Роль логики в деятельности человека
Выпуск:
ART 971008
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мяло
О.
И.,
Боброва
Т.
С.,
Милютенко
Т.
Р. Роль логики в деятельности человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3406–3410. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971008.htm.
Аннотация. Статья отражает значительную роль логики в деятельности человека. Выделяются основные функции мозга, и анализируется их влияние на логические действия человека.
Ключевые слова:
сравнение, синтез, человеческий мозг, суждение, деятельность человека, абстрагирование
Текст статьи
Боброва Татьяна Сергеевна,студентка 2 курса направление подготовки «Экономика» ФЭФ ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского», г.Брянскtata2016bobrova.bobrova@yandex.ru
Милютенко Татьяна Романовна,студентка 2 курса направление подготовки «Экономика» ФЭФ ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского», г.Брянскtmilyutenko@mail.ru
Мяло Ольга Ивановна,студентка 2 курса направление подготовки «Экономика» ФЭФ ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского», г.Брянскmyalo.olya@yandex.ru
Научный руководитель: Антошкина Екатерина Александровна,старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского», г.Брянск
Роль логики в деятельности человека
Аннотация.Статья отражает значительную роль логики в деятельности человека. Выделяются основные функции мозга и их влияние на логические действия человека. Ключевые слова: человеческий мозг, сравнение, суждение, синтез, деятельность человека, абстрагирование.
Человеческий мозг –конструкция сложная, до сих пор полностью не изученная. Мы используем совсем небольшой его потенциал, медленно совершенствуясь и иногда не стараясь открыть новые для себя возможности. Но даже эта маленькая часть работы главного органа центральной нервной системы поражает своим запутанным механизмом: операции мышления, его виды и проявления у всех людей бывают такими разными, одновременно при этом подчиняясь одним и тем, же законам формирования. Сравнение. Эту несложную операцию мы делаем каждый день, сами того не замечая. Ведь чтобы иметь представление о том или ином предмете, мы мысленно вычленяем главные его характеристики, выделяя их и подчеркивая. Например, чтоб понять причину неудачного интервью, журналист сосредотачивается на том, какое оно было, при каких условиях записывалось, его особенностях. Выделение этих моментов всегда связано с осознанием задачи, путем сравнения ее с другими более удачными работами. Логические операции мышления мы начинаем применять еще с пеленок. То же сравнение использует малыш, только что родившийся. По определенным признакам –голосу, запаху, осязанию –он отличает маму от других людей. Сравнивая предметы и явления, мы делаем выводы про их отличия и сходство, противоположность и тождество. В результате мы лучше познаем окружающий мир. Операции мышления нас учат, развивают. Например, сравнивая интервью с репортажем, студентжурналист определяет суть и форму каждого их этих жанров, что позволяет ему в будущем их разделить, отличить и воспроизвести[1]. Основные операции мышления включают и эту функцию мозга, благодаря которой человек способен не только выделять отдельные характеристики, а также свойства явлений и предметов, но и уметь осознавать их отвлеченно. На основе абстракции формируется понятие. Например, все мы знаем, что пища дает нам силы и здоровье. Благодаря каждодневному употреблению мяса, молока и круп мы живем, двигаемся, работаем. Главное свойство пищи –насыщение и обогащение организма необходимыми веществами. Абстрагируясь от понятия "еда", мы, говоря о необходимости утолить голод, уже подразумеваем продукты питания, даже не произнося их название. Абстракция помогает человеку устанавливать логические связи между предметами. Вникая вглубь того или иного явления,мы видим его суть, цель, направление и поставленную задачу. Абстракция помогает человеку мыслить обобщенно, целостно, делая выводы и умозаключения. Операции и формы мышления, такие как сравнение и абстракция, способствуют познанию истины. Обобщение. Эта функция нашего мозга тесно связана с предыдущей, вместе они формируют наше мышление. Мыслительные операции, абстракция и обобщение позволяют человеку распознать и изучить окружающий мир на основе характеристик. Первый вид мозговой деятельности выделяет одно свойство предмета, характерное только ему. На его основе мы делаем вывод, о чем идет речь. Вместо этого, обобщение –это тоже свойство, но характерное не только для данного явления, а и для других. Например, для удара боксера характерна резкость. Мы даёмнокауту такое определение уже на основе наших знаний про резкость, которые сформировались у нас во время других жизненных ситуаций: при просмотре футбола, передач про змей, ощущая порывы ветра на улице. То есть мы узнали, что такое резкость, проанализировав все характеристики данных явлений. Смогли определить, что это процесс, который наступает при быстром и сильном воздействии. Только эта одна операция отражает в нашем сознании всю суть явления: поражение боксера при нокауте наступает именно благодаря резкости его соперника[2]. Еще одно свойство мозга, связанное с абстракцией. Конкретизация –ее прямая противоположность. Если на одном конце палки у нас находятся абстракция и обобщение, то на другом –конкретизация. Первые могут быть индивидуальными, вторая же общая для всех. В учебном процессе под конкретизацией подразумевают определенный пример для установленного положения. Чтобы правильно понимать действительность, нужно уметь владеть всеми этими процессами. Ведь конкретизация не позволяет умственной деятельности уходить далеко от предмета или деятельности. Созерцая явления или события, мы чётко понимаем их суть. Без конкретизации все полученные знания остаются голыми, абстрактными, поэтому и бесполезными. Например, изучив теорию выделения воды из спирта, мы никогда до конца не поймем суть процесса, пока собственными глазами не увидим, что в действительности происходит во время этого действия. Мозг конкретизирует все полученные знания с помощью зрения, осязания и запаха. Человек также часто наводит факты,чтобы конкретизировать то или иное событие. Анализ используется человеком каждый день так же, как и остальные операции мышления. Это отдельное свойство мозга, когда он раскладывает на составляющие явление или предмет. Это фактически расчленение, разборкана детали. Например, бег спортсмена. Мысленно можем выделить такие его элементы, как старт, сам бег и финиш. Это и будет анализ данного процесса деятельности. Анализируя более глубоко и детально, мы также можем выделить резкость при старте, скорость движения спортсмена, ритм дыхания. Эти составляющие также входят в общую картину под названием "бег". Анализируя, мы глубже узнаем мир, который нас окружает. Ведь во время этого процесса мышления мы выделяем не любые части, а только те, что характерны для определенного явления. Во время того же бега, человек поразному машет руками, у него разное выражение лица. Но это будет уже конкретизация спортсмена, а не самого бега. Выделять нужно только существенные элементы для каждого предмета или явления[1]. Синтез. Это умственная деятельность, прямо противоположная анализу. С помощью синтеза мы, наоборот, из конкретных деталей составляем общую картину происходящего. Он дает нам возможность воссоздать события на основе отдельных фактов. Человек получает из разносторонних деталей цельное понятие о происходящем. Это как собирать пазлы: подставляешь ту или другую часть, лишнее откидываешь, нужное присоединяешь. Основные операции мышления, такие как анализ и синтез, идут всегда рядом рука об руку. Только при этом нужно понимать, что ни одно из этих понятий не доминирует, поскольку оба они важны. Всякий анализ предусматривает синтез и наоборот. Очень ярким примером синтеза является расследование преступления. Следователь собирает воедино факты, изучает улики, опрашивает людей, отображает в уме цепочку событий и действий, чтоб прийти к правильному заключению: кто, когда и зачем нарушил закон. Созданная им цельная картина преступления состоит из массы мелких, на первый взгляд незначительных элементов. Поодиночке они не представляют ценности, зато собранные вместе способны изменить ход тех или иных событий. Умственная деятельность человека имеет и другие свои проявления. Например, она бывает трех видов, каждый из которых помогает обобщить и одновременно конкретизировать окружающий мир: Действенное мышление, основанное на прямом восприятии предметов. Возникает во время практической деятельности. Это основа для всех других видов мышления. Образное. Человек при этом опирается на образы, фантазию и восприятие. Абстрактнологическое. Происходит во время выделения связей и свойств отдельных предметов и обретает форму рассуждений и отвлеченных понятий. Все виды и операции мышления тесно связаны между собой, можно сказать, сплетены в единый узел. Например, при описании тех же историческихсобытий слова опираются на образы, а воссоздание в уме образов неотъемлемо основано на прочитанных или услышанных фразах. Операции мышления при этом также берут участие в процессе, делая его индивидуальным для каждого человека. Благодаря разным видам умственной деятельности мы открываем пред собой новые горизонты познания[2]. Каждая наша мысль имеет не только наполнение, но и внешнюю оболочку. То есть основные операции мышления всегда выражаются в определенной форме: Понятие. Отражает характеристики, свойства предметов и явлений, их взаимоотношения. Одновременно понятия бывают конкретными и абстрактными, общими и единичными. Суждение. Выражает отрицание или утверждение чеголибо. Отражает связь между событиями и явлениями. Суждения бывают ложными или истинными. Умозаключение. Это тот же вывод, сделанный на ряде суждений. Умозаключения могут быть индуктивными (логический вывод от частного к общему) и дедуктивными (от общего к частному). Операции и формы мышления –основной способ восприятия и познания мира. Без напряженной работы головного мозга человек бы оставался "овощем", неспособным думать, воображать, чувствовать, двигаться. Безусловно, это не предел возможностям "серого вещества". С развитием и совершенствованием его в будущем возможно открытие новых видов, форм и операций мышления. Логика –это один из самых древних предметов, стоящий рядом с философией и социологией и являющийся существенным общекультурным феноменом с самого начала его возникновения. Роль этой науки в современном мире важна и многопланова. Те, кто владеют знаниями вэтой области, могут покорить весь мир. Считалось, что это единственная наука, способная находить компромиссные решения в любой ситуации. Многие ученые относят дисциплину к разделу философии, другие же, в свое очередь, опровергают такую возможность. Естественно, что со временем меняется ориентация логических исследований, усовершенствуются методы и возникают новые тенденции, которые отвечают научнотехническим требованиям. Это необходимо, поскольку с каждым годом общество сталкивается с новыми проблемами, которые невозможно решить устаревшими методами [1]. Предмет логика изучает мышление человека со стороны тех закономерностей, которыми он пользуется в процессе познания истины. На самом деле, поскольку рассматриваемая нами дисциплина очень многогранна, ее изучают при помощи нескольких методов. Давайте их рассмотрим. Этимология –это раздел языкознания, основной целью которого является происхождение слова, его изучение с точки зрения семантики (значения). «Логос» в переводе с греческого означает «слово», «мысль», «знание». Таким образом, можно сказать, что логика –предмет, который изучает мышление (рассуждение). Разница между этими науками состоит в способе мышления. Древние философы считали, что мышление человека многообразно, ведь он способен анализировать ситуации и создавать алгоритм выполнения тех или иных задач для достижения определенной цели. К примеру, философия как предмет –это скорее просто рассуждения о жизни, о смысле бытия, в то время как логика помимо праздных размышлений приводит к определенному результату. С точки зрения авторов энциклопедий, логика предмет, который изучает законы и формы человеческого мышления с целью познания окружающей действительности. Эту науку интересует, как функционирует «живое» истинное знание, и в поисках ответов на свои вопросы ученые не обращаются к каждому конкретному случаю, а руководствуются особенными правилами и законами мышления. Главная задача логики как науки о мышлении состоит в том, чтобы в процессе познания окружающего мира принимать во внимание только способ получения нового знания, не связывая его форму с конкретным содержанием [2].
Предмет и значение логики лучше всего рассматривать на конкретном примере. Возьмем два утверждения из различных областей науки. «Все звезды имеют собственное излучение. Солнце –это звезда. Оно имеет собственное излучение». Любой свидетель обязан говорить правду. Мой друг является свидетелем. Мой друг обязан говорить правду. Если проанализировать эти суждения, можно увидеть, что в каждом из них двумя рассуждениями объясняется третье. Хоть каждый из примеров и принадлежит к различным областям знаний, способ связи составных частей содержания в каждом из них одинаковый. А именно: если предмет имеет определенное свойство, то все, что касается этого качества, имеет другое свойство. Результат: предмет, о котором идет речь, также имеет это второе свойство. Эти причинноследственные связи и принято называть логикой. Такую взаимосвязь можно наблюдать во многих жизненных ситуациях. Чтобы понять истинный смысл данной науки, нужнознать, как и при каких обстоятельствах она возникла. Оказывается, что предмет логики как науки возник в нескольких странах практически одновременно: в Древней Индии, в Древнем Китае и в Древней Греции. Если говорить о Греции, то эта наука возникла в период разложения родового строя и формирования таких слоев населения, как купцы, землевладельцы и ремесленники. Те же, кто управлял Грецией, ущемлял интересы практически всех слоев населения, и греки активно начали высказывать свои позиции. Для того чтобы решить конфликт мирным путем, каждая из сторон использовала свои доводы и аргументы. Это дало стимул для развития такой науки, как логика. Предмет использовали очень активно, ведь очень важно было победить в дискуссиях, чтобы повлиять на принятие решений. В Древнем Китае логика возникла в период золотого века китайской философии или, как еще его называли, период «борющихся государств». Подобно ситуации в Древней Греции, тут также разгорелась борьба между обеспеченными слоями населения и властью. Первые хотели изменить устрой государства и отменить передачу власти наследственным способом. Во время такой борьбы, чтобы победить, необходимо было собрать вокруг себя как можно больше сторонников [1]. Однако если в Древней Греции это послужило дополнительным стимуломдля развития логики, то в Древнем Китае –совсем наоборот. После того как царство Цинь все же стало главенствующим, и произошла так называемая культурная революция, развитие логики на этом этап е остановилось. Учитывая, что в разных странах эта наука возникала именно в период борьбы, предмет и значение логики можно охарактеризовать следующим образом: это наука о последовательности мышления человека, которое может положительно влиять на решение конфликтных ситуаций и споров. Основной предмет логики Сложно выделить одно определенное значение, которое бы в целом могло охарактеризовать такую древнюю науку. К примеру, предметом логики считается исследование законов выведения правильных определенных суждений и утверждений из определенных истинных обстоятельств. Так характеризовал эту древнею науку Фридрих Людвиг Готлоб Фреге. Понятие и предмет логики изучал и Шуман Андрей Николаевич –известный логик современности. Он считал, что это наука о размышлениях, которая исследует различные способы мышления и моделирует их. Кроме того, объект и предмет логики —это, конечно же, речь, ведь логика осуществляется только при помощи разговора или дискуссии, и абсолютно неважно, вслух или «про себя». Приведенные выше высказывания свидетельствуют о том, что предметом науки логики является структура мышления и его разнообразные свойства, которые отделяют сферу абстрактнологического, рационального мышления –формы мышления, законы, необходимые взаимосвязи между структурными элементами и правильность мышления для достижения истины.
Если говорить простым языком, то логика —это мыслительный процесс поиска истины, ведь на основе ее принципов формируется процесс поиска научного познания. Существуют различные формы и методы использования логики и все они объединены в теорию выведения знания в различных областях наук. Это так называемая традиционная логика, в рамках которой насчитывается больше 10 различных методов, но основными все же считаются дедуктивная логика Декарта и индуктивная логика Бэкона. Для дедуктивной логики очень важно, чтобы отсутствовали противоречия в исходных утверждениях, поскольку в дальнейшем они могут привести к неправильным выводам. Дедуктивная логика очень точна и не терпит допущений. Все постулаты, которые используются, как правило, основаны на проверенных данных. Этот логический метод обладает силой убеждения и используется, как правило, в точных науках, таких как математика. Более того, дедуктивный метод не ставится под сомнение, а изучается сам способ нахождения истины. К примеру, всем известная теорема Пифагора. Разве можно поставить под сомнение ее правильность? Скорее наоборот необходимо выучить теорему и научится ее доказывать. Предмет "Логика" изучает именно это направление. С её помощью, при знании определенных законов и свойств предмета, появляется возможность вывести новые. Можно сказать, что так называемая индуктивная логика Бэкона практически противоречит основным принципам дедуктивной. Если предыдущий метод используется для точных наук, то этот для естественных, в которых необходима логика. Предмет логики в таких науках: знания добывают путем наблюдений и экспериментов. Здесь нет места точным данным и расчетам. Все вычисления производятся только чисто теоретически, с целью изучения предмета или явления. Суть индуктивной логики заключается в следующем: Осуществить постоянное наблюдение за объектом, который исследуется, и создать искусственную ситуацию, которая бы чисто теоретически могла бы возникнуть. Это необходимо для изучения свойств определенных предметов, которые невозможно выучить в природных условиях. Это обязательное условие для изучения индуктивной логики [2]. На основе наблюдений собрать как можно больше фактов про исследуемый объект. Очень важно обратить внимание на то, что поскольку условия были созданы искусственно, факты могут быть искажены, однако это не означает, что они ложные. Обобщить и систематизировать данные, полученные в ходе экспериментов. Это необходимо для оценки возникшей ситуации. Если данных оказывается недостаточно, то явление, либо предмет необходимо снова поместить в другую искусственную ситуацию. Создать теорию с целью объяснения полученных данных и прогнозировать их дальнейшее развитие. Это завершающий этап, который служит для подведения итогов. Теория может быть составлена без учета фактически полученных данных, однако, тем не менее, она будет точна. Например, на основе эмпирических исследований над природными явлениями колебания звука, света, волн и т. д. физики сформулировали положение о том, что любое явление, имеющее периодическую природу, можно измерить. Конечно, для каждого явления были созданы отдельные условия и проведены определенные расчеты. В зависимости от сложности искусственной ситуации, показания значительно отличались. Именно это и позволило доказать, что периодичность колебания можно измерять. Научную индукцию Бэкон объяснял как метод научного познания причинноследственных связей и метод научного открытия. С самого начала развития науки логики большое внимание уделялось именно этому фактору, влияющему на весь процесс исследований. Причинноследственная связь –это очень важный аспект в процессе изучения логики[1]. Причина –это определенное событие либо предмет (1), которое закономерно влияет на возникновение другого предмета или явления (2). Предмет науки логика, если говорить формально, заключается в выяснении причин этой последовательности. Ведь из вышесказанного получается, что (1)является причиной (2). Можно привести такой пример: ученые, которые исследуют космическое пространство и объекты, которые там находятся, обнаружили феномен «черной дыры». Это некое космическое тело, гравитационное поле которого настолько велико, что оно способно поглощать любой другой предмет в космосе. Теперь выясним причинноследственную связь данного феномена: если гравитационное поле любого космического тела очень велико: (1), то оно способно поглотить любое другое (2). Предмет логики кратко изучает многие сферы жизни, однако в большинстве случаев полученная информация зависит от логического метода. Например, анализом называют образное разделение исследуемого объекта на определенные части, с целью изучения его свойств. Анализ, как правило обязательно связан с синтезом. Если первый метод разделяет явление, то второй, наоборот, соединяет полученные части для установления взаимосвязи между ними. Еще одним интересным предметом логики является метод абстракции. Это процесс мысленного отделения определенных свойств предмета или явления с целью их изучения. Все эти приёмы можно отнести к категории методов познания. Существует также метод интерпретации, который заключается в познании знаковой системы определенных объектов. Таким образом, предметам и явлениям можно дать символическое значение, которое облегчит понимание сути самого объекта. Современная логика Современная логика это не учение, а отображение мира. Как правило, эта наука имеет два периода формирования. Первый начинается в Древнем мире (Древняя Греция, Древняя Индия, Древний Китай) и заканчивается в 19 столетии. Второй же период начинается во второй половине 19 столетия и продолжается до сих пор. Философы и ученые нашего времени не прекращают изучать эту древнюю науку. Казалось бы, все ее методы и принципы уже давно изучены Аристотелем и его последователями, однако с каждым годом логика как наука, предмет логики, а также ее особенности продолжают исследоваться. Одной из особенностей современной логики является распространение предмета исследования,которое обусловлено новыми типами и способами мышления. Это повлекло за собой появление таких новых типов модальной логики, как логика изменений и причинная логика. Было доказано, что такие модели значительно отличаются от уже изученных. Современная логика как наука используется во многих жизненных сферах, таких как техника и информационные технологии. К примеру, если рассмотреть, как устроен и работает компьютер, можно выяснить, что все программы на нем выполняются при помощи алгоритма, где так или иначезадействована логика. Другими словами, можно сказать, что научный процесс дошел то того уровня развития, где успешно создаются и вводятся в работу устройства и механизмы, работающие на логических принципах. Другим же примером использования логики в современной науке являются управляющие программы в ЧПУ станках и установках. Здесь также, казалось бы, железный робот выполняет логическипостроенные действия. Однако таких примеры лишь формально показывают нам развитие современной логики, ведь таким способом мышления может обладать лишь живое существо, такое как человек. Более того, многие ученые до сих пор спорят, могут ли животные обладать логическими навыками. Все исследования в этой области сводятся к тому, что принцип действий животных основан лишь на их инстинктах. Получить информацию, обработать ее и выдать результат может лишь человек. Исследования в области такой науки, как логика, могут еще продолжаться тысячи лет, ведь головной мозг человека так и не был досконально изучен. Каждый год люди рождаются все более развитыми, что свидетельствует о продолжающейся эволюции человека[4].
Ссылки на источники1.Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика; Владос, КДУ, 2013. 528 c.2.Демидов И. В. Логика; Дашков и Ко, 2013. 348 c.3.Ивин А. А. Логика; Юрайт, 2013. 400c.4.Ивлев, Ю. Логика; М.: Университет,2013. 244 c.5.Михайлов Сергей Логика; Детский мир, 2013. 418c.
Милютенко Татьяна Романовна,студентка 2 курса направление подготовки «Экономика» ФЭФ ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского», г.Брянскtmilyutenko@mail.ru
Мяло Ольга Ивановна,студентка 2 курса направление подготовки «Экономика» ФЭФ ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского», г.Брянскmyalo.olya@yandex.ru
Научный руководитель: Антошкина Екатерина Александровна,старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского», г.Брянск
Роль логики в деятельности человека
Аннотация.Статья отражает значительную роль логики в деятельности человека. Выделяются основные функции мозга и их влияние на логические действия человека. Ключевые слова: человеческий мозг, сравнение, суждение, синтез, деятельность человека, абстрагирование.
Человеческий мозг –конструкция сложная, до сих пор полностью не изученная. Мы используем совсем небольшой его потенциал, медленно совершенствуясь и иногда не стараясь открыть новые для себя возможности. Но даже эта маленькая часть работы главного органа центральной нервной системы поражает своим запутанным механизмом: операции мышления, его виды и проявления у всех людей бывают такими разными, одновременно при этом подчиняясь одним и тем, же законам формирования. Сравнение. Эту несложную операцию мы делаем каждый день, сами того не замечая. Ведь чтобы иметь представление о том или ином предмете, мы мысленно вычленяем главные его характеристики, выделяя их и подчеркивая. Например, чтоб понять причину неудачного интервью, журналист сосредотачивается на том, какое оно было, при каких условиях записывалось, его особенностях. Выделение этих моментов всегда связано с осознанием задачи, путем сравнения ее с другими более удачными работами. Логические операции мышления мы начинаем применять еще с пеленок. То же сравнение использует малыш, только что родившийся. По определенным признакам –голосу, запаху, осязанию –он отличает маму от других людей. Сравнивая предметы и явления, мы делаем выводы про их отличия и сходство, противоположность и тождество. В результате мы лучше познаем окружающий мир. Операции мышления нас учат, развивают. Например, сравнивая интервью с репортажем, студентжурналист определяет суть и форму каждого их этих жанров, что позволяет ему в будущем их разделить, отличить и воспроизвести[1]. Основные операции мышления включают и эту функцию мозга, благодаря которой человек способен не только выделять отдельные характеристики, а также свойства явлений и предметов, но и уметь осознавать их отвлеченно. На основе абстракции формируется понятие. Например, все мы знаем, что пища дает нам силы и здоровье. Благодаря каждодневному употреблению мяса, молока и круп мы живем, двигаемся, работаем. Главное свойство пищи –насыщение и обогащение организма необходимыми веществами. Абстрагируясь от понятия "еда", мы, говоря о необходимости утолить голод, уже подразумеваем продукты питания, даже не произнося их название. Абстракция помогает человеку устанавливать логические связи между предметами. Вникая вглубь того или иного явления,мы видим его суть, цель, направление и поставленную задачу. Абстракция помогает человеку мыслить обобщенно, целостно, делая выводы и умозаключения. Операции и формы мышления, такие как сравнение и абстракция, способствуют познанию истины. Обобщение. Эта функция нашего мозга тесно связана с предыдущей, вместе они формируют наше мышление. Мыслительные операции, абстракция и обобщение позволяют человеку распознать и изучить окружающий мир на основе характеристик. Первый вид мозговой деятельности выделяет одно свойство предмета, характерное только ему. На его основе мы делаем вывод, о чем идет речь. Вместо этого, обобщение –это тоже свойство, но характерное не только для данного явления, а и для других. Например, для удара боксера характерна резкость. Мы даёмнокауту такое определение уже на основе наших знаний про резкость, которые сформировались у нас во время других жизненных ситуаций: при просмотре футбола, передач про змей, ощущая порывы ветра на улице. То есть мы узнали, что такое резкость, проанализировав все характеристики данных явлений. Смогли определить, что это процесс, который наступает при быстром и сильном воздействии. Только эта одна операция отражает в нашем сознании всю суть явления: поражение боксера при нокауте наступает именно благодаря резкости его соперника[2]. Еще одно свойство мозга, связанное с абстракцией. Конкретизация –ее прямая противоположность. Если на одном конце палки у нас находятся абстракция и обобщение, то на другом –конкретизация. Первые могут быть индивидуальными, вторая же общая для всех. В учебном процессе под конкретизацией подразумевают определенный пример для установленного положения. Чтобы правильно понимать действительность, нужно уметь владеть всеми этими процессами. Ведь конкретизация не позволяет умственной деятельности уходить далеко от предмета или деятельности. Созерцая явления или события, мы чётко понимаем их суть. Без конкретизации все полученные знания остаются голыми, абстрактными, поэтому и бесполезными. Например, изучив теорию выделения воды из спирта, мы никогда до конца не поймем суть процесса, пока собственными глазами не увидим, что в действительности происходит во время этого действия. Мозг конкретизирует все полученные знания с помощью зрения, осязания и запаха. Человек также часто наводит факты,чтобы конкретизировать то или иное событие. Анализ используется человеком каждый день так же, как и остальные операции мышления. Это отдельное свойство мозга, когда он раскладывает на составляющие явление или предмет. Это фактически расчленение, разборкана детали. Например, бег спортсмена. Мысленно можем выделить такие его элементы, как старт, сам бег и финиш. Это и будет анализ данного процесса деятельности. Анализируя более глубоко и детально, мы также можем выделить резкость при старте, скорость движения спортсмена, ритм дыхания. Эти составляющие также входят в общую картину под названием "бег". Анализируя, мы глубже узнаем мир, который нас окружает. Ведь во время этого процесса мышления мы выделяем не любые части, а только те, что характерны для определенного явления. Во время того же бега, человек поразному машет руками, у него разное выражение лица. Но это будет уже конкретизация спортсмена, а не самого бега. Выделять нужно только существенные элементы для каждого предмета или явления[1]. Синтез. Это умственная деятельность, прямо противоположная анализу. С помощью синтеза мы, наоборот, из конкретных деталей составляем общую картину происходящего. Он дает нам возможность воссоздать события на основе отдельных фактов. Человек получает из разносторонних деталей цельное понятие о происходящем. Это как собирать пазлы: подставляешь ту или другую часть, лишнее откидываешь, нужное присоединяешь. Основные операции мышления, такие как анализ и синтез, идут всегда рядом рука об руку. Только при этом нужно понимать, что ни одно из этих понятий не доминирует, поскольку оба они важны. Всякий анализ предусматривает синтез и наоборот. Очень ярким примером синтеза является расследование преступления. Следователь собирает воедино факты, изучает улики, опрашивает людей, отображает в уме цепочку событий и действий, чтоб прийти к правильному заключению: кто, когда и зачем нарушил закон. Созданная им цельная картина преступления состоит из массы мелких, на первый взгляд незначительных элементов. Поодиночке они не представляют ценности, зато собранные вместе способны изменить ход тех или иных событий. Умственная деятельность человека имеет и другие свои проявления. Например, она бывает трех видов, каждый из которых помогает обобщить и одновременно конкретизировать окружающий мир: Действенное мышление, основанное на прямом восприятии предметов. Возникает во время практической деятельности. Это основа для всех других видов мышления. Образное. Человек при этом опирается на образы, фантазию и восприятие. Абстрактнологическое. Происходит во время выделения связей и свойств отдельных предметов и обретает форму рассуждений и отвлеченных понятий. Все виды и операции мышления тесно связаны между собой, можно сказать, сплетены в единый узел. Например, при описании тех же историческихсобытий слова опираются на образы, а воссоздание в уме образов неотъемлемо основано на прочитанных или услышанных фразах. Операции мышления при этом также берут участие в процессе, делая его индивидуальным для каждого человека. Благодаря разным видам умственной деятельности мы открываем пред собой новые горизонты познания[2]. Каждая наша мысль имеет не только наполнение, но и внешнюю оболочку. То есть основные операции мышления всегда выражаются в определенной форме: Понятие. Отражает характеристики, свойства предметов и явлений, их взаимоотношения. Одновременно понятия бывают конкретными и абстрактными, общими и единичными. Суждение. Выражает отрицание или утверждение чеголибо. Отражает связь между событиями и явлениями. Суждения бывают ложными или истинными. Умозаключение. Это тот же вывод, сделанный на ряде суждений. Умозаключения могут быть индуктивными (логический вывод от частного к общему) и дедуктивными (от общего к частному). Операции и формы мышления –основной способ восприятия и познания мира. Без напряженной работы головного мозга человек бы оставался "овощем", неспособным думать, воображать, чувствовать, двигаться. Безусловно, это не предел возможностям "серого вещества". С развитием и совершенствованием его в будущем возможно открытие новых видов, форм и операций мышления. Логика –это один из самых древних предметов, стоящий рядом с философией и социологией и являющийся существенным общекультурным феноменом с самого начала его возникновения. Роль этой науки в современном мире важна и многопланова. Те, кто владеют знаниями вэтой области, могут покорить весь мир. Считалось, что это единственная наука, способная находить компромиссные решения в любой ситуации. Многие ученые относят дисциплину к разделу философии, другие же, в свое очередь, опровергают такую возможность. Естественно, что со временем меняется ориентация логических исследований, усовершенствуются методы и возникают новые тенденции, которые отвечают научнотехническим требованиям. Это необходимо, поскольку с каждым годом общество сталкивается с новыми проблемами, которые невозможно решить устаревшими методами [1]. Предмет логика изучает мышление человека со стороны тех закономерностей, которыми он пользуется в процессе познания истины. На самом деле, поскольку рассматриваемая нами дисциплина очень многогранна, ее изучают при помощи нескольких методов. Давайте их рассмотрим. Этимология –это раздел языкознания, основной целью которого является происхождение слова, его изучение с точки зрения семантики (значения). «Логос» в переводе с греческого означает «слово», «мысль», «знание». Таким образом, можно сказать, что логика –предмет, который изучает мышление (рассуждение). Разница между этими науками состоит в способе мышления. Древние философы считали, что мышление человека многообразно, ведь он способен анализировать ситуации и создавать алгоритм выполнения тех или иных задач для достижения определенной цели. К примеру, философия как предмет –это скорее просто рассуждения о жизни, о смысле бытия, в то время как логика помимо праздных размышлений приводит к определенному результату. С точки зрения авторов энциклопедий, логика предмет, который изучает законы и формы человеческого мышления с целью познания окружающей действительности. Эту науку интересует, как функционирует «живое» истинное знание, и в поисках ответов на свои вопросы ученые не обращаются к каждому конкретному случаю, а руководствуются особенными правилами и законами мышления. Главная задача логики как науки о мышлении состоит в том, чтобы в процессе познания окружающего мира принимать во внимание только способ получения нового знания, не связывая его форму с конкретным содержанием [2].
Предмет и значение логики лучше всего рассматривать на конкретном примере. Возьмем два утверждения из различных областей науки. «Все звезды имеют собственное излучение. Солнце –это звезда. Оно имеет собственное излучение». Любой свидетель обязан говорить правду. Мой друг является свидетелем. Мой друг обязан говорить правду. Если проанализировать эти суждения, можно увидеть, что в каждом из них двумя рассуждениями объясняется третье. Хоть каждый из примеров и принадлежит к различным областям знаний, способ связи составных частей содержания в каждом из них одинаковый. А именно: если предмет имеет определенное свойство, то все, что касается этого качества, имеет другое свойство. Результат: предмет, о котором идет речь, также имеет это второе свойство. Эти причинноследственные связи и принято называть логикой. Такую взаимосвязь можно наблюдать во многих жизненных ситуациях. Чтобы понять истинный смысл данной науки, нужнознать, как и при каких обстоятельствах она возникла. Оказывается, что предмет логики как науки возник в нескольких странах практически одновременно: в Древней Индии, в Древнем Китае и в Древней Греции. Если говорить о Греции, то эта наука возникла в период разложения родового строя и формирования таких слоев населения, как купцы, землевладельцы и ремесленники. Те же, кто управлял Грецией, ущемлял интересы практически всех слоев населения, и греки активно начали высказывать свои позиции. Для того чтобы решить конфликт мирным путем, каждая из сторон использовала свои доводы и аргументы. Это дало стимул для развития такой науки, как логика. Предмет использовали очень активно, ведь очень важно было победить в дискуссиях, чтобы повлиять на принятие решений. В Древнем Китае логика возникла в период золотого века китайской философии или, как еще его называли, период «борющихся государств». Подобно ситуации в Древней Греции, тут также разгорелась борьба между обеспеченными слоями населения и властью. Первые хотели изменить устрой государства и отменить передачу власти наследственным способом. Во время такой борьбы, чтобы победить, необходимо было собрать вокруг себя как можно больше сторонников [1]. Однако если в Древней Греции это послужило дополнительным стимуломдля развития логики, то в Древнем Китае –совсем наоборот. После того как царство Цинь все же стало главенствующим, и произошла так называемая культурная революция, развитие логики на этом этап е остановилось. Учитывая, что в разных странах эта наука возникала именно в период борьбы, предмет и значение логики можно охарактеризовать следующим образом: это наука о последовательности мышления человека, которое может положительно влиять на решение конфликтных ситуаций и споров. Основной предмет логики Сложно выделить одно определенное значение, которое бы в целом могло охарактеризовать такую древнюю науку. К примеру, предметом логики считается исследование законов выведения правильных определенных суждений и утверждений из определенных истинных обстоятельств. Так характеризовал эту древнею науку Фридрих Людвиг Готлоб Фреге. Понятие и предмет логики изучал и Шуман Андрей Николаевич –известный логик современности. Он считал, что это наука о размышлениях, которая исследует различные способы мышления и моделирует их. Кроме того, объект и предмет логики —это, конечно же, речь, ведь логика осуществляется только при помощи разговора или дискуссии, и абсолютно неважно, вслух или «про себя». Приведенные выше высказывания свидетельствуют о том, что предметом науки логики является структура мышления и его разнообразные свойства, которые отделяют сферу абстрактнологического, рационального мышления –формы мышления, законы, необходимые взаимосвязи между структурными элементами и правильность мышления для достижения истины.
Если говорить простым языком, то логика —это мыслительный процесс поиска истины, ведь на основе ее принципов формируется процесс поиска научного познания. Существуют различные формы и методы использования логики и все они объединены в теорию выведения знания в различных областях наук. Это так называемая традиционная логика, в рамках которой насчитывается больше 10 различных методов, но основными все же считаются дедуктивная логика Декарта и индуктивная логика Бэкона. Для дедуктивной логики очень важно, чтобы отсутствовали противоречия в исходных утверждениях, поскольку в дальнейшем они могут привести к неправильным выводам. Дедуктивная логика очень точна и не терпит допущений. Все постулаты, которые используются, как правило, основаны на проверенных данных. Этот логический метод обладает силой убеждения и используется, как правило, в точных науках, таких как математика. Более того, дедуктивный метод не ставится под сомнение, а изучается сам способ нахождения истины. К примеру, всем известная теорема Пифагора. Разве можно поставить под сомнение ее правильность? Скорее наоборот необходимо выучить теорему и научится ее доказывать. Предмет "Логика" изучает именно это направление. С её помощью, при знании определенных законов и свойств предмета, появляется возможность вывести новые. Можно сказать, что так называемая индуктивная логика Бэкона практически противоречит основным принципам дедуктивной. Если предыдущий метод используется для точных наук, то этот для естественных, в которых необходима логика. Предмет логики в таких науках: знания добывают путем наблюдений и экспериментов. Здесь нет места точным данным и расчетам. Все вычисления производятся только чисто теоретически, с целью изучения предмета или явления. Суть индуктивной логики заключается в следующем: Осуществить постоянное наблюдение за объектом, который исследуется, и создать искусственную ситуацию, которая бы чисто теоретически могла бы возникнуть. Это необходимо для изучения свойств определенных предметов, которые невозможно выучить в природных условиях. Это обязательное условие для изучения индуктивной логики [2]. На основе наблюдений собрать как можно больше фактов про исследуемый объект. Очень важно обратить внимание на то, что поскольку условия были созданы искусственно, факты могут быть искажены, однако это не означает, что они ложные. Обобщить и систематизировать данные, полученные в ходе экспериментов. Это необходимо для оценки возникшей ситуации. Если данных оказывается недостаточно, то явление, либо предмет необходимо снова поместить в другую искусственную ситуацию. Создать теорию с целью объяснения полученных данных и прогнозировать их дальнейшее развитие. Это завершающий этап, который служит для подведения итогов. Теория может быть составлена без учета фактически полученных данных, однако, тем не менее, она будет точна. Например, на основе эмпирических исследований над природными явлениями колебания звука, света, волн и т. д. физики сформулировали положение о том, что любое явление, имеющее периодическую природу, можно измерить. Конечно, для каждого явления были созданы отдельные условия и проведены определенные расчеты. В зависимости от сложности искусственной ситуации, показания значительно отличались. Именно это и позволило доказать, что периодичность колебания можно измерять. Научную индукцию Бэкон объяснял как метод научного познания причинноследственных связей и метод научного открытия. С самого начала развития науки логики большое внимание уделялось именно этому фактору, влияющему на весь процесс исследований. Причинноследственная связь –это очень важный аспект в процессе изучения логики[1]. Причина –это определенное событие либо предмет (1), которое закономерно влияет на возникновение другого предмета или явления (2). Предмет науки логика, если говорить формально, заключается в выяснении причин этой последовательности. Ведь из вышесказанного получается, что (1)является причиной (2). Можно привести такой пример: ученые, которые исследуют космическое пространство и объекты, которые там находятся, обнаружили феномен «черной дыры». Это некое космическое тело, гравитационное поле которого настолько велико, что оно способно поглощать любой другой предмет в космосе. Теперь выясним причинноследственную связь данного феномена: если гравитационное поле любого космического тела очень велико: (1), то оно способно поглотить любое другое (2). Предмет логики кратко изучает многие сферы жизни, однако в большинстве случаев полученная информация зависит от логического метода. Например, анализом называют образное разделение исследуемого объекта на определенные части, с целью изучения его свойств. Анализ, как правило обязательно связан с синтезом. Если первый метод разделяет явление, то второй, наоборот, соединяет полученные части для установления взаимосвязи между ними. Еще одним интересным предметом логики является метод абстракции. Это процесс мысленного отделения определенных свойств предмета или явления с целью их изучения. Все эти приёмы можно отнести к категории методов познания. Существует также метод интерпретации, который заключается в познании знаковой системы определенных объектов. Таким образом, предметам и явлениям можно дать символическое значение, которое облегчит понимание сути самого объекта. Современная логика Современная логика это не учение, а отображение мира. Как правило, эта наука имеет два периода формирования. Первый начинается в Древнем мире (Древняя Греция, Древняя Индия, Древний Китай) и заканчивается в 19 столетии. Второй же период начинается во второй половине 19 столетия и продолжается до сих пор. Философы и ученые нашего времени не прекращают изучать эту древнюю науку. Казалось бы, все ее методы и принципы уже давно изучены Аристотелем и его последователями, однако с каждым годом логика как наука, предмет логики, а также ее особенности продолжают исследоваться. Одной из особенностей современной логики является распространение предмета исследования,которое обусловлено новыми типами и способами мышления. Это повлекло за собой появление таких новых типов модальной логики, как логика изменений и причинная логика. Было доказано, что такие модели значительно отличаются от уже изученных. Современная логика как наука используется во многих жизненных сферах, таких как техника и информационные технологии. К примеру, если рассмотреть, как устроен и работает компьютер, можно выяснить, что все программы на нем выполняются при помощи алгоритма, где так или иначезадействована логика. Другими словами, можно сказать, что научный процесс дошел то того уровня развития, где успешно создаются и вводятся в работу устройства и механизмы, работающие на логических принципах. Другим же примером использования логики в современной науке являются управляющие программы в ЧПУ станках и установках. Здесь также, казалось бы, железный робот выполняет логическипостроенные действия. Однако таких примеры лишь формально показывают нам развитие современной логики, ведь таким способом мышления может обладать лишь живое существо, такое как человек. Более того, многие ученые до сих пор спорят, могут ли животные обладать логическими навыками. Все исследования в этой области сводятся к тому, что принцип действий животных основан лишь на их инстинктах. Получить информацию, обработать ее и выдать результат может лишь человек. Исследования в области такой науки, как логика, могут еще продолжаться тысячи лет, ведь головной мозг человека так и не был досконально изучен. Каждый год люди рождаются все более развитыми, что свидетельствует о продолжающейся эволюции человека[4].
Ссылки на источники1.Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика; Владос, КДУ, 2013. 528 c.2.Демидов И. В. Логика; Дашков и Ко, 2013. 348 c.3.Ивин А. А. Логика; Юрайт, 2013. 400c.4.Ивлев, Ю. Логика; М.: Университет,2013. 244 c.5.Михайлов Сергей Логика; Детский мир, 2013. 418c.