Организационно-правовые формы управления обороной

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панова Е. О. Организационно-правовые формы управления обороной // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3776–3780. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971082.htm.
Аннотация. Статья посвящается организационно-правовым формам управления обороной в Российской Федерации. В статье рассмотрены основные понятия и направления деятельности государственных органов и общества в области государственного управления обороной и сфере безопасности, а также нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Панова Екатерина Олеговна,студент, Оренбургский государственный университет aoi.aloe@inbox.ru

Организационноправовые формы управления обороной

Аннотация.Статья посвящается организационноправовым формам управления оборонойв Российской Федерации. В статье рассмотрены основные понятия и направления деятельности государственных органов и общества в области государственного управления обороной и сфере безопасности, а также нормативноправовые акты, регулирующие данную сферу.Ключевые слова: статья, оборона, управление, безопасность.

Под обороной Российской Федерации понимается совокупность политических, военных, экономических, социальных мер по обеспечению готовности государства к вооруженной защите своего суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности от вооруженного нападения.

Основные нормативноправовые акты закрепляющие положения организации обороны Российской Федерации: N 61ФЗ "Об обороне" от 31 мая 1996, № 31ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»от 26 февраля 1997,N 53ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»от 28 марта 1998,N 76ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998,№ 28ФЗ «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 и ряд других нормативноправовых актов.

Вооруженные силы –это основа обороны РФ. В случае вооруженной агрессии со стороны других государств они призваны защищать суверенитет, целостность и иные важные интересы своей страны. Они также могут быть использованы для разрешения международных конфликтов . Вооруженные силы могут применяться внутри страны в случаях антиконституционных действий с применением вооружения, угрожающих целостностии единству РФ.

Законодательством определены случаи, когда в обороне страны могут участвовать пограничные войска РФ, внутренние войска МВД РФ, войска гражданской обороны, например, для устранения последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и т.д.

Руководство вооруженными силами осуществляет Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ. Он определяет направления военной политики как внутри страны, так и за её пределами, утверждает военную доктрину, вводит военное положение в РФ, в случаях вооруженной агрессии, с сообщением об этом Федеральному Собранию, отдает приказ Вооруженным силам о начале военных действий, утверждает состав и структуру Вооруженных сил, воинских формирований и иных войск, издает указ о призыве граждан РФ на прохождение военной службы и т.д.

Правительство также принимает участие в общем руководстве Вооруженными Силами РФ. Оно осуществляет меры по обеспечению обороны РФ. Правительство организовывает оснащение Вооруженных Сил военной техникой и вооружением, обеспечивает материальнофинансовыми средствами и ресурсами.

Полномочия,связанные с организацией обороны предоставлены Федеральному Собранию, в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ N 61. Деятельность в этом направлении связана с участием Государственной Думы и Совета Федерации в разработке, рассмотрении, утверждении и контроле над исполнением оборонной части федерального бюджета.

Министерство обороны является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по вопросам военного управления. Оно осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, проводит политику и осуществляет управление в сфере обороны. Также Министерство Обороны координирует деятельность органов исполнительной власти субъектом в области обороны.

Правовой статус данного государственного органа закреплен в ФЗ№61 «Об обороне». В соответствии с данным нормативноправовым актом.Минобороны принимает меры по защите территориальной целостности и суверенитета РФ, осуществляет деятельность по обеспечению боевой готовности Вооруженных Сил РФ в целях отражения вооруженной агрессии. Минобороны обеспечивает войска РФ ресурсами, финансовоматериальными средствами и др.

Основными функциями Министерства Обороны РФ являются: разработка предложений в области военной политики;координация строительства и развития Вооруженных Сил РФ и иных войск и военных формирований; разработка федеральных государственных программ вооружения; разработка предложений по расходам и финансированию в проекте федерального бюджета и представление их в Правительство РФ;организация научных исследований в сфере обороны;финансирование производства и закупки вооружения и техники, материальных и иных ресурсов в пределах,выделенных на эти цели средств;

обеспечение мобилизационной и боевой готовности войск РФ;обеспечение социальной защиты военнослужащих , гражданского персонала Вооруженных Сил РФ;Координация деятельности органов исполнительной власти на уровне Федерации и субъектов;сотрудничество с военными ведомствами других стран;осуществление иных полномочий.

Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ –это центральный орган военного управления Минобороны РФ. Это основной орган оперативного управления, который осуществляет координацию работы органов военного управления, иных войск и военных формирований по выполнению задач в сфере обороны.

Генштаб осуществляет деятельность по управлению Вооруженными Силами РФ, организует планирование мероприятий по обороне государства от вооруженной агрессии, осуществляет координацию деятельности других войск и военных формирований в сфере обороны. Также Генеральный Штаб проводит мероприятия по подготовке населения к военной службе, к призыву граждан на военную службу и сборы. Осуществляет разведывательную деятельность в целях защиты РФ, собирает и изучает информациюо возможной вооруженной агрессии против страны, обрабатывает сведенияо вооружениях иностранных государств, о разработке оружия массового поражения, занимается разработкой положений по вопросам подготовки страны к обороне и т.д.

Президент РФ создает Военные Советы, которые играют значительную роль в организации обороны РФ и управлении Вооруженными Силами РФ.

Советы осуществляют деятельность на постоянной основе. Данный орган носит совещательный характер. В процессе своей работы Военные Советы разрабатывают рекомендации по вопросам военной политики в различных направлениях. Советы тесно взаимодействуют с органами исполнительной власти по вопросам обеспечения исполнения нормативноправовых актов в сфере обороны, социальных гарантий для военнослужащих, по призыву граждан РФ на военную службу .

Военные округа и флоты позволяют наиболее эффективно и оперативно осуществлять управление Вооруженными Силами РФ.

Военный округ –это оперативностратегическое командование Вооруженных сил на определенном стратегическом направлении.

Органы военных округов осуществляют свои полномочияв пределах границ на соответствующем стратегическом направлении, а именно осуществляют руководство объединениями, воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, иных войск, формирований.

Флот –это оперативное объединение Военноморского Флота РФ. Командующий, осуществляющий свою деятельность через соответствующие штабы и управления, занимается руководством военного округа (флота).

Командиры соединений и воинских частей руководят непосредственно войсковыми соединениями и частями (армиями, дивизиями, полками и др.)

Военные комиссариаты, образующиеся в субъектах РФ, городах, районах, также входят в систему органов управления оборонной деятельностью. Они возглавляются военными комиссарами.

Военные комиссариаты создаются Министерством Обороны РФ и являются его территориальными органами.

Генштаб занимается непосредственной организацией деятельности военных комиссариатов. Управление осуществляется через управления соответствующих городских округов. Также через управления Генштаб получает сведения иотчетность о работе военного комиссариата.

Основные задачи военных комиссариатов:воинский учет граждан, подлежащих прохождению воинской службы;воинский учет граждан, находящихся в запасе;призыв граждан на военную службу;совместный контроль с организациями здравоохранения за медицинским обследованием граждан, поставленных на воинский учет или призванных на военную службу;поставка транспорта в сроки и объемах, которые устанавливаются планом по мобилизации;оказание специальной поддержки гражданамуволенным из Вооруженных Сил РФ;

Немало важную роль, в осуществлении обороны страны, играет воинскаяобязанность граждан РФ.

В соответствиис N 53ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военная служба это особый вид государственной службы, которую исполняют граждане, призванные в Вооруженные Силы РФ, другие войска и иные соответствующие органы, для прохождения военной подготовки.

Службу в армии могут проходить исключительно граждане РФ.

Статья 59 Конституции гласит, что защита отечества –этонепосредственные долг и обязанность граждан РФ. Воинская обязанность реализуется через прохождение службы в Вооруженных силах РФ. Все граждане государства мужского пола должны пройти военную службу. Предусматриваются отдельные случаи, когда граждане могутосуществлять прохождение альтернативной службы (по контракту). Также на военную службу по контракту могут быть приняты граждане женского пола, но только при наличиивакансий на военные должности.

На сегодняшний день ряды Вооруженных Сил пополняются в основном за счет граждан призванных на службу, но также существует и смешанная система, которая сочетает в себе службу на основе призыва и добровольную службу ( по контракту). На данный момент такая система начинает получать должную степень распространенностив нашей стране.

Военная служба подразделяется на службу действительную и службу в запасе.

Действительная служба представляет собой службу в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и формированиях. Граждане, которые проходят данный вид службы являются военнослужащими. Их правовое положение закреплено N 76ФЗ "О статусе военнослужащих".

Действительная военная служба предполагает исполнение военнослужащими воинских обязанностей. В числе которых:участие в боевых действияхнесение боевого дежурстванахождение на территории воинской части в течении служебного времени, которое устанавливается внутренним распорядкомучастие в походах и учениях

Гражданская оборона организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей в случаях опасности, возникающей при ведении военных действий, при возникновении различного рода чрезвычайных ситуаций.

Президент РФ утверждает основные направления государственной политики в сфере гражданской обороны. Он утверждает план по гражданской обороне и защите граждан РФ в случае вооруженной агрессии. Подготовка страны к гражданской обороне ведется в мирное время с учетом развития военнотехнических средств и средств защиты населения от угроз, которые возникают при ведении военных действий. План гражданской обороныосуществляется Правительством РФ.

Исполнительная власть субъектов РФ занимается организацией мероприятий по гражданской обороне, осуществляет разработку и реализацию планов по защите населения. Также у органов местного самоуправления, в соответствии с N 61ФЗ "Об обороне", существуют полномочия в сфере управления обороной. Эти полномочия реализуются в пределах соответствующей территории и при взаимодействии с органами государственного управления в области обороны. Также органы местного самоуправления осуществляют мероприятия различного характера по подготовке населения к защите в случае вооруженной агрессии.

Основная задача органов исполнительной власти субъектов это обеспечение на своей территории соблюдения и исполнения нормативноправовых актов в сфере обороны.

Из всего можно сделать вывод, что организация управления в области обороны состоит в осуществлении защиты страны в случаях военной агрессии. Именно в целях защиты, органы государственной власти при тесном взаимодействии с рядом различных общественных организаций осуществляют сложный комплекс мероприятий военного, политического, экономического, социального и правового характера.

Как объект управленческой деятельности оборона государства представляет собой общественные отношения, возникающие в результате деятельности государственных органов различных уровней и общественных организаций по обеспечению военной защиты, включая применение Вооруженных Сил РФ.

Таким образом, управление в сфере обороны и безопасности страны носит сложный, комплексный характер.

Ссылки на источники1.N 61ФЗ "Об обороне" от 31 мая 1996, № 31ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997, 2.N 53ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998, 3.N 76ФЗ "О статусевоеннослужащих" от 27 мая 1998,

4.№ 28ФЗ «О гражданской обороне»