Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми, имеющими предрасположенность к дислексии, с общим недоразвитием речи III уровня
Выпуск:
ART 970880
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Милушкина
Е.
А. Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми, имеющими предрасположенность к дислексии, с общим недоразвитием речи III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2766–2770. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970880.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи. Описаны трудности овладения устной и письменной речью (чтением) при различных видах предрасположенности детей с ОНР III уровня к дислексии. Разработана логопедическая технология, входящая в состав комплексного взаимодействия родителей, детей и специалистов. Представлены основные мероприятия психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова:
психолого-педагогическое сопровождение, общее недоразвитие речи, дислексия, виды предрасположенности к дислексии
Текст статьи
Милушкина Екатерина Александровна,магистрант 2го года обучения, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринскemilushkina93@gmail.com
Психологопедагогическое сопровождение семей с детьми, имеющими предрасположенностьк дислексии с общим недоразвитием речиIIIуровня
Аннотация.Статья посвящена изучению проблемы психологопедагогического сопровождения семей, имеющих детейстяжелыми нарушениями речи. Описаны трудности овладения устной и письменной речью (чтением) при различных видах предрасположенности детей с ОНР IIIуровня к дислексии. Разработаналогопедическая технология, входящая в состав комплексного взаимодействия родителей, детей и специалистов. Представлены основные мероприятия психологопедагогического сопровождения.Ключевые слова: психологопедагогическое сопровождение, общее недоразвитие речи, дислексия, виды предрасположенности к дислексии.
Важной задачей становления личности дошкольника (особенно с тяжелыми нарушениями речи) на этапе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)является духовнонравственное, социальнокоммуникативное, художественноэстетическое ипсихологопедагогическоевоспитание. Это сложный целенаправленный процесс, предполагающий взаимодействие различных субъектов окружения такого ребенка,в первую очередь, родителей (законных представителей), а также всех педагогов и специалистов, входящих в состав психологомедикопедагогической комиссии и заинтересованных в развитии и социализации ребенка: воспитателей, психологов, логопедов, медицинских работников. Однако многие родители находятся в неведении, как психофизических особенностей здоровья, возможностей своего ребенка, так и необходимости работы с ним данных специалистов. Все это говорит о необходимости организации психологопедагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с общим недоразвитием речи.Для начала попробуем разобраться с основными терминаминашей статьи.«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, это значит «следовать вместе с кемто, находясь рядом, ведякуданибудь или идя за кемто»[1].Впервые понятие«сопровождение» в научной литературе появилосьв работах Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие», «сопровождение развития».
В психологическойи педагогической литературетермин «сопровождение» часто рассматривается учеными Е.И. Казаковой, А.П. Тряпицыной, А.В. Мудрик, Р.В. Овчаровой, О.С. Газмана как синоним «поддержки». Нам же близко мнение известногосовременногоученогоА.А. Стерхова, изучающего духовнонравственноеразвитиедетей,о том, что «следует считать педагогическую поддержку частью процесса педагогического сопровождения, которая включается в тех случаях, когда ребёнок не в силах самостоятельно преодолеть возникшую учебную или воспитательную проблему»[2]. Аналогично дело обстоит и с психологической стороной поддержки психологического сопровождения. Таким образом, «психологопедагогическое сопровождение» это целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах»…, «осуществляемый всеми субъектами воспитательнообразовательного процесса в ситуациях взаимодействия» [3].Поскольку ребенок с тяжелыми нарушениями речи (в частности, с ОНР) не способен к самостоятельному решению своей проблемы, необходима организация обоих взаимосвязанных процессов.Впервые обоснование общего недоразвития речи (ОНР) было дано Р.Е. Левиной и коллективом сотрудников научноисследовательского института дефектологии (Л.С. Волкова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева и других) в 5060х годах XX века. Это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при сохранном слухе и интеллекте [4].Часто на основе ОНР (в том числе и IIIуровня) возникает такое «частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам», как дислексия [5].Изучением вопроса возникновения дислексии и ее предпосылок (предрасположенности) при ОНР посвящено множество работ А. Куссмауля, Р.А. Ткачева, А.Н. Корнева, И.Н. Садовниковой А.Р. Лурия, М.Е. Хватцева, М.М. Безруких, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Т.Г. Егорова и других ученых.Представимв таблице выделенные исследователями предпосылки нарушения чтения у детей с ОНР IIIуровня.Таблица 1
Предпосылки нарушения чтения у детей с ОНР IIIуровня
ПредпосылкиОшибкиНеречевые1.Несформированность высших психических функций.2.Недоразвитие зрительного и слухового восприятия.3.Нарушения чувства ритма, сукцессивных и моторных функций.4.Нарушение схемы тела, пространственновременной организации.Речевые1.Несформированность всех сторон устной речи (фонетики, фонематики, лексики, грамматики, связной речи).2.Нарушение аналитического восприятия букв, смешение букв по акустикоартикуляционному и кинетическому сходству.3.Пропуски, замены, перестановки, вставки, повторы букв, слогов и строк при чтении.4.Монотонная интонация в концеслова, замедленный темп чтения.5.Антиципации (предвосхищающее чтение).6.Персеверации (застревания на словах, фразах, эмоциях).7.Ошибки ударения.
Процесс чтения очень важен для дальнейшего воспитания и обучения ребенка в школе, а важностьисследования данных предпосылок для преодоления предрасположенности к дислексии.Данным нарушениям способствуют различные неблагоприятные факторы: плохая экология, наследственность, пренатальные, натальные и постнатальные осложнения, резусконфликт,инфекции, хронические заболевания, неблагоприятная речевая среда, билингвизм, а также аффективные реакции: инфантильность детей, отсутствие контакта со сверстниками, неуверенность, тревога, страх, агрессивность, учебный негативизм, невнимательность, неусидчивость.У детей с различными видами предрасположенности к дислексии при ОНР IIIуровня, имеются специфические нарушения: 1.При предрасположенности к мнестической дислексии
нарушения последовательности цифрового ряда прямого и обратного счета, воспроизведения ритма, ошибки в чередовании времен года и дней недели.2.При предрасположенности к аграмматической дислексии изменения падежных окончаний существительных (чашак, яблакав, стульяв, кошик, карандашов), несогласованность прилагательных и существительных в роде и числе (красная кресло, желтые диван, синий майка), ошибки в составлении связного рассказа по серии картинок.3.При предрасположенности к фонематической дислексии трудности усвоения букв, изза нечеткости слухопроизносительных представлений о звуках, замены звуков, сходных акустически и артикуляторно (СЗ, ЖШ, ВФ, КГХ, РЛЙ, ТД), ошибки в определении наличия, количества звуков, слогов и их местав слове.4.При предрасположенности к оптической дислексии отсутствие связи между зрительным образом буквы и звуком, трудности в усвоении букв, сходных графически (ГПТ; КХЖ; СО; РЬБВФ), смешение и замена букв, нарушение ориентировки в пространстве.5.При предрасположенности к семантической дислексии непонимание смысла прочитанных слов и предложений (на грядке зеленеет лук, за рекой зеленеет луг), несформированность глагольного словаря (вместо собака «лает» «гавкает», коза «блеет» «бекает», «беет»), (вместо профессиональных действий повара «готовит кушать, кормит детей» «кушает детей», слесаря «чинит» слесарит», маляра «красит» «украшает стены»), несформированность предметного словаря и уровня обобщения («лук, морковь, помидор, огурец» «продукты», вместо «овощи»; «автобус, трамвай, поезд, самолет» «приборы»; «брюки, юбка, кофта, платье» «вещи»; «гусь, петух, ворона, сова» «летающие животные»).Данные речевые нарушения были выявлены в ходе эксперимента на базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9 «Росинка» и МКДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №7 «Крепыш» Курганской области города Шадринска у 23 детей из 30 с ОНР IIIуровня, а у 30 детей с условнонормативным речевым развитием не обнаружены.В ходе коррекционноразвивающейработы с контингентом детей с нарушениями социальнокоммуникативного общения на основе разработок А.Н. Корнева, Н.М. Трубниковой и О.Б. Иншаковой нами была разработана логопедическая технология по коррекции предпосылок нарушения чтения (предрасположенности к дислексии)на основе учета следующих разнообразных общепедагогических и специальных принципов:системного изучения ребенка, учета возрастных особенностейдетей, индивидуального подхода, выявления положительных возможностей, качественного анализа результатов обследования, тесной взаимосвязи развития речи и познавательныхпроцессов, онтогенетический принцип, взаимосвязи развития речи и моторики, комплексногои системного подхода, оздоровительной направленности (здоровьесбережения).Технология состоитиз 3 этапов: диагностического, коррекционноразвивающего и оценочноконтрольного, включающих 9 блоков по коррекции речевых (6 блоков) и неречевых (3 блока) функций. Диагностический этап состоит из 3 направлений: сбора анамнестических данных, работы с детьми, и сравнения результатов диагностики детей с ОНР IIIуровня и детей с условнонормативным речевым развитием.Коррекционноразвивающий этап также состоит из 3 направлений: работа с родителями, педагогами и детьми (26 занятий по 25 минут 2 раза в неделю в течение 3 месяцевв сочетании сосновами здоровьесбережения).Работа с родителями и педагогами представляла собой такие формы деятельности как: беседа, опрос, консультирование, родительское собрание, просмотр НОД, разработка рекомендаций (в соответствии с видами предрасположенности к дислексии), а именно: картотекидидактических игр, методическойкопилки«Здоровьесберегающие технологии в работе учителялогопеда», рабочейтетради дошкольникаи методическихрекомендаций«Советы логопеда родителям и педагогам о чтении и предпосылках его нарушения у детей с ОНР IIIуровня», применение которых помоглоскорректировать предпосылки нарушения чтения.Оценочноконтрольный этап контрольная диагностика предпосылок нарушения чтения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровняи детей с условнонормативным речевым развитием, а также сравнение полученных результатов с первоначальной диагностикой для определения динамики и эффективности коррекционной работы.Таблица 2Логопедическая технология по коррекции предпосылок нарушения чтения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня
Цель: коррекция предпосылок нарушения чтенияпосредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровняI.Диагностический этап (Констатирующий эксперимент)Сбор анамнестических данных анализ речевых карт, работа с детьмиБлоки диагностики нарушенийРечевых функцийНеречевых функцийФонетикофонематических категорий речиЛексикограмматических категорий речиПсихических процессов1. Звукопроизношения4. Лексики7. Пространственновременных представлений2. Фонематического восприятия5. Грамматики8. Ориентировки в направлениях3. Навыков звукослогобуквенного анализа6. Связной речи9. Моторных и сукцессивных функцийСравнение результатов диагностики детей с ОНР IIIуровня и детей с условнонормативным речевым развитиемРезультат: выявление предпосылок нарушения чтенияII.Коррекционноразвивающий этап (Формирующий эксперимент)Работа с родителями, педагогами и детьмиБлоки коррекции нарушений Речевых функцийНеречевых функцийФонетикофонематических категорий речиЛексикограмматических категорий речиПсихических процессов1. Звукопроизношения4. Лексики7. Пространственновременных представлений2. Фонематического восприятия5. Грамматики8. Ориентировки в направлениях3. Навыков звукослогобуквенного анализа6. Связной речи9. Моторных и сукцессивных функцийРезультат: повышение уровней сформированности фонетикофонематических и лексикограмматических категорий речи, психических процессовIII.Оценочноконтрольный этап (Контрольный эксперимент)Контрольная диагностика: выявлениеуровня предпосылок нарушения чтения у старших дошкольников сОНР IIIуровня и с условнонормативным речевым развитием и сравнение полученных ими результатов с первоначальной диагностикой для определения динамики и эффективности коррекционнопрофилактической работыБлоки контроля нарушенийРечевых функцийНеречевых функцийФонетикофонематических категорий речиЛексикограмматических категорий речиПсихических процессов1. Звукопроизношения4. Лексики7. Пространственновременных представлений2. Фонематического восприятия5. Грамматики8. Ориентировки в направлениях3. Навыков звукослогобуквенного анализа6. Связной речи9. Моторных и сукцессивных функцийРезультат: коррекция предпосылок нарушения чтенияВ результате нашей коррекционноразвивающей работы у детей с ОНР IIIуровня повысились умения в определении сезонов и дней недели, ориентировке в направлениях, моторных и сукцессивных функциях, правильном звукопроизношении, определении количества звуков, слогов и их места в слове, определении состояния предметного словаря и уровня обобщения.Анализ результатов контрольного эксперимента у детей с ОНР IIIуровня по обеим методикам показал положительную динамику в:1.Уменьшении числа предпосылок нарушения чтения, снижении предрасположенности к дислексии, а именно: 5 детей переместились с высокого уровня на низкий, 5 детей с высокого насредний, 11 детей со среднего на низкий и 2 детей остались на среднем уровне, а также все дети с условнонормативным речевым развитиемк дислексии не предрасположены.2.Повышении уровней сформированности психических процессов, фонетикофонематических и лексикограмматических категорий речи, а именно: 9 детей с низкого на средний, 10 детей со среднего на высокий и 4 ребенка остались на среднем уровне, кроме того 3 ребенка с условнонормативным речевым развитием переместились со среднего на высокий, 5 детей остались на среднем и 22 ребенка на высоком уровне сформированности фонетикофонематических и лексикограмматических категорий речи.Все это говорит об эффективности нашего коррекционного воздействия.Таким образом, наша логопедическая технология представляет собой комплексный и системный подход всех специалистовкак при сборе анамнеза, так и при составлении логопедического, психологического, медицинского заключений, консультативной просветительскопрофилактическойдеятельности педагогов и родителей, непосредственной образовательной деятельностив сочетании с принципами здоровьесбережения с детьми(артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения, упражнения с элементами СуДжок терапии).Ход данных мероприятий продразумевает реализацию механизма психологопедагогического сопровождения, поскольку целенаправленный процесс коррекционноразвивающего воздействия способствует повышению уровней сформированности фонетикофонематических и лексикограмматических категорий речи, снижению уровня предрасположенности к дислексии, коррекции предпосылок нарушения чтения у дошкольников.
Ссылки на источники1.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений /С. И. Ожегов,Н. Ю. Шведова,Инт русского языка им. В.В. Виноградова Рос. акад. наук. 4е изд., доп . М. : ИТИ Технологии, 2006 . 944 с.
2.Стерхов, А.А. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся воспитательной службой православной гимназии / А.А. Стерхов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №1 (55): в 2х ч. Ч. 2. С. 210212.3.Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала /А.А. Деркач. Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2004. 752 с. (Психологи Отечества) . URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=49896.4.Чупров, Л.Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебнометодическое пособие). М.: Изво, 2012. 184 с.; Репринт PEM, 2013.5.Хватцев, М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 2 / М.Е. Хватцев ; под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 293 с. : ил. (Педагогической наследие).
Психологопедагогическое сопровождение семей с детьми, имеющими предрасположенностьк дислексии с общим недоразвитием речиIIIуровня
Аннотация.Статья посвящена изучению проблемы психологопедагогического сопровождения семей, имеющих детейстяжелыми нарушениями речи. Описаны трудности овладения устной и письменной речью (чтением) при различных видах предрасположенности детей с ОНР IIIуровня к дислексии. Разработаналогопедическая технология, входящая в состав комплексного взаимодействия родителей, детей и специалистов. Представлены основные мероприятия психологопедагогического сопровождения.Ключевые слова: психологопедагогическое сопровождение, общее недоразвитие речи, дислексия, виды предрасположенности к дислексии.
Важной задачей становления личности дошкольника (особенно с тяжелыми нарушениями речи) на этапе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)является духовнонравственное, социальнокоммуникативное, художественноэстетическое ипсихологопедагогическоевоспитание. Это сложный целенаправленный процесс, предполагающий взаимодействие различных субъектов окружения такого ребенка,в первую очередь, родителей (законных представителей), а также всех педагогов и специалистов, входящих в состав психологомедикопедагогической комиссии и заинтересованных в развитии и социализации ребенка: воспитателей, психологов, логопедов, медицинских работников. Однако многие родители находятся в неведении, как психофизических особенностей здоровья, возможностей своего ребенка, так и необходимости работы с ним данных специалистов. Все это говорит о необходимости организации психологопедагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с общим недоразвитием речи.Для начала попробуем разобраться с основными терминаминашей статьи.«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, это значит «следовать вместе с кемто, находясь рядом, ведякуданибудь или идя за кемто»[1].Впервые понятие«сопровождение» в научной литературе появилосьв работах Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие», «сопровождение развития».
В психологическойи педагогической литературетермин «сопровождение» часто рассматривается учеными Е.И. Казаковой, А.П. Тряпицыной, А.В. Мудрик, Р.В. Овчаровой, О.С. Газмана как синоним «поддержки». Нам же близко мнение известногосовременногоученогоА.А. Стерхова, изучающего духовнонравственноеразвитиедетей,о том, что «следует считать педагогическую поддержку частью процесса педагогического сопровождения, которая включается в тех случаях, когда ребёнок не в силах самостоятельно преодолеть возникшую учебную или воспитательную проблему»[2]. Аналогично дело обстоит и с психологической стороной поддержки психологического сопровождения. Таким образом, «психологопедагогическое сопровождение» это целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах»…, «осуществляемый всеми субъектами воспитательнообразовательного процесса в ситуациях взаимодействия» [3].Поскольку ребенок с тяжелыми нарушениями речи (в частности, с ОНР) не способен к самостоятельному решению своей проблемы, необходима организация обоих взаимосвязанных процессов.Впервые обоснование общего недоразвития речи (ОНР) было дано Р.Е. Левиной и коллективом сотрудников научноисследовательского института дефектологии (Л.С. Волкова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева и других) в 5060х годах XX века. Это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при сохранном слухе и интеллекте [4].Часто на основе ОНР (в том числе и IIIуровня) возникает такое «частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам», как дислексия [5].Изучением вопроса возникновения дислексии и ее предпосылок (предрасположенности) при ОНР посвящено множество работ А. Куссмауля, Р.А. Ткачева, А.Н. Корнева, И.Н. Садовниковой А.Р. Лурия, М.Е. Хватцева, М.М. Безруких, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Т.Г. Егорова и других ученых.Представимв таблице выделенные исследователями предпосылки нарушения чтения у детей с ОНР IIIуровня.Таблица 1
Предпосылки нарушения чтения у детей с ОНР IIIуровня
ПредпосылкиОшибкиНеречевые1.Несформированность высших психических функций.2.Недоразвитие зрительного и слухового восприятия.3.Нарушения чувства ритма, сукцессивных и моторных функций.4.Нарушение схемы тела, пространственновременной организации.Речевые1.Несформированность всех сторон устной речи (фонетики, фонематики, лексики, грамматики, связной речи).2.Нарушение аналитического восприятия букв, смешение букв по акустикоартикуляционному и кинетическому сходству.3.Пропуски, замены, перестановки, вставки, повторы букв, слогов и строк при чтении.4.Монотонная интонация в концеслова, замедленный темп чтения.5.Антиципации (предвосхищающее чтение).6.Персеверации (застревания на словах, фразах, эмоциях).7.Ошибки ударения.
Процесс чтения очень важен для дальнейшего воспитания и обучения ребенка в школе, а важностьисследования данных предпосылок для преодоления предрасположенности к дислексии.Данным нарушениям способствуют различные неблагоприятные факторы: плохая экология, наследственность, пренатальные, натальные и постнатальные осложнения, резусконфликт,инфекции, хронические заболевания, неблагоприятная речевая среда, билингвизм, а также аффективные реакции: инфантильность детей, отсутствие контакта со сверстниками, неуверенность, тревога, страх, агрессивность, учебный негативизм, невнимательность, неусидчивость.У детей с различными видами предрасположенности к дислексии при ОНР IIIуровня, имеются специфические нарушения: 1.При предрасположенности к мнестической дислексии
нарушения последовательности цифрового ряда прямого и обратного счета, воспроизведения ритма, ошибки в чередовании времен года и дней недели.2.При предрасположенности к аграмматической дислексии изменения падежных окончаний существительных (чашак, яблакав, стульяв, кошик, карандашов), несогласованность прилагательных и существительных в роде и числе (красная кресло, желтые диван, синий майка), ошибки в составлении связного рассказа по серии картинок.3.При предрасположенности к фонематической дислексии трудности усвоения букв, изза нечеткости слухопроизносительных представлений о звуках, замены звуков, сходных акустически и артикуляторно (СЗ, ЖШ, ВФ, КГХ, РЛЙ, ТД), ошибки в определении наличия, количества звуков, слогов и их местав слове.4.При предрасположенности к оптической дислексии отсутствие связи между зрительным образом буквы и звуком, трудности в усвоении букв, сходных графически (ГПТ; КХЖ; СО; РЬБВФ), смешение и замена букв, нарушение ориентировки в пространстве.5.При предрасположенности к семантической дислексии непонимание смысла прочитанных слов и предложений (на грядке зеленеет лук, за рекой зеленеет луг), несформированность глагольного словаря (вместо собака «лает» «гавкает», коза «блеет» «бекает», «беет»), (вместо профессиональных действий повара «готовит кушать, кормит детей» «кушает детей», слесаря «чинит» слесарит», маляра «красит» «украшает стены»), несформированность предметного словаря и уровня обобщения («лук, морковь, помидор, огурец» «продукты», вместо «овощи»; «автобус, трамвай, поезд, самолет» «приборы»; «брюки, юбка, кофта, платье» «вещи»; «гусь, петух, ворона, сова» «летающие животные»).Данные речевые нарушения были выявлены в ходе эксперимента на базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9 «Росинка» и МКДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №7 «Крепыш» Курганской области города Шадринска у 23 детей из 30 с ОНР IIIуровня, а у 30 детей с условнонормативным речевым развитием не обнаружены.В ходе коррекционноразвивающейработы с контингентом детей с нарушениями социальнокоммуникативного общения на основе разработок А.Н. Корнева, Н.М. Трубниковой и О.Б. Иншаковой нами была разработана логопедическая технология по коррекции предпосылок нарушения чтения (предрасположенности к дислексии)на основе учета следующих разнообразных общепедагогических и специальных принципов:системного изучения ребенка, учета возрастных особенностейдетей, индивидуального подхода, выявления положительных возможностей, качественного анализа результатов обследования, тесной взаимосвязи развития речи и познавательныхпроцессов, онтогенетический принцип, взаимосвязи развития речи и моторики, комплексногои системного подхода, оздоровительной направленности (здоровьесбережения).Технология состоитиз 3 этапов: диагностического, коррекционноразвивающего и оценочноконтрольного, включающих 9 блоков по коррекции речевых (6 блоков) и неречевых (3 блока) функций. Диагностический этап состоит из 3 направлений: сбора анамнестических данных, работы с детьми, и сравнения результатов диагностики детей с ОНР IIIуровня и детей с условнонормативным речевым развитием.Коррекционноразвивающий этап также состоит из 3 направлений: работа с родителями, педагогами и детьми (26 занятий по 25 минут 2 раза в неделю в течение 3 месяцевв сочетании сосновами здоровьесбережения).Работа с родителями и педагогами представляла собой такие формы деятельности как: беседа, опрос, консультирование, родительское собрание, просмотр НОД, разработка рекомендаций (в соответствии с видами предрасположенности к дислексии), а именно: картотекидидактических игр, методическойкопилки«Здоровьесберегающие технологии в работе учителялогопеда», рабочейтетради дошкольникаи методическихрекомендаций«Советы логопеда родителям и педагогам о чтении и предпосылках его нарушения у детей с ОНР IIIуровня», применение которых помоглоскорректировать предпосылки нарушения чтения.Оценочноконтрольный этап контрольная диагностика предпосылок нарушения чтения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровняи детей с условнонормативным речевым развитием, а также сравнение полученных результатов с первоначальной диагностикой для определения динамики и эффективности коррекционной работы.Таблица 2Логопедическая технология по коррекции предпосылок нарушения чтения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня
Цель: коррекция предпосылок нарушения чтенияпосредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровняI.Диагностический этап (Констатирующий эксперимент)Сбор анамнестических данных анализ речевых карт, работа с детьмиБлоки диагностики нарушенийРечевых функцийНеречевых функцийФонетикофонематических категорий речиЛексикограмматических категорий речиПсихических процессов1. Звукопроизношения4. Лексики7. Пространственновременных представлений2. Фонематического восприятия5. Грамматики8. Ориентировки в направлениях3. Навыков звукослогобуквенного анализа6. Связной речи9. Моторных и сукцессивных функцийСравнение результатов диагностики детей с ОНР IIIуровня и детей с условнонормативным речевым развитиемРезультат: выявление предпосылок нарушения чтенияII.Коррекционноразвивающий этап (Формирующий эксперимент)Работа с родителями, педагогами и детьмиБлоки коррекции нарушений Речевых функцийНеречевых функцийФонетикофонематических категорий речиЛексикограмматических категорий речиПсихических процессов1. Звукопроизношения4. Лексики7. Пространственновременных представлений2. Фонематического восприятия5. Грамматики8. Ориентировки в направлениях3. Навыков звукослогобуквенного анализа6. Связной речи9. Моторных и сукцессивных функцийРезультат: повышение уровней сформированности фонетикофонематических и лексикограмматических категорий речи, психических процессовIII.Оценочноконтрольный этап (Контрольный эксперимент)Контрольная диагностика: выявлениеуровня предпосылок нарушения чтения у старших дошкольников сОНР IIIуровня и с условнонормативным речевым развитием и сравнение полученных ими результатов с первоначальной диагностикой для определения динамики и эффективности коррекционнопрофилактической работыБлоки контроля нарушенийРечевых функцийНеречевых функцийФонетикофонематических категорий речиЛексикограмматических категорий речиПсихических процессов1. Звукопроизношения4. Лексики7. Пространственновременных представлений2. Фонематического восприятия5. Грамматики8. Ориентировки в направлениях3. Навыков звукослогобуквенного анализа6. Связной речи9. Моторных и сукцессивных функцийРезультат: коррекция предпосылок нарушения чтенияВ результате нашей коррекционноразвивающей работы у детей с ОНР IIIуровня повысились умения в определении сезонов и дней недели, ориентировке в направлениях, моторных и сукцессивных функциях, правильном звукопроизношении, определении количества звуков, слогов и их места в слове, определении состояния предметного словаря и уровня обобщения.Анализ результатов контрольного эксперимента у детей с ОНР IIIуровня по обеим методикам показал положительную динамику в:1.Уменьшении числа предпосылок нарушения чтения, снижении предрасположенности к дислексии, а именно: 5 детей переместились с высокого уровня на низкий, 5 детей с высокого насредний, 11 детей со среднего на низкий и 2 детей остались на среднем уровне, а также все дети с условнонормативным речевым развитиемк дислексии не предрасположены.2.Повышении уровней сформированности психических процессов, фонетикофонематических и лексикограмматических категорий речи, а именно: 9 детей с низкого на средний, 10 детей со среднего на высокий и 4 ребенка остались на среднем уровне, кроме того 3 ребенка с условнонормативным речевым развитием переместились со среднего на высокий, 5 детей остались на среднем и 22 ребенка на высоком уровне сформированности фонетикофонематических и лексикограмматических категорий речи.Все это говорит об эффективности нашего коррекционного воздействия.Таким образом, наша логопедическая технология представляет собой комплексный и системный подход всех специалистовкак при сборе анамнеза, так и при составлении логопедического, психологического, медицинского заключений, консультативной просветительскопрофилактическойдеятельности педагогов и родителей, непосредственной образовательной деятельностив сочетании с принципами здоровьесбережения с детьми(артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения, упражнения с элементами СуДжок терапии).Ход данных мероприятий продразумевает реализацию механизма психологопедагогического сопровождения, поскольку целенаправленный процесс коррекционноразвивающего воздействия способствует повышению уровней сформированности фонетикофонематических и лексикограмматических категорий речи, снижению уровня предрасположенности к дислексии, коррекции предпосылок нарушения чтения у дошкольников.
Ссылки на источники1.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений /С. И. Ожегов,Н. Ю. Шведова,Инт русского языка им. В.В. Виноградова Рос. акад. наук. 4е изд., доп . М. : ИТИ Технологии, 2006 . 944 с.
2.Стерхов, А.А. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся воспитательной службой православной гимназии / А.А. Стерхов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №1 (55): в 2х ч. Ч. 2. С. 210212.3.Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала /А.А. Деркач. Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2004. 752 с. (Психологи Отечества) . URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=49896.4.Чупров, Л.Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебнометодическое пособие). М.: Изво, 2012. 184 с.; Репринт PEM, 2013.5.Хватцев, М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 2 / М.Е. Хватцев ; под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 293 с. : ил. (Педагогической наследие).