Педагог и психолог в уголовных делах с участием несовершеннолетних: проблемы правового регулирования и практики применения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кируша Г. Н. Педагог и психолог в уголовных делах с участием несовершеннолетних: проблемы правового регулирования и практики применения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4216–4220. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971170.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемным вопросам, связанным с участием педагога, психолога, при производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетнего, автор отмечает некоторые проблемы нормативно-правового регулирования и практики применения, приводит примеры их решения на региональном уровне.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Смирнова Галина Николаевна,аспирант кафедры уголовного процесса и криминалистики СанктПетербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации smirnova_galina_nik@mail.ru

Педагог и психолог в уголовных делах с участием несовершеннолетних: проблемы правового регулирования и практики применения

Аннотация.Статья посвящена проблемным вопросам, связанным с участием педагога, психолога при производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетнего, автор отмечает некоторые проблемы нормативноправового регулирования и практики применения, приводит примеры их решения на региональном уровне.

Ключевые слова:уголовное судопроизводство, несовершеннолетний, педагог, психолог.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации. В посланиях Президента Федеральному Собранию ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства, результатом чего стало утверждение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 2017 годы, где особо подчеркнута необходимость способствовать созданию дружественного к ребенку правосудия [1]. Действующее уголовнопроцессуальное законодательство устанавливает ряд особенностей производства по уголовному делу с участием несовершеннолетнего, позволяющих учитывать специфику возраста участника уголовного судопроизводства. Среди таких особенностей возможность выделить в отдельное производство уголовное дело в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними, участие в деле законного представителя несовершеннолетнего, обязательное участие защитника, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним, установление особенностей применения к несовершеннолетнему мер процессуального принуждения (задержание, заключение под стражу, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым), ограничение продолжительности следственных действий и так далее. [2] Наличие данных особенностей позволяет сказать, что несовершеннолетие участника уголовного судопроизводства является основанием для дифференциации уголовнопроцессуальной формы с целью усиления гарантий для таких лиц. Одной из важнейших гарантий, направленных на обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетнего, является участие в производстве предварительного расследования педагога или психолога. Возможность и необходимость применения специальных знаний в области детской психологии и педагогики в судопроизводстве с участием несовершеннолетнего признавалась законодателем достаточно давно. Так, смомента принятия 2 июня 1897 г. Закона «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений о их наказуемости», который внес изменения в том числев Устав уголовного судопроизводства (далее —УУС), [3] в нем появились статьи 356.1356.6, которые содержали нормы, регламентирующие производство по делам о несовершеннолетних от 10 до 17 лет для разрешения вопроса о том, действовал ли обвиняемый во время совершения преступления «с разумением». Тот факт, действовал ли обвиняемый «с разумением», устанавливался обязательно. Согласно статье 356.4 при возникновении сомнений о наличии у обвиняемого «разумения» во время совершения преступления к производству по делу привлекались сведущие люди: врачи, воспитатели, учителя или те, кто занимался воспитанием юношества[4]. Действующий Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации (далее —УПК РФ) предусматривает участие педагога или психолога при проведении некоторых следственных действий (допрос, очная ставка, опознание и проверка показаний) с участием несовершеннолетнего как при производстве предварительного расследования, так и в рамках судебного разбирательства.Единая статья, которая бы регламентировала процессуальный статус педагога, психолога в уголовном процессе отсутствует, отдельные положения ст. ст.5, 191, 280 и 425 УПК РФ устанавливают случаи обязательного и факультативного участия данных субъектов при проведении следственных действий, порядок обеспечения их участия, процессуальные права и т.д.В частности в соответствии с ч. 1 ст. 191 УПК РФ участие педагога или психолога обязательно на этапе предварительного расследования при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии,. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. На этапе судебного разбирательства участие педагога предусматривается при допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и в возрасте от 14 до 18 лет. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога (ч. 1 ст. 280 УПК РФ). При допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на этапе предварительного расследования участие педагога или психолога обязательно, если несовершеннолетний не достиг возраста 16 лет либо достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, аналогична ситуация с участием педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подсудимого на этапе судебного разбирательства (ч. 3, 6 ст. 425 УПК РФ).С 01.01.2015 в связи с вступлением в законную силу положений Федерального закона от 28.12.2013 № 432ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» [5] положения об участии педагога, психолога в производстве предварительного расследования по уголовным делам с участием несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего подверглись значительным изменениям, в том числе был решен ряд проблем нормативноправового регулирования. Среди важнейших нововведений необходимо отметить, что с 01.01.2015 участие психолога в стадии предварительного расследования стало возможным не только при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, но и при проведении следственных действий с участием несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, для которых ранее предусматривалась возможность участия только педагога. Более того, в ч. 4 ст. 191 УПК РФ установлена обязательность участия именно психолога при производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. В то же время на стадии судебного разбирательства при допросе свидетеля, потерпевшего попрежнему предусматривается возможность участия только педагога, а при допросе подсудимого —педагога или психолога, что выглядит не вполне логичным и ставит под сомнение равенство процессуальных гарантий для несовершеннолетних с разным процессуальным статусом, то есть проблема решена лишь отчасти. Это особенно важно с учетом точки зренияо большей эффективности участия психолога при производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего. Так,например,Э.Б. Мельникова указывает, что «более полезными при допросе будут специальные познания не педагога, а психолога» [6].Еще одним следствием изменений стало решение проблемы несоответствия возрастных границ обязательного участия педагога, психолога. Теперь обязательное участие педагога, психолога встадии предварительного расследования установлено до достижения единого возраста 16 лет, как подозреваемым, обвиняемым, так и свидетелем, потерпевшим, в то время как ранее для несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего этот возраст отличался (педагог привлекался при допросе свидетеля, потерпевшего в возрасте до 14 лет). Опятьтаки данная проблема решена только в стадии предварительного расследования, на этапе судебного разбирательства попрежнему участие педагога обязательно, если свидетель, потерпевший не достиг 14 лет.Кроме того, в связи с изменениями в настоящее время участие педагога или психолога возможно не только при проведении допроса (как было ранее), но и при проведении очной ставки, опознания и проверкипоказаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Ранее в научной литературе неоднократно отмечалась необходимость распространения данной гарантии на иные следственные действия и отмечалось, что таким путем идет судебная практика, поэтому и требовались изменения [7]. Однако это изменение коснулось только следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, в то время как по отношению к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому обязательное участие педагога или психолога попрежнему предусмотрено только при допросе, что не совсем логично, не коснулось данное изменение и допроса несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего на стадии судебного разбирательства. Таким образом, изменения в УПК лишь отчасти решили проблемы нормативноправового регулирования участия педагога, психолога в производстве по уголовному делу, практика реализации данных норм выявляет еще большее количество проблем. Отсутствие конкретики в определении процессуального статуса педагога, психолога, неопределенность в постановке задач перед ними, множественные организационные проблемы производства следственных действий порождают у педагогов, психологов пассивное поведение,отсутствие эффективностидеятельности,нежелание принимать участиес следственных действияхи другиепроблемы.В частности на практике отмечаются сложности в обеспечении присутствия педагогов, психологов, ввиду их нежелания участвовать в следственных действиях по разным причинам (занятость, отсутствие материального стимула, незнание своей процессуальной роли и т.д). Решить данную проблему возможно на межведомственном в т.ч региональном уровне, так, в Вологодской области действует Регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления Вологодской области и следственного управления Следственного комитета РФ по Вологодской области по обеспечению участия педагогов, психологов при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних.[8]Согласно данному документу в случае необходимости производства следственных действий с участием несовершеннолетнего следователь заблаговременно, не позднее, чем за 2 дня до дня его проведения, уведомляет об этом ответственное должностное лицо органа местного самоуправления по месту проведения следственного действия, информируя о точном времени и месте его проведения. Ответственное должностное лицоданногооргана в зависимости от места проведения следственного действия, нагрузки, опыта работы определяет педагога, психолога, который примет участие в производстве следственного действия, о чем его информирует и обеспечивает направление педагога, психолога для участия. Такие межведомственные соглашения позволяют четко организовать процесс, что является взаимовыгодным, педагоги, психологи получают возможность заблаговременно спланировать свое время, а органам предварительного расследования гарантировано присутствие обязательного участника.Пассивное поведение и неэффективность действий педагога, психолога, безусловно, имеет множество причин, это может быть и низкий уровень квалификации, и отсутствие опыта работы с несовершеннолетними определенного возраста, и многое другое, но немаловажную роль здесь играет неопределенность процессуального статуса педагога, психолога [9]. Работас ними показала, что зачастую представления о том, какие задачи стоят перед ними при производстве следственного действия, что они могут делать и что им запрещено,попросту отсутствуют,да и законодательство регламентирует эти вопросы фрагментарно,о какойактивности и эффективности в таком случае может идти речь? На практике они нередко становятся молчаливыми наблюдателями, хотя имеют возможности и желание помочь несовершеннолетнему.Как отмечалось выше, отдельная статья, посвященная процессуальному статусу педагога, психолога, в УПК РФ отсутствует, в целом процессуальные права и обязанности данных участников регламентированы очень скромно. Законодатель умалчивает о правах педагога, психолога при производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего в стадии предварительного расследования. На этапе судебного разбирательства педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю (ч. 3 ст. 280 УПК РФ). На права педагога, психолога при производстве допроса подозреваемого, обвиняемого указывается в ст. 425 УПК РФ, в частности педагог, психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Аналогичными правами он обладает на этапе судебного разбирательства. В то же время данные права не позволяют педагогу, психологу в полной мере реализовать цель участия в производстве по делам несовершеннолетних, а именно: способствовать получению полных и достоверных показаний при максимальной защите прав несовершеннолетнего. Перечень прав нуждается в уточнении и дополнении, причем, права педагога, психолога должны быть равными, независимо от процессуального статуса несовершеннолетнего. Основным среди прав педагога, психолога должно стать право заявлять ходатайства, связанные с недопущением негативного воздействия на личность несовершеннолетнего (объявление перерыва в следственном действии, отвод некорректного вопроса и т.д.), поскольку только при наличии таких прав он сможет полноценно реализовать стоящие перед ним задачи. В УПК РФ должны быть более детально регламентированы статус педагога, психолога, его права, данным вопросам следовало бы посвятить отдельную статью, хотя упомянутый выше Регламент межведомственного взаимодействия несколько смягчает данную проблему, поскольку в нем конкретизированы задачи данного участника уголовного судопроизводства, ряд его прав и обязанностей, среди которых:

право на невмешательство со стороны следователя в профессиональную деятельность педагога, психолога;

право давать предложения следователям о порядке проведения следственных действий с участием несовершеннолетних;

в случае возникновения опасности для психологического состояния несовершеннолетнего, предлагать прекращение следственных действий, а также возобновление производства данных действий, о чем указывается в протоколе следственного действия.Даже несмотря на расширение межведомственного взаимодействия и возможное решение вопроса на нормативном уровне,важной остается проблема низкой правовой грамотности педагогов и психологов, привлекаемых к производству по уголовным делам, что значительно снижает эффективность их работы.У данных лиц зачастую отсутствует необходимый минимум правовых знаний для эффективного участия в следственных и судебных действиях. Что бы активизировать деятельность данных участников уголовного судопроизводства необходимо проводить работу по повышению их правовой грамотности, включая разъяснение их роли, стоящих перед ними задач, возможностей влияния на ход следственного или судебного действия и т.д.В 2016 году молодежным крылом Вологодского регионального отделения Ассоциации юристов России в рамках реализации проекта «Школа права» проводился семинар для педагогов, психологов «Правовые аспекты участия педагога, психолога в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетнего». Мероприятие проводилось совместно со следственным управлением Следственного комитета Российской Федерациипо Вологодской области на базе СевероЗападного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).Перед участниками семинара выступил старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, руководитель организационноконтрольного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области, а также автор статьи Смирнова Галина Николаевна. Участие в семинаре приняли педагоги и психологи области, которые привлекаются к проведению следственных действий с несовершеннолетними.Участникам рассказали о нормативноправовом регулировании деятельности педагога, психолога в производстве по уголовному делу,в том числе о регламенте межведомственного взаимодействия,и о возможностях педагога, психолога в соответствии с данным документом, а также о практике зарубежных стран по ограничению влияния следственных и судебных действий на психическое состояние несовершеннолетнего. Педагоги, психологи проявили высокую активность, показали себя людьми, неравнодушными к делу, задавали много вопросов о том, каким способом и за какой период времени их нужно извещать о проведении следственных и судебных действий, установлены ли какието требования к квалификации педагога, психолога, а также самые главные вопросы: могут ли они повлиять на ход следственного действия и что они вправе делать при его производстве.По завершению мероприятия участники отметили важное значение темы семинара, а также высказали предложение о расширении практики проведения подобных занятий. Данный опыт может позитивно сказаться на эффективности действий педагогов, психологов при производстве следственных действий, четко представляя свои задачи, а также предоставленные законом права они почувствовали себя более уверенно[10].

Ссылки на источники1.Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 2017 годы»//Собрание законодательства РФ.

2012.

№ 23.

ст. 29942.Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). ст. 49213.Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3е. Т.17. СПб., 1900. С. 3573644.Щегловитов С.Г. Судебные уставы императора Александра IIс законодательными мотивами и разъяснениями. Устав уголовного судопроизводства. СПб., 1907. С 3463485.Федеральный закон от 28.12.2013 № 432ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» // Собрание законодательства РФ. 2013.

№ 52 (часть I). ст. 69976.Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. М., 2001. С. 967.Матвеев С.В. Спорные вопросы участия третьих лиц в получении показаний несовершеннолетних в уголовном процессе // LEXRUSSICA(НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МГЮА). 2007. № 2. C. 3398.Регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления Вологодской области и следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области по обеспечению участия педагогов, психологов при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних от 14.01.20169.Смирнова Г.Н. Вопросы участия педагога/психолога в допросе несовершеннолетнего // Проблемы использования специальных знаний в России и за рубежом. М., 2013. С. 17717910.Сайт СевероЗападного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) // URL: http://www.vfmgua.ru/news/30iyunyasovetommolodyhyuristovbylprovedenseminarpravovyeaspektyuchastiyapedagogapsihologavproizvodstvepougolovnymdelamsuchastiemnesovershennoletnego.html(дата обращения: 30.04.2017)