Тревожность в подростковом возрасте как фактор, влияющий на поведение в конфликтной ситуации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малыгина А. С. Тревожность в подростковом возрасте как фактор, влияющий на поведение в конфликтной ситуации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3346–3350. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970996.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема тревожности и ее влияние на поведение в конфликтной ситуации современных подростков. Проведен теоретический анализ научной литературы. Представлены результаты эмпирического исследования, цель которого – выявление способов поведения в конфликтных ситуациях тревожных подростков.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Малыгина Анастасия Сергеевна, студентка 3 курса, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимирnastasiya.a96@mail.ruНаучный руководитель:

Попов Виктор Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и психологии;Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,г. Владимирsppvlgu@mail.ru

Тревожность в подростковом возрасте как фактор,влияющий на поведение в конфликтной ситуации

Аннотация.Вданной статье рассматривается проблема тревожности и ее влияние на поведение в конфликтной ситуации современных подростков. Проведен теоретический анализ научной литературы. Представлены результаты эмпирического исследования, цель которого –выявление способов поведения в конфликтныхситуациях тревожных подростков.Ключевые слова:Подростковый возраст, тревожность, конфликтная ситуация, личностная тревожность, ситуативная тревожность.

Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития. В настоящее время большое количество школьников испытывают эмоциональную напряженность, беспокойство, тревогу и страхи. Среди основных причин возникновения высокого уровня тревожности исследователи указывают: завышенные требования, авторитарная система воспитания, не учитывающая интересы, способности и склонности. Принудительное участие школьника в делах, которые его не интересуют, неизбежно ставит его в ситуацию «провала».Как показывает анализ специальной литературы, высокий уровень тревожности отражается науспеваемости учащихся(у таких школьников значительно отличается объем памяти, скорость восприятия и переработки информации). Кроме того, повышение уровня тревожности вызывает частые ОРВИ [1, с.13]. По мнению психолога А.М. Прихожан, тревожность —переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [2, c.234].

Среди различных подходов к пониманию данной проблемы, существует позиция, согласно которой тревожность способна выступать как состояние и как свойство (Н.Д.Левитов, Ю.Л.Ханин; Ч.Д.Спилбергер, R.B.Cattell, I.H.Scheier и др.)[4].Данный термин используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий и т.д. Такое состояние возникает при восприятии индивидом определенного раздражителя или ситуации как опасность, угрозу и вред. Также категорией «тревожность»обозначаются относительно устойчивые индивидуальные различия в склонности индивида испытывать это состояние. В данном случае тревожность означает личностную черту. Ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникают состояния тревоги.Тревожность ухудшает возможности подростка, результативность его деятельности, что в свою очередь сказывается наэмоциональномсостоянии.Этоявляется показателемнеблагополучияличностногоразвития подростка, и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Сложность и противоречивость подросткового возраста, делает его фактором риска для многих нежелательных проявлений. Требуется кропотливая,целенаправленная, серьёзная работа по формированиюличностныхкачеств и поведенческих моделей, обеспечивающихподросткублагоприятное развитие личности.Как правило, личностис повышенной и высокой тревожностью воспринимают окружающий мир как заключающий опасность и некую угрозу в гораздо большей степени, чем те, у кого отмечаетсяее слабаявыраженность. Таким образом, личностис выраженной тревожностью более подвержены влиянию стрессовых ситуаций,склонны к частым и интенсивным переживаниям тревоги, нежели представители низкого уровня [5].

Данный феномен может считаться адекватной реакцией, если возникает в объективно тревожной ситуации для человека. В таком случае эта реакция свидетельствуето нормальном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Подобноесостояниене считается показателем тревожности субъекта. Переживание же тревоги без особых на то причин, напротив, свидетельствует об искаженном восприятии мира, что указывает наопределенныйвид неадекватности личности[6].

Нельзя не согласиться с правомерностью утверждений современных исследователей о том, что тревожность способнавызвать частые конфликты с родителями, которые создаютситуацию стресса для подростка. Конфликт –это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух сторон[7, с. 36].С психологической точки зрения, конфликт –естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном фоне. Конфликт означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение разных взглядов и желаний, противоположных при данных обстоятельствах тенденций, потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения[там же, с. 38].Следует различать термины «конфликт» и «конфликтная ситуация».Конфликтная ситуация –ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторонучастниц, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, лично значимой для каждого ее участника. В ходе этого противостояния субъекты конфликта ищут повод для открытого столкновения, который далеко не всегда напрямую связан с основной причиной конфликта. Этот повод дает возможность возникновения инцидента[там же, с. 61].Кроме того, анализ психологопедагогическихисточников показывает, что в младшем подростковом возрасте конфликты возникают чаще всего по поводу учебной деятельности, а в старшем –по поводу общения.При определенных условиях конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости определенных отношений.Конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную –на другом этапе, в другой конкретной ситуации.К отрицательным последствиям конфликта можно отнести:неудовлетворенность общим делом;уход от решения назревших проблем;нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях и т.д.Л.В. Винокуров рассматривает конфликт как источник неврозов и выделяет такие его психологические факторы, как:семейнобытовые (конфликтные взаимоотношения в семье, задающие дисгармоничный фон, несовершенства воспитания, которые создают психотравмирующую ситуацию, невротичность самих родителей и т.п.)школьные (конфликты, которые связаны с чрезмерными учебными нагрузками, враждебным отношением педагогов, неприятием классного коллектива, сменой школьного класса и т.д.)[8].С целью выявленияспособов поведения тревожных подростков в конфликтных ситуацияхнами было проведено исследование среди учащихся в возрасте 1415 лет общеобразовательной школы г. Владимирав количестве 35 человек (16 мальчиков и 19 девочек).В ходе работы были выбраны следующие методики:«Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин),тест «Типы поведения в конфликте» К.Томаса.ТестЧ.Д. Спилбергерапозволяет дифференцировано измерять тревожность и какличностное свойствоикаксостояние.Таким образом, тревожность как личностное свойство на высоком уровне выявлена у 33% испытуемых, чтосвидетельствуето том, что личность склонна испытывать данное состояние даже без объективных на то причин. Практически любая ситуация воспринимается как угроза. Такая тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых подростком как опасные для самооценки, самоуважения.Умеренно тревожными являются 47%. Низкий уровень выраженности представлен у 20%.Ситуативная тревожность представлена несколько иными показателями. Высокий уровень выявлен у 53% респондентов; 34% умеренно тревожны; низкий уровень представляет 13%.Высокий уровень ситуативной тревожностихарактеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: беспокойство, озадаченность, нервозность, напряженность и т.д. Возникает оно как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может варьировать по степени интенсивности и динамичности во времени.Следующим этапом исследования являлось проведение теста «Типы поведения в конфликте» К. Томаса. Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.В методике выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.На основе данной методики получены следующие результаты:1.Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие) выражен у 36% испытуемых;2.Соревнование (стремление добиться своих интересов в ущерб другому) –25%;3.Сотрудничество (участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон) –17%.4.Приспособление (принесение в жертву собственных интересов ради другого) –14%;5.Избегание (отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей) –8%.Следует отметить, что способрешения конфликтной ситуации «соревнование» склонны выбирать25% подростковс низким или умеренным уровнем тревожности.«Приспособление» преобладает в ответах14%высокотревожных испытуемых (чаще личностного характера).«Избегание» выбирали 8% респондентовс высоким уровнем ситуативной тревожности(в ходе дальнейшей беседы выяснилось, что данное поведение встречается чаще в семейных конфликтах).Таким образом, можно сделать следующие выводы.Высокий уровень личностной тревожности влияет на способ поведенияв конфликтной ситуации. В ответах данной категории подростков чаще всего прослеживался выход из конфликтной ситуации –приспособление (принесение в жертву собственных интересов ради другого) и минимизирован выбор компромисса.Личность с низким и умеренным(реже) уровнем тревожности предпочтет соревнование как решение конфликта (стремление добиться своих интересов в ущерб другому). Также у подростков с низким уровнем тревожности минимизирован выбор сотрудничества как исхода конфликта. При работе с высокотревожными подростками необходимоформировать чувство уверенности и успеха, а с низкотревожными учениками –повышать чувство ответственности, пробуждать заинтересованность и подчеркивать мотивационные компоненты деятельности.

Ссылки на источники1.Алмосов С.М. «Проблема тревожности в современной психологии».—М.: Лаборатория Книги, 2012. —91 с.2.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. —М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. —304с.3.Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. «Психология развития и возрастнаяпсихология: Полный жизненный цикл развития человека»: Учебное пособие для вузов. —М.: Академический Проект; Трикста, 2011. —420 с.4.СтаршининаИ.В. Психологопедагогическая поддержка подростков с повышенным уровнем тревожности: автореф. дис. ... канд. Пед. наук. –М., 2012 –30с.5.ПоповВ.А. Актуальные направления профилактической работы с современной молодежью // Профилактика социальных отклонений молодежи: правовой, психологический и социальнопедагогический аспекты: Сборник материалов Международной заочной научнопрактической конференции 5 апреля 2010 г. –Владимир: ВГГУ, 2010. –С. 39.6.Золотарева К.В. Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях. —М.: Лаборатория Книги, 2010. —86 с.7.Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихсяпо специальности «Юриспруденция» / В. Л. Цветков. —М.: ЮНИТИДАНА, 2015. —183 с.8.Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. 372 с.