Синтез элитарной и массовой литературы в романе В. Пелевина «t»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лапшина М. С. Синтез элитарной и массовой литературы в романе В. Пелевина «t» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3611–3615. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971049.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются различные пути сближения высокой и массовой литературы в романе В. Пелевина «t». Автор статьи приходит к выводу, что В. Пелевин использует жанровые формулы массовой литературы в качестве пародии, основывая свое повествование на философском романе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лапшина МарияСергеевна, студентка 4 курса направления «Педагогическое образование», профиль «Русский язык и литература» Старооскольского филиала ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Старый Осколmascha.lapschina@bk.ru

Синтез элитарной и массовой литературы в романе В. Пелевина «t»

Аннотация. В статье рассматривается различные пути сближения высокой и массовой литературы в романе В. Пелевина «t». Автор статьи приходит к выводу, что В. Пелевин использует жанровые формулы массовой литературы в качестве пародии, основывая свое повествование на философском романе.Ключевые слова: роман, детективный жанр, массовая литература, синтез.

В литературном процессе XXIстолетия наблюдается отчетливаябеллетризация литературы.Это процесс коснулся и самой большой жанровой формы –романа.Именно роман становится связующим звеном между «высокой» и «массовой» литературой. В нем происходят интенсивные поиски «сочетания изощренной эстетичности с приемами массовой литературы <…>фэнтези и жесткого реализма» [1].Современные писатели актуализируют свое внимание на поиске различных путей сближения высокой и массовой литературы, ярко проявившийся в постмодернистской литературе.Данный поиск созвучен общим тенденциям переходности, хотя некоторые современные писатели и литературные критики считают сближение высокой и массовой литературы очевидным поражением.В контексте проблемы синтеза элитарной и массовой культуры особый интереспредставляет творчество ВиктораПелевина, чьипроизведениятрудно обозначить только лишь рамками постмодернизма. Новаторство произведений Пелевина тесно связано с традициями классической русской литературы.Авторский мир Пелевина легко узнаваем благодаря привычным для писателя приемам: динамичная интрига, «игра в авторскую философию» [2], несложный конкретный язык с клишированными оборотами, точная фиксация реалий описываемого времени, авторская сатира и ирония, тяготение к фантастике и создание параллельного ирреального (чаще всего виртуального, компьютерного) мира, обилие риторических мировоззренческих высказываний.Роман Пелевина «t»(2009) вошел в короткий список конкурса национальной литературной премии «Большая книга» в 2010 году и занял в итоге третье место, а в народном голосовании –первое. По наблюдению исследователей (Т.М. Колядич, И.В. Кабанова), роман «t» стал своеобразной аранжировкой прошлых произведений Пелевина. В данном романе определяющей становится проблема литературного творчества.Основу романа составляет переплетение нескольких сюжетных планов: «путешествие графа Т. в загадочную Оптину Пустынь, которое осуществляется как переход из одной виртуальной реальности в другую, из сферы сознания в подсознание героя»; «Петербург Достоевского»; «реальное время, в котором присутствует Ариэль, выдающего себя за создателя Т.». Каждая из сюжетных линий реализуется в своей повествовательной форме, тяготеющей к определенной жанровой разновидности и имеющей свои цели в общей структуре романа.Вромане «t» Пелевин реконструирует старую классику, стилизуя героя под ЛьваТолстого, и новую классику, помещая заглавного героя tв контекст романов Б. Акунина, стилистически тщательно обработанных детективов с ослабленной и порой трудно объяснимой фабулой: «В вашевремя писатель впитывал в себя, фигурально выражаясь, слезы мира, а затем создавал текст, остро задевающий человеческую душу. <.... .>Но сейчас, через столетие, таблица соответствий стала другой. От писателя требуется преобразовать жизненные впечатления втекст, приносящий максимальную прибыль. Литературное творчество превратилось в искусство составления буквенных комбинаций, продающихся наилучшим образом. Это тоже своего рода каббала», —говорится вромане[3].Первая часть романа под названием «Железная борода» представляет собой детективный нарратив. В центре событий находится граф Т., который переодетый священником пробирается в загадочную Оптину Пустынь. Повествование с первой страницы организовано по законамдетективного жанра. Стремительность сменяющих друг друга эпизодов, нарастание интриги, погони, беспамятство главного героя –все это свидетельство использования Пелевиным формульных признаков детективного жанра. Автор использует жанровую формулу «исторического детектива», намекая читателю на тексты Б. Акунина. Действительно, в первой части романа граф Т. «наследует» черты акунинского Фандорина –мужественный, не лишенный светскости молодой человек, мастерски владеющий всеми видами восточных единоборств, безукоризненный конспиратор, носитель доктрины непротивления. Использование масковости основных персонажей также вписывается в детективный дискурс. Так, описывая засаду, устроенную сыщиком Кнопфом на графа Т., Пелевин использует сравнения в описании сыщиков,которые указывают сначала на масочность героев, их типичность, а последнее сравнение тяготеет уже к метафорическому обобщению: «Оба сыщика были крепкими усатыми мужчинами лет тридцатисорока, с мясистобрыластыми лицами любителей сосисок и пива, но один был лопоух, а другой с бакенбардами. Наряжены они были в клетчатые костюмы, намекающие на опасные приключения и спортивный образ жизни —вроде тех, что петербургские либеральные адвокаты надевают для воскресной автомобильной прогулки на острова»[4].Детективный пласт романа «служит лишь фоном для чисто интеллектуальной коллизии» [5]. Пелевин использует детективный нарратив в качестве пародии на существующие сегодня типы литературного дискурса: ретродетективы, «православные боевики» (М. Черняк), «офисные философские бестселлеры» и т.д.В своем романе Пелевин обращается также и к виртуальной реальности. Во второй части романа «Петербург Достоевского» он привносит в художественный текст компьютерные технологии, в частности, компьютерную игрушутер, суть которойзаключается в уничтожении противников. В роли «стрелка» оказывается Достоевский, который убивает мертвецов и высасывает из них души. Использование игровой стратегии позволяет автору интерпретировать «шутер» с Достоевским в качестве нарратива. Компьютернаяигра, таким образом, является формой и способом отсылки к принципиально другим мирам, а компьютерные приемы предоставляют писателю дополнительные возможности для воплощения метафорического устройства мира. Повествование в рамках компьютерногошутера становится пародией на проектную литературу.Основой повествования в романе «t» является романныйнаратив, тяготеющий к философскому жанру. Формульные повествования (детективный нарратив и нарратив шутера) нужны Пелевину, чтобы, с одной стороны, показать на сюжетном уровне единоборство между графом Т. и преуспевающим литератором наших дней Ариэлем ЭдмундовичемБахманом, а с другой –реализовать идею о Читателе, которая складывается у писателя в авторскую концепцию. Суть ее –в опровержении существования сверхчувственной сферы, возвышающейся над земной жизнью.Главный герой отлучен от церкви, убежденный непротивленец, конечная цель его путешествия —Оптина Пустынь. Подобная фабула представляет собойпарафраз обывательского представления о Льве Толстом.

Граф Т. представленчитателямкак романтический герой –типичный для XIXвека: «Маркетологи говорят, сегодня граф Толстой интересен публике только как граф, но не как Толстой. Идеи его особо никому не нужны, и книги его востребованы только по той причине, что он был настоящим аристократом и с пеленок до смерти жил в полном шоколадном гламуре»[6].В начале романа «t» читателю, читателю представляется возможность столкнуться с первым напечатанным рассказом Максима Горького, но лишь в тотмомент, гдеглавный пелевинский герой попадает в цыганский табор.Тамему предстоит сразиться с Лойко –одним из персонажей рассказа «Макар Чудра»: «Мы цыгане. Но каждый, кто заговорит о том, о чем заговорил ты, должен бороться с Лойко» [7].«Роман представляет собой сплошной центон, пародию на доминирующие сегодня литературные жанры: исторические детективы, православные боевики, альтернативные истории, офисные философские бестселлеры и т..д..», —пишет М.

Черняк [8].Абсолют в романе «t» —это Читатель. Призрак Владимира Соловьева разъясняет t: «Читатель во Вселенной всего один, —продолжал Соловьев. —

Но на носу у него может быть сколько угодно пар разноцветных очков. Отражаясь друг в друге, они порождаютчерт знает какие отблески —мировые войны, финансовые кризисы, всемирные катастрофы и прочие аттракционы. Однако сквозь все это проходит один только взгляд, только один луч ясного сознающего света —тот же самый, который проходит в эту секунду через вас, меня и любого, кто видит нас с вами.

Потому что этот луч вообще только один во всем мироздании и, так сказать, самотождествен во всех своих бесчисленных проявлениях»[9].Владимир Соловьев играет в романе роль «Учителя», а t —идущего к просветлению «Ученика». Так воспроизводится обычная для Пелевина структура романа.С помощью каббалистической процедуры t проникает в московскую квартиру Брахмана и приносит его в жертву. В выходных данных этой книги литературным редактором числится Ариэль Брахман, а его имя напечатано в траурной рамке.

Литературная игра с классикой приобретает новые оттенки.Таким образом, многослойный сюжет романа Пелевина «t» позволяет говорить о «романе в романе», в котором представленная триада –Автор –Герой –Читатель выступает в качестве авторской философской модели. В отличие от традиционного понимания данных категорий у Пелевина иная позиция: Автор –Герой –Читатель одинаково нереальны и сомнительны. В романе Бог предстает не столько как автор, сколько как читатель, который держит в руках книгу и может прочесть ее так, как заблагорассудится.

Ссылки на источники1.КостыркоС. П.Простодушное чтение. М.: Время, 2010. С. 15.2.Колядич Т.М. В.О. Пелевин // Русская проза рубежа XX–XXIвеков: учеб. пособие / Под ред. Т.М. Колядич. –М.: Флинта: Наука, 2011. –С. 339.3.Пелевин В. О. t [Текст] / В. О. Пелевин. –М.: Эксмо, 2009. –С. 121.4.Там же. С. 34.5.Кабанова И.В. Троица по Пелевину: автор –герой –читатель в романе «t» // Филологический класс. –2011. № 25. –С. 15.6.Пелевин В. О. t [Текст] / В. О. Пелевин. –М.:Эксмо, 2009. –С. 104.7.Там же.8.Черняк М.Игра на новом поле, или Еще раз о диагнозе российской прозы ХХI века // Знамя.

2010.

№ 11.

[Электронный ресурс] URL: http:// magazines..russ..ru/znamia/2010/11/ch12..html..9.Пелевин В. О. t [Текст] / В. О. Пелевин. –М.: Эксмо, 2009. –С. 348