Роль парламента в Российской Федерации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Капенский М. В. Роль парламента в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2311–2315. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970789.htm.
Аннотация. В статье подчеркивается роль Федерального Собрания – парламента Российской Федерации – в формировании правового демократического государства, защите прав и свобод граждан. Являясь определенной системой организации государственной власти, парламентаризм служит своего рода инструментом народовластия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Капенский Максим Вадимович,студент 1 курс направления 40.03.01 Юриспруденцияфилиала ФГБОУ ВО«Кубанский государственный университет»в г.Тихорецке, г. Тихорецкkapensky.maks@yandex.ru

Роль парламента вРоссийской Федерации

Аннотация.В статье подчеркивается роль Федерального Собрания‬парламента Российской Федерации в формировании правового демократического государства, защите прав и свобод граждан.Являясь определенной системой организации государственной власти, парламентаризм служит своего рода инструментом народовластия.Ключевые слова:Конституция, парламент, парламентаризм, народовластие, легитимность, разделение властей, верховенство закона, многопартийность. Сто десять лет назад вместе с созданием Государственной Думы были заложены предпосылки двухпалатной структуры российского парламентаризма. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разделение властей представительность и законность[1].Вусловиях демократического государства, народовластияпарламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета [2].Являясь определенной системой организации государственной власти, для которой характерно разделение властей, верховенство закона, парламентаризм служит своего рода инструментом народовластия [3].В России парламент ‬это высший законодательный и представительный орган власти государства. Это единственный законодательный орган страны. В ст.105 Конституции РФ сказано: «Федеральные Законы принимаются Государственной Думой» [4].Также парламент РФ ‬это общенациональный представительный орган власти РФ.Применениев Конституции РФтермина «парламент» к Федеральному Собранию означает официальное принятие категории парламентаризма с учетом Российских условий и особенностей.Законодательная власть в РФопределяет функционирование как исполнительной, так и судебной власти.Созданная для них соответствующая законодательная, нормативноправовая база позволяет этимветвям властиуспешно выполнять свои задачи и функции. Российский парламентаризм основанна принципе разделения властей, соотношениизаконодательной и исполнительной ветви власти при условии их взаимодействия, взаимозависимости и взаимопроникновения, признания ответственности правительства перед парламентом.Сформированное непосредственно народом путем прямого волеизъявления в условиях многопартийности и политикоидеологического многообразия Федеральное Собрание обеспечивает права и свободы человека как высшей социальной ценности [5].Монтескье в своих трудах указывал на необходимость недопущения прямого народного правления или мажоритарной системы для крупных республик[6].Глава 5 Конституции РФ полностью посвящена Федеральному Собранию и содержит ряд норм, определяющих статус парламента, его структуру, другие важные положения. Следует отметить, что в ряд статей были внесены поправки. Так, редакция статьи 95 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г.[7]Редакция части 1 статьи 96 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации опоправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. [8]Редакция пункта "ж" части 1 статьи 102 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", вступившим в силу со дняего официального опубликования 6 февраля 2014 г.[9]Редакция пункта "з" части 1 статьи 102 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г.[10]Часть 1 статьи 103 дополнена новым пунктом "в", буквенные обозначения последующих пунктов изменены в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г.[11]Редакция части 1 статьи 104 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г.[12]Кроме того, необходимые конституционные гарантии осуществления законодательной и представительной власти содержатся в главе 1 «Основы конституционного строя», в которой сформированы положения о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (п.2 и п.3 ст3). В ст.10 закреплены разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, их самостоятельность. А в соответствии со ст. 11 государственную власть в РФ наряду с другими государственными органами осуществляет и парламент ‬Федеральное Собрание РФ[1].Конституционно правовой статусроссийского парламента позволяет сделать вывод о том, что он учрежден и функционирует в соответствии с классическими принципами парламентаризма, выработанными мировой теорией и практикой.Россияза относительно короткий отрезок времени прошла путь становления и развитияпарламентаризма. Совершенно очевидно, что парламентский путь развития ‬это единственно возможный путь построения правовогогосударства[13]. Народ в России является единственным источникомвласти, носителем суверенитета. Народучаствуетв формировании Государственной Думы, Совета Федерации через своих представителей.Народ может дать объективную оценку деятельности парламентаи определить его роль в демократическом государстве.В Российской Федерации народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободы и права человека и обеспечивающие решения общественных проблем в интересах всех граждан. Поэтому парламент рассматривается как выразитель интересов и воле народа (нация), т.е. всей совокупности граждан государства.Представительный характер Федерального Собрания во многом обусловлен самими демократическими началами его формирования: принципами представительства формирования Совета Федерации и выборности депутатов Государственной Думы.Только выборные представительные органы государственной власти вправе законодательствовать, т.е. именоваться органами законодательной власти [14].

Конституция РФ также подтверждает положениео том, что Государственная Дума ‬выборный представительный орган власти.

Конституция РФ устанавливает определенный баланс правомочий каждой из палат в процессе законодательной деятельности:

законопроекты вносятся в Государственную Думу;

предусмотрена возможность и имеется четкое правило, позволяющее преодолеть несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой законом: «…федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы» (ч.5ст. 105 Конституции РФ).Таким образом, Конституция РФ отводит парламенту ‬Федеральному Собранию РФ важнуюроль ‬выступать в качестве законодательного органа Российской Федерации, являясь коллегиальным органом, состоящим из двух палат ‬Совета Федерации и Государственной Думы.Сегодня Федеральное Собраниеседьмого созывазанимает стабильные позиции в конституционно‬политическом механизме государства. Парламентаризм динамичен и никогда не остановится в своем развитии.

Считаем, что представительство народа, уважение к его интересам останутся главными движущими силами российского парламентаризма [15].

Дальнейшее развитие парламентаризма в России должно способствовать укреплению демократии, совершенствованию государственного механизма в обеспечении прав человека и гражданина. В России должна быть единая идеология, котораяполучит концептуальное развитие и утвердится законодательно на самом высоком уровне иерархии законов[16].Развитие, совершенствование российского парламентаризма обусловлено целями и задачами, поставленными Основным законом государства Конституцией РФ. Ссылки на источники1.Попова Л.Е. Роль парламента в демократическом государстве // В сборнике:Актуальные вопросы юридической науки и практикиМатериалы III Межвузовской научнопрактической конференции. 2014. С. 102106.2.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист. 2004 С.417.3.Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государства и право, 1993. №4.С.11.4.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7ФКЗ, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года №2ФКЗ). М.: Кнорус, 2017.5.Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. Конституционное право современной России. М. : Дело и Сервис. 2001. С.221222, С.227230.6.Понарина Н.Н. Глобализация и тенденция децентрализации политической и экономической власти // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. ‬2011. ‬№ 24. ‬С. 2933.7.Официальный интернетпортал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002.8.Российская газета, 2008, 31 декабря.9.Официальный интернетпортал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001.10.Официальный интернетпортал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001.11.Российская газета, 2008, 31 декабря.12.Официальный интернетпортал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001.13.Попова Л.Е. Формирование светского государства в России // Журнал научных и прикладных исследований. 2015. № 4. С. 3436.14.Баглай М.В. Конституционализм и политическая система современной России // Журнал российского права. 2003.№1.1 С.1012.15.Ткаченко В.Г. Некоторые аспекты ограничения законотворческой компетенции Федерального Собрания РФ //Право и политика.2000. №11. С.5455.16.Сирик М.С. Конституция РФ и государственная идеология// В сборнике: Современные проблемы социальногуманитарных и юридических наук: теория, методология, практикаМатериалы международной научнопрактической конференции . под общей редакцией Е.В. Королюк. 2017.