Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования
Выпуск:
ART 970973
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Козин
А.
Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3231–3235. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970973.htm.
Аннотация. Статья посвящена использованию информационных коммуникационных технологиий в образовательном процессе и методике обучения с применением ИКТ в образовательном процессе.
Ключевые слова:
образование, информация, информационные коммуникационные технологии, компьютер, методы обучения, обучающиеся, интернет-ресурс, образовательное учреждение
Похожие статьи
Текст статьи
Козин Андрей Юрьевич,учитель ОБЖ МБОУ СОШ п. Красноярка, Свердловская область, г. Серовaukozin@rambler.ru
Информационные и коммуникационные технологиивобразовательном процессе по безопасности жизнедеятельности
в государственном образовательном учреждениисреднего профессионального образования
Аннотация.Статья посвящена использование информационных коммуникационных технологийв образовательном процессе и методике обучения с применением ИКТ в образовательном процессе.
Ключевые слова:информационные коммуникационные технологии, компьютер, информация, Интернетресурс, методы обучения, образование, образовательное учреждение, обучающиеся.
В России на государственном уровне большое внимание уделяется информатизации общества в целом и в сфере образования в частности. Современный период развития информатизации образования связаны не только с новыми поколениями компьютеров и развитием телекоммуникационных средств, но и активным использованием компьютерной техники в образовательном процессе. Изменяется отношение к новым средствам обучения и взаимодействия в педагогическом сообществеи со стороны государства. [2]
Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение задач информатизации образования. Современный этап проведения учебного процесса связан с широким использованием современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их возможности доступа к образовательным ресурсам. Большинство студентов являются уверенными пользователями персональных компьютеров (ПК) и могут самостоятельно получать из Интернетресурсапоток различной информации. Сегодня преподавателю необходимо осуществлять подготовку
и проводить занятия с использованием ИКТ. Современные условия образовательного процесса –это короткие сроки обучения, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям. Преподаватель дисциплины БЖД должен идти в ногу со временем, а значит должен владеть основами ИКТ.Занятия с использованием современных информационныхтехнологий более наглядныи красочны, информативныиинтерактивны, а так же увеличивается объем предоставляемой информации длястудентов.Применение компьютерных технологий в преподавании курса БЖД в образовательном учреждениипозволяет видоизменить весь процесс обучения. Высокие запросы невозможно удовлетворять, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологиях. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. [3]
Информационно коммуникационные технологии –совокупность методов, процессов и программнотехнических средств,интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использовании информации. ИКТ включают различные программноаппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации. [5]
Одним из важныхустройством ИКТ является компьютер, который снабжен соответствующим программным обеспечением, а также средствателекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.Более простое понятие ИКТ в образовательном процессе можно представить, как процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютер может использоваться как при подготовке урока, так и в процессе обучения, а также при объяснениинового материала, его закреплении и повторении. Из этого следует, что компьютер выполняет следующие функции: 1.В функции преподавателя компьютер представляет собой:1.1.источник учебной информации;1.2.наглядное пособие;1.3.тренажер;1.4.средство диагностики и контроля.2.В функции рабочего инструмента компьютер представляет собой:2.1.средство подготовки текстов, их хранение;2.2.графический редактор;2.3.средство подготовки выступлений;2.4.вычислительная машина больших возможностей.Широкое внедрение информационных средств обучения в учебные процессы учреждений среднего профессионального образования ставит перед преподавателем новые организационные задачи, а к студентам предъявляет повышенные развивающие требования.[4]При подготовке к занятиям или их ведения, используя ИКТ, преподаватель составляет план занятий исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода.Преподаватель должен понимать, чтокомпьютер не заменяет его, а только дополняет его.Таким занятиям свойственно следующее:1.принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям обучающегося;2.управляемость: в любой момент возможна коррекция преподавателем процесса обучения;3.интерактивность и диалоговый характер обучения; ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия студента и преподавателя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.4.оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;5.поддержание у студента состояния психологического комфорта при общении с компьютером.Для продуктивного использования информационных технологий и охвата наибольшего спектра их функциональных возможностей существуют методы обучения дисциплине БЖД с использованием ИКТМетоды обучения –это система взаимодействия преподавателя и обучаемого с использованием ИКТ, обеспечивающая усвоение образовательной программы.По особенностям взаимодействия преподавателя и слушателя используют следующие методы обучения по учебной программе БЖД.Метод передачи новых знаний –способ организации совместной деятельности преподавателя и слушателя, при котором преподаватель передает содержание программы обучения, а слушатели воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Обучающий (педагог, преподаватель) находится в центре учебного процесса. Он является носителем знаний, в которых нуждается обучаемый. Целью учебного процесса является формирование умения обучаемых воспроизводить эти знания. Организация учебного процесса подчиняется эффективному достижению этой цели:доклады и лекции передают знания, упражнения закрепляют их, обратная связь от преподавателя происходит в двухмерном пространстве, в форме похвалы или критики. [1] В этом метод преподаватель решает чему и как учить, как структурировать учебный материал. Взаимоотношения между преподавателем и студентом определяется отношениями дающей и принимающей стороны. Преподаватель имеет определенную власть над учебным процессом и обучаемым. Этот метод обучения хорошо реализуется с помощью информационнокоммуникационных технологий. Огромное число современных цифровых образовательных ресурсов на CD и в Интернете, создаваемых множеством мультимедийных фирм, основано на этой модели. Образовательное учреждение, используя преимущественно метод передачи новых знаний, может выиграть от внедрения ИКТ, прежде всего, в результате облегчения и массовости доступа к учебным ресурсам, независимо от временных и пространственных ограничений. Первая и естественная форма после установки образовательной платформы –это использование электронных учебников, инструкций, документации и другой письменной служебной информации. Экономия средств может быть существенной, а внедрение ИКТ удачным, особенно при разветвленной системе и большом количестве обучаемых. Данный метод зарекомендовал себя весьма эффективном при ознакомлении студентов с новой информацией, расписанием занятий, объявлениями и новостями.. В этом случае применение ИКТ увеличивает эффективность повышения квалификации сотрудника, как с точки зрения оперативности, так и с точки зрения количества обучающихся. Недостаток использования метода обучения в виде передачи новых знаний с применением ИКТ–это снижающаяся эффективность учебного процесса. Заучивание служебных инструкций перед компьютером не слишком привлекательно. Исключение преподавателя из учебного процесса на длительное время оправдано лишь при типовых, стандартных обстоятельствах. Массовый обучаемый, как правило, не обладает необходимой мотивацией и дисциплиной для самостоятельного прохождения материала. Ограниченность такого метода обучения состоит в том, что обучаемый рассматривается как пассивный получатель информации, и его интересы и мотивация не учитываются. Данный метод обучения учебной дисциплине БЖД не может использовать весь спектр возможностей ИКТ.Метод отработки и закрепления навыков и умений это способ организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого, при котором обучаемые воспроизводят сообщенные им знания и показанные преподавателем действия. Часть программы обучения при использовании практического метода может быть направлена на развитие у слушателя умения самостоятельно решать задачи и проблемы. В фокусе данного метода обучения находится сам процесс обучения. Особую важность приобретает методика обучения. Учебная деятельность обучаемого является ключом к результативности и эффективности процесса обучения. Становится нужным умение учиться, и это умение можно формировать. Используются активные методы обучения, содействующие диалогу. Целью обучения оказывается не воспроизведение готовых знаний, а выработка способностей и навыков или компетенций, позволяющих обучаемому решать большой диапазон проблем. [1]В данном методе преподаватель не занимает центральнойпозиции в процессе обучения. Центром обучения становится обучающийся, его познавательные потребности и учебная деятельность. Педагог уже не является основным источником знаний, но он содействует процессу обучения путем дидактической обработки учебного материала, выбора метода обучения, организации самого процесса обучения. Из лектора педагог превращается в тьютера, который не просто транслирует обучающемуся входную учебную информацию, а организует работу обучающегося с учебными материалами, взаимодействие учащихся между собой.Обучаемый активно и самостоятельно осваивает учебные материалы, получая при этом содействие и поддержку со стороны тьютера в случае необходимости. Использование ИКТ при данном методе обучения БЖД дает возможность:1)создавать многократно используемую базу учебнометодических материалов, 2)организовать нетолько доступ к материалам со стороны большого количества обучающихся, но и вести с каждым из них диалог с помощью телекоммуникаций, 3)использование регулярной обратной связи при обучении повышает степень усвоения учебного материала. У данного метода обучения диапазон выгод от внедрения электронных технологий образования увеличивается и усложняется. В долгом поэтапном процессе внедрения потенциал ИКТ раскрывается полностью. Большое значение имеет достаточное финансирование, возможность экспериментировать со стороны администрации техникума и преподавательского состава для того, чтобы выяснить, какие методические приемы лучше работают в конкретных условиях. Управление обучением и развитие информационной инфраструктуры требует выработки новых навыков у преподавателя. При этом эффективное сотрудничество между преподавателем дисциплины БЖДи преподавателем информатики имеет большое значение. В перспективе развития данного метода обучения образовательное учреждение должно не только заказывает сторонним организациям и специалистам разработку учебных материалов, но и начинать самостоятельно их разрабатывать. Квалификационные требования включают овладение интерактивными методами в обязательном порядке. Учебная дисциплина БЖД обогащается за счет элементов электронногообразования, таких как электронная почта, доступ к дополнительным учебным ресурсам, в том числе через Интернет, интеграция в учебный процесс интерактивных элементов контента, таких как анимации и интерактивные модели, разработка и внедрение интерактивных тестов.Метод выработки новых знаний –это способ организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого, при котором в центре образования лежит не получение знаний или навыков с помощью преподавателя или обучающих систем и учебных материалов, а ихактивная выработка обучаемым. В данном случае учащийся самостоятельно находит проблемы и выстраивает стратегию их решения. При этом исходным пунктом обучения является не изучаемый предмет, а индивидуальный опыт, потребности и предпочтения обучаемого. Обучаемый активно ведет поиск информации и материалов, в том числе идей и концепций, для критического осмысления, анализа и интерпретации подходов к решению проблем, вырабатывает новый опыт, органически основанный на имеющемся. Цели обучения достигаются путем взаимодействия с другими обучаемыми, постоянного сравнения собственного и чужого опыта. [1]Для успеха обучения в данной модели важны не сами по себе способности и навыки обучаемых, а коммуникативные и познавательные компетенции, связанные с владениеиностранными языками, компьютерными технологиями, эффективным взаимодействием студентов с другими людьми. Роль преподавателя состоит в том, чтобы поддерживать процесс обучения. Он выступает скорее как дирижер или тренер. При этом ответственность преподавателя за достижение результатов оказывается выше, чем при предыдущих моделях обучения. Преимущества данного метода обучения связаны с активным освоением окружающей среды, высокой мотивацией обучаемого, выработкой у него способности критически мыслить и творчески взаимодействовать с окружающей средой. При таком обучении происходит выработка опыта приобретения знаний и формирование познавательных процессов в одно и то же время. Данный метод обучения основывается на опыте, традициях и формах внедрения ИКТ предыдущих моделей. Одним из самых распространенных способов применение этого метода является проектноисследовательское обучение. Недостатки данного метода в сочетании с использованием ИКТ состоят в высоких требованиях к начальной квалификации и мотивации преподавателя, а также относительно высоких расходов на поддержание информационной инфраструктуры.Рассмотрев основные методы обучения с применением информационных технологий можно сделать выводы, что: 1) методы обучения органично включают в себя использование ИКТ, 2)использования ИКТ в образовательном учреждениитребует начальную квалификацию и мотивацию преподавателя, а также относительно высокие расходы на поддержание информационной инфраструктуры.В своей педагогической деятельности преподаватель при ведении образовательного процесса использует и метод передачи новых знаний, и метод отработки и закреплений навыков и умений, и метод выработки новых знаний.У преподавателя появляется возможность: 1. четко выделять цели обучения, 2. повышать мотивацию обучения, 3. обеспечивать обработку и хранение информации, 4. стимулировать мышление, 5. способствовать самовыражению. Преподаватель, используя компьютер на занятиях, создает в аудитории атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, способствует развитию самостоятельности в процессе обучения. Применения элементов данной технологии в учебном процессе считаю: возросший уровень самостоятельности и заинтересованности студентов на занятиях; положительное отношение к предметной области, к преподавателю, друг к другу; развитие навыков работы с компьютерными программами, повышение качества содержания и оформления самостоятельных работ.
Ссылки на источники1.Гусева А.И. Методика педагогическиосознанного применения ИКТ в учебном процессе. Учебное пособие М. 2006. –85с.2.Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебное пособие –М.: ООО «Дом педагогики».2006. –231с.3.Рабинович П.Д., Баграмян Э.Р. Практикум по интерактивным технологиям на уроках. Учебнометодическая разработка; М. ГОУ Педагогическая академия, 2010 –156с.4.Новыеинформационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.практ. конф., Екатеринбург, 13–16 марта 2012 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.пед. унт». Екатеринбург, 2012. 538 с.5.Понятие информационнокоммуникационных технологий, особенности содержания и методики применения ИКТ в образовании [Электронный ресурс]–URL:http://studall.org/all131171.html
(дата обращения: 15.04.2017)
Информационные и коммуникационные технологиивобразовательном процессе по безопасности жизнедеятельности
в государственном образовательном учреждениисреднего профессионального образования
Аннотация.Статья посвящена использование информационных коммуникационных технологийв образовательном процессе и методике обучения с применением ИКТ в образовательном процессе.
Ключевые слова:информационные коммуникационные технологии, компьютер, информация, Интернетресурс, методы обучения, образование, образовательное учреждение, обучающиеся.
В России на государственном уровне большое внимание уделяется информатизации общества в целом и в сфере образования в частности. Современный период развития информатизации образования связаны не только с новыми поколениями компьютеров и развитием телекоммуникационных средств, но и активным использованием компьютерной техники в образовательном процессе. Изменяется отношение к новым средствам обучения и взаимодействия в педагогическом сообществеи со стороны государства. [2]
Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение задач информатизации образования. Современный этап проведения учебного процесса связан с широким использованием современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их возможности доступа к образовательным ресурсам. Большинство студентов являются уверенными пользователями персональных компьютеров (ПК) и могут самостоятельно получать из Интернетресурсапоток различной информации. Сегодня преподавателю необходимо осуществлять подготовку
и проводить занятия с использованием ИКТ. Современные условия образовательного процесса –это короткие сроки обучения, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям. Преподаватель дисциплины БЖД должен идти в ногу со временем, а значит должен владеть основами ИКТ.Занятия с использованием современных информационныхтехнологий более наглядныи красочны, информативныиинтерактивны, а так же увеличивается объем предоставляемой информации длястудентов.Применение компьютерных технологий в преподавании курса БЖД в образовательном учреждениипозволяет видоизменить весь процесс обучения. Высокие запросы невозможно удовлетворять, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологиях. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. [3]
Информационно коммуникационные технологии –совокупность методов, процессов и программнотехнических средств,интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использовании информации. ИКТ включают различные программноаппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации. [5]
Одним из важныхустройством ИКТ является компьютер, который снабжен соответствующим программным обеспечением, а также средствателекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.Более простое понятие ИКТ в образовательном процессе можно представить, как процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютер может использоваться как при подготовке урока, так и в процессе обучения, а также при объяснениинового материала, его закреплении и повторении. Из этого следует, что компьютер выполняет следующие функции: 1.В функции преподавателя компьютер представляет собой:1.1.источник учебной информации;1.2.наглядное пособие;1.3.тренажер;1.4.средство диагностики и контроля.2.В функции рабочего инструмента компьютер представляет собой:2.1.средство подготовки текстов, их хранение;2.2.графический редактор;2.3.средство подготовки выступлений;2.4.вычислительная машина больших возможностей.Широкое внедрение информационных средств обучения в учебные процессы учреждений среднего профессионального образования ставит перед преподавателем новые организационные задачи, а к студентам предъявляет повышенные развивающие требования.[4]При подготовке к занятиям или их ведения, используя ИКТ, преподаватель составляет план занятий исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода.Преподаватель должен понимать, чтокомпьютер не заменяет его, а только дополняет его.Таким занятиям свойственно следующее:1.принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям обучающегося;2.управляемость: в любой момент возможна коррекция преподавателем процесса обучения;3.интерактивность и диалоговый характер обучения; ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия студента и преподавателя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.4.оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;5.поддержание у студента состояния психологического комфорта при общении с компьютером.Для продуктивного использования информационных технологий и охвата наибольшего спектра их функциональных возможностей существуют методы обучения дисциплине БЖД с использованием ИКТМетоды обучения –это система взаимодействия преподавателя и обучаемого с использованием ИКТ, обеспечивающая усвоение образовательной программы.По особенностям взаимодействия преподавателя и слушателя используют следующие методы обучения по учебной программе БЖД.Метод передачи новых знаний –способ организации совместной деятельности преподавателя и слушателя, при котором преподаватель передает содержание программы обучения, а слушатели воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Обучающий (педагог, преподаватель) находится в центре учебного процесса. Он является носителем знаний, в которых нуждается обучаемый. Целью учебного процесса является формирование умения обучаемых воспроизводить эти знания. Организация учебного процесса подчиняется эффективному достижению этой цели:доклады и лекции передают знания, упражнения закрепляют их, обратная связь от преподавателя происходит в двухмерном пространстве, в форме похвалы или критики. [1] В этом метод преподаватель решает чему и как учить, как структурировать учебный материал. Взаимоотношения между преподавателем и студентом определяется отношениями дающей и принимающей стороны. Преподаватель имеет определенную власть над учебным процессом и обучаемым. Этот метод обучения хорошо реализуется с помощью информационнокоммуникационных технологий. Огромное число современных цифровых образовательных ресурсов на CD и в Интернете, создаваемых множеством мультимедийных фирм, основано на этой модели. Образовательное учреждение, используя преимущественно метод передачи новых знаний, может выиграть от внедрения ИКТ, прежде всего, в результате облегчения и массовости доступа к учебным ресурсам, независимо от временных и пространственных ограничений. Первая и естественная форма после установки образовательной платформы –это использование электронных учебников, инструкций, документации и другой письменной служебной информации. Экономия средств может быть существенной, а внедрение ИКТ удачным, особенно при разветвленной системе и большом количестве обучаемых. Данный метод зарекомендовал себя весьма эффективном при ознакомлении студентов с новой информацией, расписанием занятий, объявлениями и новостями.. В этом случае применение ИКТ увеличивает эффективность повышения квалификации сотрудника, как с точки зрения оперативности, так и с точки зрения количества обучающихся. Недостаток использования метода обучения в виде передачи новых знаний с применением ИКТ–это снижающаяся эффективность учебного процесса. Заучивание служебных инструкций перед компьютером не слишком привлекательно. Исключение преподавателя из учебного процесса на длительное время оправдано лишь при типовых, стандартных обстоятельствах. Массовый обучаемый, как правило, не обладает необходимой мотивацией и дисциплиной для самостоятельного прохождения материала. Ограниченность такого метода обучения состоит в том, что обучаемый рассматривается как пассивный получатель информации, и его интересы и мотивация не учитываются. Данный метод обучения учебной дисциплине БЖД не может использовать весь спектр возможностей ИКТ.Метод отработки и закрепления навыков и умений это способ организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого, при котором обучаемые воспроизводят сообщенные им знания и показанные преподавателем действия. Часть программы обучения при использовании практического метода может быть направлена на развитие у слушателя умения самостоятельно решать задачи и проблемы. В фокусе данного метода обучения находится сам процесс обучения. Особую важность приобретает методика обучения. Учебная деятельность обучаемого является ключом к результативности и эффективности процесса обучения. Становится нужным умение учиться, и это умение можно формировать. Используются активные методы обучения, содействующие диалогу. Целью обучения оказывается не воспроизведение готовых знаний, а выработка способностей и навыков или компетенций, позволяющих обучаемому решать большой диапазон проблем. [1]В данном методе преподаватель не занимает центральнойпозиции в процессе обучения. Центром обучения становится обучающийся, его познавательные потребности и учебная деятельность. Педагог уже не является основным источником знаний, но он содействует процессу обучения путем дидактической обработки учебного материала, выбора метода обучения, организации самого процесса обучения. Из лектора педагог превращается в тьютера, который не просто транслирует обучающемуся входную учебную информацию, а организует работу обучающегося с учебными материалами, взаимодействие учащихся между собой.Обучаемый активно и самостоятельно осваивает учебные материалы, получая при этом содействие и поддержку со стороны тьютера в случае необходимости. Использование ИКТ при данном методе обучения БЖД дает возможность:1)создавать многократно используемую базу учебнометодических материалов, 2)организовать нетолько доступ к материалам со стороны большого количества обучающихся, но и вести с каждым из них диалог с помощью телекоммуникаций, 3)использование регулярной обратной связи при обучении повышает степень усвоения учебного материала. У данного метода обучения диапазон выгод от внедрения электронных технологий образования увеличивается и усложняется. В долгом поэтапном процессе внедрения потенциал ИКТ раскрывается полностью. Большое значение имеет достаточное финансирование, возможность экспериментировать со стороны администрации техникума и преподавательского состава для того, чтобы выяснить, какие методические приемы лучше работают в конкретных условиях. Управление обучением и развитие информационной инфраструктуры требует выработки новых навыков у преподавателя. При этом эффективное сотрудничество между преподавателем дисциплины БЖДи преподавателем информатики имеет большое значение. В перспективе развития данного метода обучения образовательное учреждение должно не только заказывает сторонним организациям и специалистам разработку учебных материалов, но и начинать самостоятельно их разрабатывать. Квалификационные требования включают овладение интерактивными методами в обязательном порядке. Учебная дисциплина БЖД обогащается за счет элементов электронногообразования, таких как электронная почта, доступ к дополнительным учебным ресурсам, в том числе через Интернет, интеграция в учебный процесс интерактивных элементов контента, таких как анимации и интерактивные модели, разработка и внедрение интерактивных тестов.Метод выработки новых знаний –это способ организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого, при котором в центре образования лежит не получение знаний или навыков с помощью преподавателя или обучающих систем и учебных материалов, а ихактивная выработка обучаемым. В данном случае учащийся самостоятельно находит проблемы и выстраивает стратегию их решения. При этом исходным пунктом обучения является не изучаемый предмет, а индивидуальный опыт, потребности и предпочтения обучаемого. Обучаемый активно ведет поиск информации и материалов, в том числе идей и концепций, для критического осмысления, анализа и интерпретации подходов к решению проблем, вырабатывает новый опыт, органически основанный на имеющемся. Цели обучения достигаются путем взаимодействия с другими обучаемыми, постоянного сравнения собственного и чужого опыта. [1]Для успеха обучения в данной модели важны не сами по себе способности и навыки обучаемых, а коммуникативные и познавательные компетенции, связанные с владениеиностранными языками, компьютерными технологиями, эффективным взаимодействием студентов с другими людьми. Роль преподавателя состоит в том, чтобы поддерживать процесс обучения. Он выступает скорее как дирижер или тренер. При этом ответственность преподавателя за достижение результатов оказывается выше, чем при предыдущих моделях обучения. Преимущества данного метода обучения связаны с активным освоением окружающей среды, высокой мотивацией обучаемого, выработкой у него способности критически мыслить и творчески взаимодействовать с окружающей средой. При таком обучении происходит выработка опыта приобретения знаний и формирование познавательных процессов в одно и то же время. Данный метод обучения основывается на опыте, традициях и формах внедрения ИКТ предыдущих моделей. Одним из самых распространенных способов применение этого метода является проектноисследовательское обучение. Недостатки данного метода в сочетании с использованием ИКТ состоят в высоких требованиях к начальной квалификации и мотивации преподавателя, а также относительно высоких расходов на поддержание информационной инфраструктуры.Рассмотрев основные методы обучения с применением информационных технологий можно сделать выводы, что: 1) методы обучения органично включают в себя использование ИКТ, 2)использования ИКТ в образовательном учреждениитребует начальную квалификацию и мотивацию преподавателя, а также относительно высокие расходы на поддержание информационной инфраструктуры.В своей педагогической деятельности преподаватель при ведении образовательного процесса использует и метод передачи новых знаний, и метод отработки и закреплений навыков и умений, и метод выработки новых знаний.У преподавателя появляется возможность: 1. четко выделять цели обучения, 2. повышать мотивацию обучения, 3. обеспечивать обработку и хранение информации, 4. стимулировать мышление, 5. способствовать самовыражению. Преподаватель, используя компьютер на занятиях, создает в аудитории атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, способствует развитию самостоятельности в процессе обучения. Применения элементов данной технологии в учебном процессе считаю: возросший уровень самостоятельности и заинтересованности студентов на занятиях; положительное отношение к предметной области, к преподавателю, друг к другу; развитие навыков работы с компьютерными программами, повышение качества содержания и оформления самостоятельных работ.
Ссылки на источники1.Гусева А.И. Методика педагогическиосознанного применения ИКТ в учебном процессе. Учебное пособие М. 2006. –85с.2.Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебное пособие –М.: ООО «Дом педагогики».2006. –231с.3.Рабинович П.Д., Баграмян Э.Р. Практикум по интерактивным технологиям на уроках. Учебнометодическая разработка; М. ГОУ Педагогическая академия, 2010 –156с.4.Новыеинформационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.практ. конф., Екатеринбург, 13–16 марта 2012 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.пед. унт». Екатеринбург, 2012. 538 с.5.Понятие информационнокоммуникационных технологий, особенности содержания и методики применения ИКТ в образовании [Электронный ресурс]–URL:http://studall.org/all131171.html
(дата обращения: 15.04.2017)