Full text

В настоящее время внимание многих психологов, лингвистов, социологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психосоматического, социального здоровья человека. От того, в каких условиях оно будет формироваться, каким будет само взаимодействие ребенка с окружающими его взрослыми, обеспечивающими безопасность, во многом зависит будущее ребенка. Ребенок – глубоко социальное существо, стремящееся с первых дней своей жизни к контакту с взрослым. Своеобразным проводником на пути к познанию окружающего мира для ребенка выступает мама, которую в создании эмоционально благоприятной среды не сможет заменить никто, особенно это важно в первые три года.

Поскольку каждой матери свойственны свои психологические черты, важно знать особенности их влияния на характер речевого поведения матери, а значит, и возможности обеспечения благоприятного развития ребенка.

Целью нашей статьи является изучение характера речевого поведения матерей с разным уровнем готовности к адекватному восприятию сигналов младенцев.

В рамках теории привязанности, где категории «взаимодействие» и «отношение» практически слиты, адекватность отношения матери к сигналам ребенка связана с обеспечением безопасности его развития. В основе адекватного отношения матери к обеспечению безопасности ребенка лежит ее чувствительность к сигналам младенца. Наличие двух составляющих чувствительности у матери, таких как видение и отклик на сигналы ребенка, обеспечивает малышу переживание разделенности его эмоций и проявленного интереса. Если мать видит только сигналы ребенка, но при этом не реагирует достаточно адекватно, такой отклик не переживается ребенком как чувствительный.

Внешним выражением чувствительного поведения матери по отношению к своему ребенку является ее адекватное речевое поведение, представляющее собой систему поведенческих реакций матери во всей совокупности ее ответных речевых средств по отражению сигналов, поступающих от младенцев. Адекватный характер отражения сигналов ребенка является результатом их точной эмоциональной и когнитивной оценки. При этом точность отражения сигналов тем выше, чем осознаннее будет отношение матери к адекватному восприятию сигналов ребенка [1].

Психологическим ресурсом формирования чувствительности матери к сигналам ребенка является ее внутренняя готовность к их адекватному восприятию. Это состояние позволяет матери мобилизовать свой внутренний ресурс на точное отражение всех свойств окружающей действительности, нарушающих режим безопасного функционирования ребенка. К субъективным факторам неготовности матери к адекватному восприятию сигналов относится ее эмоциональная незрелость в связи с малой способностью матери к осознанию своих эмоциональных проявлений (В. С. Меренкова [2]), эмоциональная неустойчивость (А. И. Захаров [3]) , эмоциональная амбивалентность (по Н. Н. Авдеевой [4]) в связи противоречивым характером отношения матери к воспитанию ребенка и др. Результатом неотзывчивости матерей к сигналам младенцев, их несогласованности или, наоборот, сильной стимуляции общения без особого желания со стороны ребенка будет формирование у детей ненадежной привязанности избегающего типа. Такие дети, не обретя чувство защищенности в раннем возрасте, в будущем, как отмечают Л. Первин, О. Джон [5], испытывают чувство страха близких контактов, не контролируют свое эмоциональное состояние вплоть до эмоциональных взлетов и падений.

Такая динамика развития заставляет задуматься об изучении влияния психологических основ саморегуляции своего эмоционального состояния на формирование состояния психологической готовности матерей к адекватному восприятию сигналов ребенка.

Так, с целью определения характера речевого поведения матерей с разным уровнем готовности к адекватному восприятию сигналов младенцев было проведено исследование. В качестве испытуемых выступили семь диад «мать – ребенок». Все матери социально благополучные. Возрастной диапазон детей: от 7 месяцев до года, один ребенок – 1,4 месяца.

Нами была выдвинута гипотеза исследования: у матерей, воспитывающих детей младенческого возраста, в зависимости от направленности речевого поведения, преобладающего средства общения можно выделить различные типы речевого поведения; эти типы различны по уровню готовности матери к адекватному восприятию сигналов ребенка.

В качестве направленности речевого поведения матери рассматриваются три стороны обеспечения безопасного развития ребенка: безопасность физического развития (безопасность созревания структур и систем организма), безопасность психического развития (безопасность процесса изменения и становления психологических свойств и качеств человека), безопасность социального развития (безопасное овладение социальными нормами и правилами поведения, общения, взаимодействия в процессе социализации).

Методами нашего исследования стали: анкета на определение направленности речевого поведения, преобладающих средств общения, экспертная оценка, опросник Е. И. Захаровой [6] на определение эмоциональных отношений в семье, опросник Д. В. Люсина [7] на определение уровня эмоционального интеллекта.

Результаты распределения группы матерей по направленности речевого поведения и преобладающему средству общения представлены в табл. 1.

Как показывают полученные результаты первого этапа исследования, большинство мам в выборке (57,1%), воспринимая ребенка уже как субъекта общения, используют контакт «глаза в глаза», поглаживание, протягивание ребенку рук и т. д. для создания эмоционально благоприятного фона, что согласуется с ведущей функцией материнской речи в этом возрасте. Объектная ориентация, согласно которой акцент делается преимущественно на поддержание режимных моментов жизнедеятельности, характерен для 14,3% родителей.

Таблица 1

Распределение группы матерей по направленности речевого поведения

и преобладающему средству общения

 

Направленность

речевого поведения

Количество человек (%)

Преобладающее

средство общения

Количество человек (%)

Поддержание жизнедеятельности (Ж)

1 (14,3%)

Речевые средства (Рс)

Создание благоприятного эмоционального фона для общения (Э)

4 (57,1%)

Речевые движения (Рд)

3 (42,9%)

Освоение социальных норм и правил поведения, общения, взаимодействия (С)

2 (28,6%)

Характеристики материнской речи (Мр)

4 (57,1%)

 

После группировки сокращенных обозначений характеристик речевого поведения матерей, указанных в табл. 1, мы выделили их возможные типы: ЖМр, ЖРд, ЖРс, ЭМр, ЭРд, ЭРс, СМр, СРд, СРс. Дадим их краткую характеристику.

ЖМр. Пример. Мать и ребенок А. Ребенок лежит в кроватке и плачет. Мама, успокаивая ребенка, начинает проговаривать свои действия: «Ты, наверное, голоден? Я тебя покормлю».

ЖРд. Пример. Мать и ребенок А. Ребенок лежит в кроватке и плачет. Мама начинает кормить малыша, проверять мокрые пеленки, комментируя свои действия малышу.

ЖРс. Пример. Мать и ребенок А. Ребенок лежит в кроватке и плачет. Мама, проверяя сухой ребенок или голодный, задает ему вопросы: «Почему ты плачешь? Что случилось?»

ЭМр. Пример. Мать и ребенок К. играют с машинкой. Мать, используя слова-одобрения, улыбаясь, комментирует его действия, привлекая его к диалогу: «Машинка би-би, молодец, ты нашел ее, давай потрогаем».

ЭРд. Пример. Мать и ребенок К. играют с машинкой. Мать, используя речевые действия, поддерживает ребенка: «Молодец (гладит по голове)! Давай вместе (рассматривает машинку рядом, помогает малышу играть с машинкой)».

ЭРс. Пример. Мать и ребенок К. играют с машинкой. Мать привлекает внимание к игрушке, демонстрирует свой интерес к ней, задавая вопросы, сама отвечая на них: «Где машинка? Что будем с ней делать?»

СМр. Пример. Ребенок С. и ребенок К. играют вместе в игрушки. Ребенок К. начинает тянуть все игрушки к себе. Мама: «К., к нам пришли гости, нужно делиться игрушками».

СРд. Пример. Ребенок С. и ребенок К. играют вместе в игрушки. Ребенок К. начинает тянуть все игрушки к себе. Мама ребенка К. дает ребенку С. другую игрушку, забирает игрушку у К. и передает ее С.

СРс. Пример. Ребенок С. и ребенок К. играют вместе в игрушки. Ребенок К. начинает тянуть все игрушки к себе. Мать спрашивает и сама отвечает: «Разве можно играть всеми игрушками? Зачем тебе все игрушки? А где другая игрушка?»

На втором этапе в соответствии с гипотезой исследования мы изучили психологические особенности матерей с разным типом речевого поведения.

Так, характеристика типов речевого поведения матерей, воспитывающих детей младенчесвкого возраста, различающихся по характеру адекватности речевого поведения и готовности матерей к адекватному речевому поведению, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Характеристика типов речевого поведения матерей

 

Тип

Готовность матери к адекватному восприятию сигналов ЭмИн (Д. В. Люсин)

Адекватность речевого поведения матери

(ОДРЭВ)

Понимание своих эмоций

Управление своими эмоциями

Способность

воспринимать состояние ребенка

Способность к сопереживанию

Отношение к себе как к родителю

ЭМр

(2 чел.)

Высокое

Высокое

Выше среднего

 

Выше среднего

СРд

(2 чел.)

Среднее

 

Ниже среднего

Ниже среднего

Ниже среднего

 

Представим характеристику выраженных в выборке типов речевого поведения матерей.

ЭМр – чувствительный тип речевого поведения. Мать демонстрирует высокий уровень понимания своих эмоций (распознает и идентифицирует их, дает характе­ристику своему эмоциональному состоянию в ситуации), отмечается способность к их вербальному описанию. Понимание своего эмоционального состояния, эмоцио­нальный самоконтроль помогают маме точно воспринять сигналы ребенка, адек­ватно оценить его эмоциональное состояние. В общении с ребенком преобладают: смех, радостные интонации в голосе, заинтересованное наблюдение за его прояв­лениями, вербальные характеристики – повторение ключевых слов, повышение частоты основного тона, удлинение ударных гласных, беби-ток; «обращенный диалог матери» (по Н. И. Лепской): мама помогает ребенку ответить на вопрос, досказывает правильный ответ, эмоционально интонируя.

Согласно исследованиям В. Меренковой, чем выше эмоциональный интеллект матери, тем большую чувствительность она проявляет к эмоциональным сигналам малыша, тем легче мать справляется с процессом воспитания (более разнообразно ее поведение и более ответственные решения она принимает при уходе за ребенком).

СРд – мать ориентирована на поддержание инициативности общения ребенка, однако не всегда использует адекватные ситуации средства общения: может не заметить другой потребности ребенка. В силу низкой способности адекватно оценить потребность ребенка по его эмоциональному состоянию не всегда речевые действия адекватны ситуации, отмечается навязывание своих желаний ребенку.

С целью повышения готовности матери к адекватному восприятию сигналов ребенка можно сформулировать ряд рекомендаций по их распознаванию, пониманию значения и последующему адекватному и быстрому реагированию.

  1. На первом году развития ребенка важным информатором о его состоянии является крик малыша. Мамам нужно знать, что начиная уже с третьего месяца по характеру крика можно определить состояние ребенка (голодный, мокрый, болит животик). Так, крик боли, внезапно возникшей, – крик резкий, яростный, может сопровождаться беспокойством и беспорядочными движениями ног («сучит ногами»), отказом от еды; крик «голода» – крик, который начинается постепенно и нарастает. В возрасте 12–13 недель плач-крик трансформируется в плач-просьбу. Ребенок может продолжительно кричать из-за ограничения свободы или прекращения общения с ним. С 10–12 недель появляется хныканье (прерывистое, меньше по реактивности, чем состояние плача). В конце первого месяца реактивный крик сменяется активным – подзывающий, просящий, капризный, упрекающий, требующий, заставляющий (К. С. Лебединская, О. С. Никольская).
  2. Дети склонны подражать мимическим движениям и интонациям взрослого, поэтому мамы должны наблюдать за своим поведением, осознавая, какие эмоции передают ребенку. Ребенок, не понимая смысла обращенной к нему речи, очень сильно реагирует на интонацию взрослого. Так, ребенок улыбается, произносит удовлетворенно звук, если взрослый ласков, и, наоборот, сердится, кричит, если в голосе взрослого есть раздражение.
  3. В общении с ребенком мамы должны учитывать особенности развития их познавательной сферы в разные возрастные периоды (особенности зрительного восприятия, слухового развития, развития двигательных умений и навыков). Надо помнить, что именно мама обеспечивает развитие познавательной сферы ребенка в общении, игровой деятельности, что, в свою очередь, является обязательным условием развития речи ребенка.
  4. В общении с ребенком мама должна находиться с ним в состоянии диалога. Для формирования у ребенка коммуникативной функции необходимо чередовать реплики общения, в том числе интуитивные реплики со стороны ребенка. Комплексом оживления, контактом глаза в глаза, призывными репликами ребенок сигнализирует о своем желании общаться. Не стоит общаться одновременно с ребенком при сильном шумовом эффекте, вне связи с голосовой реакцией малыша.
  5. Необходимо следить за направлением взгляда малыша, комментируя всё, что он делает, что попадает в поле зрения малыша, сопровождать словом, жестом.
  6. Наблюдайте за малышом: не пропустите его желание с вами общаться, слушать вас (ребенок замирает, складывается впечатление, что малыш пытается скопировать ваше выражение лица, положение губ, интонацию).
  7. Результатом вашего комментирования будет умение ребенка использовать с 6 месяцев мимико-жестовые средства в комплексе: движения головы сочетаются с взглядом, сопровождаются голосовой активностью (ожидающее обращение, по О. Л. Лехановой). Данное состояние является оптимальным для последующего выстраивания диалога с ребенком.

Таким образом, результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы:

  1. Адекватное речевое поведение матери характеризуется чувствительностью матери к сигналам, предъявляемым ребенком, которые обеспечивают безопасность развития его личности.
  2. У матерей, воспитывающих детей младенческого возраста, в зависимости от направленности речевого поведения, преобладающего средства общения можно выделить различные типы речевого поведения.
  3. Типы речевого поведения различны по уровню готовности матери к адекватному восприятию сигналов ребенка.
  4. Для повышения готовности матери к адекватному восприятию сигналов ребенка можно сформулировать ряд рекомендаций по их распознаванию, пониманию значения и последующему адекватному и быстрому реагированию.