и особенностей.Законодательная власть в РФопределяет функционирование как исполнительной, так и судебной власти.Созданная для них соответствующая законодательная, нормативноправовая база позволяет этимветвям властиуспешно выполнять свои задачи и функции. Российский парламентаризм основанна принципе разделения властей, соотношениизаконодательной и исполнительной ветви власти при условии их взаимодействия, взаимозависимости и взаимопроникновения, признания ответственности правительства перед парламентом.Сформированное непосредственно народом путем прямого волеизъявления в условиях многопартийности и политикоидеологического многообразия Федеральное Собрание обеспечивает права и свободы человека как высшей социальной ценности [5].Монтескье в своих трудах указывал на необходимость недопущения прямого народного правления или мажоритарной системы для крупных республик[6].Глава 5 Конституции РФ полностью посвящена Федеральному Собранию и содержит ряд норм, определяющих статус парламента, его структуру, другие важные положения. Следует отметить, что в ряд статей были внесены поправки. Так, редакция статьи 95 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г.[7]Редакция части 1 статьи 96 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации опоправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. [8]Редакция пункта "ж" части 1 статьи 102 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", вступившим в силу со дняего официального опубликования 6 февраля 2014 г.[9]Редакция пункта "з" части 1 статьи 102 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г.[10]Часть 1 статьи 103 дополнена новым пунктом "в", буквенные обозначения последующих пунктов изменены в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г.[11]Редакция части 1 статьи 104 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г.[12]Кроме того, необходимые конституционные гарантии осуществления законодательной и представительной власти содержатся в главе 1 «Основы конституционного строя», в которой сформированы положения о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (п.2 и п.3 ст3). В ст.10 закреплены разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, их самостоятельность. А в соответствии со ст. 11 государственную власть в РФ наряду с другими государственными органами осуществляет и парламент Федеральное Собрание РФ[1].Конституционно правовой статусроссийского парламента позволяет сделать вывод о том, что он учрежден и функционирует в соответствии с классическими принципами парламентаризма, выработанными мировой теорией и практикой.Россияза относительно короткий отрезок времени прошла путь становления и развитияпарламентаризма. Совершенно очевидно, что парламентский путь развития это единственно возможный путь построения правовогогосударства[13]. Народ в России является единственным источникомвласти, носителем суверенитета. Народучаствуетв формировании Государственной Думы, Совета Федерации через своих представителей.Народ может дать объективную оценку деятельности парламентаи определить его роль в демократическом государстве.В Российской Федерации народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободы и права человека и обеспечивающие решения общественных проблем в интересах всех граждан. Поэтому парламент рассматривается как выразитель интересов и воле народа (нация), т.е. всей совокупности граждан государства.Представительный характер Федерального Собрания во многом обусловлен самими демократическими началами его формирования: принципами представительства формирования Совета Федерации и выборности депутатов Государственной Думы.Только выборные представительные органы государственной власти вправе законодательствовать, т.е. именоваться органами законодательной власти [14].
Конституция РФ также подтверждает положениео том, что Государственная Дума выборный представительный орган власти.
Конституция РФ устанавливает определенный баланс правомочий каждой из палат в процессе законодательной деятельности:
законопроекты вносятся в Государственную Думу;
предусмотрена возможность и имеется четкое правило, позволяющее преодолеть несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой законом: «…федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы» (ч.5ст. 105 Конституции РФ).Таким образом, Конституция РФ отводит парламенту Федеральному Собранию РФ важнуюроль выступать в качестве законодательного органа Российской Федерации, являясь коллегиальным органом, состоящим из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.Сегодня Федеральное Собраниеседьмого созывазанимает стабильные позиции в конституционнополитическом механизме государства. Парламентаризм динамичен и никогда не остановится в своем развитии.
Считаем, что представительство народа, уважение к его интересам останутся главными движущими силами российского парламентаризма [15].
Дальнейшее развитие парламентаризма в России должно способствовать укреплению демократии, совершенствованию государственного механизма в обеспечении прав человека и гражданина. В России должна быть единая идеология, котораяполучит концептуальное развитие и утвердится законодательно на самом высоком уровне иерархии законов[16].Развитие, совершенствование российского парламентаризма обусловлено целями и задачами, поставленными Основным законом государства Конституцией РФ. Ссылки на источники1.Попова Л.Е. Роль парламента в демократическом государстве // В сборнике:Актуальные вопросы юридической науки и практикиМатериалы III Межвузовской научнопрактической конференции. 2014. С. 102106.2.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист. 2004 С.417.3.Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государства и право, 1993. №4.С.11.4.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7ФКЗ, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года №2ФКЗ). М.: Кнорус, 2017.5.Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. Конституционное право современной России. М. : Дело и Сервис. 2001. С.221222, С.227230.6.Понарина Н.Н. Глобализация и тенденция децентрализации политической и экономической власти // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2011. № 24. С. 2933.7.Официальный интернетпортал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002.8.Российская газета, 2008, 31 декабря.9.Официальный интернетпортал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001.10.Официальный интернетпортал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001.11.Российская газета, 2008, 31 декабря.12.Официальный интернетпортал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001.13.Попова Л.Е. Формирование светского государства в России // Журнал научных и прикладных исследований. 2015. № 4. С. 3436.14.Баглай М.В. Конституционализм и политическая система современной России // Журнал российского права. 2003.№1.1 С.1012.15.Ткаченко В.Г. Некоторые аспекты ограничения законотворческой компетенции Федерального Собрания РФ //Право и политика.2000. №11. С.5455.16.Сирик М.С. Конституция РФ и государственная идеология// В сборнике: Современные проблемы социальногуманитарных и юридических наук: теория, методология, практикаМатериалы международной научнопрактической конференции . под общей редакцией Е.В. Королюк. 2017.
Роль парламента вРоссийской Федерации
Аннотация.В статье подчеркивается роль Федерального Собранияпарламента Российской Федерации в формировании правового демократического государства, защите прав и свобод граждан.Являясь определенной системой организации государственной власти, парламентаризм служит своего рода инструментом народовластия.Ключевые слова:Конституция, парламент, парламентаризм, народовластие, легитимность, разделение властей, верховенство закона, многопартийность. Сто десять лет назад вместе с созданием Государственной Думы были заложены предпосылки двухпалатной структуры российского парламентаризма. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разделение властей представительность и законность[1].Вусловиях демократического государства, народовластияпарламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета [2].Являясь определенной системой организации государственной власти, для которой характерно разделение властей, верховенство закона, парламентаризм служит своего рода инструментом народовластия [3].В России парламент это высший законодательный и представительный орган власти государства. Это единственный законодательный орган страны. В ст.105 Конституции РФ сказано: «Федеральные Законы принимаются Государственной Думой» [4].Также парламент РФ это общенациональный представительный орган власти РФ.Применениев Конституции РФтермина «парламент» к Федеральному Собранию означает официальное принятие категории парламентаризма с учетом Российских условий и особенностей.Законодательная власть в РФопределяет функционирование как исполнительной, так и судебной власти.Созданная для них соответствующая законодательная, нормативноправовая база позволяет этимветвям властиуспешно выполнять свои задачи и функции. Российский парламентаризм основанна принципе разделения властей, соотношениизаконодательной и исполнительной ветви власти при условии их взаимодействия, взаимозависимости и взаимопроникновения, признания ответственности правительства перед парламентом.Сформированное непосредственно народом путем прямого волеизъявления в условиях многопартийности и политикоидеологического многообразия Федеральное Собрание обеспечивает права и свободы человека как высшей социальной ценности [5].Монтескье в своих трудах указывал на необходимость недопущения прямого народного правления или мажоритарной системы для крупных республик[6].Глава 5 Конституции РФ полностью посвящена Федеральному Собранию и содержит ряд норм, определяющих статус парламента, его структуру, другие важные положения. Следует отметить, что в ряд статей были внесены поправки. Так, редакция статьи 95 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г.[7]Редакция части 1 статьи 96 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации опоправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. [8]Редакция пункта "ж" части 1 статьи 102 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", вступившим в силу со дняего официального опубликования 6 февраля 2014 г.[9]Редакция пункта "з" части 1 статьи 102 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г.[10]Часть 1 статьи 103 дополнена новым пунктом "в", буквенные обозначения последующих пунктов изменены в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г.[11]Редакция части 1 статьи 104 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г.[12]Кроме того, необходимые конституционные гарантии осуществления законодательной и представительной власти содержатся в главе 1 «Основы конституционного строя», в которой сформированы положения о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (п.2 и п.3 ст3). В ст.10 закреплены разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, их самостоятельность. А в соответствии со ст. 11 государственную власть в РФ наряду с другими государственными органами осуществляет и парламент Федеральное Собрание РФ[1].Конституционно правовой статусроссийского парламента позволяет сделать вывод о том, что он учрежден и функционирует в соответствии с классическими принципами парламентаризма, выработанными мировой теорией и практикой.Россияза относительно короткий отрезок времени прошла путь становления и развитияпарламентаризма. Совершенно очевидно, что парламентский путь развития это единственно возможный путь построения правовогогосударства[13]. Народ в России является единственным источникомвласти, носителем суверенитета. Народучаствуетв формировании Государственной Думы, Совета Федерации через своих представителей.Народ может дать объективную оценку деятельности парламентаи определить его роль в демократическом государстве.В Российской Федерации народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободы и права человека и обеспечивающие решения общественных проблем в интересах всех граждан. Поэтому парламент рассматривается как выразитель интересов и воле народа (нация), т.е. всей совокупности граждан государства.Представительный характер Федерального Собрания во многом обусловлен самими демократическими началами его формирования: принципами представительства формирования Совета Федерации и выборности депутатов Государственной Думы.Только выборные представительные органы государственной власти вправе законодательствовать, т.е. именоваться органами законодательной власти [14].
Конституция РФ также подтверждает положениео том, что Государственная Дума выборный представительный орган власти.
Конституция РФ устанавливает определенный баланс правомочий каждой из палат в процессе законодательной деятельности:
законопроекты вносятся в Государственную Думу;
предусмотрена возможность и имеется четкое правило, позволяющее преодолеть несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой законом: «…федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы» (ч.5ст. 105 Конституции РФ).Таким образом, Конституция РФ отводит парламенту Федеральному Собранию РФ важнуюроль выступать в качестве законодательного органа Российской Федерации, являясь коллегиальным органом, состоящим из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.Сегодня Федеральное Собраниеседьмого созывазанимает стабильные позиции в конституционнополитическом механизме государства. Парламентаризм динамичен и никогда не остановится в своем развитии.
Считаем, что представительство народа, уважение к его интересам останутся главными движущими силами российского парламентаризма [15].
Дальнейшее развитие парламентаризма в России должно способствовать укреплению демократии, совершенствованию государственного механизма в обеспечении прав человека и гражданина. В России должна быть единая идеология, котораяполучит концептуальное развитие и утвердится законодательно на самом высоком уровне иерархии законов[16].Развитие, совершенствование российского парламентаризма обусловлено целями и задачами, поставленными Основным законом государства Конституцией РФ. Ссылки на источники1.Попова Л.Е. Роль парламента в демократическом государстве // В сборнике:Актуальные вопросы юридической науки и практикиМатериалы III Межвузовской научнопрактической конференции. 2014. С. 102106.2.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист. 2004 С.417.3.Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государства и право, 1993. №4.С.11.4.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7ФКЗ, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года №2ФКЗ). М.: Кнорус, 2017.5.Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. Конституционное право современной России. М. : Дело и Сервис. 2001. С.221222, С.227230.6.Понарина Н.Н. Глобализация и тенденция децентрализации политической и экономической власти // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2011. № 24. С. 2933.7.Официальный интернетпортал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002.8.Российская газета, 2008, 31 декабря.9.Официальный интернетпортал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001.10.Официальный интернетпортал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001.11.Российская газета, 2008, 31 декабря.12.Официальный интернетпортал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001.13.Попова Л.Е. Формирование светского государства в России // Журнал научных и прикладных исследований. 2015. № 4. С. 3436.14.Баглай М.В. Конституционализм и политическая система современной России // Журнал российского права. 2003.№1.1 С.1012.15.Ткаченко В.Г. Некоторые аспекты ограничения законотворческой компетенции Федерального Собрания РФ //Право и политика.2000. №11. С.5455.16.Сирик М.С. Конституция РФ и государственная идеология// В сборнике: Современные проблемы социальногуманитарных и юридических наук: теория, методология, практикаМатериалы международной научнопрактической конференции . под общей редакцией Е.В. Королюк. 2017.