Разработка проектов новой Конституции России в 90-е годы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Козлов Д. С. Разработка проектов новой Конституции России в 90-е годы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3736–3740. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971074.htm.
Аннотация. Содержание статьи раскрывает причины появления проектов Конституции Российской Федерации, характеризует политическую обстановку в стране в данный период. Статья рассматривает сильные и слабые стороны этих проектов, а также их влияние на формирование новой российской Конституции. Кратко знакомит с результатами, произошедшими после принятия Конституции на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Козлов Дмитрий Сергеевич,студент Iкурса Академии маркетинга и социальноинформационных технологий ИМСИТ, г. Краснодарdmitriykozlov16gmu01@mail.ru

Разработка проектов новойКонституции России в 90е годы

Аннотация. Содержание статьи раскрывает причины появления проектов Конституции Российской Федерации, характеризует политическую обстановку в стране в данный период. Статья рассматривает сильные и слабые стороны этих проектов, а также их влияние на формирование новой российской Конституции. Кратко знакомит с результатами, произошедшими после принятия Конституции на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.Ключевые слова:конституция, Президент, Верховный Совет, «проект АлексееваШахрая», А.Д. Сахаров.



Решение о разработке новой российской Конституции было принято ужесоветской на I Съезде народныхчеловечества депутатов РСФСРорганизации в июне 1990 г. Съездрамках создал Конституционнуюнации комиссию во главеисполняющим с БорисомНиколаевичем Ельциным. Однакоотражение до подписания Беловежскихобсуждения соглашений и распадасоветской СССР оппозиционныеверховным силы блокировалиправ все попыткиноября пересмотреть Конституцию 1977 г. В 1992 г. работаперспективе над Основнымпутем законом Россииправ вступила в новыйсовет этап. Дискуссиипроекту развернулись вокругмассовые вопроса об основахдекабря политического строя[1, с. 6].

Страна стояла перед выбороммежду президентской республикой с сильным президентом, который бы сам формировалправительство и имелпри определенных условиях право на роспуск парламента, парламентской республикой с сильным парламентом, назначающим правительство,или смешанной формой правления в видепрезидентскопарламентской республики[2, с. 84].

Президент Б.Н. Ельцингрупповыми Б.Бвыступал за созданиеруководители президентской республики,каком центральной фигурой которойпервое являлся бы глава государства. Он должен былбыл былббыл обладать большимисущественно полномочиями и являтьсясахаров гарантом соблюденияверховным Конституции. Президентжестокому обеспечивал реализациювыборы принципа разделенияздание законодательной, исполнительнойсилу и судебной властей.

Другуюзашло точку зренияпроекте выражали представителикомиссиикогда Верховного Совета. Ониверховный предлагали сохранитьдекабря традиционное дляроссии советской политическойнапряженная системы положениепутем о полновластии Советоврамках как источниказанимает всех властей: законодательной,которые исполнительной и судебной. Проектпервое ставил в центрдело новой политическойсобрании системы Верховныйоказали Совет[3].

Напряженнаяидея борьба Президентаначалась и Верховного Советанашла заняла весь 1992 годкоторыми и первые девятьсебя месяцев 1993 г. Противостояниеидея вокруг проектафедерации Основного законаработники зашло в тупик:согласно ни Президент, ни Верховныйзначительная Совет не соглашалисьгрупповыми на компромисс. Летом 1993 г. Ельцинпоэтапной созвал Конституционноекогда совещание. Он предложил,международных чтобы в егогрупповыми работе принялиразработан участие представителиинициативе всех ветвейпроект власти, регионов,существования политических партий,групповыми религиозных и общественныхявляется организаций. Но руководствопоэтапной Верховного Советакоторые от участия в совещаниизапрещены отказалось. Парламентельцин развернул кампаниюфедерации по отстранению Президентакоторыми от власти [4].

занимает К осенипутем ситуация сталапалату неразрешимой. Преодолетькаком кризис, не меняяидея действующую Конституцию,проекте было невозможно. 21 сентября 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцинстолице издал указдокументы о поэтапной конституционнойливал реформе. Он приостановилпроекты полномочия Съездаотражение народных депутатовработники и Верховного Советасложной РСФСР и назначилкачестве на 12 декабря 1993 г. выборыпутем в новый органроссии законодательной власти –Государственнуюболее думу, нижнююбыла палату Федеральногоэкспертные собрания России. Президентпроекту поручил Конституционнойандреем комиссии и Конституционномукомиссия совещанию представитьгрупповыми на всенародное голосование(референдум)самоуправления согласованныймассовые проект Основногозапрещены закона.

Руководствоапреле Верховного Советавысшим во главе с председателемсахаров Хасбулатовым этомусамоуправления указу не подчинилосьвыборы и приняло постановлениеразработан о прекращении полномочийглаве Президента Б.Н. Ельцина. Верховныйсовещании Совет приступилсложной к формированию подконтрольных емуименно органов исполнительнойправо власти. Исполняющимвзаимодействие обязанности главычисле государства был объявленединственному вицепрезидент А. В. Руцкой.

Б.Н. Ельцинсудебную приказал окружитьсилу здание Верховноголетом Совета войсками,человечества а депутатам покинутьсуществования его. 2 октябряправом в Москве началисьбыла организованные оппозициейнапряженная акции протеста,напряженная быстро переросшиеверховного в массовые столкновенияпервое с милицией. Появилисьпроекте баррикады. 3 октябряработники восставшие захватилидекабря здание московскойельцин мэрии, подошливыведение к телецентру в Останкино,инициативе требуя предоставитьандреем им эфир. По демонстрантаммассовые был открытлетом огонь. Дляруководство восстановления порядкаинициативе Президент объявилсложной в столице чрезвычайноеверховного положение, ввелидея войска и бронетехнику. 4 октябряжестокому здание Верховногожестокому Совета началиподчинилось обстреливать из танков. Кдостоинством концу дняразработан Белый домдаты был занятсобрании войсками, а руководителируководители сопротивления арестованы.

Вдело сложной политическойсогласно обстановке появились проекты новой Конституциизапущен Российской Федерации.советПроект, получившийпроекте известность какможно «проект АлексееваШахрая»,занимаетявляется особое местополная в истории российскогоосуществляет конституционализма. Этот проектсближения появился в 1992 г. какболее инициативный документосуществляет авторов. Но делозавершило в том, чтостатуса на то время всесоветской они были работникамисебя Государственноправового управленияработники Президента РФ. Ипроект трудно представить,разработан чтобы чиновникикачестве Администрации Президентаидея исключительно по своейдекабря воле подготовиликомиссией и опубликовали проект,переворота который "вдруг" разошелсямеждународных бы с позицией самогозанят Президента. Скорееокруга речь можноисполнительной вести об обратном:округа этот проектработе был подготовлендепутатов с негласного ведомасоветской Президента какноября пробный каменьодин в проверке реакциисамоуправления общества на возможноеинициативе конституционное закреплениеосуществляет позиций "сильного" Президентаправом РФ. А то,полная что отражениекомиссия подобной ролисудебную Президента сталоразработан одной из главныходин задач данногоруководство проекта очевидно. Именновысшим этот документверховного во время егонекоторых подготовки в апреле 1993 годасогласно также называли «президентским» проектомразработан новой конституции [5].

Принятоандреем считать, чтопроекте конституция являетсяэтом плодом согласиястремиться элит, отражаетвысшим стремление утвердитьэтот новые договоренностикомиссия о системе власти,массовые о принципах отношений,дело оформить новый «общественныйчеловечества договор». Посколькуэтот в России начала 1990хгрупповыми годов ни о какомпроекты общественном согласиизашло не было и речи,должности авторы решилиправ действовать от противного.которые Былакогда выбрана модельустановленном закрепления в Основномновый законе техэтот общественных ценностей,взаимодействие тех принципов,процессы которые не вызывалинекоторых сомнений ни у однойзначительная из противоборствующих сторон. Болеезанимает того, в окончательномзанимает варианте текстафедерации действующей Конституциисахаров все эти «заповеди» былипроекте в общем видепроекте изложены в самойдепутатов первой главе «Основыроссии конституционного строя» инаименованием максимально защищены (внесениепервые изменений в этотпутем раздел Конституциипроекте возможно толькоболее путем референдумаразработан или созыважестокому специального Конституционногостремиться Собрания).

Ключевым элементомпроцессы проекта сталбыла полный отказноября от «вертикали Советов» исудебную выведение Президентанекоторых Российской Федерацииглаве из классической системыпроекту разделения властей. Всовещании проекте об этомсудебную было сказаноосени следующим образом: «Президенткогда Российской Федерацииэтот является главойутвердить государства. Президентбыли является гарантомстолице Конституции, правпоэтапной и свобод граждан. Вявляется установленном настоящейдепутатов Конституцией порядкестолице он принимает мерынации по охране суверенитетапутем Российской Федерации,руководители ее независимости и государственнойэтот целостности, обеспечиваетсобрании согласованное функционированиеадминистрации и взаимодействие всехперспективе государственных органов. Президентдепутатов как главасоветской государства являетсяисполняющим его высшимутвердить должностным лицом,россии представляющим Российскуюпервые Федерацию внутричеловечествастраны и в международныхпроцессы отношениях». Представительным органомокруга власти в проектебыло стало Федеральноеединственному Собрание, котороеименнсостояло из двухдолжности палат: Советакоторыми Федерации и Государственнойправ Думы. Исполнительнуюключевым власть возглавлялобыла Правительство Российскойбыли Федерации. Судебнуюподчинилось систему представляли:массовые Конституционный Суд,прав Верховный Судпроекте и Высший арбитражныйкомиссия Суд, руководителивозможное которых образовывалипервые Высшее судебное присутствие. Предложеннаяпутем система организациивзаимодействие государственной властисовещанию в целом соответствовалаэтот современной моделинекоторых республики президентскопарламентскогодолжности типа.

Достоинством данногосоветской проекта можноверховного назвать статью,самоуправления не допускающую беспределарамках властей. По проектуглаве исполнительную властьзавершило в РФ возглавляет Президентподчинилось РФ. Он избираетсяпоэтапной путем всеобщихразработан выборов на 6 лет,демонстрантам не более чемперспективе на два срокадекабря подряд, возраст невыборы моложе 35 и не старше 65 лет. Полномочиямеждународных Президента по проектупроекте в основном традиционные руководитправо деятельностью исполнительнойисполнительной власти РФ,документы осуществлением внешнейпалату политики, обеспечениемсогласованный безопасности РФ,право является Верховнымзапущен Главнокомандующим и т.п. Изпоэтапной специфических полномочийдекабря Президента по проектупроекте отметим: назначениеельцин Генерального прокурорапервый РФ; учреждениеведома федеральных ведомств,безопасность назначение и освобождениебезопасность от должности их руководителей;советских назначение выборовпроекте в нижнюю палатувысшим парламента и датыокруга начала работыстремиться нового созыва;нации назначение референдумасредствах РФ (такое же правостолице имела верхняяверховного палата).

Характерной особенностьюорганизации данного проектазанят являлось то,который что он не предусматривалидеи существования федеральногодепутатов Правительства в качественапряженная отделенной от Президентастатуса структуры во главеоказали с председателем. Президенткомиссия был сильнеесрока по данному проекту,комиссией чем по проектудокументы Конституционной комиссии. Проектсложной предусматривает созданиеподчинилось системы местноговыборы самоуправления в рамкахроссии территориальных единиц,занят на которые делятсявыборы субъекты РФ. Единицыразработан местного самоуправленияподчинилось именуются территориальнымиустановленном общностями, местноелетом самоуправление отделеноведущих от государственной властидостоинством и осуществляет своюнаименованием деятельность независимоливал и самостоятельно.

Ещевозможное одинпроект Конституции под названием «Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии»путем был разработанданного известным правозащитникомсахаровакадемиком АНСССРсилу Андреем Дмитриевичем Сахаровымосенью 1989 года[1, с. 92100].осуществляет Конституционныеутвердить идеи А.Д. Сахаровадепутатов предполагали построениестремиться ЕвропейскоАзиатского союзазавершило равноправных советскихкоторый республик и в этомкоторый смысле сталипалату фактически первымноября вариантом новогоандреем Союзного договора.установленном Впроектеисточника А.Д. Сахаровараспада главной сталапереворота идея организации «национальноконституционногосахаров процесса», когдапроекте союзные и автономныепроекта республики, национальныеновый автономные областисогласно и национальные округадолжности бывшего СССРпроекту трансформируются в равныемеждународных суверенные республики (государства). Приработе этом, согласноидея замыслу автора,российской не только вновькоторые образованные независимыенашла государства обладалигрупповыми правом свободногоявляется выхода из ЕвропейскогоАзиатскогообсуждения союза, но и населявшиедаты их нации обладаливозможное правом на самоопределение. Конституционныйсовет проект А.Д.Сахаровадаты устанавливал 10летнийкаком мораторий, по истечению которогопроцессы становились возможнымисрока процессы укрупнениясрока республик илидемонстрантам их разделения на меньшиепроект части.

В качестве «целисобрании народа Союзароссии Советских Республикправом Европы и Азии» провозглашались «счастливая,разработан полная смыслапервое жизнь,свободапервые материальная и духовная,совещании благосостояние, мирполная и безопасность длязанят граждан страны,ведома для всехроссии людей на Землелетом независимо от их расы,экспертные национальности, пола,который возраста и социальногопутем положения». Былоельцин заявлено, что «глобальныеадминистрации цели выживаниясебя человечества имеютпринято приоритет передсогласно любыми региональными,организации государственными, национальными,когда классовыми, партийными,депутатов групповыми и личнымисложной целями». В долгосрочнойосени перспективе Союзсогласованный в лице органовработа власти и гражданбыла должен былдаты стремиться «к встречномупалату плюралистическому сближению (конвергенции) социалистическойнаименованием и капиталистической системзапущен как к единственномусовет кардинальному решениюкомиссией глобальных и внутреннихосуществляет проблем. Политическимрамках выражением такогоименно сближения должноправо стать созданиеидея в будущем Мировогоключевым правительства».

можно

столицЗначительнаяверховным часть текстасовещанию проекта Конституцииидея А.Д.Сахаровапутем была посвященапроекте защите правмеждународных и свобод человекалетом и гражданина. Некоторыездание формулировки проектароссийской характеризуют проблемы,проекту с которыми А.Д.Сахаровдемонстрантам сталкивался в своейандреем правозащитной деятельностикоторые в СССР. Например,выведение в конституционном проектеведома было прямосудебную установлено: «Никтодолжности не может бытьмеждународных подвергнут пыткаммассовые и жестокому обращению. Насовременники территории Союзаоктября в мирное времяпоэтапной запрещена казнь. Запрещеныпутем медицинские и психологическиедемонстрантам опыты наднаименованием людьми безработе согласия испытуемых».

А.Д.Сахаровкоторыми передал проектдокументы своей Конституциивыведение председателю Конституционнойпроект комиссии Съездаруководство народных депутатовсобрании СССР М.С.Горбачеву еще 27 ноября 1989 года,ключевым но 14 декабря 1989 годаможно народный депутатсогласованный СССР А.Д. Сахаровпроцессы скоропостижно скончался.

Проект «Конституциисудебную Союза Советскихпроцессы Республик Европысовременники и Азии», которыйроссии многие современникиотражение называли утопичнымболее и даже наивным,жестокому не стал предметомвзаимодействие серьезного обсуждениячеловечества Конституционной комиссии. Темандреем не менее, конституционныесамоуправления идеи А.Д.Сахаровазанят оказали влияниеотражение на социальнополитические процессыявляется последнего периодасудебной существования СССР.документы Всложной частности, идеяданного нового Союзногонапряженная договора былавысшим использована Президентомоказали СССР М.С. Горбачевымправом в качестве политическогосамоуправления инструмента спасениякаком СССР от распада. В 1991 годуверховного по его инициативеподчинилось был разработанидея проект новогополная Договора о Союземеждународных Суверенных Государств. Именнодело для срывазанимает подписания этогосовещании договора былаадминистрации предпринята попыткакачестве государственного переворотасоветской в СССР в августе 1991 года,началась которая сделалаисполняющим процесс распадаздание Союза ССРдолжности необратимым. Кроме того,запущен идея о выравниваниипроекте статуса всехдекабря территориальных и национальнотерриториальныхсуществования образований, составляющихключевым СССР, нашлаглаве свое отражениеглаве в идеологическом обоснованиибезопасность нового «планадепутатов автономизации», которыйсахаров был запущеннекоторых весной 1990годапроект по инициативе Председателякомиссией Верховного Советадело СССР А.И. Лукьянова. Этотзапрещены план подменялкомиссия решение задачинашла разграничения полномочийвыборы между союзнымпроекту Центром и союзнымиидея республиками, поставленнойельцин первым Съездомпроекту народных депутатовпоэтапной СССР, задачейдепутатов повышения статусаорганизации автономных республикключевым и фактического «уравнивания» еговерховным со статусом союзныхсобрании республик.

И, наконец,полная проект Конституции, созданныйявляется Конституционной комиссией. Работамассовые над ним началась в1990 г,инициативе когда быланапряженная учреждена Конституционнаясудебной комиссия Съездаполучивший народных депутатовнапряженная России, объединившаяраспада в работе надвыборы Конституцией ведущихзанят политиков, общественныхпереворота деятелей, ученыхперспективе нашей страны[1, с. 117]. Конституционнуюназначение комиссию возглавилзапущен первый всенародноэкспертные избранный Президентроект Российской Федерацииназначение Б. Н.является Ельцин. Работа Комиссиисоюзными проходила публично,проекту открыто, с привлечениемидея широкого кругазанят экспертов международныхоказали организаций (в частности,прав Венецианской комиссиивыведение Совета Европы) имаксимально зарубежных государств,утвердить в том числеапреле Франции, Германии,выборы США, Великобритании,было Италии. Итогипервое работы Конституционнойлетом комиссии проектыидеи Конституции и законодательныхсоветской актов, переписка,ливал стенограммы многочисленныхидеи заседаний и совещаний,судебную экспертные оценкизапрещены и заключения опубликованысоюзными в десятитомном изданииверховный под общимзначительная наименованием «Изрелигиозных истории созданияжестокому Конституции Российскойнаименованием Федерации. Конституционнаявозраста комиссия: стенограммы,ельцин материалы, документы 19901993 г.г». Кгрупповыми середине ноября 1993 г. Конституционноекоторыми совещание завершилостолице работу надинициативе текстом Конституции,средствах который не тольковыборы вобрал в себяполная лучшие правовыеруководители решения двухведущих проектов Конституционнойверховного комиссии и Президента,высшим но и существенно обогатилверховного их содержание. Историястремиться его созданиястремиться отражена в 18томномнаименованием собрании «Конституционноедекабря совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля 10 ноября 1993 г.». Подготовленныйэтот Конституционным совещаниемсудебной проект Конституциизанят был опубликованпроект в средствах массовойвыборы информации и вынесенназначение на всенародный референдум 12 декабря 1993 года. Получивроект большинство голосовбыли избирателей, Конституцияинициативе вступила в силу 25 декабрясовременники того же года

Запроекту предложенный проектверховного Конституции высказались 58,4 % участниковбыли всенародного голосования. Главнымработе событием политическоймассовые жизни страны 90хсовещанию гг. сталаноября ликвидация всевластияработники Советов и формированиекоторыми новой политическойзапрещены системы, основаннойпроекты на разделении властей. Оформилсяработе и стал важнымзанят фактором политическойданного жизни страныстатуса российский парламентаризм. Сложиласьсоветской независимая от высшихроект органов властипроекту система местногозапущен самоуправления. Государственныеокруга и местные органыздание власти впервыепроекте избирались путемосуществляет всеобщего, равного,зашло прямого и тайногополномочия голосования. Важнымпервое элементом новойкоторые политической системыполная России сталаполная многопартийность. Быличисле зарегистрированы и действовализдание более 150 политическихпутем партий и общественнополитическихноября движений разныхмаксимально идейных и политическихобсуждения направлений. Впервыемассовые вопрос о том,путем кому бытькоторыми главой Российскоговзаимодействие государства, решалипроекте избиратели, участвовавшиепервый в президентских выборах1996 г.

Ссылки на источники1.Из истории создания Конституции Российской Федерации.Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990–1993 гг.). Том 5: Альтернативные проекты Конституции Российской Федерации (1990–1993 гг.)/Под общей редакцией кандидата юридических наук О.Г. Румянцева. М., 2009. 1120 с.2.Степанова Л.Г. История государственного управления в России: учебное пособие для направления подготовки бакалавриата 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». Краснодар: Издательский дом «Юг», 2015. 160 с.3.История России в конце ХХ века –начале ХХI века [Электронный ресурс].Режим доступа: http://diplomba.ru/work/1056694.Политическая жизнь в 19921999 гг.[Электронный ресурс].Режим доступа:http://newref.ru/istoriya/istoriyarossiixxnachaloxxiv9kla.a.danilova/52.politicheskayazhiznv19921999gg.html5.Конституция России: природа, эволюция, современность[Электронный ресурс].Режим доступа:http://lawdiss.org.ua/books/960.doc.html