Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста с помощью изобразительной деятельности
Выпуск:
ART 971145
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тютюева
И.
А.,
Васильченко
Т.
А. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста с помощью изобразительной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
4091–4095. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971145.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития творческого воображения с помощью изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Разработанная и предложенная технология психолого-педагогического сопровождения прошла апробацию в дошкольной образовательной организации, а представленные результаты являются выводами о проделанной работе.
Ключевые слова:
развитие, сопровождение, технология, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческое воображение
Похожие статьи
Текст статьи
Васильченко Татьяна Алексеевна,магистр 2 курса очного отделения, ФГБОУ ВО «ШГПУ», г. Шадринскmedvedeva452010@mail.ru
Тютюева Ирина Анатольевна,канд. психол. наук, доцент, ФГБОУ ВО «ШГПУ», г. Шадринскmedvedeva452010@mail.ru
Развитие творческого воображения детейдошкольного возраста с помощью изобразительной деятельности
Аннотация.Встатье рассматривается проблема развития творческого воображения с помощью изобразительнойдеятельности в дошкольном возрасте. Разработанная и предложенная технология психологопедагогического сопровожденияпрошла апробациюв дошкольной образовательной организации, а представленные результаты являются выводами о проделанной работе.Ключевые слова: творческое воображение, развитие, дошкольный возраст, технология, сопровождение, изобразительная деятельность.
«Модернизация и инновационное развитие –единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире ХХIвека, обеспечить достойную жизнь в условиях этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течении всей жизни. Все эти навыки формируются с детства», так отмечается в национальной образовательнойинициативе «Наша новая школа».Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии ребенка предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты.В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившихся образных представлений. Таким образом, в процессе изобразительной деятельности в детском саду осуществляется всестороннее воспитание и психологическая подготовка детей к школе. Для исследования творческого воображения дошкольников мы использовали проективные техники: «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко), методика «Придумай и расскажи сказку», «Чернильные пятна» (Г.Роршах), «Нарисуй сказку».В результате диагностики по методике «Дорисовывние фигур» О.М.Дьяченко мы получилиследующие данные: большинство испытуемых имеют низкий уровень творческого воображения в подготовительной (70%), в средней группе (56%) и во второй младшей группе (76%). В старшей группе большинство испытуемых находятся на среднем уровне (52%). По методике «Чернильные пятна» Г.Роршаха мы так же обнаружили преобладание низкого уровня творческого воображения в подготовительной группе (53%) и в средней группе (48%), то есть дети не могут придумать оригинальное название пятнам. В старшей группе преобладает высокий уровень творческого воображения (36%). По методики «Нарисуй сказку» в подготовительной группе выявился преимущественно высокий уровень (57%).В старшей группе преобладает средний уровень творческого воображенияпо данной методике (52%). В средней группе преобладает низкий уровень творческого воображения (48%). Во 2й младшей группе 100% низкого уровня творческого воображения.Дети этой группы в силу возрастных особенностей не могут изобразить задуманный сюжет или даже героя.По методике «Расскажи сказку» во всех группах преобладает репродуктивный вид творческого воображения. В подготовительной группе 43%, старшей и средней группах по 44% и во второй младшей группе 67% низкого уровня творческого воображения.По результатам проведенной диагностики мы увидели преобладание низкого уровня творческого воображения.На основе полученных данных нами была разработана технология психологопедагогического сопровождения детей дошкольного возраста по развитию творческого воображения «Малевальщики в сказочной Изобразилии». Технология состоит из трех блоков: первыйблок «Знакомство со страной Вообразилией», второй блок «В сказочной стране», третий блок «Фантазёры».Технология построена с учетом трех аспектов: когнитивного, эмоционального и поведенческого.Когнитивный компонент включает в себя ознакомление детей, родителей и педагогов с различными способами, приемами и техниками развития творческого воображения.Эмоциональный компонент подразумевает использование переживаемых эмоций в творческий процесс, который приветствуется при создании новых образов и развитию эмпатии.Поведенческий аспект, занятия построены на развитие толерантного отношения к окружающим, побуждают к помощи другим и обсуждается с детьми как бы они сделали и повели себя в том или ином случае. Контроль за своим поведением.Работа проводится с помощью следующих методов:Изобразительная деятельность–ребенок через изобразительную деятельность наглядно выражает себя, раскрывает себя и тем самым развивает свой творческий потенциал: «Камушки на берегу», «зоопарк», «не существующее дерево», «папина пена»,«нитки» и т.д. Психогимнастика –способствует преодолению внутренних барьеров к самораскрытию и самовыражению: «угадай и покажи», «шалтайболтай» и т.д.Релаксация–направленна на снижение тревожности, позволит расслабиться и вытеснить негативные эмоции, а так же отдохнуть от занятия: «солнечный луч», «о чем рассказывает музыка» и т.д.Игра –является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, посредствам чего так же развиваем у детей творческое воображение: «Чайничек», «Догони наш мяч», «Карлики и великаны» и. т.д. Сказка направленна на развитие творческого воображения, путем представления персонажей и сюжетов не видимых глазу, то есть на слух и изображение воображаемого, а так же составление собственныхсказочных конструкций на основе полученного опыта.В качестве основных принципов построения развивающей программывыступили: принцип единства диагностики и реализации программы, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип системности и последовательности, принцип доступности, принцип индивидуализации, Развивающее воздействие осуществлялось на основе следующих механизмов:Участие в группе. Предполагает коллективные упражнения.Эмоциональная поддержка. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения. При эмоциональной поддержке большое значение имеет создание для ребенка психологической безопасности. Этот механизм заключается в том как дети друг друга поддерживают, если у других не получается, опрос после упражнения, может кому то понравился чей то рисунок.Коллективный эмоциональный опыт.Означает, что ребенок узнает от других членов группы,как они воспринимают его поведение, как оно на них воздействует, и в результате получения отрицательной информации изменятьсвое поведение, контролировать эмоциональные проявления.Проверка и обучение новым способам поведения.Группа выступает как модуль реального поведения клиента, в которой он проявляет типичные для него поведенческие стереотипы и, таким образом, создает условия для исследования ребенком собственного межличностного взаимодействия, поведения, позволяет вычленить в нем конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания.Получение информации. В группе ребенок получает новые знания о том, как другие дети ведут себя, информацию об интерперсональных отличиях, об адаптивных стратегиях. Здесь имеется в виду не обратная связь, интерпретация, которую ребенок получает в отношении собственного поведения, а сведения, которые он приобретает в результате своих наблюдений за поведением других.Осознание нового (самого себя, восприятие другими, понимание других людей).Этот механизм в большей степени присутствует при групповых занятиях (который в большей степени используется в нашей программе) стимулирует откровенность, проявление скрытых мыслей, желаний, переживаний. Ребенок раскрывает самого себя.Переживание в группе положительных эмоций (в отношениисамого себя, другихчленов группы, группы в целом,положительных эмоций от участников группы). Положительный развивающий эффект на ребенка может оказывать не только поддержка и помощь, получаемая от других, но и то, что он сам помогает другим, сочувствуя им, вместе обсуждая их проблемы.Сличение. Ребенок рисует или конструирует (по памяти) по образцу, сравнивая результат с образцом,и дорабатывает его. Обучение новым навыкам.В процессе реализации программы ребенок будет пробовать делать, рисовать и сочинять то, что раньше не приходилось. Например:рисование воском, на пене, губками, руками, нитками и т.д.В процессе реализации технологиимы развиваем творческую активность, побуждаем детей к созданию новых образов на основе уже сложившихся и новых воспринятых, например упражнения где нужно было, дорисоватьили нарисовать образ или картинку. При таких упражнениях у детей возникают вопросы: «А можно то или это?». Некоторые испытуемые затруднялись в том, что им нарисовать, некоторые подумав,начинали рисовать, а некоторые сразу же приступали к работе. На тех занятиях где нужно использовать непривычный предмет для рисования возникают трудности с управлением предмета, так как навыков,например, рисования путем примакивания у детей старшего дошкольного возраста мало, а у младших и среднего возраста нет. При использовании цветной соли у детей так же возникли затруднения. Развитие мелкой моторики, плохая координация, «всё рассыпается не там где надо». Данная техника вызвала восторг и очень заинтересовала детей, ведь в повседневной жизни дети встречаются с солью, но не с цветной. В конце занятия каждая подгруппа имела возможность потрогать всей ладонью, смешать все цвета и получить свой оригинальный цвет и похвастаться перед сверстниками, что у него получилось.Рисование на пене для бриться вызвала так же огромный восторг, у них был один вопрос «А как это?» восклицание «Огоооо!». Но всё же в конце этого занятия были и недовольные участники, в частности Валера, у которого, не получилось нарисовать задуманное, сказал, что ему не понравилось занятие и вот эта пена, и что у него нет настроения. Тогда я подарила ему свой рисунок и все ушли довольные.В технике граттаж дети с нетерпением ждали,когда высохнет краска, что бы узнать, что же будет дальше. Во время нашего ожидания за игрой, участники смотрели на свои листы и спрашивали «Наверное, высохло уже?». Рисование нитью оказалось очень сложное даже для старших, но всё равно есть дети,у которых получились очень оригинальные и интересные картинки. Все рисунки дети просят оставить себе, что бы показать маме и папе.Заканчивая формирующий эксперимент, мы пришли к следующим обобщениям:1.В развитии творческого воображения наблюдаются такие закономерности, как стадиальность и неравномерность.2.Процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста затрудняется по следующим факторам: Небольшой объем знаний об окружающей среде;Отсутствие навыков умения рисования;Низкий уровень распределения внимания;Отсутствие навыков дифференциации эмоций.3.Проведение формирующего эксперимента позволило нам выделить условия развитиядетского рисунка:Создание эмоционально насыщенной среды;Систематичность развивающей работы с дошкольниками;Актуализация имеющегося опыта.После формирующего эксперимента проводился контрольный, в котором использовались те же самые методики, которые применялись на этапе констатирующего эксперимента. Так же, как и на этапе констатирующего эксперимента, так и на этапе контрольного эксперимента, проявилась многоуровневость творческого воображения. Мы сравнили полученные результаты контрольного эксперимента у экспериментальных и контрольных группах. 1. Вовсех экспериментальных группах уровень развития творческого воображения выше,чем в контрольной группе. В экспериментальной группе дети были более открыты, могли выразить свою фантазию описать словестно,где и что бы хотели дорисовать. Здесь можно отметить отличие словесное описание преобладает у экспериментальной группы, хотя качество изображения не сильно отличалось от испытуемых в контрольных групп, при рассмотрении младших и средних групп. В старших иподготовительных группах (экспериментальных и контрольных группах) присутствуют значительные различия в рисунках. Здесь можно отметить прорисованность, завершенность картинки и её оригинальность. 2. Результаты по методике «Чернильные пятна» Г.Роршаха показали так же различия между экспериментальными и контрольными группами. В экспериментальной группе дети называли пятна с большей вариативностью чем в контрольной, в большинстве случаев не повторяясь. Было замечено, что испытуемые экспериментальных и контрольных групп используют в большинстве случаев те же категории названий, это части тела, животные, насекомые. Можно отметить небольшое изменение в экспериментальной младшей группе, им было сложно представлять и видеть какието образы в непонятных для них пятнах.3.По методике «Нарисуй сказку», так же есть различия, но менее существенные. В младших группах в силу своих художественных возможностей испытуемые не могут изобразить задуманный сюжет и чаще всего рисуют один персонаж без сюжета, не прорисованный илипросто озвучивают, что бы они хотели нарисовать и даже не пытаются изобразить. В средней группе развитие творческого воображения более эффективно, они пытаются изобразить, прорисовать детально, красиво раскрасить. В старшей и подготовительнойгруппах так же наблюдается синхронное развитие творческого воображения в изображении сказки. Можно предположить, что в контрольной и экспериментальной группах большую роль сыграл возрастной фактор.4.При конструировании сказочных сюжетов экспериментальная группа справилась на много лучше, чем контрольная. Испытуемые поняли, как конструировать сказки, как можно начать, как закончить, про что можно рассказать. В процессе формирующего эксперимента у детей была насыщенная сказочная атмосфера, показаны реальные сказки, и показаны примеры как конструировать свои. Так же на занятиях, испытуемые пробовали сами конструировать сказочные сюжеты. Таким образом, можно сказать, что реализация модели психологопедагогического сопровождения в процессе развития творческого воображения была эффективна.
Тютюева Ирина Анатольевна,канд. психол. наук, доцент, ФГБОУ ВО «ШГПУ», г. Шадринскmedvedeva452010@mail.ru
Развитие творческого воображения детейдошкольного возраста с помощью изобразительной деятельности
Аннотация.Встатье рассматривается проблема развития творческого воображения с помощью изобразительнойдеятельности в дошкольном возрасте. Разработанная и предложенная технология психологопедагогического сопровожденияпрошла апробациюв дошкольной образовательной организации, а представленные результаты являются выводами о проделанной работе.Ключевые слова: творческое воображение, развитие, дошкольный возраст, технология, сопровождение, изобразительная деятельность.
«Модернизация и инновационное развитие –единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире ХХIвека, обеспечить достойную жизнь в условиях этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течении всей жизни. Все эти навыки формируются с детства», так отмечается в национальной образовательнойинициативе «Наша новая школа».Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии ребенка предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты.В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившихся образных представлений. Таким образом, в процессе изобразительной деятельности в детском саду осуществляется всестороннее воспитание и психологическая подготовка детей к школе. Для исследования творческого воображения дошкольников мы использовали проективные техники: «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко), методика «Придумай и расскажи сказку», «Чернильные пятна» (Г.Роршах), «Нарисуй сказку».В результате диагностики по методике «Дорисовывние фигур» О.М.Дьяченко мы получилиследующие данные: большинство испытуемых имеют низкий уровень творческого воображения в подготовительной (70%), в средней группе (56%) и во второй младшей группе (76%). В старшей группе большинство испытуемых находятся на среднем уровне (52%). По методике «Чернильные пятна» Г.Роршаха мы так же обнаружили преобладание низкого уровня творческого воображения в подготовительной группе (53%) и в средней группе (48%), то есть дети не могут придумать оригинальное название пятнам. В старшей группе преобладает высокий уровень творческого воображения (36%). По методики «Нарисуй сказку» в подготовительной группе выявился преимущественно высокий уровень (57%).В старшей группе преобладает средний уровень творческого воображенияпо данной методике (52%). В средней группе преобладает низкий уровень творческого воображения (48%). Во 2й младшей группе 100% низкого уровня творческого воображения.Дети этой группы в силу возрастных особенностей не могут изобразить задуманный сюжет или даже героя.По методике «Расскажи сказку» во всех группах преобладает репродуктивный вид творческого воображения. В подготовительной группе 43%, старшей и средней группах по 44% и во второй младшей группе 67% низкого уровня творческого воображения.По результатам проведенной диагностики мы увидели преобладание низкого уровня творческого воображения.На основе полученных данных нами была разработана технология психологопедагогического сопровождения детей дошкольного возраста по развитию творческого воображения «Малевальщики в сказочной Изобразилии». Технология состоит из трех блоков: первыйблок «Знакомство со страной Вообразилией», второй блок «В сказочной стране», третий блок «Фантазёры».Технология построена с учетом трех аспектов: когнитивного, эмоционального и поведенческого.Когнитивный компонент включает в себя ознакомление детей, родителей и педагогов с различными способами, приемами и техниками развития творческого воображения.Эмоциональный компонент подразумевает использование переживаемых эмоций в творческий процесс, который приветствуется при создании новых образов и развитию эмпатии.Поведенческий аспект, занятия построены на развитие толерантного отношения к окружающим, побуждают к помощи другим и обсуждается с детьми как бы они сделали и повели себя в том или ином случае. Контроль за своим поведением.Работа проводится с помощью следующих методов:Изобразительная деятельность–ребенок через изобразительную деятельность наглядно выражает себя, раскрывает себя и тем самым развивает свой творческий потенциал: «Камушки на берегу», «зоопарк», «не существующее дерево», «папина пена»,«нитки» и т.д. Психогимнастика –способствует преодолению внутренних барьеров к самораскрытию и самовыражению: «угадай и покажи», «шалтайболтай» и т.д.Релаксация–направленна на снижение тревожности, позволит расслабиться и вытеснить негативные эмоции, а так же отдохнуть от занятия: «солнечный луч», «о чем рассказывает музыка» и т.д.Игра –является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, посредствам чего так же развиваем у детей творческое воображение: «Чайничек», «Догони наш мяч», «Карлики и великаны» и. т.д. Сказка направленна на развитие творческого воображения, путем представления персонажей и сюжетов не видимых глазу, то есть на слух и изображение воображаемого, а так же составление собственныхсказочных конструкций на основе полученного опыта.В качестве основных принципов построения развивающей программывыступили: принцип единства диагностики и реализации программы, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип системности и последовательности, принцип доступности, принцип индивидуализации, Развивающее воздействие осуществлялось на основе следующих механизмов:Участие в группе. Предполагает коллективные упражнения.Эмоциональная поддержка. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения. При эмоциональной поддержке большое значение имеет создание для ребенка психологической безопасности. Этот механизм заключается в том как дети друг друга поддерживают, если у других не получается, опрос после упражнения, может кому то понравился чей то рисунок.Коллективный эмоциональный опыт.Означает, что ребенок узнает от других членов группы,как они воспринимают его поведение, как оно на них воздействует, и в результате получения отрицательной информации изменятьсвое поведение, контролировать эмоциональные проявления.Проверка и обучение новым способам поведения.Группа выступает как модуль реального поведения клиента, в которой он проявляет типичные для него поведенческие стереотипы и, таким образом, создает условия для исследования ребенком собственного межличностного взаимодействия, поведения, позволяет вычленить в нем конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания.Получение информации. В группе ребенок получает новые знания о том, как другие дети ведут себя, информацию об интерперсональных отличиях, об адаптивных стратегиях. Здесь имеется в виду не обратная связь, интерпретация, которую ребенок получает в отношении собственного поведения, а сведения, которые он приобретает в результате своих наблюдений за поведением других.Осознание нового (самого себя, восприятие другими, понимание других людей).Этот механизм в большей степени присутствует при групповых занятиях (который в большей степени используется в нашей программе) стимулирует откровенность, проявление скрытых мыслей, желаний, переживаний. Ребенок раскрывает самого себя.Переживание в группе положительных эмоций (в отношениисамого себя, другихчленов группы, группы в целом,положительных эмоций от участников группы). Положительный развивающий эффект на ребенка может оказывать не только поддержка и помощь, получаемая от других, но и то, что он сам помогает другим, сочувствуя им, вместе обсуждая их проблемы.Сличение. Ребенок рисует или конструирует (по памяти) по образцу, сравнивая результат с образцом,и дорабатывает его. Обучение новым навыкам.В процессе реализации программы ребенок будет пробовать делать, рисовать и сочинять то, что раньше не приходилось. Например:рисование воском, на пене, губками, руками, нитками и т.д.В процессе реализации технологиимы развиваем творческую активность, побуждаем детей к созданию новых образов на основе уже сложившихся и новых воспринятых, например упражнения где нужно было, дорисоватьили нарисовать образ или картинку. При таких упражнениях у детей возникают вопросы: «А можно то или это?». Некоторые испытуемые затруднялись в том, что им нарисовать, некоторые подумав,начинали рисовать, а некоторые сразу же приступали к работе. На тех занятиях где нужно использовать непривычный предмет для рисования возникают трудности с управлением предмета, так как навыков,например, рисования путем примакивания у детей старшего дошкольного возраста мало, а у младших и среднего возраста нет. При использовании цветной соли у детей так же возникли затруднения. Развитие мелкой моторики, плохая координация, «всё рассыпается не там где надо». Данная техника вызвала восторг и очень заинтересовала детей, ведь в повседневной жизни дети встречаются с солью, но не с цветной. В конце занятия каждая подгруппа имела возможность потрогать всей ладонью, смешать все цвета и получить свой оригинальный цвет и похвастаться перед сверстниками, что у него получилось.Рисование на пене для бриться вызвала так же огромный восторг, у них был один вопрос «А как это?» восклицание «Огоооо!». Но всё же в конце этого занятия были и недовольные участники, в частности Валера, у которого, не получилось нарисовать задуманное, сказал, что ему не понравилось занятие и вот эта пена, и что у него нет настроения. Тогда я подарила ему свой рисунок и все ушли довольные.В технике граттаж дети с нетерпением ждали,когда высохнет краска, что бы узнать, что же будет дальше. Во время нашего ожидания за игрой, участники смотрели на свои листы и спрашивали «Наверное, высохло уже?». Рисование нитью оказалось очень сложное даже для старших, но всё равно есть дети,у которых получились очень оригинальные и интересные картинки. Все рисунки дети просят оставить себе, что бы показать маме и папе.Заканчивая формирующий эксперимент, мы пришли к следующим обобщениям:1.В развитии творческого воображения наблюдаются такие закономерности, как стадиальность и неравномерность.2.Процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста затрудняется по следующим факторам: Небольшой объем знаний об окружающей среде;Отсутствие навыков умения рисования;Низкий уровень распределения внимания;Отсутствие навыков дифференциации эмоций.3.Проведение формирующего эксперимента позволило нам выделить условия развитиядетского рисунка:Создание эмоционально насыщенной среды;Систематичность развивающей работы с дошкольниками;Актуализация имеющегося опыта.После формирующего эксперимента проводился контрольный, в котором использовались те же самые методики, которые применялись на этапе констатирующего эксперимента. Так же, как и на этапе констатирующего эксперимента, так и на этапе контрольного эксперимента, проявилась многоуровневость творческого воображения. Мы сравнили полученные результаты контрольного эксперимента у экспериментальных и контрольных группах. 1. Вовсех экспериментальных группах уровень развития творческого воображения выше,чем в контрольной группе. В экспериментальной группе дети были более открыты, могли выразить свою фантазию описать словестно,где и что бы хотели дорисовать. Здесь можно отметить отличие словесное описание преобладает у экспериментальной группы, хотя качество изображения не сильно отличалось от испытуемых в контрольных групп, при рассмотрении младших и средних групп. В старших иподготовительных группах (экспериментальных и контрольных группах) присутствуют значительные различия в рисунках. Здесь можно отметить прорисованность, завершенность картинки и её оригинальность. 2. Результаты по методике «Чернильные пятна» Г.Роршаха показали так же различия между экспериментальными и контрольными группами. В экспериментальной группе дети называли пятна с большей вариативностью чем в контрольной, в большинстве случаев не повторяясь. Было замечено, что испытуемые экспериментальных и контрольных групп используют в большинстве случаев те же категории названий, это части тела, животные, насекомые. Можно отметить небольшое изменение в экспериментальной младшей группе, им было сложно представлять и видеть какието образы в непонятных для них пятнах.3.По методике «Нарисуй сказку», так же есть различия, но менее существенные. В младших группах в силу своих художественных возможностей испытуемые не могут изобразить задуманный сюжет и чаще всего рисуют один персонаж без сюжета, не прорисованный илипросто озвучивают, что бы они хотели нарисовать и даже не пытаются изобразить. В средней группе развитие творческого воображения более эффективно, они пытаются изобразить, прорисовать детально, красиво раскрасить. В старшей и подготовительнойгруппах так же наблюдается синхронное развитие творческого воображения в изображении сказки. Можно предположить, что в контрольной и экспериментальной группах большую роль сыграл возрастной фактор.4.При конструировании сказочных сюжетов экспериментальная группа справилась на много лучше, чем контрольная. Испытуемые поняли, как конструировать сказки, как можно начать, как закончить, про что можно рассказать. В процессе формирующего эксперимента у детей была насыщенная сказочная атмосфера, показаны реальные сказки, и показаны примеры как конструировать свои. Так же на занятиях, испытуемые пробовали сами конструировать сказочные сюжеты. Таким образом, можно сказать, что реализация модели психологопедагогического сопровождения в процессе развития творческого воображения была эффективна.