№ 05 (май)
Статей: 12
Читателей: 14181
Педагогика
Бакаева О. И., Дзюбенко А. И. Интеграция метода видеосамомоделирования в процесс преподавания иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221030.htm
ART 221030
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11030
Просмотров: 1089
Комплексный подход к обучению иностранному языку как средству общения в его базовых репрезентационных формах (говорение, письмо, чтение и аудирование) в современном мире не утрачивает своей актуальности и предлагает внедрение современных подходов к решению этой проблемы в эру смартфонов, видео, блогерства, где все больше людей выражают желание заявить о себе, самоидентифицироваться на многомиллионную аудиторию в информационно-цифровом пространстве. Целью статьи является анализ способов, с помощью которых видеосамомоделирование может быть интегрировано с культурно ориентированными учебными стратегиями преподавания иностранных языков, а также описание эксперимента, иллюстрирующего, как видеосамомоделирование может способствовать повышению самоэффективности и быстрому обучению. Теоретико-методологическую основу данного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых о раскрытии сущности понятия «самомоделирование» с позиций психологии и педагогики. Что касается методов исследования, то для определения влияния видеосамомоделирования на учебную успеваемость обучающихся компетенции владения основными языковыми репрезентационными формами были измерены до и после завершения эксперимента. В дополнение к анализу оценок, присвоенных учащимся с использованием аналитической шкалы, был проведен анализ дискурса в ходе онлайн-опроса среди студентов. В результате исследования нам удалось выявить корреляционные связи между интродукцией в процесс обучения самозаписывающих видеороликов и повышением общей англоязычной компетенции учащихся, что в итоге свидетельствует о значительной степени влияния самозаписывающих видеороликов на аффективные факторы учащихся в процессе обучения. Анализ качественных данных показал, что использование методики видеосамомоделирования на занятиях по английскому языку не только улучшило общее владение устной речью учащихся, но и способствовало эффективности преподавания иностранного языка в целом, а также личностному развитию обучающихся. Теоретическая значимость исследования заключается в предоставлении обзора современных научных исследований в области изучения инновационных подходов и технологий преподавания иностранных языков в различных учебных контекстах. Практическая значимость статьи состоит в том, что данная методика может быть использована в качестве одной из стратегий развития академической компетентности у студентов, а также цифровой грамотности в этой области.
Долгова В. И., Леонов П. Л., Леонова А. П. Формирование психологически безопасных коммуникаций подростков в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 14–29. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221031.htm
ART 221031
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11031
Просмотров: 1306
В условиях нестабильной эпидемиологической обстановки личность вынуждена адаптироваться к изменениям в коммуникациях, особенно в подростковом возрасте, когда формируется самосознание и личность подростка. Цель статьи – исследовать психологически безопасные коммуникации подростков в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки и разработать соответствующие рекомендации педагогам и родителям. Методы и методики: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, целеполагание, моделирование); эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование по двум методикам диагностики межличностных отношений Т. Лири, диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса). Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, г. Челябинск. В эксперименте участвовали обучающиеся II курса хореографического творчества (n = 21). По данным куратора курса, в группе есть и лидеры, и дети, которые не популярны у своих одноклассников, есть микрогруппы. На основании полученных данных стратегии поведения в конфликтной ситуации у обучающихся в данном классе по преобладанию можно распределить таким образом: первая позиция (наиболее используемая стратегия) – приспособление. Избегание занимает вторую позицию, компромисс – третью, сотрудничество – четвертую, а соперничество – пятую. Это свидетельствует о том, что в данном классе подростки либо ущемляют свои интересы полностью, либо достигают их частично, либо уходят от решений проблемы вовсе, что означает отсутствие стремления к достижению своих целей. У подростков в разной степени проявлены все стратегии поведения по отношению к окружающим: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, соперничество. Наиболее ярко выражены такие стратегии, как приспособление, избегание и компромисс. Это свидетельствует о том, что в данной группе подростки либо ущемляют свои интересы полностью, либо достигают их частично, либо уходят от решений проблемы вовсе, что означает отсутствие стремления к достижению своих целей. Полученные данные свидетельствуют о возможности проявления подростками склонности к сотрудничеству, быть гибкими и компромиссными при решении проблем в конфликтных ситуациях, быть отзывчивыми, ответственными по отношению к людям и в то же время быть упорными и настойчивыми. На основании полученных результатов даны психолого-педагогические рекомендации по разработке целевой программы с учетом возрастных и психологических особенностей подростков по формированию психологически безопасного общения, а также рекомендации родителям и педагогам по оптимизации психологически безопасного общения старших подростков.
Гайнеев Э. Р., Галагузова М. А., Головнев А. В. Микрорационализация в профессиональной подготовке студентов СПО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 30–45. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221032.htm
ART 221032
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11032
Просмотров: 1029
В статье представлен опыт воспитания бережливости и системного формирования микрорационализаторских умений студентов СПО на основе микроэкономического подхода в процессе проектно-творческой деятельности во взаимодействии с наставниками практики на предприятиях. Приводятся примеры микрорационализации на занятиях теоретического и практического обучения на примере подготовки к конкурсам и чемпионатам WorldSkills. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью формирования готовности выпускника к трудовой деятельности в условиях современного инновационно развивающегося производства, когда важнейшей составляющей конкурентоспособности предприятия становится постоянное повышение качества выпускаемой продукции на основе повышения производительности труда в процессе массовой творческой рационализаторской деятельности сотрудников. Цель статьи – представить некоторые формы, средства и методы воспитания бережливости, формирования и развития творческих рационализаторских умений обучающихся системы СПО на основе микроэкономического подхода в деятельности и вывести определение понятия «микрорационализация». Основные подходы к исследованию – системно-деятельностный, дифференцированный, личностно ориентированный, дуально-творческий – задают новое направление в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена, что положительно влияет на качество обучения, востребованность выпускника на современном рынке труда, соответственно, и на его социальную защищенность. Основные результаты заключаются в научном обосновании и практической апробации методики формирования микрорационализаторских умений и определении перспектив дальнейших исследований проблемы формирования рационализаторской деятельности студентов СПО на основе микроэкономического подхода. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в понятийную систему профессионального образования введено понятие «микрорационализация» и результаты исследования позволяют наметить перспективы дальнейших исследований данной проблемы, которые состоят в создании научно обоснованных методов развития творчества на основе микроэкономического подхода в деятельности, и обозначить пути изучения творческой деятельности обучающихся СПО. Практическая значимость заключается в разработке научно-методического обеспечения процесса формирования творческих микрорационализаторских умений студентов СПО в виде комплекса практических заданий, применяемых при подготовке к конкурсам и чемпионатам WorldSkills, которые могут быть полезны для педагогов СПО. Данное исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, Ульяновского профессионально-педагогического колледжа, Ульяновского автомобильного завода (ОАО «УАЗ»), Благовещенского государственного педагогического университета, Верхнепышминского механико-технологического техникума «Юность».
Летун С. А., Воронина Л. А. Электронный учебник иностранного языка как средство брендинга университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 46–61. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221033.htm
ART 221033
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11033
Просмотров: 1162
Электронный учебник становится новым трендом в образовании и одновременно «лицом» образовательного учреждения. Цель статьи заключается в обосновании потенциала электронного учебника иностранного языка как одного из важнейших средств брендинга современного университета, в котором занимает заметное место профиль лингвистического образования. В основе исследования лежат материалы, касающиеся теоретического обобщения практических результатов деятельности университетов по своему брендингу и результатов университетских опросов обучающих и обучающихся, опыт авторов статьи и их университетских коллег по применению цифровых технологий при разработке электронного учебника. Исследование основывается на сравнительно-сопоставительном методе анализа ценностей, учитываемых при проведении мероприятий по брендингу университета с применением модели экосистемы корпоративного бренда и при разработке электронных учебников иностранного языка. Проведенное исследование показало высокую степень представленности электронного учебника в элементах экосистемы корпоративного бренда университета как современного средства со значительным потенциалом развития в интересах повышения эффективности образования в университете и позиционирования самого университета в мировом сообществе образовательных организаций. Брендинг университета с лингвистическим профилем образования предполагает решение задачи создания и использования собственных электронных учебников иностранного языка, соответствующих определенному уровню развития цифровых и лингводидактических технологий, цифровой грамотности и методической компетенции профессорско-преподавательского состава университета на фоне продолжающегося постоянного профессионального самосовершенствования и погруженности в контекст международных научных исследований. В результате проведенного исследования авторами установлены общие ценности, характеризующие экосистему корпоративного бренда и электронный учебник иностранного языка. Деятельность как руководства университетом, так и его профессорско-преподавательского состава можно рассматривать как брендинг-ориентированную деятельность, и понимание электронного учебника иностранного языка как значимого средства брендинга университета позволяет скорректировать набор и содержание маркетинговых мероприятий по управлению брендом университета и повышению предпочтений к нему со стороны текущих и потенциальных потребителей его образовательных услуг.
Жарина О. А., Гичева А. А. Креолизованные тексты как средство формирования лингвистической компетенции у студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 62–73. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221034.htm
ART 221034
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11034
Просмотров: 1547
Актуальность использования креолизованных текстов в процессе обучения иностранному языку заключается в необходимости расширения содержания и средств обучения за счет безграничных информационных возможностей данных материалов. Статья посвящена рассмотрению роли и уместности современных креолизованных текстов (интернет-мемов, презентаций, песен) при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей. В настоящее время методисты в области преподавания иностранного языка не отрицают наличия методического потенциала у поликодовых текстов, так как они являются неотъемлемой частью повседневной жизни, тем самым мотивируя студентов к изучению иностранного языка, однако в современной методической литературе наблюдается недостаток практических рекомендаций по построению системы обучения на их основе. Цель данной статьи заключается в оценке эффективности креолизованных текстов как средства формирования лингвистической компетенции у студентов неязыковых специальностей. С целью доказательства или опровержения гипотезы о продуктивности педагогического воздействия с использованием креолизованных текстов авторами проводится эксперимент в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» у студентов первого курса межфакультетских групп Южного федерального университета. Результаты проведенного исследования, полученные с помощью методов описательной статистики, свидетельствуют об умеренном преимуществе методики применения креолизованных текстов при формировании лексико-грамматических навыков у студентов неязыковых специальностей и целесообразности использования данных типов текстов при формировании лингвистической компетенции.
Филиппова С. А., Куликова Т. И., Шалагинова К. С. Личностная устойчивость будущих педагогов в условиях пандемии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 74–84. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221035.htm
ART 221035
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11035
Просмотров: 1177
Психологическая устойчивость будущего педагога к меняющимся условиям и стрессовым ситуациям является значимым качеством, снижающим риски профессионального выгорания и деформации. Разрабатываемая тема ориентирована на решение актуальной научной проблемы – изучение механизмов, факторов и условий адаптации будущего педагога в VUCA-мире: представлены результаты психологического обследования студентов педагогического вуза в условиях карантинных мер. Целью исследования являлась оценка адаптационного потенциала студентов, находящихся в условиях вынужденного дистанционного обучения; формирование представлений о личностных характеристиках, способствующих адаптации будущих педагогов. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», в возрасте от 18 до 22 лет, в количестве 143 человек. Мониторинг проводился посредством диагностического среза с последующей обработкой данных при помощи методов математической статистики. Исследование позволило описать личностные профили студентов, охарактеризовать психологические механизмы адаптации к текущей ситуации, определить уровень стресса студентов в условиях пандемии, оценить потенциальные риски для психологического здоровья и благополучия студентов. Исследование показало: выборка в целом характеризуется достаточно высоким адаптивным потенциалом (студенты демонстрируют высокие показатели жизнестойкости и умеренные проявления стресса, большинство имеет сбалансированный личностный профиль, что свидетельствует о личностной гибкости); личностные особенности влияют на механизм адаптационного процесса, формируя связи с симптомокомплексом жизнестойкости и уровнем стресса; личностная ригидность (акцентуации) ведет к формированию типичных жестких когнитивных установок и поведенческих паттернов, которые в изменяющихся условиях не способствуют адаптации, что отрицательно сказывается на жизнестойкости и повышает стресс. Полученные данные позволяют прогнозировать риски для психологического здоровья и благополучия студентов, более эффективно планировать и осуществлять психологическую профилактику и поддержку студентов в период обучения в вузе. Выявленные тенденции позволяют выделять личностную гибкость в качестве ключевого фактора адаптации и стрессоустойчивости.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, стресс, адаптация, студенты, пандемия, личностная гибкость педагога
Салькова Ф. А. Критерии и показатели апробации модели педагогического сопровождения студентов и молодых педагогов в системе «колледж – вуз» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 85–100. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221036.htm
ART 221036
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11036
Просмотров: 978
В системе образования наблюдается дефицит педагогических кадров: молодые педагоги покидают образовательные учреждения в течение пяти первых лет после начала профессиональной карьеры. Актуальность темы исследования подтверждают различные программы поддержки и сопровождения молодых педагогов: единовременные выплаты при первичном трудоустройстве после окончания учебного заведения, льготная ипотека, программа «Земский учитель», социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья. В Ярославской области наблюдается аналогичная ситуация. Подготовка молодых специалистов в Ярославской области представлена в основном средним профессиональным образованием: в области реализуют профессиональные образовательные программы четыре педагогических колледжа. Выпускников колледжа удерживает на рабочем месте желание получить высшее образование: для получения высшего образования на бюджетной основе необходимо работать в образовательном учреждении. Программы поддержки и сопровождения в Ярославской области в основном направлены на сопровождение молодого специалиста – выпускника высшего учебного заведения – либо ориентированы на допрофессиональную подготовку школьников; выпускники средних профессиональных учебных заведений остаются вне поля зрения научных интересов, так как являются обучающимися вуза, но также они являются и молодыми специалистами. Цель нашего исследования – доказательство того, что при этапном, комплексном, последовательном педагогическом сопровождении в системе «колледж – вуз» удается сохранить на рабочих местах молодых педагогов. В статье рассматриваются критерии, условия, которые являются эффективными при данном виде сопровождения, представлены результаты сопровождения, обзор понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка», синонимичность и отличия данных понятий, которые рассматриваются в современном научном обществе, раскрыты точки зрения учёных на наполняемость данных понятий. Результаты исследования представлены следующие: в практической части исследования выявлены и апробированы основные критерии и показатели, которые эффективны при педагогическом сопровождении, представлены уровни данных критериев, описана апробированная модель педагогического сопровождения, необходимая для выпускников педагогических колледжей, совмещающих учебную и профессиональную деятельность. Данная модель сопровождения помогает молодому специалисту открыть положительные стороны профессии, начать успешную карьеру. Комплексное сопровождение ориентировано на достижение стабильных и высоких результатов при выполнении условий, результаты педагогического сопровождения представлены в таблице. Одна из форм сопровождения осуществлялась посредством электронной среды, что является наиболее эффективным и востребованным. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что мы рассмотрели основные понятия педагогического сопровождения, которые представлены в научных публикациях, выделили синонимичные черты, указали на нетождественность понятий «сопровождение» и «поддержка».
Шакирова О. В., Булдакова Н. В. Смешанное обучение как форма организации подготовки будущих педагогов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 101–114. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221037.htm
ART 221037
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11037
Просмотров: 959
Актуальность исследования обусловлена проблемой поиска путей повышения активности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе. В статье обосновывается целесообразность применения модели смешанного обучения («перевернутый класс») как формы организации обучения. Целью статьи является обобщение и представление опыта организации смешанного обучения с применением возможностей платформы Microsoft Teams при подготовке будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся. Методология исследования основана на идеях личностно ориентированного и практико-ориентированного подходов к проработке вопроса поиска путей повышения качества подготовки будущих педагогов на примере организации обучения средствами платформы MS Teams. На основании достижения высоких показателей сформированности профессиональной компетенции, полученных в ходе реализации опытно-экспериментальной работы, установлено, что внедрение модели смешанного обучения «перевернутый класс» в образовательный процесс оказывает положительное влияние на активизацию деятельности будущих педагогов в процессе их целенаправленной профессиональной подготовки. Теоретическая значимость заключается в обобщении рассмотренных в исследовании возможностей применения средств MS Teams при организации обучения с использованием модели смешанного обучения «перевернутый класс». Главным преимуществом данной электронной среды, по мнению авторов, является комплекс средств организации и осуществления взаимодействия преподавателя и будущих педагогов. Практическая значимость определяется предложением решения вопроса по активизации самостоятельной познавательной деятельности будущих педагогов с помощью модели смешанного обучения («перевернутый класс») с учетом возможностей средств платформы Microsoft Teams. Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, могут являться источником эмпирических данных, применяемых при проведении дальнейших исследований.
Ключевые слова:
перевернутый класс, подготовка будущих педагогов, модель смешанного обучения, microsoft teams
Калинина Т. В., Патрикеева Э. Г. Удовлетворенность избранной профессией в контексте профессионального становления студентов педагогического и психологического профилей обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 115–129. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221038.htm
ART 221038
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11038
Просмотров: 1298
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена поиском новых форм, методов и технологий профессионального взаимодействия с современными студентами в условиях образовательного пространства высшей школы. Анализ научной психолого-педагогической литературы и опыт авторов статьи позволяют сделать выводы о том, что социально-экономические условия функционирования общества оказывают существенное влияние на ценностно-мотивационный выбор профессии старшеклассниками, способствуют формированию представлений о выбранной профессии, о возможностях саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности. Целью статьи является сравнительный анализ результатов изучения удовлетворенности избранной профессией у обучающихся различных направлений и профилей подготовки (будущие педагоги и психологи). Представленное исследование дает возможность обратиться к поиску, отбору и последующему использованию методов и технологий, способствующих эффективному освоению избранной профессии современными студентами. Эмпирическими методами исследования являются следующие психодиагностические методики: «Профессиональная мотивация учащегося» (автор Л. А. Верещагина); методика изучения факторов привлекательности профессии В. А. Ядова (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана); авторская анкета (Э. Г. Патрикеева, Т. В. Калинина), подобранные в соответствии с изучаемой проблематикой. Теоретическая значимость статьи состоит в анализе авторских научных концепций феномена удовлетворенности личности профессиональным выбором; в изучении причин и факторов, влияющих на субъективную качественную оценку обучающимися профессионального выбора; в рассмотрении возможностей вуза в формировании у студентов высокого уровня удовлетворенности выбранной профессией. В качестве практической значимости исследования выступил сравнительный анализ результатов изучения особенностей профессиональной мотивации обучающихся; факторов привлекательности профессии; удовлетворенности студентов разных профилей обучения практической подготовкой, выражающейся в аффективно-эмоциональном и ценностном отношении студента к своему профессиональному выбору. Авторы подчеркивают, что проведение исследований удовлетворенности студентами выбранной профессией способствует эффективному взаимодействию структурных подразделений и участников образовательного процесса вуза, содействует оценке качества образовательной деятельности, позволяет принимать управленческие решения, содействует совершенствованию деятельности вуза.
Гущина Ю. А. Разработка модели развития саморегуляции младших подростков в проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 130–143. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221039.htm
ART 221039
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11039
Просмотров: 1012
В современном образовании актуализирована проблема развития саморегуляции у младших подростков. В статье в качестве средства развития саморегуляции рассматривается проектная деятельность. Выделены сущностные характеристики проектной деятельности как интегративной на уровне мотивации, целеполагания, содержания, средств достижения, результата, этапов деятельности, объектов управления деятельностью. Посредством педагогического моделирования построена структурно-функциональная модель развития саморегуляции младших подростков в проектной деятельности. Цель статьи – дать характеристику компонентов модели развития саморегуляции младших подростков в проектной деятельности. В статье обоснованы методологические подходы: системно-деятельностный, личностно ориентированный, синергетический. В рамках выделенных подходов определены принципы деятельности, непрерывности, психологической комфортности, самоактуализации, субъектности, кооперативности. Охарактеризованы структурно-технологический, субъектный, функциональный, содержательно-деятельностный, результативно-оценочный компоненты модели развития саморегуляции младших подростков в проектной деятельности. В структурно-технологическом компоненте выделены компоненты структуры саморегуляции (по О. А. Конопкину), определены и охарактеризованы этапы проектной деятельности младших подростков и этапы деятельности учителя по организации проектной деятельности обучающихся, способствующей развитию саморегуляции. Субъектный компонент модели представлен через призму основных субъектов, участвующих в развитии саморегуляции младших подростков в проектной деятельности. В функциональном компоненте модели определены функции всех субъектов проектной деятельности. В содержательно-деятельностном компоненте представлено содержание курса внеурочной деятельности и охарактеризована деятельность субъектов. Оценочно-результативный компонент содержит инструменты оценивания, позволяющие посредством мониторинга увидеть динамику развития саморегуляции в проектной деятельности: сформированность отдельных компонентов саморегуляции и общий уровень развития саморегуляции. Теоретическая значимость исследования заключается в обоснованности компонентов структурно-функциональной модели развития саморегуляции младших подростков в проектной деятельности. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения в образовательной организации разработанной структурно-функциональной модели.
Психология
Шишов М. С. Феноменологическая связь психосоматики и нарциссической травмы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 144–155. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222004.htm
ART 222004
DOI 10.24412/2304-120X-2022-12004
Просмотров: 1540
В настоящее время увеличивается значение междисциплинарных исследований, находящихся на пересечении психологических наук и феноменологии, которую можно определить как дисциплину исследования структур переживания или сознания. Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать связь между психосоматическими феноменами и нарциссической организацией личности. В результате исследования были рассмотрены: связь телесного и психического, сопутствующие психосоматике феномены, такие как телесность, удовольствие, наслаждение, боль. Полученные выводы сопоставлены с психологическими концепциями эдипова комплекса, кастрационного комплекса, аутоэротизма, процессом ранней семейной триангуляции, теорией объектных отношений. Отмечается связь психосоматики с нарциссической травмой.
Илич М. , Чапала Т. В. Психологические причины возникновения и динамика распространения гастроэнтерологических заболеваний (в период с начала Великой Отечественной войны до пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 156–165. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222005.htm
ART 222005
DOI 10.24412/2304-120X-2022-12005
Просмотров: 1084
В статье авторы рассматривают динамику распространения заболеваний желудочно-кишечного тракта и возможное влияние психологических причин на формирование заболеваний данной нозологической группы. Также авторы анализируют данные официальной медицинской статистики России и зарубежные психологические исследования в период с 1939 по 2020 г. (с начала Великой Отечественной войны до пандемии COVID-19). В работе представлены выводы о том, что распространение заболеваний органов пищеварения носит динамический характер и наблюдаются изменения в их характеристиках. В каждом десятилетии проявляются определенные характерные психологические особенности у пациентов с гастроэнтерологическими заболеваниями, что позволяет заключить: в постпандемический период инфекции COVID-19 можно ожидать рост заболеваний, так как наблюдается отчетливая связь эмоционального состояния человека и соматических проявлений в условиях высокого стресса и постстрессовом периоде, что отражается на работе органов пищеварения. Одна из задач психологов направления «Психология здоровья» – профилактика соматических заболеваний и сохранение психологического здоровья путем просвещения и формирования здоровых привычек жизни, что может оказать значимое влияние на профилактику заболеваний гастроэнтерологического профиля.