Практические меры по предупреждению, нейтрализации и пресечению терроризма и религиозного экстремизма в России
Выпуск:
ART 970913
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Серяк
А.
Г. Практические меры по предупреждению, нейтрализации и пресечению терроризма и религиозного экстремизма в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2931–2935. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970913.htm.
Аннотация. В статье приведены практические меры по предупреждению, нейтрализации и пресечению терроризма и религиозного экстремизма в России; приведена краткая классификация причин террористической деятельности на территории РФ; рассмотрено и проанализировано понятие «социальная профилактика» и ее основные формы; предложены принципы и стратегические установки программы антитеррористической работы в РФ.
Ключевые слова:
терроризм, религиозный экстремизм, антитеррористическая деятельность, социальная профилактика
Текст статьи
Серяк Александра Геннадьевна,студентка Высшей школы политического управления и инновационного менеджмента ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г.Пятигорскseryaksasha@mail.ru
Практические меры по предупреждению, нейтрализации и пресечению терроризма и религиозного экстремизма в России
Аннотация.В статье приведены практические меры по предупреждению, нейтрализации и пресечению терроризма и религиозного экстремизма в России; приведена краткая классификация причин террористической деятельности на территорииРФ; рассмотрено и проанализировано понятие «социальная профилактика» и ее основные формы; предложены принципы и стратегические установки программы антитеррористической работы в РФ.Ключевые слова:терроризм,религиозный экстремизм, антитеррористическая деятельность, «социальная профилактика».
Терроризм, как политикокриминальный феномен, претерпевший в течение десятилетий ряд трансформаций, превратился в реальную угрозу безопасности не только для представителей органов власти, или отдельных граждан, но и для целых стран, регионов.Мировой опыт свидетельствует о том, что терроризм набирает силу в тех регионах, где обостряются противоречия в социальноэкономической сфере, происходит ломка общественных отношений, государственного устройства, отсутствует стабильность.Специалисты выделяют три основыне группы причин террористической деятельности: социальную, политическую и геополитическую.Социальные корнитерроризма обычно связаны с социальным и экономическим неравенством. Любое государство, заинтересованное в самосохранении и расширении своей социальной базы, уделяет внимание расширению своего «среднего класса». Это означает наличие такой общегосударственной политики доходов, которая позволила бы ликвидировать совсем уж обездоленные слои населения.Политические корнитерроризма обычно связаны с неравномерным распределением власти внутри государства (в пространстве СНГ, особенно республик Центральной Азии продолжают иметь место местничество, клановость, регионализм).Геополитические корнитерроризма связаны с различными интересами государств и взаимоотношениями между государствами. Противоречивые интересы и обостренные взаимоотношения очень часто порождают межгосударственный терроризм (особенно в странах Центральной Азии).В рамках проведенного исследования нами предлагаются следующие меры, направленные на предупреждение и нейтрализацию религиозного экстремизма и терроризмав РФ:
для того, чтобы бороться с терроризмом самым решительным и эффективным образом, безусловно, надо глубоко исследовать его природу;
ни в коем случае нельзя связывать терроризм с отдельной нацией или религией. В современном мире никакой народ не может думать о достижении своего процветания, благоденствия путем терроризма, невозможность этого очевидна любому здравомыслящему человеку;
искоренить терроризм без глубокого и всестороннего анализа и исследований условий, породивших его (или порождавших) невозможно. Тотальное уничтожение террористов —это борьба со следствием, а главная задача аналитиков и исследователей, которые занимаются этой проблемой, необходимо выявлять корни явления. Без этого борьба может быть бесконечной;
борьба с терроризмом будет безуспешной, если объективно не выяснено, что же движет этими людьми, каковы преследуемые ими цели и моральные ценности, что побуждает и заставляет их совершать преступления против человека и человечности;
другой важный момент это цели и задачи террористов. Как только это станет очевидным, тогда можно говорить о том, как перестроить внешнюю или внутреннюю политику государства, для того, чтобы удовлетворить те запросы, которые выдвигают экстремисты и террористы, если, конечно, они объективны и выполнимы и не касаются политических аспектов государственности;
чтобы предупредить терроризм, необходимо найти причины вооруженных конфликтов. Необходимо вести переговоры и использовать политические методы урегулирования конфликтов;
в борьбе с международным терроризмом великим державам необходимо отказаться от политики двойных стандартов, прекратить делить террористов на «хороших» и «плохих»;
в борьбе с терроризмом, жесткие действия способны вызвать ответную, адекватную реакцию. Если даже имеющиеся группировки, с которыми ведется борьба, будут фактически уничтожены, никто не сможет дать гарантий в том, что рано или поздно не появятся другие группировки, которые продолжат свою борьбу теми же методами и способами. В связи с этим наиболее предпочтительным является путь достижения взаимопонимания, диалога, признания прав друг друга и мирного сосуществования;
обратить внимание на изъятие и учет оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ у населения, уволенных сотрудников правоохранительных органов на основе компрометирующих материалов. Вести работу по поиску схронов оружиябоевиковна территории республик Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан) и Северном Кавказе России;
вести строгий учет наркоманов, душевнобольных с агрессивными намерениями, манией величия и преследования, создавать условия для их лечения, а в канун важных политических событий в стране принять меры по обеспечению контроля за ними, так как эти категории в состоянии эйфории и приступа способны на совершение особо опасных преступлений.Относительно понятия «социальная профилактика» высказываются различные соображения, однако всегда подчеркивается одно важное обстоятельство: такая профилактика имеет социальную основу, относится к универсальным, «стержневым» категориям общественных наук и занимает видное место в соответствующем понятийном аппарате.Социальную профилактику можно рассматривать как специфический вид практики борьбы с терроризмом. Социальная профилактика обеспечивает такое преобразование общественных отношений, в результате которого устраняются либо нейтрализуются условия, способствующие терроризму.Основной функцией социальной профилактики терроризма является социальный контроль за проявлениями данного явления.Социальный контроль, рассматриваемый в системе социальной профилактики терроризма, это контроль общества за проявлениями терроризма.Особое место среди административнопредупредительных мерсоциальной профилактики занимает досмотр. Данная мера применяется в повседневной практике милиции, таможенных органов и воздушного транспорта.Основной задачей досмотра является своевременное предупреждение и нейтрализация попыток проникновения на борт гражданских воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, веществами и предметами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров с целью захвата (угона) этих судов или стать причиной чрезвычайного происшествия.Наряду с этим, оправдывает себя практика по созданию зон безопасности наиболее уязвимых объектов (учебных, лечебных учреждений, рынков и др.), введение на каждый из объектов паспорта антитеррористической защищенности и др. В них не только содержатся сведения о соответствующем объекте, его персонале, технической оснащенности, но и моделируются возможные критические ситуации, варианты действий охраны, милиции и работников.На наш взгляд, меры по предупреждению, нейтрализации причин и условий проявления терроризма гораздо важнее пресечения террористических акций и наказания лиц, их совершивших. Именно в этом заключены главные механизмы нейтрализации явления в условиях глобализации мирового сообщества.Концептуально программа антитеррористической работы могла бы основываться на следующих основополагающих принципах и стратегических установках:
преимущество превентивных мероприятий, позволяющих осуществлять выявление намерений проведения террористических акций;
нормативноправовое обеспечение антитеррористических действий;
оперативное пресечение террористических действий на стадии их реализации, обеспечение правомочий и ресурсов;
учет различных моделей антитеррористической деятельности, в зависимости от задач по пресечению последствий, гибкость и расчетливость действий, оперативная предусмотрительность при подготовке и ведении антитеррористической борьбы;
централизация руководства всеми действиями, обеспечение согласованности усилий силовых ведомств и органов власти всех уровней;
всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий, дифференцированное воздействие на население, террористов, субъектов их поддержки и противников;
обеспечение единства действий антитеррористических сил мира в международном, межгосударственном и государственном масштабе;
неуклонное обеспечение неотвратимости наказания за террористические преступления в соответствии с законом.На наш взгляд, никто не застрахован от терактов, поэтому с терроризмом необходимо бороться всем народом, всем миром, ни одно государство не должно оставаться в стороне (так называемые «нейтралы»), на территории которых могут найти прибежище террористы.На наш взгляд, в пресечении терроризма, религиозного экстремизма немаловажным фактором является диалог с неформальными лидерами группировок, организаций. Проведение диалога с лидерами террористов ни в коей мере не означает слабость существующего государственного строя, наоборот, это признак сильной власти.Предлагаем выделить три основные группы субъектов контртеррористических действий, в отношении которых считается позволительным применять военные способы борьбы:
государства, поддерживающие, планирующие или осуществляющие террористические акции, что характеризуется как спонсорство терроризма;
террористические структуры, носящие характер военных или полувоенных формирований, действующие в определенных районах государств или имеющих в них свои штабквартиры или базы;
существующие конспиративно внутри гражданского общества во многих государствах мира террористические структуры, образующие террористические сети или действующие автономно.Следует отметить, что проблемы борьбы и противодействия терроризму и экстремизму, т.е. вопросы выявления, предупреждения, нейтрализации и пресечения террористических проявлений решаются комплексно, единым планом мероприятий, программой или концепцией, в зависимости от того, на каком уровне их решают: глобальном, региональном или национальном.Однако, лишь в научных целях исследования эти вопросы нами рассмотрены в отдельности, хотя в ряде случаев некоторые мероприятия связанные с предупреждением излагаются в мероприятиях по пресечению, и наоборот мероприятия, связанные по пресечению терроризма, излагаются в вопросах выявления и предупрежденияэтого феномена.
Ссылки на источники1.Вакуленко Н.А. Пути совершенствования мер по борьбе с терроризмом // Уголовная политика Российской Федерации: проблемы формирования и развития: материалы Всероссийской научнопрактической конференции. 2016. С. 6165.2.Лаза В.Д. Корни и профилактика религиозногоэкстремизма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008.№2. С. 290291.3.Кулиев Ф.М.О. К актуализации роли религии в условиях новых вызовов // Государство, общество, Церковь в истории России ХХXXI вековматериалы XV Международной научной конференции: в 2х частях. 2016. С. 9398.
Практические меры по предупреждению, нейтрализации и пресечению терроризма и религиозного экстремизма в России
Аннотация.В статье приведены практические меры по предупреждению, нейтрализации и пресечению терроризма и религиозного экстремизма в России; приведена краткая классификация причин террористической деятельности на территорииРФ; рассмотрено и проанализировано понятие «социальная профилактика» и ее основные формы; предложены принципы и стратегические установки программы антитеррористической работы в РФ.Ключевые слова:терроризм,религиозный экстремизм, антитеррористическая деятельность, «социальная профилактика».
Терроризм, как политикокриминальный феномен, претерпевший в течение десятилетий ряд трансформаций, превратился в реальную угрозу безопасности не только для представителей органов власти, или отдельных граждан, но и для целых стран, регионов.Мировой опыт свидетельствует о том, что терроризм набирает силу в тех регионах, где обостряются противоречия в социальноэкономической сфере, происходит ломка общественных отношений, государственного устройства, отсутствует стабильность.Специалисты выделяют три основыне группы причин террористической деятельности: социальную, политическую и геополитическую.Социальные корнитерроризма обычно связаны с социальным и экономическим неравенством. Любое государство, заинтересованное в самосохранении и расширении своей социальной базы, уделяет внимание расширению своего «среднего класса». Это означает наличие такой общегосударственной политики доходов, которая позволила бы ликвидировать совсем уж обездоленные слои населения.Политические корнитерроризма обычно связаны с неравномерным распределением власти внутри государства (в пространстве СНГ, особенно республик Центральной Азии продолжают иметь место местничество, клановость, регионализм).Геополитические корнитерроризма связаны с различными интересами государств и взаимоотношениями между государствами. Противоречивые интересы и обостренные взаимоотношения очень часто порождают межгосударственный терроризм (особенно в странах Центральной Азии).В рамках проведенного исследования нами предлагаются следующие меры, направленные на предупреждение и нейтрализацию религиозного экстремизма и терроризмав РФ:
для того, чтобы бороться с терроризмом самым решительным и эффективным образом, безусловно, надо глубоко исследовать его природу;
ни в коем случае нельзя связывать терроризм с отдельной нацией или религией. В современном мире никакой народ не может думать о достижении своего процветания, благоденствия путем терроризма, невозможность этого очевидна любому здравомыслящему человеку;
искоренить терроризм без глубокого и всестороннего анализа и исследований условий, породивших его (или порождавших) невозможно. Тотальное уничтожение террористов —это борьба со следствием, а главная задача аналитиков и исследователей, которые занимаются этой проблемой, необходимо выявлять корни явления. Без этого борьба может быть бесконечной;
борьба с терроризмом будет безуспешной, если объективно не выяснено, что же движет этими людьми, каковы преследуемые ими цели и моральные ценности, что побуждает и заставляет их совершать преступления против человека и человечности;
другой важный момент это цели и задачи террористов. Как только это станет очевидным, тогда можно говорить о том, как перестроить внешнюю или внутреннюю политику государства, для того, чтобы удовлетворить те запросы, которые выдвигают экстремисты и террористы, если, конечно, они объективны и выполнимы и не касаются политических аспектов государственности;
чтобы предупредить терроризм, необходимо найти причины вооруженных конфликтов. Необходимо вести переговоры и использовать политические методы урегулирования конфликтов;
в борьбе с международным терроризмом великим державам необходимо отказаться от политики двойных стандартов, прекратить делить террористов на «хороших» и «плохих»;
в борьбе с терроризмом, жесткие действия способны вызвать ответную, адекватную реакцию. Если даже имеющиеся группировки, с которыми ведется борьба, будут фактически уничтожены, никто не сможет дать гарантий в том, что рано или поздно не появятся другие группировки, которые продолжат свою борьбу теми же методами и способами. В связи с этим наиболее предпочтительным является путь достижения взаимопонимания, диалога, признания прав друг друга и мирного сосуществования;
обратить внимание на изъятие и учет оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ у населения, уволенных сотрудников правоохранительных органов на основе компрометирующих материалов. Вести работу по поиску схронов оружиябоевиковна территории республик Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан) и Северном Кавказе России;
вести строгий учет наркоманов, душевнобольных с агрессивными намерениями, манией величия и преследования, создавать условия для их лечения, а в канун важных политических событий в стране принять меры по обеспечению контроля за ними, так как эти категории в состоянии эйфории и приступа способны на совершение особо опасных преступлений.Относительно понятия «социальная профилактика» высказываются различные соображения, однако всегда подчеркивается одно важное обстоятельство: такая профилактика имеет социальную основу, относится к универсальным, «стержневым» категориям общественных наук и занимает видное место в соответствующем понятийном аппарате.Социальную профилактику можно рассматривать как специфический вид практики борьбы с терроризмом. Социальная профилактика обеспечивает такое преобразование общественных отношений, в результате которого устраняются либо нейтрализуются условия, способствующие терроризму.Основной функцией социальной профилактики терроризма является социальный контроль за проявлениями данного явления.Социальный контроль, рассматриваемый в системе социальной профилактики терроризма, это контроль общества за проявлениями терроризма.Особое место среди административнопредупредительных мерсоциальной профилактики занимает досмотр. Данная мера применяется в повседневной практике милиции, таможенных органов и воздушного транспорта.Основной задачей досмотра является своевременное предупреждение и нейтрализация попыток проникновения на борт гражданских воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, веществами и предметами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров с целью захвата (угона) этих судов или стать причиной чрезвычайного происшествия.Наряду с этим, оправдывает себя практика по созданию зон безопасности наиболее уязвимых объектов (учебных, лечебных учреждений, рынков и др.), введение на каждый из объектов паспорта антитеррористической защищенности и др. В них не только содержатся сведения о соответствующем объекте, его персонале, технической оснащенности, но и моделируются возможные критические ситуации, варианты действий охраны, милиции и работников.На наш взгляд, меры по предупреждению, нейтрализации причин и условий проявления терроризма гораздо важнее пресечения террористических акций и наказания лиц, их совершивших. Именно в этом заключены главные механизмы нейтрализации явления в условиях глобализации мирового сообщества.Концептуально программа антитеррористической работы могла бы основываться на следующих основополагающих принципах и стратегических установках:
преимущество превентивных мероприятий, позволяющих осуществлять выявление намерений проведения террористических акций;
нормативноправовое обеспечение антитеррористических действий;
оперативное пресечение террористических действий на стадии их реализации, обеспечение правомочий и ресурсов;
учет различных моделей антитеррористической деятельности, в зависимости от задач по пресечению последствий, гибкость и расчетливость действий, оперативная предусмотрительность при подготовке и ведении антитеррористической борьбы;
централизация руководства всеми действиями, обеспечение согласованности усилий силовых ведомств и органов власти всех уровней;
всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий, дифференцированное воздействие на население, террористов, субъектов их поддержки и противников;
обеспечение единства действий антитеррористических сил мира в международном, межгосударственном и государственном масштабе;
неуклонное обеспечение неотвратимости наказания за террористические преступления в соответствии с законом.На наш взгляд, никто не застрахован от терактов, поэтому с терроризмом необходимо бороться всем народом, всем миром, ни одно государство не должно оставаться в стороне (так называемые «нейтралы»), на территории которых могут найти прибежище террористы.На наш взгляд, в пресечении терроризма, религиозного экстремизма немаловажным фактором является диалог с неформальными лидерами группировок, организаций. Проведение диалога с лидерами террористов ни в коей мере не означает слабость существующего государственного строя, наоборот, это признак сильной власти.Предлагаем выделить три основные группы субъектов контртеррористических действий, в отношении которых считается позволительным применять военные способы борьбы:
государства, поддерживающие, планирующие или осуществляющие террористические акции, что характеризуется как спонсорство терроризма;
террористические структуры, носящие характер военных или полувоенных формирований, действующие в определенных районах государств или имеющих в них свои штабквартиры или базы;
существующие конспиративно внутри гражданского общества во многих государствах мира террористические структуры, образующие террористические сети или действующие автономно.Следует отметить, что проблемы борьбы и противодействия терроризму и экстремизму, т.е. вопросы выявления, предупреждения, нейтрализации и пресечения террористических проявлений решаются комплексно, единым планом мероприятий, программой или концепцией, в зависимости от того, на каком уровне их решают: глобальном, региональном или национальном.Однако, лишь в научных целях исследования эти вопросы нами рассмотрены в отдельности, хотя в ряде случаев некоторые мероприятия связанные с предупреждением излагаются в мероприятиях по пресечению, и наоборот мероприятия, связанные по пресечению терроризма, излагаются в вопросах выявления и предупрежденияэтого феномена.
Ссылки на источники1.Вакуленко Н.А. Пути совершенствования мер по борьбе с терроризмом // Уголовная политика Российской Федерации: проблемы формирования и развития: материалы Всероссийской научнопрактической конференции. 2016. С. 6165.2.Лаза В.Д. Корни и профилактика религиозногоэкстремизма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008.№2. С. 290291.3.Кулиев Ф.М.О. К актуализации роли религии в условиях новых вызовов // Государство, общество, Церковь в истории России ХХXXI вековматериалы XV Международной научной конференции: в 2х частях. 2016. С. 9398.