Формирование когнитивного компонента гражданской идентичности школьников в условиях дополнительного музыкального образования с использованием полихудожественного подхода

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шмаков Е. С. Формирование когнитивного компонента гражданской идентичности школьников в условиях дополнительного музыкального образования с использованием полихудожественного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4051–4055. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971137.htm.
Аннотация. Представлен обзор научных работ, значимых для решения задачи формирования гражданской идентичности школьников. Специально исследован когнитивный компонент формирования гражданской идентичности школьников в условиях дополнительного музыкального образования. Описан разработанный автором комплекс заданий, ориентированных на формирование когнитивного компонента гражданской идентичности в условиях дополнительного музыкального образования. Новизна комплекса состоит в использовании в учебном процессе полихудожественного подхода и принципа педагогической интеграции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шмаков Егор СергеевичМагистрант, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»Werlidemon91@mail.ru

Научный руководитель: Милюгина Елена Георгиевна,доктор филологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

Формирование когнитивного компонента гражданской идентичности школьников в условиях дополнительного музыкального образования с использованием полихудожественного подхода

Аннотация.Представлен обзор научных работ, значимых для решениязадачиформирования гражданской идентичности школьников.Специально исследованкогнитивный компонент формирования гражданской идентичности школьников в условиях дополнительного музыкального образования. Описанразработанный авторомкомплекс заданий, ориентированных на формирование когнитивного компонента гражданской идентичности в условиях дополнительного музыкального образования.Новизна комплекса состоит в использовании в учебном процессе полихудожественного подхода и принципа педагогической интеграции.Ключевые слова:гражданская идентичность, когнитивный компонент гражданской идентичности, воспитание, образование, деятельность,патриотизм, старший школьник, дополнительное музыкальное образование, полихудожественный подход.

Актуальность настоящего исследованияопределяется значимостью процесса формирования гражданской идентичности школьников для настоящего и будущего России, что отмечено в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [1]. Формирование гражданской и региональной идентичности школьников входит в число приоритетных задач, поставленных перед современной системой образования федеральными государственными образовательными стандартами общего образования [2], и является ключевым условием социокультурной модернизации России. Методологическое и технологическое решение данной проблемы представляет практическую ценность для повышения качества учебновоспитательного процесса в условиях не только общего, но и дополнительного образования. Степень научной разработанности проблемы исследования. Понятия гражданской и региональной идентичности сегодня в центре внимания педагогов, психологов, культурологов, социологов, политологов. Выработано определение гражданской идентичности, под которой понимается осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан того или иного государства (Т.В. Водолажская [3]). Проанализированы взаимосвязи и взаимозависимости гражданской идентичности личности и процесса формирования ее возрастной (А.В. Микляева, П.В. Румянцева), этнической (Л.М. Дробижева, И.В. Кожанов), религиозной (Д.Г. Давыдов, А.Н. Крылов), региональной (Д.Н. Замятин, М.Ю.Тимофеев), общечеловеческой (А.Г.Асмолов) идентичностей. В этом массиве исследований для нас наиболее актуальны работы, посвященные изучению гражданскойи региональнойидентичности в аспектах реализации базисных потребностей личности в принадлежности к группе (Е.Г. Милюгина, М.В. Строганов [4; 5; 6]), личностных перспектив (А.Г. Асмолов, В.С. Собкин [7;8]),формирования готовности личности принимать активное участие в жизни государства (М.А. Юшин [9]). В своем исследовании мы также всесторонне учитываем разработанные современной педагогикойтехнологии и методики формирования гражданской и региональной идентичности в условиях начального (Е.Г.Милюгина, А.Б.Касимова [10; 11]), основного и среднего общего образования (А.Г.Асмолов, Е.Г.Милюгина [12; 13]),а такжев системе непрерывного образования (И.В.Кожанов[14]). При всем богатстве перечисленных исследований и выработанных подходов,следует отметить, что имеющийся сегоднянаучный опыт далеко не в полной мере используется современной педагогикой, в частности системой дополнительного образования. Методистамисделаны определенные шаги по планированию педагогического сопровождения процесса формирования гражданской идентичности школьников в условиях дополнительного образования и технологическому его обеспечению (А.В.Фарафонов [15]). Однако педагогических моделей и комплексных программ формирования гражданской идентичности школьников в условиях дополнительного музыкального образования на сегодня нет, хотя в нормативных документах дополнительное образование рассматривается в качестве педагогического ресурса формирования гражданской идентичности школьников [16;17].Для достижения поставленной современными нормативными документамицели по формированию гражданской идентичности учащихся мы поставили перед собой задачуразработать программу «Формирование гражданской идентичности учащихся старших классов вусловиях дополнительного музыкального образования» и апробироватьна практике.Процесс формирования гражданской идентичности обучающихся, по нашему убеждению, необходимо осуществлять на принципах интеграции общего и дополнительного образования и социального партнерства института семьи и общеобразовательных учреждений. Поэтому предлагаемая далее система работы по формированию гражданской идентичности учащихся старших классов в условиях дополнительного музыкального образования включает следующие формы активности педагога и обучающихся.1.Учебная работа по действующим в базовой ДШИ программам, скорректированная в педагогическом и репертуарном плане на формирование гражданской и региональной идентичности обучающихся.1.1.Формирование знаний школьников о гражданскойи региональной идентичности. Знакомство с основными деятелями и выдающимися событиями России и родного края. Формирование системы знаний о большой и малой родине, ее культуре, национальных и локальных традициях. Большое значение в программе имеет репертуарная политика: основной акцент при подборе репертуара сделан на произведения патриотического содержания, причем как военной, так и гражданской тематики («Крылатый апрель» Г.Струве; «Родная земля» В.Добрынина; «Я люблю тебя, Россия» Д. Тухманова; «Широка страна моя родная» И.Дунаевского и т.д.).1.2.Формирование активной гражданской позиции обучающихся, мотивации и готовности обучающихся к активному участию в культурной жизни страны и региона. Привлечение учащихся к участию в мероприятиях патриотического и гражданского направления, таких как тематический урок, классный или школьный концерт, проведение патриотической спартакиады. Лучшие номера исполнителей записываются на видео, после чего помещаются в архив на сайте школы и социальных сетях. 2.Факультативные занятия по специальной программе, ориентированной на формирование гражданской и региональной идентичности школьников и скоординированным с программами общего образования.На формирование гражданской и региональной идентичности школьников направлена программа факультативных занятий «Тверские музыканты—гордость России». Данный факультатив призван обогатить урочную и внеурочную образовательнопознавательную деятельность школьников краеведческим материалом. В содержании программы сделана попытка совместить духовнонравственное и ценностносмысловое воспитание с историческим, культурноэкологическим, практикоориентированным направлениями работы, при этом в центре внимания всегда находится патриотическое воспитание. Сверхзадача программы—сформировать основы гражданской и региональной идентичности обучающихся—конкретизируется нами в целевой установке—сформировать у школьников базовые знания о музыкальном Верхневолжье, воспитать интерес к истории музыкальной культуры края и ее современности и чувство гордости за своих знаменитых земляковмузыкантов, чье творчество известно в России и за ее пределами. Задачи: дать учащимся общее представление о жизни и творчестве выдающихся деятелей Верхневолжья; связать историю музыкального Верхневолжья с его современностью; развивать у учеников чувство уважения к своей малой родине и патриотические качества; увеличить объем знаний по истории родного края в целом. Методы реализации программы: наблюдение—посещение памятных мест; словесный—рассказ, беседа; наглядный—просмотр презентаций, видеофрагментов, иллюстраций; поисковый—сбор информации по интересующей теме; проблемный—постановка перед учащимися задачи по определенной теме; практический—подготовка презентаций по заданной теме. Итоговый контроль освоения программы проводится в форме викторины и творческих проектов обучающихся, которые школьники представляют одноклассникам, педагогическому сообществу ДШИ и родительскому сообществу на праздничном мероприятии «Тверские музыканты—гордость России».3.Социальноепартнерство института семьи и общеобразовательных учреждений в решении задачи формирования гражданской и региональной идентичности обучающихся.Для результативностинашей работы во всех перечисленных направленияхмы сосредоточилиособое внимание на когнитивном (познавательном) компонентегражданской идентичности, разработанномИ.В.Кожановым [18]. Данный компонент предполагает формированиепредставленийи понятийобучающихся о родном (многонациональном) народе, его истории и культуре, своей национальной принадлежности, государственнойсимволике, родном языке. Для формирования когнитивного(познавательного) компонента гражданской идентичности важнаи общекультурная составляющая: знания о государствах мира, основных религиях, их истории и культуре, знанияосновных законов, правил и норм поведения, предъявляемых в разных странах мира. Мы разработали специальный комплекс заданий,ориентированных на формирование когнитивного компонента гражданской идентичности в условиях дополнительного музыкального образования.Новизна комплекса состоит в использовании в учебном процессе полихудожественного подхода и принципа педагогической интеграции.Формирование гражданской идентичности школьниковосуществлялось нами в процессезнакомства обучающихсяс важнейшими событияминашей страны и её выдающимися личностями через литературу, музыку, кинофильмы, живописьрусских художников. 1.Формирование когнитивного компонента гражданской идентичности на материале отечественнойлитературыосуществлялось на факультативных занятиях, проводимых в детской школе искусств. Работа начиналась с беседы преподавателя о литературе какважной составляющей процессаформирования культурынашего народа, процесса патриотического воспитания и духовнонравственного становления выдающихся личностей различных эпох. Особое внимание на факультативных занятиях уделялось отраженной в литературе теме Великой Отечественной войне и созданным писателями образам её наиболее ярких героических личностей(Зоя Космодемьянская, Иван Кожедуб, Алексей Севастьянов, Дмитрий Овчаренко, Александр Покрышкин и др.). После беседы учащимся было дано задание выбрать и прочитать произведения патриотического содержания (С.А.Алексеич. «У войны не женское лицо»; А.А.Ананьев. «Версты любви»; И.С.Выборных.«Девушки в солдатских шинелях»; В. П. Катаев. «Сын полка»; Н.И.Родичев. «Подростки»; В.А.Рыбин «Юность и отвага»; Г.И.Свиридов. «Стоять до последнего»; А.Б.Чаковский. «Сердце и дневник»; Н.М.Алексеев. «Мой Сталинград»; Б.И.Сюбаев. «РоссииРодины сыны»; А.А.Ананьев. «Танки идут ромбом»; Н.А.Внуков. «Москва за нами»; К.Д.Воробьев. «Убиты под Москвой»; Л.Т.Космодемьянская. «Повесть о Зое и Шуре»; Е.Н.Кошевая. «Повесть о сыне»; А.М.Адамович. «Партизаны»; И.И. Виноградов. «Дикий голубь»и др.). На следующим факультативном занятии были заслушанывыступленияучащихсяпо прочитанным произведениям и организована дискуссия. Ввыступлениях школьникихарактеризовалипрочитанноепроизведение, выражали своё пониманиепрочитанного, слушали и дополняли друг друга после выступления. 2.Формирование когнитивного компонента на материале отечественноймузыкиосуществлялось на факультативных занятиях, проводимых в детской школе искусств. Работа начиналась с рассказа преподавателя обэпохеВеликой Отечественной войны и значимости музыки для формирования боевого духа и стойкости солдатфронтовиков, героев партизанского движения,людей, трудившихся в тылу. На внеклассных занятиях были прослушаны такие произведения эпохи Великой Отечественной войны, как «На Безымянной высоте» (муз. В.Баснера); «Журавли» (муз. Я. Френкеля); «В землянке» (муз. К.Листова); «Служили два товарища» (муз. Е.Птичкина); «Москвичи» (муз. А.Эшпая); «Одинокая гармонь» (муз. Б.Мокроусова); «Эх, дороги» (муз. А.Новикова); «На поле танки грохотали» (муз. Г.Портного). При помощи ИКТ(компьютера, проектора и комбоусилителя) для более объёмного восприятия были показаны тематические клипы. После просмотра состоялось коллективное обсуждение пройденного материала, в ходе которогошкольникиделились мнениями друг с другом о том, какие чувства и ассоциации у них вызвали перечисленные произведения. По такой же схеме проводились факультативные занятия и на другие темы, непосредственно затрагивающиепроблемугражданской идентичности. Одно из таких занятий было посвящено красотерусской природы и её воссозданию в музыке: былипрослушаныи обсужденытакие произведения, как «Малиновый звон» (муз. А.Морозова); «Березы» (муз. И.Матвиенко); «Подмосковные вечера» (муз. В.СоловьеваСедого); «Ой, цветет калина» (муз. И.Дунаевского); «Ты неси меня, река» (муз. И.Матвиенко); «Выйду ночью в поле с конем» (муз. И.Матвиенко); «Там, за туманами» (муз. И.Матвиенко); «Ой, то не вечер»; «По Дону гуляет казак молодой»; «Травушкамуравушка» и т.д. Проведенная нами работа нашла свое продолжение в реализуемой намирепертуарной политике. Произведения, изученныена факультативе,были включены в состав программы учащихся по специальности, были написаны переложения данныхпроизведений для исполнения учащимися разных классов. Главный замысел нашей работы состоялв том, чтобыучащиеся ДШИ не только исполнялипроизведения патриотического содержания, но и имели глубокиепредставленияоб интеллектуальном, художественном и эмоциональном их содержании, запечатленном в музыкекомпозитором и поэтом. 3.Формирование когнитивного компонента на материале кинофильмов осуществлялось на факультативных занятиях, проводимых в детской школе искусств,и в условиях семейного просмотра. Работа начиналась с рассказа преподавателя о наиболее выдающихся фильмах напатриотическую тему, отражающихобщие патриотические представлениянашего народа,и их значимости в современном обществе. Учащимся было дано задание выбрать понравившийся фильм о Великой Отечественной войне, просмотреть его дома и подготовить краткий рассказ о нём, выразитьсвоё отношение к нему(например:«Офицеры»; «В бой идут одни старики»; «А зори здесь тихие»; «Баллада о солдате»; «В августе сорок четвертого»; «Вечный зов»).4.Формирование когнитивного компонента на материале русской исторической и пейзажной живописиосуществлялось на факультативных занятиях, проводимых в детской школе искусств. С помощью ИКТучащимся ДШИ были продемонстрированы оцифрованные репродукции картин русских художников, изображающихгероические моментыВеликой Отечественной войны(П.Т.Мальцев.«Штурм Сапунгоры»; Н.С.Присекин.«Лихолетье»; Е.Е.Моисеенко.«Победа»; Ф.П.Усыпенко.«Враг остановлен»,«Ночной бой»; П.А.Кривоногов.«На Курской дуге»; М.И.Самсонов.«Сестрица»; А.П.Горский. «Без вести пропавший»). На следующемфакультативном занятии учащиеся выступили с сообщениямипо выбранной картине, обменялись мнениями. Назаключительном этапе реализации описанной частипрограммы было подведено итоговое занятие, в ходе которого учащиеся старших классов совместно с педагогом подводили итоги, обсуждалиактуальностьпатриотической темы в отечественном искусстве: вживописи, литературе, музыке—и личноеотношениек изученным произведениям.В дальнейшем мы планируем продолжать работу по формированию гражданской идентичностиучащихся детской школы искусств, воспитываяих патриотизм иформируя ихактивную гражданскую позицию.Однако уже сейчас на основе проведенного нами в рамках данной работы промежуточного контроля можно сделать вывод о правильностивыбранных нами направлений деятельности по педагогическому сопровождению процесса формирования гражданской идентичности школьников, о продуктивности выбранных образовательных и воспитательных технологий, о результативности реализуемых программ и в целом орезультативности формирования гражданской идентичности школьников в условиях дополнительного музыкального образования.

Ссылки на источники1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493) [электронный ресурс]. URL: government.ru/media/files/. Дата обращения: 1.03.2017. Загл. с экрана.2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/. Дата обращения: 07.01.2017.3.Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5–6. С. 140–142.4.Милюгина Е.Г., Строганов М.В. Текст пространства: фрагменты словаря «Русская провинция» // Лабиринт. Журнал социальногуманитарных исследований. 2012. № 2. С. 42–66.5.Милюгина Е.Г., Строганов М.В. Текст пространства: фрагменты словаря «Русская провинция». Часть вторая // Лабиринт. Журнал социальногуманитарных исследований. 2012. № 3. С. 33–74.6.Милюгина Е.Г., Строганов М.В.Из опыта работы над сводом травелогов «Тверской край в записках путешественников XVI–XX веков»// Труды Русской антропологической школы. М.: РГГУ, 2013. Вып. 13. 355 с. С.203–214.7.Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007 № 6. С. 4–10.8.Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики: эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. 320 с.9.Юшин М. А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: дис. ... канд. полит. наук. Тула, 2007. 189 с.10.Милюгина Е.Г. Введение в культуру родного края. Формирование культуроведческих компетенций младших школьников на материале регионального фольклора// Детская литература и воспитание: сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. унт, 2013. Вып.10. С.141–164.11.Милюгина Е.Г., Касимова А.Б. Формирование регионоведческой компетенции младших школьников всистеме работы по литературному краеведению// Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сб. науч. тр. Вып.13. Тверь: Твер. гос. унт, 2014. С.172–179.12.Учебнометодические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы / науч. рук. А.Г. Асмолов; авт.: О.А. Карабанова, Т.Д. Марцинковская, М.С. Гусельцева, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, Х.Т. Загладина, Е.С. Терехова, В.В. Глебкин, М.В. Левит. М.: ФИРО, 2012. 288с.13.Милюгина Е. Г.Введение в культуру родного края. Традиционная культура и этнография Тверской земли в зеркале травелога// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. науч. тр./ ред. Е.Г.Милюгина. Тверь: Твер. гос. унт, 2017. Вып.7(13). С.190–205.14.Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования// Науковедение: интернетжурнал. 2015. Т.7. №5 [электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/. Дата обращения: 1.03.2017. Загл. с экрана. 15.Фарафонов А.В. Гражданскопатриотическое воспитание детей и молодежи// Дополнительные образовательные программы. 2010. №4 [электронный ресурс]. URL: http://vneshkolnik.su/publication/dop/. Дата обращения: 1.03.2017. Загл. с экрана.16.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.М.: Просвещение, 2009. 24с.17.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543. Дата обращения: 07.01.2017.18.Кожанов И.В. Показатели сформированности гражданской идентичности личности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4 [электронный ресурс]. URL: https://www.scienceeducation.ru/. Дата обращения: 1.03.2017. Загл. с экрана.