Особенности правового регулирования труда медицинских работников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тюлюш А. М. Особенности правового регулирования труда медицинских работников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2521–2525. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970831.htm.
Аннотация. В данной статье исследуются особенности правового регулирования труда медицинских работников, отличающиеся от общих правил, установленных трудовым законодательством.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тюлюш Анжела Мергеновна,магистрант ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г.Кызылkss14072011@mail.ru

Особенности правового регулирования труда медицинских работников

Аннотация.В даннойстатье исследуются особенности правового регулированиятруда медицинских работников, отличающиеся от общих правил, установленных трудовым законодательством.Ключевые слова:медицинский работник, специальный субъект трудового права, нормирование труда, рабочее время.

Российское трудовое законодательство представляет собой одну из важнейших отраслей социальной сферы и является одним из главных факторов сбережения нации.Кризисные явления в экономике и социальной сфере страны существенно отразились на данной отрасли. Среди моментов, отрицательно влияющих на развитие здравоохранения, можно назвать финансирование отрасли по остаточному принципу, когда выделяемые ассигнования в несколько раз ниже необходимых для обеспечения качественной медицинской помощью[1].Данная ситуация не создает у медицинских работников заинтересованностивулучшениикачествамедицинскойпомощи, чем обосновывается необходимость разработки в здравоохранении новых механизмов правового регулирования труда медицинских работников, направленных на повышение заинтересованности в совершенствовании профессиональных знаний, активизацию творческого потенциала каждого работника, на улучшение качества медицинской помощи населению.Актуальность данной статьиобусловлена не только этими, но и иными проблемами правового регулирования трудовых отношений работников медицинской сферы множественностью нормативных правовых актов, несовершенством их норм, пробелами трудового законодательства в этой части[2].Целью исследования данной статьиявляетсярассмотрение особенностей правового регулирования труда в сфере медицинской деятельности, и на этой основе разработке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства о труде этих работников.Медицинские работники в Российской Федерации составляют отдельную категорию работников, являются специальным субъектом трудового права в силу того, что, с одной стороны, их труд, направленный на сохранение жизни и здоровья людей, очень ответствен, к нему должны допускаться только квалифицированные специалисты, с другой стороны, труд медработника связан с повышенной нервной нагрузкой, психоэмоциональным перенапряжением, что требует установления в законе защитных мер для самих медработников. Особенностямитруда медработников являются направленность на сохранение здоровья и жизни человека; сильное психическое напряжение,вредные и опасные условия труда, высокий риск заражения инфекционными и иными заболеваниями; повышенная юридическая ответственность, ограничение некоторых прав; необходимость соблюдения медработниками врачебной тайны и этики.

Нормативно правовое регулирование труда медицинских работников представлено следующими уровнями: международные нормативные акты, нормы Конституции РФ (ст. 41, 72)[3], нормы Трудового Кодекса РФ[4], нормы федеральных законов, нормы законов субъектов РФ и иных нормативно правовых актов[5].Одним из источников системы регулирующей труд медицинских работников, являются подзаконные нормативноправовые акты, которым отводится особое место в системе нормативных правовых актов в сфере здравоохранения. Это Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования и др.Сокращение продолжительности рабочего времени медработников (не более 39 ч. в неделю) детализировано в подзаконном акте Постановлении Правительства РФ от 14:02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности». К примеру, до 36 ч. в неделю сокращается рабочее время медперсонала, непосредственно осуществляющего уход за ВИЧинфицированными пациентами, до 33 ч. рабочее время врачейстоматологов, до 30ч. медработников противотуберкулезных диспансеров и т.д. Время работы медперсонала, работающего с гаммапрепаратами, 24 ч. в неделю[6].В части 2 ст. 350 ТК РФ предусмотрена возможность увеличения часов работы по совместительству для медработников в сельской местности. Данное положение раскрыто в Постановлении Правительства РФ от 12:11.2002 № 813, согласно которому данные работники могут работать по совместительству не половину нормы рабочего времени, как все работники, а целую норму[7].Части 4 7 ст. 350 ТК РФ регулируют порядок дежурств медработников на дому; согласно нормам ТК РФ дежурство на дому:1) устанавливается с согласия медработника;2) предусматривает готовность работника быть вызванным на работу;3) засчитывается в рабочее время: 1 ч. дежурства за 0,5 ч. рабочего времени;4) не может увеличивать норму рабочего времени для медработников.Согласно изданному в соответствии с п. 7 ст. 350 ТК РФ Положению об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому, утвержденному Приказом Минздрава РФ от 02:04.2014 №148н, для таких медработников:предусмотрен суммированный учет рабочего времени;утверждается график работы с указанием времени начала и окончания дежурства на дому (с учетом мнения представительного органа работников);засчитываются в полном объеме (час за час) в рабочее время при вызове на работу в период дежурства время в дороге и время оказания медпомощи.Помимо ТК РФ специфика правового регулирования труда медработников отражена в Федеральномзаконе от 21:11.2011 №323ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»(далее ФЗ об охране здоровья), в котором дано определение термина «медицинский работник», очерчен круг лиц, обладающих правом на осуществление медицинской деятельности, указаны специальные права и обязанности медработников и т.д.Регулирование трудовой деятельности медицинских работников определяется, в частности, системой здравоохранения, в рамках которой медицинский работник осуществляет свои трудовые функции. Различают государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения.Особенности регулирования труда медицинских работников связаны с характером их профессиональной деятельности.Специфика трудовой деятельности медработников состоит в том, что объектом их труда являются жизнь и здоровье человека. Это возлагает на работников огромную ответственность за результаты труда, требует больших психологических затрат; и, как следствие, труд медицинских работников связан с нервным переутомлением[8].К специфике трудовой деятельности медработников можно отнести также условия труда. По роду своей деятельности медицинский персонал может находиться в условиях, вредных для здоровья (например, непосредственный контакт систочниками инфекций, ионизирующих излучений, работа на рентгеновских аппаратах). В некоторых ситуациях медработникам приходится выполнять работы, опасные для жизни.Для заключения трудового договора о работе в качестве медицинского работника кандидату необходимо обладать специальной трудовой правоспособностью.В соответствии со ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 54871(в действ. ред. от 24.07.2007 № 214ФЗ)право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности[5].

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), дополнительного образования (повышение квалификации, специализация) или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.В период обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения врачи имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения также под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.Лица, не имеющие законченного высшего медицинского образования, могут быть допущены к занятию медицинской деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.Врачи, не работавшие по своей специальности более пяти лет, допускаются к практической медицинской деятельности только после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций[9].Работники со средним медицинским образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.Лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а также после получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью, подлежат уголовной ответственности.Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с ихсогласия может устанавливаться дежурство на дому.Дежурство на дому пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинскойорганизации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период[6].Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в области здравоохранения[1].К проблемам в сфере труда медработников, требующим более совершенного правового регулирования, необходимо отнести следующие[6]:1.Отсутствие четкого определения в законе круга лиц, относящихся к категории медработников. Разделение работников, осуществляющих собственно медицинскую деятельность, и иных лиц, участвующих в мероприятиях по оказанию медицинской помощи, возможно через выделение более общего субъекта категории «работников здравоохранения»и приведение Номенклатуры должностей медработников в соответствие с нормами ФЗ об охране здоровья.2.Необходимость утверждения на федеральном уровне единых нормативов по объему работы стандартов нагрузки по каждой медицинской специальности. В настоящее время нормирование труда производится работодателем, зависит от регионального законодательства и муниципального задания. Это приводит к значительному превышению рекомендательных норм по нагрузке медработников, установленных в порядках оказания медицинской помощи, к примеру в Порядке оказания педиатрической помощи.3.Несоблюдение напрактике сокращенных норм рабочего времени медработников, что влияет на качество медпомощи, повышая риск причинения вреда здоровью пациентов. Медработники нередко вынуждены соглашаться на дополнительное рабочее время по причине низкой оплаты труда в бюджетных организациях, а работодатель в этом заинтересован изза недостатка в кадрах. Такая работа часто оформляется договором о работе по совместительству и оплачивается в однократном размере как работа, выполняемая по инициативе работника. Только если работник согласился работать дополнительно, но отдельный договор не был заключен, работа оплачивается как сверхурочная. В любом случае допущение в отношении медработников труда с превышением норм, даже если условия труда являются вредными и опасными, предусмотренное Постановлением Минтруда РФ от 30:06.2003 N 41 и подтверждаемое судебной практикой, является, по сути, нарушением принципа трудового права, закрепленного в абз. 5 ч. 1 ст. 2 ТК РФ, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени. Тем более такое допущение противоречит общей норме ст. 282 ТК РФ, не допускающей работу по совместительству там, где она связана с вредными, опасными условиями труда, если основная работа связана с этими условиями.4.Необходимость установления обязательных стандартов оплаты труда через формирование тарифов на медуслуги и определение доли зарплаты в тарифе. Наличие проблемы подтверждается изданием Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 г., утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений от 24:12.2014, раздел X которых посвящен организациям здравоохранения, но это лишь рекомендации.В целях урегулирования указанных проблем оптимальным будет закрепление всех необходимых правовых норм о регулировании труда медработников в одном акте ТК РФ.Этому мешает специфика труда медработников, требующая комплексного законодательного регулирования (с одной стороны ТК РФ, с его общими нормами, распространяющимися и на медработников, с другой ФЗ об охране здоровья, с третьей детализация норм в многочисленных подзаконных актах). Но та же специфика труда педагогов, подпадающих под регулирование Закона об образовании, или работников транспорта с их уставами о дисциплине не мешает наличию отдельных глав в ТК РФ. Присутствие специальных норм в ТК РФ это серьезная гарантия прав медработников в силу особого статуса ТК РФ. Должен действовать принцип: все, что можно поместить в ТК РФ, необходимо сгруппировать в отдельной главе, посвященной особенностям регулирования труда медработников, остальное предусмотреть в специальных актах.

Ссылки на источники1.Иванова Н.А. Особенности правового регулирования труда медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения: автореф. дис.. .. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. С. 15.2.Ерохина Т. Государственноеуправление здравоохранением в Российской Федерации [Текст]: Учеб. / Т. Ерохина; под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ,2008. 606 с.3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6ФКЗ, от 30.12.2008 N 7ФКЗ, от 05.02.2014 N 2ФКЗ, от 21.07.2014 N 11ФКЗ) // www.consultant.ru4.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/5.Минаев А.В.; Кечил Д.И.; Чепунов О.И. Уголовноисполнительное право (учебное пособие). Кызыл: Редакционноиздательский отдел ТувГУ, 2014, 378 стр.6.Бархатова Т.В., Погодина И.В. Оплата труда медицинских работников: правовое регулирование и практика // Медицинское право. 2014. N 5. С. 32 36.7.Болотина М. В. Актуальные вопросы правового регулирования сферы здравоохранения в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Мединцентр: [офиц.сайт].[М., 2013]. URL:http://www.medin.ru8.Минаев А.В.; Дубровский О.Н. Криминология (учебное пособие). Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина»», 2011, 244 стр.9.Канунникова Л.В., Шинко О.Л. Правовые и этические основы профессиональной деятельности медицинских работников в РФ и за рубежом // Медицинское право. 2010. N 6. С. 20 24.