№ 04 (апрель)

Педагогика
Желнина Е. В., Гущина О. М. Методология цифрового поиска целевой аудитории и анализа данных для оценки качества дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231020.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Авторы поднимают актуальную проблему оценки качества дистанционного и онлайн-образования как нового формата взаимодействия представителей образовательного процесса. Оценка качества дистанционного обучения в рамках исследования подразумевает определение характеристик организации образовательной деятельности в формате онлайн-предоставления образовательных услуг, которое рассматривается как интегральный показатель объективных данных субъекта образования (полученные образовательные достижения) и субъективных данных, интегрированных с учетом анализа мнений и суждений участников образовательного процесса на основе проведенного цифрового поиска релевантных сообщений. Целью статьи является обоснование методологического подхода к осуществлению цифрового поиска целевой аудитории с дальнейшим извлечением релевантных сообщений для формирования выборки данных. В качестве целевой аудитории в данном исследовании принимаются обучающиеся и преподаватели высших учебных заведений, которые публикуют в Интернете различные посты по проблемам высшего образования, дистанционного или онлайн-образования и образования в условиях пандемии. Анализ полученных данных в результате осуществления цифрового поиска показал, что до перехода на дистанционное обучение тема образования в сообществах не была популярной, однако с вынужденным массовым переходом на онлайн-обучение она стала намного чаще обсуждаться в сообществах как преподавателей, так и студентов. Также в период объявления о переходе на тотальное дистанционное обучение большинством российских вузов происходит повышение публикационной активности в релевантных сообществах. В целом для вузов чаще характерны сообщения организационного характера, наиболее резонансной является тема отсутствия четкой информации о процессе обучения. Оценка качества дистанционного образования позволяет отобразить степень соответствия достигаемых образовательных результатов ожиданиям субъектов образования, социальным запросам и нормативным требованиям. Кроме того, определенная в ходе исследования методология поиска, включающая выбор методов, способов и стратегий информационного поиска релевантного отбора требуемых данных, позволит в дальнейшем последовательно формировать набор показателей для проведения комплексной оценки качества образования.
Матвеев В. В., Анненкова А. А., Грибков Д. Н. Особенности применения трехмерной компьютерной графики в обучении специалистов социально-культурной сферы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 17–34. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231021.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Применение иммерсивных технологий как средства визуализации учебной информации – актуальное направление модернизации современной образовательной системы. Включение элементов 3D-моделирования в подготовку востребованных специалистов социально-культурной сферы соответствует рекомендациям ЮНЕСКО, направлениям ценностно ориентированной модели государственной культурной политики. Авторами исследуется проблема оценки влияния использования трехмерной визуализации в обучении организаторов социально-культурной деятельности на качество их подготовки. Цель исследования – выявить особенности применения трехмерной компьютерной графики в обучении специалистов социокультурной сферы. Методология основывается на анализе потенциала трехмерной графики для поддержки международных и государственных образовательных программ, на конкретизации методов работы с 3D-редактором для направлений подготовки по профилю «Методика и организация социально-культурной деятельности. Преподавание специальных дисциплин». На разных этапах работы использованы средства трехмерной графики, 3D-редакторы: 3DS Max, Maya, LightWave 3D, SoftImage XSI, Rhinoceros 3D, Zbrush, Blender, Wings 3D, Adobe Photoshop, Paint 3D. В качестве результатов описаны идеи методического подхода, отражающего необходимые требования к применению трехмерной компьютерной графики в обучении высококвалифицированных специалистов социально-культурной сферы именно с учетом направлений подготовки по профилю «Методика и организация социально-культурной деятельности. Преподавание специальных дисциплин». В заключении делаются выводы о положительных (инструменты для активизации познания, обратной связи; визуализация теоретических сведений; разнообразие способов представления информации в организации досуга; реконструкция и 3D-лепка ценностей и т. д.) и негативных (быстрое переутомление, дискомфорт в глазах, головокружение) аспектах влияния применения трехмерной графики в обучении организаторов социально-культурной деятельности на качество их подготовки. Также сформулированы трудности предлагаемых нововведений: высокая стоимость 3D-оборудования; зависимость от платного программного обеспечения; технические сбои в учреждениях культуры; коммерциализация. Полученные результаты могут быть использованы для организации социально-культурной деятельности студентов; развития прикладной культурологии.
Опарина Я. О. Формирование положительной образовательной мотивации у академически неуспешных школьников средствами учебных заданий, направленных на развитие гибких навыков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 35–48. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231022.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Требования современного образования ставят как перед учителями, так и перед школьниками серьезные задачи по качеству образования, развитию каждого ребенка, выработке индивидуального подхода для достижения успеха. Однако далеко не все обучающиеся выдерживают столь высокие требования по усвоению всех предметов школьной программы, по мере взросления успеваемость падает. Особенно остро проблема касается основной школы, когда школьникам необходимо сделать осознанный выбор собственного образовательного маршрута, выбрать профессию. Часто возникает ситуация, когда обучающийся уклоняется от самостоятельного выбора, предпочитает списывать задания, по сути, демонстрируя образовательную девиацию. В связи с этим вопрос формирования положительной образовательной мотивации остается одной из актуальных проблем современной педагогики. В статье представлены промежуточные результаты экспериментальной работы в рамках диссертационного исследования особенностей применения в учебном процессе заданий, направленных на развитие soft skills (гибких навыков). Актуализируется проблема академической неуспеваемости как одного из признаков академической неуспешности. Проводится обзор существующих исследований отечественных и зарубежных ученых по данному вопросу. Ставится цель охарактеризовать способы формирования положительной образовательной мотивации у академически неуспешных школьников с помощью учебных заданий, направленных на развитие гибких навыков. Для эксперимента в 8–9-х классах разработаны задания, направленные на развитие гибких навыков, по таким учебным предметам, как алгебра, геометрия, русский язык, физика, история и обществознание (10 заданий по каждой группе предметов). В эксперименте участвует коллектив учителей по данным предметам (четыре человека) в 2022/2023 учебном году. Используются методы наблюдения, интервью с учителями, работающими в экспериментальных классах. В рамках дополнительной индивидуальной работы с обучающимися, получившими по итогам учебной четверти отметку «неудовлетворительно», разработаны и использованы листы индивидуальной работы с планом ликвидации пробелов в знаниях (с заданиями, направленными на развитие гибких навыков). Экспериментальная группа неуспевающих обучающихся: два человека 8 го класса, восемь человек 9-го класса. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод об особенностях влияния заданий, направленных на развитие гибких навыков: выраженный интерес к предмету, незначительное влияние на успеваемость. Полученные данные могут быть использованы в работе учителей основного и старшего звена, а также для дальнейших педагогических исследований.
Сорокин И. А. Структурно-содержательная модель формирования экономической компетентности студентов по направлению подготовки «Физическая культура» с использованием цифровых технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 49–62. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231023.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Подготовка студентов направления «Физическая культура» осуществляется в соответствии с одним из профессиональных стандартов «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта». В данном профессиональном стандарте отмечены трудовые функции (управление материальными ресурсами физкультурно-спортивной организации, руководство приносящей доход деятельностью и др.), знания (основы экономики, трудового законодательства, бюджетирования и финансирования и др.) и умения (анализ финансово-хозяйственной деятельности физкультурно-спортивной организации, оценка ее эффективности и др.) экономической направленности. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что для современного руководителя физкультурно-спортивной организации основополагающим качеством является сформированность экономической компетентности. Качественная подготовка студентов будет возможна при разработке структурно-содержательной модели формирования экономической компетентности студентов по направлению подготовки «Физическая культура» с использованием цифровых технологий. Необходимость совершенствования существующей системы обучения студентов, направленной на формирование их экономической компетентности, а также использование цифровых технологий в образовательном процессе, подтверждается представленным в данном исследовании теоретическим анализом работ отечественных и зарубежных ученых. Целью исследования является проектирование и обоснование структурно-содержательной модели формирования экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» с использованием цифровых технологий. Результаты анализа исследований показали, что в последнее время уровень экономической подготовки молодого поколения снижается. Для обеспечения полноценного социально-экономического развития страны необходимо усиление образовательного процесса, направленного на формирование экономической компетентности. Возможным решением данной проблемы исследователи называют использование в обучении студентов цифровых технологий, что соответствует требованиям цифровой трансформации высшего образования. В работе были использованы основные теоретические методы: анализ, сопоставление, обобщение результатов отечественных и зарубежных исследований. Основными результатами данного исследования являются: проектирование модели формирования экономической компетентности студентов, ее обоснование; разработка педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели. Областью применения результатов данного исследования является профессиональное образование и обучение студентов профилей «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта», «Спортивный менеджмент», «Экономика предприятий и организаций в сфере физической культуры и спорта». Теоретической значимостью исследования является формирование предпосылок к совершенствованию процесса обучения студентов различных направлений и профилей подготовки, направленного на повышение уровня их экономической подготовленности. Практической значимостью данной работы является реализация разработанной модели формирования экономической компетентности студентов в процессе обучения студентов направления подготовки «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта» ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Баянов Д. И. Технология развития готовности наставников к социально-педагогическим рискам в процессе внутрикорпоративного обучения стажеров авиастроительной отрасли и дизайн её проектирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 63–76. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231024.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Социально-педагогическая деятельность инженера-конструктора занимает далеко не первостепенное место в списке основных должностных обязанностей и квалификационных требований, предъявляемых к нему, что и является решающим фактором, создающим для него в процессе осуществления наставнической деятельности значительные проблемы, сопряженные с социально-педагогическими рисками. Поэтому проблема развития готовности наставников к социально-педагогическим рискам, возникающим в процессе внутрикорпоративного обучения стажеров, требует разработки технологического сопровождения данного процесса. В связи с этим цель данной статьи заключается в раскрытии дизайна проектирования технологии развития готовности наставников к социально-педагогическим рискам в процессе внутрикорпоративного обучения стажеров авиастроительной отрасли. Методология проектирования данной технологии основана на идеях процессуально-технологического подхода, предполагающего целостность и поэтапность достижения ее цели, достигаемой сформированностью социально-личностной, организационно-методической и информационно-коммуникативной готовности наставников к социально-педагогическим рискам в процессе внутрикорпоративного обучения стажеров. Предлагаемая в статье технология развития готовности наставников к социально-педагогическим рискам в процессе внутрикорпоративного обучения стажеров включает в себя познавательно-ориентировочный, потребностно-поисковый, активно-деятельностный и оценочно-рефлексивный этапы, а также поэтапное содержание социально-личностной, организационно-методической и информационно-коммуникативной готовности наставников к данным видам рисков.
Ермакова Е. В., Новикова Н. Н. Содержательная трансформация образовательных программ магистратуры в аспекте подготовки учителей технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 77–95. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231025.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время в России реализуется двухуровневая система высшего образования, позволяющая подготовить учителя технологии к профессиональной деятельности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения современного состояния института магистратуры в вузах России и определения возможностей развития профессиональных компетенций учителей технологии. Цель исследования заключается в выявлении содержательных трансформаций образовательных программ магистратуры в период с 2016 года по настоящее время в аспекте подготовки учителей технологии. В статье кратко представлена история формирования института развития магистратуры в России, описаны этапы развития магистерского образования и проведен анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность современного высшего образования на уровне магистратуры. В результате анализа отечественных и зарубежных исследований раскрыты условия подготовки магистрантов в различные исторические периоды развития российского образования и определена роль современной магистратуры в системе подготовки учителей технологии. В процессе исследования определен перечень вузов, реализующих преемственную двухступенчатую подготовку учителей технологии, и проведен сравнительный анализ тематики образовательных программ магистратуры, реализуемых вузами с 2016 по 2023 год. С учетом проведенного сравнительного анализа выделены основные направленности образовательных программ магистратуры, актуальных для подготовки учителей технологии: «Цифровизация», «Инновации», «Управление образованием», «Технологическое образование», «Педагогика». В статье представлено описание выделенных направленностей программ магистратуры в каждом из исследуемых временных периодов, а также проанализирована динамика зафиксированных изменений. Особое внимание уделено описанию преимуществ направленностей подготовки, актуальных для профессионального развития учителей технологии в 2023 году. Теоретическая значимость исследования заключается в определении содержательной трансформации образовательных программ магистратуры в аспекте подготовки учителей технологии и интерпретации актуальности данных программ с точки зрения соответствия социальному и экономическому заказу. Практическая значимость исследования состоит в демонстрации релевантных направлений подготовки для учителей технологии, находящихся в поиске оптимального образовательного пути, отвечающего профессиональным запросам и интересам.
Корнилова К. А., Корнилова Е. В. Роль информатизации в системе среднего и высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 96–110. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231026.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Информатизация – ключевой элемент трансформации образовательного процесса. Без данного процесса и переосмысления категории «информация» в образовании невозможна и цифровизация. Информатизация образования относится к интеграционным технологиям и цифровым инструментам образовательной системы, она необходима для улучшения процессов преподавания и обучения на всех образовательных уровнях. Процесс информатизации происходит как через классические, так и через инновационные инструменты. Средства информатизации относятся к широкому спектру технологий и программных приложений, которые позволяют обрабатывать, хранить, извлекать и распространять информацию. Примеры включают компьютерное оборудование и программное обеспечение, базы данных, сетевые инструменты, облачные вычисления и мобильные устройства. Цель исследования – выявить особенности информатизации и её необходимости для развития социального института образования при сегодняшних изменениях. Анализ таких дефиниций, как «информация», «информационное общество» и «информатизация», требует детального изучения сущности категорий и классификационного разбора, последний возможен только при условии анализа научной и публицистической литературы. В рамках исследования проанализировано мнение об информатизации среди обучающихся и специалистов в сфере образования, отмечены наиболее часто встречающиеся инструменты и продукты информатизации во время образовательного процесса. Социологическое исследование по вопросам информатизации образования способствовало сбору данных и мнений различных лиц и групп, связанных с использованием технологий в образовании, для выявления представлений о необходимости повышения уровня информатизации. В связи с этим актуален вопрос постоянного повышения квалификации и переквалификации преподавательских коллективов, так как вопросы информатизации являются динамичными и требуют совершенствования навыков. Научная новизна исследования реализуется авторами через выявление компонентов информационного капитала и включение информатизации как процесса становления информационной инфраструктуры. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в установлении ключевых задач по модернизации инфраструктуры института образования, чтобы процесс информатизации происходил более эффективно. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты практико-ориентированного исследования могут быть использованы в рамках подготовки дорожных карт при осуществлении информатизации конкретных образовательных учреждений.
Борзова Е. В., Шеманаева М. А. Модели организации педагогического инструментария в иноязычном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 111–124. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231027.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Образовательный и воспитательный потенциал иностранного языка как предмета обоснованно высок, что подтверждается целевыми установками образовательных стандартов. Овладение иностранным языком напрямую связано с формированием как предметных, так и метапредметных (ключевых) компетенций. При этом достижение интегрированных целей иноязычного образования невозможно без использования разнообразных средств и способов образовательной деятельности. Учителя иностранного языка имеют в своем распоряжении огромный банк педагогических инструментов. Современные учебно-методические комплексы, которые используются учителями, содержат авторский вариант выбора и комбинирования педагогических инструментов. Используя теоретические методы (анализ термина «педагогический инструментарий»), авторы статьи предлагают дидактический анализ различных моделей комбинирования педагогических инструментов с целью их систематизации. В статье представлены результаты проведенного исследования, которое включало в себя два этапа. На первом этапе был проведен опрос учителей иностранного языка по применению и выбору педагогических инструментов. В исследовании участвовали 182 учителя школ Республики Карелия, которые были разделены на две группы по уровню их вовлеченности в профессиональную деятельность и опыту работы. Опрос показал, что 89% учителей не удовлетворены педагогическим инструментарием, представленным в использованных ими учебно-методических комплексах. На втором этапе был выборочно проанализирован один из учебно-методических комплексов по английскому языку, массово используемый в школах. Результаты исследования выявили, что учителя с большим опытом работы и более развитой субъектной позицией чаще дополняют в используемые учебно-методические комплексы с целью максимально использовать инструментарий, которым они владеют, так как педагогический инструментарий, представленный в учебно-методическом комплексе, довольно скуден и однообразен. Данный вывод был подтвержден анализом книг для учителя с 6-го по 11-й класс. Таким образом, авторы приходят к выводу, что осведомленность учителей о потенциале разнообразных педагогических инструментов и компетентное владение ими в профессиональной деятельности являются показателем высокого уровня профессионализма и гарантией достижения качественных результатов иноязычного образования.
Крылова А. К., Мигдаль И. Ю. Преодоление грамматических трудностей у русскоязычных школьников в обучении английскому языку в средней школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 125–136. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231028.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС ООО) отмечается, что результатом обучения иностранному языку в школе должен стать определенный уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, благодаря которой обучающийся сможет осуществлять процесс повседневного и/или профессионального общения с носителями изучаемого языка. Одним из важнейших структурных элементов коммуникативной компетенции школьника является владение грамматикой. Именно грамматика способствует построению грамотной иноязычной речи в соответствии с литературными языковыми и речевыми нормами. Грамматические несоответствия между языками нередко становятся причиной возникновения у обучающихся грамматической интерференции, то есть появления у школьников типологических грамматических ошибок, которые становятся устойчивыми и трудно исправимыми. Распространенность подобного типа языковых трудностей в обучении иностранному языку указывает на актуальность исследования, ставящего своей задачей разработку комплексов упражнений по преодолению грамматических трудностей и предотвращению потенциальных ошибок в речи обучающихся. Целью данной работы является изучение способов преодоления типичных случаев грамматической интерференции на уроках иностранного языка. В текущей статье будут проанализированы наиболее типичные грамматические трудности школьников при изучении английского языка, а также обозначены способы их предупреждения и преодоления. Полученные в результате исследования данные позволяют оценить, какие упражнения могут быть наиболее эффективными для нивелирования грамматической интерференции у обучающихся средней школы, а какие могут повлиять на устранение той или иной типичной грамматической ошибки. Разработанные педагогические упражнения для снижения грамматических трудностей у учащихся средней школы на уроках английского языка могут быть интегрированы педагогами-практиками в учебный процесс.
Чжо Л. , Барышникова Е. Н. Развитие коммуникативной компетенции китайских студентов-филологов в процессе обучения русскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 137–155. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231029.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В связи с развитием дружественных отношений между Китаем и Россией возрастает потребность в специалистах в области иностранных языков с хорошей коммуникативной компетенцией. Однако мы по-прежнему сталкиваемся со многими проблемами в развитии коммуникативной компетенции китайских студентов-филологов при обучении русскому языку. Этот факт обусловливает актуальность исследований, посвященных развитию коммуникативной компетенции китайских студентов-филологов. Целью данного исследования является разработка алгоритма формирования коммуникативной компетенции у китайских студентов-филологов на материале эквивалентов слова. Вопросы исследования в основном включают следующие аспекты: 1) Что такое коммуникативная компетенция? 2) Каковы основные компоненты коммуникативной компетенции? 3) Каковы уровни и аспекты развития коммуникативной компетенции? 4) Какие этапы необходимо пройти в развитии коммуникативной компетенции? 5) С какими проблемами сталкиваются китайские студенты-филологи в процессе развития коммуникативной компетенции на русском языке? 6) Какое место в развитии коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку китайских студентов-филологов занимают русские словосочетания эквивалентные слову? В связи с целью и вопросами исследования определяются методы: метод анализа научной и научно-методической литературы, метод анализа данных, метод анализа и синтеза при изложении результатов исследования. Данная работа дополнит теоретические исследования коммуникативной компетенции и будет способствовать улучшению учебных программ по русскому языку в китайских вузах, а также обогатит теорию преподавания иностранных языков китайским студентам-филологам. Описание тесной связи развития коммуникативной компетенции с различными этапами формирования и совершенствования речевой продукции китайских студентов-филологов позволит выработать методические приемы для более эффективного освоения эквивалентов слова при обучении русскому языку инофонов.
Психология
Шишов М. С., Кулагина И. В. Картина нарциссической травматизации и пограничных феноменов при разной степени выраженности психосоматических жалоб // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 156–165. – URL: http://e-koncept.ru/2023/232005.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В рамках психоаналитической теории причины психосоматических феноменов связываются с особенностями вторичного нарциссизма, которые развиваются в сложном дискурсе отношений с первичным. Этот дискурс созвучен другому феномену, который можно обозначить как «нарциссическая травма». Цель данной работы заключается в проверке выдвинутой гипотезы о том, что экспериментальные группы с разной выраженностью психосоматических жалоб при их сравнении эмпирическим путем дают картину, соответствующую проявлениям нарциссической травматизации. Важную часть такого исследования составляет подбор корректного комплекса методов исследования нарциссической травматизации и сопутствующих ей пограничных феноменов, а также регистрации психосоматических жалоб. Новизна работы заключается в том, что выявленные совокупности психометрических конструктов, в рамках которых вписываются проявления нарциссической травматизации, нарциссического гнева (ярости), дают перспективу операционализации этих понятий. Результаты исследования отражены в виде соотнесения и интерпретации данных, полученных эмпирическим путем, с теоретическими моделями.