№ 07 (июль)

Педагогика
Белинова Н. В., Брызгалова Ю. В., Вершинина А. Ю. Развитие социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации посредством педагогического проектирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 1–9. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191048.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Возможности развития социальной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации через педагогическое проектирование представляются актуальной проблемой в контексте современных социокультурных преобразований. Это обусловлено не только гуманистическими принципами, ориентированными на ценностно-нравственное и активное осмысление профессиональной деятельности, но и учетом национально-культурных особенностей и региональных аспектов системы дошкольного образования в едином образовательном дискурсе. Одним из проблемных компонентов в свете предлагаемого исследования видится недостаточный уровень рефлексии социальной компетентности как составляющей профессиограммы руководителя образовательной организации. Основными методами исследования предлагаемой проблемы выступают анализ и типологизация существующих подходов в отечественных и зарубежных научных исследованиях к определению формально-функциональных признаков социальной компетентности, а также метод анкетирования, позволяющий определить степень информированности и заинтересованности профессионального сообщества в данном аспекте. Декомпозиция данного феномена в свете современных исследований позволила выделить ряд компонентов, таких как информационно-когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативный, социально-личностный. Как показывают наблюдения, руководители большое значение придают информационно-когнитивному и коммуникативному компонентам, в то время как мотивационно-ценностный и социально-личностный компоненты остаются вне зоны внимания в профессиональной деятельности. Проводимое исследование позволяет выдвинуть педагогическое проектирование в качестве оптимального метода в социально-профессиональной деятельности, оказывающего влияние на развитие социальной компетентности, повышение качества профессиональных функций во взаимодействии с социальными партнерами образовательной организации. Необходимы дальнейшие исследования, которые позволят на основании выделенной проблемы разработать методы инкорпорирования в процесс подготовки педагогических кадров формирование социальной компетентности в разрезе учета всех ее компонентов.
Патрикеева Э. Г., Калинина Т. В. Воспитание морально-нравственных ценностей у современных подростков в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 10–23. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191049.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Стремительно меняющиеся условия жизни, расслоение общества привели к потере стабильности и уверенности в завтрашнем дне, девальвации семейных ценностей и ценностных ориентиров. Семья как основной социальный институт с трудом справляется с одной из главных задач – воспитанием морально-нравственных ценностей у ребенка. Социальная ситуация развития современного подростка заставляет задумываться над проблемой: какие нравственные ориентиры, смыслы и ценности будут определять его будущее социальное существование? Теоретическая значимость исследования состоит в определении причин, приводящих к различиям в осознании и усвоении ценностных категорий старшеклассниками, обучающимися в различных типах общеобразовательных учреждений (светских и православных школах). Такими причинами, по мнению авторов, являются: изменение социально-экономических условий развития современного российского общества; условия и традиции семейного воспитания; образовательная и воспитательная система школы; особенности детских субкультурных традиций; влияние средств массовой информации на формирование системы духовно-нравственных идеалов современных детей и молодежи. Практическая значимость исследования состоит в поиске средств и методов, позволяющих изучить общее и отличное в освоении духовно-нравственных ценностей современными старшеклассниками. Так, выявлено общее признание таких духовно-нравственных понятий, как честь, личностное достоинство, совесть, справедливость и нравственный долг. Определено различие в понимании таких показателей, как человеколюбие, воля и вера в добро. Кроме того, обнаружено, что данные критерии оказались в зоне непринятия и/или пренебрежения ими как ценностными ориентирами. Так, в среднем около 16% учащихся старших классов светских общеобразовательных школ не признают и не понимают такие нравственные критерии, как человеколюбие, воля и вера в добро, и тем самым исключают их из собственных ценностных ориентиров. На основании проведенного исследования мы считаем необходимым продолжение изучения ключевых аспектов заявленной проблемы и осуществление поиска условий, необходимых для успешного формирования духовно-нравственной ценностной системы личности современного подрастающего поколения как в светских, так и в православных школах.
Джабраилова В. С., Алексеева О. П. Организация конкурсной деятельности в рамках компетентностно-ориентированного подхода в обучении студентов переводческой специальности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 24–36. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191050.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье представлен анализ конкурсной деятельности в ракурсе компетентностно ориентированного подхода, который не только позволяет актуализировать межпредметные связи, но и способствует формированию особой мотивации к дальнейшему овладению основами профессиональной деятельности в высшем учебном заведении. Актуальность исследования обусловлена малой степенью разработанности вопроса применения конкурсной деятельности при формировании профессиональных компетенций в высшей школе. В исследовании отмечается, что профессиональный конкурс, задействующий прагматическую и познавательную составляющие обучения, может служить отправным механизмом в стимулировании интереса к дальнейшему овладению профессией. Цель исследования – выявление степени эффективности профессионально ориентированной конкурсной деятельности при формировании компетенций в рамках специальности «Перевод и переводоведение». Основными методами исследования послужили теоретический анализ и синтез методической и педагогической литературы, изучение зарубежного и отечественного опыта подготовки специалистов, эмпирические методы – наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика, которые подтвердили верность исходных положений и эффективность разработанной системы конкурсных заданий; вспомогательные методы исследования – анализ вузовской документации и методы статистической обработки эмпирических данных – позволили оценить результаты эксперимента, дать теоретическое обоснование полученным практическим результатам. Терминологический анализ показал, что на данный момент такие понятия, как «конкурсная деятельность» и «конкурс», практически не представлены в словарно-справочной литературе педагогической направленности. Авторы приходят к выводу, что конкурсная деятельность, которая осмысливается прежде всего как эффективная форма игрового обучения, является продуктивным и эффективным средством обучения студентов. Отмечается, что преподаватель высшей школы сталкивается с рядом трудностей при осуществлении упомянутого выше подхода в рамках аудиторной деятельности. На базе ретроспективного анализа опытов проведения переводческих соревнований указывается, что подобное конкурсное внеаудиторное мероприятие позволяет задать новый вектор в развитии общих и профессиональных компетенций у студентов переводческой специальности. Теоретическое обоснование эффективности конкурсной деятельности как вспомогательного инструментария при подготовке специалистов в области перевода может внести определенный вклад в развитие теории профессионального образования. Практическая значимость исследования заключается в возможности применить методику проведения конкурса, представленную на уровне отдельных заданий.
Пиджоян Л. А. Формирование готовности будущего педагога-музыканта в вузе к музыкально-просветительской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 37–47. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191051.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Обращение к традициям музыкального просветительства как важнейшего института современной культуры позволяет осознать особую миссию музыканта-просветителя, способного успешно осуществлять организацию культурно-образовательного пространства и реализовывать музыкально-просветительские проекты в профессиональной деятельности. Рассмотрение вузовской подготовки педагога-музыканта в контексте популяризации просветительских идей позволяет представить теоретические аспекты формирования готовности будущего специалиста к реализации музыкально-просветительских проектов, культурно-образовательных программ. Целью статьи является обоснование сущности и описание структурных компонентов понятия «готовность к музыкально-просветительской деятельности»; представление основных направлений аудиторной и внеаудиторной работы в вузе, направленных на совершенствование и развитие компетенций и знаний в области музыкального просвещения. Рассмотрение процесса профессиональной подготовки специалиста в контексте готовности к организации музыкально-просветительской работы осуществлялось на основе единства средового, культурологического, личностно-деятельностного, компетентностного подходов. Обобщение исследований по обозначенной теме позволило рассмотреть готовность к музыкально-просветительской деятельности как результат и как цель вузовской подготовки будущего специалиста в области музыкально-педагогического образования. Представляя данный феномен как явление комплексное, интегрирующее профессиональные и личностные характеристики индивида, определены и описаны взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты готовности личности к музыкально-просветительской деятельности: ценностно-мотивационный, познавательный, деятельностно-креативный. Теоретическая и практическая значимость статьи определяется возможностью применения полученных в ходе исследования научных результатов с целью обоснования и разработки модели и технологии формирования готовности педагога-музыканта к реализации музыкально-просветительских проектов, совершенствования разнообразных видов и форм музыкально-просветительской работы в учреждениях различного типа для разработки различных учебно-методических материалов (программ, методических рекомендаций и т. д.).
Психология
Илич М. Научный обзор исследований нервной анорексии в психологии здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 48–54. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192025.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
За последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение числа больных расстройствами пищевого поведения как в России, так и за рубежом, что является весьма серьёзной проблемой. Увеличивается количество диагностированных больных с разными нарушениями пищевого поведения, в том числе и больных нервной анорексией. В данной статье рассматриваются теоретические вопросы исследования агрессивного поведения больных девушек с диагнозом нервная анорексия сквозь призму психологии здоровья, а также значимость психического и физического здоровья у больных с диагнозом нервная анорексия. Данная проблематика привлекает большое внимание учёных, так как, согласно результатам десятилетнего наблюдения за катамнестическими данными больных, из-за множественных соматических расстройств жизнь больного заканчивается летальным исходом. Почти 20% молодых девушек совершают суицид. По летальности нервная анорексия занимает первое место среди всех психических расстройств. Проблематика агрессивности и агрессии у больных недостаточно изучена, и не существует регламентированных, четких протоколов исследования данной проблематики, что затрудняет работу специалиста. Агрессия и агрессивность у больных нервной анорексией может выступать как форма защиты «Я»-образа, и больной демонстрирует основной способ разрешения трудностей и проблем подобным защитным поведением. Психологу, работающему в направлении психологии здоровья, необходимо помнить, что каждый человек имеет свою уникальность, индивидуальность, личностные свойства и качества.
Петрова О. А., Белкина А. А. Психогимнастика в коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 55–62. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192026.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Авторами статьи представлен психологический анализ страхов детей старшего дошкольного возраста, мотивированный эмпирическим исследованием. Основанием для выдвижения цели и задач исследования явилось гипотетическое предположение о том, что психогимнастика может стать эффективным средством коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста, относящихся к категории приобретенных (навязанных). В ходе проведения эксперимента были получены результаты, подтверждающие гипотезу.
Перченко Е. Л. Особенности социально-психологической адаптации курсантов с разным уровнем суверенности психологического пространства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 63–69. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192027.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена выявлению особенностей социально-психологической адаптивности курсантов в зависимости от уровня суверенности психологического пространства. Результаты проведенного исследования могут иметь теоретическое и практическое значение для дифференцированной работы психолога военного вуза с курсантами с учетом особенностей социально-психологической адаптивности и уровней суверенности психологического пространства каждого курсанта.
Широбокова В. О. Особенности развития слухового восприятия дошкольников с кохлеарным имплантом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 70–75. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192028.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье сообщается о результатах обследования слухового восприятия дошкольников с кохлеарным имплантом. Отмечается, что дети не владеют умениями использовать восстановленный слух в процессе повседневной жизни. В статье отражена технология реабилитационной работы с имплантированными дошкольниками. Суть реабилитационной работы заключается в обучении этих детей воспринимать содержание высказываний, понимать значение информации, воспринятой на слух.
Нейман В. В. Оценка умений дошкольников с патологией речи использовать лексику с количественным значением // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 76–81. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192029.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена изучению особенностей использования детьми с патологией речи лексики с количественным значением. Описаны результаты проведенного исследования, участниками которого стали старшие дошкольники с общим недоразвитием речи. Отражено содержание диагностического инструментария. В диагностический комплекс вошли три задания, сопровождающиеся речевым и иллюстративным материалом. После завершения исследования проанализирована вербальная продукция детей. Установлены специфические типы ошибок, которые допускают старшие дошкольники с патологией речи при употреблении лексики с количественным значением изолированно и в составе синтаксических конструкций.
Юридические науки
Кудряшов К. В., Санькова А. А. Мифы истории государства и права // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 82–90. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193046.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Политические мифы существуют с древнейших времён по настоящее время. Являясь формой общественного сознания, они по своей сущности всегда отражают интересы узкой социальной группы. Они могут мотивировать население страны к активной созидательной деятельности или же стать причиной хаоса, развала общества и государства. Настоящая статья посвящена анализу последней ситуации, когда на саму возможность распада или гибели государственности может оказывать разрушение определённого политического мифа либо же создание нового.
Коваленко М. А. Особенности регулирования отдельных категорий работников в Трудовом кодексе Российской Федерации: настоящее и будущее развитие // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 91–97. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193047.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрены цели особенного правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников, систематизированы и квалифицированы закрепленные и действующие ныне в Трудовом кодексе Российской Федерации особенности правового регулирования отдельных категорий работников, а также предложены возможные дополнения в раздел XII Трудового кодекса Российской Федерации на основе социально-экономических изменений.
Исупова Е. А., Гаврилова Ю. А. Правовые взгляды Беккариа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 98–102. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193048.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена изучению правовых взглядов Ч. Беккариа, которые были отражены в его трудах. Основой статьи стало исследование трактата «О преступлениях и наказаниях», который является одной из известнейших работ итальянского мыслителя. Авторами также описываются положения работ Ч. Беккариа, отраженные в современном уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве РФ.
Кунин Е. И., Арсенькина Л. С. Современное состояние правового регулирования в сфере Интернет-торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 103–109. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193049.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена рассмотрению основных вопросов, связанных с регулированием торговли в сети Интернет. Анализируется определение и правовой статус интернет-магазина. Рассматриваются основные ограничения при продаже товаров онлайн. Исследуется соотношение средств и методов продажи товаров в социальных сетях с требованиями законодательства Российской Федерации.
Иваненко О. С., Иншакова А. О. Значение блокчейн-технологий и смарт-контрактов для регулирования внешнеэкономических сделок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 110–115. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193050.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматриваются проблемные моменты реализации договорных отношений с участием иностранного элемента и возможные пути решения выявленных вопросов. Авторами предлагаются определенные способы применения технологий блокчейн и смарт-контрактов во внешнеэкономических сделках, говорится об их значении для правового регулирования таких контрактов. Проанализирована уже имеющаяся практика и перспективы использования таких средств.
Экономика
Полякова М. А., Атякшева Ю. Г. Выявление и оценка основных финансовых рычагов приращения стоимости компании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 116–122. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194043.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Для максимизации рыночной стоимости компании необходимо повышать рентабельность либо собственного, либо заемного капитала, но при условии сохранения финансовой устойчивости фирмы. В настоящее время крупные российские организации предпочитают применять концепцию управления стоимостью компании, основанную на стоимостном подходе. В статье приводится пример реализации такого подхода в АО ПО «Электроприбор».
Выборнова Е. А., Котова К. Ю. Этапы формирования управленческой отчетности в условиях цифровизации экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 123–130. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194044.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье обозначены основные характеристики цифровой экономики, влияющие на организацию управленческого учета на предприятии. Дано понятие, проанализировано содержание управленческой отчетности, рассмотрены требования, предъявляемые к информации, содержащейся в управленческой отчетности, приведены классификации видов управленческой отчетности. Выявлены основные проблемы ее формирования, возникающие в условиях развития компьютерных технологий: недопонимание цели и роли управленческой отчетности, недооценка роли построения финансовой структуры организации, отсутствие законодательных форм внутренней отчетности, выбор программного обеспечения автоматизации управленческого учета. Предложены возможные рекомендации по решению этих проблем, и разработаны этапы составления управленческой отчетности в условиях цифровизации экономики.
Кизяковская И. В. Обеспечение экономической безопасности в сфере здравоохранения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 131–136. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194045.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрены вопросы обеспечения экономической безопасности, развития и повышения рентабельности учреждений здравоохранения в отдаленных регионах. Определена зависимость качества жизни и количества населения от степени развития системы здравоохранения. Рассмотрены принципы повышения работоспособности и улучшения качества предоставляемых услуг в лечебно-профилактических учреждениях. Представлены основные источники финансирования.
Доменко Ю. Ю., Ефремова Н. С. Роль агломераций в социально-экономическом развитии региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 137–141. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194046.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Развитие агломераций на сегодняшний день является актуальным направлением в области социально-экономического развития региона. При этом развитие агломераций не получило полного институционального закрепления. Остаются нерешенными вопросы нормативного закрепления целей, задач, форм развития агломераций. Отдельные попытки правового закрепления в региональном законодательстве норм, регулирующих развитие агломераций, приводят только к рассогласованности и отсутствию единой категории «агломерация».
Чарахчян К. К., Коршунова Д. А. Проблемы экономики России в программах кандидатов в президенты Российской Федерации: сравнительный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 142–149. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194047.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье сравниваются подходы кандидатов в президенты России к решению основных вопросов экономического развития страны. Анализируются выступления кандидатов и их предвыборные программы, изложенные в предвыборный период. Выявляются общие и особенные позиции кандидатов по проблемам налогов, банковской системы, производственного сектора экономики, прав собственности, темпов и факторов экономического роста страны.
Радыгина Е. Г. Возможности продвижения турпродукта в Интернет-пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 150–156. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194048.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Интернет-пространство оказывает все большее влияние на жизнь современного человека. Для успешного продвижения продуктов и услуг необходимо пользоваться современными средствами коммуникации с потребителями. В статье выделяются положительные и отрицательные стороны продвижения в интернет-пространстве, основные тенденции развития Интернета как пространства маркетинговой коммуникации с потребителями туристских услуг, раскрываются особенности формирования вовлеченности аудитории.
Бестаева Д. А., Кольган М. В. Проблемные вопросы и перспективы инновационного развития российских промышленных предприятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 157–163. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194049.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье представлены статистические данные, которые являются подтверждением слабой инновационной активности предприятий в Российской Федерации, а также посредством анализа различных экономических журналов и исследований раскрыты проблемы и перспективы их инновационного развития. Статья посвящена среде функционирования отечественных предприятий, исследован круг основных проблем и пути их решения, а также перспективы развития инновационной деятельности предприятия.
Филологические науки
Павленко В. Г., Кардумян М. С. Эпистемические наречия в рамках фреймового подхода (на материале английского языка) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 164–171. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195020.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена изучению когнитивно-фреймовых особенностей эпистемических наречий английского языка. Были рассмотрены наиболее частотные наречия эпистемической модальности английского языка. Задача работы – описание когнитивных значений эпистемических наречий и выявление их текстовой реализации в виде фреймов. Авторы утверждают, что в английском языке эпистемические наречия имеют когни¬тивно-фреймовую структуру, в плане содержания отражающую ментальные состояния, опирающиеся на опыт, знание.
Дьячкова И. А. Эссе-мнение как особый тип текста на английском языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 172–179. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195021.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена такому виду вторичных студенческих текстов на английском языке, как эссе-мнение (opinion essay). Автор освещает проблематику изучения вторичных студенческих текстов и описывает стилистические, а также структурные и лексико-грамматические характеристики эссе-мнения в зарубежном учебно-научном дискурсе.
Алпеева Л. С. Художественные функции архаизмов и историзмов в произведениях В. М. Шукшина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 180–188. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195022.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Исследование посвящено изучению архаизмов и историзмов в художественном творчестве В. М. Шукшина. Работа проводилась с привлечением методов лексикологии и лингвистического анализа текста, т. е. была проведена лексикографическая работа с использованием словарей, а также внимательно проанализировано использование и функционирование архаизмов и историзмов в произведениях выбранного писателя. Автор выдвинул гипотезу о том, что В. М. Шукшин, как мастер художественного описания в основном деревенских и малограмотных людей, в художественных произведениях широко использовал не только диалектную и просторечную лексику, но и архаизмы и историзмы; при этом важно, что, по нашим предположениям, В. М. Шукшин использовал данные устаревшие лексемы в живой разговорной речи обитателей сибирской деревни, которую он описывает во многих произведениях.