№ 07 (июль)

Педагогика
Ковшова А. А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 7 (июль). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211047.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Профессиональное развитие педагога и его методической компетентности – это целенаправленный процесс, оказывающий влияние на качественные изменения всех элементов образовательной деятельности. Одним из важных условий профессионального развития педагога является участие учителя в конкурсах педагогического мастерства. В статье раскрывается значение конкурса педагогического мастерства в повышении компетентности учителя, проанализирован конкурсный маршрут педагогов. Цель исследования заключается в раскрытии влияния конкурса педагогического мастерства на повышение профессиональной компетентности учителя. Методологическими основами исследования выступили положения андрагогического подхода; положения субъектно-деятельностного подхода, позволяющие обратиться к субъектности педагога, к анализу и самоанализу его образовательных потребностей, к мотивации развития и саморазвития. Научная новизна исследования состоит в уточнении классификации видов конкурсов профессионального мастерства педагогов, выделении специфики каждого вида соревнований. Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут послужить основой для написания других научных работ по заданной теме. Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы в образовательных целях, а также для мотивации педагогов к участию в конкурсах педагогического мастерства. Статья позволила сделать вывод о том, что участие в конкурсах педагогического мастерства направлено на интенсивное и эффективное рефлексирование проблем, обсуждаемых на конкурсах. Сотрудничество педагогов при участии в конкурсах педагогического мастерства способствует обмену опытом между педагогическими работниками, демонстрации своих исследований, повышению профессионального педагогического мастерства.
Потапова М. В. Методика проведения лабораторных и творческих работ с применением мобильных гаджетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 7 (июль). – С. 13–30. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211048.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Исследование вызвано наличием противоречия между современными задачами, стоящими перед образованием, связанными с компетентностным подходом, и сложившейся практикой обучения физике. Изменения в жизни, возникшие в связи с ограничениями в общении и передвижении, с одной стороны, и развитием и распространением мобильных технологий – с другой, привели к появлению новых методов преподавания. Поэтому проблемой исследования является поиск ответа на вопрос: как сделать усвоение физических законов более эффективным, доступным и интересным для студентов, используя мобильные устройства? Результаты обучения зависят как от правильного определения целей и содержания образования, так и от способов достижения целей, т. е. методов. Но методы обучения есть категория социальная, так как зависят от социального заказа общества образовательному учреждению. Переход высшего профессионального образования на федеральные государственные стандарты третьего поколения и замена традиционных основных образовательных программ на компетентностные ставит новые задачи. В рамках ФГОС ВПО компетенция понимается как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Из всей совокупности методов обучения: словесных, наглядных и практических – рассмотрим последние как наиболее важные для компетентностного подхода. Практические методы обучения – это решение задач, лабораторные работы и домашние эксперименты. При этом у студентов формируются умения применять теоретические знания, навыки измерений и математической обработки данных. Поэтому целью данного исследования является разработка методики проведения творческой лабораторной работы по физике с использованием смартфона в качестве измерительного прибора. Именно познавательная деятельность студентов в процессе проведения лабораторных работ является объектом настоящего исследования, а проведение лабораторной работы по физике, где в качестве измерительного комплекса применяются такие гаджеты, как смартфон, – предметом исследования. С этой целью рассмотрим приложение для смартфона Physics Toolbox Sensor Suite (Набор инструментов для применения сенсоров смартфонов в физике). Подробно разберем проведение конкретной лабораторной работы, осуществляемой с помощью смартфона, получение и обработку результатов опыта, подтверждающего известный закон волновой оптики – закон Малюса. Эта лабораторная работа является лишь одним из многочисленных примеров физических экспериментов, осуществляемых с помощью смартфона без специального оборудования, но с использованием бытовых предметов и смартфона в качестве измерительного устройства. Большинство близких по тематике работ рассматривают механические процессы, а в данной – смартфон применяется для оптических измерений. Настоящим исследованием мы постараемся подтвердить гипотезу о том, что проведение таких экспериментов позволит обеспечить трансформацию отношения студентов к электронным девайсам – от рассмотрения гаджетов как средств связи и устройств для потребления игрового и музыкального контента и общения в социальных сетях – к фактору онлайн-образования и далее – к осознанию наличия в руках мощного инструмента исследований, измерений, фиксации данных. Использование портативных устройств рассматривается как средство повышения качества образования, сближения процесса обучения и повседневной жизни студентов, расширения навыков и компетенций, формирования приемов самостоятельной творческой деятельности, которые могут быть перенесены в профессиональную деятельность. Значимость этого исследования в том, что оно продемонстрировало практическую возможность и целесообразность проведения лабораторной работы с помощью смартфона без специального лабораторного оборудования. Данная статья представляет пример внедрения в педагогическую практику лабораторных и творческих работ с элементами научных исследований с помощью современных девайсов, применение которых приобретает новый практический смысл.
Воробьева Н. В. Профессиональная идентичность и педагогическая культура адъюнктов военного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 7 (июль). – С. 31–44. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211049.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Исследования педагогической культуры в образовательном процессе по подготовке военных кадров высшей квалификации – актуальная и научно значимая задача. Одним из важнейших требований, предъявляемых к системе высшего военного образования, является эффективное развитие педагогической культуры во всем многообразии компонентов (общепедагогический, субпедагогический, военно-профессиональный и личностный). Целью исследования стала диагностика педагогической культуры, трансформация в ходе осуществления учебно-исследовательского эксперимента и фиксация полученных изменений. Объектом исследования являлась педагогическая культура адъюнктов военного вуза на примере Омского автобронетанкового инженерного института; предметом – «я-концепция» педагога-адъюнкта. Методологическим обоснованием является стратегия смешивания методов: экспертного опроса, метода фокус-групп, глубинных интервью и метода кейсового исследования. Экспертный опрос был необходим для изучения и оценки профессорско-преподавательской корпорацией изменений в высшем образовании Российской Федерации на примере военных вузов. Фокус-группы проводились с адъюнктами и были призваны помочь в поисках ответов на следующие вопросы: основные проблемы и тенденции развития системы высшего образования; традиционные и новые парадигмы высшего образования; компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий. Глубинные интервью с адъюнктами проводились для того, чтобы проследить траектории понимания и усвоения технологий военно-педагогической деятельности. Кейсовые исследования были центральным методом и имели своей целью изучение практик внедрения педагогического опыта. Практические кейсы предполагали погружение в педагогический процесс, фиксированное наблюдение, включавшее видеофиксацию. Мы вели дневник наблюдения, куда включали основные элементы учебного занятия. Адъюнкты составляли структурно-функциональную схему процесса обучения; таблицы объектов, этапов и форм проектирования учебного процесса; матрицы внутри- и межпредметных связей для конкретного учебного курса. Необходимо было разработать учебно-методические материалы к лекции, групповому занятию, семинару, практическому занятию. Адъюнкты продемонстрировали фрагменты учебных занятий, которые фиксировались на видео, на основе чего проводились анализ и оценка представленных заданий преподавателем и слушателями. Теоретическая значимость работы заключается в том, что предлагаются новые методологические подходы к поэтапному развитию педагогической культуры адъюнкта военного вуза. Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения в учебный процесс специального курса «Педагогическая культура военного преподавателя и ее развитие».
Зверкова А. Ю., Омельченко Е. А. Отношение студентов вуза к процессам цифровизации профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 7 (июль). – С. 45–61. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211050.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы, рассматриваемой в статье, обусловлена, с одной стороны, планомерной реализацией в рамках национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда», направленного на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды. С другой стороны, тем, что за прошедший год эпидемиологическая ситуация в стране вызвала существенное ускорение этого процесса без учета имеющихся ресурсов и возможностей конкретных образовательных организаций. Следствием этого явились часто значительно отличающиеся друг от друга практические действия в отношении того, как решать проблемы цифровизации образования в целом и цифровизации профессиональной подготовки в частности. Неоднородность происходящих процессов требует осмысления, анализа для выявления продуктивных вариантов цифровизации и, возможно, их активного использования в дальнейшем. Цель статьи – описать влияние цифровизации профессиональной подготовки в вузе на отношение студентов к дистанционному и очному обучению (на основе опыта Института детства Новосибирского государственного педагогического университета). Для ее достижения был использован теоретический анализ публикаций по проблемам, близким к тематике статьи, проведено эмпирическое исследование, в котором применялось анкетирование студентов и анализировалась их успеваемость. В результате теоретического осмысления научных публикаций, посвященных актуальным аспектам цифровизации сферы образования, сделано заключение, что отечественные исследователи стремятся к более точному определению основополагающих понятий, описывающих этот процесс. Кроме того, происходит обобщение положительного опыта цифровизации образования и развития цифрового образования за период пандемии. Зарубежные авторы, описывая процесс цифровизации, представляют варианты требований к деятельности преподавателей в цифровой образовательной среде при осуществлении профессиональной подготовки с акцентом на творческих дисциплинах. Внимание исследователей также обращено на анализ отношения обучающихся к цифровизации. К основным результатам эмпирического исследования относятся: восприятие студентами как положительного в переходе на дистанционное обучение открывшихся возможностей экономии времени за счет отсутствия необходимости ездить к месту учебы, возможностей работать с электронными вариантами материалов всех учебных курсов, самостоятельно планировать свою учебную нагрузку в течение дня; восприятие студентами как сложностей слабого технического оснащения, имеющегося у них в наличии, но требующегося для участия в дистанционном обучении. Анализ успеваемости обучающихся показал, что переход на полностью дистанционное обучение в большей степени повлиял на успеваемость тех студентов, которые к моменту его начала проучились очно только один семестр. В меньшей степени влияние сказалось на студентах старших курсов очной формы обучения. В теоретическом контексте материал статьи может быть полезен для проведения дальнейших исследований влияния цифровизации на профессиональную подготовку студентов. Представленные результаты экспериментальной работы способны выступить ориентирами для обоснованного выстраивания практики цифровизации в конкретных образовательных организациях.
Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Некоторые приемы развития навыков устной речи обучающихся языковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 7 (июль). – С. 62–76. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211051.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Говорение является одним из ключевых речевых навыков, по которому идет оценка непосредственного владения иностранным языком. Развитие навыков связной речи в монологической, диалогической, полилогической формах, адекватная реакция на постановку коммуникативной задачи показывают комплексные умения говорящего: его общеязыковую, прагматическую, грамматическую, лексическую и другие компетенции. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы позволяет говорить о стабильно высоком интересе как теоретиков, так и практиков методологии преподавания к развитию различных аспектов говорения (беглость и темп, чистота речи, использование разнообразной лексики), развитию навыков говорения в специализированной среде, а также использованию информационно-коммуникационных технологий для обучения и проверки монологических/диалогических высказываний. Цель данной статьи заключается в описании апробированных приемов развития устной речи при высоком уровне владения языком. В связи с целью исследования определяются методы: общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации. Также использовался метод педагогического наблюдения при определении обратной связи обучающихся и субъективной оценки эффективности предложенных приемов. В практической части исследования описаны приемы по активизации и совершенствованию навыков говорения. Так, среди эффективных приемов авторы выделяют: а) конкретные ситуационные задачи (заранее подготовленные и спонтанные, в данную категорию входят и игровые ситуации); б) полилоги (такой вид речевой деятельности позволяет усваивать тематическую лексику и отрабатывать грамматические структуры, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнениям других); в) при взаимозависимом обучении аудированию, письму, чтению и разговорной речи на иностранном языке эффективно применение онлайн-технологий (важен отбор и корреляция соответствующих типов онлайн-платформ и площадок); г) создание условий для развития не учебной, а познавательной деятельности, чтобы коммуникативный мотив запускался посредством познавательного; д) авторский способ развития навыков говорения, который основывается на психологическом комфорте обучающихся. Описание продуктивных приемов для развития различных аспектов говорения является важным практическим приоритетом работы. Приведенные приемы могут быть использованы с незначительной адаптацией/коррекцией либо же без адаптации на уровнях от B1 и выше. В выводах обобщается информация и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Психология
Пятилетова Л. В. Психологическая антропология туризма: массовый туризм в свете альтернативных антропологических практик // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 7 (июль). – С. 77–89. – URL: http://e-koncept.ru/2021/212009.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Целью данной научной статьи является рассмотрение методологического потенциала психологии как важнейшей составляющей антропологического корпуса знаний о человеке: используя эффективные методы познания, психологическая антропология позволяет аутентично раскрыть «нужды-потребности-желания» современного человека в качестве коллективного субъекта действия. Результатом проведенного исследования стал анализ практик массового туризма как зеркала психологии «массового человека» (Х. Ортега-и-Гассет) в противовес альтернативным формам туристского поведения с применением, в частности, методов гуманистической психологии А. Маслоу, акцентирующей внимание на нелинейном характере взаимосвязей человеческих потребностей, теории личности К. Хорни, концепции логотерапии В. Франкла и теории самодетерминации личности Э. Диси и Р. Райна. Исследование имеет прикладной характер: его результаты могут быть использованы профессионалами в сфере индустрии туризма, которая с конца ХХ века рассматривается исключительно в качестве антропологической практики Другого.
Кулагина И. В. Особенности самореализации юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 7 (июль). – С. 90–96. – URL: http://e-koncept.ru/2021/212010.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современная ситуация доминирования информационных технологий вызывает исследовательский интерес в отношении влияния данного факта на структуру и особенности самореализации юношей, потому что именно юношеский возраст признается наиболее релевантным в отношении становления самореализации. Цель реализованного исследования состояла в выявлении особенностей самореализации юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении. Полученные результаты свидетельствуют о средней выраженности всех диагностических шкал, которые посредством факторизации были сведены к четырем факторам, образующим структуру самореализации обследованных юношей.
Максимова А. А., Горбушина А. В. Профилактика суицидального поведения у подростков 14–17 лет в тренинге ресурсного состояния «Эмоциональная устойчивость» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 7 (июль). – С. 97–106. – URL: http://e-koncept.ru/2021/212011.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Рост количества попыток самоубийств в подростковой среде требует разработки мер ранней профилактики риска развития суицидального поведения. Актуальность статьи заключается в поиске эффективных методологически обоснованных способов психологической профилактики суицидального поведения среди подростков. Целью статьи является представление авторского подхода к снижению риска развития суицидального поведения у подростков средствами тренинга ресурсного состояния «Эмоциональная устойчивость». Данный подход основан на интеграции нескольких теоретико-методологических идей: концепции А. Г. Амбрумовой и В. А. Тихоренко о дезадаптации в условиях микросоциального конфликта как причине формирования суицидального поведения; понимания ресурсных состояний Университета 20.35; метода социально-психологического тренинга как эффективного метода организации психологической работы с подростками. В основу тренинга положена ключевая идея обучения способам саморегуляции и актуализации ресурсных состояний. На базе обозначенных идей была спроектирована серия тренингов ресурсных состояний как способа профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте. В статье приведены результаты апробации тренинга «Эмоциональная устойчивость» в работе с подростками в возрасте 14–17 лет, имеющими разный уровень риска развития суицидального поведения. По результатам апробации тренинг доказал свою эффективность для ранней профилактики суицидального поведения у подростков. Материалы статьи имеют значимость для психологов-практиков, работающих с разными категориями лиц подросткового возраста.
Экономика
Артюхина Е. А., Квон Г. М. Некоторые аспекты исследования инвестиционной политики в регионе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 7 (июль). – С. 107–116. – URL: http://e-koncept.ru/2021/213010.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность выбранной темы исследования обусловливается тем, что инвестиционная политика обеспечивает создание благоприятной среды, способствует притоку и повышению эффективности использования привлеченных инвестиций, и, как следствие, происходит развитие социальной среды и экономики в регионе. Целью статьи является исследование теоретических подходов к формированию и реализации инвестиционной политики на региональном уровне. С учетом того что в Российской Федерации власть имеет децентрализованный характер, роль ее формирования и реализации именно на региональном уровне особенно велика. Только на уровне конкретного региона возможно разработать такую стратегию развития, которая будет учитывать специфику именно этой территории и позволит более быстро и результативно добиться поставленных целей, повысить уровень ключевых показателей и занять лидирующие позиции на уровне страны.