Мораль и право: проблема взаимодействия и взаимодополнения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Разина Е. В. Мораль и право: проблема взаимодействия и взаимодополнения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2591–2595. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970845.htm.
Аннотация. Рассуждая о моральных проблемах, люди, как правило, используют одни и те же приемы рассуждения, которые в совокупности принято называть логикой морального языка. Согласно логике морального языка, частное моральное повеление обосновывается при помощи ссылки на общую норму; в свою очередь, общая норма обосновывается через принцип, а моральные принципы – в рамках целой системы моральных представлений и других принципов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Разина Елена Владимировна,направление подготовки «Юриспруденция», филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г.Тихорецкеelena.razina.99@mail.ru

Научный руководитель Молчанова Елена Владимировна, канд.пед.наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплинфилиала ФГБОУ ВО «КубГУ» в г.Тихорецкеmrborо@rambler.ru

Мораль и право: проблема взаимодействияи взаимоисключения

Аннотация.Рассуждая о моральных проблемах, люди, как правило, используют одни и те же приемы рассуждения, которые в совокупности принято называть логикой морального языка. Согласно логике морального языка, частное моральное повеление обосновывается при помощи ссылки на общую норму; в свою очередь, общая норма обосновывается через принцип, а моральные принципы в рамках целой системы моральных представлений и других принциповКлючевые слова:право, мораль, сущность морали,взаимосвязь права и морали, правовое регулирование,моральная ценность.

Вформировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции,особенная рольпринадлежит праву и морали, которые являются важнейшимисоциальными регуляторами, введенными в систему общественных взаимоотношений, целенаправленно сказывающимисяна реорганизациюсознания личности[1].

Право и мораль –важнейшие компоненты человеческой культуры, постоянноидущиев близкомвзаимодействии, характер которого обуславливается конкретноисторическими условиями и социальноклассовой структуройобщества.Сущность права заключаетсяврегулированииколлективныхвзаимоотношенийв условии цивилизации, в достижении на нормативной основе стабильной организованности общества, прикоторой регулируется демократизм, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественноепредопределениеправа гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, ратифицироватьсправедливость, вырабатыватьнаилучшиеусловия для формированияв обществе экономических и духовных факторов, для исключениябеззаконияисамовольствав общественной жизни. Собственнов этом заключена самая важнаясторона правового регулирования.Мораль система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, которые выражаются в поступках и действиях людей.Мораль регулируетотношениялюдейдруг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы..Другое определение морали дает С.А. Комаров: Мораль (нравственность) это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.[2].

Язык морали это язык, с помощью которогоформируютсяидеалы. Одни идеалы формируются стихийно, другие разрабатываются специалистамипрофессионалами и распространяются по средствам массовой коммуникации.Право и мораль являютсяпервостепенными историческими ценностями, признакамисоциальноразвитогообщества,его общественногои культурного прогресса.Моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающиенаибольшимзначением и социальнымэффектом. Они распространяютсяповсеместнона все обществобез исключения, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, устанавливаются, прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами и являются средствами выражения гармонизации индивидуальных и групповых взаимоотношений. Соотношениеправа и морали может быть раскрыто тольков результате конкретноисторического анализа.Право и мораль,как составные части культурыцивилизованногообщества в основаниии развитиицивилизации взаимосвязаны друг с другом. Исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени свидетельствуют о неразрывнойсвязиправа и морали. Использование нравственноморальных понятий в оценке содержания законов и других источников праваявляется изречение древних «Jus est ars boni et aegui» «право есть искусство добра и справедливости».С древнихвременможно наблюдать, как нравственнаяосновауважения и любви к ближнему, действуетна законодательство,и тем самымпостепенно вносила изменения вдействующеена данный периодправо. Соединяясвое действие с действием прочихпрогрессивныхсил истории,моральное началоспособствовалоулучшениюправа,направляяего к нравственному идеалу. Призывая, чтобы правами наделялись все члены общества, чтобы личность уважалась всегда и во всем, оно содействовалосвержениювековых цепей рабства и крепостничества, гуманностикарательной системы, установлению правосудия, одинаковогодля всех.Право и мораль обладаютобщими чертами исвойствами. Самые существенныеих совместные черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры социума, являются ценностными формами сознания, обладаютнормативнымсодержаниеми служат регуляторами поведения людей. Право и мораль располагаютравными, одинаковыми социальными, экономическими, политическимиусловиями дляжизни общества, служат одной цели координированиюинтересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию социального порядка.Их целостностьформируетсяна единствесоциальноэкономических интересов, культуры общества, приверженности людей к эталонам свободы и справедливости.В связи с этим невозможно разделятьправо и мораль согласно сферам их действия.Право и мораль не располагаютхарактернымипредметно или пространственно обособленными сферамиобщественныхсвязей, а функционируютв едином «фоне» общественныхвзаимоотношений. В этом и состоитединство ивзаимодействие норм права и морали.Близкуюсплоченностьи взаимосвязь права и морали, как общественныхрегуляторов, определяюти их социальное и функциональное взаимодействие, которое проявляется в следующем:1) право и мораль дополняют друг друга в упорядочении социальныхвзаимоотношений, в воспитанииу людей определенной юридической и нравственной культуры;2)правовые и моральные устоиво многомсходятся:поступкисубъектов, одобряемые и порицаемыеправом, поощряются и осуждаются, точно такжеморалью;3) право обязываетследовать законам, к тому же стремится и мораль;4) содействие права и морали частопроявляетсяв требовании, кличности, в воспитанииу него возвышенныхгражданских качеств;5) право и мораль содействуют друг другу в достижении совместныхцелей, применяядля этого характерныедля каждого методы;6) правовые нормы работаютпроводником морали, фиксируюти отстаиваютморальные ценности.7) мораль играет роль ценностного критерия права.Право и мораль неразрывно дополняют друг друга, аихобщеевзаимоотношениевсовместнойдеятельности проявляется:

1)во воздействииморали на формирование права;2)во влиянии права на воспитаниенравственных норм; 3)в охране правом моральных и нравственныхнорм; 4)в употребленииморальныхнорм при примененииправа.В юридической литературе взаимное сотрудничествоправа и морали получило освещение в ряде монографий и статей, в учебной литературе. Среди которых прежде всего необходимо отметить работы Пенькова Е.М., Лукашевой Е.А раскрывших ряд значимыхтеоретических проблем, связанныхс изучениемнатурыи сущности права и нравственности,как существенныхсоциальныхрегуляторов.Агешина Ю.А., Алексеева С.С., Хропанюка В.Н, затронулив своих работах отдельныеаспекты данной проблемы.Знаменитый судебный деятель А.Ф. Кони уделял огромное значение проблеме духовногоубеждения судьи. Судья, по убеждению А.Ф. Кони, обязан задействовать все свои душевные силы для отыскания истины в деле. "В основе душевного приговора должна лежать не только логическая неизбежность, но и нравственная обязательность." По суждениюКони "совесть это высочайшее проявление души. Правосудие не может быть отрешено от справедливости.’’[3].Занимаясь изучением сущностиморали, этики замечают, что мораль необходима в координированииповедения индивида с потребностямисоциального целого, в преодолении противоречия междуинтересами личности и общества [4].Какправо так и мораль имеют способностьпроникать в самые всевозможныесферыобщественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются изолированнойсредойсоциальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Содействие права и морали процесс характеризующийся многообразием форм. Право, активно оказывая влияниена мораль, содействуетболее совершенномуи глубокому ее распространению в обществе, в то же время правосамо под воздействиемморального фактора беспрерывнообогащается: множится его нравственная основа, усиливается авторитет, возрастает его роль социального регулятора общественных отношений. Следовательновлияниюправа на мораль сопутствует процесс обратного воздействияморали на право занимаясь исследованиемпроблемывзаимодействияправа и морали, многие правоведыотмечают, что все, управляемое правом, так или иначерегулируется моралью, т.е. рассматривается с точки зрения морали. Противоположного убежденияпридерживается П.Е. Недбайло, который полагает, что "имеются такие области общественных отношений, регулирование которых является безразличным в нравственном отношении в силу того, что они не требуют нравственной оценки, где достаточным является лишь правовое воздействие. К ним относится, например, порядок осмотра места происшествия, правила ведения судебных протоколов, нотариальное засвидетельствование документов, процессуальные сроки, многие действия по управлению и пр."[3].По мнению Гегеля, который считает, чтоглавным образом должно бытьсоблюдено право и толькопосле того, как оно исчерпано, вступали бы в действия моральные принципы.Гегель отмечает, чтобы поступок имел моральную ценность, необходимо осмыслениетого, справедлив ли он с точки зрения закона, является ли он хорошим или дурнымпримером для общества в целом.Исследование проблемы взаимодействия права и морали надлежитначинать с происхожденияи социальной сущности моральных норм, изученияместаморалив системе общественныхотношений, в социальной жизни людей. Нормативная структура один из значимых признаков правовой и моральной системы, в результатеэтогоанализсоциальной природы нормативности будет содействоватьвыявлениюкак общего характерногоправу и морали, так и специфики социальных регуляторов. Мораль (нравственность) заключает в себе убеждения, определённые представления,правила и взгляды,появляющиеся как естественное отображениеусловийобщественной жизни в сознании людей в виде справедливости и несправедливости, добра и зла,одобрительного ипорицательного, поощряемого и осуждаемогосоциумом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.[5].

В этической литературе также имеетсявозможность рассмотрения норм морали в целостностис социальнымивзаимоотношениямии моральным сознанием. Выделяют три элемента морали: моральное сознание, нравственное отношение,моральная деятельность.Специфика права определяетсяего связью с государством. Правовые нормы появляютсянепосредственно в общественных отношениях, тем не менее"цивилизованное" выражение они обретаютв законодательстве государства. Моральные нормы, появляющиесяв процессе жизнедеятельности людей, не обладаютспециальной "законополагающей инстанцией". Передачасоциальнонормативного опыта реализовываетсяв процессе межличностного и массового взаимодействия людей, переходитот поколения к поколению.Подобнореализовываетсяи социальный контроль, который осуществляютспециальные учреждения.Специфика права и морали никакне устраняет их тесную взаимосвязь, определяющуюбазовую необходимость морального измерения права. Мораль ценностный критерий права, значимыйфактор усовершенствованияправовых систем.

Все таки несмотря на взаимодействие норм права и морали, время от временимежду ними возникаютдовольно острыепротивоборства, в отдельных случаяходна и та же ситуациярегулируется поразному со стороны права и морали. В таком случае говорят о дефицитедолжнойслаженностимежду данными социальными регуляторами.Ключевым факторомвозникновения разногласий между некоторымиправовыми нормами и моральюявляется"формальная определенность" правовой нормы, не позволяющая применить её на жизненные ситуации, которые с точки зрения морали призываютк правовому регулированию, или, напротив, влияющая нажизненные ситуации, где мораль полагаеттакое воздействие нежелательным.Итак, противоборство возникаетлибопо причине дифференцированного оценивания взаимоотношенийправом с точки зрения морали, либо "уравнивает" условияи обстоятельства, которыеразличны с точки зрения морали.Противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление,от которого невозможно избавиться.Тем не менее, их можно преодолеть, как путем формированияновых нравственных убежденийи норм в ходе развития общества, так и путем внесения модификацийв действующее законодательство. При этомнеобходимопомнить, чтоосновными принципамиправа являетсямораль и что при отсутствии гармониимежду нормами права и морали предпочтениенеобходимо предоставитьморальным требованиям как более высоким.Специалисты противоборствов юриспруденции между моралью и правомобъясняют рядом факторов.Право регулирует взаимоотношенияв установленномсоциальном пространстве и в определённых временных рамках только сегодняшние отношения между людьми. Право все времянемножкоопаздывает: в общественной практике должно накопиться определенное количество коллизий, вследствиечего появляетсянадобностьих правового урегулирования. Вследствие этогомежду моментом выявлениявредности используемойпрактики и разработкой и принятием того или иного закона, оглашающегоданную практику незаконной, проходит временной промежуток, поройзначительный.Моральное регулирование взаимоотношенийне ограничено во времени. Моральному одобрению или порицаниюподвергаются люди, социальные институты, идеи, государства, народы, существующие в настоящее время и существовавшие сотни лет назад. Мораль также способна регулировать взаимоотношениялюдей, которые лишь толькоеще будут жить на Земле. Многие люди, живущие в наши дни, следуютморальными убеждениями, устремленнымив будущее на сохранение всего живого на планете, на охрану окружающей среды и природных ресурсов ради будущих поколений.Правовое регулирование осуществляется с помощью правовых актов, исходящих от государственной власти. Право выполняет свои регулятивные функции, используя такие рычаги, как принуждение, боязнь индивида понести административное или уголовное наказание.Моральстремитсяурегулироватьвзаимоотношения, основываясь, прежде всего, на традиции, привычки, обычаи,на силу общественныхвзглядов. Мораль является свободным, добровольнымвыборомформы поведения или поступка, который не всегда рассматривается обществом с точки зрения справедливости . В нравственномпредпочтениизначительное место занимают эмоции, чувства любви, заботы, смирения, служения, альтруизма, товарищества, уважения, преданности, веры, самоотверженности, религиозные чувства и убеждения. Язык, который применяетмораль, разнитсяот языка, накотором изъясняетсяправо. Без лояльных представлений нравственного устоя право не сможет обойтись,в силу того чтооно предопределено, создаватьравновесие между юридическим порядком и общественнымокружением, подчинять ему активнуюсоциальную жизнь. Благодаря этому правообязанобыть способно,создаватьгибкие формы реальной жизни и возможно это сделатьлишь толькоблагодаря существованию определений с широкимсмыслом, которые смогутвключитьсразу все известные и безызвестныеэпизодыи предложить для них надлежащуюинтерпретацию.Влияниенравственности на правовые нормыотражается, и в самом применении права на практике. Как бы ни была безупречна современнаяправовая система, она все же требует значительного смягчения в своем применениик жизни. Требуя реализациимонотонного,обязательного,исполнениязаконов право,в своих общих требованиях не может принимать во внимание субъективныхособенностей некоторыхэпизодов, а между тем субъективнаясторона взаимоотношениячасто мешаетприменениюзакона во всей его силе и твердости.Считаем,чтоне стоитразграничивать мораль и право опираясь на то, что эти понятия равнозначныдля общества.Право и мораль являются дополняющимидруг друга средствамиобщественного нормативного регулирования. Взаимодействие которых несетглавным образомсозидательный, конструктивный характер. Право и мораль неразделимы, они работаютв целостности, органически содействуя между собой, дополняя и обогащая друг друга.

Ссылки на источники1.Молчанова Е.В. Молчанова Е.В. Формирование гражданскопатриотических ценностей в молодежной среде. / В сборнике: Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности. Материалы международной научнопрактической конференции.2016. С. 9598.2.Молчанова Е.В., Мысоченко И.Ю., Политология. Краснодар, 2016. 3.Марченко М.Н. Теория государства и права. 2е изд., перераб. и доп. М.: 2004. 640 с.4.Молчанова Е.В.Представления современных молодых людей о свободе. / В сборнике: Социальногуманитарные и психологические науки: теоретикометодологические и прикладные аспекты. Материалы 2ой Международной научнопрактической конференции. Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2015. С. 145150.5.Макарова В.В., Молчанова Е.В. Нравственные ориентации современной молодежи. / В сборнике: Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты. Материалы международной научнопрактической конференции. Отв.ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2016. С. 8284.