Исследование представлений и социальных ожиданий студентов-дефектологов в области будущей профессиональной деятельности
Выпуск:
ART 971065
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Норова
М.
А.,
Гагарина
А.
А.,
Гомзякова
Н.
Ю. Исследование представлений и социальных ожиданий студентов-дефектологов в области будущей профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3691–3695. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971065.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблемы подготовки педагогических кадров для системы специального образования, в частности, анализу сформированности значимого компонента профессиональной деятельности – представлений о будущей профессии и соответствующих социальных ожиданий студентов-дефектологов. Статья содержит материалы и описывает результаты научно-исследовательской работы на тему «Исследование представлений и социальных ожиданий студентов-дефектологов в области будущей профессиональной деятельности», проведенной среди студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» на базе МГОУ.
Ключевые слова:
профессиональная деятельность, дефектология, профессиональные представления, социальные ожидания
Текст статьи
Гагарина Анастасия Андреевна,студентка 4 курсаМосковского Государственного Областного Университета (МГОУ), г. Москваnastga14@mail.ru.
Норова Марина Андреевна,студентка 4 курсаМосковского Государственного Областного Университета (МГОУ), г. Москваastra_07_12@mail.ru
Гомзякова Наталия Юрьевна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования Московского Государственного Областного Университета (МГОУ), г. Москваnatalia_g@list.ru
Исследование представлений и социальных ожиданий студентовдефектологов в области будущей профессиональной деятельности
Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблемы подготовки педагогических кадров для системы специального образования,в частности,анализу сформированности значимого компонента профессиональной деятельности–представлений о будущей профессии и соответствующих социальных ожиданий студентовдефектологов. Статья содержит материалы и описывает результаты научноисследовательской работына тему "Исследование представлений и социальных ожиданий студентов дефектологов в области будущей профессиональной деятельности", проведенной среди студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» на базе МГОУ.Ключевые слова: профессиональные представления, социальные ожидания, дефектология, профессиональная деятельность.
Профессия учителя
дефектолога уникальна и сложна. Специалистдефектолог призван помочь детям с ограниченными возможностями здоровья, их семьям в решении задач развития обучения и взаимодействия. Для того, чтобы деятельность дефектологабыла эффективной, он должен обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками. При этом следует учесть, что успех в профессиональной деятельности также определяется характером отношения самого дефектолога к профессии, качеством и адекватностью сформированных у него соответствующихпредставлений и социальных ожиданий. Правильно сформированные представления и ожидания являются значимой частью профессиональной компетентности специалистав целом.
Необходимость формирования у дефектологов соответствующихпредставлений и объективных ожиданий в области профессиональной деятельности не вызывает сомнений.Нас заинтересовала проблема формирования и развития представлений и ожиданий в области будущей профессиональной деятельности у студентовдефектологов, в связи с чем, нами была проведена исследовательская работа на тему:«Исследование представлений и социальных ожиданий студентовдефектологов в области будущей профессиональной деятельности".
На начальном этапеисследования было уточнено значение слова«представление». В психологии и педагогике термин «представление» обозначает психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, —они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления. Тем самым, становится ясно, что представление играет в нашей жизни весьма важную роль[1].
Что же такое представление о профессиональной деятельности?По мнению В.Н. Обносова[2], профессиональным представлением можно считать индивидуальносвоеобразную систему знаний, убеждений, переживаний человека, связываемых им с данной профессией. Автор дает следующее определение этого термина: «Профессиональное представление –это совокупностьимеющейся у субъекта информации о той или иной специальности, его осведомленность о мире профессий, их оценка по шкале престижности и привлекательности; это динамическое информационное образование, структура и содержание которого зависит от его целевого назначения; это отражение человеческого «Я» через профессию». При этом В.Н. Обносов подчеркивает, что представление обладает информационным, а также и мотивационным потенциалом дальнейшего профессионального развития.
Доктор психологических наук О.А. Конопкин [2] утверждает, что в профессиональные представления входят следующие компоненты: принятая субъектом цель деятельности; критерии успешности деятельности; программа исполнительских действий; субъективная модель значимых условий деятельности; информация о реально достигнутых результатах; решения о коррекциях системы деятельности.
Профессиональные представления студентов –будущих дефектологов играют большую роль встановлении человекакак специалиста, ведь любая деятельностьсоздается под влиянием внутренних и внешних факторов. Именно к внутренним факторам можно отнести индивидуальноличностные особенности индивида и его представления о своей будущей деятельности.
По мнению Н.М. Назаровой[3], профессиональное мировоззрение педагогадефектолога является результатом осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребностями в жизни общества.
И.М. Яковлева в своей диссертации «Формирование профессиональной компетентности учителяолигофренопедагога в системе непрерывного педагогического образования»[4] подчеркивает, что формирование олигофренопедагога(учителядефектолога) осуществляется на фундаменте незыблемых духовных общечеловеческих ценностей, путем «приращения» профессиональных ценностей в процессе профессиональной подготовки, а также развития нравственных качеств личности.
Таким образом,неотъемлемой частью успешности специалиста в своей профессиональной деятельности являютсяпрофессиональные представления. Важно подчеркнуть, что только имея правильные представления о своей будущей деятельности, человек может верно оценивать свои силы, ставить посильные задачи, самосовершенствоваться, одним словом, становится высококлассным специалистом. Под высококлассным специалистом мы подразумеваем личность,которая полноценно и грамотно реализует рабочие задачи, имеетстабильный доход, чьи знания, умения и навыки пользуются спросом, котораяпостоянно развивается и получает удовлетворение от выполняемой работы.
Представления из области профессиональной деятельности тесно связаны с социальными ожиданиями.Важную рольв жизни любого человека играют социальные ожидания. Можно сказатьо том, что социальные ожидания служат неким ориентиром человека в своем будущем, с помощью чего человек, как личность, успешно идет к намеченным целям. Таким образом, возникаетвывод о том, что высокий уровень социальных ожиданий способствует профессиональному мастерству индивида и его личной самореализации. Именно по этому будущему учителюдефектологу нужно ясно понимать, что его ждет в будущем, знать обособенностях детей с интеллектуальными нарушениями.
Ожидания студенческой молодежи современного российского общества от процесса овладения профессиональным образованием являются предметом многих исследований ученых (Л. И. Анцыферова, Е. А. Климов, А. К. Маркова,Н. С. Пряжников). Социальные ожидания в области профессиональной педагогической деятельности имеют двойственный характер. Вопервых, это те установки и ожидания молодых педагогов, с которыми они выходят в профессиональный мир, а вовторых, это конкретный образец и ориентир, приписываемый обществом профессионалов психологопедагогической сферы.
На данный момент понятие «социальные ожидания» рассматривается как процесс внутреннего ожидания, проигрывание будущей деятельности. В теории ожиданий понятие "социальные ожидания" сходно с понятием "экспектация". Экспектации –право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их ролевой позиции, и обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей. Существуют несколько видов экспекций. Первый определяет должный характер исполнения индивидом роли, а так же предусматривает исполнение этой роли с учетом ситуации и индивидуальных личностных особенностей. Социальные экспектации бывают двух видов: предписывающие и предсказывающие[6].Предписывающие экспектации определяют должный характер исполнения индивидом своей роли, а предсказывающие вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностейсубъекта и конкретной ситуации.
Для того, чтобы выявить качественные характеристики ожиданий и представлений студентов
дефектологов в сфере будущей профессиональной деятельности, следует раскрытьспецифику работы и профессиональной подготовки даннойгруппы специалистов –специальных педагогов.
На современном этапе деятельность учителядефектологаочень востребована: свои профессиональные задачи он решает в условияхвспециальных (коррекционных) учреждений(детских садах и школах, детских центрах). В связи с последними изменениями в обществе внедрении инклюзивного образования, представитель данной профессии может работать и в массовых образовательных организациях.
Дефектология как наука широко использует опыт таких сферкак медицина, психология и педагогика. Из этого следует, что грамотному специалисту в данной области дляуспешной работы необходимо знаниетаких дисциплин, каканатомия и физиология, возрастная и специальная психология и педагогика, основы медицинских знаний, новейшие достижения современной дефектологии, правовые и иные законодательные акты и прочее.
Большое значение придаетсяличности педагога. Дефектолог должен быть жизнерадостным, внимательным, замечать любое изменение в психике ребенка,любить детей, быть терпеливым, уметьбыстропринимать решения, должен обладать высоким уровнем культуры. Мы считаем, что учителюдефектологу необходимо иметь эвристический характер деятельности, что напрямуюотражает его творческий тип мышления. Творческий педагог всегда стремиться повысить свой личностный рост, самообразовываться и самосовершенствоваться.
Профессиональная компетентность учителядефектолога может быть рассмотрена состоящей из двух блоков –общепедагогического и специальнопедагогического[8].Общепедагогический блок можно разделитьна методологический и методический компоненты.Методологический должен помочь педагогузанять личностногуманную позицию.Методический компонент отвечает за владение педагогом теоретических основ, применением методов и приемов, как традиционных, так и инновационных, способность увидеть нетрадиционные пути выхода из различных ситуаций, отойти от навязанных штампов и стереотипов и умения создавать качественно новые технологии обучения. Специальнопедагогическийблок, в свою очередь, подразделяется на коммуникативный и экологический компоненты. Коммуникативный обязывает педагога уметь создавать ситуации установления детьми социальных контактов.Общение со школьниками, имеющими интеллектуальную недостаточность должно быть на доступном для детей уровне, соотносится с их речевыми возможностями и жизненными потребностями.
К основным обязанностям учителядефектолога относятся обследование детей, выявление их психофизических особенностей, проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на развитие высших психических функций, повышение уровня обучаемости, собственно обучения.Важным пунктом в обязанностях педагога данного профиля является работа с родителями. Учительдефектолог создает среду для участия семьи в воспитании и обучении ребенка, проводит консультации, помогает создать условия, которые максимально безболезненно помогут ребенку с отклонениями в развитии войти в общество.
Профессиональная деятельность педагогадефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социальнопедагогической, реабилитационной, консультативнодиагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной.
В связи с указанной спецификой, подготовка учителейдефектологов, в том числе и олигофренопедагогов,имеет свои отличительныеособенности. Так, например, в работе Гузиковой Т.А.[9],автор подчеркивает, что олигофренопедагог должен обладать качествами психотерапевта в целях глубокого понимания особенностей развития ребенка, своеобразия его характера и личностных качеств, знания причин неуспеваемости и отклонений в поведении.
Большое внимание в работе Яковлевой И.М.[9] акцентрируетсяна воспитании личностных качеств учителядефектолога в высших учебных заведениях. Современными исследованиями доказано, что профессиональная компетентность олигофренопедагога представляет собой единство ценностносмысловой сферы человека, его профессиональноличностных качеств (ПЛК) и профессиональных компетенций, определяющее готовность к развитию, воспитанию, обучению, социальной адаптации и интеграции людей с нарушениями интеллектуального развития, а также к сопровождению семей, их воспитывающих.
Профессиональноличностные качества олигофренопедагога объединяются в четыре блока: эмоциональный, нравственный, интеллектуальный, волевой. К профессиональноличностным качествам относятся, например, такие как сострадание, милосердие к людям с умственной отсталостью; соблюдение этических норм по отношению к умственно отсталому человеку; способность определять и формулировать приоритетные задачи обучения, воспитания и развития и другие качества.
Таким образом, профессия дефектолога сложна и многогранна, предъявляет значимые требования к личности и уровню подготовки специалиста. С учетом значимости сформированности у дефектолога полноценных, адекватных представлений и ожиданий из области профессиональной деятельности, возникает необходимость в их изучении, правильном формированиии развитии на этапе обучения будущих педагогов в ВУЗе.
Исследованиекачественных характеристик представлений и социальных ожиданий студентовдефектологовв области будущей профессиональной деятельности проводилосьнами в 20162017 учебном году.Внашемисследовании приняли участие 52 студента факультета специальной педагогики и психологии МГОУ 14 курсов. Основной метод организации исследования анкетирование.
Целью анкетирования являлосьвыявление содержательных характеристик представлений и социальных ожиданий студентовдефектологов в области профессиональной деятельности.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:1.определение содержания анкетирования;2.проведение анкетирования;3.анализполученных результатов;4.обобщение полученных данных в виде текста научноисследовательской работы.Объект исследования: представления и социальные ожидания студентовдефектологов в области будущей профессиональной деятельности.Предмет исследования: процесс формирования и развитияпредставлений и социальных ожиданий студентоволигофренопедагогов в области будущей профессиональной деятельности в условиях ВУЗа.Цель исследования: изучение состояния сформированностипредставлений и социальных ожиданий в области будущей профессиональнойдеятельности студентоволигофренопедагогов, обучающихся в МГОУ.
Задачи исследования:1.анализ теоретических аспектов исследуемого вопроса;2.определение содержание исследовательской работы;3.разработка анкеты, позволяющей выявить качественные характеристики представлений и социальных ожиданий студентов;4.проведение анкетирования;5.анализ полученных результатов;6.оформление текста научноисследовательской работы.Гипотезу исследования составило предположение о том, что у студентов –дефектологов в процессе обучения профессии формируются по отношению к нейопределенные представления и ожидания. Выявление их сущностных характеристик позволит определить задачи их дальнейшего развития, при необходимости –корректировки.Новизна исследования состоит в том, что изучено актуальное состояние и характер сформированности представлений и социальных ожиданий студентов в области конкретной профессиональной деятельности:уточнены особенности представлений и ожиданий студентоволигофренопедагогов, намечены пути их развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и уточнении теоретической информации об особенностях представлений и ожиданий студентовдефектологов (олигофренопедагогов) в области профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов в процессе профессиональной подготовки студентовдефектологов, оценки сформированности их личностной готовности к осуществлению профессиональной деятельности.Особую практическую значимость полученные данные имеют для преподавателей,осуществляющих профессиональную подготовку будущих дефектологов, для повышения качества учебновоспитательной работы со студентамидефектологами.
Для проведения исследования нами была разработана анкета,включающая25 вопросов, которыенапрямую направлены навыявление имеющихся у студентов социальных ожиданий и представлений, либо путем косвенных вопросов позволяют определить более глубинный характер исследуемых явлений. Анкетирование проводилось путем письменного опроса. По ряду параметров студентам были заданы уточняющие вопросы, способствующие более точному пониманию ответа.
В результате исследования были полученные данные, на основании которых можно сделать следующие выводы.
На вопрос «Был ли Ваш выбор профессиональной сферы деятельности осознанным?» 87% студентов дали ответ о наличии осознанного выбора профессии; 13 % студентов сказали, что шли в данную профессию нецеленаправленно.Среди ответов студентов, которые пришли в профессиюнеосознанно, были следующие ответы: «Собиралась в другую сферу», «Так получилось, но я не жалею».
В качестве мотивирующихк выбору данной профессиифакторов отмечались: проблемы в развитии у родственников, востребованность данной профессиональной сферы, интерес к работе с особыми детьми, стремление приносить пользу детям и обществу в целом. Из числа опрошенных 2% ответили, что их интересовала смежная специальность, но они не попали на соответствующий факультет, поэтому переориентировались на профессию дефектолога.
Таким образом, можно сделать вывод, что у студентов имелись начальные представления о профессии на этапе поступления в ВУЗ, позволяющие им принять соответствующее решение о своей профессиональной подготовке.
На вопрос «Что Вы ожидаете от будущей профессиональной деятельности?» студенты ответили, что ожидают успешной работы с детьми, работы с современными технологиями, карьерный и личностный рост, возможность зарабатывать частной практикой, открывать собственные образовательные заведения;24% студентов затруднились с ответом, не дали никакого ответа или ответили «не знаю, чего ожидать».
На вопрос «Как Вы видите свою будущую профессиональную деятельность?» были получены следующие ответы: «есть перспективы», «вижу в необходимости качественно выполнять свою работу», «вижу в необходимости ответственно организовывать учебный процесс, защищаться от негативных эмоций».
В отношении общественного мнения о профессии дефектолога студенты дали ответы о том, что в обществе осознают актуальность профессии, но мало кто о ней знает; многие пугаются, узнав специфику рабочих задач и особенности контингента; отмечаются сочувствующие, относящиеся с уважением к выбору, но непониманием того, зачем студент пошел в эту сферу.
Таким образом, будущие дефектологи сталкиваются с неоднозначной общественной оценкой профессии, что влияет на уровень их ожиданий, формирование отношения к профессии.
Определяя достоинства и недостатки профессии, 100% студентов могут сформулировать свой ответбез затруднений. Главное достоинство им видится в возможности помогать детям, недостаток –в необходимости эмоциональных затрат, трудностях работы с людьми, с учетом имеющейся специфики.Следовательно,в целом, представления по данному вопросу соответствуют реалиям.
Из числа опрошенных 99% ответили, что их представление о профессии формируется в условиях ВУЗа; 1%
что ведущую роль играет опыт родителейдефектологов.
Среди опрошенных студентов у 11% имеются страхи перед профессиональной деятельностью:студенты выделили страх моральной ответственности (5%),боязнь не справиться с сильным, агрессивным ребенком (1%), неудач (2%), эмоциональных проблем (3%).Возможные трудности в профессиональной сфере студенты оценивают объективно.
Представления в отношенииребенка с ОВЗ и его семьи, в целом, соответствуют уровню знаний на том или ином году обучения студента.
Из числа опрошенных 97% отвечают, что для формирования правильных, точных представлений и ожиданий им не хватает практики в образовательных организациях;3% отметили нехватку общей уверенности в себе. Те студенты, которые уже имели выход на практику, отмечают ее значительное влияние на свое понимание профессии.
Студенты, формулируя отличия деятельности дефектолога от профессии обычного учителя, осознают большую напряженность работы, требования к индивидуальному подходу. Такое понимание сформировано у 100% студентов.
Среди качеств, необходимых дефектологу, отмечены пунктуальность, усердие, ответственность, трудолюбие, доброта. Студенты замечают, что развивают в себе данные качества (57%); 3% затруднились дать ответ; 5 % не знают, как будут развиваться эти качества у них; 35 % считают, что у них уже сформированы необходимые качества.
В отношении рекомендации профессии дефектолога знакомым,2% могут дать такую рекомендацию; 98% ответили, что не дали бы такую рекомендацию. При этом комментарии разнились: «люди уже другим занимаются», «советовать не буду, т.к. они к этому не готовы», «им не интересно».
Обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что у студентов, в целом сформированы адекватные ожидания и представления из области профессиональной деятельности, однако, они требуют развития и уточнения. Были выявлены группы студентов, нуждающиеся в более глубокой, индивидуально ориентированной работе в рассматриваемом направлении.
Исследование представлений и социальных ожиданий студентовдефектологов в области будущей профессиональной деятельности позволяет определить состояние их сформированности, а также пути их развития.
Проведенное анкетирование среди студентовдефектологов 14 курсов позволило сделать вывод о качественных характеристиках представлений и ожиданий в области профессии, их объективности, выявить проблемные поля рассматриваемого вопроса.
Основные выводы, полученные входе исследования, состоят в следующем:
у студентовдефектологов, в целом, сформированы адекватные представления по отношению к будущей профессиональной деятельности;
большинство студентов пришло в профессию осознанно, ориентируясь на индивидуальные представления о профессии;
в ходе обучения представления и ожидания студентов трансформируются, подлежат динамическим изменениям;
имеющиеся социальные ожидания логически оправданны, однако, по ряду параметров не совпадают в полной мере с реалиями профессиональной деятельности учителядефектолога на современном этапе;
на этапе обучения у студентов могут возникатьопределенные страхи, связанные с будущей профессиональной деятельностью;
отмечается большая потребность студентов в расширении их практического опыта взаимодействия с детьми и их семьями с целью конкретизации и расширения имеющихся представлений и социальных ожиданий в области будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, можно определить основные пути работы в условиях ВУЗа над развитием представлений и социальных ожиданий в области будущей профессиональной деятельности студентовдефектологов:
необходимость регулярного мониторинга состояния представлений и социальных ожиданий студентов –дефектологов в условиях ВУЗа;
учет преподавателями в процессе учебной деятельности качественных характеристик представлений и социальных ожиданий студентов в области будущей профессиональной деятельности;
необходимость организации целенаправленной работы по корректировке неправильных представлений и ожиданий у студентов, преодолению страхов при наличии факта их выявления;
расширение практической составляющей процесса подготовки будущих студентовдефектологов;
организацияработы по расширению возможностей включения студентовдефектологовв различные формы взаимодействия с целью обмена опытом, организации исследовательской деятельности и др.;
при наличии запроса –организация психологической поддержки студентов;
определение направлений работы по формированию правильных представлений о будущей профессии у поступающих на факультет специальной педагогики и психологии. Работа над грамотными представлениями должна вестисьна этапе обучения будущих дефектологов в ВУЗе.Для того, чтобы деятельность была результативной, следует осуществлять изучение содержательных характеристик представлений и ожиданий студентов, организовывать, при необходимости соответствующую разъяснительную работу.Ведь от их правильнойсформированности зависит мотивация будущего специалиста, успех в профессии,желание не просто оставаться в ней, но и развиваться, совершенствоваться. Рассматриваемые представления и ожиданиявлияют на формирование правильного мировоззрения студента, гармонизацию его процесса адаптации в профессии, способствуют профилактике разочарования, выгорания, ухода из профессии.
Таким образом, изучение и решение проблем формированияпредставлений и социальных ожиданий студентовдефектологов в области будущей профессиональной деятельности имеет большое практическое и теоретическое значение. Причем, значение не только в общем смысле, но и применительно к конкретному образовательному процессу, осуществляемому в условиях МГОУ, для повышения эффективности работы по подготовке педагогических кадров в области специального (дефектологического) образования для Московской области.
На этом наше исследование не заканчивается, мы планируем его дальнейшее проведение и видим его перспективы в возможности сравнениядинамических характеристик представлений и ожиданий студентов на разных годах обучения; изучение ожиданий преподавателей ВУЗав отношении уровня сформированности профессионально значимых представлений у студентовдефектологов; разработку методических рекомендаций по вопросам формированияи развития у будущих специалистов системы специального образования необходимых представлений и ожиданий в контексте профессиональной деятельности.
Ссылки на источники1.Гузикова,Т.А. Формирование профессиональноличностных качеств у студентов олигофренопедагогов в процессе обучения в вузе [Текст]: автореф. дис… канд. пед. наук/ Т.А.Гузикова.Москва, 2011.24 с.2.Конопкин,О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности/О.А.Кнопквин.М.: Наука, 2016.254с.3.Маклаков А.Г. Общая психологияА.Г.МаклаковСПб.:Питер,2001.592 с.4.
4.Назарова,Н.М. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; под ред. Н.М.Назаровой. —4е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия»,2005. 400 5.Рогова,Е.Е. Взаимосвязь профессиональных представлений и ценностных ориентаций в карьере в студенческом возрасте.Выпуск. №72013.С81.6.Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грищанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин и др. [Электронныйресурс]URL: http: //voluntary. ru/dictionary/568/word/socialnyeozhidanija(датаобращения: 15.01.2016).7.
Сулима,К.И., Филиппова,В.Ю. Социальные ожиданиябудущих педагоговпсихологов: две точки зрения/Социальные явления: Самарский государственный социальнопедагогический университет.М.: 2015, С.118123
8.Сластенин, В.А. Педагогика:учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с. 9.Яковлева И. М. Формирование профессиональной компетентности учителяолигофренопедагога: моногр. –М.: Спутник+, 2009. –220 с10.Яковлева И.М. Формирование профессиональной компетентности учителяолигофренопедагога в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дис….д. п. н./ Яковлева Ирина Михайловна.М.:2010, 45 с.
Норова Марина Андреевна,студентка 4 курсаМосковского Государственного Областного Университета (МГОУ), г. Москваastra_07_12@mail.ru
Гомзякова Наталия Юрьевна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования Московского Государственного Областного Университета (МГОУ), г. Москваnatalia_g@list.ru
Исследование представлений и социальных ожиданий студентовдефектологов в области будущей профессиональной деятельности
Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблемы подготовки педагогических кадров для системы специального образования,в частности,анализу сформированности значимого компонента профессиональной деятельности–представлений о будущей профессии и соответствующих социальных ожиданий студентовдефектологов. Статья содержит материалы и описывает результаты научноисследовательской работына тему "Исследование представлений и социальных ожиданий студентов дефектологов в области будущей профессиональной деятельности", проведенной среди студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» на базе МГОУ.Ключевые слова: профессиональные представления, социальные ожидания, дефектология, профессиональная деятельность.
Профессия учителя
дефектолога уникальна и сложна. Специалистдефектолог призван помочь детям с ограниченными возможностями здоровья, их семьям в решении задач развития обучения и взаимодействия. Для того, чтобы деятельность дефектологабыла эффективной, он должен обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками. При этом следует учесть, что успех в профессиональной деятельности также определяется характером отношения самого дефектолога к профессии, качеством и адекватностью сформированных у него соответствующихпредставлений и социальных ожиданий. Правильно сформированные представления и ожидания являются значимой частью профессиональной компетентности специалистав целом.
Необходимость формирования у дефектологов соответствующихпредставлений и объективных ожиданий в области профессиональной деятельности не вызывает сомнений.Нас заинтересовала проблема формирования и развития представлений и ожиданий в области будущей профессиональной деятельности у студентовдефектологов, в связи с чем, нами была проведена исследовательская работа на тему:«Исследование представлений и социальных ожиданий студентовдефектологов в области будущей профессиональной деятельности".
На начальном этапеисследования было уточнено значение слова«представление». В психологии и педагогике термин «представление» обозначает психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, —они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления. Тем самым, становится ясно, что представление играет в нашей жизни весьма важную роль[1].
Что же такое представление о профессиональной деятельности?По мнению В.Н. Обносова[2], профессиональным представлением можно считать индивидуальносвоеобразную систему знаний, убеждений, переживаний человека, связываемых им с данной профессией. Автор дает следующее определение этого термина: «Профессиональное представление –это совокупностьимеющейся у субъекта информации о той или иной специальности, его осведомленность о мире профессий, их оценка по шкале престижности и привлекательности; это динамическое информационное образование, структура и содержание которого зависит от его целевого назначения; это отражение человеческого «Я» через профессию». При этом В.Н. Обносов подчеркивает, что представление обладает информационным, а также и мотивационным потенциалом дальнейшего профессионального развития.
Доктор психологических наук О.А. Конопкин [2] утверждает, что в профессиональные представления входят следующие компоненты: принятая субъектом цель деятельности; критерии успешности деятельности; программа исполнительских действий; субъективная модель значимых условий деятельности; информация о реально достигнутых результатах; решения о коррекциях системы деятельности.
Профессиональные представления студентов –будущих дефектологов играют большую роль встановлении человекакак специалиста, ведь любая деятельностьсоздается под влиянием внутренних и внешних факторов. Именно к внутренним факторам можно отнести индивидуальноличностные особенности индивида и его представления о своей будущей деятельности.
По мнению Н.М. Назаровой[3], профессиональное мировоззрение педагогадефектолога является результатом осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребностями в жизни общества.
И.М. Яковлева в своей диссертации «Формирование профессиональной компетентности учителяолигофренопедагога в системе непрерывного педагогического образования»[4] подчеркивает, что формирование олигофренопедагога(учителядефектолога) осуществляется на фундаменте незыблемых духовных общечеловеческих ценностей, путем «приращения» профессиональных ценностей в процессе профессиональной подготовки, а также развития нравственных качеств личности.
Таким образом,неотъемлемой частью успешности специалиста в своей профессиональной деятельности являютсяпрофессиональные представления. Важно подчеркнуть, что только имея правильные представления о своей будущей деятельности, человек может верно оценивать свои силы, ставить посильные задачи, самосовершенствоваться, одним словом, становится высококлассным специалистом. Под высококлассным специалистом мы подразумеваем личность,которая полноценно и грамотно реализует рабочие задачи, имеетстабильный доход, чьи знания, умения и навыки пользуются спросом, котораяпостоянно развивается и получает удовлетворение от выполняемой работы.
Представления из области профессиональной деятельности тесно связаны с социальными ожиданиями.Важную рольв жизни любого человека играют социальные ожидания. Можно сказатьо том, что социальные ожидания служат неким ориентиром человека в своем будущем, с помощью чего человек, как личность, успешно идет к намеченным целям. Таким образом, возникаетвывод о том, что высокий уровень социальных ожиданий способствует профессиональному мастерству индивида и его личной самореализации. Именно по этому будущему учителюдефектологу нужно ясно понимать, что его ждет в будущем, знать обособенностях детей с интеллектуальными нарушениями.
Ожидания студенческой молодежи современного российского общества от процесса овладения профессиональным образованием являются предметом многих исследований ученых (Л. И. Анцыферова, Е. А. Климов, А. К. Маркова,Н. С. Пряжников). Социальные ожидания в области профессиональной педагогической деятельности имеют двойственный характер. Вопервых, это те установки и ожидания молодых педагогов, с которыми они выходят в профессиональный мир, а вовторых, это конкретный образец и ориентир, приписываемый обществом профессионалов психологопедагогической сферы.
На данный момент понятие «социальные ожидания» рассматривается как процесс внутреннего ожидания, проигрывание будущей деятельности. В теории ожиданий понятие "социальные ожидания" сходно с понятием "экспектация". Экспектации –право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их ролевой позиции, и обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей. Существуют несколько видов экспекций. Первый определяет должный характер исполнения индивидом роли, а так же предусматривает исполнение этой роли с учетом ситуации и индивидуальных личностных особенностей. Социальные экспектации бывают двух видов: предписывающие и предсказывающие[6].Предписывающие экспектации определяют должный характер исполнения индивидом своей роли, а предсказывающие вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностейсубъекта и конкретной ситуации.
Для того, чтобы выявить качественные характеристики ожиданий и представлений студентов
дефектологов в сфере будущей профессиональной деятельности, следует раскрытьспецифику работы и профессиональной подготовки даннойгруппы специалистов –специальных педагогов.
На современном этапе деятельность учителядефектологаочень востребована: свои профессиональные задачи он решает в условияхвспециальных (коррекционных) учреждений(детских садах и школах, детских центрах). В связи с последними изменениями в обществе внедрении инклюзивного образования, представитель данной профессии может работать и в массовых образовательных организациях.
Дефектология как наука широко использует опыт таких сферкак медицина, психология и педагогика. Из этого следует, что грамотному специалисту в данной области дляуспешной работы необходимо знаниетаких дисциплин, каканатомия и физиология, возрастная и специальная психология и педагогика, основы медицинских знаний, новейшие достижения современной дефектологии, правовые и иные законодательные акты и прочее.
Большое значение придаетсяличности педагога. Дефектолог должен быть жизнерадостным, внимательным, замечать любое изменение в психике ребенка,любить детей, быть терпеливым, уметьбыстропринимать решения, должен обладать высоким уровнем культуры. Мы считаем, что учителюдефектологу необходимо иметь эвристический характер деятельности, что напрямуюотражает его творческий тип мышления. Творческий педагог всегда стремиться повысить свой личностный рост, самообразовываться и самосовершенствоваться.
Профессиональная компетентность учителядефектолога может быть рассмотрена состоящей из двух блоков –общепедагогического и специальнопедагогического[8].Общепедагогический блок можно разделитьна методологический и методический компоненты.Методологический должен помочь педагогузанять личностногуманную позицию.Методический компонент отвечает за владение педагогом теоретических основ, применением методов и приемов, как традиционных, так и инновационных, способность увидеть нетрадиционные пути выхода из различных ситуаций, отойти от навязанных штампов и стереотипов и умения создавать качественно новые технологии обучения. Специальнопедагогическийблок, в свою очередь, подразделяется на коммуникативный и экологический компоненты. Коммуникативный обязывает педагога уметь создавать ситуации установления детьми социальных контактов.Общение со школьниками, имеющими интеллектуальную недостаточность должно быть на доступном для детей уровне, соотносится с их речевыми возможностями и жизненными потребностями.
К основным обязанностям учителядефектолога относятся обследование детей, выявление их психофизических особенностей, проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на развитие высших психических функций, повышение уровня обучаемости, собственно обучения.Важным пунктом в обязанностях педагога данного профиля является работа с родителями. Учительдефектолог создает среду для участия семьи в воспитании и обучении ребенка, проводит консультации, помогает создать условия, которые максимально безболезненно помогут ребенку с отклонениями в развитии войти в общество.
Профессиональная деятельность педагогадефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социальнопедагогической, реабилитационной, консультативнодиагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной.
В связи с указанной спецификой, подготовка учителейдефектологов, в том числе и олигофренопедагогов,имеет свои отличительныеособенности. Так, например, в работе Гузиковой Т.А.[9],автор подчеркивает, что олигофренопедагог должен обладать качествами психотерапевта в целях глубокого понимания особенностей развития ребенка, своеобразия его характера и личностных качеств, знания причин неуспеваемости и отклонений в поведении.
Большое внимание в работе Яковлевой И.М.[9] акцентрируетсяна воспитании личностных качеств учителядефектолога в высших учебных заведениях. Современными исследованиями доказано, что профессиональная компетентность олигофренопедагога представляет собой единство ценностносмысловой сферы человека, его профессиональноличностных качеств (ПЛК) и профессиональных компетенций, определяющее готовность к развитию, воспитанию, обучению, социальной адаптации и интеграции людей с нарушениями интеллектуального развития, а также к сопровождению семей, их воспитывающих.
Профессиональноличностные качества олигофренопедагога объединяются в четыре блока: эмоциональный, нравственный, интеллектуальный, волевой. К профессиональноличностным качествам относятся, например, такие как сострадание, милосердие к людям с умственной отсталостью; соблюдение этических норм по отношению к умственно отсталому человеку; способность определять и формулировать приоритетные задачи обучения, воспитания и развития и другие качества.
Таким образом, профессия дефектолога сложна и многогранна, предъявляет значимые требования к личности и уровню подготовки специалиста. С учетом значимости сформированности у дефектолога полноценных, адекватных представлений и ожиданий из области профессиональной деятельности, возникает необходимость в их изучении, правильном формированиии развитии на этапе обучения будущих педагогов в ВУЗе.
Исследованиекачественных характеристик представлений и социальных ожиданий студентовдефектологовв области будущей профессиональной деятельности проводилосьнами в 20162017 учебном году.Внашемисследовании приняли участие 52 студента факультета специальной педагогики и психологии МГОУ 14 курсов. Основной метод организации исследования анкетирование.
Целью анкетирования являлосьвыявление содержательных характеристик представлений и социальных ожиданий студентовдефектологов в области профессиональной деятельности.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:1.определение содержания анкетирования;2.проведение анкетирования;3.анализполученных результатов;4.обобщение полученных данных в виде текста научноисследовательской работы.Объект исследования: представления и социальные ожидания студентовдефектологов в области будущей профессиональной деятельности.Предмет исследования: процесс формирования и развитияпредставлений и социальных ожиданий студентоволигофренопедагогов в области будущей профессиональной деятельности в условиях ВУЗа.Цель исследования: изучение состояния сформированностипредставлений и социальных ожиданий в области будущей профессиональнойдеятельности студентоволигофренопедагогов, обучающихся в МГОУ.
Задачи исследования:1.анализ теоретических аспектов исследуемого вопроса;2.определение содержание исследовательской работы;3.разработка анкеты, позволяющей выявить качественные характеристики представлений и социальных ожиданий студентов;4.проведение анкетирования;5.анализ полученных результатов;6.оформление текста научноисследовательской работы.Гипотезу исследования составило предположение о том, что у студентов –дефектологов в процессе обучения профессии формируются по отношению к нейопределенные представления и ожидания. Выявление их сущностных характеристик позволит определить задачи их дальнейшего развития, при необходимости –корректировки.Новизна исследования состоит в том, что изучено актуальное состояние и характер сформированности представлений и социальных ожиданий студентов в области конкретной профессиональной деятельности:уточнены особенности представлений и ожиданий студентоволигофренопедагогов, намечены пути их развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и уточнении теоретической информации об особенностях представлений и ожиданий студентовдефектологов (олигофренопедагогов) в области профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов в процессе профессиональной подготовки студентовдефектологов, оценки сформированности их личностной готовности к осуществлению профессиональной деятельности.Особую практическую значимость полученные данные имеют для преподавателей,осуществляющих профессиональную подготовку будущих дефектологов, для повышения качества учебновоспитательной работы со студентамидефектологами.
Для проведения исследования нами была разработана анкета,включающая25 вопросов, которыенапрямую направлены навыявление имеющихся у студентов социальных ожиданий и представлений, либо путем косвенных вопросов позволяют определить более глубинный характер исследуемых явлений. Анкетирование проводилось путем письменного опроса. По ряду параметров студентам были заданы уточняющие вопросы, способствующие более точному пониманию ответа.
В результате исследования были полученные данные, на основании которых можно сделать следующие выводы.
На вопрос «Был ли Ваш выбор профессиональной сферы деятельности осознанным?» 87% студентов дали ответ о наличии осознанного выбора профессии; 13 % студентов сказали, что шли в данную профессию нецеленаправленно.Среди ответов студентов, которые пришли в профессиюнеосознанно, были следующие ответы: «Собиралась в другую сферу», «Так получилось, но я не жалею».
В качестве мотивирующихк выбору данной профессиифакторов отмечались: проблемы в развитии у родственников, востребованность данной профессиональной сферы, интерес к работе с особыми детьми, стремление приносить пользу детям и обществу в целом. Из числа опрошенных 2% ответили, что их интересовала смежная специальность, но они не попали на соответствующий факультет, поэтому переориентировались на профессию дефектолога.
Таким образом, можно сделать вывод, что у студентов имелись начальные представления о профессии на этапе поступления в ВУЗ, позволяющие им принять соответствующее решение о своей профессиональной подготовке.
На вопрос «Что Вы ожидаете от будущей профессиональной деятельности?» студенты ответили, что ожидают успешной работы с детьми, работы с современными технологиями, карьерный и личностный рост, возможность зарабатывать частной практикой, открывать собственные образовательные заведения;24% студентов затруднились с ответом, не дали никакого ответа или ответили «не знаю, чего ожидать».
На вопрос «Как Вы видите свою будущую профессиональную деятельность?» были получены следующие ответы: «есть перспективы», «вижу в необходимости качественно выполнять свою работу», «вижу в необходимости ответственно организовывать учебный процесс, защищаться от негативных эмоций».
В отношении общественного мнения о профессии дефектолога студенты дали ответы о том, что в обществе осознают актуальность профессии, но мало кто о ней знает; многие пугаются, узнав специфику рабочих задач и особенности контингента; отмечаются сочувствующие, относящиеся с уважением к выбору, но непониманием того, зачем студент пошел в эту сферу.
Таким образом, будущие дефектологи сталкиваются с неоднозначной общественной оценкой профессии, что влияет на уровень их ожиданий, формирование отношения к профессии.
Определяя достоинства и недостатки профессии, 100% студентов могут сформулировать свой ответбез затруднений. Главное достоинство им видится в возможности помогать детям, недостаток –в необходимости эмоциональных затрат, трудностях работы с людьми, с учетом имеющейся специфики.Следовательно,в целом, представления по данному вопросу соответствуют реалиям.
Из числа опрошенных 99% ответили, что их представление о профессии формируется в условиях ВУЗа; 1%
что ведущую роль играет опыт родителейдефектологов.
Среди опрошенных студентов у 11% имеются страхи перед профессиональной деятельностью:студенты выделили страх моральной ответственности (5%),боязнь не справиться с сильным, агрессивным ребенком (1%), неудач (2%), эмоциональных проблем (3%).Возможные трудности в профессиональной сфере студенты оценивают объективно.
Представления в отношенииребенка с ОВЗ и его семьи, в целом, соответствуют уровню знаний на том или ином году обучения студента.
Из числа опрошенных 97% отвечают, что для формирования правильных, точных представлений и ожиданий им не хватает практики в образовательных организациях;3% отметили нехватку общей уверенности в себе. Те студенты, которые уже имели выход на практику, отмечают ее значительное влияние на свое понимание профессии.
Студенты, формулируя отличия деятельности дефектолога от профессии обычного учителя, осознают большую напряженность работы, требования к индивидуальному подходу. Такое понимание сформировано у 100% студентов.
Среди качеств, необходимых дефектологу, отмечены пунктуальность, усердие, ответственность, трудолюбие, доброта. Студенты замечают, что развивают в себе данные качества (57%); 3% затруднились дать ответ; 5 % не знают, как будут развиваться эти качества у них; 35 % считают, что у них уже сформированы необходимые качества.
В отношении рекомендации профессии дефектолога знакомым,2% могут дать такую рекомендацию; 98% ответили, что не дали бы такую рекомендацию. При этом комментарии разнились: «люди уже другим занимаются», «советовать не буду, т.к. они к этому не готовы», «им не интересно».
Обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что у студентов, в целом сформированы адекватные ожидания и представления из области профессиональной деятельности, однако, они требуют развития и уточнения. Были выявлены группы студентов, нуждающиеся в более глубокой, индивидуально ориентированной работе в рассматриваемом направлении.
Исследование представлений и социальных ожиданий студентовдефектологов в области будущей профессиональной деятельности позволяет определить состояние их сформированности, а также пути их развития.
Проведенное анкетирование среди студентовдефектологов 14 курсов позволило сделать вывод о качественных характеристиках представлений и ожиданий в области профессии, их объективности, выявить проблемные поля рассматриваемого вопроса.
Основные выводы, полученные входе исследования, состоят в следующем:
у студентовдефектологов, в целом, сформированы адекватные представления по отношению к будущей профессиональной деятельности;
большинство студентов пришло в профессию осознанно, ориентируясь на индивидуальные представления о профессии;
в ходе обучения представления и ожидания студентов трансформируются, подлежат динамическим изменениям;
имеющиеся социальные ожидания логически оправданны, однако, по ряду параметров не совпадают в полной мере с реалиями профессиональной деятельности учителядефектолога на современном этапе;
на этапе обучения у студентов могут возникатьопределенные страхи, связанные с будущей профессиональной деятельностью;
отмечается большая потребность студентов в расширении их практического опыта взаимодействия с детьми и их семьями с целью конкретизации и расширения имеющихся представлений и социальных ожиданий в области будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, можно определить основные пути работы в условиях ВУЗа над развитием представлений и социальных ожиданий в области будущей профессиональной деятельности студентовдефектологов:
необходимость регулярного мониторинга состояния представлений и социальных ожиданий студентов –дефектологов в условиях ВУЗа;
учет преподавателями в процессе учебной деятельности качественных характеристик представлений и социальных ожиданий студентов в области будущей профессиональной деятельности;
необходимость организации целенаправленной работы по корректировке неправильных представлений и ожиданий у студентов, преодолению страхов при наличии факта их выявления;
расширение практической составляющей процесса подготовки будущих студентовдефектологов;
организацияработы по расширению возможностей включения студентовдефектологовв различные формы взаимодействия с целью обмена опытом, организации исследовательской деятельности и др.;
при наличии запроса –организация психологической поддержки студентов;
определение направлений работы по формированию правильных представлений о будущей профессии у поступающих на факультет специальной педагогики и психологии. Работа над грамотными представлениями должна вестисьна этапе обучения будущих дефектологов в ВУЗе.Для того, чтобы деятельность была результативной, следует осуществлять изучение содержательных характеристик представлений и ожиданий студентов, организовывать, при необходимости соответствующую разъяснительную работу.Ведь от их правильнойсформированности зависит мотивация будущего специалиста, успех в профессии,желание не просто оставаться в ней, но и развиваться, совершенствоваться. Рассматриваемые представления и ожиданиявлияют на формирование правильного мировоззрения студента, гармонизацию его процесса адаптации в профессии, способствуют профилактике разочарования, выгорания, ухода из профессии.
Таким образом, изучение и решение проблем формированияпредставлений и социальных ожиданий студентовдефектологов в области будущей профессиональной деятельности имеет большое практическое и теоретическое значение. Причем, значение не только в общем смысле, но и применительно к конкретному образовательному процессу, осуществляемому в условиях МГОУ, для повышения эффективности работы по подготовке педагогических кадров в области специального (дефектологического) образования для Московской области.
На этом наше исследование не заканчивается, мы планируем его дальнейшее проведение и видим его перспективы в возможности сравнениядинамических характеристик представлений и ожиданий студентов на разных годах обучения; изучение ожиданий преподавателей ВУЗав отношении уровня сформированности профессионально значимых представлений у студентовдефектологов; разработку методических рекомендаций по вопросам формированияи развития у будущих специалистов системы специального образования необходимых представлений и ожиданий в контексте профессиональной деятельности.
Ссылки на источники1.Гузикова,Т.А. Формирование профессиональноличностных качеств у студентов олигофренопедагогов в процессе обучения в вузе [Текст]: автореф. дис… канд. пед. наук/ Т.А.Гузикова.Москва, 2011.24 с.2.Конопкин,О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности/О.А.Кнопквин.М.: Наука, 2016.254с.3.Маклаков А.Г. Общая психологияА.Г.МаклаковСПб.:Питер,2001.592 с.4.
4.Назарова,Н.М. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; под ред. Н.М.Назаровой. —4е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия»,2005. 400 5.Рогова,Е.Е. Взаимосвязь профессиональных представлений и ценностных ориентаций в карьере в студенческом возрасте.Выпуск. №72013.С81.6.Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грищанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин и др. [Электронныйресурс]URL: http: //voluntary. ru/dictionary/568/word/socialnyeozhidanija(датаобращения: 15.01.2016).7.
Сулима,К.И., Филиппова,В.Ю. Социальные ожиданиябудущих педагоговпсихологов: две точки зрения/Социальные явления: Самарский государственный социальнопедагогический университет.М.: 2015, С.118123
8.Сластенин, В.А. Педагогика:учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с. 9.Яковлева И. М. Формирование профессиональной компетентности учителяолигофренопедагога: моногр. –М.: Спутник+, 2009. –220 с10.Яковлева И.М. Формирование профессиональной компетентности учителяолигофренопедагога в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дис….д. п. н./ Яковлева Ирина Михайловна.М.:2010, 45 с.