№ 06 (июнь)
Статей: 22
Читателей: 42162
Матвиенко Л. М. Раннее обучение детей иностранному языку: теория и практика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181030.htm
ART 181030
DOI 10.24422/MCITO.2018.6.14492
Просмотров: 2429
Проблема психологической готовности детей к обучению всегда была актуальной, так как от способов ее решения зависит успешность будущего развития и обучения детей, что является залогом не только их конкурентной способности на рынке труда, но и их успешности в дальнейшей жизни в целом. В настоящий момент наблюдается тенденция более раннего начала обучения, так как многие родители стремятся начать данный процесс с 3–4 лет. Этот вопрос считается дискуссионным, так как условия формирования психологической готовности детей к раннему обучению хотя и сформулированы в целом, но в каждом отдельном случае являются уникальными и требуют индивидуального подхода, особенно в процессе раннего изучения иностранного языка. Таким образом, цель настоящей статьи – выявить основные компоненты психологической готовности ребенка к раннему обучению в целом и к раннему изучению иностранного языка в частности. В работе были использованы результаты исследований российских и зарубежных ученых, касающихся основных компонентов психологической готовности детей к обучению, обобщен опыт работы педагогов и психологов с использованием таких социально-психологических методов, как наблюдение, опрос и анкетирование. В статье выделяются основные компоненты психологической готовности детей к обучению: личностный, интеллектуальный, эмоционально-волевой и физиологический. Указанные компоненты представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала обучения по программе любой сложности, в том числе для изучения иностранного языка, с учетом особенностей данного процесса. Делается вывод о том, что целесообразность раннего начала изучения иностранного языка зависит не от возраста ребенка, а от его индивидуальных особенностей и степени готовности к обучению. В статье предлагаются практические советы для определения готовности ребенка к раннему обучению иностранному языку. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы как в профессиональной педагогической деятельности, так и родителями при решении данного вопроса.
Шевченко О. Н., Ваншина Е. А. Организационно-педагогические условия формирования геометро-графической культуры бакалавров технических направлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 13–23. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181031.htm
ART 181031
DOI 10.24422/MCITO.2018.6.14493
Просмотров: 2001
Профессиональные стандарты в части определения трудовых функций работников в различных областях производственной деятельности часто используют понятие профессиональной культуры, безусловным компонентом которой для инженерных профессий является уровень геометро-графической подготовки, способность визуализировать проблему, мысленно трансформировать объект. Обладание развитостью и подвижностью образного мышления, наличие сформированных пространственных представлений являются составляющими профессиональной базовой культуры личности инженера. В современных условиях основная общая образовательная программа школы не реализует развивающий потенциал геометро-графических дисциплин на уровне, соответствующем требованиям высшей школы. Систематически проводимый входной контроль на кафедре начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики подтверждает чрезвычайно слабую геометро-графическую подготовку в рамках основного общего образования и позволяет сформулировать задачи и цели так называемой «преддисциплинарной» подготовки к обучению графическим дисциплинам в вузе в условиях сокращения времени на изучение основных тем и задач по формированию геометро-графической культуры. Цель настоящей статьи – на основе теоретического анализа и изучения практического опыта преподавания геометро-графических дисциплин в вузе определить организационно-педагогические условия, которые бы позволили преодолеть пробелы довузовской подготовки и осуществить геометро-графическую подготовку на высоком уровне, обеспечивающем овладение профессией в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и реалий производственно-технической сферы. Организационно-педагогические условия, разработанные на основе принципов деятельностного подхода, личностно ориентированного образования, индивидуализации и дифференциации обучения, должны обеспечить эффективный процесс обучения графическим дисциплинам и формирования геометро-графической культуры будущего бакалавра. Методологическую базу исследования составляет деятельностный подход. Авторами сформулированы организационно-педагогические условия успешного обучения инженерной графике студентов первых курсов технических направлений подготовки. Результаты могут быть использованы при преподавании графических дисциплин в технических вузах.
Паатова М. Э. Принципы и функции процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 24–32. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181032.htm
ART 181032
DOI 10.24422/MCITO.2018.6.14494
Просмотров: 1652
В современных социокультурных условиях констатируется высокий рост детско-подростковой преступности в целом и рецидивной подростковой преступности в частности. Актуальной остается проблема неготовности подростков с девиантным поведением после выпуска из специальных образовательных организаций закрытого типа к самостоятельной жизнедеятельности в социуме. В статье автором социально-личностная жизнеспособность рассматривается как интегративное личностное качество, характеризующее готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, профессиональному, социальному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению. Целью социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением является формирование их социально-личностной жизнеспособности. В качестве средства формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением рассматриваются разнообразные по содержанию реабилитационно-воспитательные ситуации, которые в процессе смыслостроительства требуют от подростка проявления свойств субъекта жизнедеятельности и результат разрешения которых будет определять возможности его возвращения в социум и дальнейшей успешной социализации. Представлены результаты анкетирования педагогов специальных образовательных организаций закрытого типа, цель которого – определение уровня осознания педагогами сущности социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением. Раскрываются сущностные характеристики понятий «социально-личностная жизнеспособность подростков с девиантным поведением», «реабилитационно-воспитательная ситуация», «социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением», обосновывается авторский взгляд на данную проблему. Представлена развернутая характеристика специфических принципов и функций процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа.
Дячук В. И. Определение критериев, показателей и уровней сформированности жизненной компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 33–43. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181033.htm
ART 181033
DOI 10.24422/MCITO.2018.6.14495
Просмотров: 2709
В статье рассматривается актуальная проблема формирования жизненной компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности, заключающаяся в том, что одним из стратегических направлений реформирования образования на Украине является приведение отечественных критериев и стандартов в соответствие с европейскими требованиями, создание условий для овладения комплексом компетенций, которые предусматривают способность выпускника к решению жизненных задач, продуктивному осуществлению жизни как индивидуального проекта, устойчивой жизнедеятельности в условиях современного динамического пространства. Решение указанной проблемы стало основанием для поиска эффективных путей формирования жизненной компетентности выпускников учреждений общего среднего образования. Целесообразность исследования проблемы формирования жизненной компетентности старшеклассников определяется наличием противоречий, требующих решения как на теоретическом, так и на практическом уровне, в частности: между объективными потребностями украинского общества в высоком уровне сформированности жизненной компетентности выпускников учреждений общего среднего образования как определяющей личностно-общественного качества и недостаточным уровнем разработанности ее теоретико-методических основ; значительным образовательным потенциалом внеурочной деятельности в формировании жизненной компетентности старшеклассников и непоследовательностью и фрагментарностью его использования в практике педагогов. Целью проводимого теоретического исследования является изучение научных подходов ученых к раскрытию содержания и структуры категории «жизненная компетентность старшеклассников». Исследование содержания понятия «жизненная компетентность» на теоретическом уровне моделируется автором как процесс теоретического анализа существующих научных подходов, многоаспектности изучаемого феномена как интегративного образования, в основе которого лежит комплекс взаимодополняющих друг друга подходов. Основные тенденции научного толкования понятия «жизненная компетентность» позволяют выделить проблему, а также обеспечить возможность ее целостного, многопланового и многоаспектного исследования на теоретическом и методико-праксиологическом уровнях. Благодаря использованию системного подхода понятие «жизненная компетентность» рассмотрено как совокупность структурных компонентов, функциональных связей и отношений, которые обусловливают определенную целостность, устойчивость и его внутреннюю организацию. Деятельностный подход к исследованию понятия «жизненная компетентность» позволил разработать оценочно-критериальный инструментарий уровней сформированности жизненной компетентности старшеклассников. С учетом проведенного анализа основных подходов к определению структуры жизненной компетентности на теоретическом уровне в статье также представлен авторский подход к методике определения критериев, показателей и уровней сформированности жизненной компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности на практическом уровне. Автором определены следующие компоненты в структуре жизненной компетентности старшеклассников: мотивационный, аксиологический, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный, на основании которых выделены критерии, показатели и три уровня сформированности жизненной компетентности старшеклассников: высокий, достаточный и средний. Представленное исследование вносит теоретический вклад в развитие новых научных подходов к уточнению структуры понятия «жизненная компетентность», а также позволяет осмыслить возможность его применения в педагогической практике учреждений среднего образования.
Ключевые слова:
внеурочная деятельность, уровень, показатель, критерий, старшеклассник, мотивационный, жизнедеятельность, социальные роли, жизненная компетентность, жизнетворческие знания, системное свойство личности, индивидуальный проект, структура жизненной компетентности, формирование жизненной компетентности, аксиологический
Коротаева И. Э., Чуксина О. В. Особенности учебных пособий для развития межкультурной профессионально-ориентированной компетенции авиационных специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 44–54. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181034.htm
ART 181034
DOI 10.24422/MCITO.2018.6.14496
Просмотров: 1589
Актуальность предпринятого исследования определяется необходимостью поиска наиболее оптимального пути формирования межкультурной профессионально ориентированной компетенции у студентов технических вузов, и в частности у студентов аэрокосмических специальностей. Цель статьи заключается в изучении отечественного и зарубежного опыта составления учебных пособий для технических вузов, а также учебников для будущих авиационных специалистов. Авторы сравнивают тематику, содержание и компетенции, формируемые в процессе выполнения учебных заданий. В статье обобщается опыт использования профессионально ориентированных учебных пособий на занятиях по иностранному языку со студентами авиационного вуза. На основе контекстного подхода и соблюдения принципа преемственности профессиональной иноязычной подготовки разрабатываются учебные пособия на кафедре «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» Московского авиационного института для бакалавров, специалистов, магистров. При этом достаточное внимание уделяется вопросам изучения грамматики английского языка в авиационном контексте и подчеркивается актуальность совершенствования грамматических навыков на всех ступенях обучения в вузе. Приводятся примеры авиационной терминологии и типы заданий, направленных на их изучение. Авторы статьи приходят к выводу о том, что в условиях многопрофильной подготовки в технических вузах, а также с учетом возможных перспектив профессиональной мобильности будущих выпускников профессиональная направленность языкового обучения вызывает неоднозначное отношение. В связи с этим перспективным является создание некоторого универсального учебника для технических вузов, включающего как инвариантную общетехническую часть, так и вариативную, отражающую особенности специализации. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что в работе представлены этапы в изучении языка для специальных целей: от языка общетехнической тематики к авиационной и узкоспециальной. Доказана целесообразность изучения грамматики в профессиональном контексте. Практическое значение состоит в том, что показана эффективность разработки профессионально направленных учебных пособий на стыке лингвистики и спецпредметов и их постоянное обновление в соответствии с техническими инновациями и появлением новых терминов.
Киреева И. А., Джабраилова В. С., Фомичева М. П. Лингводидактический потенциал электронных средств учебного назначения при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 55–65. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181035.htm
ART 181035
DOI 10.24422/MCITO.2018.6.14497
Просмотров: 2100
Актуальность исследования проблемы в статье обусловлена необходимостью анализа процесса информатизации высшего инклюзивного образования в России. В этом плане обучение иностранному языку требует новых подходов к использованию лингводидактического потенциала электронных средств учебного назначения для развития личности студентов с ограниченными возможностями здоровья, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач при обучении иностранным языкам. Цель настоящего исследования состоит в научном и практическом обосновании лингводидактического потенциала электронных средств учебного назначения (ЭСУН) при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение и метод анализа иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного вуза. По результатам исследования в статье представлены научное обоснование, сущность и структура комплексного применения лингводидактического потенциала электронных средств учебного назначения при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы и обобщены основные теоретические подходы к проблеме лингводидактического потенциала ЭСУН при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании; выявлено и установлено содержание понятия «электронные средства учебного назначения» в системе социально-гуманитарного знания; конкретизирована характеристика ЭСУН. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что обозначены компоненты программно-методического обеспечения для использования лингводидактического потенциала ЭСУН при обучении иностранным языкам в инклюзивном образовании. Основные положения и выводы могут быть использованы в процессе подготовки научно-педагогических кадров и на курсах повышения квалификации преподавателей вузов, работающих со студентами с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова:
обучение иностранным языкам, инклюзивное образование., студенты с ограниченными возможностями здоровья, компьютерная лингводидактика, лингводидактический потенциал, электронные средства учебного назначения, интерактивные методики обучения, компоненты программно-методического обеспечения
Успаленко В. Б., Плотникова Е. Г. Структура организационно-управленческой деятельности военного специалиста в области применения информационных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 66–77. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181036.htm
ART 181036
DOI 10.24422/MCITO.2018.6.14498
Просмотров: 1872
Современные требования к профессиональной подготовке специалистов определяются теми преобразованиями, которые происходят в последние годы не только в нашей стране, но и в мире. Государство не может считать себя защищенным, если обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка не соответствуют нынешним вызовам и угрозам, в связи с чем подготовка специалистов для войск национальной гвардии России является одной из важных задач современной России. Основополагающим фактором в успешном применении войск национальной гвардии России является эффективное управление войсками, а в современных условиях развития информационно-телекоммуникационных технологий – автоматизированное управление войсками. Подготовка специалистов в области применения информационных технологий для войск национальной гвардии России предполагает организационные и содержательные изменения военного образования, чтобы повысить эффективность подготовки военных специалистов. Целью данного исследования является теоретическое обоснование содержания и структуры организационно-управленческой деятельности военного специалиста в области применения информационных технологий. В ходе исследования применялся метод теоретического анализа педагогической литературы, формализация положений в области организации и управления подразделением и организацией, также использовался метод моделирования при построении структуры организационно-управленческой деятельности. В статье описаны функции, этапы, знания, умения, навыки, ценностные установки, опыт деятельности и компетенции общие и применительно к организационно-управленческой деятельности военного специалиста. Показана роль требований нормативных правовых актов, таких как Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 09.05.01 «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения» и квалификационные требования, в формировании компетенций. Сформирована структура организационно-управленческой деятельности военного специалиста в области применения информационных технологий с описанием взаимосвязей между её элементами. Структура организационно-управленческой деятельности военного специалиста позволит построить модель её формирования и в дальнейшем выработать практические рекомендации по эффективному обучению курсантов – будущих офицеров.
Ключевые слова:
компетенции, умения, навыки, опыт, знания, ценностные установки, организационно-управленческая деятельность
Ткаченко Н. В., Овчинникова Ю. С. Психолого-педагогическая подготовка полевого исследователя: развитие аффективного компонента личности средствами традиционной музыки народов мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 78–90. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181037.htm
ART 181037
DOI 10.24422/MCITO.2018.6.14499
Просмотров: 1521
. В контексте развития поликультурного мира перед теоретиками и практиками встает вопрос о развитии психолого-педагогических технологий, направленных на исследование и познание других культур. В полевой практике инструментом познания культуры другого выступает сам исследователь – субъект познания. Анализ источников, посвященных проблеме подготовки собирателя, выявил высокую степень обеспечения образовательного процесса предметным материалом с сопутствующим инструментарием полевых методов и вместе с тем слабую разработанность проблемы психологической подготовки личности полевика. Сложности фиксации и интерпретации материала о традиционной культуре и ее представителях, а также проблемы, связанные с личностью собирателя, отмечаются многими отечественными и зарубежными учеными. Между тем в качестве предмета самостоятельного изучения целенаправленная психологическая подготовка полевого исследователя в условиях современного образования до настоящего времени еще не ставилась. Целями данной работы выступают: определение предметного поля психологической подготовки собирателя и описание первого опыта апробации данной идеи – развития познающего субъекта как инструмента познания. В статье представлен сценарий образовательной программы развития аффективного компонента личности полевого исследователя средствами традиционной музыки народов мира. Среди методик психолого-педагогической работы рассматриваются: совместная игра-импровизация на традиционных музыкальных инструментах народов мира с рефлексией и обсуждением полученного опыта, структурированное параметрическое наблюдение и наблюдение в свободной форме, слушание традиционной музыки изучаемого региона с проведением интервью и рефлексивным самоотчетом, звуковая прогулка, интроспективный дневник, стимулирующие упражнения. Теоретическая значимость исследования заключается в постановке проблемы психологической подготовки полевого исследователя, в обосновании подхода к пониманию познающего субъекта (полевого исследователя) как к инструменту познания, в разработке психолого-педагогического инструментария развития аффективного компонента личности собирателя средствами традиционной музыки народов мира. Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее результатов в образовательной практике подготовки полевых исследователей в различных предметных областях (антропологии, психологии, этнографии, культурологии, музыковедении, фольклористике).
Архипова Т. Н. Педагогический анализ становления и развития проблемы формирования культуры деловой речи в психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 91–103. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181038.htm
ART 181038
DOI 10.24422/MCITO.2018.6.14500
Просмотров: 1682
Проблема формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов является одной из актуальных в системе высшего военного образования. В соответствии с положениями ФГОС ВПО последнего поколения выпускники военных вузов Российской армии должны владеть основами культуры деловой речи, способствующими формированию культуры делового общения и общей культуры военнослужащего в целом, что в дальнейшем обеспечит успешное осуществление их военно-профессиональной деятельности как офицеров. Цель статьи – дать обзор становления и развития проблемы формирования культуры деловой речи в отечественной психолого-педагогической литературе, сопоставить современный образовательный процесс в высшей военной школе с основами, заложенными в педагогике конца XIX – первой половины ХХ века, провести анализ научных исследований по указанной проблеме за последние десятилетия, с его помощью определить сущность, содержание и структуру процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов, а также наметить пути и условия эффективного осуществления данного педагогического процесса. На основе теоретического анализа и обобщения научной литературы было отмечено, что процесс формирования культуры деловой речи с точки зрения его сущности, содержания и структуры рассматривался в работах современных отечественных ученых в разных аспектах: формирования культуры общения, речевой способности, навыков публичной речи, коммуникативной компетентности, становления речевой деятельности обучаемых как средних, так и высших образовательных учреждений. Результаты анализа психолого-педагогических исследований в высшей военной школе показали, что культурно-речевой аспект всегда был в центре внимания ученых и рассматривался при изучении разных проблем: от историко-педагогического анализа военного образования в России XVIII – начала XX века и его гуманизации до подготовки офицерского состава к достижению психологического и информационного превосходства над противником. Анализ разнообразных подходов исследователей к данной проблеме дал возможность обосновать авторский взгляд на сущность, содержание и структуру педагогического процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов и определить пути и условия его эффективной реализации. Наиболее перспективным путем представляется осуществление данного педагогического процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, который обеспечивает его адекватность требованиям усложняющейся военно-профессиональной деловой коммуникации. Результаты и выводы проведенного исследования расширяют представление о таких понятиях, как «речевая деятельность», «деловая речь», «культура деловой речи и делового общения военнослужащих», и направлены на совершенствование образовательного процесса в военных вузах РФ в контексте коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Статья может представлять интерес для ученых, проводящих исследования как в сфере деловой коммуникации, так и в сфере военно-профессионального образования в целом.
Утёмов В. В., Горев П. М. Развитие образовательных систем на основе технологии Big Data // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 6 (июнь). – С. 104–116. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181039.htm
ART 181039
DOI 10.24422/MCITO.2018.6.14501
Просмотров: 3749
Одним из наиболее важных аспектов развития системы образования является способность делать обоснованные выводы о необходимости изменения используемых подходов или предпринимаемых действий. Образовательная система непрерывно создает и накапливает значительный объем данных, и вопрос о системной работе с этими данными широким кругом субъектов образования сегодня можно назвать одним из значимых. Большие данные (Big Data) могут стать мощным инструментом для преобразования обучения, переосмыслить подходы, сократить давние пробелы и адаптировать опыт для повышения эффективности самой образовательной системы. Весьма актуальной остается задача описания технологии оперирования большими данными, направленная на развитие образовательных систем через выявление сформированных закономерностей в системе образования. Авторами статьи определяются методические аспекты реализации технологии оперирования большими данными в образовании. Ведущим подходом при этом выступает моделирование развития образовательной системы с включением в неё мер регулирования по итогам анализа выявленных сформированных закономерностей. В результате проводимого исследования авторами статьи охарактеризована технология Big Data как средство развития образовательных систем, в том числе выявлены отличительные признаки технологии Big Data, структурированы процессы управления системой, направления сбора данных в образовании и определены свойства собираемой базы Big Data в образовании. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений об использовании Big Data в целях повышения эффективности развития образовательных систем. Практическое использование результатов исследования позволяет внедрить Big Data в систему управления образованием посредством выявления и учета закономерностей системы образования. Статья может представлять интерес для лиц, занимающихся вопросами управления в системе образования.
Ключевые слова:
педагогическая технология, большие данные, технология big data, образовательные системы