Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черемисина М. А. Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4021–4025. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971131.htm.
Аннотация. Статья посвящена развитию познавательных способностей посредством проектной деятельности. Показано, что проектная деятельность может стать средством развития познавательных способностей при условии системной работы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Черемисина Марина Александровна,учитель начальных классов, МОУ Юровская СОШ, г. Раменскоеcheremisinamarina@list.ru

Научный руководитель: Губанова Наталья Федоровна,к. п. н., доцент кафедры НДО, ГОУ ВО МО ГСГУ

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей младших школьников

Аннотация.Статья посвящена развитию познавательных способностей посредством проектной деятельности. Показано, что проектная деятельность может стать средством развития познавательных способностей, при условии системной работы. Ключевые слова: проектная деятельность, способы деятельности, проект, метод проектов, познавательные способности.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОСНОО)ставят перед школойновые задачи: создание эффективной развивающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельнодобывать, получать информацию и обмениваться ею. Решение данных задач вызвало необходимость внедрения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.Из числа инновационных педагогических технологий, направленных на личностноориентированное обучение, особое место занимает технология проектной деятельности, целью которой являетсяразвитие познавательных способностейобучающихся, а также самостоятельности, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, способностиувидеть, сформулировать и решить проблему[4, с.142].По мнению И.Д. Чечель, метод проектов, используемый в педагогическом процессе, ориентирован не только наобъединение разрозненных фактов для получения определенной информации, сколько наприменение известных знаний в новой ситуации и наприобретение новых,на активное включениеучащегося в освоении новых способов человеческой деятельности [10, с. 11].Метод проектов направлен наразвитие познавательных интересов учащихся, критического мышления, на совершенствование их компетенциив вопросах, связанных с темой проекта. Этот методориентирован на формирование самостоятельной деятельности учащихся –индивидуальной, парной, групповой, которую онивыполняют в течение определённого отрезка времени [5, с. 319].При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психологофизиологические особенности младших школьников. Проблема проекта или исследования должна лежать в области познавательных интересов обучающихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Большого внимания от учителя требует организация процесса осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя потребуется и особый такт, и деликатность,чтобы не «навязать» ученикам какойлибо материал, а направить их самостоятельный поиск.Учитель поддерживает внимание детей следующими вопросами: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (к интернету, к справочникам, к художественной литературе, к учебнику)?».

Использование метода проектов предполагает создание практических ситуаций(часто в форме самих проектов, упражнений, исследований)для того, чтобы ученики научились самостоятельно мыслитьи пополнять свои знания. В подобной деятельности познавательноисследовательского характера развиваютсяпознавательныеспособности–индивидуальные психологические отличия, которые дают возможность ребенку открывать мир. В основе познавательных способностей лежат психические процессы(ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение),позволяющие познавать окружающее,быть активнымв проектированиисобственной деятельности, исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их [9,с.9].Обучение учащихся в условиях проектной деятельности способствует становлению познавательной сферы и развивает творческие (творческое воображение и мышление) и образные (пространственное мышление и воображение, образное мышление и память) стороныпознавательных процессов [2,с.11].Многолетние исследования И.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой доказали, что познавательные способности не являются имманентно присущим человеку от рождения, онискладывается в процессе жизнедеятельности человека, формируются в социальных условиях его существования.При этом путь развития познанияв младшем школьном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними.Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательных способностеймладших школьников: 1.Максимальная опора на активную мыслительнуюдеятельность. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностейребенкаявляются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встатьна определённую точку зрения[7, с.422]. 2.Ведение учебногопроцессана оптимальном уровне развитиявсех его сторон.Развитые познавательные способности позволяют ученику конструктивно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса; при этомобогащается процесс общения, интенсивно протекает учебная деятельность, дети увлеченно обсуждаютвозникшие проблемы, приобретается широкая информация все это способствует эффективности учения, укреплению социальныхсвязеймладших школьниковмежду собой, воспитанию и укреплению их коллективных устремлений, что приводит к определенному «обтачиванию» используемых методов, оптимальному построению процесса обучения, в целом. В психологопедагогической литературе указывается, что процесс познания, как правило,сопровождается ярко проявляемымэмоциональным отношениемк исследуемому материалу. У детей возникает интереск впечатляющим фактам, явлениямприроды, событиямобщественной жизни, что позволяет говорить о разнообразии склонностей школьников. Практические действия с учебными материалами расширяют сферу детских интересов, дети учатся всматриваться в наблюдаемые явления. С целью пополнения детских впечатлений необходимо привлекать разнообразные источники информации, например, телепередачи о путешествиях, мире растений и животных и другие[6, с.84].Ребенок младшего школьного возраста —любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников, по нашему мнению, то, чтоучебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, стиль взаимодействияпедагога с детьми –демократичным, а тон доброжелательным. Ученые говорят о необходимостинадолго удержать в ребёнке чувство радости, интереса [3, с.55]. Если использовать проектный метод в обучении, то урокипроходят интересно и не утомляют детей, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, учатсамостоятельно делать выводы. Младший школьный возраст –начальный этап вхождения в проектную деятельность. В курсе изучения младшими школьниками предмета «Технология» проектную деятельность мы планируемсо второго полугодия второгокласса, а в первом классе осуществляемподготовку к ее осуществлению с помощью системы творческих заданий. Этому способствуют:

организация процесса обучения на основе продуктивных методов –частичнопоискового, исследовательского;

активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа задания (анализа образца изделия, выбора материалов, планирования этапов работы, организации рабочего места, контроля и самоконтроляпроцесса и результатов труда);

дизайнупражнения, творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трех основных направлениях (полезность, надежность и эстетичность изделия) [1, с. 38].Таким образом, проектная деятельность развиваетпознавательные способности младших школьников, обеспечивает целостное восприятие окружающего мира и даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят.После изучения теоретическогоматериала по данной теме, намибыла проведена опытноэкспериментальная работапо формированию познавательных способностей младших школьников посредством проектной деятельности, включающая три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный).Опытноэкспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Юровская СОШ»,во2м«А» классе(15человек, учитель Никитина Е. И.) –экспериментальный класс, во2м«Б» классе (15человек, учитель Подкопаева В. Д.) –контрольный класс.

Цельюконстатирующего этапабыло выявление уровняразвитияпознавательных способностей у учащихся 3х классов. Была проведена диагностикауровня развития познавательных способностей, для этого были использованы следующие методики:1. Методика «Матрица Равена». Методика предназначенадля изучения логического мышления [8, с. 154].2. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант). Данная методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации (по количеству сделанных ошибок) [8, с.132].3. Методика «Долговременная память». Данная методика направлена на исследование долговременной памяти у младших школьников [8, с. 130].Результатыметодик, которые были использованына констатирующем этапе исследования, представлены в сводной таблице 1.

Таблица 1Результаты констатирующего этапа эксперимента

На формирующем этапе в исследовании участвовала только экспериментальнаягруппа (15человек). Формирующий этап длился с октябряпо апрель 2017 г.; за это время было организовано 5проектов.Цель формирующего этапа: создать необходимые педагогические условия для успешного развитияпознавательных способностей посредством проектной деятельности. На формирующем этапе были организованы следующие проекты:1) создание «Класса будущего»;2) изготовление игрушек из подручного материала;3) «Что нам известно о закаливании?»;4) «Самый полезный завтрак»;5) «Старинные способы умножения».При помощи проектовне только закреплялись, но и уточнялись знания детей, развивались познавательные способности, укреплялись навыки работы в группе, в команде.Дети научились видеть в привычном новое, в известном –неизвестное; у них усовершенствовалисьпроцессы восприятия, памяти, внимания и воображения. Практические действия с предметами привели к более высокому уровню развития восприятия, дети научились сопоставлять и сравнивать предметы, находить соответствие образцу и умели описывать свойства предметов. Задания на развитие памяти позволили добиться высоких результатов посредством таких заданий, как «Чего не стало?», «Запомни числа» и др. Задания на развитие образного мышления и воображения («На что похоже?», «Придумай игру», «Сделай посвоему») способствовали развитию творческих проявлений детей. На контрольном этапе мы выявилидостигнутый уровень развития познавательных способностейучащихся 3х классовпосредством проектной деятельности. Были использованы методики, аналогичные методикам констатирующего этапа. Результаты методик, которые были проведены на контрольном этапе исследования, представлены в сводной таблице 2.

2«А» класс (15человек),экспериментальный2«Б» класс (15человек),контрольныйМетодика«МатрицаРавена»«Корректурная проба »«Долговременная память »«Матрица Равена»«Корректурная проба »«Долговременная память »УровниНизкий33,340,033,335,335,323,5Средний40,033,346,735,329,447,0Высокий26,726,720,029,435,329,5Таблица 2Результаты контрольного этапа эксперимента

За период формирующего этапа эксперимента уровень развития познавательных способностей у детей экспериментальной группы существенно повысился, о чем свидетельствуют вышеуказанные данные.Проведенное исследование показало, что проектная деятельность может стать эффективным средством развития познавательных способностей, если создать следующие педагогические условия:1.Использовать специальные методы и приемы обучения детей.2.Моделировать проектную деятельность в поисковоисследовательском ключе.

Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что проектная деятельность является действенным средством развития познавательных способностей младших школьников, так как позволяет им успешно учиться в школе, ставить и решать учебную задачу, планировать собственную деятельность, прогнозировать ее результаты.

Ссылки на источники1.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии [Текст] / Л.Ю. Бритвина // Начальная школа. –2010. –№6. –С. 36–40.2.Брыкова, О.В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе/ О. В. Брыкова//Спб.: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов СанктПетербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. –106 с.3.Бурункин, Д. А. Инновационные проекты муниципальной системыобразования / Д. А. Бурункин, Л. В. Шмелькова//–Курган, 2005.102 с.4.ВолковБ.С.Младший школьник: Как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2004. 142 с.5.Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Нач. шк., 2005. №1. –319с. 6.Давыдов В. В. Виды общения в обучении. М.:1972. –84с.7.ЗанъкоС.Ф.Игра и ученье —Ноябрьск, 2005. 422с.8.Макеева Т.Г. Тестируем детей. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 348 с.9.Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова//

АРКТИ, 2005. –110 с.10.Чечель И.Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель// –Директор школы, 2011. –№3. –C. 10–14.

2 «А» класс (15 человек),экспериментальный2 «Б» класс (15человек),контрольныйМетодика«МатрицаРавена»«Корректурная проба »«Долговременная память »«Матрица Равена»«Корректурная проба »«Долговременная память »УровниНизкий20,020,020,029,429,423,5Средний33,340,033,341,235,341,2Высокий46,740,046,729,435,335,3