Управление сферой культуры: региональный аспект

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Замахова В. О. Управление сферой культуры: региональный аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3746–3750. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971076.htm.
Аннотация. В работе исследуются теоретические основы управления в сфере культуры: определено место культуры в жизни общества; раскрываются цели, задачи, основные направления государственной культурной политики; выделены актуальные проблемы в сфере культуры как на региональном, так и на муниципальном уровнях; проводится анализ состояния культурной политики в городе Оренбурге.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Замахова Виктория Олеговна,студент Оренбургского государственного университета, г. Оренбургvzamahova@mail.ru

Управление сферой культуры: региональный аспект

Аннотация.Статья написана на тему управление в сферекультуры ее региональный аспект.В работе исследуются теоретические основы управления в сфере культуры: определено место культуры в жизни общества; раскрываются цели, задачи, основные направления государственной культурной политики; выделены актуальные проблемы в сфере культуры как на региональном, так и на муниципальном уровнях; проводится анализ состояния культурной политики в г. Оренбурге. Ключевые слова: управление сферой культуры,региональный аспект, культура,культурнодосуговая сфера, региональнаясистема.

ВведениеКультура является существенной характеристикой жизни общества, отмечающий его духовное и творческое развитие на каждом этапе, и выполняя в обществе множество социально значимых функций. Обеспечение доступа к культурным ценностям, создание экономических условий для их сохранения и умножения, отмеченные в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года [1], рассматриваются как необходимые условия формирования человеческого капитала, способствующие переходу к инновационному типу экономического развития. При этом, в Концепции Федеральной целевой программы «Культура России (20122018 годы)» [2] подчеркивается, что в ходе реализации предыдущей Федеральной целевой программы не удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры. Кроме того, в настоящее время в сфере культуры сложились такие условия взаимовлияния разноуровневых субъектов процесса управления, при которых используемые ранее методы и способы управления не отвечают потребностям интеграции предприятий и учреждений культуры в рыночную экономику. В следствие этого, отрасль культуры не может эффективно использовать имеющиеся ресурсы, что, в свою очередь, не позволяет в должной мере выявить и обосновать основные направления взаимодействия организационноправовых структур сферы культуры с хозяйствующими субъектами других отраслей экономики, а следовательно, и обеспечить рост значимости культурного комплекса в общественной жизни страны. Таким образом, формирование эффективной системы управления составляющими сферы культуры является необходимым условием их перспективного развития. Понятиеиструктурасферыкультуры

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.Культура —это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.К достижениям культуры, как правило, приобщаются на досуге, поэтому и существует термин «культурнодосуговая» сфера.Одной из функций местных органов культуры является организация и проведение массовых мероприятий развлекательного характера: праздников, фестивалей, иных зрелищных мероприятий.Культурнодосуговая сфера вышла далеко за пределы традиционной клубной практики и культурномассовой работы. Ее характеризуют: всплеск самоуправляемых общественных инициатив в виде фондов, ассоциаций, движений, формальных и неформальных любительских объединений; широкий спектр развлечений, предоставляемый досуговой индустрией и, наконец, вторжение в культуру рынка с его жесткими законами.Особенность современной ситуации —развитие любительского движения, создание различных объединений, возрождение камерных, салонных форм общения.На выбор вида досуговой деятельности влияет много факторов образовательного, социального, экономического характера, а также состояние материальнотехнической базы учреждений культуры как основы социального досуга. Все эти факторы отражаются на статусе, типологии и функциональных особенностях учреждений культуры и досуга.Многие сферы массовой культуры и досуга самоокупаемые, а некоторые (например, организация концертов популярных эстрадных артистов, и др.) служат источниками пополнения местных бюджетов. Местная власть должна способствовать развитию всех форм организации культурной и досуговой деятельности на территории местного самоуправления. [3]2.Культурнаядеятельностьнауровнегосударства,субъектаРФ.

В настоящее время объектом культурной деятельности являются преимущественно культуропроизводящие и культуросохраняющие учреждения и организации. Однако для поступательного прогрессивного развития необходимо чтобы объектом культурной деятельности стало всё общество в целом.В связи с этим, формирование и осуществление осмысленной культурной деятельности является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности федеральных учреждений культуры.На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются региональные целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативноправовые и организационнометодические документы, предоставляется материальнофинансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.Политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания, охрану и сохранение объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. Таким образом, культурное развитие города есть динамическая поступательная трансформация системы общественных и культурных отношений в рамках определенной геополитической структуры. Культурное развитие города определяется социальной и культурной политикой государства и субъекта федерации. [3].3.Характерныеособенностиразработкирегиональнойполитикивобластикультуры

Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации провинции,сущность которого заключается в фактическом самоопределении регионов, в самостоятельном выборе ими своих моделей развития. Процесс этот пока преимущественно спонтанный, однако, в его рамках возрождается идеология регионализма.Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что такая политика должна строиться дифференцированно.С одной стороны, под "регионом" понимается географическое пространство(территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления развития всех его структур экономических, этнических, демографических, социокультурных и других.При этом отмечается, что территория региона может совпадать или не совпадать с национальнотерриториальными или административными границами. В плане экономического регионализма в России насчитывается традиционно десятьодиннадцать регионов (СевероЗападный, Центральный, Поволжский, ЦентральноЧерноземный и другие), которые относятся к числу укрупненных экономических регионов. С другой стороны, под "регионом" подразумевается совокупность административных единиц. Поскольку территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным,то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы, чем и обусловлено применение термина "региональная система культуры" при рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры Оренбургской области.Основной смысл государственной региональной политики заключается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных органов власти), формирование опережающих технологий социальнокультурного и научнотехнического развития в регионах России.Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в том числе культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование его крайне затруднительно, но и крайне необходимо. Необходимость формирования региональной системы культуры и новой системы управления ею вытекает из ситуации, сложившейся в экономической, кадровой и социальной политике и характеризующейся следующим:1. Возрастают финансовые потребности культуры, а государственное финансирование данной сферы все еще происходит по остаточному принципу. Решение рассматриваемой проблемы в рамках региональной системы позволит распределять интегрированные средства, поступающие из бюджета и прочих источников в состав единого регионального фонда финансирования, наиболее рационально и эффективно.2. Жестко регламентированный жизненный путь человека в условиях унитарного государства сегодня постепенно начинает сменяться собственной стратегией личности, принимаемой в условиях выбора. Образуется все больший разрыв между государственными и личными планами человека.3. Происходящие структурные и содержательные изменения в сфере культуры приводят к изменению всей модели управления и стиля управления. Отношения между органами управления федерального, регионального и местного уровней строятся на основе новых моделей управления, одним из механизмов реализации которых являются соглашения, заключенные между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Минкультуры России. Стиль управления культурным процессом приобретает системный уровень.Министерство культуры России начало активно развивать вертикальные связи, определяется характер взаимодействия между федеральными и региональными органами власти. Они строятся на партнерской основе и, как правило, достаточно конструктивными. Стали заключаться соглашения о культурном сотрудничестве между Министерством культуры РФ, ее субъектами и их межрегиональными формированиями. Задачи деятельности Управлениякультуры Оренбургской области.[4]1. Реализация государственной политики в сфере культуры и искусства.2. Содействие в реализации на территории города Оренбурга гражданами Российской Федерации прав на свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение духовных потребностей и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры и искусства.3. Создание условий для сохранения, развития и совершенствования профессионального искусства, народного творчества.4. Осуществление на территории города Оренбурга государственной политики в области охраны памятников истории и культуры и популяризации историкокультурного наследия Российской Федерации.5. Участие в разработке и реализации городских программ сохранения и развития культуры.6. Участие в формировании и обеспечении функционирования городской системы дополнительного образования в области музыкального, художественного и эстетического воспитания.7. Участие в разработке и реализации финансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере культуры и искусства, разработка совместных проектов с организациями бизнеса, промышленности, торговли, решающими вопросы культуры и искусства.8. Содействие развитию сферы досуга, обеспечению разнообразия культурнодосуговой деятельности различных слоёв населения.9. Определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, образования в сфере культуры.10. Укрепление межнациональных культурных связей, взаимодействие с творческими объединениями и союзами.11. Изучение проблем подготовки и использования кадров, разработка эффективной кадровой политики в сфере культуры и искусства.

Функции деятельности Управлениякультуры Оренбургской области. [4]1. Обобщает практику применения законодательства в сфере культуры и искусства, разрабатывает и реализует мероприятия по совершенствованию системы правового обеспечения отрасли, оказывает подведомственным учреждениям культуры и искусства методическую помощь.2. Разрабатывает городские программы в сфере культуры и искусства, обеспечивает их реализацию;3. Оказывает содействиеи поддержку деятельности на территории города Оренбурга национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств, объединяющих граждан, проживающих вне своих национальногосударственных образований;4. Содействует внедрению достижений науки, техники, отечественного и зарубежного опыта в сферу культуры и искусства;5. Вносит в установленном порядке, по согласованию с курирующим заместителем Главы города, предложения по развитию сети муниципальных учреждений культуры, образовательных учреждений сферы культуры города Оренбурга;

6. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по социальной поддержке работников сферы культуры и искусства;7. Обеспечивает проведение международных, региональных, городских конкурсов, фестивалей искусств, творческих смотров и конкурсов, художественной части городских и окружных праздников, выставок изобразительного искусства, народного и технического творчества;

8. Участвует в разработке бюджета города по разделам «Культура», «Образование», осуществляет в установленном порядке финансирование муниципальных учреждений культуры и муниципальных образовательных учреждений сферы культуры города Оренбурга, а также осуществляет контроль за целевым использованием ими бюджетных средств и т.д.

Заключение

Понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки. С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, какимлибо образом связанные с этими областями. Люди, поддерживающие такую точку зрения, зачастую отвергают множественное понимание культуры.Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию культурного, экономического, социального, этнополитического развития страны в пространственном (региональном) аспекте.Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества.

Ссылки на источники1.О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РоссийскойФедерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ от 24.11.2008. № 47. Ст. 5489.2.О федеральной целевой программе «Культура России» на 20122018 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 186 (ред. от 10.09.2014) // Собрание законодательства РФ от 26.03.2012. № 13 (часть II). Ст. 1516.3.Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145ФЗ (ред. от 26.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации от 03.08.1998. № 31. Ст. 3823.4.Город Оренбург, официальный порталhttp://orenburg.ru/power/administration/authorities/office_of_arts_and_culture/

Списокиспользуемойлитературы1.Востряков Л. Ю. Россия и ее регионы: приоритеты и новые принципы региональной культурной политики / Л. Ю. Востряков –Изд. 6е –СПб.: «Издательский дом Герда», 2008. –448 с.2.ГенисаретскийО. И. Культурная политика: вызовы и ответы / О. И. Генисаретский –М.: «Сфинкс», 2009. –256 с.3.Дубовицкий В. А. Государство и развитие культуры / В. А. Дубовицкий Минск: «Наука и техника», 2009. –822 с.4.Иванов М. Л. Культурология. Теория и история культуры / М. Л. Иванов М., ЦИНО, 2007. –600 с.5.Карпухин О.И. Концептуальные основы новой культурной политики государства. //"Диалог", 2007. –3236 с.6.Карпухин О.И. Управление в культуре:проблемы функционирования и совершенствования.//Социал.полит.журн, 2007 –2639 с.7.Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие.М., ЦИНО, 2008.369 с.8.Мельников А.П.Селиванчик П.П.Научное управление культурой.М.,"Университетское", 2008, 162 с.9.Смирнов И. Т. Обновление культуры: проблемы и перспективы / И. Т. Смирнов –М.: «РАУ», 2008. –149 с.