Правовое регулирование труда осужденных
Выпуск:
ART 970847
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Аминова
А.
А.,
Журкина
О.
В. Правовое регулирование труда осужденных // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2601–2605. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970847.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена прямому и субсидиарному регулированию труда лиц, осужденных к лишению свободы. Проводится анализ особенностей правового регулирования осужденных нормами уголовно-исполнительно права. Рассматриваются пределы вспомогательных норм уголовно-исполнительного права, а также были внесены некоторые предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства в целях защиты социально-трудовых прав осужденных.
Ключевые слова:
правовое регулирование, лица, уголовно-исполнительное право, осужденные к лишению свободы, труд осужденных
Текст статьи
Аминова Амина Алемовна,студент юридического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургami7aminova@mail.ru
Научный руководитель: Журкина Ольга Вячеславовна,кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург
Правовое регулирование труда осужденных
Аннотация.Данная статья посвящена прямому и субсидиарному регулированию труда лиц, осужденныхк лишению свободы. Проводится анализ особенностей правового регулирования осужденных нормами уголовноисполнительно права. Рассматриваются пределы вспомогательных норм уголовноисполнительного права. А также были внесены некоторые предложения по совершенствованию уголовноисполнительного законодательства в целях защиты социальнотрудовых прав осужденных.Ключевые слова:лица, осужденные к лишению свободы, правовоерегулирование, труд осужденных; уголовноисполнительное право.
В Российской Федерации по состоянию на 1 февраля 2017 года в местах лишения свободы содержалось 626 282 человека (3 873 человека). Из них 48 918 женщины, 19599 инвалидов [1]. Несомненно, это огромная цифра. И потому компетентное регулирование труда осужденных к лишению свободы является одной из актуальнейших на данный момент.
Объектом пристального внимания и изучения теоретиков и практиков не только уголовноисполнительного, но и трудового права становятся особенности правового регулирования труда осужденных. Однако их мнения порой расходятся. Например, Л.Я. Гинцбург и В.Г. Малов придерживаются точки зрения, согласно которой данный вопрос относится только к уголовноисполнительной области [2]. А А.В. Губенко, в свою очередь, считает, что регулирование труда осужденных нужно осуществлять с позициинорм трудового права, принимая во внимание особенности положения лиц, осужденных к лишению свободы.Огромная роль отводится труду. Поскольку многообразиевоспитательных возможностей, которыми обладает труд, имеет оздоровительное, дисциплинирующее и экономическое значение.Уголовноисполнительный кодекс имеет принципы, которые определяютоснования и формы привлечения к труду осужденных к лишению свободы. А также условия лиц,осужденных к лишению свободы,идеятельность администрации исправительных учреждений по его организации. К данным принципам относятся: 1) подчинение производственной деятельности исправительных учреждений выполнению их основной задачи
исправлению осужденных; 2) обязательность их труда; 3) сочетание труда и профессионального обученияосужденных.Производственная деятельность осужденных ни в коем случае не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений
исправлению осужденных.
Как всем известно, в местах лишения свободы осужденные привлекаются к труду. Однако, необходимо иметь в виду то, что Конституция РФ запрещает принудительный труд. Если подойти со стороны недобровольности соглашения между работодателем и осужденным, можно под этим стоит понимать некую принудительность труда. Но ни международное, ни российское законодательство не признает труд осужденных таковым. А в Международном пакте о гражданских и политических правах такая работа не считается ни принудительно, ни обязательно [4].
Международный опыт свидетельствует о различных подходах к данному вопросу. Например, законодательство Марокко, Мадагаскара, Сенегала предусматривает отдельный вид лишения свободы, в частности каторжные работы. В Уругвае, Аргентине, Венесуэле труд осужденного не носит характер каторжного, но, тем не менее, он относится к принудительному труду. В Финляндии заключенным представлено право выбора: учеба в рабочее время или труд. В пенитенциарной системе США абсолютно новым явлением признается создание исправительного учреждения как «BootCamps». Правила нахождения осужденных в данном лагере таковы: 8часовой рабочий день, жесткая дисциплина и обязательное профессиональное образование. В качестве поощрения осужденным, которые успешно справились со стоящими перед ними задачами в полном объеме, могут рассчитывать на условнодосрочное освобождение. Однозначно, это носит большой воспитательный характер, ведь у осужденных появляется стимул к исправлению путем совмещения трудовых будней с обучением.
Приведенная практика представляет интерес и применительно к российской системе исправления осужденных [5]. Отнюдь немаловажным является вопрос, который касается трудоправового статуса осужденного, а также работодателя, в трудовых отношениях с которым он состоит. На осужденного к лишению свободы распространяются нормы как трудового, так и уголовноисполнительного права. Исходя из этого, следует говорить о комплексном характере статуса осужденного.
Таким образом, необходимо ответить на вопрос о том, кого следует считать работодателем в данных трудовых отношениях. Уголовноисполнительный кодекс не содержит такого понятия, он использует лишь понятие администрации исправительного учреждения.
Трудовое законодательство поясняет, что работодателем является физическое или юридическое лицо. Администрация же исправительного учреждения не является работодателем. Поэтому в качестве работодателя будет выступать учреждение, исполняющее наказание. Нельзя не принять во внимание то, что, в соответствии с п. 4 статьи 104 УИК РФ, работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого зависит от места лишения свободы. В частности, для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях отпуск составляет 18 рабочих дней. А для отбывающих лишение свободы в исправительных колониях –12 рабочих дней [6]. Вышеперечисленные отпуска предоставляются с возможностью выезда за пределы исправительного учреждения или без такового. Также существуют льготы для некоторых категорий осужденных и при определенных обстоятельствах в виде увеличенного количества дней отпуска.
Важный практический интерес представляет вопрос неоплачиваемого труда осужденных к лишению свободы, который регулируется ст. 106 УИК РФ. В соответствии с данной статьей осужденные могут быть привлечены к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий, но только лишь в свободное от работы времяи продолжительностью не более двух часов в неделю.
Нельзя не отметить также то, что у осужденных имеется возможность трудиться без оплаты труда и на добровольных началах. Этой точки зрения придерживается В.А. Уткин [7]. К такому труду следует относить труд членов самодеятельных организаций, добровольное выполнение поручений администрации исправительных учреждений как меру активного и положительного изменения лица, осужденного к лишению свободы, а также труд по реализации конституционного права на свободувероисповедания. Ярким примером может служить деятельность по строительству религиозных сооружений на территории исправительного учреждения. Помимо всего прочего, особенностью трудовых отношений осужденных в РФ следует считать и тот факт, что они не владеют правом выбора вида и места работы по собственному усмотрению. Это вызвано, в первую очередь, с их обязанностью находиться на территории исправительного учреждения, что вызвано мерами безопасности, обучение и созданием предприятий.
Это обстоятельство исключает совпадение желаний выбора рода деятельности осужденных с возможностями исправительных учреждений, которые ограничены в предоставлении различного профиля производственных баз и трудовых функций, что в некоторой степени ущемляет их конституционное право выбора рода деятельности.
Таким образом, предлагаем рассматривать исправительным учреждениям профессиональное обучение в качестве формы трудовой занятости и максимально расширить виды трудовой деятельности. Мы предлагаем распространить трудовое законодательство на трудящихся, отбывающих наказание в виде лишения свободы, с особенностями правового регулирования, учитывающего цели наказания, изложив их в отдельной лаве Уголовноисполнительного кодекса РФ. Также внести изменение в часть 3 статьи 114 УИК РФ, исключив из него норму, ограничивающую срок досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Также дополнить УИК РФ нормой о заключении трудовых договоров с осужденным, работающим на производстве или же на бюджетных ставках.
Также внести поправки в ч. 3 ст. 107 УИК РФ, предусмотрев, что на лицевой счет трудоустроенного на оплачиваемых работах осужденного после всех предусмотренных требованиями действующего законодательства вычетов зачисляется не менее 40% от заработанных им денежных средств.
Такимобразом, проблема трудовой деятельности осужденных к лишению свободы постоянно находилась в центре внимания нашей страны и продолжает превалировать над другими средствами исправления осужденных. Изза привлечения к труду осужденных решаются экономические проблемы, связанные со строительством крупных промышленных центров, коммуникаций, освоением производства различной продукции. Сложившаяся в настоящее время практика привлечения осужденных к труду и организация производственнохозяйственной деятельности предприятий исправительных учреждений слабо ориентированы на формирование у них положительной установки на труд, а система материального стимулирования в недостаточной степени связывает меру труа и меру потребления.
Ссылки на источники1.Федеральная служба исполнения наказаний [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20harka%20UIS/.2.Калинин И.Б. Правовое регулирование труда осуждённых к лишению свободы // Вестник Томского государственного университета. 2014. №324. 3.Губенко А.В. Правовое регулирование трудовых отношений осуждённых при отбывании наказания в виде лишения свободы. Ростов н/Д. 2013. С. 26.
4.Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" [Электронный ресурс]. –URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5531/.5.Оспанов Ш.С. Мировой опыт организации труда осуждённых к лишению свободы [Электронный ресурс].–URL: www. rusnauka.com/12_KPSN_2010/Pravo/63642.doc.htm.6."Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/.7.Уткин В.А. Бесплатный труд осуждённых в местах лишения свободы // Вестник ТГПУ –2006. № 11(62). –С. 77.
Научный руководитель: Журкина Ольга Вячеславовна,кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург
Правовое регулирование труда осужденных
Аннотация.Данная статья посвящена прямому и субсидиарному регулированию труда лиц, осужденныхк лишению свободы. Проводится анализ особенностей правового регулирования осужденных нормами уголовноисполнительно права. Рассматриваются пределы вспомогательных норм уголовноисполнительного права. А также были внесены некоторые предложения по совершенствованию уголовноисполнительного законодательства в целях защиты социальнотрудовых прав осужденных.Ключевые слова:лица, осужденные к лишению свободы, правовоерегулирование, труд осужденных; уголовноисполнительное право.
В Российской Федерации по состоянию на 1 февраля 2017 года в местах лишения свободы содержалось 626 282 человека (3 873 человека). Из них 48 918 женщины, 19599 инвалидов [1]. Несомненно, это огромная цифра. И потому компетентное регулирование труда осужденных к лишению свободы является одной из актуальнейших на данный момент.
Объектом пристального внимания и изучения теоретиков и практиков не только уголовноисполнительного, но и трудового права становятся особенности правового регулирования труда осужденных. Однако их мнения порой расходятся. Например, Л.Я. Гинцбург и В.Г. Малов придерживаются точки зрения, согласно которой данный вопрос относится только к уголовноисполнительной области [2]. А А.В. Губенко, в свою очередь, считает, что регулирование труда осужденных нужно осуществлять с позициинорм трудового права, принимая во внимание особенности положения лиц, осужденных к лишению свободы.Огромная роль отводится труду. Поскольку многообразиевоспитательных возможностей, которыми обладает труд, имеет оздоровительное, дисциплинирующее и экономическое значение.Уголовноисполнительный кодекс имеет принципы, которые определяютоснования и формы привлечения к труду осужденных к лишению свободы. А также условия лиц,осужденных к лишению свободы,идеятельность администрации исправительных учреждений по его организации. К данным принципам относятся: 1) подчинение производственной деятельности исправительных учреждений выполнению их основной задачи
исправлению осужденных; 2) обязательность их труда; 3) сочетание труда и профессионального обученияосужденных.Производственная деятельность осужденных ни в коем случае не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений
исправлению осужденных.
Как всем известно, в местах лишения свободы осужденные привлекаются к труду. Однако, необходимо иметь в виду то, что Конституция РФ запрещает принудительный труд. Если подойти со стороны недобровольности соглашения между работодателем и осужденным, можно под этим стоит понимать некую принудительность труда. Но ни международное, ни российское законодательство не признает труд осужденных таковым. А в Международном пакте о гражданских и политических правах такая работа не считается ни принудительно, ни обязательно [4].
Международный опыт свидетельствует о различных подходах к данному вопросу. Например, законодательство Марокко, Мадагаскара, Сенегала предусматривает отдельный вид лишения свободы, в частности каторжные работы. В Уругвае, Аргентине, Венесуэле труд осужденного не носит характер каторжного, но, тем не менее, он относится к принудительному труду. В Финляндии заключенным представлено право выбора: учеба в рабочее время или труд. В пенитенциарной системе США абсолютно новым явлением признается создание исправительного учреждения как «BootCamps». Правила нахождения осужденных в данном лагере таковы: 8часовой рабочий день, жесткая дисциплина и обязательное профессиональное образование. В качестве поощрения осужденным, которые успешно справились со стоящими перед ними задачами в полном объеме, могут рассчитывать на условнодосрочное освобождение. Однозначно, это носит большой воспитательный характер, ведь у осужденных появляется стимул к исправлению путем совмещения трудовых будней с обучением.
Приведенная практика представляет интерес и применительно к российской системе исправления осужденных [5]. Отнюдь немаловажным является вопрос, который касается трудоправового статуса осужденного, а также работодателя, в трудовых отношениях с которым он состоит. На осужденного к лишению свободы распространяются нормы как трудового, так и уголовноисполнительного права. Исходя из этого, следует говорить о комплексном характере статуса осужденного.
Таким образом, необходимо ответить на вопрос о том, кого следует считать работодателем в данных трудовых отношениях. Уголовноисполнительный кодекс не содержит такого понятия, он использует лишь понятие администрации исправительного учреждения.
Трудовое законодательство поясняет, что работодателем является физическое или юридическое лицо. Администрация же исправительного учреждения не является работодателем. Поэтому в качестве работодателя будет выступать учреждение, исполняющее наказание. Нельзя не принять во внимание то, что, в соответствии с п. 4 статьи 104 УИК РФ, работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого зависит от места лишения свободы. В частности, для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях отпуск составляет 18 рабочих дней. А для отбывающих лишение свободы в исправительных колониях –12 рабочих дней [6]. Вышеперечисленные отпуска предоставляются с возможностью выезда за пределы исправительного учреждения или без такового. Также существуют льготы для некоторых категорий осужденных и при определенных обстоятельствах в виде увеличенного количества дней отпуска.
Важный практический интерес представляет вопрос неоплачиваемого труда осужденных к лишению свободы, который регулируется ст. 106 УИК РФ. В соответствии с данной статьей осужденные могут быть привлечены к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий, но только лишь в свободное от работы времяи продолжительностью не более двух часов в неделю.
Нельзя не отметить также то, что у осужденных имеется возможность трудиться без оплаты труда и на добровольных началах. Этой точки зрения придерживается В.А. Уткин [7]. К такому труду следует относить труд членов самодеятельных организаций, добровольное выполнение поручений администрации исправительных учреждений как меру активного и положительного изменения лица, осужденного к лишению свободы, а также труд по реализации конституционного права на свободувероисповедания. Ярким примером может служить деятельность по строительству религиозных сооружений на территории исправительного учреждения. Помимо всего прочего, особенностью трудовых отношений осужденных в РФ следует считать и тот факт, что они не владеют правом выбора вида и места работы по собственному усмотрению. Это вызвано, в первую очередь, с их обязанностью находиться на территории исправительного учреждения, что вызвано мерами безопасности, обучение и созданием предприятий.
Это обстоятельство исключает совпадение желаний выбора рода деятельности осужденных с возможностями исправительных учреждений, которые ограничены в предоставлении различного профиля производственных баз и трудовых функций, что в некоторой степени ущемляет их конституционное право выбора рода деятельности.
Таким образом, предлагаем рассматривать исправительным учреждениям профессиональное обучение в качестве формы трудовой занятости и максимально расширить виды трудовой деятельности. Мы предлагаем распространить трудовое законодательство на трудящихся, отбывающих наказание в виде лишения свободы, с особенностями правового регулирования, учитывающего цели наказания, изложив их в отдельной лаве Уголовноисполнительного кодекса РФ. Также внести изменение в часть 3 статьи 114 УИК РФ, исключив из него норму, ограничивающую срок досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Также дополнить УИК РФ нормой о заключении трудовых договоров с осужденным, работающим на производстве или же на бюджетных ставках.
Также внести поправки в ч. 3 ст. 107 УИК РФ, предусмотрев, что на лицевой счет трудоустроенного на оплачиваемых работах осужденного после всех предусмотренных требованиями действующего законодательства вычетов зачисляется не менее 40% от заработанных им денежных средств.
Такимобразом, проблема трудовой деятельности осужденных к лишению свободы постоянно находилась в центре внимания нашей страны и продолжает превалировать над другими средствами исправления осужденных. Изза привлечения к труду осужденных решаются экономические проблемы, связанные со строительством крупных промышленных центров, коммуникаций, освоением производства различной продукции. Сложившаяся в настоящее время практика привлечения осужденных к труду и организация производственнохозяйственной деятельности предприятий исправительных учреждений слабо ориентированы на формирование у них положительной установки на труд, а система материального стимулирования в недостаточной степени связывает меру труа и меру потребления.
Ссылки на источники1.Федеральная служба исполнения наказаний [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20harka%20UIS/.2.Калинин И.Б. Правовое регулирование труда осуждённых к лишению свободы // Вестник Томского государственного университета. 2014. №324. 3.Губенко А.В. Правовое регулирование трудовых отношений осуждённых при отбывании наказания в виде лишения свободы. Ростов н/Д. 2013. С. 26.
4.Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" [Электронный ресурс]. –URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5531/.5.Оспанов Ш.С. Мировой опыт организации труда осуждённых к лишению свободы [Электронный ресурс].–URL: www. rusnauka.com/12_KPSN_2010/Pravo/63642.doc.htm.6."Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/.7.Уткин В.А. Бесплатный труд осуждённых в местах лишения свободы // Вестник ТГПУ –2006. № 11(62). –С. 77.