№ 03 (март)
Статей: 10
Читателей: 18874
Педагогика
Воробьев Г. А., Подаев М. В., Шуйкова И. А. Интеграция математики и информатики в рамках профильной смены как фактор оптимизации подготовки школьников к предметным олимпиадам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211010.htm
ART 211010
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11010
Просмотров: 1487
Актуальность рассматриваемой проблемы интеграции математики и информатики в контексте олимпиадной подготовки школьников в условиях профильных смен обосновывается прежде всего тем, что предметное содержание двух рассматриваемых курсов зачастую пронизывает друг друга, особенно если мы имеем в виду некоторые соприкасающиеся разделы: дискретную математику, комбинаторику, теорию алгоритмов, теорию чисел, теорию графов, в связи с чем успешность освоения какого-то из данных предметов зачастую коррелирует с хорошей успеваемостью и в другой области. Целью исследования является построение модели интеграции математики и информатики в рамках профильной смены и описание некоторых элементов реализации предлагаемой модели. Опыт показывает, что нередко происходит параллельное изучение математики и информатики, одновременное участие в олимпиадах по обоим предметам. Традиционная система обучения, сложившаяся в некоторых признанных центрах олимпиадной подготовки, зачастую не нацелена на осознанную тесную и продуманную интеграцию этих предметов. Структура предлагаемой образовательной программы «Математика. Анализ данных» включает три модуля: «Олимпиадная математика. Прикладное применение», «Практикум по решению олимпиадных задач», «Специальные курсы по программированию и олимпиадной математике». Результат проведенного исследования – выявление существенной необходимости интеграции учебных модулей, а также проектной деятельности участников Кампуса в рамках образовательной программы «Математика. Анализ данных». Теоретическая значимость статьи заключается в предлагаемой формальной обобщенной модели системы компетентностной подготовки в рамках образовательной программы «Математика. Анализ данных», которая может использоваться и в программах схожей направленности, реализующих междисциплинарные связи прежде всего математики и информатики, с акцентом на применение полученных компетенций в цифровой экономике. Практическая значимость исследования – предъявление и анализ взаимосвязи тематики занятий и модулей программы, примеры практических задач, реализующих эту взаимосвязь.
Стеняшина Н. Л., Новикова Ж. С. Практика развития коммуникативной культуры студентов-менеджеров в рамках интегрированного курса «Мост к пониманию» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 17–30. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211011.htm
ART 211011
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11011
Просмотров: 1196
В статье представлены опыт и методы практической деятельности по развитию коммуникативной культуры студентов-менеджеров в рамках авторского интегрированного курса «Мост к пониманию». Актуальность заявленной темы определяется необходимостью усиления в учебном процессе междисциплинарной интеграции, ориентированной на развитие достаточного уровня коммуникативной культуры студентов на этапе их подготовки к профессиональной деятельности. Возросший интерес к коммуникативной стороне обучения и необходимости развития коммуникативной культуры в высшей школе объясняется тем, что российские специалисты, в частности в области менеджмента, испытывают значительные трудности в профессиональном (деловом) общении. В связи с этим коммуникативная культура рассматривается нами как одно из важных условий эффективной профессиональной деятельности менеджера и показатель компетентности его профессионального саморазвития. Данная проблема может быть решена путем интеграции общепрофессиональных дисциплин направления «Менеджмент» и иностранного языка, с помощью комплекса современных педагогических технологий и форм обучения, составляющих основу интегрированного курса и проанализированных в данной работе. Цель статьи – подтвердить результативность практического применения авторского интегрированного курса по иностранному языку «Мост к пониманию», разработанного на основе междисциплинарной интеграции. Ведущими методами исследования проблемы выступают: диагностические методы (анкетирование, тестирование, беседа, опрос, интервью); обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития); обобщение передового педагогического опыта обучения и собственного опыта педагогической деятельности; разработка учебных материалов; методы статистической обработки его результатов; внедрение результатов исследования в педагогическую практику. При развитии коммуникативной культуры применялись несколько подходов: культурологический, коммуникативно-деятельностный, личностно ориентированный, интегративный. По итогам исследования было установлено, что система заданий междисциплинарного характера, лежащая в основе авторского интегрированного курса, позволяет использовать речевую деятельность в целях эффективного управления процессами делового общения. Теоретическая значимость работы заключается в комплексной систематизации учебно-методической, специальной литературы, посвященной проблеме исследования. Практическая ценность работы заключается в применении системы заданий междисциплинарного характера, специально подобранных форм организации занятий, а также диагностического инструментария согласно задачам направления «Менеджмент» в реальной практике вуза.
Муллер О. Ю., Боталова А. Н. Формирование экономической компетентности студентов педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 31–39. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211012.htm
ART 211012
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11012
Просмотров: 1323
Для студентов педагогического профиля образования задача формирования экономической компетентности важна прежде всего ввиду высокой социальной ответственности педагогов. Успешная эффективная профессиональная деятельность педагога возможна при совмещении личностных ценностей в экономических отношениях с социальными, отражающимися на результатах образовательной деятельности. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью формирования новых подходов к развитию экономической компетентности студентов в условиях интенсивной трансформации экономических отношений, касающихся социальных сфер деятельности. Цель исследования – разработка модели формирования экономической компетентности студентов педагогического профиля образования. Анализ исследования проведен на основе универсальной модели формирования экономической компетентности студентов вузов, предложенной Г. М. Морозовой, с учетом теоретических изысканий ее диссертации и статей, материалов других ученых. Материалом для исследования являлись научные статьи о формировании экономической компетентности студентов педагогического образования. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение. Ведущий метод исследования проблемы подразумевает моделирование на основе дидактического подхода к преподаванию экономики для непрофильных направлений образования. Основные результаты исследования позволили заключить, что предложенная в диссертационном исследовании Г. М. Морозовой универсальная модель формирования экономической компетентности студентов вузов подходит для построения на ее основе структурной модели формирования экономической компетентности студентов педагогического профиля обучения, позволяя сэкономить время и образовательные ресурсы при реализации структурных связей в модели, которые подробно рассмотрены в данной статье. В связи с этим есть основания полагать, что модель легкодоступна для гибкой корректировки под меняющиеся условия, формы и методы образования, что также можно предположить в отношении подобных моделей для других специальностей. Теоретическая значимость исследования отражена в визуализации основных универсальных положений диссертации Г. М. Морозовой в вопросе формирования экономической компетентности студентов вузов, представленной в форме структурной схемы. Соответственно, практическая значимость исследования указывает на гибкость представленной схемы-модели, по мнению авторов исследования, легкодоступной для изменений под различные направления образования.
Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Некоторые приемы обучения аудированию студентов языковых факультетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 40–52. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211013.htm
ART 211013
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11013
Просмотров: 1422
Аудирование является одним из ключевых моментов в обучении иностранному языку наряду с письмом, чтением и говорением. Все виды речевой деятельности взаимосвязаны и актуальны на любом уровне владения языком, для любых целей и задач. Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает стабильно высокий интерес как теоретиков, так и практиков методологии преподавания к развитию навыков аудирования при изучении иностранного языка на разных уровнях для различных целей, к выявлению наиболее проблемных моментов и способов их решения, а также к использованию методов и приемов смежных наук для более глубокого понимания сути аудирования. Цель исследования состоит в актуализации наиболее эффективных (с авторской точки зрения) приемов работы с аудиоматериалом на разных этапах обучения иностранному языку. Цель работы определила методы исследования: общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации. Более частным методом можно считать метод педагогического наблюдения. В практической части исследования описаны приемы по активизации и совершенствованию навыков аудирования. Так, среди эффективных приемов авторы выделяют: а) эхо-повтор (подготовленный и спонтанный), применяемый для работы с интонационными контурами, темпом речи и ее распознаванием; б) использование графиков, карт, схем, таблиц и других средств визуальной поддержки; в) работу с дневником аудирования (вариативность достигается за счет разножанровости, а также предоставленной обучающимся свободы выбора и форм отчетности); г) создание контекста (например, параллельные тексты) в качестве подготовки к аудированию; д) использование видеоматериалов (например, работа с видео без звука, без изображения, работа со стоп-кадром, смешанными фрагментами и др.). Данные приемы были с успехом апробированы на факультете лингвистики и перевода ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» в период с 2017 по 2020 год. Практическая значимость работы заключается в актуализации продуктивных приемов аудирования. Описанные приемы могут быть адаптированы практически под любой уровень владения любым иностранным языком. В выводах обобщается информация и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Кочубей Е. М., Сергеева Б. В. Система взаимодействия семьи и школы в воспитании у младших школьников сознательного отношения к учебе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 53–70. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211014.htm
ART 211014
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11014
Просмотров: 1675
Актуальность исследования заключается в наличии потребности у преподавателей начальных классов во взаимодействии школы и семьи с целью воспитания у учеников младших классов сознательного и ответственного отношения к обучению. Цель работы состоит в создании и последующей эмпирической проверке разработанной авторами системы взаимодействия семьи и школы в воспитании сознательного отношения к учебе у младших школьников, а также в выделении составляющих данной системы. К источникам, послужившим основой для рассмотрения проблемы взаимоотношения школы и семьи в аспекте воспитания сознательности у младших школьников, относятся научные труды по методологии психолого-педагогических исследований. Базой для разработки вышеуказанной системы также стали положения, выработанные современными психологами и педагогами, в которых сознательное отношение к учебе как компоненту человеческих отношений определено в качестве главенствующего аспекта формирования личности обучающегося, приобретающего особенное значение именно в начальной школе, поскольку учеба является в этот период ведущей деятельностью. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что уточненные в исследовании содержательные характеристики взаимодействия школы и семьи по воспитанию сознательного отношения к учебе и конкретизируют научное знание о сущности, содержании и механизмах сознательного отношения к учебе у младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в том, что определены основные направления деятельности во взаимодействии семьи и школы, способствующие воспитанию сознательного отношения у младших школьников; разработана система взаимодействия школы и семьи по созданию для младших школьников необходимой среды в воспитании сознательного отношения к учебе; представлены способы, способствующие воспитанию сознательного отношения к учебе, проявлению интереса к процессу обучения; определены уровни оценки воспитанности данного качества личности, представлена их характеристика. В данной научной статье исследуются процессы воспитания у школьников начальных классов сознательного отношения к обучению в результате взаимодействия семьи и школы на базе разработанной системы, содержащей следующие структурные элементы: методологический, целевой, содержательный, организационно-деятельностный, а также результативно-оценочный. Указанная система взаимодействия семьи и школы в воспитании сознательного и ответственного отношения к процессу обучения у школьников может быть рекомендована к использованию учителями начальной школы для оптимизации учебной деятельности с целью воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебе, а также осуществления эффективного взаимодействия школы и семьи с этой же целью.
Ключевые слова:
семья, взаимодействие, школа, младшие школьники, система взаимодействия, сознательное отношение к учению
Моисеева Н. А., Полякова Т. А. Развитие цифровых компетенций будущих инженеров средствами информационно-математического моделирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 71–85. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211015.htm
ART 211015
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11015
Просмотров: 1748
В условиях вызовов современного рынка труда цифровой цивилизации, в частности Индустрии 4.0, становится актуальной проблема формирования и развития цифровых компетенций современных специалистов инженерного профиля. Базис практически любой цифровой технологии являет собой синтез возможностей и достижений таких наук, как информатика и математика. Чтобы будущая профессиональная деятельность инженера была успешной, необходимо развивать цифровые компетенции обучающихся, используя дидактический потенциал межпредметной интеграции, осуществляемой в процессе информационно-математической подготовки инженеров. Цель исследования – поиск возможных оптимальных путей осуществления информационно-математической подготовки будущих инженеров технических специальностей вузов для Индустрии 4.0. В статье анализируются контекстно-компетентностный и CDIO-подходы в организации учебного процесса. Новизна данного исследования: определено содержание цифровых компетенций будущего инженера в контексте применения им информационно-математического моделирования при решении практико-ориентированных задач межпредметного содержания. Авторы рассматривают информационно-математическое моделирование как один из факторов эффективного развития цифровых навыков студентов технического вуза на примере организации самостоятельной работы обучаемых. Проведенный теоретический анализ исследований по теме позволил выделить дидактические возможности информационно-математического моделирования в цифровом образовательном пространстве. В статье приводится авторская методика применения средств информационно-математического моделирования для развития цифровых компетенций будущих инженеров, востребованных в Индустрии 4.0, в условиях цифровой трансформации профессионального инженерного образования. Данное исследование открывает возможности для продолжения исследований развития цифровых компетенций будущих инженеров. Приведенная авторами трактовка возможностей интеграции информатики и математики может быть рекомендована широкому кругу профессорско-преподавательского состава информационных и математических кафедр технических университетов для использования в работе.
Тропникова В. В. Применение технологий геймификации в образовательном процессе в системе среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 86–96. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211016.htm
ART 211016
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11016
Просмотров: 1649
Динамичность изменений в образовательном пространстве осмысливается педагогическим сообществом. Педагогическая деятельность изменяется под воздействием новых технологических условий и ситуаций социального взаимодействия. Возникает потребность педагогов в использовании виртуальных образовательных сред и игровых методик. Факторами, влияющими на растущий интерес и развитие геймификации в образовании, являются: педагогический потенциал игр, интерес к технологиям, определенная связь между процессом игры и процессом обучения, идеи развития познавательного интереса как мотивации обучения и возможной согласованности различных ресурсов процесса обучения. Образовательная политика развитых стран строится на образовательной аналитике, позволяющей, используя массивы данных, обрабатывать педагогическую информацию и внедрять в образовательный процесс инновационные технологии обучения для повышения эффективности системы образования. Актуальность темы связана с необходимостью расширения практики инновационных педагогических технологий обучения в системе СПО, что обусловлено требованиями производства, научно-техническим прогрессом и общественными отношениями. Система профессионального образования, меняя форматы образовательных программ, расширяет дидактический потенциал за счет использования новых педагогических технологий: геймификации, роботизированных платформ и искусственного интеллекта в обучении. Международный опыт свидетельствует о значительном использовании игровых технологий в практике обучения. Российские образовательные практики, модернизируя систему образования, также используют игровые технологии в неигровых процессах с целью повышения мотивации и вовлеченности пользователей образовательных услуг. Цель работы – выявление педагогического потенциала использования программных средств и платформ с геймифицированными технологиями в системе СПО на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж». Теоретическая значимость статьи состоит в обосновании возможности использования игровых технологий и массовых открытых онлайн-курсов (далее – МООК) для среднего профессионального образования. Рекомендуется использовать платформы МООК с мультимедийным и геймифицированным содержанием для дисциплин естественно-научного цикла, встраивая их в учебный процесс.
Ключевые слова:
химия, образовательные программы, геймификация, методики обучения, естественные науки
Утёмов В. В., Ершова С. В. Менеджмент риска в образовательных проектах и программах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 97–107. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211017.htm
ART 211017
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11017
Просмотров: 1523
Деятельность образовательных организаций и их директорского корпуса в последнее время все чаще подвергается влиянию внешних и внутренних факторов, что создает неопределенность в отношении достижения поставленных образовательных задач. Рост численности инициируемых образовательных проектов и программ усиливает негативный уровень влияния уже существующих факторов на эффективность работы образовательной организации. Менеджмент риска является итеративным процессом и способствует защите ценностей образовательных организаций, принятию оптимальных решений и повышению эффективности деятельности. Низкий уровень проектной зрелости организаций в системе образования на сегодняшний день не позволил выработать адаптированную систему скоординированных действий по руководству и управлению образовательной организацией в области риска. Однако при запуске образовательного проекта или программы встречаются успешные практики управления рисками, которые требуют теоретического осмысления. В связи с этим рассмотрение принципов и структуры менеджмента риска в образовательных системах приобретает особую значимость и актуальность. Соответственно, целью статьи является описание принципов и структуры управления рисками в образовательных проектах и программах. Ведущим подходом при этом выступает системно-деятельностный подход, который обеспечивает организацию целостного процесса управления рисками в образовательных системах, повышая производительность процесса и поддерживая достижение целей проекта и программы. В результате проведенного исследования авторами статьи выделяются принципы и структура управления рисками в образовательных проектах и программах, устанавливающие восемь характеристик результативного управления рисками и пять компонентов структуры управления рисками. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений об управлении рисками в образовательных проектах и программах. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить более эффективную работу по руководству и управлению рисками в образовательных проектах и программах.
Экономика
Бунина А. Ю., Павлюченко Т. Н. Реформирование бухгалтерского учета капитальных вложений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 108–118. – URL: http://e-koncept.ru/2021/213004.htm
ART 213004
DOI 10.24412/2304-120X-2021-13004
Просмотров: 5588
Актуальность проводимого нами исследования обусловлена введением в действие нового федерального стандарта по учету капитальных затрат ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Цель написания работы – изучение представленных в стандарте приемов и методов ведения бухгалтерского учета, а также раскрытие в отчетности информации по капитальным вложениям организации, связанным с приобретением основных средств. В результате проведенного исследования был осуществлен сравнительный анализ основных изменений в учете капитальных вложений, вводимых ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», выявлены проблемы, обусловленные переходом на учет капитальных вложений по новому стандарту.
Коростелева О. Н., Кузьмицкая А. А., Хвостенко Т. М. Ресурсный потенциал развития сельского хозяйства Брянской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 119–127. – URL: http://e-koncept.ru/2021/213005.htm
ART 213005
DOI 10.24412/2304-120X-2021-13005
Просмотров: 1263
В современных условиях хозяйствования эффективное использование ресурсного потенциала сельскохозяйственной отрасли актуально и имеет важное значение для развития сельскохозяйственного производства. Целью работы является исследование ресурсного потенциала развития сельского хозяйства Брянской области. Проведен анализ основных элементов ресурсного потенциала: земельных ресурсов, основных средств, трудовых ресурсов. Рассмотрена динамика изменения посевных площадей, структура сельскохозяйственных угодий. Изучена динамика изменения инвестиций в основной капитал сельского хозяйства. Определены показатели движения, качественного состояния и эффективности использования основных средств сельского хозяйства.
Ключевые слова:
инвестиции, трудовые ресурсы, производительность труда, основные средства, ресурсный потенциал, посевная площадь