Установка на ведение здорового образа жизни и нравственное воспитание младших подростков

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тенюнина Ю. О., Дереча И. И. Установка на ведение здорового образа жизни и нравственное воспитание младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3756–3760. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971078.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема нравственности и нравственного выбора в современном обществе, а также влияние установки на ведение здорового образа жизни на нравственность в младшем подростковом возрасте.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тенюнина Юлия Олеговна,студентка, педагогического факультета, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» г. Ишим yulya.tenyunina@mail.ru

Научный руководитель: Дереча Ирина Ивановна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологиифилиала ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Ишимishim2015@inbox.ru

Установка на ведение здорового образа жизни и нравственное воспитание младших подростков

Аннотация.В статье рассматривается проблема нравственности и нравственного выбора в современном обществе, а также влияние установки на ведение здорового образа жизни на нравственность в младшем подростковом возрасте.Ключевые слова.Нравственность, нравственный выбор, ценность, младший подростковый возраст, установка на ведение здорового образа жизни.

В настоящее время, характеризующееся тем, что люди погружены в проблемы, связанные с нестабильностью экономики и политическими трудностями, все глубже идетпроцесс разрушения традиционных моральных ценностей. Это неуклонно ведет к исчезновению гуманности, распаду и обеднению внутреннего мира человека, его духовности. Наше общество подвергается не столько экономическому, сколько духовнонравственному кризису,последствия которого губительны для государства, института семьи, будущих поколений.

Большое количество различных социальных экспериментов, а также наши собственные наблюдения позволяют нам увидеть то, что современные люди часто оказываются неспособными сделать и отстоять свой выбор. Они в значительной мере подвержены влиянию общества, не могут противостоять ему. Люди стараются быть похожими друг на друга, иметь как можно меньше отличий от других. Таким образом, их собственное "Я" оказывается беззащитным перед мнением окружающих и вынуждено подчиняться установленным правилам, между тем как способность личности избирать собственную стратегию поведения это нравственная предпосылка ответственности за свои действия. Вместе с тем наблюдается рост социального инфантилизма, подмена общечеловеческих ценностей, эгоизм, стремление избежать ответственности и это только малая доля всех проблем современного общества.

Особое внимание стоит уделить такой возрастной категории, как младшие подростки. Именно в данном возрасте появляется сознательное "Я", способность к рефлексии, понимание своих мотивов, выработка собственной системы ценностей. Этот период принято считать критическим или даже периодом возникновения самосознания во всей его целостности. Младший подростковый возраст можно назвать важнейшим этапом, когда закладывается фундаментальная основа для взрослой жизни, где еще предстоит сделать множество выборов. Это говорит о важности воспитания нравственности в данный возрастной период. Ведь подросток приобретает хорошие или негативные моральные качества, благодаря тому, как он разрешает ту или иную жизненную ситуацию, какой избирает нравственный выбор и как поступает.

Как же тогда своевременно оказать помощь подростку, научить его делать правильный выбор и отстоятьсвой собственный взгляд на те или иные вещи? Выбор с точки зрения И.И. Дереча, это результат нравственных исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы нравственных ценностей, становления нравственной позиции и готовностьк нравственному поступку. Главным аспектом выбора является предпочтения нравственных ценностей [1]. В нашем случае ценности здоровья.

На формирование нравственности человека имеет влияние правильное физическое воспитание и ведение здорового образа жизни.Здоровый образ жизни мы понимаем, как определенный набор правил, выполнение которых ориентировано на укрепление и сохранение здоровья отдельного человека, близких и окружающих его людей. Для достижения этой цели человеку необходимо осознавать важность здоровья и взять под свою ответственность задачу по его сохранению [2].

Современные жизненные условия диктуют обществу высокие требования к физическому и психическому состоянию здоровья, так как от него в достаточно значительной мере зависит эффективность человеческой деятельности в различных областях жизни, в том числе профессиональной. Задача первоначального развития и формирования у младших подростков мотивации на то, чтобы быть здоровым является очень важной с той целью, чтобы на этой фундаментальной основе развивать такие привычки, стереотипы и способы поведения, которые бы благотворно влияли на здоровье, способствовали его укреплению. Отношение младших подростков к своему здоровью проблема не только социальная, но и нравственная, так как подросток должен не только обладать умением быть здоровым, но и воспитать в будущем здоровых детей.

Мы придерживаемся мнения, что формирование в младшем подростковом возрасте установки на ведение здорового образа жизни приводит к выработке дисциплины и, следовательно, чувства долга и ответственности за самого себя, свою жизнь, свое здоровье и здоровье близких ему людей. Подросток тем самым учится управлять собой, организовывать себя, следовать своим принципам и установкам, разрешать различного рода внешние трудности и внутренние слабости. Дисциплина это составная часть нравственности, которая имеет под собой основу в виде личной ответственности и сознательности. Она также осуществляет подготовку младшего подростка к социально значимой деятельности, с которой ему предстоит столкнуться.

Формировать в младшем подростковом возрасте установку на ведение здорового образа жизни эффективно и актуально в связи с их психологическими особенностями. Но на этом возрастном этапе зачастую легко зарождается тенденция к возникновению негативных моделей поведения, оказывающих отрицательное влияние на состояние здоровья подростающего человека. Данное явление можно объяснить такой возрастной особенностью желанием казаться более взрослым, быть принятым в коллективе сверстников и т.д. Рискованное для здоровья поведение выражается в ранних и незащищенных половых контактах, в употреблении алкогольных напитков, наркотиков, табакокурении и т.д.

Кроме того в последние годы стало заметно резкое ухудшение состояния здоровья у молодой части населения, которое теперь характеризуется увеличением числа хронических заболеваний, болезней органов пищеварения, мочеполовой системы, кроветворных органов и иммунитета, проблемами с ухудшением зрения, повышением числа психических расстройств и расстройств поведения, то есть у подростков встречаются и проблемы связанные с психологическим здоровьем.

Для многих младших подростков ведение здорового образа жизни не является достаточно ценным и привлекательным занятием, а следовательно, нет должной мотивации, и подрастающее поколение не воспринимает свое здоровье как социальную и личностную ценность [3].

Люди в течение своей жизни самостоятельно выполняют различного рода действия. Каждое из этих действий для того, чтобы оно было совершено нуждается в мотиве —личностном побуждении, согласно которому действие служит для удовлетворения какойто нужды человека. Совокупность мотивов —это мотивация в целом, которая отображает весь образ жизни человека. Из этого следует, что для поддержания здоровья высокую значимость имеет наличие желания и мотивации.

Здоровью должно отводиться главенствующее место в иерархии потребностей человека. Установка младшего подростка на длительную здоровую жизнь —это очень важный фактор его здоровья. Именно акцентирование внимания на своем здоровье мотивирует подростка на создание полезных для здоровья привычек, выработку таких поведенческих стратегий, которые направлены на достижение положительных целей, способствующих укреплению и сохранению здоровья, когда каждое достижение видится как личная победа над собой.

Высокая степень требовательности и критичности младшего подростка к своим личностным качествам неотделима от его установки на ведение здорового образа жизни, стремления к поддержанию и укреплению своего здоровья. Вопросы нравственностивзаимосвязаны с гигиеническими нормами. Таким образом, уровень развития нравственности подростка до некоторой степени служит мерилом его здоровья. Нравственность имеет под собой опору на внутренние убеждения младших подростков, их привычки.

Мы провели собственное исследование уровня сформированности установки на ведение здорового образа жизни, в котором было задействовано 40 шестиклассников города Ишим (по 20 учащихся в контрольной и экспериментальной группах), и выяснили, что лишь 10% подростков в экспериментальной группе и 15% в контрольной группе имеют высокий уровень сформированности установки на ведение здорового образа жизни. Средний уровень сформирован у 50% подростков в экспериментальной группе и у 45% в контрольной группе. Низкий уровень сформирован у 40% в контрольной и экспериментальной группах. Из этого следует, что существует необходимость формировать у младших подростков установку на ведение здорового образа жизни.

Нами были выбраны следующие педагогические условия для формирования установки на ведение здорового образа жизни у младших подростков: создание благоприятного психологического климата в группе сверстников и создание активной творческой обстановки, способствующие большей эффективности групповой работы [4], пропаганда по ведению здорового образа жизни в форме дискуссий, коллективных творческих дел, а так же выполнение упражнений веревочного курса [5].

Благоприятный психологический климат служит так же важным условием для положительного всестроннего развития личности человека. Он проявляет себя через эмоциональный фон внутри определенного коллектива, где существуют психологические связи между разными его участниками. Общий эмоциональный фон в группе людей возникает на основе их близости друг с другом, взаимной симпатии, общих интересов, хобби и склонностей. Создание благоприятного психологического климата в коллективе младших подростков осуществляется через предоставление условий для их совместной деятельности, одобрение креативных решений, активности, инициативы каждого из участников. Также положительно влияет на общий эмоциональный фон создание определенных традиций внутри группы подростков, поощрение толерантного отношения к окружающим, умение сотрудничать, оказывать поддержку и одобрение.

Еще одним не менее важным педагогическим условием является создание активной творческой обстановки в коллективе младших подростков. Подростковый возраст сенситивное время для развития креативности создания чеголибо, отличающегося новизной и оригинальностью. Для данного возрастного этапа характерно противодействие определенным шаблонам и алгоритмам действий. Подростки нуждаются в поиске нестандартного, стремятся к самовыражению, благодаря которому они могут выйти за привычные установленные рамки, освободиться от обыденных запретов и представлений. Творческая активность подростка предполагает, помимо поиска новых путей и решений, развитие самоконтроля, организованности и дисциплины. Кроме того информация усваивается более полно, если ее подача отличается оригинальностью, а творческое проигрывание сподростками разных ситуаций позволяет им подумать о происходящем в реальности. При активизации творческой активности у младшего подростка будет пробуждаться интерес к здоровьесберегающей деятельности.

Поможет повысить мотивацию младшего подростка на ведение здорового образа жизни его пропаганда. Пропаганда призвана также обеспечить профилактику и предупрежнение развития различных заболеваний, негативных поведенческих стратегий, которые бы наносили ущерб состоянию здоровья подростка. Для выработки положительных качеств личности младших подростков и мотивации на самосовершенствование полезно привлекать их к общественной полезной деятельности.

Применение этих педагогических условий при формировании установки на здоровый образ жизни позволяет младшим подросткам переосмыслить свои ценностные ориентации, создает почву для переоценки своих привычных действий, привычек. Благодаря такому сопровождению подростки получают возможность изменить привычный образ жизни, устранить вредные привычки и другие негативные аспекты своей жизни.

Дальнейшая работа велась с подростками экспериментальной группы через соблюдение перечисленных педагогических условий, в рамках разработанной программы по формированию установки на ведение здорового образа жизни в младшем подростковом возрасте. Занятия, входящие в программу, проводились в форме игры с соревновательными элементами (учащиеся разбивались на две группы), тренинга, дискуссии.

Контрольная диагностика, которая была проведена после реализации разработанной нами программы, показалавысокий положительный результат после проведенной нами работы, так как в экспериментальной группе процент сформированности установки на ведение здорового образа жизни значительно повысился: 20% младших подростков теперь имеют высокий уровень, 70% средний уровень и лишь 10% подростков имеют низкий уровень сформированности установки на ведение здорового образа жизни, в то время как в контрольной группе показатели остались прежними.

Таким образом, реализованная нами экспериментальная работа позволила младшимподросткам пересмотреть свои взгляды на проблему собственного здоровья, а также обратить внимание на состояние здоровья своих близких, ведь моральный долг каждого человека заботиться о благополучии близких ему людей. Подростки также получили возможность задуматься об ответственности, о важности собственных решений, наличии контроля, дисциплины. Из этого следует вывод, что сформированная установка на ведение здорового образа жизни имеет благоприятное влияние не только на здоровье младшего подростка, но и наего личность в целом что очень важно в условиях современного, постоянно меняющегося мира.

Ссылки на источники1.ДеречаИ.И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе школы // Современные научные исследования. Выпуск 1.Концепт.2013.ART53252.URL:http:// ekoncept.ru /article /625/ Гос.рег.Эл № ФС7749965.USSN2304120X.[Дата обращения 20.04.2017].2.Баранов А.А. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков) / А.А.Баранов [и д.р.], М.: Научный центр здоровьядетей РАМН, 2010. 54 с.3.Воронина Е.В. Дереча И.И.Психологическое здоровье работников социономических профессий. Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование.2016.№11(90).С.1.4.Дереча И.И., Ширшова, Т.В.Рабочая тетрадь по теории и методике воспитания: учебнометодическое пособие / И.И.Дереча, Т.В.Ширшова.Ишим: Издво ИГПИ, 2012.118с.5..Дереча И.И., Гоферберг А.В.Электронное учебнометодическое пособие «Технологии организации воспитательного процесса». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование .2013.№5(48).С.49.