Тьюторское сопровождение как технология образовательной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фролова В. С. Тьюторское сопровождение как технология образовательной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2436–2440. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970814.htm.
Аннотация. Статья посвящена новой педагогической профессии тьютор. Раскрывается сущность понятий «тьютор», «тьюторство», «тьюторское сопровождение». Характеризуются задачи и направленность тьюторского сопровождения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Фролова Валерия Сергеевна,студентка группы СР14, факультет педагогики и психологии,«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова), г. Ульяновскlerafrolova96@mail.ru

Тьюторское сопровождение как технологияобразовательной деятельности

Аннотация.Статья посвящена новой педагогической профессии тьютор.Раскрывается сущность понятий«тьютор», «тьюторство»,«тьюторское сопровождение».Характеризуются задачи и направленность тьюторского сопровождения. Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, тьюторская деятельность, сопровождение, педагогическоетьюторское сопровождение,принципиндивидуализации.

В настоящее времянеобходима образовательная деятельность, котораяпомоглабы дальнейшей социализации индивидов. Новшеством в образовании могло быть введение, новой для России,такойпедагогической профессии, как тьюторство.Родители заинтересованы в изменении содержания образования, которое позволит их детям стать успешными в условияхбыстроменяющегося общества. Использование тьюторского сопровождения в качестве педагогической технологии обеспечит новое качество образования, сделаетегодоступным и более эффективным.В наше время процесс социализации и адаптации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания.Дети сдевиантным поведением и с особенностями развития, в частности дети с ограниченными возможностями здоровья смогут социальноадаптироваться при условиях включения их в среду сверстников начиная с дошкольного возраста и вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворяя как общие, так и особые образовательные потребности с учетом характера нарушения их развития [9, с.190]. В данном случае большое значение имеет тьютор и профессия тьюторство.Понятие «тьютор» имеет несколько значений. Тьютор в американском варианте английского –преподаватель, который дает частныеуроки, а в бр6итанском английском –это преподаватель университета или колледжа. Тьютор определяется также как 1) домашний учитель, гувернер; 2) а) преподаватель, наставник группы (в университете); б) репетитор; 3) учебник (особенно в игре на музыкальных инструментах); 4) а) наставник (в школе); б) старшеклассник, помогающий в учебе младшим школьникам; 5) юридический опекун, попечитель [1, с. 24].На сегодня существует ряд трактовок термина «тьютор», но все они сходятся в одном –тьютор работает с каждым обучающимся индивидуально, опираясь на его интересы. Т.М. Ковалеваотмечает, что осуществление тьюторскойдеятельности возможно лишь в открытом образовательном пространстве. Целью открытого образования, возможность человека по максимуму пользоваться различными ресурсами для создания собственных образовательных программ. Согласно определению, «тьютор –это педагог, который работает на основе принципа индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы» [5, с.10]. Андрейковец Е.М. выделяет следующие задачи тьютора:

в отношении каждого ученика –формирование и развитие умений, способности и готовности свободно и ответственно разрешать проблемную ситуацию, формирование мотивации учения, изменение ценностных ориентаций, содействие саморазвитию и стимулирование профессионального самоопределения;

в отношении группы учеников –формирование и развитие событийных отношений как между ними, так и между студентами и педагогами;

в отношении всех субъектов образовательного пространства –создание педагогических условий для встречи студентов и педагогов [2, с.165].Главной задачей тьютораявляетсяиндивидуальное воспитание вверенных ему детей[11, с. 217].Тьюторская деятельность, работает с принципом индивидуализации, она становится личной образовательной траекторией обучающегося, составленная на основе уровня его образовательных запросов, умений, способностей, мотивации и навыков. При реализации индивидуального обучения, тьютор в рамках нетрадиционной педагогической практики работает с неклассическими педагогическими принципами вариативности, индивидуализации, открытости. Принцип индивидуального подхода опирается на учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося (Я. Коменский). Работает педагог фронтально, а усвоение идет индивидуально. Основным содержанием данного принципа является нахождение адекватных способов передачи содержания разным людям [3, с.15]. Тьютор на основе принципа индивидуализации работает с его индивидуальной программой ребенка и осуществляет тьюторское сопровождение [8, с. 824].Сопровождение –сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является разрешение ситуации жизненного выбора, решение и действие, ведущее к изменению положения сопровождаемого. Эта деятельность, гарантирует созданиеусловий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных моментах жизненного подбора (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына). Таким образом, когда мы говорим о сопровождении как о процессе, мы имеем в виду, прежде всего, двух действующих субъектовв контексте трудной жизненной ситуации. При этом в качестве субъекта может выступать как отдельная личность, так и социальный институт, малая группа [10, с.34].Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения с ребенком, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с его личными интересами и устремлениями.Под педагогическим тьюторским сопровождением можно подразумевать такую учебновоспитательную связь, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог формирует условия для его результативного исполнения. В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант (учащийся) самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы обучения, выполнения работы, которые затем обсуждает с тьютором.Задача тьюторского сопровождения –сделать очевидной ученику необходимость и доступность очень разных источников и ресурсов образования, средств достижения его цели. Планкарта составляется и анализируется в течение нескольких занятий, главным образом, в сторону поиска новых средств –расширения карты. И даже на следующем этапе –реализации плана, продолжается корректировка карты. Точками на карте образовательного маршрута могут являться как книги, статьи, так и библиотеки, консультации с учителями, элективные курсы, встречи со специалистами, анкетирование родителей и друзей, посещение конкретного сайта или встреча в чате и многое другое.В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса, где ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с тьютором.Главный механизм тьюторской работы —вопрос. Целесообразно и своевременно установленные вопросы, умение предельно уменьшить или, наоборот, расширить тему, применение техники активного слушания характеризуют профессионально организованное тьюторское занятие [7, с.9].

По определению КовалевойТ.М., тьюторское сопровождение –это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на обнаружение и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, сканирование образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы [4, с.8].Тьюторское сопровождение предполагает предоставление педагогической поддержки обучающимся при самостоятельном исследовании и реализации любым из них индивидуальной образовательной программы [6, с.9].По мнению Е. А. Андреевой, общение в тьюторском сопровождении направлено на:1) взаимодействие, что семантически оформляется в высказываниях содержательной обратной связи; принятии ответа учащегося и выражении отношения к ответу; реакции на содержание и смысл ответа;2) самовыражение, что предусматривает определенность личностной позиции, выражение чувств, мыслей, потребностей, сопровождаемое доброжелательной интонацией; эмоциональную включенность, находящую отражение в модусе речевого высказывания, аргументированность суждений, доказательств;3) собеседника, что отражается в позитивном отношении к результатам деятельности ученика; принятии его чувств, переживаний, вербальном выражении эмпатии; эмоциональной обращенности, утвердительных поддерживающих конструкциях, речевых высказываниях с семантикой активного слушания как отраженной речи партнеров, безоценочности и выражении отношения.Тьюторская деятельность –это система мер образовательного, воспитательного и развивающего характера, предпринимаемая тьютором и ее субъектами (психологом, преподавателем, студентомтьютором) и служащая средством управления индивидуальнойтраектории развития студента в вузе [1, с. 15].Тьюторское сопровождение важное условие при получении качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение в образовательные учреждения ставки тьютора сможет решить многие вопросы, непосредственно связанные с организацией образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями.На сегодня в сфере образования возникает необходимость в создании новой педагогической деятельности. Именно тьюторство является данной профессиональной практикой в высшем образовании. Эта профессия сочетает в себе как индивидуальное профессиональное обучение, так и воспитание детей. Педагогтьютор способствует максимальному развитию личности обучаемых, помогая разобраться в современной культуре, а также реализовать себя как субъекта собственной жизни, формируя его мотивы и ценности. Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы. Тьюторское сопровождение как технология сопровождения самостоятельной образовательной деятельности позволяет, с одной стороны, удерживать рамку обусловленности выбора индивидуальными особенностями ученика. С другой стороны –развивать предметную основу выбора. С третьей –осуществлять данный выбор из существующих технологий.

Ссылки на источники1.Андреева, Е.А. Внедрение тьюторских моделей обучения как одно из условий реализации индивидуализации при модернизации российского образования / Е.А. Андреева// Вектор науки ТГУ. 2011.№1. –С. 1417.2.Андрейковец, Е.М. Тьюторство как технология управления индивидуальной траекторией развития студента / Е.М. Андрейковец // Современные научные исследования и инновации. 2014.№10. С.163169.3.Долгова, Л.М. Нормативноправовое оформление тьюторской деятельности в образовательном учреждении. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора / Л.М. Долгова // М.: Перемены. 2009.№3. С. 1217.4.Ковалева, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 14 / Т.М. Ковалева // М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2010. 54с.5.Ковалева, Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании / Т.М. Ковалева // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологи. М.: МИОО, 2008. № 15. С.816.6.Кузьмина, Е. В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях,реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации / Е.В. Кузьмина // М.: МГППУ, 2012. 57 с.7.Панцова, Н. И. Модель тьюторского сопровождения проектноисследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе / Н.И. Панцова // Мастерская педагога. 2012. № 4.

С. 913.8.Сарбаа, Л. Н. Тьюторское сопровождение учебного процесса индивидуализация обучения / Л. Н.Сарбаа // Молодой ученый. 2016. №4. С. 824825.9.Тарских, С. Д. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения / С. Д. Тарских, И. В. Пугнер // Образование и наука в современных условиях: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (6). С. 190192.10.Швецова, М.Н. Понятие и сущность социальнопсихологического сопровождения / М.Н. Швецова // «Психологическое сопровождение образования: теория и практика» сб.науч.ст. Москва, 2012. 58 с.11.Школа персонального образования. Руководство для руководителей сферы образования, педагогов, родителей и лучших учащих / Ю.В. Крупнова // М.: Институт учебника «Пайдейя», 2003 389 с.