Пути увеличения доходов и оптимизации расходов бюджета Калужской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Напалкова М. О., Терехова Д. Ю., Суслякова О. Н. Пути увеличения доходов и оптимизации расходов бюджета Калужской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3461–3465. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971019.htm.
Аннотация. В статье анализируется динамика и структура расходов бюджета Калужской области за период 2014–2016 гг. Предложены мероприятия по увеличению доходной части бюджета, в частности увеличению налоговых и неналоговых доходов, а также приведены мероприятия в области оптимизации бюджетных расходов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Напалкова Мария Олеговна, 4 курс Калужский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Калуга, Россияmariya.napalkova@yandex.ru

Терехова Дарья Юрьевна,4 курс Калужский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Калуга, Россияter1607@yandex.ru

Научный руководитель: Суслякова Оксана Николаевна, к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит»Калужский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Калуга, Россияfinans11@mail.ru

Пути увеличения доходов и оптимизации расходов бюджета Калужской области

Аннотация.В статье анализируется динамика и структура расходов бюджета Калужской области за период 20142016 годы. Предложены мероприятия по увеличению доходной части бюджета, в частности увеличения налоговых и неналоговых доходов, а также приведены мероприятия в области оптимизации бюджетных расходов. Ключевые слова:бюджет, доходы, расходы, социальноэкономическиезадачи, региональныйбюджет.

В сложных экономических условиях в 20142016 гг., а также прогнозируемого 2017 года,в Калужской области первоочередной задачей при исполнении бюджета является обеспечение его сбалансированности. Как известно, понятие сбалансированности крайне многогранно и для его достижения требуется кропотливая работа по наращиванию доходной части бюджета и экономному расходованию бюджетных средств.Ситуация со сбалансированностью бюджета Калужской области за 20142016 годы представлена в таблице 1.Таблица 1Основные характеристики бюджетаКалужской области за 20142016гг., млн.руб.

Показатели2014г.2015г.2016г.Отношение 2016 г. к2014(%)2015(%)Доходы

46630,63

33667,76

34559,97

74,11

102,65Расходы36770,9339262,1939195,38106,59

99,83

Дефицит/профицит9859,75594,434635,41

Как видим из таблицы 1 бюджет Калужской области за анализируемый период имеет не однозначную тенденцию, так в 2014 году профицит бюджета составил 9859,7 млн.рублей, а в 2015 году бюджет области имеет дефицитный характер в размере 5594,43 млн. рублей. В 2016 году ситуация немного улучшилась по сравнению с 2015 годом, однако бюджет так и остался дефицитным в размере 4635,41 млн. рублей.Состав расходов бюджета представляет собой функциональную классификацию расходов, которая является группировкой расходов бюджета и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций и решение социальноэкономических задач [1].Проанализировать объем и структуру расходов бюджетамы можем по данным, представленным в таблице 2. Таблица 2Динамикаи структура расходов бюджета Калужской области

за период 20142016гг.

РАСХОДЫ201420152016млн. руб.уд. вес %млн. руб.уд. вес %млн. руб.уд. вес %Общегосударственные вопросы950,732,59981,092,499891,612,27Национальная оборона20,820,0623,380,0620,570,05Национальная безопасность и правоохранительная деятельность235,580,64261,170,665245,160,63Национальная экономика8478,4923,068284,9121,1019897,1525,3Жилищнокоммунальное хозяйство2383,6346,482777,997,0752536,556,47Охрана окружающей среды14,990,0417,370,04419,410,05Образование8823,0623,998632,9921,9888434,3621,5Культура и кинематография491,221,34499,141,271702,1751,79Здравоохранение6063,1616,497680,0819,5616842,2217,5Социальная политика6489,5117,657437,4518,9437302,1218,6Физическая культура и спорт447,911,22580,481,478690,921,76Средства массовой информации166,170,45198,40,505188,070,48Обслуживание государственного и муниципального долга1097,672,99902,82,299625,111,59Межбюджетные трансферты1107,983,01984,962,509799,972,04Финансовая помощь бюджетам других уровней1107,983,01984,962,509799,972,04ИТОГО РАСХОДОВ36770,9310039262,1910039195,38100

Анализируя исполнение областногобюджетаможно заметить тенденцию сокращения общегосударственных расходовза 20142016 гг. на 59,12 млн.руб.или на 3,2%, на это повлияло проводимая работа по формированию наиболее оптимальной и рациональной сети учреждений, повышениеэффективности их функционирования, а также соблюдение принципа отказа от принятия бюджетных обязательств не обеспеченных реальными доходами. Немаловажную роль играет принятие решений о недопущении увеличения штатной численности работников аппаратаорганов государственной власти,а также учреждений бюджетной сферы.

При этом учитывается тот фактор, что уровень первоочередных и социально значимых расходов в бюджете достигает 96,4% (расходы на образование, здравоохранение, культура,социальную политику и прочее).В бюджете прослеживается приоритетв расходовании средств на полное обеспечение своих социальных обязательств перед населением. Так мы можем заметить, что расходы на социальную политику за 20142016 гг. увеличились на 812,61 млн.руб. или на 9,8%.

По результатам анализа бюджета Калужской области за 20142016 можно разработать ряд предложений по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета и мероприятий по оптимизации расходов [3].К мероприятиям посвящённых росту налоговых и неналоговых доходов бюджета области можно отнести:Проведение совместных с органами местного самоуправления Калужской области, налоговыми органами и другими контролирующими органами на территории Калужской области мероприятий по мобилизации доходов, в первую очередь по легализации объектов налогообложения, повышения уровня заработной платы в организациях области;Проведение ежегодной оценки бюджетной и социальноэкономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) в соответствии с законодательством Калужской области налоговых льгот (понижения налоговых ставок);Активизация претензионноисковой работы с неплательщиками, осуществление мер принудительного взыскания задолженности в бюджетную систему, проведение совместных мероприятий по недопущению возникновения задолженности по текущим платежам;Анализ эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, установление обязательных условий оказаниягосударственной поддержки и др. [4].В реализации данных мероприятий, особое место отводится работе межведомственных комиссиях (как на уровнях области,так на уровне муниципалитетов). Комиссии, вопервых, осуществляют мониторинг и налогоплательщиков, снизивших поступление налога на прибыль, НДФЛ относительно аналогичного периода прошлого года, и фонда оплаты труда;вовторых, проводят серьезныеработы с инвесторами сельскохозяйственного производства по погашению ими задолженности по НДФЛ и земельным платежам, а так же субъектам малого предпринимательства, допустившим снижение платежей по специальным налоговым режимам[5]. Разрабатываются меры по переходу плательщиков минимального налога по упрощённой системе налогообложения на деятельность с получением прибыли. Серьезное внимание уделяетсятаким проблемам, как привлечение юридических и физических лиц к оформлению объектов недвижимости,взысканию задолженности по налогам и арендным платежам[6].

На уровне области комиссии возглавляет: заместитель губернатора, министр финансов, а на уровне муниципалитетов главы администрации.Результаты работы комиссий в рамках обсуждения народного бюджета транслируются в СМИ. Основными мероприятиями в оздоровлении бюджета области остается оптимизация бюджетных расходов. Основными мероприятиями являются:Формирование проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период с учетом необходимости поэтапного снижения предельного размера дефицита областного бюджета, установленного Бюджетным кодексом РФ;Усиление адресности предоставления льгот (внесение изменений в действующее законодательство Калужской области в части предоставления льгот по оплате жилищнокоммунальных услуг с учетом критериев нуждаемости граждан с 2016 года);Недопущение необособленного роста численности работников органов государственной власти Калужской области без расширения их полномочий и функций;Проведение мониторинга соотношения индексации должностных окладов работников органов государственной власти Калужской области и индексации предусмотренной для органов власти на федеральном уровне;Соблюдение размера платежей населения за жилищнокоммунальные услуги в соответствии с федеральными стандартами[7].Контроль за полным и своевременным погашением муниципальными образованиями Калужской области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета;Проведение ежегодного мониторингакачества управления муниципальными финансами в муниципальных образованиях Калужской области;При формировании расходов на оплату труда работников государственных учреждений Калужской области обеспечить: не допущение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работникам учреждений; определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок;

оптимизацию расходов на административноуправленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения[8];

Направление в первоочередном порядке бюджетных средств на завершение строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, а так же в рамках софинансирования под средства федерального бюджета;Проведение анализа хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий, расходов на содержание, включая оплату труда ГУПов и хозяйственных обществ, доля участия субъектов в уставном капитале которых составляют более 50%;Реализация вышеизложенных мероприятий в рамках роста доходов и сокращения расходов позволит сократить дефицит бюджета области, снизит объем привлечения кредитов от кредитных организаций, позволит сохранить социальную направленность бюджета и,в конечном итоге,не допустить снижение уровня жизни населения.

Ссылки на источники

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016) // КонсультантПлюс.2.Министерство финансов Российской Федерации (Электронный ресурс) –Режим доступа: http://www.minfin.ru/3.Министерство финансов Калужской области (Электронный ресурс) –Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/sub/finan/4.Закон Калужской области от 22 декабря 2014 г. N 656ОЗ "О внесении изменений в Закон Калужской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"// КонсультантПлюс.5.Единый портал бюджетной системы «Электронный бюджет» (Электронный ресурс) –Режим доступа: http://www.budget.gov.ru6.Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. Методологические подходы к бюджетномупланированию//Математическое моделирование в экономике, управлении, образовании. Материалы Международной научнопрактической конференции/Подред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. Калуга, 2015. С. 1411467.Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. Изучение методов и форм прогнозирования налоговых поступлений регионального бюджета//Математическое моделирование вэкономике, управлении, образовании. Материалы Международной научнопрактической конференции/Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. Калуга:ип Стрельцов И.А., 2015. С. 2478.Балынин И.В. Проблема сбалансированности бюджета в контексте социальноэкономического развития страны и региона//Сборник научных работ лауреатовобластных премий и стипендий. Выпуск 9.Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2013.440 с., с.303312.

Даша привет как дела я нормально все прекрасное вокруг ля ля ля пеяни поются всегдаааа1