Правовое регулирование и таможенный контроль вывоза и ввоза культурных ценностей Российской Федерации
Выпуск:
ART 971161
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Самарцева
А.
Е.,
Филиппова
Е.
О. Правовое регулирование и таможенный контроль вывоза и ввоза культурных ценностей Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
4171–4175. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971161.htm.
Аннотация. Cтатья посвящена вопросам правового регулирования и таможенного контроля культурных ценностей. Авторы рассматривают понятие культурных ценностей, перечень предметов, которые относятся к культурным ценностям. Кроме того, рассматривается деятельность таможенных органов в области сохранения культурных ценностей. Исследуются вопросы уголовной ответственности за незаконное перемещение таких товаров через таможенную границу. Также авторы анализируют российское законодательство в области культурных ценностей и предлагают решение проблем, связанных с правовым регулированием культурных ценностей.
Текст статьи
СамарцеваАнастасия Евгеньевна,студент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург
Филиппова Елена Олеговна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры уголовного права ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургsamartseva97@mail. Ru
Правовое регулирование и таможенный контроль вывоза и ввоза
культурных ценностей Российской Федерации
Аннотация.Cтатьяпосвящена вопросам правового регулирования и таможенного контроля культурных ценностей. Авторы рассматривают понятие культурных ценностей,перечень предметов,которые относятся к культурным ценностям.Кроме того, рассматривается деятельность таможенных органов в области сохранения культурных ценности. Исследуются вопросы уголовной ответственности за незаконное перемещение таких товаров через таможенную границу. Также авторы анализируют российское законодательство в области культурных ценностей и предлагаютрешение проблем, связанных с правовым регулированием культурных ценностей.Ключевые слова:культурные ценности, таможенные органы, государство, международное сотрудничество.
Осуществление в Российской Федерации глобальных политических и социальноэкономических преобразований, требуют существенного преобразования организационноправовых основ деятельности, направленной на защиту культурного наследия.Когда человек начинает понимать значимость конкретных объектов, тогда возникают ценности. Есть ценности материальной, духовной жизни, экономики, политики, а есть культурные.Культурные ценности представляют творение разума, таланта и рук человека. Они бесценны и их денежная стоимость не подаётся оценке.В общем смысле, под культурными ценностями понимают движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ.Этому есть свое объяснение. Впервые понятие «культурная ценность» была рассмотрена учёным Э.А.Баллером. Он определил данное понятие как совокупность связей, отношений и результатов духовногопроизводства прошлых исторических эпох. В узком смысле слова, учёный определил это понятие как совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых и используемых в соответствии с конкретноисторическими задачами современности, в соответствии с объективными критериями общественного прогресса.Культурные ценности нуждаются в особой защите, прежде всего, от незаконного вывоза из России и невозвращения их на Родину [4].Этому есть свое объяснение. Как правовая категория культурные ценности обладают рядом особенностей. С точки зрения права ими признаются, по сути дела,материальные ценности культуры. Конвенция о защите культурных ценностей 1954 года рассматривает культурные ценности с позиции имущественного внешнего выражения.К культурным ценностям относятся:исторические ценности;художественные и скульптурные произведения;иконы, гравюры, литографии;старинные книги, документальные памятники;изделия народных промыслов;редкие музыкальные инструменты, видео, фотоархивы.С каждым днём с развитием интеграции России в мировую экономику возрастает роль таможенной службыв обеспечении соблюдения запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации. Таможенныеорганы осуществляют контроль надпорядком перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г.решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры достигается за счет признания первостепенной роли культуры для сохранения культурнонравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа РФ и международного имиджа России [3].Конвенция ЮНЕСКО, принятая в 1970г, закрепляет то, что охрана культурного достояния должна быть организована как в национальном и в международном масштабе, потому что онатребует тесного сотрудничества между государствами.Существует многонормативноправовых актов, защищающихкультурные ценности. Одним из них является Федеральный закон 1993 г.«О вывозе и ввозе культурных ценностей». Под действие настоящего закона подпадают: исторические, археологические, художественные ценности и другие движимые предметы, а также копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры[1].Конституция Российской Федерации провозглашает, что каждый человек имеет право на доступ к культурным ценностям.Кроме того. На территории РФ действуюти другие акты регулирующие правила охраны культурных ценностей:«О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»,«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».Таможенные органы Российской Федерации контролируют порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу. К функциям таможенных органов относитсяпресечение незаконного оборота культурных ценностей с перемещением их за пределы РФ, в том числе предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и стран зарубежья.Культурные ценности, как объекты первостепенного внимания, стоят в одном ряду с такими особо опасными видами контрабанды, как контрабанда наркотиков, оружия, радиоактивных веществ. Именно поэтому должностные лица таможенного органа должны обладать теоретическими знаниями в области культурных ценностей. Они должны знать формулировку понятий «культурные ценности», «предметы культурного назначения» различать их, применять к конкретным ситуациям.
Функции органагосударственногорегулированияввоза и вывоза культурных ценностей осуществляет государственныйтаможенный комитет. К области применения деятельности таможенных органов в сфере культурной деятельности относится: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
музейное дело и коллекционирование;международные культурные обмены;производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.Товары, перемещаемые через таможенную границу, должны быть оформлены и проконтролированы, независимо от того, в какой форме они декларируются: устной или письменной.Федеральная таможенная служба устанавливает перечень товаров, которые подлежат обязательному письменному декларированию при перемещении их физическими лицами для личного пользования.
Культурные ценности подлежат обязательному декларированию в письменной форме наряду с наркотическими средствами, ядерными материалами, драгоценностями.Необходимость письменного декларирования таких товаров, прежде всего, обусловлена тем, что они попадают в устанавливаемые Правительством РФ списки ограниченныхк ввозу и вывозу товаров. Именно, поэтому для их перемещениянужны разрешительные документы,выдаваемые специальными органами.Свидетельство на право вывоза культурных ценностей, которое выдаётся Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, являетсяосновным документом, с помощью которогопроходит пропусккультурных ценностей через границу.Вывоз и ввоз культурных ценностей осуществляются при строжайшем таможенном контроле. Контроль, который осуществляет Федеральная таможенная служба, происходит на основании заключения государственной экспертизы.Виды культурных ценностей, перечислены в Приказе Федеральной службы "О Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Этот перечень относит к культурным ценностям, включенным в состав Музейного, Архивного и Библиотечного фондов РФ, предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники.Государство Российской Федерации устанавливает определённый перечень товаров, которые не подлежат вывозу из страны. К ним относятся:предметы, которые представляют историческую, художественную, научную или иную культурную ценность; предметы, которые охраняются государством независимо от их создания;культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом.В случае если культурные ценности были незаконно вывезеныс территории РоссийскойФедерации и незаконно ввезённыена её территорию, то они подлежатвозвращению. За нарушение правил ввоза и вывоза культурных ценностей предусматривается уголовная ответственность. К примеру, за контрабанду культурных ценностей, за невозвращение в установленный срок культурных ценностей на территорию Российской Федерациии других стран, также за их уничтожение и повреждение. Проанализировав,вышеизложенное законодательство мы считаем,что есть причины, которые препятствуют осуществлению ввоза и вывоза культурных ценностей. К ним относятся:1.Отсутствие правового требования подтверждения права собственности на перевозимые культурные ценности. Этот документ существенно облегчит правоохранительную деятельность и сотрудничество государств на волне борьбы с хищением и незаконным обращением культурных ценностей.2.Лица,перемещающие культурные ценности недостаточно проинформированы о правилах и процедурах такого перемещения (культурной ценностью может обладать ювелирное изделие, являющееся семейной реликвией, с которой лицо не расстается в силу привычки; Тора, Библия, Коран, которые всегда находятся при верующем человеке, получившем их в дар и не имеющем представления об их истинной ценности)Решение названных проблем мы видим в проведении поэтапных мероприятий.Вопервых, нужно ввести единый реестр в государстве проживания собственника предмета на установление права собственности на предметы, являющие собой культурную ценность, В данном реестре целесообразно указать наименование предмета и его основные характеристики, по которым данный предмет можно будет без труда опознать.Вовторых, правовая информированность населения о юридическом режиме культурных ценностей в известных пределах должна проводиться при содействии органов Федеральной таможенной службы России. В текст таможенной декларации вполне допустимо включить пункто культурных ценностях с указанием об их исторической и культурной значимости.Бывают случаи, когда человек, обладая,на законных основаниях культурной ценностью попадает в разряд «контрабандиста», не ведая о реальной ценности и не будучи проинформированным о последствиях. Такие ситуации не должны быть допустимыми.С проблемами ввоза и вывоза культурных ценностей тесно связан вопрос об уголовной ответственности за невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей.В ст. 190 УК РФ установлена ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей, Невозвращение указанных предметов означает вывоз на законных основаниях и оставление данных предметов на территории иностранного государства после окончания обусловленного договором срока, при отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих их возврату[2]. Эта статья не раскрывает понятия «культурные ценности», что создаёт, трудности для правоохранительной деятельности и таможенных органов.Очень сложно определить юридическую судьбу собственника вещи, если предмет, предположительно представляющий культурную ценность, обнаружен при досмотре ручной клади или багажа в аэропорту [5].По нашему мнению, для обеспечения должного правового режима целесообразно дополнить эту статью примечанием, которое раскрывало бы содержание понятия «культурные ценности». Это примечание виделось бы в следующем содержании:«Примечание. Для настоящей статьи культурные ценности движимые предметы, являющиеся культурным наследием народа и в качестве таковых представляющие культурный и исторический интерес».Сохранение культурного наследия страны напрямую зависит от качества работы таможенных органов. Задача автоматизации работы для ускорения операций таможенного оформления является приоритетным направлением развития таможенной службы. К сожалению, информатизация таможенных органов, которая началась в 1990х годах, коснулась далеко не всех направлений деятельности. В частности, это касается оформления и контроля перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.В общем, говоря, вопрос о сохранении культурного достояния является актуальным до сих пор.Государство для того, чтобы, достичь цель сохранения культурного наследия создаёт государственную систему охраны. Так, контролем, за перемещением культурных ценностей через границу занимаются таможенные органы. Для того, чтобы решить проблему незаконного перемещения культурных ценностей нужно международное сотрудничество и взаимодействие правоохранительных систем различных государств.
Федеральная таможенная служба не взаимодействует с Министерством культуры
это является недостатком деятельности таможенных органов в пресечении и предотвращении незаконного перемещения культурных ценностей. Сейчас нет нормативноправовых актов и документов, направленных на проведении мероприятий Федеральной таможенной службы и Министерства культура по пресечению незаконного перемещения культурных ценностей.Изза противоречий и проблем в законодательстве, невозможно обеспечить на должном уровне предотвращение преступлений, связанных с незаконным оборотом культурных ценностей.В заключении хотелось бы отметить, что перевоз культурных ценностей через территорию РФ осуществляется в порядке, который определяется таможенным законодательством и международными договорами РФ, при условии представления собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом таможенным органам, производящим таможенные операции, документальных подтверждений ввоза этих культурных ценностей исключительно с целью перевоза.Правовое регулирование и реализация таможенного контроля ввоза и вывоза культурных ценностей в РФ с учетом предложенных изменений в данной статье, будут отвечать потребностям правоохранительной деятельности органов Федеральной таможенной службы России, а также содействовать защите прав и охраняемых законом интересов обладателей предметов, представляющих культурную ценность.
Ссылки на источники1.ФЗ«О вывозе и ввозе культурных ценностей»:офиц.текстпо состоянию на 23 июля 2013 года .Москва: ОмегаЛ, 2015, 299с.2."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2017)3.Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"4.Баклаков П.А. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: учебное пособие/П. А. Баклаков.
РостовнаДону: Юрайт, 2006, 300с.5.Вершков В.В. Уголовная ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран: учебное пособие /В.В.Вершков.Москва: Юрайт,2005, 200с.
Филиппова Елена Олеговна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры уголовного права ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургsamartseva97@mail. Ru
Правовое регулирование и таможенный контроль вывоза и ввоза
культурных ценностей Российской Федерации
Аннотация.Cтатьяпосвящена вопросам правового регулирования и таможенного контроля культурных ценностей. Авторы рассматривают понятие культурных ценностей,перечень предметов,которые относятся к культурным ценностям.Кроме того, рассматривается деятельность таможенных органов в области сохранения культурных ценности. Исследуются вопросы уголовной ответственности за незаконное перемещение таких товаров через таможенную границу. Также авторы анализируют российское законодательство в области культурных ценностей и предлагаютрешение проблем, связанных с правовым регулированием культурных ценностей.Ключевые слова:культурные ценности, таможенные органы, государство, международное сотрудничество.
Осуществление в Российской Федерации глобальных политических и социальноэкономических преобразований, требуют существенного преобразования организационноправовых основ деятельности, направленной на защиту культурного наследия.Когда человек начинает понимать значимость конкретных объектов, тогда возникают ценности. Есть ценности материальной, духовной жизни, экономики, политики, а есть культурные.Культурные ценности представляют творение разума, таланта и рук человека. Они бесценны и их денежная стоимость не подаётся оценке.В общем смысле, под культурными ценностями понимают движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ.Этому есть свое объяснение. Впервые понятие «культурная ценность» была рассмотрена учёным Э.А.Баллером. Он определил данное понятие как совокупность связей, отношений и результатов духовногопроизводства прошлых исторических эпох. В узком смысле слова, учёный определил это понятие как совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых и используемых в соответствии с конкретноисторическими задачами современности, в соответствии с объективными критериями общественного прогресса.Культурные ценности нуждаются в особой защите, прежде всего, от незаконного вывоза из России и невозвращения их на Родину [4].Этому есть свое объяснение. Как правовая категория культурные ценности обладают рядом особенностей. С точки зрения права ими признаются, по сути дела,материальные ценности культуры. Конвенция о защите культурных ценностей 1954 года рассматривает культурные ценности с позиции имущественного внешнего выражения.К культурным ценностям относятся:исторические ценности;художественные и скульптурные произведения;иконы, гравюры, литографии;старинные книги, документальные памятники;изделия народных промыслов;редкие музыкальные инструменты, видео, фотоархивы.С каждым днём с развитием интеграции России в мировую экономику возрастает роль таможенной службыв обеспечении соблюдения запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации. Таможенныеорганы осуществляют контроль надпорядком перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г.решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры достигается за счет признания первостепенной роли культуры для сохранения культурнонравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа РФ и международного имиджа России [3].Конвенция ЮНЕСКО, принятая в 1970г, закрепляет то, что охрана культурного достояния должна быть организована как в национальном и в международном масштабе, потому что онатребует тесного сотрудничества между государствами.Существует многонормативноправовых актов, защищающихкультурные ценности. Одним из них является Федеральный закон 1993 г.«О вывозе и ввозе культурных ценностей». Под действие настоящего закона подпадают: исторические, археологические, художественные ценности и другие движимые предметы, а также копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры[1].Конституция Российской Федерации провозглашает, что каждый человек имеет право на доступ к культурным ценностям.Кроме того. На территории РФ действуюти другие акты регулирующие правила охраны культурных ценностей:«О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»,«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».Таможенные органы Российской Федерации контролируют порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу. К функциям таможенных органов относитсяпресечение незаконного оборота культурных ценностей с перемещением их за пределы РФ, в том числе предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и стран зарубежья.Культурные ценности, как объекты первостепенного внимания, стоят в одном ряду с такими особо опасными видами контрабанды, как контрабанда наркотиков, оружия, радиоактивных веществ. Именно поэтому должностные лица таможенного органа должны обладать теоретическими знаниями в области культурных ценностей. Они должны знать формулировку понятий «культурные ценности», «предметы культурного назначения» различать их, применять к конкретным ситуациям.
Функции органагосударственногорегулированияввоза и вывоза культурных ценностей осуществляет государственныйтаможенный комитет. К области применения деятельности таможенных органов в сфере культурной деятельности относится: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
музейное дело и коллекционирование;международные культурные обмены;производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.Товары, перемещаемые через таможенную границу, должны быть оформлены и проконтролированы, независимо от того, в какой форме они декларируются: устной или письменной.Федеральная таможенная служба устанавливает перечень товаров, которые подлежат обязательному письменному декларированию при перемещении их физическими лицами для личного пользования.
Культурные ценности подлежат обязательному декларированию в письменной форме наряду с наркотическими средствами, ядерными материалами, драгоценностями.Необходимость письменного декларирования таких товаров, прежде всего, обусловлена тем, что они попадают в устанавливаемые Правительством РФ списки ограниченныхк ввозу и вывозу товаров. Именно, поэтому для их перемещениянужны разрешительные документы,выдаваемые специальными органами.Свидетельство на право вывоза культурных ценностей, которое выдаётся Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, являетсяосновным документом, с помощью которогопроходит пропусккультурных ценностей через границу.Вывоз и ввоз культурных ценностей осуществляются при строжайшем таможенном контроле. Контроль, который осуществляет Федеральная таможенная служба, происходит на основании заключения государственной экспертизы.Виды культурных ценностей, перечислены в Приказе Федеральной службы "О Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Этот перечень относит к культурным ценностям, включенным в состав Музейного, Архивного и Библиотечного фондов РФ, предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники.Государство Российской Федерации устанавливает определённый перечень товаров, которые не подлежат вывозу из страны. К ним относятся:предметы, которые представляют историческую, художественную, научную или иную культурную ценность; предметы, которые охраняются государством независимо от их создания;культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом.В случае если культурные ценности были незаконно вывезеныс территории РоссийскойФедерации и незаконно ввезённыена её территорию, то они подлежатвозвращению. За нарушение правил ввоза и вывоза культурных ценностей предусматривается уголовная ответственность. К примеру, за контрабанду культурных ценностей, за невозвращение в установленный срок культурных ценностей на территорию Российской Федерациии других стран, также за их уничтожение и повреждение. Проанализировав,вышеизложенное законодательство мы считаем,что есть причины, которые препятствуют осуществлению ввоза и вывоза культурных ценностей. К ним относятся:1.Отсутствие правового требования подтверждения права собственности на перевозимые культурные ценности. Этот документ существенно облегчит правоохранительную деятельность и сотрудничество государств на волне борьбы с хищением и незаконным обращением культурных ценностей.2.Лица,перемещающие культурные ценности недостаточно проинформированы о правилах и процедурах такого перемещения (культурной ценностью может обладать ювелирное изделие, являющееся семейной реликвией, с которой лицо не расстается в силу привычки; Тора, Библия, Коран, которые всегда находятся при верующем человеке, получившем их в дар и не имеющем представления об их истинной ценности)Решение названных проблем мы видим в проведении поэтапных мероприятий.Вопервых, нужно ввести единый реестр в государстве проживания собственника предмета на установление права собственности на предметы, являющие собой культурную ценность, В данном реестре целесообразно указать наименование предмета и его основные характеристики, по которым данный предмет можно будет без труда опознать.Вовторых, правовая информированность населения о юридическом режиме культурных ценностей в известных пределах должна проводиться при содействии органов Федеральной таможенной службы России. В текст таможенной декларации вполне допустимо включить пункто культурных ценностях с указанием об их исторической и культурной значимости.Бывают случаи, когда человек, обладая,на законных основаниях культурной ценностью попадает в разряд «контрабандиста», не ведая о реальной ценности и не будучи проинформированным о последствиях. Такие ситуации не должны быть допустимыми.С проблемами ввоза и вывоза культурных ценностей тесно связан вопрос об уголовной ответственности за невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей.В ст. 190 УК РФ установлена ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей, Невозвращение указанных предметов означает вывоз на законных основаниях и оставление данных предметов на территории иностранного государства после окончания обусловленного договором срока, при отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих их возврату[2]. Эта статья не раскрывает понятия «культурные ценности», что создаёт, трудности для правоохранительной деятельности и таможенных органов.Очень сложно определить юридическую судьбу собственника вещи, если предмет, предположительно представляющий культурную ценность, обнаружен при досмотре ручной клади или багажа в аэропорту [5].По нашему мнению, для обеспечения должного правового режима целесообразно дополнить эту статью примечанием, которое раскрывало бы содержание понятия «культурные ценности». Это примечание виделось бы в следующем содержании:«Примечание. Для настоящей статьи культурные ценности движимые предметы, являющиеся культурным наследием народа и в качестве таковых представляющие культурный и исторический интерес».Сохранение культурного наследия страны напрямую зависит от качества работы таможенных органов. Задача автоматизации работы для ускорения операций таможенного оформления является приоритетным направлением развития таможенной службы. К сожалению, информатизация таможенных органов, которая началась в 1990х годах, коснулась далеко не всех направлений деятельности. В частности, это касается оформления и контроля перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.В общем, говоря, вопрос о сохранении культурного достояния является актуальным до сих пор.Государство для того, чтобы, достичь цель сохранения культурного наследия создаёт государственную систему охраны. Так, контролем, за перемещением культурных ценностей через границу занимаются таможенные органы. Для того, чтобы решить проблему незаконного перемещения культурных ценностей нужно международное сотрудничество и взаимодействие правоохранительных систем различных государств.
Федеральная таможенная служба не взаимодействует с Министерством культуры
это является недостатком деятельности таможенных органов в пресечении и предотвращении незаконного перемещения культурных ценностей. Сейчас нет нормативноправовых актов и документов, направленных на проведении мероприятий Федеральной таможенной службы и Министерства культура по пресечению незаконного перемещения культурных ценностей.Изза противоречий и проблем в законодательстве, невозможно обеспечить на должном уровне предотвращение преступлений, связанных с незаконным оборотом культурных ценностей.В заключении хотелось бы отметить, что перевоз культурных ценностей через территорию РФ осуществляется в порядке, который определяется таможенным законодательством и международными договорами РФ, при условии представления собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом таможенным органам, производящим таможенные операции, документальных подтверждений ввоза этих культурных ценностей исключительно с целью перевоза.Правовое регулирование и реализация таможенного контроля ввоза и вывоза культурных ценностей в РФ с учетом предложенных изменений в данной статье, будут отвечать потребностям правоохранительной деятельности органов Федеральной таможенной службы России, а также содействовать защите прав и охраняемых законом интересов обладателей предметов, представляющих культурную ценность.
Ссылки на источники1.ФЗ«О вывозе и ввозе культурных ценностей»:офиц.текстпо состоянию на 23 июля 2013 года .Москва: ОмегаЛ, 2015, 299с.2."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2017)3.Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"4.Баклаков П.А. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: учебное пособие/П. А. Баклаков.
РостовнаДону: Юрайт, 2006, 300с.5.Вершков В.В. Уголовная ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран: учебное пособие /В.В.Вершков.Москва: Юрайт,2005, 200с.