Формирование выразительных средств речи у старших дошкольников с ЗПР и психической депривацией – проблема современного общества

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Клейменова Е. Ю. Формирование выразительных средств речи у старших дошкольников с ЗПР и психической депривацией – проблема современного общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4242–4246. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971175.htm.
Аннотация. Речь человека развивается поэтапно и зависит от многих факторов: от социального окружения, от психосоматического состояния, от потребности коммуникативного общения. Развитие речи тесно взаимосвязано с формированием умственных, психических процессов. Важно развивать все стороны речи, знать особенности формирования речи и коррекции её нарушений у детей с ЗПР и психической депривацией.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Клейменова Елена Юрьевна,магистрант2 курса «Специальное (дефектологическое) образование»направления«Психологопедагогическое сопровождение лиц с ОВЗ»ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. ЕлецKirillova.lena48@gmail.com

Формирование выразительных средств речи у старших дошкольников с ЗПР и психической депривацией –проблема современного общества

Аннотация.Речь человека развивается поэтапно и зависит от многих факторов: от социального окружения, от психосоматического состояния, от потребности коммуникативного общения. Развитие речи тесно взаимосвязано с формированием умственных, психических процессов. Важно развивать все стороны речи, знать особенности формирования речи и коррекции её нарушений у детей с ЗПР и психической депривацией.Ключевые слова: речь, старшие дошкольники, выразительные средства речи, дети с задержкой психического развития, психическая депривация.

Особенности формирования речи дошкольников и ее выразительности –тема, которая широко представлена в работах многих специалистов. Эту проблему рассматривали Марченко О.И., Акулова О.В., Головина Б.Н., Совкова З.В., УшаковаО.С., которая, кстати, говорит о том, что развитие логичной стороны речи необходимо проводить параллельно и одновременно с развитием выразительности речи. Многие авторы обращают внимание на то, что выразительность речи есть не что иное, как «интегративная особенность речи, включающая звуковые, лексические и грамматические средства».Следует помнить, что речь –это не врожденная способность, а важное приобретение, которое способно перестраивать психику ребёнка, позволяет воспринимать окружающую действительность более произвольно и осознанно. Формирование и освоение речи –это и показатель, и, одновременно, условие полноценного психического развития. Трудности, возникающие в результате несвоевременного и неверного освоения речью, приводят к тому, что дети становятся молчаливыми, замкнутыми, раздражительными, они болезненно ощущают недостатки своей речи, им труднее вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, труднее выражать свои мысли. Речь –это сложная функция, формирующаяся параллельно с физическим и психическим развитием ребёнка, и задача каждого педагога –знать озакономерностях усвоения речи, о том,что и как необходимо совершенствовать, развивать и корректировать в этой области. Развитие речи взаимосвязано с развитием умственных способностей, с особенностями соматического и психического здоровья, с развитием слуха, зрения, мускулатуры речевого аппарата, с наличием полноценной речевой среды. Для того, чтобы овладеть речью, ребёнок должен не только чётко воспринимать звуки и слова, но и иметь возможность произносить каждую фонему –отработать движения речевого аппарата. В дошкольном возрасте ребёнок узнаёт нормы и правила родного языка, учится вступать в контакт и диалог с окружающими людьми, учится выражать и аргументировать свои мысли, пополняет базу активного и пассивного словаря, вырабатывает элементарные навыкии умения, которые позволят в дальнейшем овладеть чтением и письмом. В этот период совершенствуются все стороны речи. Особое внимание следует обратить на то, что качественно изменяется словарный запас: новые слова, обозначающие предметы,их свойства и значения; обозначающие действия, но за счёт суффиксов и приставок,приобретающих новую смысловую окраску; появляются сложные слова, сравнения, эпитеты; чаше употребляют слова, имеющие несколько значений. Ярко проявляется словотворчество, при этом,новые слова, строятся по принятым нормам и законам языка, что говорит об освоении морфологических основ языка, об активном усвоении грамматического строя.Огромную роль в развитии речи детей играет работа по усвоению выразительных средств. Чтобы детская речь становилась более образной, эмоциональной, живой, гибкой необходимо знакомить малышей с художественной литературой, фольклором. Восприятие потешек, сказок, рассказов, стиховидёт не только по смысловой, но и по выразительной направляющей.Ученый Гавриш Н.В. утверждает, что дети, целостно воспринимая художественную литературу и фольклор, в то же время осознают и художественнообразную систему языка. Здесь важную роль играет понимание детьми значения образных выражений. Не только Гавриш Н.В., но и Рубинштейн С.Л. и многие другие специалисты доказали, что литература, фольклор оказывают немалое влияние на речь детей, которая вследствие обучения значительно улучшается (она становиться более точной, выразительной). При этом следует обратить внимание на то, что речь детей дошкольников на первых этапах развития отличается яркой выразительностью, но часто эта выразительность бывает неосознанна и непроизвольна. А к пятишести годам в яркости и выразительности речи наблюдается некоторый спад.Речь старших дошкольников (56 лет) становится не такой экспрессивной и эмоциональной; высказывания детей более сдержанны, неречевые средства используются все реже. Многие специалисты отмечают, что причина такого, казалось бы регресса, лежит в том, что прежние средства выразительности уже не могут удовлетворить ребенка, этих средств выразительности недостаточно для того, чтобы передать более глубокие, интеллектуальные, эмоциональные чувства ребенка; при этом еще не освоены новые средства выразительности. Существуют предположения, что предпосылками дальнейшего развития сознательных форм выразительности речи детей зачастую является эмоциональная впечатлительность. Здесь как раз необходимо в процессе обучения и воспитания «вооружить» ребенка выразительными средствами речи, помня при этом, что потребность в выразительном слове и эмоциональность ребенка тесно взаимосвязаны.Важно с раннего детства воспитывать в малышах «чувство слова», эстетическую природу родного языка, выразительность речи, то, что помогает человеку становиться эмоционально богатым, то, благодаря чему человек сможет не только воспринимать художественную литературу, фольклор, образное слово, речь, при этом получая эстетическое наслаждение, а самое главное –его речь становится более богатой, разнообразной и выразительной.Следует помнить, что самостоятельно ребенок не сможет в полной мере осознать элементы художественной выразительности, не воспринимая содержание литературного произведения более целостно и образно, если с самого раннего возраста не сформировать способностьвслушиваться в художественную речь. [9, с.146]Обращали ли вы внимание, что наша свободная (спонтанная) речь почти всегда выразительна. Произнося чтолибо с целью сообщить какуюто информацию или в чемто убедить собеседника, мы даже и не замечаем, что наша речь окрашивается богатыми интонациями и тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Да, именно это при коммуникации поддерживает внимание и интерес у собеседника (слушателя, читателя). Выразительность речи меняется в зависимости от настроения автора речи, интереса к теме, самостоятельности мышления и т.д.; при этом важную роль играет знание языка, языковых стилей (их свойств и особенностей); осознанное желание автора речи говорить (писать) выразительно. Важно помнить о специфике выразительных средств речи для каждого стиля изложения. Например: употребление терминов, научных понятий, слов, отражающих причинноследственные отношения (поэтому, потому, таким образом), подчеркнутая логичность изложения характерны для научноучебного стиля речи. Тогда как разговорному стилю свойственно наличие оценочных слов и конструкций, эмоциональная окраска языковых средств. Но следует заметить, что особенно отличается эмоциональностью, яркостью художественный стиль. Для него характерны большая образность и зримость описаний.Так как дошкольный возраст это самый оптимальный период, когда ребенок наиболее активно усваивает не только нормы разговорного языка, но и фонетическую, лексическую сторону речи, то, соответственно, овладение родным языком является одним из важнейших условий эстетического, умственного и нравственного воспитания детей. Наиболее благоприятной период развития –это дошкольный возраст, и чем раньше начать обучение детей родному языку во всем его многообразии, тем в дальнейшем их речь будет более грамотна, выразительна, разнообразна, что в свою очередь стимулирует умственное развитие.Для того, чтобы сформировать выразительные средства речи, важно помнить, что большое значение на ряду с качественными и количественными параметрами активного и пассивного словаря имеют темп, логические ударения, паузы, мелодия, тембр и громкость голоса, т.е. интонационная сторона речи. [3, с.57]Рассматривая изобразительновыразительные средства языка, особенное значение уделяется сравнениям, эпитетам, метафорам, повторам, построению различных синтаксических конструкций.Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово –важный инструмент общения. Дошкольная образовательная программа призвана помочь сформировать у ребенка качество культуры речи, в том числе выразительность, точность, логичность, действенность. Корни примитивности речевых конструкций, бедности речи в целом лежат в семье. Не всегда родители умеют, хотят, имеют возможность самостоятельно развивать речь детей. Все это усугубляется дефицитом родительского внимания, общим психоэмоциональным дискомфортом, которые в свою очередь могут привести к психической депривации. Важно помнить, что депривация –это психическое состояние, которое возникает в результате жизненных ситуаций, не предоставляющих субъекту возможности удовлетворения некоторых основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени. [12,стр. 7]Окружающая среда, ежедневное общение –факторы, которые удовлетворяют потребности ребенка. Изоляция (полная или частичная) от стимулирующей среды приводит к тому, что основные психические потребности вследствие неудовлетворения развиваться не будут. Психическая депривация возникает тогда, когда поступает недостаточно стимулов (сенсорных, социальных,чувствительных), когда изменяются либо прекращаются связи между ребенком и его социальной средой, что негативно отражается и на речевом развитии дошкольника. Еще хуже складывается ситуация с формированием речи, особенно ее выразительной стороны, в том случае, если помимо социального сиротства, ребенок страдает ЗПР.Ушакова Т.Н., Петрова В.Г., Стрекалова Т.А., Рахмакова Г.Н., Сокулина Н.П., Слепович Е.С., Ульянкова У.В. и другие специалисты отметили ряд особенности развития речи, характерных для старших дошкольников с ЗПР. Ученые –дефектологи в ходе исследований выявили недостаточность активного словаря: пассивный словарь детей значительно преобладал над активным (в норме это расхождение незначительно). При ограниченном словарном запасе детей с ЗПР ярко выражено и неадекватное, неуместное употребление ряда слов. Этим детям труднее овладевать именем прилагательным, которое является наиболее абстрактной частью речи, так как выражает и качества разной сложности, и отношения, делает речь более выразительной. Грамотное использование прилагательных в речи предполагает высокий уровень анализа и синтеза, обобщения и сравнения, что играет значительную роль в умственном и речевом развитии детей. Такие мыслительные операции как классификация, обобщение требуют умения выделять признаки предметов, словесно обозначать их, что в свою очередь формирует понятийное мышление. Еще Чуковский К.И. отмечал, что с увеличением числа прилагательных, которыми обогащен словарь детей, речь становится более выразительной, логичной, что говорит о развитии психических процессов, их своеобразии, о нормальном созревании психики ребенка. А дети с ЗПР испытывают трудности в формировании мыслительных процессов, поэтому в речи широко используют прилагательные, которые определяют основные цвета (не оттенки), далее –величину и форму предмета, очень редко –прилагательные, которые оценивают качество предметов. Часто прилагательные употребляются в широком значении (тонкости значения недефференцированны). Например, длина, толщина, высота предмета определяются словами «большой» –«маленький»; материал, из которого изготовлен предмет, обозначается не прилагательным, а существительным с предлогом (изза особенностей формирования мыслительных процессов возникают трудности словообразования). Прилагательные, которые обозначают не только качество, но и степень его проявления в предмете, в речи детей с ЗПР встречаются крайне редко, так как недостаточно сформирована познавательная деятельность (анализ, обобщение, сравнение и др.). Изза того, что процессы словообразования у детей с ЗПР длительное время находятся в стадии становления, а словарь беден, в речи часто появляются слова –неологизмы (ребенок просто вынужден самостоятельно придумывать слово, не имея необходимого для обозначения качества предмета). Так как язык –это средство общения, то для развития речи необходима мотивация к этому общению. Потребность высказаться в данном случае (при наличии ЗПР, психической депривации) невелика. Задача педагогов (взрослых, которые окружают ребёнка) предложить, создать такие условия, которые послужат стимулом проявления речевой активности, её совершенствования. Это могут быть игровые ситуации, вызывающие стремление что –то доказать, спросить, сообщить, вызывающие интерес к прослушиванию литературного произведения. Беседы, экскурсии, прогулки, ролевые игры, наблюдения, любые виды деятельности необходимо организовать так, чтобы максимально обеспечитьпотребности и возможности развития речи. Необходимо стремится к качественному улучшению речи: добиваться развёрнутости высказываний, логической завершённости, синтаксической оформленности, наполненности словаря литературной лексикой. Важно помнить, что чтение литературных произведений даёт детям образцы выразительной речи, формы различных высказываний, тогда как беседы и наблюдения, например, помогают детям накапливать представления, которые помогут им сравнивать, сопоставлять, обобщать, а умение пользоваться разнообразными средствами выразительности позволит сделать речь ярче, эмоциональнее. Важно развивать словесное творчество детей при знакомстве с литературными произведениями обращать внимание на образные слова и выражения, описание мимики персонажей, на уточнение смысла слов и выражений с переносным значением, на подбор синонимов, антонимов. Для того, чтобы стимулировать выразительность речи, можно предложить детям творческие задания: придумать продолжение и завершение рассказа, предложенного педагогом, придумать рассказ по плану и теме, по литературному образцу, можно предложить выполнить ряд пластических этюдов, изображая персонажей литературного произведения. Можно предложить нарисовать героев сказки. Такие игровые задания особенно значимы для детей с незрелостью эмоциональноволевой сферы и темповым отставанием психических процессов, так как активизируют моторику, память, речь, мышление. Подобные игровые приёмы помогают расширить словарный запас, кругозор, снять агрессивность и эмоциональную неустойчивость, наладить взаимоотношения со сверстниками, преодолеть трудности коммуникативной и речевой сферы.Речь развиваетсябез задержек и соответствует нормам лишь в том случае, когда не только психосоматическое состояние ребёнка не вызывает беспокойства, но и создана среда, где ребёнок может получить яркие позитивные впечатления, среда, в которой возникает желание, потребность говорить и вступать в диалог, общаться и делиться своими мыслями и переживаниями. Старшие дошкольники с ЗПР и с психической депривацией наиболее остро нуждаются в стимулирующей среде, эмоциональном комфорте, в родительском внимании и любви. Эти дети испытывают еще большую потребность в выразительном слове, эмоциональности и богатстве обращенной к ним речи (насыщенной эпитетами, метафорами, сравнениями, яркими художественными образами) на что необходимо обратить внимание в коррекционной работе. Хочетсяотметить, количество детей с психоэмоциональными проблемами, с ЗПР, с трудностями речевого развития катастрофически растет, а тема формирования речи дошкольников, ее выразительной стороны становиться особенно важной и актуальной.

Ссылки на источники1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]/ Алексеева М.М., Яшина Б.И. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.;2.Воевода, О.Н. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.Н. Воевода. –Минск: Сфера, 2009. –194 с.;3.Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Струнина Е.М. –М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. –288 с.;4.Ушакова, Знакомимдошкольников с художественной литературой [Текст]/ О.С. Ушакова, Гавриш Н.В. –М: ТЦ «Сфера», 1998. –224 с.;5.Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития [Текст]/ Слепович Е.С. Мн.: Нар. асвета, 1989.64 с.;6.Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с.;7.Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР/ Мальцева Е.В./ Дефектология, № 6, 1990;8.Саенко Ю.В. Специальная психология/Саенко Ю.В. Учебнометод. пособие. Таганрог: Издво ТИУиЭ, 2002. 142 с.;9.Воевода, О.Н. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.Н. Воевода. –Минск: Сфера, 2009. –194 с..;10.Ушакова Т.Н. Речь ребенка: проблемы и решения/ Под ред. Т.Н. Ушаковой. М., 2008;11.Волкова Г.А. Речевые особенности детей, страдающих психической депривацией[Текст] // Инновации в Российском образовании: Психологопедагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. М., 2001;12.Развитие ребенка в условиях психической депривации: учебнометодическое пособие[Текст] / Н.Н. Иванова, Л.Ф. Козодаева; Мво обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. унт им. Г.Р. Державина» Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2012;13.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. –Режим доступа:http://www.firo.ru/. [12.04.2017]