Проектно-исследовательская деятельность как средство достижения метапредметных результатов в обучении математике: постановка проблемы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калыгин Р. А. Проектно-исследовательская деятельность как средство достижения метапредметных результатов в обучении математике: постановка проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3006–3010. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970928.htm.
Аннотация. В статье теоретически обоснована и содержательно охарактеризована актуальность проблемы введения проектно-исследовательской деятельности школьников как средства достижения метапредметных результатов в обучении математике. Автором выдвигается гипотеза о том, что достижение метапредметных результатов, расширение математического кругозора, формирование актуальных практических навыков будет происходить качественно и успешно при применении проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Калыгин Роман Алексеевич,магистрант кафедры информационныхи образовательныхтехнологий ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», г. Смоленскkalyginroman@outlook.com

Проектноисследовательская деятельность как средство достижения метапредметных результатов в обучении математике: постановка проблемы

Аннотация.В статье теоретически обоснована и содержательно охарактеризована актуальность проблемы введения проектноисследовательской деятельности школьников как средства достижения метапредметных результатов в обучении математике. Автором выдвигается гипотеза о том, что достижение метапредметных результатов, расширение математического кругозора, формирование актуальных практических навыков будет происходить качественно и успешно при применении проектноисследовательской деятельности в процессе обученияКлючевые слова:Федеральный государственный образовательный стандарт, метапредметные результаты обучения, обучение математике, исследовательская и проектная деятельность.

Сегодня понятия «метапредметное обучение», «метапредметный подход» приобретают дополнительную важность. Объясняется это тем, что метапредметный подход является одним из главных требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Основные детали теории изучения метапредметных компетенций отлично проработаны в исследованиях Л. Ф. Квитовой, К. Ю. Колесиной, М.Р. Леонтьевой, А.В. Хуторского. [1, 3, 4, 5] Метапредметный подход в обучении изначально разрабатывался для того, чтобы ликвидировать разобщенность, оторванность различных дисциплин друг от друга и, соответственно, разобщенность учебных предметов.Метапредметный подход в образовании —этовозможность постепенно, не внося резких изменений в процесс обучения, подготовить сложившуюся систему к новым реалиям и требованиям современности. В связи с этим иначе обусловливается система методов обучения. Предельно важна работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не только знаний, но именно способов применения этих знаний в различной деятельности. Нельзя не заметить, что в России за прошедшее времясущественно изменились социальноэкономические аспектыжизни. Проводимая модернизация экономических и общественных институтов диктует иные требования кобучениюактивного, творческогочеловека, который способендеятельноподойтик решению проблем, нацеленна рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, готового к сотрудничествув новых условиях жизни. Творческий потенциал человека, его способность использовать полученные знания в различных областяхстановятсяосновнымфакторомнациональной конкурентоспособностииэкономического роста.Поэтому современное общество выдвигает к школе требование внедрять новые формы и технологии обучения в учебный процесс, осуществлять метапредметные связи на уроках, а также постоянно повышать уровень квалификации педагогов.Особенно важны в данный момент технологии педагогики, направленные не на простое усвоение знаний учениками, а на создание условий обучения, в которых учащиеся получают возможность применять эти знания на реальных примерах, в результате чего у них появляется возможность проявить и реализовать себя в личном и социальном плане. На данный момент учеников могутзаинтересовать знания, которые имеют области применения в реальной жизни.Объединяя в одном задании различные знания из не связанных, на первый взгляд, предметов, интегрируя вопросы различных учебных дисциплин педагог реализует метапредметные связи. С их помощью происходит обогащение представлений учеников об окружающем мире, о реальных механизмах природы и общества. Таким образом формируются понятия, являющиеся общими для различных наук. Изучая их в процессе одного, а не различных занятий, ученик углубляет, обобщает свои знания по опорным понятиям, лучше устанавливает причинноследственные связи.Важность использования метапредметного подхода в современной школе напрямую связана с тем фактом, что традиционный подход к обучению существенно устарел на фоне развития различных сфер практики, и уже не позволяет выпускникам адекватно реализовывать себя после окончания школы. При использовании метапредметного подхода ученик приобретает знания, которые может использовать уже сегодня, а не просто получает набор сведений, оторванных от окружающей действительности.В Концепции модернизации Российского образования[утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N2765р]и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»[утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр271]в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Эти стандарты, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, уменийи навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.Метод проектов, существующий уже достаточно давно (более 100 лет), уже длительное времяи достаточно успешно применяется в Российской Федерации. Хорошо обозначенная, понятная педагогическая идея, отработанная методология, интересные психологические аспекты делают его привлекательным для использования в школе. Наиболее важным в использовании этого метода является возможность с его помощью поднять уровень мотивации учеников к изучению предмета. Так как современные школьники рациональны и хотят видеть, как полученные знания могут пригодиться в реальной жизни, метод проектов прочно вошел в арсенал многих педагогов. Также не стоит забывать о современных способах поиска и систематизации информации –ученикам скучно просто слушать учителя, они привыкли получать информацию из сети Интернет. Метод проектов дает им возможность получать новые знания привычными для них методами. Очевидно, что проектное обучение относится к современным методам образования.Усилия «связать» исследовательскийподходиметодпроектов длительное время не предпринимались. И только с середины 90х годов XXстолетия, когда вниманиенекоторых ученых опять стал привлекать метод проектов, появилась возможность более внимательно исследовать проблему «возрождения»проектногометодаиобразовательныйпотенциал исследовательского подхода.Стоит рассматривать метод проектов как путь реализации исследовательских способностей учеников. Нужно отметить, что исследовательский поход, как методологическая основа созидательной деятельности учащихся реализуется с использованием новых технологий поиска информации, что в свою очередь, способствует формированию у школьников исследовательского поведения, стремления к поиску новой информации, что стоит рассматривать как основной источник представлений школьника об окружающем мире. Любознательность, стремление к самостоятельному эксперименту и поиску, постоянное желание найти новые впечатления являются биологически обусловленными особенностями ребенка. Таким образом, исследовательская и поисковая деятельность являются естественными процессами для учеников. Метод проектов помогает в их развитии.

Многиеученыеотдаютпредпочтениеисследовательскому подходу в обучении, отмечая его достоинства, но широкое применение исследовательскогоподходанаходитлишьприобученииестественным наукам.[6]В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской познавательнойдеятельностиребенкаявнонедооценивается, особенно в обучении точным наукам.С давних времен производились попытки построить систему обучения на основе исследовательских методов, но на практике это не вылилось в активное их использование. До сих пор основу обучения в школе составляют репродуктивные практики. Попрежнему, особенно в России, обучение строится на усвоении уже открытых кемто истин с помощью повторения информации, данной учителем, а не на основе самостоятельного,творческого поиска, проводимого учениками. В связи с этим, дети часто утрачивают любознательность, желание исследовать и проникать в сущность проблемы, строить модели исследуемых задач. Изза этого становятся затрудненными процессы самообучения, так необходимые в реальном мире. Проектноисследовательский метод направлен на развитие способностей ученика к саморазвитию, самовоспитанию, которые, в свою очередь, помогают ему повысить актуальность получаемых знаний.Очевидно, что исследуя практически любую область знаний, ученик в процессе исследования непременно коснется других сфер знаний. Это обуславливается тем фактом, что на практике многие предметы пересекаются, и редко возможно изучение какоголибо феномена с точки зрения лишь одного предмета. Соответственно прямо в процессе исследовательской деятельности по проекту ученик будет сталкиваться с метапредметностью знаний, что, в свою очередь, поможет ему научиться лучше выстраивать причинноследственные связи, углубить знания по другим предметам. Современный школьник отлично чувствует себя в ситуации, когда нужно работать с несколькими источниками информации одновременно. Для него это является наилучшей стратегией действия.[7]Следовательно, преподавателю проще и удобнее вести с учеником диалог именно с позиции наблюдателя, готового в любой момент прийти на помощь с советом, чем вмешиваться в исследовательский процесс, что и дает нам проектный подход.Разработкатеориииметодикипримененияисследовательского обученияв массовой школе имеет давнююисторию, этимивопросами занималисьвразныеголымногиеизвестныеученыеипрактики. Полученныйимиопыт оченьважен,новсовременныхусловиях уже недостаточно тех организационных и методических решений, которые были найденыпрежде.Поддерживая«возвращение»проектногометодав практикуроссийскойшколы,многиесовременныеученыеипедагоги отмечают,чтопроектнаядеятельностьявляетсяоднимизважнейших источников получения ребенком знаний о мире.Творческий компонентучебнопознавательной деятельности предполагает не выполнение заданий по заданному шаблону, а самостоятельный поиск новой информации учеником, что важно для создания субъективнозначимого знания. На основе деятельностного и личностногоориентированного подходов у школьника формируется уникальный опыт самостоятельной деятельности. В целом, проектный метод является гибким инструментом организации обучения в соответствии с новыми стандартами образования и направлен на развитие у ученика творческих и интеллектуальных способностей, ориентирован на самореализацию в процессе создания личного образовательного продукта. Каждый проект, в первую очередь, ориентирован на решение конкретной проблемы. В процессе работы, учащиеся вовлекаются в так называемую проектную деятельность.Следовательно, можно предложить понимать под проектноисследовательской деятельностью по математике такую учебнопознавательную деятельность учащихся, которая направлена на получение некоторого заранее спланированного личностно значимого для них материального результата и которая предполагает самостоятельное решение учащимися математических задач.Таким образом,научноисследовательская и проектная деятельность благоприятна для профессионального, жизненного самоопределения школьников; установленияобучающимися тесной связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, –формированияу школьников умений и навыков постановки проблемы и цели, самостоятельной разработкиалгоритмов деятельности при решении различныхпроблем, выдвижения гипотез и ихобоснования, планирования, прогнозирования результата; поиска и выделенияучащимися нужной информации; примененияими методов информационного поиска; установлениясотрудничества школьника с учителем и со сверстниками и т. д. [8]Очевидно, научноисследовательская и проектная деятельность позволяет преподавателюувеличить заинтересованностьобучающихся в преподаваемыхпредметах, обеспечить высокий уровень теоретической подготовки учеников, а такжеспособствует достижению метапредметных результатов обучения.Исходя из вышеизложенного, актуальной является проблема: каковы возможности и преимущества проектноисследовательской деятельности в достижении метапредметных результатов в обучении математике, какими путями следует добиваться оптимального баланса между субъектностью и объектностью каждого ученика в образовательном процессе, как выстраивать систему формирования метапредметных компетенций учащихся через курсы учебного плана и каковы условия, наиболее благоприятные для внедрения проектноисследовательской технологии? Это стало основанием для выбора темы исследования: «Проектноисследовательская деятельность как средство достижения метапредметных результатов в обучении математике».Объектом исследования является процесс обучения математике, предметом исследования использование проектноисследовательской деятельности при организации метапредметных проектов в старших классах.Цель исследования –показать эффективность применения проектноисследовательской деятельности в достижении метапредметных результатов в обучении математикеВ качествегипотезыбыло выдвинуто предположение о том, что расширение математического кругозора учащихся, формирование навыков и умений учебного труда, мыслительной деятельности, навыков самостоятельной работы, актуальных практических навыков будет проходить успешно и качественно в условиях использования проектноисследовательской деятельности при соблюдении соответствующих методических аспектов.В соответствии с вышеизложенным, был поставлен ряд задач:

исследовать разработки ученых по теме исследования;

определить взаимосвязь исторических и социальных событий в настоящее время в развитии образования;

изучить передовой опыт в области метапредметного обучения

выявить роль и место проектной деятельности вструктуре учебной деятельности;

выяснить, как используется проектно–исследовательская деятельность в обучении математике;

организовать проектноисследовательскую деятельность учащихся в рамках создания метапредметных математических проектов;

оценить эффективность проектноисследовательской деятельности в достижении метапредметных результатов в обучении математике.

Ссылки на источники1.Квитова, Л.Ф. Способы региональной диагностики метапредметных результатов. // Начальная школа: плюс до и после. 2010.№2.С.62.Колесина К. Ю. Метапредметная проектная деятельность учащихся в контексте компетентностно ориентированного образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. –2009. –№ 3. –С. 139–145.3.КолесинаК. Ю., Мирошниченко А. В. Проблемы педагогических инноваций в современном образовании // СевероКавказский психологический вестник. –2014. –№ 12/4. –С. 34–39.4.Леонтьева, М. Р. Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия / М. Р. Леонтьева // Учит. газ. 2009. 13 янв.(N12). С. 235.Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научнометодическое пособие. —М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. —73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).6.Пасько Л.И. Исследовательский подход как методологическая основа проектной деятельности // Наука и школа. 2007. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskiypodhodkakmetodologicheskayaosnovaproektnoydeyatelnosti(дата обращения: 22.03.2017). 7.МаркПренскиOn The Horizon (MCB University Press, Vol. 9 № 5, октябрь2001 г.) 8.Петунин О. В. Научноисследовательская и проектная деятельность школьников как средство достижения метапредметных результатов обучения // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2015. –Т. 13. –С. 1871–1875. –URL: http://ekoncept.ru/2015/85375.htm.(дата обращения: 12.03.2017)