Актуальные вопросы развития социального предпринимательства (на примере Архангельской области)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булатова К. А., Лагунова С. В. Актуальные вопросы развития социального предпринимательства (на примере Архангельской области) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3211–3215. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970969.htm.
Аннотация. В данной статье представлен оригинальный подход к определению сущности социального предпринимательства через концепцию социальной ответственности. Авторы акцентируют внимание на таком отличительном признаке социального предпринимательства, как сознательная направленность на максимально широкое распространение инновационных практик достижения социально значимой цели. Отмечена роль некоммерческих организаций как субъекта социального предпринимательства. Выводы статьи подкреплены материалами экспертного интервью и примерами развития социального предпринимательства в Архангельской области.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лагунова Светлана Владимировна,кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления САФУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельскdecabr7@mail.ru

Булатова Ксения Алексеевна,студентка 4 курса кафедры государственного и муниципального управления САФУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельскksybulatova@yandex.ru

Актуальные вопросы развития социального предпринимательства (на примере Архангельской области)

Аннотация. В данной статье представлен оригинальный подход к определению сущности социального предпринимательства через концепцию социальной ответственности. Авторы акцентируют внимание на таком отличительном признаке социального предпринимательства как сознательная направленность на максимально широкое распространение инновационных практик достижения социально значимой цели. Отмечена роль некоммерческих организаций как субъекта социального предпринимательства.Выводы статьи подкреплены материалами экспертного интервью и примерами развития социального предпринимательства в Архангельской области.Ключевые слова:социальное предпринимательство, социальная ответственность, некоммерческие организации, Концепция развития социального предпринимательства Архангельской области, социальная сфера, социальные услуги, общественнополезные услуги.

Тема социального предпринимательства в настоящее время затрагивается в работах многих исследователей. Это вызвано объективными изменениями как самогопредпринимательства, так и эволюциейроли государства всоциальной сфере. Сервисный характер государственного управления предполагает подход, допускающий возможность передачи части государственных обязательствна выполнение сторонним организациям.Сложившаяся в России экономическая ситуация усиливает роль предпринимателей, готовых брать на себя выполнение государственных и муниципальных функций и оказывать качественные социальные услуги населению. На наш взгляд, социальное предпринимательство тесно связано с понятием социальной ответственности, которую, в соответствии с подходом А.В. Белова можно понимать как «осознание субъектом последствий его деятельности для окружающих и для общества в целом и добровольное принятие на себя обязанностей, связанных с социальными ожиданиями и заботой о других.

Специфика социальной ответственности заключается в том, что она носит инициативный характер, т.е. мотивируется не угрозой санкций, а субъективной волей, чувством сопереживания и совестью принимающего на себя ответственность (помогающего). Главный смысл социальной ответственности состоит в побуждении субъекта к общественно полезной деятельности в различных сферах общественной жизни» [1].Говоря о социальной ответственности бизнеса, следует отметить, что степень такой ответственности может различаться, как это показано в исследовании С.В. Братющенко: от соблюдения законодательства до инициации социальной активности, не преследующей получения выгоды[2].

Социальное предпринимательство и социальная ответственность –неравнозначные понятия, но сама идея социального предпринимательства вытекает из идеи о социальной ответственности. В свою очередь, субъектом этой ответственности может выступать не только «чистое» бизнеспредприятие или индивидуальный предприниматель, но и любая другая организация, в том числе, некоммерческая –иными словам, любой хозяйствующий субъект. Попытка дать определение социальному предпринимательству, выявлению его сущностных черт прослеживается во многих исследованиях, как иностранных, так и российских. Считается, что концепция социального предпринимательства впервые была разработана на теоретическом уровнеГрегори Дизом –директором Центра развития социального предпринимательства Университета Дьюка. В егоработе,датируемой 1998 годом, выделяютсяосновные признаки социального предпринимательства. По мнению Г. Диза, целью социальногопредпринимателя является не получение прибыли, а создание ценности и реализация инновационного продукта на рынке: обосновывается это соссылками на классиков теории предпринимательства – ЖБ.Сэя, И.Шумпетера и современника–Питера Друкера. Он не дает прямого определения социального предпринимательства, но выделяетосновные признаки социального предпринимателя, которые звучат так: «Социальные предприниматели играют роль агентов изменений в социальном секторе посредством:–принятием миссии создания и поддержки социальной (а не только частной) ценности;–распознаванием и неустанным поиском возможностей достижения этой миссии;–вовлечения в процесс постоянного совершенствования, адаптации и обучения;–смелой деятельностью, не ограниченной наличествующими ресурсами;–ощущением ответственности перед целевыми аудиториями и за достигнутые результаты» [3]. В отечественной специальной литературе понятие социального предпринимательства рассматривается с различных позиций, что определяется, на наш взгляд, разнообразием подходов к толкованию самого термина «предпринимательство». О.В. Скудалова видит следующие пять контекстов его употребления: «1) как экономическая категория; 2) как фактор или условие производства; 3) как инструментсоциального преобразования; 4) как система нравственных и этических ценностей; 5) как модель экономического мышления и поведения» [4].Первым наиболее обстоятельным русскоязычным исследованием на тему социального предпринимательства является книга «Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования», вышедшая в 2011 году под редакцией А.А. Московской.В ней предлагается следующая формулировка: «Социальное предпринимательство –это новый способ социальноэкономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости. В его основе лежит функционирование предприятий, созданных с целью решения определенной социальной проблемы или проблем, действующих на основе инноваций, финансовой дисциплины и порядка ведения дел, принятого в частном секторе» [5]. Ключевой признак социального предпринимателяздесь –сочетание социального назначения и достижения самоокупаемости. Такой подход определяет одну из главных проблем, связанных с определением той или иной организации как социального предпринимателя.Действительно, в некоторых исследованиях о социальном предпринимательстве высказывается идеяегоо гибридном характере: деятельность таких организаций сопровождается извлечением выгоды, но нацелена на более значимую цель –решение социальной проблемы. Рассмотрим, как указанная двойственность находит отражение в российском законодательстве.Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит определения понятия социального предпринимателяи его правового статуса. Классификация юридических лиц основывается на признаке получения прибыли как цели её учреждения: организация считается коммерческой, если была создана для участия в хозяйственном обороте с целью получения прибыли, и некоммерческой, если призвана отстаивать права своих учредителей, способствовать достижению социально значимых целей. Тем не менее, законодательство предусматривает для некоммерческих организацийвозможность ведения приносящей доход деятельности (по факту, ничем не отличающейся от предпринимательства), если она направлена на достижение целей организации. Более детальная регламентация ведения такой деятельности регулируется законами в соответствии с видами некоммерческих организаций. Федеральным Законом «О некоммерческих организациях» установлено два вида некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, попадающуюпод признаки социального предпринимательства: социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) и некоммерческая организация –исполнитель общественно полезных услуг (НКО ИОПУ) [6]. Перечень видов деятельности для СОНКО устанавливается федеральным законом, для НКО ИОПУ –Постановлением Правительства [7]. Наглядно это можно увидеть на Рис. 1

Рис. 1.Два вида некоммерческих организаций,

функционирующих в социальной сфере

Как представляется, особое выделение данных организаций произведено для организации их точечной поддержки.Новый статус, по замыслу законодателя,позволит таким организациям чувствовать себя более уверенно, жить и работать стабильнее.Аналогичный подход к коммерческой организации, достигающей социальнополезных целей, в российском законодательстве развития не получил, однако в настоящее время ведется работа по разработке мер поддержки социального предпринимательства и введения данного статуса в рамках отраслевого законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства. Другим важным обстоятельством, которое часто не учитывается исследователями, является невозможность социального предпринимателя какимлибо образом полностью ограничить дальнейшее распространениесобственнойсоциальной инновации, т.е. «закрепить» на собой разработанную практику решения социальной проблемы. Как правило, широкое распространение уникального опыта в данной сфере предполагается по умолчанию.Одной из ключевых проблем развития социального предпринимательства является неоднородность и многообразие трактовок определения его сущности. Это происходит в виду отсутствия федерального закона, которыйзакреплял бысамо понятие, сферы деятельности, меры государственной поддержки, а также критерии выделения социального предпринимательства среди остальных форм хозяйственной деятельности.Так, например, вАрхангельской областив настоящее время действуетКонцепция развития социального предпринимательства в Архангельской областидо 2020 года. Ввиду отсутствия исчерпывающего определения в федеральной нормативноправовой базе, в ней даётся следующая трактовка рассматриваемого нами понятия: «социальное предпринимательство –это социально ответственная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на смягчение или решение социальных проблем, в том числе: социальная поддержка; обеспечение занятости; развитие социальной сферы; территориальное развитие; развитие культурной среды» [8]. С одной стороны, предполагается широкий спектр социальных проблем. С другой, оборот«в том числе», предполагает, что указанный спектр не является закрытым, что позволяет проводить гибкую политику в отношении субъектов социального предпринимательства.

Однако стоит отметить, что рассматриваемоеопределение фактически исключает некоммерческий сектор из социального предпринимательства. Однако, в Послании Федеральному Собранию 2016 года Президент особо отметил: «Все мы заинтересованы в том, чтобы активный приход НКО в социальную сферу вёл к повышению её качества»[9]. Далее, подтверждая факт неоднородности трактовок сущности социального предпринимательства, отметим, что его определение из Инвестиционной стратегииАрхангельской области на период до 2025 года, утвержденнойраспоряжением Правительства Архангельской области от 25 февраля 2016 года № 46рп., ограничивает виды деятельности социальных предпринимателей только сферой социального обслуживания незащищенных групп граждан, а также их трудоустройство. С учетом вышеизложенного, можно говорить о необходимости закрепления определения социального предпринимательства и мерего поощрения государством на уровне федерального законодательства. Предполагается, что определенныепреференции и льготы позволят предпринимателям сконцентрироваться на их основной миссии, социальном эффекте и помощи обществу.Перейдем к характеристике инфраструктуры поддержки социального предпринимательства в Архангельской области.

Отметим положительные моменты: помимо органов исполнительной власти, в чьем ведении находится региональное развитие и социальнокультурная политика, функционируют Центр социального предпринимательства и социальных инноваций в структуре Высшей школы экономики, управления и права Северного (Арктического) федерального университета; региональная благотворительная общественная организация «Архангельский центр социальных технологий «Гарант»; ОАО «Корпорация развития Архангельской области»; ГАУ «Архангельский региональныйбизнесинкубатор»; Фонд «Архангельский центр микрофинансирования».Для нас видится важным отметить то, что региональная власть создает условия для развития социального предпринимательства в Архангельской области. В 2016 году Министерство экономического развития Архангельской области в рамках мер поддержки субъектов малого и среднего бизнеса провело конкурс субсидирования затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности. Объем поддержки составил в 2016 году 4 млн. руб. Определены 8 получателей субсидии по 500 тыс. руб. каждая. Сегодня социально ориентированные предприятия могут принять участие и получить поддержку в государственных программахАрхангельской области в форме грантов, субсидий и преференций в рамкахгосударственночастного партнерства. Для поддержки социальных предпринимателей в регионе субъектами инфраструктуры поддержки организуются различные мероприятия. Например, на базе Высшей школы экономики, управления и права Северного (Арктического) федерального университетареализуются образовательные программы для социальных предприятий, таких как курс «Основы социального предпринимательства». Центром «Гарант» ведутся семинары «Школа фандрайзинга», для руководителей проектов в рамках программы «Активное поколение», открыта Школа социального предпринимательства, межрегиональный мастеркласс «Социальное предпринимательство как инструмент развития территории». Национальным фондом подготовки кадров (НФПК)реализуется программа для женщинпредпринимателей «Энергия успеха»,«Артекон» –проект «Сила творчества». Корпорацией развития Архангельской области (КРАО) реализуются акселерационные программы для проектов в сфере культуры и туризма.Обратимся к характеристике сферы социального предпринимательства в Архангельской области. На Рис. 2 представлены сведения о структуре видов деятельности социальных предпринимателей области по данным фонда «Наше будущее»:

Рис. 2. Структура видов деятельности социальных предпринимателей в Архангельской области на 1 марта 2017 года [10]

Как следует из приведенных данных, большинство социальных предприятий оказывают услуги в сфере образования (67), услуг для семей с детьми (11), организации доступного спортивного досуга (10).На сегодняшний день в реестре субъектов социальных предпринимателей Архангельской области числится 147 субъектов малого бизнеса и некоммерческого сектора.Об уровне развития социального предпринимательства, ориентированного на социальное обслуживание граждан, можно судить по следующим данным:на 01 января 2017 года в реестр поставщиков социальных услуг в Архангельской области включены 11 негосударственных организаций Архангельской области, оказывающих социальные услуги в различных формах социального обслуживания, в том числе 4 являются индивидуальными предпринимателями, 2 –коммерческими организациями и 5 –социально ориентированными некоммерческими организациями.Кроме изучения теоретических, правовых и статистических данных, нами был проведен экспертный опрос социальных предпринимателей.Полученные данныепоказались нам интересными, так как это мнение тех, кто имеет непосредственных опыт участия в решении социальных проблем.Основными критериями отбора респондентов стали два условия: 1) ведениедеятельности в социальной сфере более5 лет; 2) осуществление социального предпринимательствана территории Архангельской области.К основным задачам нашего исследования следует отнести:выяснить мотивационные установкик участию в социально ориентированной предпринимательской деятельности;определить отношение экспертов к взаимодействию с органами государственной власти, в том числе –к государственной поддержке социальныхинициатив;опираясь на мнения экспертов, сформулироватьключевые проблемы социального предпринимательства;рассмотреть возможностииспользования зарубежного опыта в российских условиях.Результаты экспертного опроса демонстрируют следующее: 1. В большинстве случаев мотивацией к созданию собственного дела выступает сознание собственной значимостипредпринимателя в возможностипреобразовании социальноэкономической сферы: «Решили взять своё любимое дело, хобби и зарабатывать», «хочется менять мир к лучшему». При этом,большая часть опрошенных предпринимателей полагает, что положительный социальный эффект ими достигнут: в основном упоминается «создание новых рабочих мест»и «новых культурных событий». Важно отметить тот факт, что все эксперты, кроме одного, готовы продолжать заниматься социальным предпринимательством и в дальнейшем. 2. При ответах на вопрос об испытываемых трудностях респондентыожидаемо обозначили нехватку денежных средств и отсутствие финансовых инструментов кредитования, сезонность ведения бизнеса –проблемы, знакомые и традиционному предпринимательству.Однако также высказаны специфичные для социального предпринимательства проблемы: неверие в идею, специфика привлекаемого к оказанию услуг контингента, что не позволяет эффективно построить бизнеспроцесс. Эксперты единодушно отметили отсутствие особого негативного или особого позитивного отношения со стороны власти при проведении контрольных мероприятий. 3. При оценке известности и доступности предлагаемых государством мер поддержки мнения экспертов разделились поровну: большая часть экспертов в курсе данных мер, но пользовались ими только половина опрошенных. Один их экспертов отметил, что хотя данные меры ему доступны, он лично не пользуется ими: «известны, принимать не хочу, сил на них надо много потратить, а эффект маленький, зато отчетами замучают». Таким образом, выявлены опасения бюрократических процедур, сопровождающих сотрудничество с органами власти.Если же говорить о востребованных у предпринимателей формах поддержки, то ими упоминаются следующие (в порядке убывания частоты упоминаний): –компенсация затрат (аренда, оборотные средства);–предоставление муниципального имущества в аренду по льготной цене;–долгосрочные инвестиции от 10 млн. руб.;–искусственное создание рынков сбыта;–иные льготы.4. Эксперты заинтересованы в применении иностранного опыта социального предпринимательства, однако отмечают, что его реализация в России затруднена. Как пояснил один из экспертов: «как ни странно,там люди по другому думают, они готовы работать за идею, им интересно менять мир, делать его лучше, у нас нет».Исходя из материалов проведенных исследований, нами были сформулированы следующие проблемыразвитиясоциального предпринимательства в Архангельской областии предложены возможные направления их решения: 1.Вдействующей Концепции развития социального предпринимательства субсидии предполагаются на открытие бизнеса, а также на частичное финансирование лизинговых платежей. О предоставлении же муниципальных или государственных объектов в аренду в Концепции не упоминается. С нашей точки зрения, целесообразно дополнить действующую Концепцию такой мерой поддержки: это возможно осуществить при взаимодействии с органами местного самоуправления, ответственными за управление муниципальным имуществом. С одной стороны, муниципалитет будет заинтересован в эффективном использовании муниципального имущества, с другой стороны –социальные предприниматели получат доступные площади для ведения собственной деятельности. 2. Другой особенностью имеющейся в регионеКонцепции является сужение понятия социального предпринимательства и, соответственно, круга получателей поддержки. При такойтрактовке из спискаисключаются некоммерческие организации, ведущие приносящую доход деятельность. При этом данные организации упомянуты в Концепции трижды: вопервых, за счет их развития предполагается обеспечить территориальное развитие, включая органы территориального самоуправления,вовторых, вовлечение этих организаций в развитие социального предпринимательства, втретьих, решениеактуальных социальных проблем общества обеспечивается путем реализации социальных проектов некоммерческих организаций за счет доходов от своей предпринимательской деятельности. На наш взгляд, следовало бы формировать Концепцию поддержки, исходя из того, что социальным предпринимательством занимаются не только коммерческие, но и некоммерческиеорганизации, и,сообразно данному делению,формировать механизмы поддержки того или иного субъекта социального предпринимательства.3. Наконец, система консультативных мер поддержки субъектов социального предпринимательства предполагает приоритетные консультации по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, по правовым вопросам и вопросам бизнеспланирования, в форме предоставления доступа к базам данных, дистанционного консультирования по всем тем вопросам, с которыми сталкивается любой другой начинающий бизнесмен. При этом Концепция не предполагает консультаций по непосредственным социальным проблемам: по всей видимости, региональный законодатель исходил из того, что социальный предприниматель заведомо осведомлен о специфике данных проблем. Вместе с тем, развитие социальных процессов, их изменение, трансформация сферы социальных проблем определяет необходимость отслеживания их органами государственной власти и дальнейшей коррекции, в том числе, посредством поддержки социального предпринимательства. Необходимо также внести в Концепцию данные направления консультативной поддержки предпринимателей. В заключение следует отметить, что важнейшим принципом региональной политики в сфере развития социального предпринимательства является поощрение инициатив местных жителей органами власти. Достигнуть успехов в этом направлении можно благодаря активной поддержке гражданского общества и групп, заботящихся о социальных проблемах общества. Для этого следует использовать формат привлечения граждан к работе в консультативных органах и органах, которые уполномочены принимать решения о развитии социального предпринимательства. В итоге, участие общественности в процессе управления развитием социального предпринимательства региона будет способствовать расширению гражданского контроля над деятельностью социальных предприятий и органов власти за качеством предоставления социальных услуг, а также позволит минимизировать риски коррупционных явлений, связанных с возможным недобросовестным определением преференций тем или иным социальным предпринимателям. Несмотря на данные риски, следует отметить, что государство в той или иной степени, будь то компенсации затрат субъектам социального предпринимательства или непосредственное участие в оказании социальных услуг посредством учреждений, нацелено на повышение качества жизни граждан.

Ссылки на источники1.Белов А.В. Социальная ответственность: содержание и механизм реализации: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2011. С. 8.2.БратющенкоС.В. Социальная ответственность предпринимательства (обзор концепций) // Актуальные проблемы социальноэкономического развития: взгляд молодых ученых. Новосибирск: ИЭОППСОРАН, 2005. с.166178.3.Dees Gregory J. The Meaning of «Social Entrepreneurship» [Электронныйресурс] // URL: https://centers.fuqua.duke.edu/case/wpcontent/uploads/sites/7/2015/03/Article_Dees_MeaningofSocialEntrepreneurship_2001.pdf[Дата обращения 03.03.2017]4.Скудалова О.В. Социальное предпринимательство: исследование понятийного сопровождения // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». 2016. №3. С. 58.5.Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования; отв. ред. А. А. Московская. М., Изд. дом Высш. шк. экономики, 2011. С. 15. 6.О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3.

Ст. 1457.Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания: Постановление Правительства РФ от 27.10.2016 N 1096 // Собрание законодательства РФ. 2016. N 45 (часть II). Ст. 62618.Об утверждении Концепции развития социального предпринимательства в Архангельской области до 2020 года: Постановление Правительства Архангельской области от 04.02.2014 №28пп (ред. от 10.02.2015) // «Волна». №6. 18.02.2014.9.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379[Дата обращения 01.04.2017]10.Социальное предпринимательство в Архангельской области [Электронный ресурс] // URL: http://msp29.ru/content/news/regional/reggeneral/m,11,3457. [Дата обращения 20.03.2017]