К вопросу о профилактике экстремистской деятельности в молодежной среде

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Карелина Е. М. К вопросу о профилактике экстремистской деятельности в молодежной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2826–2830. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970892.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме правового регулирования отношений в области защиты основ конституционного строя и безопасности государства. Проанализированы существующие деструктивные процессы, протекающие в современном обществе, такие как экстремизм и террористическая деятельность. Использованы статистические данные, факты, свидетельствующие о негативной динамике развития ксенофобных и экстремистских идей. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования антиэкстремистского законодательства в части правильной квалификации преступлений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Карелина Елизавета Михайловна,студентка 2 курса юридического факультета ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбургkarelinalizaa@gmail.com

Научный руководитель:ВилачеваМария Николаевна,ассистент кафедры публичного права ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбургvilacheva.m@yandex.ru

К вопросу о профилактикеэкстремистской деятельностив молодежной среде

Аннотация.Статья посвящена проблеме правового регулирования отношений в области защиты основ конституционного строя и безопасности государства. Проанализированы существующие деструктивные процессы, протекающие в современном обществе, как экстремизм и террористическая деятельность. Использованы статистические данные, факты, свидетельствующие о негативной динамике развития ксенофобных и экстремистских идей.Выявлена и обоснована необходимость совершенствования антиэкстремистского законодательства в части правильной квалификации преступлений.Ключевые слова: экстремизм, террористическая деятельность, молодежная среда, антиэкстремистское законодательство.

В настоящее время существенное воздействие на формирование и развитие мировой общественной жизни России оказывает деятельность различных организаций и движений, а также политических партий. Данные движения функционируют с целью получения финансовых, административных, политических и иных дивидендов, зачастую ущемляя чувства и достоинства обычных граждан. На стратегииразвития странысказываются такие деструктивные процессы, протекающие в современном обществе, как экстремизм и террористическая деятельность. Исходя из этого, экстремизм и его эскалация в виде терроризма является одной из основных угроз национальной обороны и безопасности Российской Федерации, поэтому требует к себе пристального внимания со стороны общества и государства, особенно в лице силовых структур, наделенных полномочием осуществлять борьбу с данным противоправным деянием.Согласно ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации[1], запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. А также в соответствии с ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.Взрыв в метро СанктПетербурге3 апреля 2017 года, унесший жизни 14 человек, ставит эту проблему во главу угла.Цель научноисследовательской работы –исследование преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства как уголовно наказуемого деяния, выявление проблем правового регулирования данного явления, а также подготовка предложений по совершенствованию действующей нормативноправовой базы России.Согласно статистическим данным экспертов, проблема массовогомолодежного экстремизма в России призначительныхтемпахее развития может в ближайшембудущем занять ведущее место в статистике преступлений. Меры по предотвращению и пресечению экстремистских явлений в обществе должны использоваться с учетом возрастного фактора, поскольку данное антисоциальное проявление порой включает в себя контингент всреднем от 13 до 28 лет.Профилактические меры общего характера подойдут для лиц, которые еще не прониклись идеями экстремизма и не познали суть негативного явления. Данные меры в основном применимы к детям и подросткам. Использованиепрофилактическихмеробщего характерасущественно упростит задачу специальным службам,позволит государственному аппарату и обществу не допустить формирования преступного мышления и садистских наклонностей несовершеннолетнего субъекта, то есть использовать меры по предупреждению и пресечению преступности на ранней стадии становления личности.В контексте профилактики экстремизма и террористической деятельности преступное и антисоциальное поведение подростков является результатом недостаточного должного воспитания, семейного неблагополучия, асоциального поведения родителей, влияния преступной организации (сообщества), а такжесамовоспитания и негативноговлияния неформальной малой группы сверстников с антиобщественной направленностью.Очевидно, что сформировавшаяся в ходе нахождения индивида в определенной среде обитания шкала ценностей, противоречащая основам репрезентативной культуры большинства общества затруднена для контроля со стороны родственников и специально уполномоченных на то лиц. Следовательно, общность молодых людейявляется одним из самых серьезных факторов десоциализации личности и деструкции мышления. Единственной возможностью предотвратитьнегативное влияние уличной контркультуры является создание ей положительной альтернативы.

В качестве важного инструмента в процессе государственного воспитания молодежи и важнейшим социальным институтом выступает школа (шире система образования). Кроме того, существует институт психологической помощи при школе, где опытные специалисты консультируют и координируют всех заинтересованных субъектов. Вслед за школой общественные функции осуществляют вузы, технические и профессиональные учебные заведения,и армия. Ввиду того,что сознание личности в полноймере формируетсяв период школьного обучения,значимость обучения и воспитания в школе гораздо важнее всех остальных стадий социализации, поскольку именно в этот период у общества имеется возможность положительным образом повлиять наразвитие личности.Спортивные секции, клубы по интересам и иные досуговые организации по работе с молодежью являются неотъемлемым средством в процессе прививания толерантности и культуры межэтнического общения.

Решение озвученных проблем возможно комплексно. В первую очередь необходимо проводить пропагандистские и профилактические мероприятия, нацеленные на минимизацию преступлений экстремистской направленности, которые реализуются различными органами государственной власти.Основным плацдармом распространения экстремистских и ксенофобных проявлений выступает Интернет. Согласно статистическим данным количество осужденных по ст. 280 Уголовного Кодекса Российской Федерации[2]«Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и ст. 280.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Публичные призывы к осуществлениюдействий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» существенно возросло, что отражает развитие негативной динамики экстремистских преступлений.На основе международного опыта необходимо создание нормативных документов нагосударственном уровне страны, в которых детально бы использовался результативный опыт декриминализации виртуального пространства, а именно блокировка любых сайтов экстремистского содержания и привлечения к уголовной ответственности за создание и размещение информации из рода расизма, ксенофобии и проявлений крайних форм нетерпимости.

На сегодняшний день существует Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, созданная 3марта 2006года, которая активно занимается решением проблем с экстремизмом. Для достижения эффективного и продуктивногорезультатав области борьбы с экстремизмомследует выделить такое направление деятельности, как созданиенаучноисследовательских, экспертных центров как на региональном, так и на федеральном уровне, которые будут заниматься проблемами ксенофобии, экстремизма и его эскалации в виде терроризма.Для снижения уровня экстремизма в молодежной среде требуется реализация программы социологического исследования экстремистских и ксенофобых явлений, установок и взглядов, а также существующих практик экстремистской деятельности. Только путем тщательного изучения изнутри состояния проблемы предполагается возможным подобрать особые меры воздействия на условия и факторы, порождающие данное антисоциальное проявление.Также на предотвращение и пресечение преступлений экстремистской направленности среди молодежи должны повлиять Средства Массовой Информации, преподнося и освещая текущие события так, чтобы в репортажах содержалась точка зрения групп, которые выступают объектом национального расизма и дискриминации. Для достижения гармонизации и унификации нормативноправовой базы в рамках функционирования Российской Федерации, которая будет устанавливать идентичные механизмы правового регулирования соответствующих сфер, предлагается внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации.

Вопервых, изменения должны затронуть Уголовный кодекс Российской Федерации. Соответствующие изменения должны быть связаны с ужесточением наказания за проведение экстремизма и террористической деятельности. А именно ч. 1 ст. 280 дополнить и изложить в следующей редакции: 1) «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, наказываются штрафом в размере от одного миллиона до четырех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух лет до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от пяти до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок».Вовторых, изменениям необходимо подвергнутьФедеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»[3]. Предлагается ст. 5 дополнить пунктом следующего содержания:«Вцелях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.В приоритетном порядке профилактические, воспитательные и пропагандистские меры, осуществляемые различными органами государственной власти, должны быть направлены на личность несовершеннолетнего субъекта, поскольку он относится к группе повышенного риска».Таким образом, сложившееся положение требует дополнительных усилий для профилактики экстремистской деятельности. Необходимо прилагать совместные усилия для защиты основ конституционного строя и безопасности государства, чтодолжно быть закреплено на законодательном уровне.Действующее уголовное законодательство в сфере преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства нуждается в упорядочивании и существенной доработке. Только путем совершенствования нормативной правовой базы можно достигнуть мирной общественной жизни.

Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008№ 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2ФКЗ, от 21.07.2014 № 11ФКЗ) [Текст]: Собрание законодательства РФ. –04.08.2014. № 31. –ст. 4398.[Дата обращения 24.04.2017].2.Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.06.1996. № 63ФЗ. –Доступ из справочноправовой системы «КонсультантПлюс». –Режим доступа: http://www.consultant.ru.[Дата обращения 24.04.2017].3.О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114ФЗ [Электронный ресурс]. –Доступ из справочноправовой системы «КонсультантПлюс». –Режим доступа: http://www.consultant.ru.[Дата обращения 24.04.2017].