Психология семейного чтения: состояние традиции семейного чтения в современных семьях
Выпуск:
ART 971158
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Крюкова
О.
В. Психология семейного чтения: состояние традиции семейного чтения в современных семьях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
4156–4160. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971158.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются психологические аспекты традиции семейного чтения в российской культуре, анализируются различные подходы к данной проблеме. Показана актуальность семейного чтения для развития личности. В работе представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выяснение актуальности семейного чтения в современных семьях.
Ключевые слова:
дети, воображение, психическое развитие, семейное чтение, психология семейного чтения, традиции чтения
Текст статьи
Крюкова ОльгаВладимировна,обучающаяся по направлению «Библиотечноинформационная деятельность» ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры», г. Орелolga_kryukova_t@mail.ru
Научный руководитель: Еремина Светлана Риватовна, старший преподаватель кафедры социальной работы и психологопедагогических наук ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры», г. Орелsvetlanariv@mail.ru
Психология семейного чтения: состояние традиции семейного чтения в современных семьях
Аннотация.В статье рассматривается психологические аспекты традиции семейного чтенияв российской культуре, анализируются различные подходы к данной проблеме. Показана актуальность семейного чтениядля развития личности. В работе представлены результаты эмпирического исследования, направленного навыяснение актуальности семейного чтения в современных семьях.Ключевые слова:психология семейного чтения, психическое развитие, семейное чтение, дети, воображение, традиции чтения.
Каждое государство имеет свои национальные обычаи и семейные традиции, поддерживающие и укрепляющие взаимоотношения в семье, воспитывающие каждого члена семьи как полноценного гражданина страны.Традиция семейного чтения в России появилась давно и уходит корнями далеко в прошлое. Чтение книг вслух в семейном кругу как традиция русской культурной семьи прослеживается в мемуарной литературе и многочисленных документах. Еёрасцвет в конце XVIIIвека и дальнейшее развитие и преобразование можно проследить вплоть до конца второй половины XXстолетия. Дальше наблюдается вырождениеэтой традиции. Во второй половине XVIIIвека книгопечатание перестало быть привилегией государства, начал расти уровень грамотности населения, интерес к книге вырос во много раз. Денис Иванович Фонвизин вспоминал, как отец, собрав всех детей, рассказывалисторию Иосифа Прекрасного [8]. Федор Михайлович Достоевский пишет в «Дневнике писателя»: «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам нам читал отец» [3].Женщина также становится читателем. Чтение матерей вслух детям сформировало деятелей русской культуры XIXвека, военных, политиков[4].Во второй половине XXвека чтение становится, прежде всего, вспомогательным инструментом в воспитании и обучении ребенка до тех пор, пока он сам не научится читать. Взрослые тратят всёбольше сил на работу, дети же рано начинают независимую жизнь. Известный отечественный психологБорис Даниилович Эльконин называет это явление «кризисом детства» [9]. Б. Д. Эльконин характеризует кризис детства как «кризис событийности и посредничества и связанная с ним потеря идеальной формы» [12]. То есть ярко выраженный образ зрелости, находящийсясначала в произведениях устного народного творчества, а затем в художественной литературе, на который ориентировался бы ребенок, просто не достигает своего целевого читателя. В конце XIXвека в стране появляются библиотеки семейного чтения, задача которых –обслуживаниечленов одной семьи. Специфика заключалась в совместном чтении родителей и детей под руководством библиотекаря[11].Исследования показывают, что более 90% родителей «способствуют задержке психического развития своих детей», так как не обладают необходимыми навыками и знаниями [11].С психологической точки зрения, чтение –это «сложный вид психической деятельности, процесс восприятия и переработки текста, результатом которого является понимание» [6]. Наиболее общее значение понимания –«психический процесс размышления, обдумывания или воображения». Более специальноеопределение–психический процесс формирования понятия, постижения чеголибо, понимания значения, слова, смысла[7].Понимание –сложный процесс встраивания декодированного сообщения в опыт, для которого необходимы два условия [6]: 1.Знание языка, его грамматических правил и оперируемых понятий, поиск речевого и ситуационного контекста.2.Выделение внутреннего смысла, переход от текста к подтексту, восприятие эмоциональной и логической системы отношений. Любое литературное произведение –это художественная модель действительности. Его глубинный, подтекстовый смысл невозможно передать просто логическими понятиями. Понять скрытый смысл помогаетвоображение. Воображение –это психический процесс создание новых образов на основе ранее воспринятых. Советский психолог Александр Романович Лурияразличал творческое и воссоздающее воображение. Психология ребенка в основном носит характер воссоздающего воображения –то есть создание образов, соответствующих описанию[5]. Читателю необходимо обладать развитым воссоздающим воображением, для того, чтобы погружаться в мир литературного произведения, представлять образы героев и рисовать картины окружающей их обстановки.С. Л.Вальдгардв книге «Очерки психологии чтения» рассматривает чтение как воздействие одной стороны на другую, подчеркивает, что в процессе чтения отмечаются появление новых знаний и представлений [1].По наблюдениям выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского, развитие речи и освоение основ родного языка происходит в среде, в которой он находится. Дошкольный возраст–важнейший период формирования процессов развития личности[2]. Семья –именно та среда, где находится ребенок в дошкольном детстве. Старший дошкольный возраст –период интенсивного развития и формирования активного и пассивного словаря, усложнение механизма перехода в речь внутреннего замысла, формирования контекстной речи и становление нормативного произношения. Именно поэтому, традиция чтения в семье, обсуждение прочитанного, необходима для развитияречиребенка, его воображенияи мышления. Присутствие авторитета –родителя, –который способен во время обсуждения помочь разобраться в непонятных для детей местах, задать вопрос или ответить на него –важный критерийдля развития психических процессов[10].Необходимость возрождения забытой традиции семейного чтения отмечают многие исследователи этой проблемы. Появление на стыке наук таких дисциплин как «психология чтения», «библиотерапия» указывают на актуальность исследований в этой сфере. В XXIстолетии наблюдается феномен разделения родителей–поколения книг, и детей –поколения компьютеров. Это разные культуры с разным способом получения информации. И возвращение в семью чтения в кругу близких людей –возвращение не только традиции, но и культуры, нормальных семейных взаимоотношений. [11]Для изучения данной проблемы нами было проведено исследование,которое включало в себя анкетирование и анализ сочиненийэссе. Основная цель исследования выяснение актуальности семейного чтения в современных семьях. В исследованиипринялиучастие студентыв возрасте от 18 до 23 лет. Респондентам были заданы следующие вопросы:1.Есть ли у Вас домашняя библиотека?2.Пополняется ли она новыми книгами?3.Любите ли Вы читать?4.Читали (читают) ли Вам родители?5.Читали (читают) ли Вам бабушки или дедушки?6.Читали (читаете) ли Вы младшим (старшим) членам семьи?7.Собирается ли вся Ваша семья для чтения?8.Если нет, то хотели бы Вы, чтобы такая традиция появилась в Вашей семье?9.Стали бы Вы организатором возрождения этой традиции в Вашей семье?10.Напишите, как Вы считаете, для чего нужно домашнее чтение?В ходе анализа данныхбыло выяснено, чтоу всех опрашиваемых дома имеется библиотека, однако только у 45% она пополняется новыми книгами. 18 процентов опрошенных признались, что не любят читать, но в детстве читали всем, хотя в основном родители, реже –38% бабушки или дедушки. Только половина анкетируемых студентов читали младшим или старшим членам семьи. У 9% опрошенных семья собирается для чтения. Все отметили, что хотели бы, чтобы традиция семейного чтения вернулась в семьи, но лишь 54 процента опрошенных согласились бы стать организаторами возрождения этой традиции.В развернутом вопросе анкеты все опрашиваемые указали, что семейное чтение необходимо. Основными причинами были названы улучшение или поддержание хороших отношений в семье, а также получение из читаемых книг знаний о том, как решить назревающие конфликты или не допустить их совсем. 78 % анкетируемых указали причину исчезновения традиции чтения в семье –развитие современных технологий и проникновение во все сферы жизни сети Интернет. Больше половины опрошенных высказали предположение, что чтение развивает логику, мышление, формирует вкусы и мировоззрение. Также были предложены различные варианты решения такой проблемы как исчезновениетрадиции семейного чтения. Так,например,были описаны методы привлечения маленьких детей к чтению в семейном кругу. Таким образом, традиция семейного чтения, со всеми положительными моментами в воспитании людей и поддержании их психического здоровья в последующем не уходит, а лишь изменяется вместе со временем. Важно подчеркнуть, что достаточно большое количество людей считают необходимым сохранить эту традицию в своих семьях, имеют достаточно ясное представление о пользе чтения.
Ссылки на источники1.Вальдгард, С.Л. Очерки психологии чтения/ Вальдгард С.Л. –СанктПетербург: РНБ, 2010.2.Выготский, Л.С. Антология гуманной педагогики/ Выготский Л.С. –Москва: И.Д. Шалвы Амонашвили, 2002.3.Достоевский, Ф.М. Дневник писателя/ Ф.М. Достоевский. –Москва: Благословение, 2012. –С. 100.4.Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII –начало XIX века)/ Ю.М. Лотман. –СанктПетербург: И.Д. Искусство СПб, 1994. –С. 50.5.Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов/ А.Р. Лурия. –Москва: Наука, 1974.6.Миронова, М.В. Психология и социология чтения/ М.В. Миронова. –Ульяновск, 2003.7.Оксфордский толковый словарь по психологии: в 2 т. / Под ред. А. Ребера. –Москва: Вече АСТ, 2003.8.Фонвизин, Д.И. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях// Собр. соч.: в 2х т. / Д. И. Фонвизин. –Москва, 1959. –Т.2. –С.86.9.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. –Москва: Педагогика, 1989. 10.Аскарова В.Я. Читатель нам так важен/ В.Я. Аскарова// Библиосфера. –2012. –№3. –С.7980.11.Шипилова, И.З. Библиотеки семейного чтения в социокультурном пространстве России: перспективы развития или медленное угасание?/ И.З. Шипилова// Вестник МГУКИ. –2014. –№5(61). –С.228232.12.Эльконин, Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития/ Б.Д. Эльконин// Вопросы психологии. –1992. –№3. –С.713.
Научный руководитель: Еремина Светлана Риватовна, старший преподаватель кафедры социальной работы и психологопедагогических наук ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры», г. Орелsvetlanariv@mail.ru
Психология семейного чтения: состояние традиции семейного чтения в современных семьях
Аннотация.В статье рассматривается психологические аспекты традиции семейного чтенияв российской культуре, анализируются различные подходы к данной проблеме. Показана актуальность семейного чтениядля развития личности. В работе представлены результаты эмпирического исследования, направленного навыяснение актуальности семейного чтения в современных семьях.Ключевые слова:психология семейного чтения, психическое развитие, семейное чтение, дети, воображение, традиции чтения.
Каждое государство имеет свои национальные обычаи и семейные традиции, поддерживающие и укрепляющие взаимоотношения в семье, воспитывающие каждого члена семьи как полноценного гражданина страны.Традиция семейного чтения в России появилась давно и уходит корнями далеко в прошлое. Чтение книг вслух в семейном кругу как традиция русской культурной семьи прослеживается в мемуарной литературе и многочисленных документах. Еёрасцвет в конце XVIIIвека и дальнейшее развитие и преобразование можно проследить вплоть до конца второй половины XXстолетия. Дальше наблюдается вырождениеэтой традиции. Во второй половине XVIIIвека книгопечатание перестало быть привилегией государства, начал расти уровень грамотности населения, интерес к книге вырос во много раз. Денис Иванович Фонвизин вспоминал, как отец, собрав всех детей, рассказывалисторию Иосифа Прекрасного [8]. Федор Михайлович Достоевский пишет в «Дневнике писателя»: «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам нам читал отец» [3].Женщина также становится читателем. Чтение матерей вслух детям сформировало деятелей русской культуры XIXвека, военных, политиков[4].Во второй половине XXвека чтение становится, прежде всего, вспомогательным инструментом в воспитании и обучении ребенка до тех пор, пока он сам не научится читать. Взрослые тратят всёбольше сил на работу, дети же рано начинают независимую жизнь. Известный отечественный психологБорис Даниилович Эльконин называет это явление «кризисом детства» [9]. Б. Д. Эльконин характеризует кризис детства как «кризис событийности и посредничества и связанная с ним потеря идеальной формы» [12]. То есть ярко выраженный образ зрелости, находящийсясначала в произведениях устного народного творчества, а затем в художественной литературе, на который ориентировался бы ребенок, просто не достигает своего целевого читателя. В конце XIXвека в стране появляются библиотеки семейного чтения, задача которых –обслуживаниечленов одной семьи. Специфика заключалась в совместном чтении родителей и детей под руководством библиотекаря[11].Исследования показывают, что более 90% родителей «способствуют задержке психического развития своих детей», так как не обладают необходимыми навыками и знаниями [11].С психологической точки зрения, чтение –это «сложный вид психической деятельности, процесс восприятия и переработки текста, результатом которого является понимание» [6]. Наиболее общее значение понимания –«психический процесс размышления, обдумывания или воображения». Более специальноеопределение–психический процесс формирования понятия, постижения чеголибо, понимания значения, слова, смысла[7].Понимание –сложный процесс встраивания декодированного сообщения в опыт, для которого необходимы два условия [6]: 1.Знание языка, его грамматических правил и оперируемых понятий, поиск речевого и ситуационного контекста.2.Выделение внутреннего смысла, переход от текста к подтексту, восприятие эмоциональной и логической системы отношений. Любое литературное произведение –это художественная модель действительности. Его глубинный, подтекстовый смысл невозможно передать просто логическими понятиями. Понять скрытый смысл помогаетвоображение. Воображение –это психический процесс создание новых образов на основе ранее воспринятых. Советский психолог Александр Романович Лурияразличал творческое и воссоздающее воображение. Психология ребенка в основном носит характер воссоздающего воображения –то есть создание образов, соответствующих описанию[5]. Читателю необходимо обладать развитым воссоздающим воображением, для того, чтобы погружаться в мир литературного произведения, представлять образы героев и рисовать картины окружающей их обстановки.С. Л.Вальдгардв книге «Очерки психологии чтения» рассматривает чтение как воздействие одной стороны на другую, подчеркивает, что в процессе чтения отмечаются появление новых знаний и представлений [1].По наблюдениям выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского, развитие речи и освоение основ родного языка происходит в среде, в которой он находится. Дошкольный возраст–важнейший период формирования процессов развития личности[2]. Семья –именно та среда, где находится ребенок в дошкольном детстве. Старший дошкольный возраст –период интенсивного развития и формирования активного и пассивного словаря, усложнение механизма перехода в речь внутреннего замысла, формирования контекстной речи и становление нормативного произношения. Именно поэтому, традиция чтения в семье, обсуждение прочитанного, необходима для развитияречиребенка, его воображенияи мышления. Присутствие авторитета –родителя, –который способен во время обсуждения помочь разобраться в непонятных для детей местах, задать вопрос или ответить на него –важный критерийдля развития психических процессов[10].Необходимость возрождения забытой традиции семейного чтения отмечают многие исследователи этой проблемы. Появление на стыке наук таких дисциплин как «психология чтения», «библиотерапия» указывают на актуальность исследований в этой сфере. В XXIстолетии наблюдается феномен разделения родителей–поколения книг, и детей –поколения компьютеров. Это разные культуры с разным способом получения информации. И возвращение в семью чтения в кругу близких людей –возвращение не только традиции, но и культуры, нормальных семейных взаимоотношений. [11]Для изучения данной проблемы нами было проведено исследование,которое включало в себя анкетирование и анализ сочиненийэссе. Основная цель исследования выяснение актуальности семейного чтения в современных семьях. В исследованиипринялиучастие студентыв возрасте от 18 до 23 лет. Респондентам были заданы следующие вопросы:1.Есть ли у Вас домашняя библиотека?2.Пополняется ли она новыми книгами?3.Любите ли Вы читать?4.Читали (читают) ли Вам родители?5.Читали (читают) ли Вам бабушки или дедушки?6.Читали (читаете) ли Вы младшим (старшим) членам семьи?7.Собирается ли вся Ваша семья для чтения?8.Если нет, то хотели бы Вы, чтобы такая традиция появилась в Вашей семье?9.Стали бы Вы организатором возрождения этой традиции в Вашей семье?10.Напишите, как Вы считаете, для чего нужно домашнее чтение?В ходе анализа данныхбыло выяснено, чтоу всех опрашиваемых дома имеется библиотека, однако только у 45% она пополняется новыми книгами. 18 процентов опрошенных признались, что не любят читать, но в детстве читали всем, хотя в основном родители, реже –38% бабушки или дедушки. Только половина анкетируемых студентов читали младшим или старшим членам семьи. У 9% опрошенных семья собирается для чтения. Все отметили, что хотели бы, чтобы традиция семейного чтения вернулась в семьи, но лишь 54 процента опрошенных согласились бы стать организаторами возрождения этой традиции.В развернутом вопросе анкеты все опрашиваемые указали, что семейное чтение необходимо. Основными причинами были названы улучшение или поддержание хороших отношений в семье, а также получение из читаемых книг знаний о том, как решить назревающие конфликты или не допустить их совсем. 78 % анкетируемых указали причину исчезновения традиции чтения в семье –развитие современных технологий и проникновение во все сферы жизни сети Интернет. Больше половины опрошенных высказали предположение, что чтение развивает логику, мышление, формирует вкусы и мировоззрение. Также были предложены различные варианты решения такой проблемы как исчезновениетрадиции семейного чтения. Так,например,были описаны методы привлечения маленьких детей к чтению в семейном кругу. Таким образом, традиция семейного чтения, со всеми положительными моментами в воспитании людей и поддержании их психического здоровья в последующем не уходит, а лишь изменяется вместе со временем. Важно подчеркнуть, что достаточно большое количество людей считают необходимым сохранить эту традицию в своих семьях, имеют достаточно ясное представление о пользе чтения.
Ссылки на источники1.Вальдгард, С.Л. Очерки психологии чтения/ Вальдгард С.Л. –СанктПетербург: РНБ, 2010.2.Выготский, Л.С. Антология гуманной педагогики/ Выготский Л.С. –Москва: И.Д. Шалвы Амонашвили, 2002.3.Достоевский, Ф.М. Дневник писателя/ Ф.М. Достоевский. –Москва: Благословение, 2012. –С. 100.4.Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII –начало XIX века)/ Ю.М. Лотман. –СанктПетербург: И.Д. Искусство СПб, 1994. –С. 50.5.Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов/ А.Р. Лурия. –Москва: Наука, 1974.6.Миронова, М.В. Психология и социология чтения/ М.В. Миронова. –Ульяновск, 2003.7.Оксфордский толковый словарь по психологии: в 2 т. / Под ред. А. Ребера. –Москва: Вече АСТ, 2003.8.Фонвизин, Д.И. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях// Собр. соч.: в 2х т. / Д. И. Фонвизин. –Москва, 1959. –Т.2. –С.86.9.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. –Москва: Педагогика, 1989. 10.Аскарова В.Я. Читатель нам так важен/ В.Я. Аскарова// Библиосфера. –2012. –№3. –С.7980.11.Шипилова, И.З. Библиотеки семейного чтения в социокультурном пространстве России: перспективы развития или медленное угасание?/ И.З. Шипилова// Вестник МГУКИ. –2014. –№5(61). –С.228232.12.Эльконин, Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития/ Б.Д. Эльконин// Вопросы психологии. –1992. –№3. –С.713.