Коррекции ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ
Выпуск:
ART 970833
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хорошкова
А.
А.,
Крыжановская
Н.
В. Коррекции ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2531–2535. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970833.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ проявления ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ. Особенность тревожности как одного из негативных переживаний человека в том, что чаще всего она приводит к ухудшению результатов продуктивной деятельности и работоспособности в целом, это касается и подготовки, и прохождения экзаменов, в частности при подготовке к ЕГЭ. Зачастую последствиями повышенной тревожности становятся различные соматические заболевания. На этом основании и проводились констатирующий и формирующий эксперименты. Определены уровни ситуативной тревожности у старших школьников, на основании полученных результатов была разработана и проведена психолого-педагогическая программа, предназначенная для коррекции ситуативной тревожности при подготовке к ЕГЭ.
Текст статьи
Крыжановская Надежда Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологииФГБОУ ВПО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет»,г. Челябинск
kriganovskayanv@mail.ru
Хорошкова Анастасия Александровна,
студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинск
anastasya.horoshckowa@yandex.ru
Коррекции ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ
Аннотация.В статье представлен анализ проявления ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ. Особенность тревожности как одного из негативных переживанийчеловека в том, что чаще всего она приводит к ухудшению результатов продуктивной деятельности и работоспособности в целом, это касается и подготовке и прохождения экзаменов, в частности при подготовке к ЕГЭ. Зачастую последствиями повышенной тревожности становятся различные соматические заболевания. На этом основании и проводился констатирующий и формирующий эксперименты. Определены уровни ситуативной тревожности у старших школьников, на основании полученных результатов была разработана и проведена психологопедагогическая программа, предназначенная для коррекции ситуативной тревожности при подготовке к ЕГЭ. Ключевые слова: ситуативная тревожность, старшие школьники, подготовка к ЕГЭ.
Актуальность исследований тревожности связана с тем, что тревога дезорганизует не только учебную деятельность, но и начинает разрушать личностные структуры. Именно поэтому своевременное выявление повышенного уровня тревожности, а также установления причин ее возникновения и психологопедагогическая коррекция, способствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения у старших школьников при подготовке к ЕГЭ.Проведенный нами анализ научной литературы показывает, что проблема ситуативной тревожности при подготовке к экзаменам еще не имеет достаточной научной разработанности и не получила должного внимания и не нашла своего отражения в отечественной науке.Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить психологопедагогическуюкоррекцию ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ.Задачи исследования:1.Изучить феномен ситуативной тревожности у старших школьников;2.Изучить возрастные особенности проявления ситуативной тревожности у старших школьников;3.Охарактеризовать модель психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности при подготовке к ЕГЭ у старших школьников;4.Определить этапы методы и методики исследования;5.Охарактеризовать выборку исследования. Провести констатирующий эксперимент по выбранным методикам;6.Разработать программу психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности при подготовке к ЕГЭ у старших школьников;7.Проанализировать результат опытноэкспериментального исследования психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности при подготовке к ЕГЭ у старших школьников;8.Разработать рекомендации для учащихся, педагогов и родителей по коррекции уровня ситуативной тревожности.В исследовании использовались следующие методы и методики: 9.Анализ литературных источников по проблеме исследования, моделирование и целеполагание;10.Эмпирическое исследование по методикам:
диагностика школьной тревожности проводилась с помощью методики Филипса «Шкала диагностики уровня школьной тревожности»;многофакторный опросник Кеттелла 16P;
«Шкала ситуативной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, Ю.Д. Ханина.11.Для повышения статистической значимости и надежности исследования был использован Tкритерий Вилкоксона.Результаты исследования ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ.Результаты методики диагностики на констатирующем этапе «Шкала диагностики уровня школьной тревожности Филипса» на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение уровней школьной тревожности среди испытуемыхпо методике Шкала диагностики уровня школьной тревожности Филипса
Проанализируем полученные результаты, представленные на рис. 1:У 41,6% (10 человек) высокий уровень школьной тревожности. Такие дети делятся на две категории: одни никогда не нарушают правила поведения и всегда готовы к урокам, другие неуправляемы, невнимательны и невоспитанны. Высокий уровень школьной тревожности отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности учащихся: на учебу, на здоровье, на общий уровень благополучия.У 37,5% (9 человек) повышенный уровень школьной тревожности. Такие дети стараются уменьшить свое участие в потенциально тревожащих ситуациях. Школьники могут отказываться принимать участие в проверке уроков или стараются сделать это как можно более незаметно. При ответе на вопрос учителя говорят тихо, почти неслышно (что, как правило, раздражает учителя и тем самым подкрепляет школьную тревожность ребенка), либо просто отказываются отвечать, иногда сопровождая свой отказ бурной эмоциональной реакцией.У 20,9% (5 человек) низкий уровень школьной тревожности. Дети эмоционально стабильны. Они не боятся и не тревожатся изза проверки уроков или при их подготовке. Они любят ходить в школу и с удовольствием посещают различные дополнительные занятия. Результаты диагностики личностной структуры по методике диагностики «Многофакторный опросник Кеттелла 16PF» на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение уровней тревожности у испытуемых по методике «многофакторный опросник Кеттелла 16PF»
Проанализируем результаты, представленные на рисунке 2:Поскольку мы изучаем в нашей работе проявления тревожности, то из всего опросника нас интересует сочетание факторов О и Q4, отвечающих за проявление тревожности как личностного свойства.Высокий уровень выявлен у 45,8% (11 человек). Такие школьники часто тревожатся о возможных неудачах и неприятных событиях, сожалеют о прошлых своих поступках. Неудовлетворенны собою, часто испытывают чувство вины, что создает трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми. Болезненно переносят критику, не доверяют комплиментом и похвалам. Средний уровень у 25% (6 человек). Такие учащиеся испытывают тревогу и беспокойство в непривычных или новых для себя ситуациях. Тогда, когда обстановка знакома и предсказуема, ощущение тревоги ослабевает или не возникает вообще. Критические замечания в свой адрес воспринимают поначалу с раздражением, затем находят вних рациональное зерно, и раздражение снимается. В конфликтных ситуациях склонны обвинять не только других, но и себя.
Низкий уровень у 29,2% (7 человек). Такие дети критично воспринимают окружающую реальность. Редко тревожатся о будущем, не волнуют также и прошлые поступки и пережитые ситуации. Высокая самооценка, уверенность в себе, удовлетворенность своими достижениями часто помогают преодолевать возникающие препятствия. Терпимо относятся к критическим замечаниям от других людей. В конфликтных ситуациях склонны зачастую обвинять других.
Результаты диагностики ситуативной тревожности старших школьников с помощью диагностики «Шкалы ситуативной тревожности» Ч.Д. СпилбергераЮ.Д. Ханина на рисунке 3.
Рис. 3.Результаты диагностики ситуативной тревожности старших школьников с помощью «Шкалы ситуативной тревожности» Ч.Д. СпилбергераЮ.Д. Ханина.
Поскольку нас интересует в нашем исследовании именно ситуативная тревожность, то и анализировать мы будем результаты, соответствующие нашей теме: Высокий уровень у 50% (12 человек). Такие дети склонны к появлению состояния тревоги в ситуациях оценки их компетентности.У них преобладает чувство неуверенности в себе и в своем неуспехе. Умеренный уровень у 41,6% (10 человек). Такие дети наиболее конструктивно реагируют на критику и замечания в свой адрес. Они в достаточной степени беспокоятся о результатах своей работы. Низкий уровень у 8,4% (2 человек). У таких детей низкий уровень ощущения ответственности, мотивов деятельности. Они также неадекватно реагируют на критику и замечания в свой адрес. Средние результаты, по 3 проведенным методикам: Шкала диагностики уровня школьной тревожности Филипса, многофакторный опросник Кеттелла 16PF, Шкала ситуативной тревожности» Ч.Д.Спилбергера
Ю.Д.Ханина на рисунке 4.
Рис. 4. Распределение результатов среди испытуемых по 3 проведенным методикам: Шкала диагностики уровня школьной тревожности Филипса, многофакторный опросник Кеттелла 16PF, Шкала ситуативной тревожности» Ч.Д. СпилбергераЮ.Д. Ханина.
Таким образом, мы получили следующие средние результаты по 3 проведенным методикам: высокий уровень у 45,8% (11 человек), средний уровень у 34,7% (8 человек), низкий уровень у 19,5% (5 человек).Исходя из полученных результатов констатирующего этапа исследования, можно говорить о том, что уровень развития ситуативной тревожности у старших школьников требует для своего развития специально разработанной психологопедагогической программы коррекции.На основе полученных результатов для обучающихся 11 «А» класса были создана и реализована психологопедагогическая программа коррекции ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ.
Ссылки на источники1.Дроганова Н. А. Психологопедагогическая коррекция ситуативной тревожности у учащихся 11го класса при подготовке к ЕГЭ // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. № S1. С. 211–215. URL: http://ekoncept.ru/2015/75043.htm.2.Капитанец Д.А. Влияние психического здоровья старшеклассников на результаты Единого Государственного Экзамена // Международная конференция посвященная развитию междисциплинарных исследований / Донецк: Центр научных публикаций, 2013.С. 117121.3.Капитанец Д.А. Нервнопсихическое напряжение как фактор успешности экзаменационных испытаний выпускников школ // Личность в современном обществе: психологические проблемы и перспективы развития: сборник статей/ отв. ред. И.В. Завгородняя, О.П. Макушина. Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2013. С. 146151.4.Капитанец Д. А. Психологопедагогическая коррекция ситуативной тревожности выпускников школы как инновационная технология // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. № S1. С. 41–45. URL: http://ekoncept.ru/2015/75009.htm.5.Мамылина Н.В., Буцык С.В., Камскова Ю.Г., Павлова М. А., Гришанова О.С.«Психологопедагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности». Волгоград: Учитель, 2009.208с.6.Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. [Электронный ресурс] /Режим доступа http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PNIO021998/PPP011.HTM, 2015. C.11 –17.7.Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан.СПб.: 2016.320с.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологииФГБОУ ВПО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет»,г. Челябинск
kriganovskayanv@mail.ru
Хорошкова Анастасия Александровна,
студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинск
anastasya.horoshckowa@yandex.ru
Коррекции ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ
Аннотация.В статье представлен анализ проявления ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ. Особенность тревожности как одного из негативных переживанийчеловека в том, что чаще всего она приводит к ухудшению результатов продуктивной деятельности и работоспособности в целом, это касается и подготовке и прохождения экзаменов, в частности при подготовке к ЕГЭ. Зачастую последствиями повышенной тревожности становятся различные соматические заболевания. На этом основании и проводился констатирующий и формирующий эксперименты. Определены уровни ситуативной тревожности у старших школьников, на основании полученных результатов была разработана и проведена психологопедагогическая программа, предназначенная для коррекции ситуативной тревожности при подготовке к ЕГЭ. Ключевые слова: ситуативная тревожность, старшие школьники, подготовка к ЕГЭ.
Актуальность исследований тревожности связана с тем, что тревога дезорганизует не только учебную деятельность, но и начинает разрушать личностные структуры. Именно поэтому своевременное выявление повышенного уровня тревожности, а также установления причин ее возникновения и психологопедагогическая коррекция, способствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения у старших школьников при подготовке к ЕГЭ.Проведенный нами анализ научной литературы показывает, что проблема ситуативной тревожности при подготовке к экзаменам еще не имеет достаточной научной разработанности и не получила должного внимания и не нашла своего отражения в отечественной науке.Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить психологопедагогическуюкоррекцию ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ.Задачи исследования:1.Изучить феномен ситуативной тревожности у старших школьников;2.Изучить возрастные особенности проявления ситуативной тревожности у старших школьников;3.Охарактеризовать модель психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности при подготовке к ЕГЭ у старших школьников;4.Определить этапы методы и методики исследования;5.Охарактеризовать выборку исследования. Провести констатирующий эксперимент по выбранным методикам;6.Разработать программу психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности при подготовке к ЕГЭ у старших школьников;7.Проанализировать результат опытноэкспериментального исследования психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности при подготовке к ЕГЭ у старших школьников;8.Разработать рекомендации для учащихся, педагогов и родителей по коррекции уровня ситуативной тревожности.В исследовании использовались следующие методы и методики: 9.Анализ литературных источников по проблеме исследования, моделирование и целеполагание;10.Эмпирическое исследование по методикам:
диагностика школьной тревожности проводилась с помощью методики Филипса «Шкала диагностики уровня школьной тревожности»;многофакторный опросник Кеттелла 16P;
«Шкала ситуативной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, Ю.Д. Ханина.11.Для повышения статистической значимости и надежности исследования был использован Tкритерий Вилкоксона.Результаты исследования ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ.Результаты методики диагностики на констатирующем этапе «Шкала диагностики уровня школьной тревожности Филипса» на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение уровней школьной тревожности среди испытуемыхпо методике Шкала диагностики уровня школьной тревожности Филипса
Проанализируем полученные результаты, представленные на рис. 1:У 41,6% (10 человек) высокий уровень школьной тревожности. Такие дети делятся на две категории: одни никогда не нарушают правила поведения и всегда готовы к урокам, другие неуправляемы, невнимательны и невоспитанны. Высокий уровень школьной тревожности отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности учащихся: на учебу, на здоровье, на общий уровень благополучия.У 37,5% (9 человек) повышенный уровень школьной тревожности. Такие дети стараются уменьшить свое участие в потенциально тревожащих ситуациях. Школьники могут отказываться принимать участие в проверке уроков или стараются сделать это как можно более незаметно. При ответе на вопрос учителя говорят тихо, почти неслышно (что, как правило, раздражает учителя и тем самым подкрепляет школьную тревожность ребенка), либо просто отказываются отвечать, иногда сопровождая свой отказ бурной эмоциональной реакцией.У 20,9% (5 человек) низкий уровень школьной тревожности. Дети эмоционально стабильны. Они не боятся и не тревожатся изза проверки уроков или при их подготовке. Они любят ходить в школу и с удовольствием посещают различные дополнительные занятия. Результаты диагностики личностной структуры по методике диагностики «Многофакторный опросник Кеттелла 16PF» на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение уровней тревожности у испытуемых по методике «многофакторный опросник Кеттелла 16PF»
Проанализируем результаты, представленные на рисунке 2:Поскольку мы изучаем в нашей работе проявления тревожности, то из всего опросника нас интересует сочетание факторов О и Q4, отвечающих за проявление тревожности как личностного свойства.Высокий уровень выявлен у 45,8% (11 человек). Такие школьники часто тревожатся о возможных неудачах и неприятных событиях, сожалеют о прошлых своих поступках. Неудовлетворенны собою, часто испытывают чувство вины, что создает трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми. Болезненно переносят критику, не доверяют комплиментом и похвалам. Средний уровень у 25% (6 человек). Такие учащиеся испытывают тревогу и беспокойство в непривычных или новых для себя ситуациях. Тогда, когда обстановка знакома и предсказуема, ощущение тревоги ослабевает или не возникает вообще. Критические замечания в свой адрес воспринимают поначалу с раздражением, затем находят вних рациональное зерно, и раздражение снимается. В конфликтных ситуациях склонны обвинять не только других, но и себя.
Низкий уровень у 29,2% (7 человек). Такие дети критично воспринимают окружающую реальность. Редко тревожатся о будущем, не волнуют также и прошлые поступки и пережитые ситуации. Высокая самооценка, уверенность в себе, удовлетворенность своими достижениями часто помогают преодолевать возникающие препятствия. Терпимо относятся к критическим замечаниям от других людей. В конфликтных ситуациях склонны зачастую обвинять других.
Результаты диагностики ситуативной тревожности старших школьников с помощью диагностики «Шкалы ситуативной тревожности» Ч.Д. СпилбергераЮ.Д. Ханина на рисунке 3.
Рис. 3.Результаты диагностики ситуативной тревожности старших школьников с помощью «Шкалы ситуативной тревожности» Ч.Д. СпилбергераЮ.Д. Ханина.
Поскольку нас интересует в нашем исследовании именно ситуативная тревожность, то и анализировать мы будем результаты, соответствующие нашей теме: Высокий уровень у 50% (12 человек). Такие дети склонны к появлению состояния тревоги в ситуациях оценки их компетентности.У них преобладает чувство неуверенности в себе и в своем неуспехе. Умеренный уровень у 41,6% (10 человек). Такие дети наиболее конструктивно реагируют на критику и замечания в свой адрес. Они в достаточной степени беспокоятся о результатах своей работы. Низкий уровень у 8,4% (2 человек). У таких детей низкий уровень ощущения ответственности, мотивов деятельности. Они также неадекватно реагируют на критику и замечания в свой адрес. Средние результаты, по 3 проведенным методикам: Шкала диагностики уровня школьной тревожности Филипса, многофакторный опросник Кеттелла 16PF, Шкала ситуативной тревожности» Ч.Д.Спилбергера
Ю.Д.Ханина на рисунке 4.
Рис. 4. Распределение результатов среди испытуемых по 3 проведенным методикам: Шкала диагностики уровня школьной тревожности Филипса, многофакторный опросник Кеттелла 16PF, Шкала ситуативной тревожности» Ч.Д. СпилбергераЮ.Д. Ханина.
Таким образом, мы получили следующие средние результаты по 3 проведенным методикам: высокий уровень у 45,8% (11 человек), средний уровень у 34,7% (8 человек), низкий уровень у 19,5% (5 человек).Исходя из полученных результатов констатирующего этапа исследования, можно говорить о том, что уровень развития ситуативной тревожности у старших школьников требует для своего развития специально разработанной психологопедагогической программы коррекции.На основе полученных результатов для обучающихся 11 «А» класса были создана и реализована психологопедагогическая программа коррекции ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ.
Ссылки на источники1.Дроганова Н. А. Психологопедагогическая коррекция ситуативной тревожности у учащихся 11го класса при подготовке к ЕГЭ // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. № S1. С. 211–215. URL: http://ekoncept.ru/2015/75043.htm.2.Капитанец Д.А. Влияние психического здоровья старшеклассников на результаты Единого Государственного Экзамена // Международная конференция посвященная развитию междисциплинарных исследований / Донецк: Центр научных публикаций, 2013.С. 117121.3.Капитанец Д.А. Нервнопсихическое напряжение как фактор успешности экзаменационных испытаний выпускников школ // Личность в современном обществе: психологические проблемы и перспективы развития: сборник статей/ отв. ред. И.В. Завгородняя, О.П. Макушина. Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2013. С. 146151.4.Капитанец Д. А. Психологопедагогическая коррекция ситуативной тревожности выпускников школы как инновационная технология // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. № S1. С. 41–45. URL: http://ekoncept.ru/2015/75009.htm.5.Мамылина Н.В., Буцык С.В., Камскова Ю.Г., Павлова М. А., Гришанова О.С.«Психологопедагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности». Волгоград: Учитель, 2009.208с.6.Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. [Электронный ресурс] /Режим доступа http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PNIO021998/PPP011.HTM, 2015. C.11 –17.7.Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан.СПб.: 2016.320с.