Правовые основы таможенного сотрудничества России и ЕС в свете вступления России в ВТО
Выпуск:
ART 971011
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Куликов
И.
И. Правовые основы таможенного сотрудничества России и ЕС в свете вступления России в ВТО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3421–3425. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971011.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена теоретико-правовому анализу вступления России в ВТО. Автор статьи рассмотрел преимущества вступления России в ВТО, отметил наиболее важные из них, а также выделил некоторые проблемы, связанные со вступлением в ВТО. Также автор приходит к выводу о том, что в силу своей торговой, а не таможенной специфики ВТО регламентирует таможенные формальности в части обеспечения гарантий того, чтобы таможенные формальности не стали ограничением торговли.
Ключевые слова:
россия, российская федерация, всемирная торговая организация (вто), ес, страны-партнёры, таможенное сотрудничество
Текст статьи
Куликов Иван Иванович,студент 2 курса юридического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский Государственный Университет», г. Оренбургosustudents@mail.ru
Правовые основы таможенного сотрудничества России и ЕС в свете вступления России в ВТО
Аннотация.Данная статья посвящена теоретикоправовому анализу вступления России в ВТО. Автор статьи рассмотрел преимущества вступления России в ВТО, отметил наиболее важные из них, а также выделил некоторые проблемы, связанные со вступлением в ВТО. Также автор приходит к выводуо том, что в силу своей торговой, а не таможенной специфики ВТО регламентирует таможенные формальности в части обеспечения гарантий того, чтобы таможенные формальности не стали ограничением торговли
Ключевые слова: Всемирная торговая организация (ВТО), ЕС, Российская Федерация, Россия, страныпартнёры, таможенное сотрудничество.
21 июля 2012 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»[1]. Временем позже, 22 августа 2012 года Российская Федерация стала 156м членом Всемирной торговой организации (ВТО). Как в процессе вступления России в ВТО, так и после обретения Россией членства в данной международной организации возник большой дискуссионный вопрос о возможных нежелательных последствиях такого шага для нашей страны, поскольку масштабы деятельности Всемирной торговой организации, масштабы торговоэкономического сотрудничества между Россией и ЕС, а также роль, которую играет взаимодействие сторон в таможенной сфере для обеспечения бесперебойной торговли, особый интерес для оценки представляют те самые последствия, которые могут отразиться политике нашего государства, то есть возможного влияния вступления России в ВТО на дальнейшее развитие правовой базы таможенного сотрудничества России и ЕС.Большое значение имеет ряд международных соглашений, принятых в рамках создания Всемирной торговой организации, а также документов, выработанных уже в процессе присоединения России к ВТО. К таки соглашениям и документам, содержащих вопросы таможенного администрирования необходимо отнести прежде всего Генеральное соглашение по тарифам и торговле, принятому в 1994 году (ГАТТ),а также производным от ГАТТ Соглашение по применению статьи VIIГАТТ и документы, оформившие присоединение России к данной международной организации, к которым относят Протокол о вступлении России в ВТО, доклад Рабочей группы по присоединению России к ВТО, включая обязательства России перед членами ВТО по уровню ставок ввозных таможенных пошлин, размещённые на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации. Проанализировав приведённые документы необходимо сделать акцент на том, что в целом российское таможенное и внешнеторговое законодательство на данный момент времени полностью соответствует нормам Всемирной торговой организации[2].Это, прежде всего, обусловлено достаточно долгим процессом присоединения Российской Федерации к членам ВТО. 18 лет Россия принимала решение о вступлении в ВТО. За эти годы, Россия, в том числе посредством международноправового регулирования товарообмена со странами уже являющимися членами ВТО, в частности с ЕС, привела своё таможенное и внешнеторговое законодательство в соответствии с установленными в ВТО стандартами. Примером может послужить СПС, которое содержит ссылки на ГАТТ, на основаниикоторых Россия берет на себя обязательство использовать отдельные правовые конструкции в значениях, определенных ГАТТ. Например, статья 10 СПС, закрепляющая основные положения использования таких терминов, как «режим наиболее благоприятствуемой нации», а также «таможенный союз» и «зона свободной торговли».
В связи с этим,П.А. Калиниченко,считает,принципиальной задачей СПС была адаптация торговых отношений России и ЕС к нормам и правилам ВТО. Именно поэтому самый главный по значимостираздел Соглашения о торговле товарами либо воспроизводит нормы ГАТТ в тексте СПС, либо содержит бланкетные нормы,отсылающиек положениям ГАТТ [3].Важное значение среди норм ВТО с точки зрения влияния на формирование законодательства России в таможенной и внешнеторговой сфере, а также в формировании таможенного законодательства Таможенного союза оказывает Соглашение по применению статьи VIIГАТТ, такназываемый Кодекс по таможенной стоимости[4]. Являясь основополагающим международным стандартом, касающимся вопросов определения, декларирования и контроля таможенной стоимости, считающейся базовой конструкцией таможенного регулирования, данное соглашение полностью отражено в нормах указанного законодательства. Несмотря на это, в интервью, посвящённому последствиям присоединения Российской Федерации к ВТО, данному газете «эжЮРИСТ», Г.В. Баландина отметила следующую тенденцию. По её мнению, проблемы с определением стоимости в России сохраняются в связи с так называемым «эксцессом правоприменения». Суть такого эксцесса заключается в том, что Россия на протяжении действия СПС значительно продвинулась в приведении своего таможенного законодательства в соответствие с международными и европейскими нормами. На данный момент, анализирую таможенное законодательство РФ, можно акцентировать своё внимание на следующее:
на данный момент, российское таможенное законодательство содержит современные процедуры таможенного оформления, предусматривающие использование предварительного информирования;
появились системы управления рисками при выборе тех или иных форм таможенного контроля;
появился институт уполномоченного экономического оператора и другие прогрессивные таможенные технологии.При этом, нельзя сказать, что современное российское таможенное законодательство достигло совершенства в приведении своего законодательства в отношении международных норм, принятых членами ВТО. На данный момент этого недостаточно дляполного обеспечения беспрепятственного перемещения товаров через границу. Связано это, прежде всего, с низким качеством применения указанных таможенных процедур на практике. Те самые современные и прогрессивные процедуры, включённые в таможенное законодательство России, применяются таким способом, который значительно искажает их первоначальное назначение. Данный факт констатируют и зарубежные бизнесмены, аргументируя это тем, что некорректное применения таких прогрессивных процедур не позволяет добиться упрощения и ускорения торговли. Своё мнение выразили генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф, который считает, что всему виной является вина таможни, внутри которой возникают те самые сбои поставок, что в свою очередь замедляет работу совместных производств на территории РФ. По его словам, российские чиновники не понимают, каким образом должны формироваться цены на мировом рынке. Также он отмечает низкую работоспособность российских чиновников, говоря о том, что они действуют очень медленно, и зачастую принимают неправильные решения, что приводит к существенным потерям иностранного бизнеса и появлению у России негативного имиджа [5]. Тем не менее, вступление России в ВТО создаёт компаниям по бизнесу значительные возможности, к которымможно отнести:
возможность оперировать не только таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ в области таможенного дела, но и правилами ВТО и разъяснениями, которые на основе этих правил даёт ВТО;
также, расширились возможности проведения диалогов с таможенными органами для урегулирования некоторых возникших вопросов [6].Помимо того, на нормах ВТО основано не только таможенное законодательство РФ, но и законодательство, направленное на охрану прав интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении, а также регулировании отдельных вопросов тарифного регулирования, в частности тарифных льгот и преференций, взимания таможенных сборов за совершение таможенных операций. Вместе с тем, идёт работа, направленная на приведение законодательства РФ в сфера административных правонарушений в соответствии со статьёй VIIIГАТТ, которая устанавливает принцип соразмерности наказаний за таможенные правонарушения, а также устанавливает невозможность наложения крупных штрафов договаривающихся сторон за незначительные, либо малозначительные нарушения таможенных правил или процедурных требований, например, в случаях, когда допускаются какиелибо пропуски или ошибки в таможенной документации, которые легко исправимы, и которые явно были совершены без корыстного умысла. В таких случаях размер налагаемого штрафа не должен превышать размера, необходимого для того, чтобы служить только предупреждением.Говоря о соответствии таможенного законодательства России нормам ВТО, следует отметить, что эти данные отражены в тексте доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО из чего следует вывод о том, что законодательство России лишь формально соответствует нормам ВТО, регламентирующим выполнение таможенных формальностей, в связи с чем факт вступления России в ВТО не даёт правовых оснований для прогнозирования существенных изменений в правовом регулировании таможенного сотрудничества России и ЕС. Наравне с вышесказанным следует также отметить, что одним из основных преимуществ вступления России в ВТО является получение равного и недискриминационного доступа на рынки других государств –членов ВТО. Данное преимущество связывается непосредственно с получением максимальной выгоды, в связи с чем РФ фактически заинтересована в создании максимально простых и удобных правил в области регулирования отношений как на своей территории, так и на территории основных партнёров, с которыми Россия имеет торговые отношения, в том числе и со странами ЕС, что позволяет максимально полно реализовывать экспортный потенциал страны, диверсифицировав номенклатуру экспортируемых товаров, а также создав условия для доступа на международные рынки малых и средних предприятий [7].Исходя из этого, можно с уверенностью говорить о том, что вступление России в ВТО значительно повышает актуальность совершенствования правовой базы таможенного сотрудничества России и стран ЕС в таможенной сфере, что безусловно делает такое совершенствование залогом эффективной реализации преимуществ от более активного участия РФ в глобальной внешнеэкономической и правовой среде посредством членства в ВТО. Помимо того, вступление России в ВТО связано с тарифными обязательствами. В силу таких обстоятельств, тарифная защита должна постепенно сокращаться, что по словам эксминистра экономического развития Российской Федерации А.Р. Белоусова, является «платой за вход»[8]. Поэтому, безусловно должно создаваться условия, исключающие дискриминацию доступа к товарам иностранных производителей на российском рынке, что в свою очередь сыграет значительную роль в увеличении объёмов ввоза иностранных товаров в Россию.В таких условиях существенно вырастает роль правовых механизмов защиты, отличных от тарифных. Поэтому, по нашему мнению, такие механизмы должны замениться инструментами эффективного таможенного администрирования, которые позволят беспрепятственно, без лишнего вмешательства во внешнеторговые операции проводить эффективные контрольные мероприятия. Такая реформа позволит ускорить процесс развития правовых основ таможенного сотрудничества с другими государствами –членами ВТО, в том числе со странами ЕС, а также способствуют стать фактором эффективного контроля трансграничного перемещения товаров в условиях членства России в ВТО.Как уже было сказано, таможенное законодательство РФ в настоящее время достигло высокого уровня соответствия нормам ВТО. Но несмотря на это, Россия не перестаёт проводить работу по совершенствованию своего законодательства, а также работу над особенностями правовой регламентации торговли с теми или иными торговыми партнёрами, и прежде всего со странами ЕС.Так, правовой анализ Рабочей группы, проведённый в связи с присоединением России к ВТО показывает, что российское законодательство ипрактика его применения имеют достаточно существенные недостатки, которые требуют совершенствования. П. 284 данного доклада подтверждает обязательство России по продолжению совершенствования института уполномоченных экономических операторов.Беря во внимание указанный пункт доклада, необходимо указать на то, что уполномоченный экономический оператор на сегодняшних день является одним из наиболее прогрессивных инструментов таможенного администрирования, что подтверждается его активным практическим применением. Использование такого инструмента позволяет за счёт категорирования участников внешнеэкономической деятельности на основе определённых критериев варьировать ресурсы таможенных органов и соответственно степень таможенного контроля в отношении различных участников внешнеэкономической деятельности. За счет выделения на основе установленных критериев «надежных» участников внешнеэкономической деятельности таможенные органы минимизируют контроль в отношении этих лиц, получая возможность сконцентрировать усилияна контроле за действительно рисковыми поставками.Также, нам представляется целесообразным выделить в качестве одного из наиболее прогрессивного и актуального направления совершенствования указанного института путём создания возможной гармонизации и взаимного признания уполномоченных экономических операторов России и ЕС. Такое изменение было бы достаточно логичным, поскольку многие страны уже используют такой метод в своих внешнеторговых отношениях, поэтому, для обеспечения прогрессивных торговых отношений России с ЕС,необходимо предпринять меры по рассмотрению вопроса об гармонизации и взаимного признания уполномоченных экономических операторов, поскольку это упростит торговлю с одновременным обеспечением должного уровня безопасности. Помимо совершенствования указанного направления, существует ещё масса вопросов, которые были подняты членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО, и которые требуют детального анализа в целях устранениях пробелов и недостатков как с юридической точки зрения, так и с точки зрения науки. К таким вопросам можно отнести следующие:
исходя из п.290 доклада Рабочей группы, возникает вопрос о единообразии и транспарентного применения таможенных правил на всей территории Российской Федерации;
животрепещущим вопросом, поднятым членами Рабочей группы, явилась проблема введения Российской Федерацией ограничений ввоза или вывоза, а также совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров;
также в качестве вопроса, требуемого законодательного решения, можновыделить несвоевременное информирование заинтересованных лиц о мерах в сфере таможенного регулирования. Требуется обратить вниманиеи на то, что в некоторых случаях, отвечая на описываемые членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО проблемные ситуации, возникающие при применении норм таможенного законодательства, утверждая, что требуемый механизм предусмотрен. Наличие такового факта ещё раз подтверждает указанную выше проблему о несоответствии практического применения норм таможенного законодательства заложенному в них регулятивному смыслу. Устранение данной проблемы может быть решена в рамках создаваемой правовой базы таможенного сотрудничества России и ЕС. Для этого в такой правовой базе должны быть включены нормы, предусматривающие следующие меры:
прежде всего было бы достаточно целесообразно включить в виде правовых норм совместные усилия сторон по борьбе с коррупцией на основе действующих международных стандартов (например, Арушской декларации, программы ЕС по этике 2007 года);
также, вполне возможно внедрение прогрессивных таможенных процедур, которые позволят значительно минимизировать контакт между сотрудником таможенного органа и предпринимателем;
как нам кажется, необходимо включить повышенную ответственность таможенного органа за принимаемые им решения;
совершенствование процедур рассмотрения споров, а также перевод таможенного оформления на электронную основу и другие изменения.Помимо того, важным является то, что членство в ВТО выступает в роли дополнительной международной площадки для объединения инструментов таможенного администрирования странпартнёров, и в частности для таможенного администрирования торговли между Россией и ЕС. В.В. Путин в ходе выступления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с отчётом о работе правительства отметил, что «членство в ВТО открывает России возможность цивилизованно, в правовом поле отстаивать наши интересы» [9]. Кроме того, В.П. Оболенский выделяет прочие преимущества, выделяя в качестве таковых избежание торговополитической изоляции, что играет важную и стратегическую роль во внешнеторговой политике нашей страны, как мирового лидера [10].Исходя из всего вышесказанного, в качестве вывода необходимо указать на то, что членство России в ВТО не окажет масштабного влияния на правовые основы таможенного сотрудничества России и ЕС в связи со следующими обстоятельствами:
главным обстоятельство является то, что в силу своей торговой, а не таможенной специфики ВТО регламентирует таможенные формальности лишь в части, обеспечивающей гарантии невозможности ограничения торговли таможенными формальностями;
также немаловажным является и то, что за весь этот продолжительный период вступления Росси в ВТО, наше таможенное законодательство успело претерпеть массу реформ, что позволило привести своё таможенное законодательство в соответствии с установленными рамками ВТО стандартами.Так, таможенное сотрудничество России и ЕС ещё со вступления в силу СПС базируется на отдельных положениях норм ВТО, в частности закреплённых в Генеральном соглашении по тарифам и торговле, на которые СПС содержит ссылки.Вместе с тем эффективная организация правовой базы таможенного сотрудничества России и ЕС позволит минимизировать негативные последствия вступления России в ВТО и обеспечит полноценное участие, ориентированное на получение максимального результата для экономики. Кроме того, членство в ВТОпозволит России на паритетных началах подходить к выработке правового регулирования международной торговли как на глобальном, так и на региональном уровнях.
Ссылки на источники1.Российская газета. № 166. 23.07.2012; 2.БаландинаГ.В. К новой модели. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. № 6 // 2012 г. С. 310;3.Калиниченко П.А. Правовое регулирование отношений между Россией и Европейским союзом // Автореферат диссертации на соискание ученой степени док. юрид. наук. М., 2011. С. 34;4.Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от А до Я. М.: ВАВТ, 2012. С. 164;5.Текст выступления Франка Шауффа размещен на официальном сайте Евразийской экономической комиссии в сети Интернет [Электронный ресурс] http://www.tsouz.ru/Community/Pages/71.aspx;6.Интервью Г.В. Баландиной газете «эжЮрист» [Электронный ресурс] http://www.gazetayurist.ru/article. php?i=1902;7.Доклад Аналитического центра ВТОИНФОРМ [Электронный ресурс]: http://wtoinform.ru/upload/ brochure/brochure_wto.pdf;8.РБК daily. Не так страшно в ВТО// 7 ноября 2012 г., № 211 (1496);9.Цитата доступна на информационном сайте ВТО в России [Электронный ресурс] http://www.wto.ru/ ru/newsmain.asp;10.Оболенский В.П. Условия присоединения России к ВТО и его последствия для отечественной экономики. М.: ВАВТ, 2012. С. 18–20
Правовые основы таможенного сотрудничества России и ЕС в свете вступления России в ВТО
Аннотация.Данная статья посвящена теоретикоправовому анализу вступления России в ВТО. Автор статьи рассмотрел преимущества вступления России в ВТО, отметил наиболее важные из них, а также выделил некоторые проблемы, связанные со вступлением в ВТО. Также автор приходит к выводуо том, что в силу своей торговой, а не таможенной специфики ВТО регламентирует таможенные формальности в части обеспечения гарантий того, чтобы таможенные формальности не стали ограничением торговли
Ключевые слова: Всемирная торговая организация (ВТО), ЕС, Российская Федерация, Россия, страныпартнёры, таможенное сотрудничество.
21 июля 2012 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»[1]. Временем позже, 22 августа 2012 года Российская Федерация стала 156м членом Всемирной торговой организации (ВТО). Как в процессе вступления России в ВТО, так и после обретения Россией членства в данной международной организации возник большой дискуссионный вопрос о возможных нежелательных последствиях такого шага для нашей страны, поскольку масштабы деятельности Всемирной торговой организации, масштабы торговоэкономического сотрудничества между Россией и ЕС, а также роль, которую играет взаимодействие сторон в таможенной сфере для обеспечения бесперебойной торговли, особый интерес для оценки представляют те самые последствия, которые могут отразиться политике нашего государства, то есть возможного влияния вступления России в ВТО на дальнейшее развитие правовой базы таможенного сотрудничества России и ЕС.Большое значение имеет ряд международных соглашений, принятых в рамках создания Всемирной торговой организации, а также документов, выработанных уже в процессе присоединения России к ВТО. К таки соглашениям и документам, содержащих вопросы таможенного администрирования необходимо отнести прежде всего Генеральное соглашение по тарифам и торговле, принятому в 1994 году (ГАТТ),а также производным от ГАТТ Соглашение по применению статьи VIIГАТТ и документы, оформившие присоединение России к данной международной организации, к которым относят Протокол о вступлении России в ВТО, доклад Рабочей группы по присоединению России к ВТО, включая обязательства России перед членами ВТО по уровню ставок ввозных таможенных пошлин, размещённые на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации. Проанализировав приведённые документы необходимо сделать акцент на том, что в целом российское таможенное и внешнеторговое законодательство на данный момент времени полностью соответствует нормам Всемирной торговой организации[2].Это, прежде всего, обусловлено достаточно долгим процессом присоединения Российской Федерации к членам ВТО. 18 лет Россия принимала решение о вступлении в ВТО. За эти годы, Россия, в том числе посредством международноправового регулирования товарообмена со странами уже являющимися членами ВТО, в частности с ЕС, привела своё таможенное и внешнеторговое законодательство в соответствии с установленными в ВТО стандартами. Примером может послужить СПС, которое содержит ссылки на ГАТТ, на основаниикоторых Россия берет на себя обязательство использовать отдельные правовые конструкции в значениях, определенных ГАТТ. Например, статья 10 СПС, закрепляющая основные положения использования таких терминов, как «режим наиболее благоприятствуемой нации», а также «таможенный союз» и «зона свободной торговли».
В связи с этим,П.А. Калиниченко,считает,принципиальной задачей СПС была адаптация торговых отношений России и ЕС к нормам и правилам ВТО. Именно поэтому самый главный по значимостираздел Соглашения о торговле товарами либо воспроизводит нормы ГАТТ в тексте СПС, либо содержит бланкетные нормы,отсылающиек положениям ГАТТ [3].Важное значение среди норм ВТО с точки зрения влияния на формирование законодательства России в таможенной и внешнеторговой сфере, а также в формировании таможенного законодательства Таможенного союза оказывает Соглашение по применению статьи VIIГАТТ, такназываемый Кодекс по таможенной стоимости[4]. Являясь основополагающим международным стандартом, касающимся вопросов определения, декларирования и контроля таможенной стоимости, считающейся базовой конструкцией таможенного регулирования, данное соглашение полностью отражено в нормах указанного законодательства. Несмотря на это, в интервью, посвящённому последствиям присоединения Российской Федерации к ВТО, данному газете «эжЮРИСТ», Г.В. Баландина отметила следующую тенденцию. По её мнению, проблемы с определением стоимости в России сохраняются в связи с так называемым «эксцессом правоприменения». Суть такого эксцесса заключается в том, что Россия на протяжении действия СПС значительно продвинулась в приведении своего таможенного законодательства в соответствие с международными и европейскими нормами. На данный момент, анализирую таможенное законодательство РФ, можно акцентировать своё внимание на следующее:
на данный момент, российское таможенное законодательство содержит современные процедуры таможенного оформления, предусматривающие использование предварительного информирования;
появились системы управления рисками при выборе тех или иных форм таможенного контроля;
появился институт уполномоченного экономического оператора и другие прогрессивные таможенные технологии.При этом, нельзя сказать, что современное российское таможенное законодательство достигло совершенства в приведении своего законодательства в отношении международных норм, принятых членами ВТО. На данный момент этого недостаточно дляполного обеспечения беспрепятственного перемещения товаров через границу. Связано это, прежде всего, с низким качеством применения указанных таможенных процедур на практике. Те самые современные и прогрессивные процедуры, включённые в таможенное законодательство России, применяются таким способом, который значительно искажает их первоначальное назначение. Данный факт констатируют и зарубежные бизнесмены, аргументируя это тем, что некорректное применения таких прогрессивных процедур не позволяет добиться упрощения и ускорения торговли. Своё мнение выразили генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф, который считает, что всему виной является вина таможни, внутри которой возникают те самые сбои поставок, что в свою очередь замедляет работу совместных производств на территории РФ. По его словам, российские чиновники не понимают, каким образом должны формироваться цены на мировом рынке. Также он отмечает низкую работоспособность российских чиновников, говоря о том, что они действуют очень медленно, и зачастую принимают неправильные решения, что приводит к существенным потерям иностранного бизнеса и появлению у России негативного имиджа [5]. Тем не менее, вступление России в ВТО создаёт компаниям по бизнесу значительные возможности, к которымможно отнести:
возможность оперировать не только таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ в области таможенного дела, но и правилами ВТО и разъяснениями, которые на основе этих правил даёт ВТО;
также, расширились возможности проведения диалогов с таможенными органами для урегулирования некоторых возникших вопросов [6].Помимо того, на нормах ВТО основано не только таможенное законодательство РФ, но и законодательство, направленное на охрану прав интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении, а также регулировании отдельных вопросов тарифного регулирования, в частности тарифных льгот и преференций, взимания таможенных сборов за совершение таможенных операций. Вместе с тем, идёт работа, направленная на приведение законодательства РФ в сфера административных правонарушений в соответствии со статьёй VIIIГАТТ, которая устанавливает принцип соразмерности наказаний за таможенные правонарушения, а также устанавливает невозможность наложения крупных штрафов договаривающихся сторон за незначительные, либо малозначительные нарушения таможенных правил или процедурных требований, например, в случаях, когда допускаются какиелибо пропуски или ошибки в таможенной документации, которые легко исправимы, и которые явно были совершены без корыстного умысла. В таких случаях размер налагаемого штрафа не должен превышать размера, необходимого для того, чтобы служить только предупреждением.Говоря о соответствии таможенного законодательства России нормам ВТО, следует отметить, что эти данные отражены в тексте доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО из чего следует вывод о том, что законодательство России лишь формально соответствует нормам ВТО, регламентирующим выполнение таможенных формальностей, в связи с чем факт вступления России в ВТО не даёт правовых оснований для прогнозирования существенных изменений в правовом регулировании таможенного сотрудничества России и ЕС. Наравне с вышесказанным следует также отметить, что одним из основных преимуществ вступления России в ВТО является получение равного и недискриминационного доступа на рынки других государств –членов ВТО. Данное преимущество связывается непосредственно с получением максимальной выгоды, в связи с чем РФ фактически заинтересована в создании максимально простых и удобных правил в области регулирования отношений как на своей территории, так и на территории основных партнёров, с которыми Россия имеет торговые отношения, в том числе и со странами ЕС, что позволяет максимально полно реализовывать экспортный потенциал страны, диверсифицировав номенклатуру экспортируемых товаров, а также создав условия для доступа на международные рынки малых и средних предприятий [7].Исходя из этого, можно с уверенностью говорить о том, что вступление России в ВТО значительно повышает актуальность совершенствования правовой базы таможенного сотрудничества России и стран ЕС в таможенной сфере, что безусловно делает такое совершенствование залогом эффективной реализации преимуществ от более активного участия РФ в глобальной внешнеэкономической и правовой среде посредством членства в ВТО. Помимо того, вступление России в ВТО связано с тарифными обязательствами. В силу таких обстоятельств, тарифная защита должна постепенно сокращаться, что по словам эксминистра экономического развития Российской Федерации А.Р. Белоусова, является «платой за вход»[8]. Поэтому, безусловно должно создаваться условия, исключающие дискриминацию доступа к товарам иностранных производителей на российском рынке, что в свою очередь сыграет значительную роль в увеличении объёмов ввоза иностранных товаров в Россию.В таких условиях существенно вырастает роль правовых механизмов защиты, отличных от тарифных. Поэтому, по нашему мнению, такие механизмы должны замениться инструментами эффективного таможенного администрирования, которые позволят беспрепятственно, без лишнего вмешательства во внешнеторговые операции проводить эффективные контрольные мероприятия. Такая реформа позволит ускорить процесс развития правовых основ таможенного сотрудничества с другими государствами –членами ВТО, в том числе со странами ЕС, а также способствуют стать фактором эффективного контроля трансграничного перемещения товаров в условиях членства России в ВТО.Как уже было сказано, таможенное законодательство РФ в настоящее время достигло высокого уровня соответствия нормам ВТО. Но несмотря на это, Россия не перестаёт проводить работу по совершенствованию своего законодательства, а также работу над особенностями правовой регламентации торговли с теми или иными торговыми партнёрами, и прежде всего со странами ЕС.Так, правовой анализ Рабочей группы, проведённый в связи с присоединением России к ВТО показывает, что российское законодательство ипрактика его применения имеют достаточно существенные недостатки, которые требуют совершенствования. П. 284 данного доклада подтверждает обязательство России по продолжению совершенствования института уполномоченных экономических операторов.Беря во внимание указанный пункт доклада, необходимо указать на то, что уполномоченный экономический оператор на сегодняшних день является одним из наиболее прогрессивных инструментов таможенного администрирования, что подтверждается его активным практическим применением. Использование такого инструмента позволяет за счёт категорирования участников внешнеэкономической деятельности на основе определённых критериев варьировать ресурсы таможенных органов и соответственно степень таможенного контроля в отношении различных участников внешнеэкономической деятельности. За счет выделения на основе установленных критериев «надежных» участников внешнеэкономической деятельности таможенные органы минимизируют контроль в отношении этих лиц, получая возможность сконцентрировать усилияна контроле за действительно рисковыми поставками.Также, нам представляется целесообразным выделить в качестве одного из наиболее прогрессивного и актуального направления совершенствования указанного института путём создания возможной гармонизации и взаимного признания уполномоченных экономических операторов России и ЕС. Такое изменение было бы достаточно логичным, поскольку многие страны уже используют такой метод в своих внешнеторговых отношениях, поэтому, для обеспечения прогрессивных торговых отношений России с ЕС,необходимо предпринять меры по рассмотрению вопроса об гармонизации и взаимного признания уполномоченных экономических операторов, поскольку это упростит торговлю с одновременным обеспечением должного уровня безопасности. Помимо совершенствования указанного направления, существует ещё масса вопросов, которые были подняты членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО, и которые требуют детального анализа в целях устранениях пробелов и недостатков как с юридической точки зрения, так и с точки зрения науки. К таким вопросам можно отнести следующие:
исходя из п.290 доклада Рабочей группы, возникает вопрос о единообразии и транспарентного применения таможенных правил на всей территории Российской Федерации;
животрепещущим вопросом, поднятым членами Рабочей группы, явилась проблема введения Российской Федерацией ограничений ввоза или вывоза, а также совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров;
также в качестве вопроса, требуемого законодательного решения, можновыделить несвоевременное информирование заинтересованных лиц о мерах в сфере таможенного регулирования. Требуется обратить вниманиеи на то, что в некоторых случаях, отвечая на описываемые членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО проблемные ситуации, возникающие при применении норм таможенного законодательства, утверждая, что требуемый механизм предусмотрен. Наличие такового факта ещё раз подтверждает указанную выше проблему о несоответствии практического применения норм таможенного законодательства заложенному в них регулятивному смыслу. Устранение данной проблемы может быть решена в рамках создаваемой правовой базы таможенного сотрудничества России и ЕС. Для этого в такой правовой базе должны быть включены нормы, предусматривающие следующие меры:
прежде всего было бы достаточно целесообразно включить в виде правовых норм совместные усилия сторон по борьбе с коррупцией на основе действующих международных стандартов (например, Арушской декларации, программы ЕС по этике 2007 года);
также, вполне возможно внедрение прогрессивных таможенных процедур, которые позволят значительно минимизировать контакт между сотрудником таможенного органа и предпринимателем;
как нам кажется, необходимо включить повышенную ответственность таможенного органа за принимаемые им решения;
совершенствование процедур рассмотрения споров, а также перевод таможенного оформления на электронную основу и другие изменения.Помимо того, важным является то, что членство в ВТО выступает в роли дополнительной международной площадки для объединения инструментов таможенного администрирования странпартнёров, и в частности для таможенного администрирования торговли между Россией и ЕС. В.В. Путин в ходе выступления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с отчётом о работе правительства отметил, что «членство в ВТО открывает России возможность цивилизованно, в правовом поле отстаивать наши интересы» [9]. Кроме того, В.П. Оболенский выделяет прочие преимущества, выделяя в качестве таковых избежание торговополитической изоляции, что играет важную и стратегическую роль во внешнеторговой политике нашей страны, как мирового лидера [10].Исходя из всего вышесказанного, в качестве вывода необходимо указать на то, что членство России в ВТО не окажет масштабного влияния на правовые основы таможенного сотрудничества России и ЕС в связи со следующими обстоятельствами:
главным обстоятельство является то, что в силу своей торговой, а не таможенной специфики ВТО регламентирует таможенные формальности лишь в части, обеспечивающей гарантии невозможности ограничения торговли таможенными формальностями;
также немаловажным является и то, что за весь этот продолжительный период вступления Росси в ВТО, наше таможенное законодательство успело претерпеть массу реформ, что позволило привести своё таможенное законодательство в соответствии с установленными рамками ВТО стандартами.Так, таможенное сотрудничество России и ЕС ещё со вступления в силу СПС базируется на отдельных положениях норм ВТО, в частности закреплённых в Генеральном соглашении по тарифам и торговле, на которые СПС содержит ссылки.Вместе с тем эффективная организация правовой базы таможенного сотрудничества России и ЕС позволит минимизировать негативные последствия вступления России в ВТО и обеспечит полноценное участие, ориентированное на получение максимального результата для экономики. Кроме того, членство в ВТОпозволит России на паритетных началах подходить к выработке правового регулирования международной торговли как на глобальном, так и на региональном уровнях.
Ссылки на источники1.Российская газета. № 166. 23.07.2012; 2.БаландинаГ.В. К новой модели. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. № 6 // 2012 г. С. 310;3.Калиниченко П.А. Правовое регулирование отношений между Россией и Европейским союзом // Автореферат диссертации на соискание ученой степени док. юрид. наук. М., 2011. С. 34;4.Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от А до Я. М.: ВАВТ, 2012. С. 164;5.Текст выступления Франка Шауффа размещен на официальном сайте Евразийской экономической комиссии в сети Интернет [Электронный ресурс] http://www.tsouz.ru/Community/Pages/71.aspx;6.Интервью Г.В. Баландиной газете «эжЮрист» [Электронный ресурс] http://www.gazetayurist.ru/article. php?i=1902;7.Доклад Аналитического центра ВТОИНФОРМ [Электронный ресурс]: http://wtoinform.ru/upload/ brochure/brochure_wto.pdf;8.РБК daily. Не так страшно в ВТО// 7 ноября 2012 г., № 211 (1496);9.Цитата доступна на информационном сайте ВТО в России [Электронный ресурс] http://www.wto.ru/ ru/newsmain.asp;10.Оболенский В.П. Условия присоединения России к ВТО и его последствия для отечественной экономики. М.: ВАВТ, 2012. С. 18–20