Религиозный аспект профессиональной деятельности врача
Выпуск:
ART 970873
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рудненко
А.
А.,
Оганнисян
Д.
Н. Религиозный аспект профессиональной деятельности врача // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2731–2735. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970873.htm.
Аннотация. Статья посвящена философскому осмыслению религии в профессиональной деятельности врача. Затронуты такие вопросы, как нравственное начало врача, отличия религии от науки, взаимосвязь этих сфер, а также приведены несколько примеров в пользу синергетической связи веры и медицинской деятельности.
Похожие статьи
Текст статьи
Оганнисян Диана Нориковна,студентка1 курса РостГМУ «Ростовский государственный медицинский университет», г. РостовнаДонуdiana.ogannisyan.1998@gmail.com
Рудненко Алина Александровна,студентка 1 курса РостГМУ «Ростовский государственный медицинский университет», г. РостовнаДону
Научный руководитель: Н.Л.Вигель
Религиозный аспект профессиональной деятельности врача
Аннотация. Статья посвящена философскому осмыслению религии в профессиональной деятельности врача. Затронуты такие вопросы, как нравственное начало врача, отличия религии от науки, взаимосвязь этих сфер, а также приведены несколько примеров в пользу синергетической связи веры и медицинской деятельности.Ключевые слова: религия, врач,вера, медицина,пациент
В современном мире религиязанимает видное место, оказывая заметное влияние на протекающие мировыепроцессы. И это закономерно, ведь религия представляет собой не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Религиозные каноны регламентируют самые различные стороны индивидуальной и общественной жизни.Медицина во все времена была связана с религией, религия с врачеванием. И это не случайно, поскольку и религия, и медицина стоят у истоков жизни и смерти. Но существует мнение, что врач не может быть верующим человеком, он должен надеяться на себя и только на себя. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.На нашвзгляд, вопрос медицины лежит в плоскости «знаю/умею», а вопрос религии в плоскости мотивации, проще говоря религия отвечает на вопрос «Зачем?»Сформировать позицию любви врача к людям в целоми к пациентув частности способны духовнонравственные устои, которые на фундаментальном уровне может дать только религия. Медицина же дает знания и развивает практические навыки лечения пациентов. Из данных утверждений можно сделатьвывод, что религия и медицина не могут находитьсяв конфликте друг с другом. Медицина развивает в человеке специалиста, а религия Человека. Синтез Человека и специалиста с медицинскими знаниями и навыками формирует фигуру Врача.Если человек обладает теоретическими медицинскимизнаниями и навыками,может безошибочнопоставить диагноз и тут же назначить тактику лечения, но, при этом, ненавидит людей, свою работу, то у такого медика вряд ли будут выдающиеся результаты.Я полагаю, нельзя отрицать тот факт, что результат лечения больного зависит не только от эрудированности врача, но и от его морального и духовного состояния. И как раз в этом вопросе на первое место выходит религия.В данной работе я не ставлю своей целью конкретное описание тех или иных вероисповеданий, механизмы их влияния на нравственность и духовное состояние человека, иные причинноследственные связи. Это бесконечно огромная тема, которая полностью вряд ли будет когдалибо раскрыта. Вера нуждается в доказательствах, доказательства убивают веру.Я хочу лишь донести мысль о том, что формирование гармоничной личности, которому способствует религия, не может отрицательно сказываться на результатах лечения пациентов, анапротив, только способствует максимально положительному результату.В подтверждение данной мысли приведу несколько примеров из истории медицины.Одна из наиболее прославленных фигур в русской медицине хирург Николай Иванович Пирогов.Хотелось бы вспомнить его знаменитое высказывание:«
«Существование Верховного разума, а, следовательно, и Верховной Воли, я считаю необходимым и неминуемым требованием (постулатом) моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума»Памятник Н.И. Пироговустоит в Москве, подвиги его во время Севастопольской кампании и научные достижения в области медицины почетная страница русской науки.» [1]«Привлечение им женской сестринской заботы о раненных воинах, создание женской общины сестер милосердия Честнаго и Животворящего Креста стало началом векового уже ныне подвига русских женщин в военных госпиталях и на полях сражений.И как ученый, и как гениальный хирургпрактик, впервые применивший вРоссии анестезию при операции. Н.И. Пирогов стал примером для русских врачей.Жил он как раз в то время (середина XIX века), когда стало зарождаться на Руси неверие. Появились идеи материализма, нигилисты, хорошо описанные Достоевским, особенно в романе «Бесы». В эпоху шестидесятых годов зародился тип того грубого атеиста, который выйдя из подполья после октябрьской революции, стал открыто гнать Церковь, закрывал и осквернял храмы, но был побежден и остановлен народной верой.В эти шестидесятые годы началось, также, и нечестное использование честного имени науки для борьбы с Богом. Впадавшие в тяжелую болезнь неверия, не хотели быть просто неверующими, они хотели непременно думать, что они «научно», а не какнибудь иначе, не веруют в Бога. В это время жил величайший хирург России, Пирогов. И вот, что он думал и писал:«Смело и несмотря ни на какие исторические исследования, всякий христианин должен утверждать, что никому из смертных невозможно было додуматься и еще менее дойти до той высоты и чистоты нравственного чувства и жизни, которые содержатся в учении Христа; Нельзя не почувствовать, что они не от мира сего. Веруя, что основной идеал учения Христа по своей недосягаемости остается вечным,и вечно будет влиять на души, ищущие мира через внутреннюю связь с Божеством, мы ни минуты не можем сомневаться в том, что этому учению суждено быть неугасимым маяком на извилистом пути нашего прогресса».Главный, настоящий прогресс человечества Н.И. Пирогов видел в том, чтобы люди по духу своему приблизились к Евангелию, стали добрыми, правдивыми, чистыми сердцем, бескорыстными и милосердными. Конечно, и прогресс в народах необходим, но он немыслим без прогресса человеческих отношений, без совершенствования каждой отдельной души человеческой. Камень, брошенный в воду, вызывает круги. Чувства, мысли и дела человека тоже вызывают соответствующие им круги в окружающем мире: либо добро, либо зло. Человеческое добро рождает отклик добра, улучшая человеческие отношения и самую жизнь. Зло, таящееся в одном сердце, отравляет жизнь многих... Это, может быть, идет против законов материализма, но это соответствует правде мира.Книга высшего совершенствования Евангелие была любимой книгой Пирогова. Он верил, что евангельское откровение есть истинное Слово Божие, и что это Слово вводит душу в вечность: Свою жизнь Пирогов строил на евангельских основах. Такое глубокое религиозное отношение к жизни отличает многихвеликих ученых, истинных слуг человечества.Н.И. Пирогов считал, что в человеческой истории путь прогресса извилист, нет прямой линии в нравственном совершенствовании человечества. Уклоняясь от правды Христовой, люди впадают временами в звериное, даже хуже чем звериное демоническое состояние. Разве мы не стали свидетелями этого в наш век? Человечество омрачается, когда отходит от того образа Божией правды, чистоты и милости, который дан ему в лице Сына Божия Иисуса Христа.Гениальная ученость, любовь ко Христу, борьба за правду, справедливость в мире, милосердие к страждущим, больным таков образ человеколюбивого врача Пирогова.» [2]А сколько врачей причислено к ликусвятых!СвятительЛука(ВойноЯсенецкий).«Врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы,пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сампотерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метавшийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры, но не избежавший серьезных ошибок на своем пути. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой…»[3]«Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович ВойноЯсенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения.Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русскояпонской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите.Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в ПереславлеЗалесском. Там он попрежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования.Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но усердствовал в проповедничестве, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. Два года подряд он участвовалв общественных диспутах с отрекшимся священником, ставшим руководителем антирелигиозной пропаганды в регионе.Епископ Лука был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где проповедовал. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.Освобожденный в 1933 году, он отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру, желая посвятить себя продолжению научных исследований. Он вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы.Во время работы в Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к отслоению сетчатки глаз. Тем не менее,он продолжал врачебную деятельность вплоть до 1937 года. Многие религиозные деятели в то время подвергались репрессиям.Святитель Лука был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в созданииконтрреволюционной церковной организации.В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.»[4]«Наталья Петровна Бехтерева, выдающийся нейрофизиолог, академик РАН, всю свою жизнь посвятила исследованию мозга. Она побывала в зазеркалье науки и на весь мир заявила, что верит в вещие сны, альтернативную реальность и жизнь после смерти. Научное сообщество не одобряло такую точку зрения, обвиняло ее в лженауке, увлечение мистикой и паранормальными явлениями, однако ее личный опыт доказывал —чтото точно существует.Именно Наталья Бехтерева явилась основоположником науки о мозге, разобралась в механизмах работы памяти, человеческого поведения и сознания. И при этом она не побоялась утверждать, что верит в Бога.До последнего дня она была научным руководителем Института мозга человека. Размышления Натальи Петровны, всегда поражали глубиной и открытостью, откровенностью суждений. Открытость суждений привилегия свободного и умного человека, видящего сложную картину мира.Наталья Петровна работала с самой сложной из структур, скоторыми когдалибо сталкивался человек –с человеческим мозгом. «Помню, как в самом начале обучения у Альтшуллера, меня поразила мысль о том, что человек (а значит мозг человека) пытается понять, как устроен мозг человека. Пытается и не может...Путь в глубины себя –наиболее трудный. И,слава Богу, что есть люди, которые идут по нему, несмотря на все трудности» отмечала она.» [5]Итак, мы можем сделать вывод отом, что религия и медицина не могут противоречить друг другу, а, наоборот, дополняютдругдруга.Настоящийврач знает и чувствует, что его призвание с одной стороны оберегать жизнь пациента, делать ее полноценной, а с другой стороны, спасать человека от страданий, насколькоэто возможно. Мы ограничиваемся словом «возможно», потому что как бы медицина не прогрессировала, есть такие области, где она может оказаться бессильной.Разница между верующим и неверующим врачом заключается в отношении верующего человека к пациенту. Для него человекэто не просто материя, не просто временный покров,это душа, которая будет жить вечно. Настоящий врач видит в больном нечто большее, чем просто тело.
Ссылки на источники1.http://www.ronl.ru/referaty/religiya_i_mifologiya/197959/2.http://www.orthedu.ru/uchenye/pirogov.htm3.http://foma.ru/sviatitellukaprofessorvracharhiepiskop.html4.http://luka.kasdom.ru/biografiya5.http://www.metodolog.ru/01426/01426.html
Рудненко Алина Александровна,студентка 1 курса РостГМУ «Ростовский государственный медицинский университет», г. РостовнаДону
Научный руководитель: Н.Л.Вигель
Религиозный аспект профессиональной деятельности врача
Аннотация. Статья посвящена философскому осмыслению религии в профессиональной деятельности врача. Затронуты такие вопросы, как нравственное начало врача, отличия религии от науки, взаимосвязь этих сфер, а также приведены несколько примеров в пользу синергетической связи веры и медицинской деятельности.Ключевые слова: религия, врач,вера, медицина,пациент
В современном мире религиязанимает видное место, оказывая заметное влияние на протекающие мировыепроцессы. И это закономерно, ведь религия представляет собой не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Религиозные каноны регламентируют самые различные стороны индивидуальной и общественной жизни.Медицина во все времена была связана с религией, религия с врачеванием. И это не случайно, поскольку и религия, и медицина стоят у истоков жизни и смерти. Но существует мнение, что врач не может быть верующим человеком, он должен надеяться на себя и только на себя. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.На нашвзгляд, вопрос медицины лежит в плоскости «знаю/умею», а вопрос религии в плоскости мотивации, проще говоря религия отвечает на вопрос «Зачем?»Сформировать позицию любви врача к людям в целоми к пациентув частности способны духовнонравственные устои, которые на фундаментальном уровне может дать только религия. Медицина же дает знания и развивает практические навыки лечения пациентов. Из данных утверждений можно сделатьвывод, что религия и медицина не могут находитьсяв конфликте друг с другом. Медицина развивает в человеке специалиста, а религия Человека. Синтез Человека и специалиста с медицинскими знаниями и навыками формирует фигуру Врача.Если человек обладает теоретическими медицинскимизнаниями и навыками,может безошибочнопоставить диагноз и тут же назначить тактику лечения, но, при этом, ненавидит людей, свою работу, то у такого медика вряд ли будут выдающиеся результаты.Я полагаю, нельзя отрицать тот факт, что результат лечения больного зависит не только от эрудированности врача, но и от его морального и духовного состояния. И как раз в этом вопросе на первое место выходит религия.В данной работе я не ставлю своей целью конкретное описание тех или иных вероисповеданий, механизмы их влияния на нравственность и духовное состояние человека, иные причинноследственные связи. Это бесконечно огромная тема, которая полностью вряд ли будет когдалибо раскрыта. Вера нуждается в доказательствах, доказательства убивают веру.Я хочу лишь донести мысль о том, что формирование гармоничной личности, которому способствует религия, не может отрицательно сказываться на результатах лечения пациентов, анапротив, только способствует максимально положительному результату.В подтверждение данной мысли приведу несколько примеров из истории медицины.Одна из наиболее прославленных фигур в русской медицине хирург Николай Иванович Пирогов.Хотелось бы вспомнить его знаменитое высказывание:«
«Существование Верховного разума, а, следовательно, и Верховной Воли, я считаю необходимым и неминуемым требованием (постулатом) моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума»Памятник Н.И. Пироговустоит в Москве, подвиги его во время Севастопольской кампании и научные достижения в области медицины почетная страница русской науки.» [1]«Привлечение им женской сестринской заботы о раненных воинах, создание женской общины сестер милосердия Честнаго и Животворящего Креста стало началом векового уже ныне подвига русских женщин в военных госпиталях и на полях сражений.И как ученый, и как гениальный хирургпрактик, впервые применивший вРоссии анестезию при операции. Н.И. Пирогов стал примером для русских врачей.Жил он как раз в то время (середина XIX века), когда стало зарождаться на Руси неверие. Появились идеи материализма, нигилисты, хорошо описанные Достоевским, особенно в романе «Бесы». В эпоху шестидесятых годов зародился тип того грубого атеиста, который выйдя из подполья после октябрьской революции, стал открыто гнать Церковь, закрывал и осквернял храмы, но был побежден и остановлен народной верой.В эти шестидесятые годы началось, также, и нечестное использование честного имени науки для борьбы с Богом. Впадавшие в тяжелую болезнь неверия, не хотели быть просто неверующими, они хотели непременно думать, что они «научно», а не какнибудь иначе, не веруют в Бога. В это время жил величайший хирург России, Пирогов. И вот, что он думал и писал:«Смело и несмотря ни на какие исторические исследования, всякий христианин должен утверждать, что никому из смертных невозможно было додуматься и еще менее дойти до той высоты и чистоты нравственного чувства и жизни, которые содержатся в учении Христа; Нельзя не почувствовать, что они не от мира сего. Веруя, что основной идеал учения Христа по своей недосягаемости остается вечным,и вечно будет влиять на души, ищущие мира через внутреннюю связь с Божеством, мы ни минуты не можем сомневаться в том, что этому учению суждено быть неугасимым маяком на извилистом пути нашего прогресса».Главный, настоящий прогресс человечества Н.И. Пирогов видел в том, чтобы люди по духу своему приблизились к Евангелию, стали добрыми, правдивыми, чистыми сердцем, бескорыстными и милосердными. Конечно, и прогресс в народах необходим, но он немыслим без прогресса человеческих отношений, без совершенствования каждой отдельной души человеческой. Камень, брошенный в воду, вызывает круги. Чувства, мысли и дела человека тоже вызывают соответствующие им круги в окружающем мире: либо добро, либо зло. Человеческое добро рождает отклик добра, улучшая человеческие отношения и самую жизнь. Зло, таящееся в одном сердце, отравляет жизнь многих... Это, может быть, идет против законов материализма, но это соответствует правде мира.Книга высшего совершенствования Евангелие была любимой книгой Пирогова. Он верил, что евангельское откровение есть истинное Слово Божие, и что это Слово вводит душу в вечность: Свою жизнь Пирогов строил на евангельских основах. Такое глубокое религиозное отношение к жизни отличает многихвеликих ученых, истинных слуг человечества.Н.И. Пирогов считал, что в человеческой истории путь прогресса извилист, нет прямой линии в нравственном совершенствовании человечества. Уклоняясь от правды Христовой, люди впадают временами в звериное, даже хуже чем звериное демоническое состояние. Разве мы не стали свидетелями этого в наш век? Человечество омрачается, когда отходит от того образа Божией правды, чистоты и милости, который дан ему в лице Сына Божия Иисуса Христа.Гениальная ученость, любовь ко Христу, борьба за правду, справедливость в мире, милосердие к страждущим, больным таков образ человеколюбивого врача Пирогова.» [2]А сколько врачей причислено к ликусвятых!СвятительЛука(ВойноЯсенецкий).«Врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы,пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сампотерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метавшийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры, но не избежавший серьезных ошибок на своем пути. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой…»[3]«Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович ВойноЯсенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения.Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русскояпонской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите.Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в ПереславлеЗалесском. Там он попрежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования.Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но усердствовал в проповедничестве, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. Два года подряд он участвовалв общественных диспутах с отрекшимся священником, ставшим руководителем антирелигиозной пропаганды в регионе.Епископ Лука был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где проповедовал. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.Освобожденный в 1933 году, он отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру, желая посвятить себя продолжению научных исследований. Он вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы.Во время работы в Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к отслоению сетчатки глаз. Тем не менее,он продолжал врачебную деятельность вплоть до 1937 года. Многие религиозные деятели в то время подвергались репрессиям.Святитель Лука был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в созданииконтрреволюционной церковной организации.В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.»[4]«Наталья Петровна Бехтерева, выдающийся нейрофизиолог, академик РАН, всю свою жизнь посвятила исследованию мозга. Она побывала в зазеркалье науки и на весь мир заявила, что верит в вещие сны, альтернативную реальность и жизнь после смерти. Научное сообщество не одобряло такую точку зрения, обвиняло ее в лженауке, увлечение мистикой и паранормальными явлениями, однако ее личный опыт доказывал —чтото точно существует.Именно Наталья Бехтерева явилась основоположником науки о мозге, разобралась в механизмах работы памяти, человеческого поведения и сознания. И при этом она не побоялась утверждать, что верит в Бога.До последнего дня она была научным руководителем Института мозга человека. Размышления Натальи Петровны, всегда поражали глубиной и открытостью, откровенностью суждений. Открытость суждений привилегия свободного и умного человека, видящего сложную картину мира.Наталья Петровна работала с самой сложной из структур, скоторыми когдалибо сталкивался человек –с человеческим мозгом. «Помню, как в самом начале обучения у Альтшуллера, меня поразила мысль о том, что человек (а значит мозг человека) пытается понять, как устроен мозг человека. Пытается и не может...Путь в глубины себя –наиболее трудный. И,слава Богу, что есть люди, которые идут по нему, несмотря на все трудности» отмечала она.» [5]Итак, мы можем сделать вывод отом, что религия и медицина не могут противоречить друг другу, а, наоборот, дополняютдругдруга.Настоящийврач знает и чувствует, что его призвание с одной стороны оберегать жизнь пациента, делать ее полноценной, а с другой стороны, спасать человека от страданий, насколькоэто возможно. Мы ограничиваемся словом «возможно», потому что как бы медицина не прогрессировала, есть такие области, где она может оказаться бессильной.Разница между верующим и неверующим врачом заключается в отношении верующего человека к пациенту. Для него человекэто не просто материя, не просто временный покров,это душа, которая будет жить вечно. Настоящий врач видит в больном нечто большее, чем просто тело.
Ссылки на источники1.http://www.ronl.ru/referaty/religiya_i_mifologiya/197959/2.http://www.orthedu.ru/uchenye/pirogov.htm3.http://foma.ru/sviatitellukaprofessorvracharhiepiskop.html4.http://luka.kasdom.ru/biografiya5.http://www.metodolog.ru/01426/01426.html