Состояние нефинансовой отчетности в России: проблемы, перспективы развития
Выпуск:
ART 970939
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рыбаков
О.
Е. Состояние нефинансовой отчетности в России: проблемы, перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3061–3065. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970939.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены тенденции развития нефинансовой отчетности в России, а также определены её проблемы. На основе статистических данных сформулирован ряд обобщающих выводов, затронут вопрос о необходимости участия государства в регулировании нефинансовой отчетности компаний. Вместе с тем, несмотря на наличие большого числа публикаций по вопросам НФО, следует отметить, что еще многие организационно-методические проблемы мало изучены.
Ключевые слова:
устойчивое развитие, экологическая безопасность, социальная ответственность, нефинансовая отчетность
Текст статьи
Рыбаков Олег Евгеньевич,студент 2 курса направления подготовки «Экономическая безопасность», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Калужский филиалoleg.rybakov.97@mail.ru
Состояниенефинансовой отчетности в России:
проблемы, перспективы развития
Аннотация.Встатье рассмотрены тенденции развития нефинансовой отчетности в России, а такжеопределены её проблемы. На основе статистических данныхсформулирован ряд обобщающих выводов, затронут вопрос о необходимости участия государства в регулировании нефинансовой отчетности компаний. Вместе с тем, несмотря на наличие большого числа публикаций по вопросам НФО, следует отметить, что еще многие организационнометодические проблемы мало изучены.Ключевые слова:нефинансовая отчетность, устойчивое развитие, социальная ответственность, экологическая безопасность.
В ходе исследования были изучены труды ученых изучающих проблемы развития нефинансовой отчетности Т.П. Петровой, С.А. Тимофеевой, Т.Н. Фатеевой, Т.В. Лесиной.В России, как и во всём мире, нефинансовая отчетность —перестаёт быть новым явлением. Конечно, скорость его диалектического развития вовсехстранах различна, но общий вектор имеет восходящую направленность,что можно ожидать —в ближайшембудущем нефинансовая отчетность превратится в повсеместно распространенную практику, став наряду сфинансовойотчетностью, общепринятой нормой.В связи с этим, в России необходимо разработать такие подходы к методике составления отчетов об устойчивом развитии корпораций, которые были бы основаны на общепринятых международных принципах социальной ответственности, но одновременно учитывающие особенности государственного управления, экономического состояния государства, особенности ведения бизнеса на территории государства, а также общественные настроения. В частности, развитие нефинансовой отчетности в России обусловлено активной и успешной экспансией крупнейших российских компаний за рубеж [3].Вопросы подготовки нефинансовых отчетов становятся одними из наиболее актуальных для советов директоров и правлений, но следует отметить, что данный процесс крайне не простой, сложность которого напрямую зависит от масштабов компании. С целью упрощения и систематизации ведения НФО разрабатываются многочисленные программные продукты лидерами среди которых являются1С: Консолидация, система «Прогноз»[4]Нефинансовая отчетность способствует более успешному и устойчивому развитию компании, своевременно удовлетворяя информационные потребности заинтересованных сторон по экономическим социальным и экологическим вопросам (рисунок1).
Рис. 1. Основные заинтересованные стороны –пользователи нефинансовой отчетности1
Нефинансовая отчетность –это отчетность, охватывающая одновременно экономические, экологические и социальные аспекты деятельности компании, раскрывающая информацию об ее инициативах нефинансового характера, вкладе в экологическую безопасность окружающего мира и развитие общества. Наряду с финансовой отчетностью,является публичной и выступаеткак инструмент информирования заинтересованных лицо том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.[6с.313]Авторы в статье [7с.55] выделяют следующие уровни развития нефинансовой отчетности. 1Составлено авторомНФОГосударствоПокупателиКонкурентыНКОСМИБизнес партнерыРаботники и их семьиРуководство и акционеры
Рис. 2. Уровни развития НФО
В современной России, развивающейся в соответствии с требованиями мирового экономического сообщества, социальные инвестиции в качестве самостоятельной проблемы рассматриваются в теории и практике российских предприятий с2000 года[5c.67].За это время пройден путь от компанийпионеров, применивших на практике новые идеи, до более чем 160компаний, чьи отчёты включены в Национальный регистр Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). По состоянию на конец2016г. в базе данных www.corporateregister.com –самой крупной базе данных по нефинансовой отчётности –зарегистрировано 13706компаний, ежегодно публикующих такие отчёты, в то время как в конце 2011 г. их было около 9 тыс. (всего в период с 1992по 2016г. опубликовано 81 700отчётов) [1]. По состоянию на 15 ноября 2016 года внациональныйрегистра РСПП внесены отчеты 164 компаний, зарегистрировано отчетов 742, которые выпущены в период, начиная с 2000 г. В их числе: экологические отчеты (ЭО) 66, социальные отчеты (СО) –318, отчеты в области устойчивого развития (ОУР) –240, интегрированные отчеты –118, отраслевые отчеты –26(таблица 1).Таблица 1Распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний (15 ноября 2016 г.)
Отраслевая принадлежностькомпанийЧислокомпанийКоличествоотчетов
ИООУРСОЭОИтогоНефтегазовая19089937135Энергетика426744455161Металлургическая и горнодобывающая1873151089Производство машин и оборудования240004Химическая, нефтехимическая, парфюмерная12281320062Деревообрабатывающая, целлюлознобумажная400418225й уровень•Высокий уровень самоорганизации;•Лидерский коллективный тип управления;•Ценности «высшего» порядка –экология, качество жизни, глобальное видение.4й уровень•Возникает понимание необходимости стратегических социальных инвестиций;•Избираются социальные проекты, близкие к стратегии бизнеса.3й уровень•Регламенты, процессы, высокая формализация процедур;•Приведение кланового хаоса в эффективную культуру управления;•Профессиональный менеджмент.2й уровень•Выраженная клановая структура;•Первый этап освоение захваченных бизнестерриторий;•Клановый тип управления.1й уровень•Культура «охотников»: захват территорий, ориентация на быстрый результат;•Агрессивное отношение с внешним миром и между собой;•Лидерский тип управленияПроизводство пищевых продуктов902022042Телекоммуникационная104620030Финансы и страхование1721860080Жилищнокоммунальное хозяйство51012114Цементное производство и строительство201012Образование, здравоохранение50012012Транспорт55410423Прочие виды услуг5085013Некоммерческие организации50523028ИТОГО16011823929366716Отраслевые отчеты40125026ВСЕГО16411824031866742
Данные национального регистра НФО позволяют проследить динамику выпуска отчётов по годам, рост числа компаний, публикующих нефинансовые отчёты (рисунок 3), а также познакомиться с содержанием этих отчётов.
Рис. 3. Количество нефинансовыхотчетовпо годам выпуска в России
По графику видно, что с 2013 года имеет место снижение числа публикуемых российскими компаниями отчетов. Это связано с ухудшением общей экономической ситуации в стране. Впервые за 12 лет не опубликовали нефинансовые отчеты ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО "Роснефть", ОАО "РЖД". Существует мнение, что вести нефинансовую отчетность имеют возможность только компании успешно развивающихся отраслей. Такая точка зрения вполне объяснима: экономическая устойчивость является необходимым условием корпоративной ответственности: неприбыльная или убыточная компания не может брать на себя никаких обязательств, т.к. объективно не будет в состоянии их выполнить.Для устойчивого развития предприятия должны стремиться к оптимальному соотношению затрат и выпуска продукции, своевременно модернизировать производственные фонды и применять новые методы управления [2с.160].12410233349454456717376656101020304050607080200120022003200420052006200720082009201020112012201320142015Рис. 4. Отраслевая структура компаний, выпустивших нефинансовые отчеты
в России
Распределение НФО по отраслям полностью отражает их состояние в России.Наиболее динамично в последние годыв стране развивался нефтегазовый сектор. Металлургическая отрасль —вторая по наполнению федерального бюджета и внесению вклада в валютные поступления страны. Доля металлургии в промышленном производстве России составляет около 20%.В электроэнергетике, одной из ведущих отраслей отечественной экономики, ситуация с НФО более оптимистичная, в данном секторе в 2015 году было опубликовано 18 отчетов. Впервые с 2007 года НФО опубликовало РАО "ЕЭС РОССИИ". Компании, работающие в других секторах, пока довольно скромно ведут себя в отношении оценки своей корпоративной ответственности. Несколько опережают остальных компании пищевого сектора и банковской сферы.В 2012 г. В.В. Путины, бывшийв то время ПредседательПравительства РФ, заявил о необходимости решения проблемы низкого качества НФО, как следствие была издана директива, ознаменовала началоразвитиянефинансовой отчетности в России. В ней определеныпутиразвития нефинансовой отчетности для государственных компаний, атакже осуществленопланированиеразвития предоставления данного вида отчетности в России. Согласно данной директиве, развитие нефинансовой отчетности в стране будет происходить поэтапно. На первом этапе предусматривается опубликование нефинансовой отчетности 22 государственных компаний в 2014 г.В рамках данного этапа Минэкономразвития утвердило методические рекомендации по подготовке публичных нефинансовых отчетов (далее ПНО). На сегодняшний день этот этап пройден, все госкомпании входящие в список 22х предоставили свои ПНО.
Сегодня реализуется второй этап, захватывающий 2015–2016 гг.В настоящий момент формируетсясистемагосударственного регулирования процесса подготовки и публикации нефинансовой отчетности, а также ведётсяработапо подготовке профессиональных кадров для формирования публичной нефинансовой отчетности (ПНО) и разработка механизмов стимулирования развития ПНО. Более того, Нефтегазовая19%Энергетика23%Металлургическая и горнодобывающая12%Химическая9%Деревообрабатывающая3%Пищевая6%Телекоммуникационная4%Финансы и страхование11%Транспорт3%Прочие виды услуг6%Некоммерческие организации4%значительнорасширенсписок государственных компаний, для которых форма нефинансовой отчетности будет являться обязательной. В течение 2017–2019 гг., планируется окончательно сформировать систему государственногорегулированияи увеличить список организаций, для которых такая форма отчетности будет обязательна, так же предусматривается включение в список формирующих ПНО хозяйственные общества, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет 50% плюс одна акция. С 2020 г. планируется ввести внешнюю проверку и аудит. Для компаний негосударственного сектора, сумма активов которых не превышает 15 млрд руб., предоставление отчетности было и останется добровольным. Анализ данной директивы приводит к мысли, что развитие нефинансовой отчетности будет полностью подконтрольно государству и что не планируется создание независимого органа по формированию норм отчетности. Государственное регулирование в области нефинансовой отчетности не может быть и в малой степени эффективным без предварительного глубокого анализа рынка компаний, которые обязаны публиковать нефинансовую отчетность, особое внимание при анализе необходимо уделить предприятиям энергетического сектора.Если рассматривать структуру органа, контролирующего и способствующего развитию данного вида отчетности, возникает вопрос о дальнейших перспективах в области НФО. На сегодняшний день The Global Reporting Initiative (GRI) стремится стать максимально независимой организацией, не имеет возможности воздействовать на российские энергетические компании с целью обязать предоставлять их нефинансовую отчетность, не говоря уже о соблюдении стандартов её ведения. Данная тенденция в первую очередь сказывается на мотивации иностранных инвесторов и как следствие на инвестиционной привлекательности Российской Федерации.
Директива о создании обязательных норм публичной нефинансовой отчетности для государственных компаний и для предприятий, оборот которых превышает 15 млрд руб., должна стимулировать формирование обязательного внешнего аудита, который потребует раскрыть при детальном анализе большее количество факторов, связанных с финансовыми показателями. Одним из путей вывода нефинансовой отчетности на более высокий уровень, мы считаем закрепление на законодательном уровне строгих стандартов её ведения. Необходимо развитие аудиторских компаний в сфере нефинансовой отчетности, а государственный орган должен этому способствовать. Учитывая авторитет государства, вывести нефинансовую отчетность на более высокую ступень способно только оно.На втором этапе государственный орган должен быть расформирован, необходимо передать обязанности по контролю некоммерческой структуре с целью соответствия фактору независимости. Некоммерческая структура должна принять форму организации GRI как наиболее современную и жизнеспособную в плане разработки независимых норм контроля. Вывод:анализ состояния нефинансовой отчетности в России показал, что с 2000 года по настоящий момент нефинансовая отчетность в нашей стране развивается высокими темпами, успешные компании давно осознали её важность, но при этом сохраняются институциональные причины,сдерживающие её развитие. Мы считаем, что разработка законодательства в отношении нефинансовой отчетности повысит качество предоставляемой информации. Такая политика станет первым шагом к тому, чтобы вывести нефинансовую отчетность российских компаний на мировой уровень и привести ее в соответствие с требованиями GRI.Ссылки на источники1.Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов 20122014 года выпуска «Ответственная деловая практика в зеркале отчетности» // Российский союз предпринимателей и промышленников России. –Москва. –2015. –Режим доступа: http://xn-o1aabe.xn-p1ai/simplepage/4752.Данилов А.А. Факторы, влияющие на устойчивое развитие промышленных предприятий и пути его достижения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 81. С. 157160.3.Кожаринов А.В., Неретина А.Д., Елесина М.В., Мурар В.И. Перспективы развития нефинансовой отчетности в России // Интернетжурнал Науковедение. –2014. № 5 (24). –С. 151.4.Официальный сайт 1С: Предприятие [Электронный ресурс].
www.v8.1c.ru/consolid/. (дата обращения: 14.12.2016)5.Тимофеева С.А. Проблемы формирования, особенности и тенденции развития // Образование и наука без границ: социальногуманитарные науки. –2015. № 2. –С. 312318.6.Фатеева Т.Н., Лесина Т.В. Нефинансовая отчетность как инструмент формирования положительного имиджа организации // Интернетжурнал Науковедение. –2015.–Т. 7. № 4 (29). –С. 52.
Состояниенефинансовой отчетности в России:
проблемы, перспективы развития
Аннотация.Встатье рассмотрены тенденции развития нефинансовой отчетности в России, а такжеопределены её проблемы. На основе статистических данныхсформулирован ряд обобщающих выводов, затронут вопрос о необходимости участия государства в регулировании нефинансовой отчетности компаний. Вместе с тем, несмотря на наличие большого числа публикаций по вопросам НФО, следует отметить, что еще многие организационнометодические проблемы мало изучены.Ключевые слова:нефинансовая отчетность, устойчивое развитие, социальная ответственность, экологическая безопасность.
В ходе исследования были изучены труды ученых изучающих проблемы развития нефинансовой отчетности Т.П. Петровой, С.А. Тимофеевой, Т.Н. Фатеевой, Т.В. Лесиной.В России, как и во всём мире, нефинансовая отчетность —перестаёт быть новым явлением. Конечно, скорость его диалектического развития вовсехстранах различна, но общий вектор имеет восходящую направленность,что можно ожидать —в ближайшембудущем нефинансовая отчетность превратится в повсеместно распространенную практику, став наряду сфинансовойотчетностью, общепринятой нормой.В связи с этим, в России необходимо разработать такие подходы к методике составления отчетов об устойчивом развитии корпораций, которые были бы основаны на общепринятых международных принципах социальной ответственности, но одновременно учитывающие особенности государственного управления, экономического состояния государства, особенности ведения бизнеса на территории государства, а также общественные настроения. В частности, развитие нефинансовой отчетности в России обусловлено активной и успешной экспансией крупнейших российских компаний за рубеж [3].Вопросы подготовки нефинансовых отчетов становятся одними из наиболее актуальных для советов директоров и правлений, но следует отметить, что данный процесс крайне не простой, сложность которого напрямую зависит от масштабов компании. С целью упрощения и систематизации ведения НФО разрабатываются многочисленные программные продукты лидерами среди которых являются1С: Консолидация, система «Прогноз»[4]Нефинансовая отчетность способствует более успешному и устойчивому развитию компании, своевременно удовлетворяя информационные потребности заинтересованных сторон по экономическим социальным и экологическим вопросам (рисунок1).
Рис. 1. Основные заинтересованные стороны –пользователи нефинансовой отчетности1
Нефинансовая отчетность –это отчетность, охватывающая одновременно экономические, экологические и социальные аспекты деятельности компании, раскрывающая информацию об ее инициативах нефинансового характера, вкладе в экологическую безопасность окружающего мира и развитие общества. Наряду с финансовой отчетностью,является публичной и выступаеткак инструмент информирования заинтересованных лицо том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.[6с.313]Авторы в статье [7с.55] выделяют следующие уровни развития нефинансовой отчетности. 1Составлено авторомНФОГосударствоПокупателиКонкурентыНКОСМИБизнес партнерыРаботники и их семьиРуководство и акционеры
Рис. 2. Уровни развития НФО
В современной России, развивающейся в соответствии с требованиями мирового экономического сообщества, социальные инвестиции в качестве самостоятельной проблемы рассматриваются в теории и практике российских предприятий с2000 года[5c.67].За это время пройден путь от компанийпионеров, применивших на практике новые идеи, до более чем 160компаний, чьи отчёты включены в Национальный регистр Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). По состоянию на конец2016г. в базе данных www.corporateregister.com –самой крупной базе данных по нефинансовой отчётности –зарегистрировано 13706компаний, ежегодно публикующих такие отчёты, в то время как в конце 2011 г. их было около 9 тыс. (всего в период с 1992по 2016г. опубликовано 81 700отчётов) [1]. По состоянию на 15 ноября 2016 года внациональныйрегистра РСПП внесены отчеты 164 компаний, зарегистрировано отчетов 742, которые выпущены в период, начиная с 2000 г. В их числе: экологические отчеты (ЭО) 66, социальные отчеты (СО) –318, отчеты в области устойчивого развития (ОУР) –240, интегрированные отчеты –118, отраслевые отчеты –26(таблица 1).Таблица 1Распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний (15 ноября 2016 г.)
Отраслевая принадлежностькомпанийЧислокомпанийКоличествоотчетов
ИООУРСОЭОИтогоНефтегазовая19089937135Энергетика426744455161Металлургическая и горнодобывающая1873151089Производство машин и оборудования240004Химическая, нефтехимическая, парфюмерная12281320062Деревообрабатывающая, целлюлознобумажная400418225й уровень•Высокий уровень самоорганизации;•Лидерский коллективный тип управления;•Ценности «высшего» порядка –экология, качество жизни, глобальное видение.4й уровень•Возникает понимание необходимости стратегических социальных инвестиций;•Избираются социальные проекты, близкие к стратегии бизнеса.3й уровень•Регламенты, процессы, высокая формализация процедур;•Приведение кланового хаоса в эффективную культуру управления;•Профессиональный менеджмент.2й уровень•Выраженная клановая структура;•Первый этап освоение захваченных бизнестерриторий;•Клановый тип управления.1й уровень•Культура «охотников»: захват территорий, ориентация на быстрый результат;•Агрессивное отношение с внешним миром и между собой;•Лидерский тип управленияПроизводство пищевых продуктов902022042Телекоммуникационная104620030Финансы и страхование1721860080Жилищнокоммунальное хозяйство51012114Цементное производство и строительство201012Образование, здравоохранение50012012Транспорт55410423Прочие виды услуг5085013Некоммерческие организации50523028ИТОГО16011823929366716Отраслевые отчеты40125026ВСЕГО16411824031866742
Данные национального регистра НФО позволяют проследить динамику выпуска отчётов по годам, рост числа компаний, публикующих нефинансовые отчёты (рисунок 3), а также познакомиться с содержанием этих отчётов.
Рис. 3. Количество нефинансовыхотчетовпо годам выпуска в России
По графику видно, что с 2013 года имеет место снижение числа публикуемых российскими компаниями отчетов. Это связано с ухудшением общей экономической ситуации в стране. Впервые за 12 лет не опубликовали нефинансовые отчеты ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО "Роснефть", ОАО "РЖД". Существует мнение, что вести нефинансовую отчетность имеют возможность только компании успешно развивающихся отраслей. Такая точка зрения вполне объяснима: экономическая устойчивость является необходимым условием корпоративной ответственности: неприбыльная или убыточная компания не может брать на себя никаких обязательств, т.к. объективно не будет в состоянии их выполнить.Для устойчивого развития предприятия должны стремиться к оптимальному соотношению затрат и выпуска продукции, своевременно модернизировать производственные фонды и применять новые методы управления [2с.160].12410233349454456717376656101020304050607080200120022003200420052006200720082009201020112012201320142015Рис. 4. Отраслевая структура компаний, выпустивших нефинансовые отчеты
в России
Распределение НФО по отраслям полностью отражает их состояние в России.Наиболее динамично в последние годыв стране развивался нефтегазовый сектор. Металлургическая отрасль —вторая по наполнению федерального бюджета и внесению вклада в валютные поступления страны. Доля металлургии в промышленном производстве России составляет около 20%.В электроэнергетике, одной из ведущих отраслей отечественной экономики, ситуация с НФО более оптимистичная, в данном секторе в 2015 году было опубликовано 18 отчетов. Впервые с 2007 года НФО опубликовало РАО "ЕЭС РОССИИ". Компании, работающие в других секторах, пока довольно скромно ведут себя в отношении оценки своей корпоративной ответственности. Несколько опережают остальных компании пищевого сектора и банковской сферы.В 2012 г. В.В. Путины, бывшийв то время ПредседательПравительства РФ, заявил о необходимости решения проблемы низкого качества НФО, как следствие была издана директива, ознаменовала началоразвитиянефинансовой отчетности в России. В ней определеныпутиразвития нефинансовой отчетности для государственных компаний, атакже осуществленопланированиеразвития предоставления данного вида отчетности в России. Согласно данной директиве, развитие нефинансовой отчетности в стране будет происходить поэтапно. На первом этапе предусматривается опубликование нефинансовой отчетности 22 государственных компаний в 2014 г.В рамках данного этапа Минэкономразвития утвердило методические рекомендации по подготовке публичных нефинансовых отчетов (далее ПНО). На сегодняшний день этот этап пройден, все госкомпании входящие в список 22х предоставили свои ПНО.
Сегодня реализуется второй этап, захватывающий 2015–2016 гг.В настоящий момент формируетсясистемагосударственного регулирования процесса подготовки и публикации нефинансовой отчетности, а также ведётсяработапо подготовке профессиональных кадров для формирования публичной нефинансовой отчетности (ПНО) и разработка механизмов стимулирования развития ПНО. Более того, Нефтегазовая19%Энергетика23%Металлургическая и горнодобывающая12%Химическая9%Деревообрабатывающая3%Пищевая6%Телекоммуникационная4%Финансы и страхование11%Транспорт3%Прочие виды услуг6%Некоммерческие организации4%значительнорасширенсписок государственных компаний, для которых форма нефинансовой отчетности будет являться обязательной. В течение 2017–2019 гг., планируется окончательно сформировать систему государственногорегулированияи увеличить список организаций, для которых такая форма отчетности будет обязательна, так же предусматривается включение в список формирующих ПНО хозяйственные общества, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет 50% плюс одна акция. С 2020 г. планируется ввести внешнюю проверку и аудит. Для компаний негосударственного сектора, сумма активов которых не превышает 15 млрд руб., предоставление отчетности было и останется добровольным. Анализ данной директивы приводит к мысли, что развитие нефинансовой отчетности будет полностью подконтрольно государству и что не планируется создание независимого органа по формированию норм отчетности. Государственное регулирование в области нефинансовой отчетности не может быть и в малой степени эффективным без предварительного глубокого анализа рынка компаний, которые обязаны публиковать нефинансовую отчетность, особое внимание при анализе необходимо уделить предприятиям энергетического сектора.Если рассматривать структуру органа, контролирующего и способствующего развитию данного вида отчетности, возникает вопрос о дальнейших перспективах в области НФО. На сегодняшний день The Global Reporting Initiative (GRI) стремится стать максимально независимой организацией, не имеет возможности воздействовать на российские энергетические компании с целью обязать предоставлять их нефинансовую отчетность, не говоря уже о соблюдении стандартов её ведения. Данная тенденция в первую очередь сказывается на мотивации иностранных инвесторов и как следствие на инвестиционной привлекательности Российской Федерации.
Директива о создании обязательных норм публичной нефинансовой отчетности для государственных компаний и для предприятий, оборот которых превышает 15 млрд руб., должна стимулировать формирование обязательного внешнего аудита, который потребует раскрыть при детальном анализе большее количество факторов, связанных с финансовыми показателями. Одним из путей вывода нефинансовой отчетности на более высокий уровень, мы считаем закрепление на законодательном уровне строгих стандартов её ведения. Необходимо развитие аудиторских компаний в сфере нефинансовой отчетности, а государственный орган должен этому способствовать. Учитывая авторитет государства, вывести нефинансовую отчетность на более высокую ступень способно только оно.На втором этапе государственный орган должен быть расформирован, необходимо передать обязанности по контролю некоммерческой структуре с целью соответствия фактору независимости. Некоммерческая структура должна принять форму организации GRI как наиболее современную и жизнеспособную в плане разработки независимых норм контроля. Вывод:анализ состояния нефинансовой отчетности в России показал, что с 2000 года по настоящий момент нефинансовая отчетность в нашей стране развивается высокими темпами, успешные компании давно осознали её важность, но при этом сохраняются институциональные причины,сдерживающие её развитие. Мы считаем, что разработка законодательства в отношении нефинансовой отчетности повысит качество предоставляемой информации. Такая политика станет первым шагом к тому, чтобы вывести нефинансовую отчетность российских компаний на мировой уровень и привести ее в соответствие с требованиями GRI.Ссылки на источники1.Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов 20122014 года выпуска «Ответственная деловая практика в зеркале отчетности» // Российский союз предпринимателей и промышленников России. –Москва. –2015. –Режим доступа: http://xn-o1aabe.xn-p1ai/simplepage/4752.Данилов А.А. Факторы, влияющие на устойчивое развитие промышленных предприятий и пути его достижения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 81. С. 157160.3.Кожаринов А.В., Неретина А.Д., Елесина М.В., Мурар В.И. Перспективы развития нефинансовой отчетности в России // Интернетжурнал Науковедение. –2014. № 5 (24). –С. 151.4.Официальный сайт 1С: Предприятие [Электронный ресурс].
www.v8.1c.ru/consolid/. (дата обращения: 14.12.2016)5.Тимофеева С.А. Проблемы формирования, особенности и тенденции развития // Образование и наука без границ: социальногуманитарные науки. –2015. № 2. –С. 312318.6.Фатеева Т.Н., Лесина Т.В. Нефинансовая отчетность как инструмент формирования положительного имиджа организации // Интернетжурнал Науковедение. –2015.–Т. 7. № 4 (29). –С. 52.