Судебная защита прав потребителей на примерах рассмотренных дел Республики Тыва

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Куулар А. Ш. Судебная защита прав потребителей на примерах рассмотренных дел Республики Тыва // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2461–2465. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970819.htm.
Аннотация. В статье дается определение, что такое защита прав потребителя, а также изучается практика судебной защиты прав потребителя. Рассматриваются примеры из судебной практики Республики Тыва, а именно городского суда г. Кызыла.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Куулар Азиана Шолбановна,магистрант ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызылkuular.aziana@bk.ru

Судебная защита прав потребителей на примерах рассмотренных дел РеспубликиТыва

Аннотация.В статье дается определение, что такое защита прав потребителя, а также изучается практика судебной защиты прав потребителя. Рассматриваются примеры из судебной практики республики Тыва, а именно городского суда г. Кызыла.Ключевые слова:потребитель, производитель, защита прав потребителей, правоприменительная практика, судебная защита прав потребителей.

Защита прав потребителей является одной из важных социальноэкономических проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. У политики в данной сфере есть две основные задачи: 1. информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка; 2. защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.Решениеэтих задач позволяет обеспечить благосостояние потребителяи эффективную экономику в целом.В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже установилась, а продавцызаинтересованы в полном удовлетворении спроса и требованийграждан, вопросы защиты прав интересов потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретаютглавноезначение.Практически каждый гражданинв течение своей жизни выступает в роли потребителя товаров, работ, услуг, участника отношений,складывающихся на потребительском рынке. Приэтом праваи интересыпотребителя зачастую нарушаются. В результатепричиняется существенный материальный и моральный вредпотребителю услуг.Рассмотрим понятие «защита». В словаре С.И. Ожегова одни из определений звучат так: «защитить –1) охраняя, оградить отпосягательств, от враждебных действий, от опасности; 2) предохранить, обезопасить от чегонибудь» [1]. Одна из ведущих специалистов России в жилищном праве Л.Ю. Груцына считает, что «это деятельность, возникающая в случае наличия конкретного правонарушения, либо устранения такого состояния, которое реально приведетк наступлению негативных последствий, а также направленная на восстановление нарушенного права» [2]. Юридическая наука занимается исследованием преимущественно правовой политики по тем причинам, что право является главным инструментом в руках государстваи его органов, при помощикоторого создаются гарантии и механизмы реализации и защиты правграждан. Основной закон Российской Федерации прямо не выделяет основные права, свободы и безопасности потребителя, они определены в Законе РоссийскойФедерации от 7 февраля 1992 года № 23001 «О защите прав потребителей» [3].В настоящее время, в соответствии со статьей 1 Закона «О защите прав потребителей»отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексомРоссийской Федерации, Законом «О защите прав потребителей», а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации [4].Статья 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. №15ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»устанавливает общее для всех видов гражданскоправовых договоров правило, согласно которомув случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом «О защите прав потребителей»и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами[5].Помимо вышеуказанных правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере защиты прав и интересов потребителей в России, имеется судебный акт –Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17[6], который позволяет обеспечить единство применения судебной практики. Основным международным правовым документом является Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. № 39/248 «Руководящие принципы для защиты прав потребителей» [7].В законе от 07 февраля 1992 года № 23001 «О защите прав потребителей»не закреплено понятие «защита прав потребителя», что затрудняет в правильном понимании указанного термина[8].

Так, например, по мнению В.В. Богдана, под защитой прав потребителя понимается «значительный комплекс прав потребителей с целью уравновешивания баланса интересов последних как более экономически не защищенной категории участников рынка товаров и услуг» [9].По мнению А.М. Ширвиндта, под защитой прав потребителя в широком смысле следует понимать «совокупность разнородных социальных механизмов, призванных помочь потребителю в ситуациях, когда контакт с профессионалом или предпринимателем чреват для него особыми опасностями» [10]. Приведенные примерыопределенийв той или иной мере заслуживают внимания, нонанаш взгляд, целесообразно использовать следующее определение: «под защитойправ потребителя понимается как комплексная конструкция, реализуемая и направленнаяна защиту законных прав и интересовпотребителя». Под комплексной конструкциейзащиты прав потребителя следует понимать досудебный (претензионный) и судебный порядок. Под досудебным порядком следует понимать защиту прав силами общественных организаций и государственных органов, а также самозащиту (претензионная процедура).В соответствии с законом «О защите прав потребителей»установлены следующие права потребителя:

право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей (ст.3); право потребителя на качество товара, работы и услуги (ст.4); право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) (ст.7); право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) (ст.8); иные права (возврат денег, замена товара, ремонт или уменьшение цены) при обнаружении в товаре недостатков в течениегарантийного срока и при отсутствии гарантии в пределах 2х лет со дня передачи товара (глава 2) и другие.Специализирующиесяобщественные объединения отделы защиты прав потребителей гарантируют соблюдение указанных прав по средствам мер административного воздействия. Судебный порядок представляет собой упорядоченную процедуру защиты законных прав с обязательным соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.В соответствии со ст.125 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. Это является основополагающим принципом, предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ст. 46)[11].Закон предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску самого потребителя, федерального антимонопольного органа, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль закачеством и безопасностью товаров, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Перечисленные органы могут предъявлять иски в интересах одного потребителя, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей (ч. 3 ст. 17 Закона). В указанных случаях истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие правила, определяемые в ст. 126 Гражданскопроцессуального Кодекса Российской Федерации (ГПК РФ). Порядок рассмотрения дела, права и обязанности сторон регулируются ГПК РФ.При обращении в суд следует соблюдать срок исковой давности. Общий срок, в соответствии со ст. 196 ГК РФ установлен в три года. На некоторые требования срок исковой давности не распространяется. Это относится, в частности, к требованиям вкладчиков к банку о выдаче вкладов, к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.Согласно ст. 151 ГК РФ под моральным вредом подразумеваетсяфизические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага. Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора –судом и зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом отдельном случае,иных, заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и иных материальных требований. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественных требований.По данным статистикигородскогосуда г.Кызыла республики Тува, одной из многочисленныхкатегорией гражданских дел являются споры, возникающие из исков о защите прав потребителей. Одним из примеровпозащите прав потребителей может послужить дело № 253/2017. Истец обратился в городской суд г. Кызыла с исковым заявлением к акционерному обществу «Страховая группа «УралСиб»о возмещении страховой выплаты по факту дорожнотранспортного происшествия от 17 апреля 2015 г. В тот день около 20:00 часов в местечке «КокТей»Кызылского района Республики Тыва, на берегу реки «Енисей», принадлежащий истцу Л. автомобиль марки Шкода Октавиа скатилась под уклон и врезалась в деревья. Признав данное дорожнотранспортное происшествие страховымслучаем, ответчик выплатил истцу Л. 50805 рублей. На основании отчета от 5 июня 2015 г. Стоимость восстановительного ремонта транспортного средства составила 123000 рублей. Согласно экспертному заключению от 4 октября 2016 года № 4010/16 средняя рыночная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства на день дорожнотранспортного происшествия с учетом износа составляет 119368 рублей, а величина утраты товарной стоимости составляет 17220 рублей. В связи с чем, полагает, что общий ущерб составляет 136588 рублей. Истец Л. считает, чтоответчиком не выплачена разница страхового возмещения в сумму 85783 рублей. Таким образом, истец Л. просит взыскать с ответчика в его пользу невыплаченное страховое возмещение в размере 85783 рубля, расходы по оплате услуг оценке материального ущерба в размере 5500 рублей, расходы по изготовлению копии отчета об оценке в размере 500 рублей, расходы по направлению телеграммы в размере 309 рублей, расходы по оплате судебной экспертизы по оценке материального ущерба в размере 10000 рублей, расходы по оплате юридических услугв размере 30000 рублей, возместить причиненный моральны вред на сумму 5000 рублей, а также взыскать штраф в размере 50 % от присужденной суммы. В результате судебных заседаний суд вынес следующее решение по делу№ 253/2017. Исковые требования гражданина Л. к акционерному обществу«Страховая группа «УралСиб»о возмещении страховой выплаты по факту дорожнотранспортного происшествия удовлетворить частично. Взыскать с акционерного общества «Страховая группа «УралСиб»в пользу истца Л. 85783 рубля в счет страхового возмещения, 5 500 рублей в счет расходов на производство независимой экспертизы, 500 рублей в счет расходов по копированию отчета, 309 рублей в счет расходов по направлению телеграмм, 10000 рублей в счет расходов, связанные с проведением судебной автотехнической экспертизы, 5000 рублей в счет возмещения расходов на представителя, 2000 рублей в компенсации морального вреда, 42891 рублей 50 копеек в счет штрафа. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать[12].Рассмотрим основные средства защиты прав потребителя на примере гражданского дела № 23485. «По договору,заключенному между истцом и ответчиком,последнему выдана кредитная карта №. с указанной карты ответчиком списаны денежные средства в размере Nруб. По факту необоснованного списания денежных средств истец обратился к ответчику с письменным заявлением. Сотрудники ОАО «Сбербанк России»пояснили истцу, что денежные средства списаны в счет погашения задолженности по счету другой кредитной карты. При этом какойлибо иной кредитной карты ОАО «Сбербанк России»у гражданина Н. не имеется. На просьбу истца предоставить оригинал либо копию договора в счет погашения задолженности,по которому проведены операции списания денежных средств, сотрудники банка ответили отказом. Истец получил телеграмму с требованием незамедлительного погашения задолженности по карте №.Кроме того, ответчиком в адрес истца направлено уведомление о наличии задолженности в размереNруб. Истец повторно обратился к ответчику с требованием возврата денежных средств,ранее списанныхсо счета карты истца в суммеNруб. Ответчик возвратилгражданину Н. требуемую сумму. Указывая на неправомерное использование своих денежных средств, необходимость займа денег у третьих лиц, исполнения обязательств по договору куплипродажи дома,срок которых наступил в период отсутствия неправомерно списанных банком средств, ухудшение состояния здоровья и необходимость приобретения лекарственных средств, моральные страдания,вызванные действиями банка, истец инициировал дело в суде. С учетом уточнения требований,истец просит суд взыскать с ОАО «Сбербанк России»проценты за пользование чужими денежными средствами,компенсацию за причиненный вред,компенсацию морального вреда, предусмотренную Законом «О защите прав потребителей», а также штраф в размере 50%от суммы списания. Выслушавпояснения сторон,исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными частично. Взыскать с ОАО «СбербанкРоссии»в пользу гражданина Н. проценты за пользование чужими денежными средствами в размереNруб., компенсацию морального вреда в суммеNруб., штраф в размереNруб. Всего N» [13]. Таким образом, основными средствами защиты прав потребителя являются: возмещение прямых убытков потребителю;взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами; возмещение неустойки (пени);

компенсация морального вреда; штраф в размере пятидесятипроцентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя в соответствии с п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей»и др.Например, суд апелляционной инстанции указывает, что при рассмотрении гражданского дела№ 24587/2016в порядке апелляционного производства гражданское дело поиску С. к индивидуальному предпринимателюА.о защите прав потребителя, по апелляционной жалобе ответчикана решение и.о.мирового судьисудебного участка № 6 «Гагаринский»г.Кызылаот06 августа 2014года.Решением и.о. мирового судьисудебного участка № 6 «Гагаринский»г. Кызылаот 6 августа 2014 года исковые требованияС.к А.о защите прав потребителя удовлетворены.С А. в пользу С.взыскана денежная суммав размере Nрублей, уплаченныхза оказание некачественной услуги «макияж», денежная сумма в размере Nрублей за проведениеоперациипо удалению пятна, денежная суммав размере Nрублейв качестве неустойки за просрочку исполнения требования устранения недостатков выполненной работы, денежная сумма вразмере Nрублейв счет компенсациипричиненного морального вреда,а такжеNрублей в виде штрафаза несоблюдениев добровольном порядке удовлетворениятребования потребителя[14].Судом апелляционной инстанции установлено, что мировым судьей при вынесениирешенияне были установленыобстоятельства дела и посколькусудом апелляционной инстанции установленоотсутствие обязательств ответчика перед истцом по оказаниюплатной медицинской услуги, тоисковыетребованияС.являются необоснованными и иск удовлетворению не подлежит. Соответственно, решением мирового судьи судебного участка № 6 «Гагаринский»г. Кызылаот 6 августа 2014 года подлежит отмене и по делу следует вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований С.

Таким образом, Закон «Озащите прав потребителей»предусматривает судебную защиту прав потребителей и закрепляет, что защита прав потребителей осуществляется судом. Ст. 17 закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В зависимости от характера нарушаемого права, защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. В настоящее время в российской экономике возрождаетсяи начинает активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разваленныйк концу 1991 г. Значительно увеличилось товарное предложение; начался процесс создания рынков жилья, медицинских, образовательных,финансовых, страховых услуг. Взаимосвязьпредприятий все более формируется на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики.Еще одно важное значение имеет для потребителей статья о механизме реализации прав потребителей на просвещение путем включения требований обизучении законодательства о защите прав потребителей в государственные образовательные стандарты и образовательные профсоюзные программы. Реализация права на просвещение позволяет сформировать не только компетентного потребителя, но и добросовестного предпринимателя.Закон снабжен нормой, устанавливающей права и обязанности изготовителя в области определения срока службы, срока годности товара, а также изготовителя при определении гарантийного срока на товар. Законом определено, что если изготовитель не установил срок службы или срок годности на товары, на которые обязан был установить эти сроки, то вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению независимо от времени его причинения. Это повышает ответственность изготовителя за соблюдением норм Закона в участии установления сроков службы и сроков годности.В заключениихочется сказать, что «Законо защите прав потребителей»нужно знать каждому гражданину, т.к. он дает возможность гражданинупотребителю не только приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров, работ, услуг, но с правильнойстороны подойти к выбору товара,надлежащего качествана основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить своиинтересы, а такженарушенные права.

Ссылки на источники1.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник 1999.2.Чепунов О.И.Об эффективности судебной власти//Современное право. 2009. № 5(1). С. 7983.3.Закон РФ от 07.02.1992 N 23001 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. 1996. № 5. Ст. 406.5.Приказ МАП РФ от 20.05.1998 N 160 (ред. от 11.03.1999) О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей»(Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.12.1998 N 1669) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21455/eb8fd7fde55f9039899cab928fe8d2877973f860/

6.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131885/

7.«РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (Приняты 09.04.1985 Резолюцией 39/248 на 106ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) https://www.lawmix.ru/abro/11117

8.Минаев А.В.; Кечил Д.И.; Чепунов О.И. Уголовноисполнительное право (учебное пособие). Кызыл: Редакционноиздательский отдел ТувГУ, 2014, 378 стр.9.Богдан В.В. Модернизация Закона РФ «О защите прав потребителей»должна быть сбалансированной: к вопросу о необходимости внесения изменений и дополнений // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 2. С. 135 142.10.Минаев А.В.; Дубровский О.Н. Криминология (учебное пособие). Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина»«, 2011, 244 стр.11.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2ФКЗ, от 21.07.2014 № 11ФКЗ // Российская газета. —1993. —25 декабря. —№ 237.12.Гражданское дело № 252/2017 Архив городского суда г.Кызыл.13.Гражданское дело № 23495/2016 // Архив городского суда г. Кызыл.14.Гражданское дело №24587/2016 // Архив мирового суда г. Кызыл.