Исследование уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением
Выпуск:
ART 970805
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гладышев
Д.
И. Исследование уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2391–2395. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970805.htm.
Аннотация. Статья посвящена феномену самооценки, ее изучению у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра. Представлены результаты исследования по методикам: Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире», опросника Г. Н. Казанцевой.
Ключевые слова:
самооценка, адекватная самооценка, заниженная самооценка, завышенная самооценка, аддиктивное поведение
Похожие статьи
Текст статьи
Гладышев Дмитрий Иванович,магистрант факультета психологии, ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинскdmitryglad@mail.ru
Научный руководитель:КапитанецЕлена Германовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинскelena030801@mail.ru
Исследование уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением
Аннотация.Статья посвящена феномену самооценки, ее изучению у лиц с аддиктивным поведениемв условиях реабилитационного центра. Представлены результаты исследования по методикам: ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожан,В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире», опросника Г.Н.Казанцевой.Ключевые слова: аддиктивное поведение, самооценка, адекватная самооценка, заниженная самооценка, завышенная самооценка.
На сегодняшний день исследованиеуровнясамооценки у лиц с аддиктивным поведением представляют огромный интерес для психологов, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.Понятие «самооценка» в психологии было сформировано не сразу. Ученые на протяжении долгого времени уточняли этопонятие. Результаты изучения этой проблемы представлены в трудах таких авторов, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, Л.А.Рыбак, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Р. Бернс, 3. Фрейд, и др.Самооценка, по мнению Т. В. Слотиной,представляет оценку личностисебя самой, своих качеств, возможностейи своего места среди окружающих её людей [1].От того, какая у человека самооценка зависит многое в его жизни, его отношение к окружающему миру, отношения с другими людьми, требовательность к себе, уровень притязаний, его реакция на достижения и неудачи[2].Расхождение между уровнем притязаний и реальностью, приводит к искаженному представлению о своих возможностях, способностях, о себе, в результате чего его поведение приобретает неадекватные формы (возникают повышенный уровень тревожности, агрессивности, бурные эмоциональные реакции, эмоциональные срывыи др.) [34].Многочисленные исследования, проведенные зарубежными и отечественными учеными, дают четкое понимание, что аддиктивное поведение, проявляющееся в изменении сознания путем приема психоактивных веществ формируется в подростковом возрасте, а не редко и в раннем детстве. Если рассматривать возрастные особенности самооценки, то важно отметить, что у подростков восприятие себя принимает негативную тенденцию и как следствие занижается уровень самооценки. Психологи объясняют такое явление несколькими факторами [5]:–подросток, оценивая себя и свою жизнь, зачастую смотрит на то, чего он достиг на данном жизненном этапе и, увидев, что реальные достижения пока еще не такие серьезные, как требует подростковый уровень притязаний и желание многого достичь здесь и сейчас, то адекватное восприятие себя, уровень самооценки очень чувствительны иподвержены серьезным колебаниям в основном в сторону занижения;–подростки зачастую ориентируются на идеальное «Я», и если оно отличается от реального «Я», то, как следствие появляется неуверенность в себе, нерешительность, ложное представление о себе и своем потенциале, недовольство собой, растет желание уйти от реальности. Подростками очень важно чувствовать себя взрослым, они хотят выглядеть старше, чем на самом деле, для них очень важно равноправие и уважение к себе. Их абсолютно не устраивает, когда с ними обращаются как с детьми. Желание стать взрослым проявляется в поведении, когда подросток, во что бы то ни стало, стремиться оградить себя от опеки родителей и зависимости от кого либо, считая,что он уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свою жизнь, что говорит об искаженном представлении о себе и неадекватности его самооценки. Подростки, пытаясь повысить свой уровень самооценки и показаться самостоятельными в глазах своих сверстников, демонстрируют взрослое, с их точки зрения, поведение [3].Такое «взрослое поведение» выражается в том, что подростки принимаются употреблять различные психоактивные вещества. Подростковый возраст является существенным фактором риска формирования неадекватной самооценки и как следствие развития аддиктивного поведения[6].Аддиктивное поведение –это девиантная форма поведения, которое выражается в стремлении уйти от реальности с помощью искусственного изменения своего психического состояния. Изменение состояния психикипроисходит намеренно посредством веществ, изменяющих сознание, а также путем вовлечения в разные виды активности[7].В настоящее время в психологиинакоплен большой опыт изучения различных форм аддиктивного поведения, индивидуальноличностных качеств, межличностных отношений лиц с аддиктивным поведением (Н.В. Антонова,У.А.Абшаихова, Е.В.Баранова, B.C. Битенский, A.B. Гоголева,Е.Л. Григоренко,Т.А.Донских,Т.Б.Дмитриева,В.Ю. Завьялов,М.В. Заковоротная, Е.В. Конева,Д.В. Колесов, С.А. Кулаков,Ю.В. Попов, Т.В. Румянцева,Э.В. Сайко, H.A. Сирота, Т.В.Темиров,Т.В. Чернобровкина,В.М.Ялтонскийи др.), однако, изучение самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра остается актуальным.В исследовании уровня самооценки, приняли участие 24 пациента реабилитационного центра коррекции поведения для лиц, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголягорода Челябинска в возрасте 2530 лет.Физическое и психическое развитие пациентов не соответствует норме, так, у трех пациентов диагностирован вирус иммунодефицита человека, более половины испытуемых имеют вирус гепатита С, многие пациенты состоят на учете у нарколога и психиатра, 10 пациентов отбывали наказание в местах лишения свободы или привлекались к уголовной ответственности. Большинство пациентов имеют только среднее образование,не имеют семей, постоянной работы и многие вообще никогда не работали.Этапу проведения психологического обследования уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением предшествовала индивидуальная беседа с каждым пациентом, в ходе которой выяснилось, что у большинства есть страх перед будущим, так как многие не адаптированы ксоциуму, не умеют жить трезво, присутствуют такие чувства как подавленность, безвыходность, беспомощность, отчаяние и уныние.Психологический климат в группе напряженный, это объясняется тем, что пациентам приходиться жить в закрытом учреждении, соблюдатьправила и распорядок дня центра, делать уборку и готовить еду. Кроме того, у большинства испытуемых есть годами сформированные стереотипы, которые ставят серьезные барьеры в общении и восприятии информации, что провоцирует конфликтные ситуации.Изначальноиспытуемые подходили к исследованию с недоверием, пытаясь найти какойнибудь подвох, боялись, что не будет соблюден принцип анонимности, тем не менее, в ходе бесед, получилось убедить их в полной конфиденциальности исследования, путем беседы.Результаты исследования уровня самооценки по методике ДембоРубинштейнав модификации А.М. Прихожан представлены на рисунке 1.
Рис. 1.Результаты диагностики уровня самооценки по методике ДембоРубинштейн в модификации А.М. Прихожан
В результате диагностики уровня самооценки у пациентов реабилитационного центра по методике ДембоРубенштейн было выявлено, что у 8,5% испытуемых наблюдается завышенная (высокий уровень) самооценка.Они, как правило, ставят себя выше других и имеют ложноепредставление о себе. Они убеждены в своей правоте, не принимают какихлибо альтернативных точек зрения кроме собственных, склонны обвинять в неудачах окружающих людей и обстоятельства, так как не способны принять реальность жизни.У людей с завышенной самооценкой очень часто происходят конфликты в коллективе, в них преобладает чувство соперничества и желание всегда и во всем быть первыми. Высокомерие, перфекционизм, эгоцентризм, эгоизм и гордыня не дают им наладить нормальные отношения с обществом, в результате чего эти люди, в глубине души, очень одиноки и несчастны[8].Со средним уровнем самооценки было выявлено 33,5% испытуемых, имеющие реальное представление о себе и принимающиесебя такими, какие они есть, они открыты, воспринимают любую информацию и достигают успехов.Люди с адекватной самооценкой уверенно принимают решения и несут ответственность за свою жизнь, они реалистичны в уровне притязаний, менее подвержены стрессам и неврозам, способны поддерживать позитивные отношение с окружающими людьми и обществом, лучше переносят неудачи, чем люди с завышенной или заниженной самооценкой.В результате проведенной диагностики, выявлено, что у 58% пациентов реабилитационного центра наблюдается низкая (заниженная) самооценка. Для них характерно чувство жалости к себе и нерешительность, ярко выраженное чувство вины.Они неспособны принимать решения, брать ответственность, обвиняютдругих в собственных неудачах, не умеют отказывать, занимаются самобичеванием, чрезмерно переживают по поводу своего внешнего вида.Активность личности ее настроение, эмоции зависят от ее самочувствия, психического и физического здоровья[9].Человек с низкой самооценкой испытывает тревожность, неуверенность, напряженность.Результаты исследованияуровня самооценки по методике В.В. Новикова «Кто я есть в этом мире» представлены на рисунке 2.
0,00%20,00%40,00%60,00%80,00%100,00%Высокий Средний Низкий Очень высокий8,50%33,50%58%0%Количество испытуемых%Уровни самооценки
Рис. 2.Результаты исследования уровня самооценки по методике В.В. Новикова«Кто я есть в этом мире»
Прослеживается неустойчивость самооценки в выборе лиц с аддиктивнымповедением, выявлена ориентация на неадекватность оценивания себя, по принципу занижения.При исследовании уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра, было выявлено, что у 54% испытуемых наблюдается адекватная самооценка, то есть эти люди адекватно оценивают себя, свои способности и окружающий мир.У 12% пациентов в ходе диагностики был обнаружен высокий уровень самооценки. Такие люди пренебрегают потребностями и мнением других людей, у них присутствует чувствопревосходства над окружающими и искаженное представление о себе.В ходе проведения исследования, у 34% испытуемых была диагностирована заниженная самооценка.Результаты исследования уровня самооценки по методике изучения общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой) представлены на рисунке 3.
0%20%40%60%80%100%0%12,0%54%34%0%Количество испытуемых%Уровни самооценки
Рис. 3.Результаты исследования уровня самооценки по методике изучения общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н.Казанцевой)
При исследовании уровня самооценки у пациентов реабилитационного центра с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой), было выявлено, что у 42 % испытуемых наблюдается низкая самооценка, а у 58% был диагностирован средний уровень самооценки.В результате анализа данных, полученных при исследовании уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра, было выявлено, что у 50% (12 человек) наблюдается средний уровень самооценки, а у остальных 50% (12 человек) –низкий уровень самооценки.Уровень самооценки обусловлен расхождением между «Я» идеальным и «Я» реальным, уровнем притязания и реальной ситуацией[10].Заниженнаясамооценкаявляетсясигналомнеблагополучияличностиинеобходимопереосмыслитьсвоипритязанияиприоритеты, изменитьжизнедеятельность, своеотношениесмиром.Выводы: Результаты исследования показали, что у лиц с аддиктивным поведением 2530 лет преобладает заниженная самооценка. В этом возрасте происходит переосмысление своих жизненныхцелей, ценностей, принципов. Выбранная профессия, сфера деятельности не приводит к удовлетворению, ощущению успеха. Нарушаются межличностные и семейные отношения. На этом фоне возникает повышенное желание поиска новых впечатлений, уход от реальности путемизменения своего психического состояния и, в конечном счете, патологические проявления личности.Поэтому, важным становится вопрос профилактикиаддикций в среднем возрасте.
Ссылки на источники1.Слотина Т.В. Психология личности: Учебное пособие/Т.В. Слотина. –СПб.: Питер, 2016. –304с.2.Долгова В.И. Исследование динамики самооценивания младших подростков с расстройствами поведения/В.И. Долгова//Современные наукоемкие технологии.–2016. № 12 (2). С. 333338.3.КапитанецЕ.Г., Девятова К.М. Влияние тревожности на агрессивное поведение подростков/ Е.Г. Капитанец., К.М. Девятова// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. Т. 7. –С. 61–65.4.Капитанец Е.Г. Профилактика эмоциональных нарушений/Е.Г. Капитанец//Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы/ сборник статей Международной научнопрактической конференции. 2015. С. 312 –314.0,00%10,00%20,00%30,00%40,00%50,00%60,00%70,00%80,00%90,00%100,00%Высокий Средний Низкий 0,00%58,00%42%Количество испытуемых%Уровни самооценки5.Болотова, А. К., Молчанова, О. Н. Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н.Молчанова. —М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. —526 с. 6.Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Гладышев Д.И. Моделирование психологопедагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра/В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, Д.И. Гладышев//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135). С. 267272. 7.Карпан К.Н. Аддикция и особенности зависимой личности: Методическое пособие/К.Н. Карлан. –Б.Ц.: 2015. –43с.8.Майерс Д. Социальная психология/Д. Майрос.–СПб.:Питер, 2013. –800 с.
9.Dolgova V.I., Baryshnikova E.V., Kapitanets E.G., Popova E.V., Rokitskaya Yu.A. Psychocorrection Of Health, Activity and Mood of Patients with Coronary Artery Disease at The Stage of Sanatorium Therapy. RJPBBPRJPBCS Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. —2016. —№ 7(6). —С. 322–328.10.Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования :учеб. пособие / О.Н. Молчанова. –М.: Флинта: Наука, 2010. –392 с.
Научный руководитель:КапитанецЕлена Германовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинскelena030801@mail.ru
Исследование уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением
Аннотация.Статья посвящена феномену самооценки, ее изучению у лиц с аддиктивным поведениемв условиях реабилитационного центра. Представлены результаты исследования по методикам: ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожан,В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире», опросника Г.Н.Казанцевой.Ключевые слова: аддиктивное поведение, самооценка, адекватная самооценка, заниженная самооценка, завышенная самооценка.
На сегодняшний день исследованиеуровнясамооценки у лиц с аддиктивным поведением представляют огромный интерес для психологов, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.Понятие «самооценка» в психологии было сформировано не сразу. Ученые на протяжении долгого времени уточняли этопонятие. Результаты изучения этой проблемы представлены в трудах таких авторов, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, Л.А.Рыбак, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Р. Бернс, 3. Фрейд, и др.Самооценка, по мнению Т. В. Слотиной,представляет оценку личностисебя самой, своих качеств, возможностейи своего места среди окружающих её людей [1].От того, какая у человека самооценка зависит многое в его жизни, его отношение к окружающему миру, отношения с другими людьми, требовательность к себе, уровень притязаний, его реакция на достижения и неудачи[2].Расхождение между уровнем притязаний и реальностью, приводит к искаженному представлению о своих возможностях, способностях, о себе, в результате чего его поведение приобретает неадекватные формы (возникают повышенный уровень тревожности, агрессивности, бурные эмоциональные реакции, эмоциональные срывыи др.) [34].Многочисленные исследования, проведенные зарубежными и отечественными учеными, дают четкое понимание, что аддиктивное поведение, проявляющееся в изменении сознания путем приема психоактивных веществ формируется в подростковом возрасте, а не редко и в раннем детстве. Если рассматривать возрастные особенности самооценки, то важно отметить, что у подростков восприятие себя принимает негативную тенденцию и как следствие занижается уровень самооценки. Психологи объясняют такое явление несколькими факторами [5]:–подросток, оценивая себя и свою жизнь, зачастую смотрит на то, чего он достиг на данном жизненном этапе и, увидев, что реальные достижения пока еще не такие серьезные, как требует подростковый уровень притязаний и желание многого достичь здесь и сейчас, то адекватное восприятие себя, уровень самооценки очень чувствительны иподвержены серьезным колебаниям в основном в сторону занижения;–подростки зачастую ориентируются на идеальное «Я», и если оно отличается от реального «Я», то, как следствие появляется неуверенность в себе, нерешительность, ложное представление о себе и своем потенциале, недовольство собой, растет желание уйти от реальности. Подростками очень важно чувствовать себя взрослым, они хотят выглядеть старше, чем на самом деле, для них очень важно равноправие и уважение к себе. Их абсолютно не устраивает, когда с ними обращаются как с детьми. Желание стать взрослым проявляется в поведении, когда подросток, во что бы то ни стало, стремиться оградить себя от опеки родителей и зависимости от кого либо, считая,что он уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свою жизнь, что говорит об искаженном представлении о себе и неадекватности его самооценки. Подростки, пытаясь повысить свой уровень самооценки и показаться самостоятельными в глазах своих сверстников, демонстрируют взрослое, с их точки зрения, поведение [3].Такое «взрослое поведение» выражается в том, что подростки принимаются употреблять различные психоактивные вещества. Подростковый возраст является существенным фактором риска формирования неадекватной самооценки и как следствие развития аддиктивного поведения[6].Аддиктивное поведение –это девиантная форма поведения, которое выражается в стремлении уйти от реальности с помощью искусственного изменения своего психического состояния. Изменение состояния психикипроисходит намеренно посредством веществ, изменяющих сознание, а также путем вовлечения в разные виды активности[7].В настоящее время в психологиинакоплен большой опыт изучения различных форм аддиктивного поведения, индивидуальноличностных качеств, межличностных отношений лиц с аддиктивным поведением (Н.В. Антонова,У.А.Абшаихова, Е.В.Баранова, B.C. Битенский, A.B. Гоголева,Е.Л. Григоренко,Т.А.Донских,Т.Б.Дмитриева,В.Ю. Завьялов,М.В. Заковоротная, Е.В. Конева,Д.В. Колесов, С.А. Кулаков,Ю.В. Попов, Т.В. Румянцева,Э.В. Сайко, H.A. Сирота, Т.В.Темиров,Т.В. Чернобровкина,В.М.Ялтонскийи др.), однако, изучение самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра остается актуальным.В исследовании уровня самооценки, приняли участие 24 пациента реабилитационного центра коррекции поведения для лиц, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголягорода Челябинска в возрасте 2530 лет.Физическое и психическое развитие пациентов не соответствует норме, так, у трех пациентов диагностирован вирус иммунодефицита человека, более половины испытуемых имеют вирус гепатита С, многие пациенты состоят на учете у нарколога и психиатра, 10 пациентов отбывали наказание в местах лишения свободы или привлекались к уголовной ответственности. Большинство пациентов имеют только среднее образование,не имеют семей, постоянной работы и многие вообще никогда не работали.Этапу проведения психологического обследования уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением предшествовала индивидуальная беседа с каждым пациентом, в ходе которой выяснилось, что у большинства есть страх перед будущим, так как многие не адаптированы ксоциуму, не умеют жить трезво, присутствуют такие чувства как подавленность, безвыходность, беспомощность, отчаяние и уныние.Психологический климат в группе напряженный, это объясняется тем, что пациентам приходиться жить в закрытом учреждении, соблюдатьправила и распорядок дня центра, делать уборку и готовить еду. Кроме того, у большинства испытуемых есть годами сформированные стереотипы, которые ставят серьезные барьеры в общении и восприятии информации, что провоцирует конфликтные ситуации.Изначальноиспытуемые подходили к исследованию с недоверием, пытаясь найти какойнибудь подвох, боялись, что не будет соблюден принцип анонимности, тем не менее, в ходе бесед, получилось убедить их в полной конфиденциальности исследования, путем беседы.Результаты исследования уровня самооценки по методике ДембоРубинштейнав модификации А.М. Прихожан представлены на рисунке 1.
Рис. 1.Результаты диагностики уровня самооценки по методике ДембоРубинштейн в модификации А.М. Прихожан
В результате диагностики уровня самооценки у пациентов реабилитационного центра по методике ДембоРубенштейн было выявлено, что у 8,5% испытуемых наблюдается завышенная (высокий уровень) самооценка.Они, как правило, ставят себя выше других и имеют ложноепредставление о себе. Они убеждены в своей правоте, не принимают какихлибо альтернативных точек зрения кроме собственных, склонны обвинять в неудачах окружающих людей и обстоятельства, так как не способны принять реальность жизни.У людей с завышенной самооценкой очень часто происходят конфликты в коллективе, в них преобладает чувство соперничества и желание всегда и во всем быть первыми. Высокомерие, перфекционизм, эгоцентризм, эгоизм и гордыня не дают им наладить нормальные отношения с обществом, в результате чего эти люди, в глубине души, очень одиноки и несчастны[8].Со средним уровнем самооценки было выявлено 33,5% испытуемых, имеющие реальное представление о себе и принимающиесебя такими, какие они есть, они открыты, воспринимают любую информацию и достигают успехов.Люди с адекватной самооценкой уверенно принимают решения и несут ответственность за свою жизнь, они реалистичны в уровне притязаний, менее подвержены стрессам и неврозам, способны поддерживать позитивные отношение с окружающими людьми и обществом, лучше переносят неудачи, чем люди с завышенной или заниженной самооценкой.В результате проведенной диагностики, выявлено, что у 58% пациентов реабилитационного центра наблюдается низкая (заниженная) самооценка. Для них характерно чувство жалости к себе и нерешительность, ярко выраженное чувство вины.Они неспособны принимать решения, брать ответственность, обвиняютдругих в собственных неудачах, не умеют отказывать, занимаются самобичеванием, чрезмерно переживают по поводу своего внешнего вида.Активность личности ее настроение, эмоции зависят от ее самочувствия, психического и физического здоровья[9].Человек с низкой самооценкой испытывает тревожность, неуверенность, напряженность.Результаты исследованияуровня самооценки по методике В.В. Новикова «Кто я есть в этом мире» представлены на рисунке 2.
0,00%20,00%40,00%60,00%80,00%100,00%Высокий Средний Низкий Очень высокий8,50%33,50%58%0%Количество испытуемых%Уровни самооценки
Рис. 2.Результаты исследования уровня самооценки по методике В.В. Новикова«Кто я есть в этом мире»
Прослеживается неустойчивость самооценки в выборе лиц с аддиктивнымповедением, выявлена ориентация на неадекватность оценивания себя, по принципу занижения.При исследовании уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра, было выявлено, что у 54% испытуемых наблюдается адекватная самооценка, то есть эти люди адекватно оценивают себя, свои способности и окружающий мир.У 12% пациентов в ходе диагностики был обнаружен высокий уровень самооценки. Такие люди пренебрегают потребностями и мнением других людей, у них присутствует чувствопревосходства над окружающими и искаженное представление о себе.В ходе проведения исследования, у 34% испытуемых была диагностирована заниженная самооценка.Результаты исследования уровня самооценки по методике изучения общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой) представлены на рисунке 3.
0%20%40%60%80%100%0%12,0%54%34%0%Количество испытуемых%Уровни самооценки
Рис. 3.Результаты исследования уровня самооценки по методике изучения общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н.Казанцевой)
При исследовании уровня самооценки у пациентов реабилитационного центра с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой), было выявлено, что у 42 % испытуемых наблюдается низкая самооценка, а у 58% был диагностирован средний уровень самооценки.В результате анализа данных, полученных при исследовании уровня самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра, было выявлено, что у 50% (12 человек) наблюдается средний уровень самооценки, а у остальных 50% (12 человек) –низкий уровень самооценки.Уровень самооценки обусловлен расхождением между «Я» идеальным и «Я» реальным, уровнем притязания и реальной ситуацией[10].Заниженнаясамооценкаявляетсясигналомнеблагополучияличностиинеобходимопереосмыслитьсвоипритязанияиприоритеты, изменитьжизнедеятельность, своеотношениесмиром.Выводы: Результаты исследования показали, что у лиц с аддиктивным поведением 2530 лет преобладает заниженная самооценка. В этом возрасте происходит переосмысление своих жизненныхцелей, ценностей, принципов. Выбранная профессия, сфера деятельности не приводит к удовлетворению, ощущению успеха. Нарушаются межличностные и семейные отношения. На этом фоне возникает повышенное желание поиска новых впечатлений, уход от реальности путемизменения своего психического состояния и, в конечном счете, патологические проявления личности.Поэтому, важным становится вопрос профилактикиаддикций в среднем возрасте.
Ссылки на источники1.Слотина Т.В. Психология личности: Учебное пособие/Т.В. Слотина. –СПб.: Питер, 2016. –304с.2.Долгова В.И. Исследование динамики самооценивания младших подростков с расстройствами поведения/В.И. Долгова//Современные наукоемкие технологии.–2016. № 12 (2). С. 333338.3.КапитанецЕ.Г., Девятова К.М. Влияние тревожности на агрессивное поведение подростков/ Е.Г. Капитанец., К.М. Девятова// Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. Т. 7. –С. 61–65.4.Капитанец Е.Г. Профилактика эмоциональных нарушений/Е.Г. Капитанец//Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы/ сборник статей Международной научнопрактической конференции. 2015. С. 312 –314.0,00%10,00%20,00%30,00%40,00%50,00%60,00%70,00%80,00%90,00%100,00%Высокий Средний Низкий 0,00%58,00%42%Количество испытуемых%Уровни самооценки5.Болотова, А. К., Молчанова, О. Н. Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н.Молчанова. —М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. —526 с. 6.Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Гладышев Д.И. Моделирование психологопедагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра/В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, Д.И. Гладышев//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135). С. 267272. 7.Карпан К.Н. Аддикция и особенности зависимой личности: Методическое пособие/К.Н. Карлан. –Б.Ц.: 2015. –43с.8.Майерс Д. Социальная психология/Д. Майрос.–СПб.:Питер, 2013. –800 с.
9.Dolgova V.I., Baryshnikova E.V., Kapitanets E.G., Popova E.V., Rokitskaya Yu.A. Psychocorrection Of Health, Activity and Mood of Patients with Coronary Artery Disease at The Stage of Sanatorium Therapy. RJPBBPRJPBCS Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. —2016. —№ 7(6). —С. 322–328.10.Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования :учеб. пособие / О.Н. Молчанова. –М.: Флинта: Наука, 2010. –392 с.