Технология тьюторского сопровождения как условие эффективности инклюзивного образования
Выпуск:
ART 971067
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сухаревская
И.
А. Технология тьюторского сопровождения как условие эффективности инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3701–3705. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971067.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основы технологии тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации, представлена и описана модель сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова:
инклюзивное образование, тьюторское сопровождение, дошкольная образовательная организация, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, педагог-тьютор
Текст статьи
Мойстус Инна Александровна,студентка факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО Волгоградский социальнопедагогический университет, г.Волгоградinna.moystus.95@mail.ru
Технология тьюторского сопровождениякак условие эффективности инклюзивного образования
Аннотация. В статье рассматриваются основы технологии тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации, представлена и описана модель сопровождения ребенка с ОВЗ.Ключевые слова: инклюзивное образование, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, педагогтьютор, тьюторское сопровождение, дошкольная образовательная организация.
Обычнодети с ограниченными возможностями здоровья оказывались изолированными и, как следствие,лишенными возможности успешной социализации и интеграции в среду. Наличие специализированных образовательных учреждений со всеми условиями для воспитания и образования детей с особыми образовательными потребностями, несомненно, имеет множество положительных моментов. Однако эти же учреждения способствуют разделению нашего общества на «здоровых» и «особых» людей.Одним из путей сокращения разрыва и объединения всех групп обществаявляется инклюзивное образование, которое предполагает обучение каждого ребенка взаимодействию с «особенными»людьми, оказаниепомощи в преодолении сложностей в развитии и является характеристикой гуманного общества, уважающего каждого участника[1]. Поэтому необходимо создать фундамент для погружения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения, реализующие инклюзивную практику,является не только новым «трендом» в образовании, или современнойтенденцией, но и предоставляет детям возможность полноценной реализации их прав на получение образования.В настоящее время данная проблема привлекает внимание не только исследователей, педагогов, родителей, но и направлением государственной политики в области образования.
Воспитание и образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями является приоритетным направлением деятельности и системы образования Российской Федерации. В Законе "Об образовании в РФ" №273 от 29 декабря 2012 года закреплено право получения образования всеми детьми, независимо от возможностей их здоровья. Согласно этому же закону, инклюзивное образование –это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей[6].Процесс воспитания и образования в обычном дошкольном образовательном учреждении, а не в специализированном, дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к жизни в обществе. В свою очередь, основная масса детей приобретает такие качества личности как толерантность, ответственность, чувство эмпатии, наиболее необходимые и ценные на сегодняшний день.Для реализации прав человека на образование в каждом образовательном учреждении, включая и ступень дошкольного,должны создаваться специальные условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья без дискриминации.
ВсоответствиисФедеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образованияв дошкольных образовательных организацияхдолжны учитываться индивидуальные потребности каждого ребенка, в том числе те, которые связаны с его жизненной ситуацией исостоянием здоровья, определяющие специальные условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, включая и детейс ограниченными возможностями здоровья[8]. Федеральный Закон«Об образовании в РФ» под специальными условиями подразумеваеттакие условия обучения, воспитания и развития детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных дидактических материалов, предоставление услуг помощника, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [3]. Одним из основных компонентов специальных условий является «помощник», «ассистент», «сопровождающий», «консультант по инклюзивному образованию». Мы придерживаемся мнения, что в дошкольном образовательном учреждении с ролью «консультанта» может справиться педагогтьютор, а технология тьюторского сопровождения, в свою очередь, являетсяосновным из условий эффективности инклюзивного образования. Причина повышенного интереса кновой в российской системе образованиятехнологии тьюторского сопровождения в условиях инклюзииобусловлена необходимостью практики формирования, сопровождения и реализациигибкой, эффективной, ориентированной на ребенкаиндивидуальной образовательной программы. Также немаловажно создание условий дляреализацииэтой программы, с учетом нужд, индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка, с чем педагогтьютор, который имеет специальную подготовку, может успешно справиться[2].Тьюторство может способствовать не только организации индивидуализированного образовательного процесса, но и воспитания ребенка, при котором тьютор способствует становлению и раскрытию личности дошкольника. Кроме того, тьюторспособствует успешному включению ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения, на что ориентируют педагоговФедеральные Государственные стандарты нового поколения.
Теоретические и исторические основы тьюторства, как педагогической технологии, своими корнями уходят в XIV век. Понятие «тьютор» связано с английской университетской системой, и впервые былоприменено в Оксфорде, позднее и в Кембридже. Тьюторство являлось одной из форм педагогического наставничества. Так, тьютор–(англ.tutor) в переводе с английского –опекун, педагогнаставник, попечитель [4].В России тьюторство как педагогическая деятельность стало формироваться в 80х годах прошлого века, в связи с реформированием всей системы отечественного образования. Первоначально оно сочетало в себе научный и практический поиск, результаты которого представлялись на всероссийских тьюторских конференциях. Немаловажную роль в становлении тьюторства сыграл П.Г. Щедровицкий. Именно он провел первый конкурстьюторов в Москве, с целью кадрового обеспечения международной образовательной программы под руководством академика Е.П.Велихова.Так начала складываться первая российская практика тьюторства. При этом, отличаясь высоким уровнем новизны для системы российского образования, тьюторское движение какоето время оставалось достаточно закрытым, «элитным» [5].В настоящее времятьюторство не отличается своей элитарностью, напротив,возможности тьюторского сопровождения пользуются большой популярностью среди образовательных учреждений различного вида. Это обусловлено тем, что в 2008 году в перечне педагогических профессий появилась должность«тьютор», в соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н«Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»,№ 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования»[3]. Однако не смотря на популярность тьюторского сопровождения в начальной, основной, средней школе, высших образовательных учреждениях, в дошкольных образовательных организациях данная практика либо отсутствует, либо применяется в очень редких случаях. Потенциал тьюторсткого сопровождения как современной педагогической технологии реализуется в недостаточной мере.Основная проблема, с которой сталкиваются дошкольные образовательные организации, реализующие инклюзивную практику –это недостаток научнометодической информации о возможностях тьюторского сопровожденияв условиях ДОО, необходимость рекомендаций по введению тьюторства в практику работы,которые включают как подготовку педагоговтьюторов, так и рекомендации по общей направленности педагогического процесса, нормам взаимодействия участников, а также по документационному и нормативноправовому обеспечению тьюторской деятельности.В связи с этим, цель нашей работы: дополнить и расширить знание о возможностях технологии тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации. В отечественной литературе вопросам тьюторского сопровождения, интерпретации тьюторствапосвящено большое количество исследований, например,работыТ.М.Ковалевой, Н.В.Рыбалкиной,П.Г.Щедровицкого, Н.Н.Зыбаревой, И.В.Карпенковой, Е.Б.Колосовой и многих других.Тьюторство определяется как практика, ориентированная на построение и реализацию индивидуальной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности[6].В свою очередьсутьтьюторского сопровождения –организация образовательного пространства ребенка, основанного на соотнесении возможностей и достижений ребенка с его целями и интересами.Педагогтьютор выступает проводником ребенка в социальную среду образовательной организации, организовывает воспитательнообразовательный процесс с учетом интересов, потребностей и возможностей тьюторанта, не выходя за рамки образовательной программы[7].
В условиях инклюзивного образования технология тьюторского сопровождения сохраняет свои основы, но приобретает новые специфические особенности. В данном случае тьютор выступает специалистом, организующим условия для успешной интеграции и адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную и образовательную среду образовательной организации. Пребывая в тесном и продуктивном взаимодействии с воспитателем, педагогическим коллективом, специалистами, медицинскими работниками, родителями тьютор создает ребенку среду для благоприятного воспитания и обучения и социальной адаптации[8].
В Межрегиональной Тьюторской Ассоциации под руководством Т.М.Ковалевойпод тьюторством понимается особый типпедагогического сопровождения, основанный на принципахиндивидуализации в ситуации открытого образования[5].Применительно к деятельности педагогатьютора в условиях инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях принцип индивидуализации предполагает право ребенка и его родителей или значимых взрослых на построение индивидуальной программы, наличие собственного содержания образования. Тьютор занимается сопровождением процесса построения иреализациииндивидуальной образовательной программы, признает уникальность каждого воспитанника, осуществляет поддержку его потребностей и интересов.Воспитательнообразовательный процесс выстраиваетсяс использованием вариативныхформ и содержания работы с детьмис ограниченными возможностями здоровья, на основе опоры на их ведущие виды деятельности, отражающие самоценность дошкольного возраста.Каждый ребенок должен иметь возможность индивидуального пути развития, поэтому в ДОО должны создаваться условия для воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, а также детского коллектива в целом. Ситуация открытого образования является одним из важнейших ресурсов тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями, поэтому педагогтьютор долженмаксимально использовать его возможности в своей работе[3].Воспитательнообразовательное пространство для ребенка с ОВЗзадается не только дошкольной образовательной организацией и индивидуальной образовательной программой, но и предполагает расширение и укрепление взаимодействиясо всеми социальными институтами, которые также несут образовательный эффект, включая семьивоспитанников, общественные организации, медицинские,культурнопросветительские учреждения, школы, органы власти и другие.Также, ситуация открытого образования предполагает использование различных видов средств, форм, методов, содержания , обеспечивающих личностное развитие ребенка с ограниченными возможностями и его социальное становление.
Помимо принципов, на которых основана технология тьюторского сопровождения, необходимо определить роль, функции, задачи, этапы работы педагогатьютора, а также участников тьюторского сопровождения. Наиболее важная задача тьютора в инклюзивном образовании–оказание помощи детям с ограниченными возможностями в успешной социализации и интеграции в социум. Поэтому, объектом тьюторского сопровождения становится жизненный путь «особого» ребенка, что требует от педагога огромной ответственности[8]. В целях успешного развития ребенкаи его интеграции и адаптации,тьютор должен сопровождать не только самого ребенка с ОВЗи создавать условия реализации индивидуальной образовательной программы, но иоказывать помощь его ближайшему окружению, то есть, родителям или опекунам, значимым взрослым, учитывать потребности всех участников данного процесса, включая и специалистов, и педагогический коллектив;следовать определенной логике сопровождения, то есть, соблюдатьего этапы;выполнять ряд функций, таких как функция целеполагания, планирования, управленческая функция, диагностическая, мотивационная, коммуникативная, функция контроля, рефлексии, методическая функция;решать множество задач;использовать инновационные, но доступные для детей формы работы. С целью повышения эффективности инклюзивного образования и восполнения информационного пробела в области возможностей технологии тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, нами была создана модель тьюторскогосопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации(рис.1).
Рис. 1. Модель тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Н.Н.Зыбарева выделяет следующие этапы тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: предварительный этап, установление контакта, этап адаптации, основной и завершающий этап[3]. Мы считаем целесообразным использование данных этапов сопровождения и в дошкольных образовательных организациях, но содержание каждого этапа должно соответствовать специфике периода дошкольного возраста. Рассмотрим более подробно содержание каждого из этапов.
Началом предварительногоэтапа является подтверждение необходимости сопровождения. Подтверждение тьютор получает от родителей или значимых взрослых ребенкас ОВЗ или по результатам заключения психологомедикопедагогической комиссии (ПМПК). Активное взаимодействие тьютора со специалистами психологомедикопедагогической комиссии делает более эффективным процесс включения дошкольников с ограниченными возможностямив социум, а также облегчает работу педагогатьютора.На данном этапе происходит знакомство тьюторас результатами медицинской и педагогической диагностики, медицинской картой ребенка,беседует с экспертами ПМПК с целью получении рекомендаций по построению индивидуального воспитательнообразовательного маршрута, при необходимоститьюторпроводит собственное диагностическое исследование.
После того, как педагогтьютор получил необходимую информацию,возможноперейти непосредственно к самому знакомству с ребенком и его семьей, установлению первичного контакта с подопечным. С помощью беседы, наблюдений тьютор выясняет потребности, возможности, особенностиповедения, интересы ребенка, ожиданияего семьи от процесса сопровождения.Тьютору необходимо проявить ответственность, заинтересованность в положительном результате, педагогический оптимизм. Также, необходимо обговорить условия сопровождения, ознакомить родителей с обязанностями педагогатьютора, спецификой работы.Еще одним важным моментом на данном этапе является подготовка педагогическое коллектива учреждения в котором будет происходить сопровождение ребенка с ОВЗ к его приходу, пробудить социальный интерес к инклюзивному образованию в дошкольной образовательной организации. Возможно, педагогутьютору будет необходимо провести предварительную работу с группой детского сада, подготовить детский коллектив к знакомству с новым участником.При необходимости, тьютору придется принять участие в создании специальных условий в групповых помещениях, обеспечить наполняемость предметнопространственной среды, в зависимости от потребностей подопечного. После создания всех необходимых условий и проведения предварительной работы, необходимо перейтик этапу адаптации дошкольника с ограниченными возможностями к образовательной организации. В течение этапа адаптации ведется непрерывная повседневная работа педагогатьютораи дошкольника с ОВЗ по включению в воспитательнообразовательный процесс и социальную среду. Этап адаптации предполагает приспособление и ребенка к помещению организации, режиму дня и режимным процессам, индивидуальной образовательной программе, и приспособление самой образовательной организации к нуждам ребенка. Главная цель данного этапа не только способствовать успешной адаптации ребенка с ОВЗ к ДОО, но и создание всей условий в самой организации для осуществления адаптации. Сроки протекания данного процесса варьируются в пределах от месяца до года и зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Положительно повлиять на процесс адаптации может предшествующее знакомстводетьми с ОВЗсо зданием и групповыми помещениями ДОО, посещениецентров психокоррекционной поддержкии других учреждений. Главная цель педагога тьютора на этом этапе: способствовать успешной адаптации и предотвратить процесс дезадаптации. Большое влияние на протекание адаптации влияет вхождение ребенка с ОВЗ в детский коллектив. Очень часто такие дети имеют проблемы в сфере общения, несовершенство или остутствие коммуникативных навыков, поэтому тьютор должен специально организовывать ситуации общения и положительного взаимодействия дошкольника с ОВЗ со сверстниками, например, на прогулке,во время утреннего приветствия, непосредственнообразовательной и самостоятельной деятельности детей, режимных процессов. Именно положительное отношение детского коллектива к ребенку с ограниченными возможностями здоровья считается одним из показателей эффективности инклюзивного образования. После того как дошкольник освоился в новой социальной среде, при условии эмоционального благополучия, ребенок и тьютор переходят к следующему этапу сопровождения. Содержание работы педагогатьютора в рамках данного этапа направлено на снижение напряжения и тревожности ребенка, углубление социализации и коррекционноразвивающего образования, поддержку мотивации, активизацию познавательной активности. Педагогтьютор, в зависимости от результатов собственных наблюдений и диагностик, по возможности увеличивает долю самостоятельности ребенка с ОВЗ во время режимных процессов, прогулки, непосредственнообразовательной деятельности, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.Тьютор оказывает необходимую помощь, но его онане должна перетекать в гиперопеку, в приоритете –побуждение к самостоятельности.По мере необходимости тьютором организуются консультации ребенка со специалистами, такими как педагогпсихолог, логопед, дефектолог, медицинский работник. Также на этом этапе тьютор может отследить динамику, проанализировать процесс освоенияребенком содержанияосновных образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а именно, социальнокоммуникативному, познавательному, речевому, художественноэстетическому, физическому развитию, с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями. Завершающий этап, если он необходим, например, при выпуске ребенкаиз дошкольной образовательной организации и переходе на ступень начальной школы, предполагает постепенный выход педагогатьютора из процесса сопровождения, уменьшение его влияния и предоставление воспитаннику наибольшей степени самостоятельности.Ребенок с ОВЗ под наименьшей степенью опеки закрепляет навык общения со сверстниками и взрослыми без посредника в виде тьютора. Полный выход педагогатьютора из процесса сопровождения и достижение ребенком наибольшей самостоятельности мы считаем одним из критериев эффективности инклюзивного образования.Содержание деятельности педагогатьютора в ДОО в рамках вышеизложенных этапов технологии тьюторского сопровождения невозможнорассматриватьв отрыве от егофункций, основные из которых: функция целеполагания, планирования, управленческая функция, диагностическая, мотивационная, коммуникативная, функция контроля, рефлексии, методическая функция [4]. Каждая из перечисленных функцийпедагогатьютора в условиях инклюзивного образованияв дошкольной образовательной организациивключает ряд задач и требований. Рассмотрим подробнее каждую из них.Основойработы педагогатьютора в ДООна подготовительном этапеявляется функцияцелеполагания. Тьютору необходимо установить и сформулировать целивоспитанияи образованиядошкольника с ограниченными возможностями здоровья, как долгосрочные, так и краткосрочные. Первая группа целей актуальна для всего периода обучения, а вторая –к определенному элементу воспитательнообразовательного процесса, например, цели определенных мероприятий, тематических бесед, занятий. Для реализации данной функции тьютору требуется решить ряд задач: проанализировать цели выбранной стратегии обучения и воспитания; определить содержание и специфику деятельности подопечного; выделить наиболее часто встречающиеся задачи, которые должен решить воспитанник; определить проблемы и затруднения, зависящие от личностных качеств ребенка, с которыми он может столкнуться; спрогнозировать желаемые результаты совместной работы с ребеном; сравнить свои поставленные цели с целями и возможностямиподопечного. Функция планирования, актуальная на всех этапах сопровождения,включает упорядочение своих действий идеятельности ребенка с ограниченными возможностями в соответствии с выдвинутыми целями. Эффективное планирование в воспитательнообразовательном процессе напрямую зависит от умений формирования целей с учетом анализа результатов предварительной диагностики, а именно уровня развития детей, их потребностей, возможностей на данном этапе онтогенеза и др; строить план собственной деятельности с ребенком, включая стратегии, направления, тактики; определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями, задачами и ожидаемыми результатами; разрабатывать структуру занятий с детьми, с приоритетом самостоятельной деятельности ребенка в процессе совместной деятельности с взрослыми;грамотно распределять время пребывания с тьюторантом с учетом целей, содержания, методов и форм осуществления воспитательнообразовательного процесса.Не менее важной является коммуникативная функция, наиболее важная на этапе установления контакта с подопечным и его семьей. Данная функция предполагает установление положительных, доверительных взаимоотношений тьютора с тьюторантами и его окружением, а также, формирование положительного отношения основной массы детей к ребенку с ограниченными возможностями, комфортного микроклимата в детском коллективе. Для решения данных задач, тьютор должен отвечать ряду требованиям, как личностным, так и профессиональным. Основные из них: обладатьоткрытостью и доступностью; иметь организаторские способности; осуществлять индивидуальный подход к каждому дошкольнику;видеть одним из приоритетных направлений работы развитие личности ребенка; стать для ребенка партнером, другом, соратником; устанавливать положительные партнерские взаимоотношения между собой, воспитанникамивсей группы, а не только подопечного; формировать положительный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи.На всех этапах сопровождения педагогтьютор осуществляет диагностическую функцию, позволяющуюоценить уровень актуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сучетом имеющихся дефектов, сформированности психических процессов, помогает расставить акценты в работе с детьми, а также проследить положительную или отрицательную динамику. Впроцессе деятельности тьютораданная функция реализуется посредством решения следующих задач: изучение исходных данных воспитанников, педагогической и психологической диагностики, медицинской карты, заключения ПМПК;определение индивидуальных особенностей дошкольников, а именно, наличие способностей и их уровень развития, тип мышления, уровни развития внимания, памяти, воображения, восприятия, речи; построение плана формирующей и коррекционной работы; определение основных установок, мотивов, потребностей, ожиданий детей и их родителей. Мотивационная функциястановится ведущей на адаптационном и основном этапе сопровождения ипредполагает создание и поддержание включенности воспитанников в педагогический процесс, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также,эффективное усвоение индивидуальной программы. Для того чтобы осуществить данную функцию, тьютор должен уметь решать следующие основные задачи: выявить индивидуальные мотивы, интересы и потребностивоспитанника; вызвать интерес к различным видам деятельности, включая самостоятельнуюи непосредственнообразовательную, посредством различных интерактивных, инновационных и традиционных методов и средств; способствовать общению дошкольника с ОВЗ с основной массой детей и педагогическим коллективом, для достижения более эффективных результатов деятельности во время совместной работы.Функция контроля также имеет место быть в условиях ДОО, актуальна на основном и завершающем этапе. Она объединяет такие функции, как функция рефлексии, оценки и коррекции. Тьютору следует понимать, что успешное выполнение данной функции обеспечивается и закладывается еще на этапе планирования, когда формулируются цели, задачи, методы, средства,показатели и критерии их достижения. При осуществлении непосредственно самого контроля, тьютор должен проанализировать ход и направления своей собственной деятельности, свои принципы и идеи; определить степень усвоения дошкольником индивидуальной программы, а также, эффективность построения воспитательнообразовательного процесса; определить, достигнуты ли цели, выполнены ли задачи, правильно ли подобраныметоды и средства, имеются ли затруднения; выяснить, какой сформировался тип взаимоотношений, тип общения с ребенком;выявить свои достижения и ошибки. При осуществлении функции контроля, тьютор должен помнить, что оценивает и контролирует он только себя самого. Деятельность тьютора в условиях ДОО, реализующей инклюзивную практику,также направлена на целенаправленное и непрерывное стимулирование познавательной активности у дошкольника. Кроме того, тьютору необходимо варьировать процесс обучения и воспитания. Поэтому, педагогу важно освоить управленческую функцию, которая предполагает решение следующих задач: определить цели, задачи, методы, средства собственной деятельности; наблюдение за деятельностью дошкольников, а также отслеживание результатов; определение актуального уровня познавательной активности и желаемого; внесение коррективов в план работы; обеспечение консультаций ребенка с ОВЗ с рядом специалистов, участвующих в процессе сопровождения; оценка эффективности модели «тьютор педагог воспитанник» и всего воспитательнообразовательного процесса в целом; направлять и корректировать работу родителей, давать необходимые рекомендации.Методическая функция–не последняя по значению, также должна быть реализована тьютором. Задачи, включенные в данную функцию:создание и подбор материальных и идеальных средств для организации совместной деятельности, например, подготовка специального оборудования, в зависимости от потребностей ребенка с ОВЗ, конспекты и сценарии деятельности, аудиои видеоматериалы, раздаточный материал и т.п.; разработка и подбор контрольнодиагностических материалов, например, диагностики отечественных и зарубежных ученых; материалы для подготовки и проведения экспериментальных исследований; тесты анкет и опросных листов для родителей и др; активное использование в своей работе опыта и рекомендаций других успешных педагоговтьюторов. Необходимо отметить, что выполнять функции тьютора для ребенка с ограниченными возможностями может не каждый педагог. Сам факт сопровождения такого ребенка предъявляет повешенные требования как к профессиональной, так и к личностной подготовке специалиста, работающего в образовательном учреждении, реализующем инклюзивную практику, в том числе и дошкольном. Педагогтьютор должен иметь представление о понятии «инклюзивное образование», понимать его содержание, отличие от традиционных форм образования; обладать знаниями о психологических закономерностях и особенностях личностного и возрастного развития ребенка с ОВЗ; иметь багаж знаний в области специальной педагогики и психологии, возрастной анатомии и физиологии детей дошкольного возраста; иметь навыки анализа особенностей взаимовлияния и взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его социального окружения; обладать умением реализации различных способов педагогического взаимодействия между всеми участниками воспитательнообразовательного процесса, включая детей с ОВЗ, их сверстников, родителей, воспитателей, специалистов, руководства; обладать педагогическим оптимизмом; иметь такие качества личности, как стрессоустойчивость, креативность, ответственность, доброжелательностьи многие другие[3]. Еще одним необходимым качеством, которым должен обладать педагог, выполняющий функции тьютора –владение различными формами работы с воспитанником, семьей, педагогическим коллективом и остальными участниками сопровождения ребенка с ОВЗ. Рассмотрим подробнее некоторые формы работы, применяемые тьютором, представленные в нашей модели.
Тьюторское сопровождение как педагогическая технология может реализовываться в условиях ДОО в различных формах. Например, индивидуальная тьюторская консультация
организационная форма тьюторского сопровождения, которая представляет собой целенаправленную совместную деятельность тьютора и тьюторанта, направленная на решение поставленных задач, связанных с образованием, воспитанием и личностным развитием воспитанника[8]. Помимо тьюторской консультации, педагогтьютор организует индивидуальные консультации воспитанника со специалистами, например, логопедом, дефектологом,педагогомпсихологом, медицинским работником; встречи специалистов с родителями; консультации родителей с педагогическим коллективом, включая воспитателей группы, администрацией дошкольной образовательной организациии по личным вопросам. Тьютор выступает связующим звеном между воспитанником и его семьей с социальным пространством. Однакопри наличии в группе нескольких детей с ограниченными возможностями,индивидуальное сопровождение каждого ребенка в условиях ДОО осуществить достаточно сложно, поэтому следующей из форм работы является групповая тьюторская консультация. Во время групповой работы тьютором реализуется сопровождение индивидуальных образовательных программ дошкольников с аналогичными целями, задачами,потребностями, а также, возможно включениев работу всей группы детей. Тематику деятельностиследует согласовать с воспитателем группы, чтобы создатьатмосферу сотрудничества, доброжелательности и взаимопонимания, для обеспечения продуктивной и интересной для всех участников консультацию.Кроме групповой консультации с воспитанниками, тьютором осуществляется организация консультаций для всех участников сопровождения, так как не во всех случаях возможно провести индивидуальные встречи с каждым специалистом. Групповые консультации менее трудоемкие и более экономичные во времени.Важную роль в сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеет организация режимных процессов. Каждый день ребенка в условиях детского сада начинается с утреннего приема, поэтому тьютору и воспитателю необходимо создавать эмоциональноположительный настрой и поддерживать его в течение дня. Такие режимные процессы как прогулка, гигиенические процедуры, дежурство по группе способствуют вовлечению ребенка в деятельность группы детей, осознанию ценности и значимости своей деятельности. Тьютору необходимо создавать ситуацию успеха в некоторых видах деятельности, например, в непосредственнообразовательной, а также демонстрировать заинтересованность в его помощи. Не только тьютор помогает ребенку и сопровождает его,например, при несовершенстве или отсутствии навыков самообслуживания, но и ребенок может оказать посильную помощь взрослому. Режимные процессы предоставляют возможность сократить дистанцию между ребенком с ОВЗ и детским коллективом, поэтому тьютор должен максимально использовать эту возможность[8].Тьюториал также является одной из форм данной технологии и представляет собой процесс группового образовани, направленный на развитие коммуникативных, мыслительных, рефлексивных способностей дошкольников. Это специально организованная непосредственнообразовательная деятельность. Цель тьюториала –разнообразить и оживить процесс сопровождения дошкольников, активизировать познавательную деятельность, побудить детей к проявлению творческих способностей. Ведущим тьюториала является сам педагогтьютор, но возможно привлечение воспитателя, в старших и подготовительных группах –самих дошкольников [2].Мероприятия как форма тьюторского сопровождения необходимы для того, чтобы разнообразить совместную деятельность тьютора и тьюторантов, при этом они имеют большую ценность для процесса воспитанияи образования, так как основной целью является формирование мотивов обучения, реализация индивидуальных образовательных программ, развитие таких личностных качеств, как инициативность, ответственность, креативность и многое другое. Мероприятияинтересны тем, что кроме самих воспитанников, привлекаются родители, значимые взрослые, а проводиться они могут в виде праздников, экскурсий, тематических встреч. Кроме того, проведение массовых мероприятий помогает воспитанникам избежать полной фиксации на тьюторе, и перехода тьютора из своей позиции в позицию воспитателя.В зависимости от возрастной группы, возможностей ребенка, определенного дефекта, индивидуальных особенностей, социального заказа, содержание технологии тьюторского сопровождения может меняться, могут возникать новые цели, задачи, с чем тьютор должен успешно справляться, уметь примерять на себя роль психолога, учителя,помощника, партнера, друга. Представленная нами модель является гибкой и вариативной. На разных этапах развития ребенка могут изменяться функции тьютора, формы работы, участники сопровождения. Данную модель можно адаптировать и применять в условиях школьного обучения. Обязательно нужно учитывать тот факт, что создание моделей сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья должно быть направлено на обеспечение личностного роста, который зависит от его индивидуальных, возрастных особенностей, интересов и потребностей.Таким образом, эффективное инклюзивное образование в условиях дошкольной образовательной организации исключает дискриминацию детей с ограниченными возможностями, отрицательное отношения к ним, предполагает успешную адаптацию к жизни в обществе ивключение ребенка в воспитательнообразовательный процесс с наибольшей самостоятельностью. Способствовать повышению качества дошкольного образования в условии инклюзии и оказать необходимую помощь интегрирующим в ДОО детям может педагогтьютор в процессе тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ, которое являетсяважным ресурсом создания гибкой, эффективной, ориентированной на ребенка с ОВЗ системы образования.
Ссылки на источники1.Андреева, Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства / Е. А. Андреева // Образовательные технологии. –2011. –№ 1. –С. 81–87.2.Ворожцова, И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: [наблюдение и слушание] / И. Б. Ворожцова // Начальная школа. –2010. –№ 5. –С. 27–32.
3.Зыбарева Н.Н., Карпенкова И.В., Кузьмина Е.В. Профессия тьютор [Текст] / Н.Н. Зыбарева, И.В. Карпенкова, Е.В.Кузьмина. М.: МГППУ. 2012, 38 с. 4.Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1—4 [Текст] / Т.М.Ковалева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.—56 с.5.Ковалева Т.М. Профессия «Тьютор» [Текст] / Т.М.Ковалева, Е.И.Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А.Теров, М.Ю. Чередилина. М. —Тверь: СФК—офис. 2012, —246 с.6.Колосова Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия [Текст] / Е.Б.Колосова. М.: Чистые пруды, 2008.—32 с.7.Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар.науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). —Краснодар: Новация, 2016. —С. 264267.8.Тенкачева Т.Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России [Текст] / Т.Р.Тенкачева // Педагогическое образование в России. —2014. —№1.—С 205208.
Технология тьюторского сопровождениякак условие эффективности инклюзивного образования
Аннотация. В статье рассматриваются основы технологии тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации, представлена и описана модель сопровождения ребенка с ОВЗ.Ключевые слова: инклюзивное образование, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, педагогтьютор, тьюторское сопровождение, дошкольная образовательная организация.
Обычнодети с ограниченными возможностями здоровья оказывались изолированными и, как следствие,лишенными возможности успешной социализации и интеграции в среду. Наличие специализированных образовательных учреждений со всеми условиями для воспитания и образования детей с особыми образовательными потребностями, несомненно, имеет множество положительных моментов. Однако эти же учреждения способствуют разделению нашего общества на «здоровых» и «особых» людей.Одним из путей сокращения разрыва и объединения всех групп обществаявляется инклюзивное образование, которое предполагает обучение каждого ребенка взаимодействию с «особенными»людьми, оказаниепомощи в преодолении сложностей в развитии и является характеристикой гуманного общества, уважающего каждого участника[1]. Поэтому необходимо создать фундамент для погружения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения, реализующие инклюзивную практику,является не только новым «трендом» в образовании, или современнойтенденцией, но и предоставляет детям возможность полноценной реализации их прав на получение образования.В настоящее время данная проблема привлекает внимание не только исследователей, педагогов, родителей, но и направлением государственной политики в области образования.
Воспитание и образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями является приоритетным направлением деятельности и системы образования Российской Федерации. В Законе "Об образовании в РФ" №273 от 29 декабря 2012 года закреплено право получения образования всеми детьми, независимо от возможностей их здоровья. Согласно этому же закону, инклюзивное образование –это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей[6].Процесс воспитания и образования в обычном дошкольном образовательном учреждении, а не в специализированном, дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к жизни в обществе. В свою очередь, основная масса детей приобретает такие качества личности как толерантность, ответственность, чувство эмпатии, наиболее необходимые и ценные на сегодняшний день.Для реализации прав человека на образование в каждом образовательном учреждении, включая и ступень дошкольного,должны создаваться специальные условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья без дискриминации.
ВсоответствиисФедеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образованияв дошкольных образовательных организацияхдолжны учитываться индивидуальные потребности каждого ребенка, в том числе те, которые связаны с его жизненной ситуацией исостоянием здоровья, определяющие специальные условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, включая и детейс ограниченными возможностями здоровья[8]. Федеральный Закон«Об образовании в РФ» под специальными условиями подразумеваеттакие условия обучения, воспитания и развития детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных дидактических материалов, предоставление услуг помощника, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [3]. Одним из основных компонентов специальных условий является «помощник», «ассистент», «сопровождающий», «консультант по инклюзивному образованию». Мы придерживаемся мнения, что в дошкольном образовательном учреждении с ролью «консультанта» может справиться педагогтьютор, а технология тьюторского сопровождения, в свою очередь, являетсяосновным из условий эффективности инклюзивного образования. Причина повышенного интереса кновой в российской системе образованиятехнологии тьюторского сопровождения в условиях инклюзииобусловлена необходимостью практики формирования, сопровождения и реализациигибкой, эффективной, ориентированной на ребенкаиндивидуальной образовательной программы. Также немаловажно создание условий дляреализацииэтой программы, с учетом нужд, индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка, с чем педагогтьютор, который имеет специальную подготовку, может успешно справиться[2].Тьюторство может способствовать не только организации индивидуализированного образовательного процесса, но и воспитания ребенка, при котором тьютор способствует становлению и раскрытию личности дошкольника. Кроме того, тьюторспособствует успешному включению ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения, на что ориентируют педагоговФедеральные Государственные стандарты нового поколения.
Теоретические и исторические основы тьюторства, как педагогической технологии, своими корнями уходят в XIV век. Понятие «тьютор» связано с английской университетской системой, и впервые былоприменено в Оксфорде, позднее и в Кембридже. Тьюторство являлось одной из форм педагогического наставничества. Так, тьютор–(англ.tutor) в переводе с английского –опекун, педагогнаставник, попечитель [4].В России тьюторство как педагогическая деятельность стало формироваться в 80х годах прошлого века, в связи с реформированием всей системы отечественного образования. Первоначально оно сочетало в себе научный и практический поиск, результаты которого представлялись на всероссийских тьюторских конференциях. Немаловажную роль в становлении тьюторства сыграл П.Г. Щедровицкий. Именно он провел первый конкурстьюторов в Москве, с целью кадрового обеспечения международной образовательной программы под руководством академика Е.П.Велихова.Так начала складываться первая российская практика тьюторства. При этом, отличаясь высоким уровнем новизны для системы российского образования, тьюторское движение какоето время оставалось достаточно закрытым, «элитным» [5].В настоящее времятьюторство не отличается своей элитарностью, напротив,возможности тьюторского сопровождения пользуются большой популярностью среди образовательных учреждений различного вида. Это обусловлено тем, что в 2008 году в перечне педагогических профессий появилась должность«тьютор», в соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н«Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»,№ 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования»[3]. Однако не смотря на популярность тьюторского сопровождения в начальной, основной, средней школе, высших образовательных учреждениях, в дошкольных образовательных организациях данная практика либо отсутствует, либо применяется в очень редких случаях. Потенциал тьюторсткого сопровождения как современной педагогической технологии реализуется в недостаточной мере.Основная проблема, с которой сталкиваются дошкольные образовательные организации, реализующие инклюзивную практику –это недостаток научнометодической информации о возможностях тьюторского сопровожденияв условиях ДОО, необходимость рекомендаций по введению тьюторства в практику работы,которые включают как подготовку педагоговтьюторов, так и рекомендации по общей направленности педагогического процесса, нормам взаимодействия участников, а также по документационному и нормативноправовому обеспечению тьюторской деятельности.В связи с этим, цель нашей работы: дополнить и расширить знание о возможностях технологии тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации. В отечественной литературе вопросам тьюторского сопровождения, интерпретации тьюторствапосвящено большое количество исследований, например,работыТ.М.Ковалевой, Н.В.Рыбалкиной,П.Г.Щедровицкого, Н.Н.Зыбаревой, И.В.Карпенковой, Е.Б.Колосовой и многих других.Тьюторство определяется как практика, ориентированная на построение и реализацию индивидуальной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности[6].В свою очередьсутьтьюторского сопровождения –организация образовательного пространства ребенка, основанного на соотнесении возможностей и достижений ребенка с его целями и интересами.Педагогтьютор выступает проводником ребенка в социальную среду образовательной организации, организовывает воспитательнообразовательный процесс с учетом интересов, потребностей и возможностей тьюторанта, не выходя за рамки образовательной программы[7].
В условиях инклюзивного образования технология тьюторского сопровождения сохраняет свои основы, но приобретает новые специфические особенности. В данном случае тьютор выступает специалистом, организующим условия для успешной интеграции и адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную и образовательную среду образовательной организации. Пребывая в тесном и продуктивном взаимодействии с воспитателем, педагогическим коллективом, специалистами, медицинскими работниками, родителями тьютор создает ребенку среду для благоприятного воспитания и обучения и социальной адаптации[8].
В Межрегиональной Тьюторской Ассоциации под руководством Т.М.Ковалевойпод тьюторством понимается особый типпедагогического сопровождения, основанный на принципахиндивидуализации в ситуации открытого образования[5].Применительно к деятельности педагогатьютора в условиях инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях принцип индивидуализации предполагает право ребенка и его родителей или значимых взрослых на построение индивидуальной программы, наличие собственного содержания образования. Тьютор занимается сопровождением процесса построения иреализациииндивидуальной образовательной программы, признает уникальность каждого воспитанника, осуществляет поддержку его потребностей и интересов.Воспитательнообразовательный процесс выстраиваетсяс использованием вариативныхформ и содержания работы с детьмис ограниченными возможностями здоровья, на основе опоры на их ведущие виды деятельности, отражающие самоценность дошкольного возраста.Каждый ребенок должен иметь возможность индивидуального пути развития, поэтому в ДОО должны создаваться условия для воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, а также детского коллектива в целом. Ситуация открытого образования является одним из важнейших ресурсов тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями, поэтому педагогтьютор долженмаксимально использовать его возможности в своей работе[3].Воспитательнообразовательное пространство для ребенка с ОВЗзадается не только дошкольной образовательной организацией и индивидуальной образовательной программой, но и предполагает расширение и укрепление взаимодействиясо всеми социальными институтами, которые также несут образовательный эффект, включая семьивоспитанников, общественные организации, медицинские,культурнопросветительские учреждения, школы, органы власти и другие.Также, ситуация открытого образования предполагает использование различных видов средств, форм, методов, содержания , обеспечивающих личностное развитие ребенка с ограниченными возможностями и его социальное становление.
Помимо принципов, на которых основана технология тьюторского сопровождения, необходимо определить роль, функции, задачи, этапы работы педагогатьютора, а также участников тьюторского сопровождения. Наиболее важная задача тьютора в инклюзивном образовании–оказание помощи детям с ограниченными возможностями в успешной социализации и интеграции в социум. Поэтому, объектом тьюторского сопровождения становится жизненный путь «особого» ребенка, что требует от педагога огромной ответственности[8]. В целях успешного развития ребенкаи его интеграции и адаптации,тьютор должен сопровождать не только самого ребенка с ОВЗи создавать условия реализации индивидуальной образовательной программы, но иоказывать помощь его ближайшему окружению, то есть, родителям или опекунам, значимым взрослым, учитывать потребности всех участников данного процесса, включая и специалистов, и педагогический коллектив;следовать определенной логике сопровождения, то есть, соблюдатьего этапы;выполнять ряд функций, таких как функция целеполагания, планирования, управленческая функция, диагностическая, мотивационная, коммуникативная, функция контроля, рефлексии, методическая функция;решать множество задач;использовать инновационные, но доступные для детей формы работы. С целью повышения эффективности инклюзивного образования и восполнения информационного пробела в области возможностей технологии тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, нами была создана модель тьюторскогосопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации(рис.1).
Рис. 1. Модель тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
Н.Н.Зыбарева выделяет следующие этапы тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: предварительный этап, установление контакта, этап адаптации, основной и завершающий этап[3]. Мы считаем целесообразным использование данных этапов сопровождения и в дошкольных образовательных организациях, но содержание каждого этапа должно соответствовать специфике периода дошкольного возраста. Рассмотрим более подробно содержание каждого из этапов.
Началом предварительногоэтапа является подтверждение необходимости сопровождения. Подтверждение тьютор получает от родителей или значимых взрослых ребенкас ОВЗ или по результатам заключения психологомедикопедагогической комиссии (ПМПК). Активное взаимодействие тьютора со специалистами психологомедикопедагогической комиссии делает более эффективным процесс включения дошкольников с ограниченными возможностямив социум, а также облегчает работу педагогатьютора.На данном этапе происходит знакомство тьюторас результатами медицинской и педагогической диагностики, медицинской картой ребенка,беседует с экспертами ПМПК с целью получении рекомендаций по построению индивидуального воспитательнообразовательного маршрута, при необходимоститьюторпроводит собственное диагностическое исследование.
После того, как педагогтьютор получил необходимую информацию,возможноперейти непосредственно к самому знакомству с ребенком и его семьей, установлению первичного контакта с подопечным. С помощью беседы, наблюдений тьютор выясняет потребности, возможности, особенностиповедения, интересы ребенка, ожиданияего семьи от процесса сопровождения.Тьютору необходимо проявить ответственность, заинтересованность в положительном результате, педагогический оптимизм. Также, необходимо обговорить условия сопровождения, ознакомить родителей с обязанностями педагогатьютора, спецификой работы.Еще одним важным моментом на данном этапе является подготовка педагогическое коллектива учреждения в котором будет происходить сопровождение ребенка с ОВЗ к его приходу, пробудить социальный интерес к инклюзивному образованию в дошкольной образовательной организации. Возможно, педагогутьютору будет необходимо провести предварительную работу с группой детского сада, подготовить детский коллектив к знакомству с новым участником.При необходимости, тьютору придется принять участие в создании специальных условий в групповых помещениях, обеспечить наполняемость предметнопространственной среды, в зависимости от потребностей подопечного. После создания всех необходимых условий и проведения предварительной работы, необходимо перейтик этапу адаптации дошкольника с ограниченными возможностями к образовательной организации. В течение этапа адаптации ведется непрерывная повседневная работа педагогатьютораи дошкольника с ОВЗ по включению в воспитательнообразовательный процесс и социальную среду. Этап адаптации предполагает приспособление и ребенка к помещению организации, режиму дня и режимным процессам, индивидуальной образовательной программе, и приспособление самой образовательной организации к нуждам ребенка. Главная цель данного этапа не только способствовать успешной адаптации ребенка с ОВЗ к ДОО, но и создание всей условий в самой организации для осуществления адаптации. Сроки протекания данного процесса варьируются в пределах от месяца до года и зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Положительно повлиять на процесс адаптации может предшествующее знакомстводетьми с ОВЗсо зданием и групповыми помещениями ДОО, посещениецентров психокоррекционной поддержкии других учреждений. Главная цель педагога тьютора на этом этапе: способствовать успешной адаптации и предотвратить процесс дезадаптации. Большое влияние на протекание адаптации влияет вхождение ребенка с ОВЗ в детский коллектив. Очень часто такие дети имеют проблемы в сфере общения, несовершенство или остутствие коммуникативных навыков, поэтому тьютор должен специально организовывать ситуации общения и положительного взаимодействия дошкольника с ОВЗ со сверстниками, например, на прогулке,во время утреннего приветствия, непосредственнообразовательной и самостоятельной деятельности детей, режимных процессов. Именно положительное отношение детского коллектива к ребенку с ограниченными возможностями здоровья считается одним из показателей эффективности инклюзивного образования. После того как дошкольник освоился в новой социальной среде, при условии эмоционального благополучия, ребенок и тьютор переходят к следующему этапу сопровождения. Содержание работы педагогатьютора в рамках данного этапа направлено на снижение напряжения и тревожности ребенка, углубление социализации и коррекционноразвивающего образования, поддержку мотивации, активизацию познавательной активности. Педагогтьютор, в зависимости от результатов собственных наблюдений и диагностик, по возможности увеличивает долю самостоятельности ребенка с ОВЗ во время режимных процессов, прогулки, непосредственнообразовательной деятельности, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.Тьютор оказывает необходимую помощь, но его онане должна перетекать в гиперопеку, в приоритете –побуждение к самостоятельности.По мере необходимости тьютором организуются консультации ребенка со специалистами, такими как педагогпсихолог, логопед, дефектолог, медицинский работник. Также на этом этапе тьютор может отследить динамику, проанализировать процесс освоенияребенком содержанияосновных образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а именно, социальнокоммуникативному, познавательному, речевому, художественноэстетическому, физическому развитию, с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями. Завершающий этап, если он необходим, например, при выпуске ребенкаиз дошкольной образовательной организации и переходе на ступень начальной школы, предполагает постепенный выход педагогатьютора из процесса сопровождения, уменьшение его влияния и предоставление воспитаннику наибольшей степени самостоятельности.Ребенок с ОВЗ под наименьшей степенью опеки закрепляет навык общения со сверстниками и взрослыми без посредника в виде тьютора. Полный выход педагогатьютора из процесса сопровождения и достижение ребенком наибольшей самостоятельности мы считаем одним из критериев эффективности инклюзивного образования.Содержание деятельности педагогатьютора в ДОО в рамках вышеизложенных этапов технологии тьюторского сопровождения невозможнорассматриватьв отрыве от егофункций, основные из которых: функция целеполагания, планирования, управленческая функция, диагностическая, мотивационная, коммуникативная, функция контроля, рефлексии, методическая функция [4]. Каждая из перечисленных функцийпедагогатьютора в условиях инклюзивного образованияв дошкольной образовательной организациивключает ряд задач и требований. Рассмотрим подробнее каждую из них.Основойработы педагогатьютора в ДООна подготовительном этапеявляется функцияцелеполагания. Тьютору необходимо установить и сформулировать целивоспитанияи образованиядошкольника с ограниченными возможностями здоровья, как долгосрочные, так и краткосрочные. Первая группа целей актуальна для всего периода обучения, а вторая –к определенному элементу воспитательнообразовательного процесса, например, цели определенных мероприятий, тематических бесед, занятий. Для реализации данной функции тьютору требуется решить ряд задач: проанализировать цели выбранной стратегии обучения и воспитания; определить содержание и специфику деятельности подопечного; выделить наиболее часто встречающиеся задачи, которые должен решить воспитанник; определить проблемы и затруднения, зависящие от личностных качеств ребенка, с которыми он может столкнуться; спрогнозировать желаемые результаты совместной работы с ребеном; сравнить свои поставленные цели с целями и возможностямиподопечного. Функция планирования, актуальная на всех этапах сопровождения,включает упорядочение своих действий идеятельности ребенка с ограниченными возможностями в соответствии с выдвинутыми целями. Эффективное планирование в воспитательнообразовательном процессе напрямую зависит от умений формирования целей с учетом анализа результатов предварительной диагностики, а именно уровня развития детей, их потребностей, возможностей на данном этапе онтогенеза и др; строить план собственной деятельности с ребенком, включая стратегии, направления, тактики; определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями, задачами и ожидаемыми результатами; разрабатывать структуру занятий с детьми, с приоритетом самостоятельной деятельности ребенка в процессе совместной деятельности с взрослыми;грамотно распределять время пребывания с тьюторантом с учетом целей, содержания, методов и форм осуществления воспитательнообразовательного процесса.Не менее важной является коммуникативная функция, наиболее важная на этапе установления контакта с подопечным и его семьей. Данная функция предполагает установление положительных, доверительных взаимоотношений тьютора с тьюторантами и его окружением, а также, формирование положительного отношения основной массы детей к ребенку с ограниченными возможностями, комфортного микроклимата в детском коллективе. Для решения данных задач, тьютор должен отвечать ряду требованиям, как личностным, так и профессиональным. Основные из них: обладатьоткрытостью и доступностью; иметь организаторские способности; осуществлять индивидуальный подход к каждому дошкольнику;видеть одним из приоритетных направлений работы развитие личности ребенка; стать для ребенка партнером, другом, соратником; устанавливать положительные партнерские взаимоотношения между собой, воспитанникамивсей группы, а не только подопечного; формировать положительный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи.На всех этапах сопровождения педагогтьютор осуществляет диагностическую функцию, позволяющуюоценить уровень актуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сучетом имеющихся дефектов, сформированности психических процессов, помогает расставить акценты в работе с детьми, а также проследить положительную или отрицательную динамику. Впроцессе деятельности тьютораданная функция реализуется посредством решения следующих задач: изучение исходных данных воспитанников, педагогической и психологической диагностики, медицинской карты, заключения ПМПК;определение индивидуальных особенностей дошкольников, а именно, наличие способностей и их уровень развития, тип мышления, уровни развития внимания, памяти, воображения, восприятия, речи; построение плана формирующей и коррекционной работы; определение основных установок, мотивов, потребностей, ожиданий детей и их родителей. Мотивационная функциястановится ведущей на адаптационном и основном этапе сопровождения ипредполагает создание и поддержание включенности воспитанников в педагогический процесс, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также,эффективное усвоение индивидуальной программы. Для того чтобы осуществить данную функцию, тьютор должен уметь решать следующие основные задачи: выявить индивидуальные мотивы, интересы и потребностивоспитанника; вызвать интерес к различным видам деятельности, включая самостоятельнуюи непосредственнообразовательную, посредством различных интерактивных, инновационных и традиционных методов и средств; способствовать общению дошкольника с ОВЗ с основной массой детей и педагогическим коллективом, для достижения более эффективных результатов деятельности во время совместной работы.Функция контроля также имеет место быть в условиях ДОО, актуальна на основном и завершающем этапе. Она объединяет такие функции, как функция рефлексии, оценки и коррекции. Тьютору следует понимать, что успешное выполнение данной функции обеспечивается и закладывается еще на этапе планирования, когда формулируются цели, задачи, методы, средства,показатели и критерии их достижения. При осуществлении непосредственно самого контроля, тьютор должен проанализировать ход и направления своей собственной деятельности, свои принципы и идеи; определить степень усвоения дошкольником индивидуальной программы, а также, эффективность построения воспитательнообразовательного процесса; определить, достигнуты ли цели, выполнены ли задачи, правильно ли подобраныметоды и средства, имеются ли затруднения; выяснить, какой сформировался тип взаимоотношений, тип общения с ребенком;выявить свои достижения и ошибки. При осуществлении функции контроля, тьютор должен помнить, что оценивает и контролирует он только себя самого. Деятельность тьютора в условиях ДОО, реализующей инклюзивную практику,также направлена на целенаправленное и непрерывное стимулирование познавательной активности у дошкольника. Кроме того, тьютору необходимо варьировать процесс обучения и воспитания. Поэтому, педагогу важно освоить управленческую функцию, которая предполагает решение следующих задач: определить цели, задачи, методы, средства собственной деятельности; наблюдение за деятельностью дошкольников, а также отслеживание результатов; определение актуального уровня познавательной активности и желаемого; внесение коррективов в план работы; обеспечение консультаций ребенка с ОВЗ с рядом специалистов, участвующих в процессе сопровождения; оценка эффективности модели «тьютор педагог воспитанник» и всего воспитательнообразовательного процесса в целом; направлять и корректировать работу родителей, давать необходимые рекомендации.Методическая функция–не последняя по значению, также должна быть реализована тьютором. Задачи, включенные в данную функцию:создание и подбор материальных и идеальных средств для организации совместной деятельности, например, подготовка специального оборудования, в зависимости от потребностей ребенка с ОВЗ, конспекты и сценарии деятельности, аудиои видеоматериалы, раздаточный материал и т.п.; разработка и подбор контрольнодиагностических материалов, например, диагностики отечественных и зарубежных ученых; материалы для подготовки и проведения экспериментальных исследований; тесты анкет и опросных листов для родителей и др; активное использование в своей работе опыта и рекомендаций других успешных педагоговтьюторов. Необходимо отметить, что выполнять функции тьютора для ребенка с ограниченными возможностями может не каждый педагог. Сам факт сопровождения такого ребенка предъявляет повешенные требования как к профессиональной, так и к личностной подготовке специалиста, работающего в образовательном учреждении, реализующем инклюзивную практику, в том числе и дошкольном. Педагогтьютор должен иметь представление о понятии «инклюзивное образование», понимать его содержание, отличие от традиционных форм образования; обладать знаниями о психологических закономерностях и особенностях личностного и возрастного развития ребенка с ОВЗ; иметь багаж знаний в области специальной педагогики и психологии, возрастной анатомии и физиологии детей дошкольного возраста; иметь навыки анализа особенностей взаимовлияния и взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его социального окружения; обладать умением реализации различных способов педагогического взаимодействия между всеми участниками воспитательнообразовательного процесса, включая детей с ОВЗ, их сверстников, родителей, воспитателей, специалистов, руководства; обладать педагогическим оптимизмом; иметь такие качества личности, как стрессоустойчивость, креативность, ответственность, доброжелательностьи многие другие[3]. Еще одним необходимым качеством, которым должен обладать педагог, выполняющий функции тьютора –владение различными формами работы с воспитанником, семьей, педагогическим коллективом и остальными участниками сопровождения ребенка с ОВЗ. Рассмотрим подробнее некоторые формы работы, применяемые тьютором, представленные в нашей модели.
Тьюторское сопровождение как педагогическая технология может реализовываться в условиях ДОО в различных формах. Например, индивидуальная тьюторская консультация
организационная форма тьюторского сопровождения, которая представляет собой целенаправленную совместную деятельность тьютора и тьюторанта, направленная на решение поставленных задач, связанных с образованием, воспитанием и личностным развитием воспитанника[8]. Помимо тьюторской консультации, педагогтьютор организует индивидуальные консультации воспитанника со специалистами, например, логопедом, дефектологом,педагогомпсихологом, медицинским работником; встречи специалистов с родителями; консультации родителей с педагогическим коллективом, включая воспитателей группы, администрацией дошкольной образовательной организациии по личным вопросам. Тьютор выступает связующим звеном между воспитанником и его семьей с социальным пространством. Однакопри наличии в группе нескольких детей с ограниченными возможностями,индивидуальное сопровождение каждого ребенка в условиях ДОО осуществить достаточно сложно, поэтому следующей из форм работы является групповая тьюторская консультация. Во время групповой работы тьютором реализуется сопровождение индивидуальных образовательных программ дошкольников с аналогичными целями, задачами,потребностями, а также, возможно включениев работу всей группы детей. Тематику деятельностиследует согласовать с воспитателем группы, чтобы создатьатмосферу сотрудничества, доброжелательности и взаимопонимания, для обеспечения продуктивной и интересной для всех участников консультацию.Кроме групповой консультации с воспитанниками, тьютором осуществляется организация консультаций для всех участников сопровождения, так как не во всех случаях возможно провести индивидуальные встречи с каждым специалистом. Групповые консультации менее трудоемкие и более экономичные во времени.Важную роль в сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеет организация режимных процессов. Каждый день ребенка в условиях детского сада начинается с утреннего приема, поэтому тьютору и воспитателю необходимо создавать эмоциональноположительный настрой и поддерживать его в течение дня. Такие режимные процессы как прогулка, гигиенические процедуры, дежурство по группе способствуют вовлечению ребенка в деятельность группы детей, осознанию ценности и значимости своей деятельности. Тьютору необходимо создавать ситуацию успеха в некоторых видах деятельности, например, в непосредственнообразовательной, а также демонстрировать заинтересованность в его помощи. Не только тьютор помогает ребенку и сопровождает его,например, при несовершенстве или отсутствии навыков самообслуживания, но и ребенок может оказать посильную помощь взрослому. Режимные процессы предоставляют возможность сократить дистанцию между ребенком с ОВЗ и детским коллективом, поэтому тьютор должен максимально использовать эту возможность[8].Тьюториал также является одной из форм данной технологии и представляет собой процесс группового образовани, направленный на развитие коммуникативных, мыслительных, рефлексивных способностей дошкольников. Это специально организованная непосредственнообразовательная деятельность. Цель тьюториала –разнообразить и оживить процесс сопровождения дошкольников, активизировать познавательную деятельность, побудить детей к проявлению творческих способностей. Ведущим тьюториала является сам педагогтьютор, но возможно привлечение воспитателя, в старших и подготовительных группах –самих дошкольников [2].Мероприятия как форма тьюторского сопровождения необходимы для того, чтобы разнообразить совместную деятельность тьютора и тьюторантов, при этом они имеют большую ценность для процесса воспитанияи образования, так как основной целью является формирование мотивов обучения, реализация индивидуальных образовательных программ, развитие таких личностных качеств, как инициативность, ответственность, креативность и многое другое. Мероприятияинтересны тем, что кроме самих воспитанников, привлекаются родители, значимые взрослые, а проводиться они могут в виде праздников, экскурсий, тематических встреч. Кроме того, проведение массовых мероприятий помогает воспитанникам избежать полной фиксации на тьюторе, и перехода тьютора из своей позиции в позицию воспитателя.В зависимости от возрастной группы, возможностей ребенка, определенного дефекта, индивидуальных особенностей, социального заказа, содержание технологии тьюторского сопровождения может меняться, могут возникать новые цели, задачи, с чем тьютор должен успешно справляться, уметь примерять на себя роль психолога, учителя,помощника, партнера, друга. Представленная нами модель является гибкой и вариативной. На разных этапах развития ребенка могут изменяться функции тьютора, формы работы, участники сопровождения. Данную модель можно адаптировать и применять в условиях школьного обучения. Обязательно нужно учитывать тот факт, что создание моделей сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья должно быть направлено на обеспечение личностного роста, который зависит от его индивидуальных, возрастных особенностей, интересов и потребностей.Таким образом, эффективное инклюзивное образование в условиях дошкольной образовательной организации исключает дискриминацию детей с ограниченными возможностями, отрицательное отношения к ним, предполагает успешную адаптацию к жизни в обществе ивключение ребенка в воспитательнообразовательный процесс с наибольшей самостоятельностью. Способствовать повышению качества дошкольного образования в условии инклюзии и оказать необходимую помощь интегрирующим в ДОО детям может педагогтьютор в процессе тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ, которое являетсяважным ресурсом создания гибкой, эффективной, ориентированной на ребенка с ОВЗ системы образования.
Ссылки на источники1.Андреева, Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства / Е. А. Андреева // Образовательные технологии. –2011. –№ 1. –С. 81–87.2.Ворожцова, И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: [наблюдение и слушание] / И. Б. Ворожцова // Начальная школа. –2010. –№ 5. –С. 27–32.
3.Зыбарева Н.Н., Карпенкова И.В., Кузьмина Е.В. Профессия тьютор [Текст] / Н.Н. Зыбарева, И.В. Карпенкова, Е.В.Кузьмина. М.: МГППУ. 2012, 38 с. 4.Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1—4 [Текст] / Т.М.Ковалева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.—56 с.5.Ковалева Т.М. Профессия «Тьютор» [Текст] / Т.М.Ковалева, Е.И.Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А.Теров, М.Ю. Чередилина. М. —Тверь: СФК—офис. 2012, —246 с.6.Колосова Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия [Текст] / Е.Б.Колосова. М.: Чистые пруды, 2008.—32 с.7.Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар.науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). —Краснодар: Новация, 2016. —С. 264267.8.Тенкачева Т.Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России [Текст] / Т.Р.Тенкачева // Педагогическое образование в России. —2014. —№1.—С 205208.