Взаимодействие государства с Русской православной церковью в решении внутриполитических задач

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мальцева В. Р., Власов В. В. Взаимодействие государства с Русской православной церковью в решении внутриполитических задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3131–3135. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970953.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимодействия государства с Русской рравославной церковью в решении внутриполитических задач Российского государства. Авторы проводят подробный анализ роли Церкви в решении проблем демографии, межнационального согласия, патриотического воспитания и т. д.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Власов Виталий Витальевич,кандидат политических наук, доцент кафедры социальнофилософских дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, г. Орелvitaliyy_vlasov@ro.ru

Мальцева ВикторияРуслановна, курсант Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, г.ОрелOmalzeva@mail.ru

Взаимодействие государства с Русской Православной Церковью в решении внутриполитических задач

Аннотация.Статья посвящена вопросам взаимодействия государства с Русской Православной Церковью в решении внутриполитических задач Российского государства. Авторы проводят подробный анализ роли Церкви в решении проблем демографии, межнационального согласия, патриотического воспитания и т.д.Ключевые слова:Русская Православная Церковь, государство, внутренняя политика.

Церковь является одним из тех общественных институтов, которойпользуется доверием значительной части населения.Взаимодействие государства и Церкви прослеживается при реализации внутриполитических задач, такихкакдемографическая проблема, консолидация русского народа, поддержание межнационального и межконфессионального мира и согласия, адаптация мигрантов в Российское общество,развитие отношений в армии, тюрьме, образовательной сфере, и др.Демография на официальном уровне признана основным национальным проектом развития страны. Как говорил А.И. Солженицын у нас нет сил на империю, главное сбережение народа. Главная ценность в жизни –семья! Такого девиза придерживается большинство граждан России, поэтому демографическаяполитика играет большую роль в жизни общества. Впервые внимание на роль религиозного фактора в демографии обратили М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин и др.Голдшейдер выделил три основных подхода к изучению вопроса о влиянии религии на рождаемость. А именно, первый, предусматривает определения отличительных особенностей демографического поведения той либо иной конфессиональной группы путём сравнения их показателей. Второй подход заключается в тщательном изучении вероучения или установок духовенства определенной религии или конфессии, влияния религиозного фактора на демографические моменты, которые регламентируют сексуальные отношения, и попытке с их помощью объяснить особенности рождаемости. Третий заключается в том, чтобы рассматривать религиозную общину как общественную организацию со всеми присущимией особенностями[1]. Все эти подходы носят дискуссионный характер, например, в первом случае существуют значительные различия в показателяхрождаемости средипредставителей однойи тойжеконфессии, принадлежащих к различным слоям общества. Рассматривая второй подход, следует отметить существенные различия между религиозными установками и существующей практикой. Церковные доктрины, правила и запреты не имеют существенного влиянияна демографическое поведение формально верующей части населения, если та или иная религия исповедуется декларативно, в форме государственной религии, а также когда Церковь не имеет реальной институциональной или моральной власти среди населения. Религия –этоэлемент сознания, поэтому количественно измерить и сравнить ее влияние на рождаемость чрезвычайно сложно. Проявляется это следующим, религия предъявляет определенные моральные и общественные требования к членам сообщества, например, иметь много детей –это хорошо, главная ценность в жизни семья. Здесь необходимо рассмотреть трисложныеявления:1)структура семей и гендерных ролей в семье, а также как они связаны с религиозными требованиями и экономической деятельностью; 2) значение, которое вкладывают в эти структуры и функции; 3) как религиозная принадлежность и интенсивность религиозных обязательств укрепляют эти структуры и ценности[2].Как было указано выше, многодетность зависит от множества факторов. Например, доминирование многодетнойсемьи и ее позитивная оценка в традиционном аграрном обществе было обусловлено необходимостью иметьбольшоеколичествоработников. Структура семьи также может свидетельствовать об иерархии в семье. Статус женщины в семье и представления об идеале поведения определяют степень ее свободы выбора,захочет ли она рожать много детей. От того, предусмотрены ли ее экономические права зависит то, насколько она будет привлекательной на брачном рынке в случае вдовства или сиротства.Вместе с тем, по мнению автора, история человечества свидетельствует, чторелигия является важным фактором стимулирующиммногодетность. Православная Церковь активно выступает с тезисом, что православная семья должна быть многодетной. Достаточно провести простой эксперимент в течение двух месяцев каждое воскресенье посещать церковные богослужения в любом городском приходе, чтобы заметить, что бездетные и однодетные семьи, среди постоянных прихожан, редки, а нормой являются семьи с двумя и тремя детьми. Кроме того, современная русская многодетная семья (более 3 детей) –это, в основном, воцерковленная православная семья.Настоящим бедствием нашего народа стали аборты. Каждый год в нашей стране делают сотни тысяч абортов. Зачастую количество абортов превышает количество родившихся младенцев. Церковь выступает с активной пропагандой призывающей женщин не делать аборты. Представляется интересным опыт встреч священников с женщинами желающими сделать аборт. Данную практику можно распространить на все больницы, в которых производятся аборты. Естественно, встреча священника с конкретной женщиной допустима лишь после получения ее согласия.С позиции Церкви: аборт –это убийство. Есть такое высказывание: женщина, которая совершила аборт, становится не свободной от беременности, а матерью убитого ребенка. Наверное, так и есть. Даже если женщина убеждаетсебя, что ребенок просто часть ее тела, тем не менее, в глубине души она понимает, что совершает убийство. Если считать, что число абортов насчитывается миллионами, то это трагическое бедствие. Это хуже и страшнее, чем стихийные бедствия. Мы полагаем, что неправильно, когда за деньги налогоплательщиков убивают детей. Если родители принимают решение делать аборт, они должны оплачивать расходы из своего кармана.Рассматривая демографические процессы определенной конфессиональной группы, следует обязательно исходить из теоретического обоснования относительно влияния религиозного фактора на демографические процессы. Только наличие теоретической базы может легитимизировать эту проблематику, и помочь определиться с методами исследования. Неудачи эмпирических исследований в этом направлении были связаны не с отсутствием взаимосвязи между религией и демографией, а с неправильным теоретикометодологическим подходом. Связь между этими переменными являются не прямой, а опосредованной, черезкультуру. Сегодня некоторые женщины, да и мужчины тоже сознательно отказываются от рождения детей, называют себя «чайлдфри».«Чайлдфри» –это влияние современных тенденций, жизнь по принципу «живу ради себя, после меня хоть потоп». Есть женщины, которые абсолютно не переносят детей в силу какихто психических патологий, но этот процент гораздо ниже, чем он есть на самом деле. Не секрет, что в обществе развито подражательство. Если есть какаято модная тенденция, то обязательно найдутся те, кто являются ее последователями. Однако у человека на генном уровне заложено понимание того, что нужно иметь детей. Есть и другаясторона данной проблемы бездетности: одиночество женщин, отсутствие спутника жизни. В таких случаяхобщество советует женщине «родить для себя». Дело в том, чтомужское население страдает инфантилизмом. В первую очередь, психологическим. Женщины справедливо жалуются, что трудно найти настоящего мужчину. У нас получается так, что роль воспитателя на себяполностью берет женщина. В детском саду, школе преподаватели почти все женщины. А если такой будущий мужчина растет в неполной семье, где вообще воспитывает одна женщина... Мы получаем то, что имеем сейчас. Для полноценного воспитания нужны мать и отец, необходимо присутствие мужчины, его положительный пример. Родить для себя от любого мужчины с точки зрения церкви это безнравственно.Другой важной причиной отрицательно влияющей на демографию нашего народа является потреблениенаркотических средств, психотропных веществ и алкоголязначительной частью населения, что значительно повышает процент смертности среди молодежи. Проблема наркотиков это проблема любой нации, любого государства и Россия не исключение. Каждая эпоха в жизни человечества ознаменованакакимилибо событиями или явлениями, которые становятся как бы символом, знамением переживаемого времени. Это могут быть как великие и значимые свершения, так и великие бедствия и катастрофы. XXI в. начал свой путь под знамением «чумы». Это слово уже несколько сотен лет вызывает трепет у человечества, обозначая бедствие, уносящее тысячи и миллионы человеческих жизней. Современная медицина научилась останавливать распространение эпидемий, лечить многие страшные болезни, но чума пришла к нам с другим лицом, болезнь еще более страшная и смертоносная –наркомания.Человечество познакомилось спсихоактивными веществаминастолько давно, что сейчас, по всей видимости, уже невозможно сказать, кто начал употреблять их первыми. Почти во всех известных нам культурах можно найти упоминания об употреблении наркотиков. Однако с такой проблемой как зависимость от психоактивных веществ люди столкнулись лишь недавно в первой половине XVIII века. Тогда эту проблему попытались решить законодательно: в 1729 году в Китае был принят эдикт против опиума. Для Европы эта проблема возникла намного позже в конце XIX века.В настоящее время эта проблема стоит необычайно остро, так как появилось огромное количество синтетических препаратов, вызывающих сильную зависимость. Дать однозначное определение этому недугу сложно: с точки зрения медицины –это болезнь, с точки зрения психоанализа –латентный суицид, с точки зрения социологии –аномия и деградация личности. Православная Церковь смотрит на наркотическую зависимость как на тяжелуюдуховную болезнь, следствие греховной направленности свободной воли человека, приводящей к полной нравственной деградации человеческой личности, искажению Божия образа в бессмертной человеческой душе.С церковной точки зрения проблема тотальной увлеченности современной молодежи наркотиками имеет множество причин, среди них и некая наследственная предрасположенность, и неправильное или недостаточное воспитание, внутрисемейные проблемы между родителями, падение родительского авторитета в глазах ребенка, и многие другие, психологам и врачам наркологам они хорошо известны, но основные из них нужно искать в духовной сфере.«Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов» так говорится в Социальной концепции Русской Православной Церкви о причинах увлечения наркотиками[3]. Таким образом, изначально наши дети выбирают не наркотик, а особую идеологию и стиль жизни, которую им навязывают СМИ, собственная семья и друзья. Как и любая иная зависимость (алкоголизм, игромания или пристрастие к компьютеру) наркомания находит «благоприятную почву» в активно пропагандируемом культе наслаждения. Современный россиянин почти постоянно встречается с навязчивой рекламой: «Возьми от жизни всё!», «Почувствуй это прямо сейчас!», «Ты должен попробовать всё в этой жизни!». Создается иллюзия существования рая на земле, и человек активно подталкивается к идее поиска этого рая, не осознавая, что поверил в ничто. Потому что никакие земные блага не могут заполнить пустоты в душе человека. Самые увлекательные развлечения быстро надоедают, и самая вкусная пища –приедается. Замечательный подвижник благочастия нашего времени, мыслитель иером. Серафим (Роуз) говорит так:«...Тот, кто не живет во Христе, уже живет в бездне, и все сокровища мира не могут заполнить его пустоты».И когда человек остается наедине со своей пустотой, то оказывается на краю пропасти, отойти от которой очень трудно.Наше современное общество почти разучились радоваться простым вещам, таким как общение с близкими людьми, родителями. Все это, зачастую, заменяется общением с телеэкраном, или всемирной сетью. Но эта жизнь –без добрых эмоций, а мир в сети –не настоящий. Поэтому подросток не боится потерять связь с этой безрадостной реальностью «мира сего», он не видел красоты Божьего мира, не познал родительской любви, он уходит в иную реальность —наркотическую. Этим шагом он как бы выражает свой протест против серости и рутинности окружающего его мира. Вернее против того образа существования, в котором мы сами пребываем, и который навязываем своим детям. «Жизнь несётся и проносится в нас как поток всевозможных ощущений, желаний и страстей; или как множество всяческих забот и занятий... В этом потоке, в этой мгле мы теряем себя и смысл нашей жизни», так описывает это состояние русский философ Иван Ильин. А теряя себя, мы теряем и собственных детей[4].Наркоманом становится подросток, которого родители не научили мужественно смотреть в лицо жизненным трудностям и накапливать опыт собственных побед, а не поражений. Человек, у которого не было ни одного понастоящему близкого друга, который не научился никому доверять именно он подвержен наибольшей опасности попробовать наркотик, и, попробовав –становится рабом иллюзорного, несуществующего мира собственных мечтаний.Лечение наркомании –необычайно сложная работа с минимальным на сегодняшний день положительным результатом. Предлагаются многие методики, теории, порой даже антинаучного, фантастическогохарактера, или даже опасные для здоровья пациента. Некоторые считают этот недуг неизлечимым и просто списывают наркозависимых людей со счетов общества. Православная Церковь считает иначе. Православие рассматривает наркоманию как страсть, как духовную болезнь человека. Освобождение от страсти к наркотикам невозможно без обретения духовной основы, способной заполнить душевную пустоту. Всем известна народная мудрость: Наркомания это протест подростков на бездуховность, пустоту и обыденность жизни. Наркотик можно вытеснить из души, заполнив ее верой в Бога.На территории нашей страны епархиями и приходами РПЦсозданы реабилитационные центры помощи страдающим от алкоголизма и наркомании. В этих центрах объединился поистине подвижнический труд священников, психологов и врачей, которые помогают уже порой до дна опустившимся людям, находящимся на пороге нравственной и физической гибели обрести второй шанс. Люди, пришедшие в православные реабилитационные центры, проходят путь осознания своего положения, покаяния, получают надежду собственного преображения и спасения. Задача помочь найти человеку путь к Богу, понять значение христианства в жизни. Очень важно понимать, что Бога нельзя использовать как одно из средств в решении своих проблем. Нельзя идти к Богу, чтобы излечиться от наркотиков. Можно, придя к вере и к жизни в Боге, исцелиться от этой страсти. Бог это цель, а не средство. Путь этот необычайно труден, ведь покаяние –это полное перерождение человека. Что толку, если человек, оставив наркотики, станет алкоголиком или будет вести развратныйобраз жизни.Люди, прошедшие реабилитацию, не остаются без попечения и после нее. Центры общаются со своими подопечными, находят для них рабочие места, решают жилищные проблемы. Некоторые остаются работать при центрах,помогая вновь пришедшим, обрасти утраченную веру в добро.Таким образом, благой пример многих, вырвавшихся из плена наркотического дурмана, дает нам надежду на победу в войне с «чумой XXI века». Но это возможно только тогда, когда наше общество перестанетжить в иллюзорном мире видимого благополучия и перестанет строить «мир удовольствий», в котором главная задача –«взять от жизни все». Это станет возможным для людей, любящих свое Отечество, и готовых пожертвовать своим благополучием на благо своих ближних. В случае если родители перестанут поручать детей «электронным нянькам» и лживым телеучителям, а займутся воспитанием своих детей собственным добрым примером. Победа эта наступит, когда мы вспомним свои нравственные ценности, свою культуру, свою веру.Большое вниманиеРПЦуделяетработев вооруженных силах. Формальноюридическое обоснование взаимодействия армейских и религиозных институтов основываетсяна необходимости реализации статьи 28 Конституции РФ, гарантирующей право исповедовать индивидуально илисовместно с другими любую религию. Это право раскрывается Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которым командование воинских частей «не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях». Правовое обоснование возможности взаимодействия религиозной организации и армии раскрывается также статьей8 Федерального закона «О статусе военнослужащих».В контексте рассматриваемой проблематики здесь особенно принципиальным представляется Федеральный закон «О статусе военнослужащих», декларирующий, что государство не несет прямых обязанностей по удовлетворению религиозных потребностей военнослужащих, обусловленных их верой, необходимостью отправления обрядов, что создание религиозных объединений в воинской части не допускается, а религиозная символика используется военнослужащими индивидуально. В этой связи возникает вопрос о корректности организационноправовых форм существования на территории воинских частей культовых сооружений и формирующихся вокруг них религиозных общин из числа военнослужащих, а также практики использования религиозной символики на знаменах и технике и т.п. Соответственно, логично было бы ожидать определенных новых инициатив со стороны религиозных организаций, в первую очередь Церкви, по совершенствованию и изменению отдельных положений этого закона, чтобы дать однозначное правовое обоснование их места и роли в армии. Как показывает анализ взаимодействий армии и Церкви, последняя не предпринимает значительных усилий по изменению законодательной базы; принимая сложившиеся правила игры, она акцентирует внимание на практической работе в армии.В социальной концепции РПЦподчеркивается: «Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам», а необходимость заключения специального соглашения о сотрудничестве с Вооруженными силами РФ обосновывается тем, что оно соглашение открывает большие возможности «для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения отечеству». То есть Церковь как бы становится на позиции государства, формулируя свою миссию в армии таким образом, чтобы она могла быть полезной и интересной для армейских структур.Большую роль в диалоге Церкви и армии играют неформальные взаимодействия: регулярно проводятся личные встречи священников и архиереев с командирами войсковых подразделений, руководителями военных учебных заведений. Большое значение имеют встречи Патриарха с генералами и ответственными сотрудниками Министерства обороны РФ. Регулярно организуются совместные конференции и семинары, посвященные вопросам сотрудничества армии и Церкви (особо следует отметить работу секции «Церковь. Армия. Народ» на Всемирном русском народном соборе и военную секцию Международных Рождественских образовательных чтений)[5]. Именно на этих мероприятиях обсуждаются инициативы Церкви, которые затем реализуются на практике.Таким образом, есть основные декларируемые цели присутствия Церкви в армии помощь в удовлетворении религиозных потребностей верующих и содействие государству в духовнонравственном и патриотическом воспитании молодежи.

Вопросы духовнонравственного потенциала тюремного служения представителей РПЦволновали всегда. В тюрьмах присутствует строгая соподчиненность,взаимная зависимость находящихся в условиях общежития по неволи. В силу того, что моральный кодекс заключенного далек от Евангельских представлений, основная установка отношения к окружающему характеризуется известной среди заключенных фразой: «не верь, не бойся, не проси», а именно, надейся только на самого себя. Всякое проявление добра подчас расценивается просто как слабость. Характерна настороженность и недоверчивость. Вместе с тем находящимся в заключении свойственно обостренное мистическое чувство восприятия жизни. Поэтому заключенные чаще всего уважительно и терпимо относятся к проявлениям религиозной активности своих сокамерников.Часто бывает, когда человека, вышедшего из тюрьмы, никто не берет на работу, он никому не нужен, от него отказываются родственники. Но его берут трудником в монастырь. Одевают, кормят. У него есть время адаптироваться к жизни на воле, восстановить документы, подыскать работу.В конце сентября 2016 года на базе Академии Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Российской Федерации прошла IV Международная научнопрактическая конференция на тему «Противодействие прозелитизму и вербовке адептов неоязычества, радикального ислама, псевдорелигиозного экстремизма и его крайнего проявления в социальнополитической жизни общества терроризма: профилактика их негативного воздействия на осужденных в местах отбывания уголовного наказания».На конференции продолжилось теоретическое осмысление процесса организации планомерной и комплексной работы по обеспечению реализации прав верующих в аспекте реформирования и развития системы исполнения наказаний в России. Основным предметом обсуждения стали вопросы духовнонравственного потенциала тюремного служения представителей традиционных религий России, противодействия прозелитизму и вербовке в местах лишения свободы адептов псевдорелигиозного экстремизма и терроризма с последующим распространением опыта на всю каноническую территорию РПЦ, а также рассмотрение дальнейших перспектив взаимодействия Церкви с государственной системой исполнения наказаний.В целом руководство изоляторов и персонал благожелательно относится к присутствию Церкви. Даже простое присутствие священника смягчает отношение к заключенным. Церковь оказывает положительное влияние на общий климат человеческих отношений в пенитенциарных учреждениях.Важным направлением во внутриполитической жизни России является вопросы адаптации мигрантов в наше общество. Опыт Западной Европы показал несостоятельность политики мультикультурализма. В этом аспекте миссионерская деятельность РПЦ является одним из эффективных механизмов усвоения мигрантами культурных ценностей нашего народа.В современном мире, с его непростыми политическими и экономическими реалиями, многие люди вынуждены, оставляя родные места, переезжать в другие государства или регионы, адаптироваться к новым для себя социокультурным условиям, интегрироваться в незнакомое общество. Верная библейскому идеалу странноприимства и хранящая традиционные нравственные ценности, РПЦстремится оказывать многостороннюю помощь мигрантам и переселенцам, заботится о гармонизации их отношений с коренным населением.Задачи и формы работы церкви в сфере миграции:1. Попечение о мигрантах и переселенцах как христианский долг.Мировая история во многом определялась и определяется перемещением народов и различных групп людей из одних земель в другие. Часто эти люди нуждались в материальной и духовной помощи; нередко между ними и местными жителями возникали противоречия и конфликты. В этих условиях и ветхозаветные праведники, и Христианская Церковь стремилась созидать и поддерживать справедливый мир между людьми.История, духовное и культурное наследие свидетельствуют, что многие народы и многие христианские общины воспринимали себя как странников или странноприимцев

иногда

одновременно, в связи с разным историческим опытом. Одним из первых источников такого самовосприятия является гостеприимство праотца Авраама (см. Быт.18). Законодательство, данное Самим Богом пророку Моисею на горе Синай, говорит: «Пришельца не притесняй и не угнетай» (Исх. 22:21). Всвоих псалмах царь и пророк Давид воспевает Промысл Божий о пришельцах (ср. Пс. 145:9). О том же свидетельствуют и более поздние провозвестники пришествия Христова

пророки Иеремия, Иезекииль, Захария, Малахия. Одновременно история ветхозаветного народа Божия изобилует опытом странствий самого этого народа и многих его представителей.В Новом Завете, который описывает бегство и странствия Святого Семейства, содержится и яркий призыв к служению странникам. Странноприимство искони было бескорыстным служением многих монашеских и приходских общин, подвигом отдельных чад Церкви Христовой. Это служение,традиционно,не связывалось ни с какими условиями оказания помощи, в том числе с условием принятия христианской веры. В то же время оно всегда было одним из лучших средств проповеди христианства.Церковь принимает странноприимство как добродетель и долг христианина, особенно ввиду того, что в современном обществе большинство мигрантов являются одной из наименее защищенных социальных категорий.2. Церковь считает важным поддержание в обществе милосердного и доброго отношения к мигрантам, стремления помочь им. Особенно это касается беженцев и вынужденных переселенцев

людей, гонимых тяжкими жизненными обстоятельствами, а нередко претерпевшими угрозу жизни и здоровью. Этим людям Церковь оказывает разнообразную благотворительную помощь, в том числе экстренную, вне зависимости от их гражданства, национальности, вероисповедания и политических взглядов.Важным видится также преодоление проблем в отношениях между коренным населением и мигрантами. Люди, оказавшиеся в новом для себяобществе, подчас привносят туда не свойственные ему модели поведения, иногда вызывая справедливое неприятие. Одновременно они подчас встречаются с предвзятым негативным отношением к себе. Все это нередко служит эскалации межэтнической напряженности, приводит к конфликтам. Церковь, исполняя Божию заповедь о миротворческом служении: «Блаженны миротворцы, ибо они буду наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9), призывает коренное население к преодолению ксенофобии, особенно агрессивной, а мигрантов к гармоничной интеграции в принимающее общество с уважением к его традициям, культурным, нравственным и духовным ценностям.Для интеграции в новую социокультурную среду необходимо обучение мигрантов языку принимающего общества, ознакомление с его историей, этикой, культурой, духовными традициями, законодательством, правилами поведения. Это определяется, помимо прочего, правовой системой ряда стран. Церковь осуществляет упомянутое обучение как самостоятельно, через сеть находящихся в ее ведении образовательных организаций, так и в сотрудничестве с государством и обществом.Православные христиане проявляют заботу о формировании у мигрантов позитивного образа принимающего общества, демонстрируя преимущества законного пребывания и легальной трудовой деятельности. Это достигается как примером христиан из числа коренного населения, так и практическим участиеммигрантов в хозяйственной деятельности епархий и приходов.Одним из аспектов работы с мигрантами является культурная миссия, направленная на поддержку и распространение традиционных культурообразующих ценностей общества.Положение мигрантов нередко осложняется плохим пониманием правовой системы государства, в связи, с чем Церковь считает возможным организацию оказания мигрантам правовой помощи, в частности, при оформлении пакета документов, необходимого для легального пребывания и трудоустройства.Церковь приветствует процессы репатриации и всячески содействует добровольному возвращению соотечественников на родину.Значительную часть мигрантов в разных странах составляют православные христиане. Церковные общины, в том числе находящиеся в диаспоре, призваны оказывать таковым максимальное внимание, вовлекая их во все многообразие церковной жизни и, насколько возможно, содействуя изучению ими языка и культуры принимающего общества, интеграции в него.Церковная работа с мигрантами, многие из которых исповедуют традиционные нехристианские религии, неотделима от межрелигиозного диалога. Церковь, уважая убеждения людей, исповедующих другие традиционные религии, одновременно считает возможным их культурологическое знакомство с религиозными традициями страны пребывания, а также способствует их вовлечению в жизнь тех общин своих единоверцев, которые известны конструктивной деятельностью в принимающем обществе.Церковная работа с мигрантами неразрывно связана с церковногосударственным и церковнообщественным партнерством. В связи с этим является полезным установление контактов и заключение соглашений с профильными федеральными и территориальными органами государственной власти, общественными объединениями, диаспорами и другими организациями, оказывающими поддержку мигрантам. Церковь также призывает каждого человека, верующего и неверующего, к оказанию мигрантам многоразличной помощи.Русская Православная Церковьи Российский православный университет разработали учебник для мигрантов, где указаны правила поведения в общественных местах, особенности отношений межу мужчиной и женщиной, о традиционных российских праздниках и русской кухне. Учебник направлен на адаптацию иностранцев кроссийским реалиям.Определенные дискуссии вызывает вопрос об участии Русской Православной Церквив образовательных программах. В настоящее время приходит понимание в важности привлечения Церкви к нравственному воспитанию подрастающего поколения. На это, в частности, указывает назначение на пост министра образования Ольги Васильевой, защитившейв 1990 году в Институте истории СССР диссертацию по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны», ав 1999м —докторскую на схожую тему в Институте российской истории РАН. Там она работала с 1991 по 2002 годы, в том числе возглавляла Центр истории религии и церкви.Государственная система образования в нашей стране должна основываться на отечественных историкокультурных традициях. Только та страна имеет будущее, история которой продолжается исходя из ее собственных традиций. Ясно, что вывести систему образования из кризиса можно лишь обретя точку опоры, осознав свои корни, от которых только и возможен дальнейший рост. Стержнем традиционного многовекового уклада Руси всегда было православие. Только оно может дать светскому образованию самое главное –отчетливое видение духовной вертикали, различение добра и зла, умение показать духовную высоту. Нельзя воспитывать, если не знаешь ответа на главный вопрос: какого человека хочешь воспитать. Православная традиция знает ответ на этот исходный, основополагающий вопрос. Образование не может выпускать из виду главные вопросы, которые задает себе каждый человек, и которые определяют его жизнь. Что такое человек? Зачем он живет? И вот именно православие, которое дает ответы на эти вопросы, для многих выпускников светских вузов нередко является неизвестной религией.Нравственные болезни века отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни. Но самые серьезные осложнения они дают именно в сфере образования. И здесь средняя и высшая школы могут и должны действовать совместно с Русской Православной Церковью, влияя на семью, организуя досуг молодежи, объединяя подростков и юношей для свершения добрых дел. В этой связи особую роль играет практика организаций в школах и вузах учебных занятий по изучению православной культуры России.Наряду с духовнонравственным воспитанием целью сотрудничествавузов и общеобразовательных школ с Русской Православной Церковьюявляется объективный показ роли и значения Церкви в истории России и современной цивилизации в целом. В программах обучения следует давать больше убедительных материалов о роли Церкви в государственном строительстве России, формировании русской культуры, которая имеет всемирноисторическое значение. Сегодня, может быть, более чем когдалибо важно формировать любовь к своему многострадальному Отечеству у молодого поколения, показать ему путь его развития без прикрас, но и без очернения.На основании вышеизложенного можно резюмировать, что Русская Православная Церковь, как одна из наиболее влиятельных организаций, представляющая значительную часть населения нашего государства, принимает активное участие в решениивнутриполитических задач России. Между Русской Православной Церковьюи органами государственной власти и управления установлено конструктивное и многоплановое сотрудничество, которое необходимо продолжать развивать, особенно в аспекте решения проблем демографии, патриотической работы в вооруженных силах, реабилитации осужденных, адаптации мигрантов к социокультурной среде нашего общества, нравственного воспитания молодежи и т.д.

1.Ссылки на источники1.Щетинин К.В. Отношение религии к демографической проблеме. К.В.Щетинин / Научный прогресс на рубеже тысячелетий 2012. Материалы VIII международной научнопрактической конференции. Психология и социология.–Прага, 2012 г.2.Муравьёв В.В. Культура как форма преобразования биологического воспроизводства в демографические процессы / В.В. Муравьёв // Вопросы культурологии. – 2008. № 4.С. 6568.3.Наркомания: есть ли выход? URL: http://mozhblag.prihod.ru (Дата обращения 12.12.2016 г.).4.Поющее сердце Ивана Ильина. URL: http://www.stoletie.ru (Дата обращения 12.12.2016 г.).5.В Тамбове прошла конференция, посвященная взаимодействию Церкви и российской армии. URL: http://www.patriarchia.ru(Дата обращения 4.11.2016 г.).