Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями речи в условиях регионального ресурсного центра

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Силкова К. А. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями речи в условиях регионального ресурсного центра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3251–3255. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970977.htm.
Аннотация. В статье раскрываются особенности и преимущества логопедической работы в условиях ресурсных центров. В частности, представлен опыт логопедической деятельности на базе регионального ресурсного центра «Семья и дети». Также в работе обобщен опыт использования инновационных логопедических методов и технологий в рамках коррекционной работы с детьми с нарушениями речи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Силкова Ксения Александровна,студентка 4 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирскsilkova.kseniya@mail.ru

Особенностилогопедическойработы с детьми с нарушениями речи в условиях регионального ресурсного центра

Аннотация.В статье раскрываютсяособенностии преимуществалогопедической работы в условиях ресурсных центров. В частности, представлен опыт логопедической деятельности на базе Регионального ресурсного центра «Семья и дети».Также, в работе обобщен опытиспользованияинновационных логопедических методов и технологий в рамках коррекционной работы с детьми с нарушениями речи.Ключевые слова:логопедическая работа, дети с нарушениями речи, ресурсный центр, инновационные методы, песочная терапия, полифункциональная среда темной и светлой сенсорной комнаты.

Речь человека –неотъемлемая часть его социальной жизни. Она отражает особенности мышления человека и является показателем уровня его культуры. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, для школьника –средством успешного обучения в школе, для дошкольника, речь –способ познания окружающей действительности. Поэтому,начинать заботиться о гармоничном развитии компонентов речи ребенка необходимо как можно раньше, ведь речьдетей дошкольного возраста является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка.В настоящее время, по даннымРосстат комитета, наблюдается рост числа детей имеющих различные речевые нарушения. В связи с этим на первое место выходит необходимость своевременной, профессиональнойлогопедической помощи. На сегодняшний день, многие государственные образовательные учреждения имеют в своем штате логопеда, однако, в связи с большой наполняемостью групп и классов мы не можем говорить о полноценном обеспечении детей логопедическойпомощью, в связи с чем, возрастает востребованность вресурсных центрах.

Так, в 2012 году на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования«Новосибирский государственный педагогический университет»(ФГБОУ ВО «НГПУ»)был создан Региональный ресурсный центр «Семья и дети» (РЦ «Семья и дети»). Руководитель центра О.Е.Игнатенко ставитосновной его целью консалтинговуюподдержкусемьи и детей по вопросам психологопедагогического сопровождения детей и их родителей в разных жизненных ситуациях.Центр представляет собой структурное подразделение, обеспечивающее концентрацию ресурсов определенного вида, в том числе человеческих (квалифицированных специалистов, компетентных в решении задач обучения и воспитания) и материальных ресурсов (средств обучения и оборудования, информационнокоммуникационных технологий)[1].Логопедическая помощь детям с нарушением речи в РЦ «Семья и дети» носит комплексный характер, и определяется:1.целью (постановка и автоматизация звука; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие лексикограмматических представлений, расширение словарного запаса, развитие связной речи; освоение навыка звукослогового анализа и синтеза; помощь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма);2.содержанием (строящимся на интеграции педагогических, психологических и дефектологических знаний);3.методами коррекции (метод биологически обратной связи, песочная терапия, интерактивные технологии);4.профессиональным составом специалистов, привлекаемых к работе (квалифицированные логопеды –сотрудники кафедры логопедии и детской речи Института детстваФГБОУ ВО «НГПУ»).Так,за данным видом помощи в РЦ «Семья и дети» обращаются родители детей от трёх до пятнадцатилет, чаще нарушение речи в структуре дефекта является третичным. Материальная база центра позволяет в работе логопедаиспользоватькак традиционные,таки инновационныеметоды коррекции нарушений речи.Необходимость совершенствования традиционных методов и разработка новых технологий для повышения эффективности логопедической работы отмечена Л.В.Ковригиной, работая над речью в целом и над её смысловой наполняемостью необходимо учитывать тесную взаимосвязь речевого и психического развития [2]. Опишем более подробно использование инновационных методов коррекции нарушений речи у детей.Программноаппаратные комплексы в логопедической работе используется специалистами центра сравнительно недавно. Однако, уже сейчас можно говорить о положительных результатах этого метода: у ребенка наблюдается выработка навыков правильного дыхания, формирование чёткой артикуляции, интонационной выразительности, темпа, ритма речи. В работе О.Л.Гребневой отмечено, что входезанятий с применением программноаппаратных комплексов контролируются следующие физиологические параметры: электромиограмма (напряжение мышц), длительность дыхательного цикла, длительность выдоха, амплитуда звуковой волны, регистрируемая при речевых упражнениях, и другие характеристики[3].Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция–это единые взаимообусловленные процессы, их тренировка и корректировка проводятся вовремя тренировочных сессий одновременно.Песочную терапию можно применять в работе с детьми с трёх лет, это вызывает у детей большую заинтересованность, что способствует росту обучающего потенциала. Занятия проводятся с использованием специальных песочниц, небольших фигурок и конечно песка, он может быть сухой, влажный, цветной. Разнообразие занятий зависит от фантазии логопеда, в организуемых играх развивается мелкая моторика рук, можно сочетать дыхательные упражнения и работу артикуляционного аппарата. Например, предлагается «пройтись», «пробежать» пальчиками по дорожке, при этом дети проговаривают специальные чистоговорки, стихи, можно создать необычные узоры на песке, с помощью пинцета доставать из песка мелкие детали (пуговица, бусина, ракушка и т.п.).Игры с песком также используются для автоматизации поставленных звуков. Произнося поставленный звук,О.В.Забуга предлагаетодновременно рисовать непрерывную вертушку на песке, пока хватает выдыхаемого воздуха,или же, набрав в ладонь песок, на выдохе медленно пересыпать его с руки в руку[4]. Можно вести фигурку по выложенному из песка лабиринту, а закрепляя образ буквы отрабатываемого звука, можно рисовать её на песке.При автоматизации звука в слове,логопедиспользует картинный материал, если закопать подготовленные карточки в песок и предложить детям поиграть в археологов, это разнообразит обычную процедуру называния картинок и в тоже время, расширит представление детей о данном виде профессии.Такое же задание можно использовать и при работе над дифференциациейзвуков, ведь, после раскопок археологи должны разобрать откопанные исторические ценности. В процессе работы над дифференциацией звуков В.П.Мерзлякова предлагаетдетям построить города «Звенелочек» и «Свистелочек», населив их соответствующими жителями (со звуком З или С), придумать историю про этих жителей. При этом город строится из песка, украшается фигурками домов, машин, деревьев. Это способствует проявлению и пробуждению творческих качеств ребенка [5].Игры с песком можно использовать для расширения и активизации словаря по любой лексической теме. Например, по теме «Овощи» детям можно предложить«посадить» огород. Для этого используютсямуляжи овощей и фруктов. Дети выбирают только овощи, называют ихи выполняют действие. При этом можно формировать умение согласовывать существительное с числительным. («Я посадил одну репу, два помидора, пять кабачков»). При отработке темы «Транспорт» В.П.Мерзлякова предлагаетразделить емкость с песком на три части,обозначив территорию водного транспорта, наземного и воздушного (аэродром), затем расставить машинки, самолеты, корабли и другие виды транспорта по местам и сочинить историю[5]. Важно, что при работе на песке дети постоянно оречевляют демонстрируемые действия, благодаря чему вырабатывается навык связного высказывания.Как отмечает В.А.Румянцева, использование элементов песочной терапии при обучении грамоте,весьма оправданно. Это и выкладывание букв, слогов, слов,и печатание на песке, и выкладывание звуковой схемы слова (с использованием песка красного и синего цветов), и рисование звуковых дорожек, и многое другое [6]. В зоне работы с песком, детис удовольствием выполняют звуковой, звукобуквенный анализ слов. Ребенку предлагается отыскать предмет и с помощью декоративного камня выложить на песке обозначение каждого звука, затем сравнить выполненный разбор с готовой схемой под стеклом. Это помогает ребенку осуществлять самокоррекцию, анализировать выполненное задание. В работе Ю.В.Найденовой описано, как дети с помощью специальной деревянной палочки, могут писать на песке буквы, слоги, слова, при этом имне страшно допустить ошибку, ведь ее легко можно исправить. В тоже время,это помогает вести работу по правильному положению руки при письме [7].Еще одним инновационным методом в логопедической работе можно считать использование полифункциональной среды темной и светлой сенсорной комнаты. Светлая сенсорная комната–это особым образом организованная окружающая среда, наполненная разнообразными стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха, осязания, обоняния и другие. Полифункциональная среда светлой сенсорной комнаты способствует развитию психических процессов(восприятия, внимания, памяти,мышления), органов чувств, вестибулярного аппарата,позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире.Темная сенсорная комната –это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Она позволяет снять эмоциональное и мышечное напряжение, стимулировать сенсорную чувствительность и двигательную активность, поддерживать интерес и познавательную активность, фиксировать внимание и управлять им, развивать воображение и творческие способности, корректировать психоэмоциональное состояние.Специальное оборудование данных комнатактивно применяется специалистами при коррекцииличностных особенностей и эмоциональноволевой сферы, развитии фонематического слуха и восприятия, расширении словарного запаса. Например, можно провести увлекательное занятие, направленное на активизацию речи с детьми раннего возраста в рамках светлой сенсорной комнаты. На таком занятии важно правильно организовать рабочее пространство, чтобы, с одной стороны, ребёнка ничего не отвлекало, а с другой, наличие разнообразных ярких и интересных игрушек способствовало активизации пассивного словаря. Так, с использованием тактильной дорожки активизируем и пополняем пассивный словарь прилагательных (твёрдый, мягкий, колючий, пушистый и т.д.), глаголов (идём, бежим, стоим, перепрыгиваем и т.д.).Интерактивная панель «Солнышко» может использоваться при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, заинтересованность таких детей данным видом работы позволяет пополнять и активизировать их пассивный словарь.В рамках темной сенсорной комнаты логопедические занятия полезно проводить с детьми, имеющими явную бедность сенсорного опыта и ослабленностьнекоторых сенсорных функций. Например, для закрепления образа буквы отрабатываемого звука, логопед может использовать фиброоптические волокна, шарики из сухого бассейна. Также,фиброоптические волокна можно использовать при работе над дыханием, создавая эффект ихзадувания ребёнком, с этой же целью может быть использована пузырьковая колонна, в рамках игры ребёнку необходимо представить, что он пускает пузырьки как рыбка. С использованием оборудования сенсорных комнат можно организовывать динамические паузы назанятиях, это могут быть прыжки в сухой бассейн, лазанье по игровой трубе, катание с горки или же отдых на пуфике с гранулами или детскомскладном кресле«Трансформер». Активные динамические паузы в сенсорной комнате способствуют развитию не только моторной ловкости, но и ориентировки в пространстве, координации движений.Среда сенсорной комнаты позволяет снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, кроме того, обеспечивает быстрое установление эмоциональноположительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к педагогу и настраивает его на эффективную и результативную работу.Таким образом, мы видим, что использование инновационных методов в логопедической работе положительно сказывается не только на речевом развитии ребенка, но и на его общем психическом развитии. Инновационное пространство ресурсного центра позволяет проводить коррекционную работусразу в нескольких направлениях, что способствует достижению ребёнкомновых успеховв значимой для него деятельности. Качество применения инновационных технологий зависит от креативности логопеда и от уровня владения имданными технологиями. В созданном на базе ФГБОУ ВО «НГПУ» Региональном ресурсномцентре «Семья и дети», специалистытакже имеют возможностьповышать свою профессиональную компетентность и уровень владения инновационными методами и технологиями, что позволяет разнообразить уже отработанные традиционные методы коррекции нарушения речи и выйти на более качественный и профессиональный уровень в своей деятельности.

Ссылки на источники1.Игнатенко О.Е.Региональный ресурсный центр –новая среда обучения в педагогическом вузе // Современные направления психологопедагогического сопровождения детства (материалы научнопрактического семинара, Новосибирск 78 апреля 2016 г.) –Новосибирск: Изд‐во НГПУ, 2016. –С. 30342.Ковригина Л. В. Особенности формирования смысловой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –№ S8. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2016/76103.htm.–Гос. рег. Эл № ФС 7761196. –ISSN 2304120X. –[Дата обращения 19.04.2017]3.Гребнева О.Л.,Джафарова О.А., Лазарева О.Ю., Сарайкина Н.В. Коррекция нарушений речи с использованием биоуправления// Школьные технологии –№3 –2011. –С. 1391414.Забуга О. В. Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников // Педагогическое мастерство: материалы VII межд. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). –М.:БукиВеди,2015. –С. 1891915.Мерзлякова В. П. Возможности использования методов арттерапии в логопедической работе // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: материалы VII Межд. научнопракт. конф. (Казан, 5 марта 2013 г.) / под ред. А. И. Ахметзяновой. –Казань, 2013. –С. 8186.6.Румянцева В. А. Песочная терапия как инновационный метод в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании: материалы VII Межд. научнопракт. конф. (Рязань, 810 октября 2015 г.) / под ред. Л. А. Байковой, Н. А. Фоминой. –Рязань, 2015. –С. 3273297.Найденова Ю. В. Использование образовательных игр напеске в логопедической работе с детьми с ОВЗ // Специальное образование: материалы IX Межд. научной конф. (СанктПетербург, 2425 апреля 2013 г.) / под общ. ред. В. Н. Скворцова. –СПб.: Издво ЛГУ, 2013. –С. 136140