Full text

Методологической базой изучения влияния автомобилизации на современный образ жизни могут служить концепции освоения пространства, которые разрабатываются в современной социологии. Социальные пространства проанализированы в концепции французского социолога П. Бурдье [1]. В ней говорится о возможностях доступа или присвоения пространства через распределение социальных благ или услуг, а также агентов их реализации.

В теории структурации, разработанной Э. Гидденсом, транспорт является социальным механизмом «обеспечения среды протекания взаимодействия» [2]. Гидденс отмечал, что социальные отношения в пространстве определяются «местом действия». Транспорт выступает регулятором, гарантом социальных взаимодействий. Таким образом, средства транспортной коммуникации – мощный фактор социальных изменений. Процесс автомобилизации в современном обществе оказывает существенное влияние на параметры образа жизни людей. Это выражается, в частности, в том, что большое значение приобретают характеристики освоения как физического, так и социального пространства.

В декабре 2010 и 2015 гг. кафедра социологии Тольяттинского госуниверситета провела анкетирование горожан Тольятти с целью изучения мнений относительно роли легковых автомобилей отечественного производства в их жизни. В 2010 г. было опрошено 793 человека, в 2015 г. – 597 человек. Данные обрабатывались при помощи программы SPSS-20. Мужчины и женщины представлены примерно в равном отношении – 53% и 47%, соответственно. По возрастным характеристикам респонденты также разделены на две группы: в возрасте от 18 до 40 лет – 51% (от 18 до 30 лет – 26% и от 31 до 40 лет – 25%) и в возрасте старше 41 года – 49%.

Подобная модель выборки позволяет проверять гипотезы относительно различий мнений респондентов в зависимости от гендерных признаков, а также в зависимости от возрастных критериев респондентов. Категория респондентов в возрасте до 40 лет в меньшей степени, чем категория людей старшего возраста, испытывает влияние традиций советского общества и в большей степени ориентирована на западные ценности и стереотипы поведения, в том числе по отношению к автомобилям. Люди старшего поколения, вероятно, чаще настроены по отношению к отечественному автопрому более патриотично и оптимистично, чем молодежь. Для изучения роли автомобилей в современной жизни горожан респондентам было предложено одиннадцать суждений, из которых предлагалось отметить высказывания, с которыми они согласны. Суждения по смыслу подразделяются на три группы. Первая группа отображает утилитарные функции автомобилей, вторая – статусные характеристики. Третья группа суждений отображает значение автомобиля для проведения свободного времени.

Хорошо известно высказывание о том, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Однако с учетом того, что уровень доходов подавляющего числа горожан невысок, автомобиль выполняет статусные функции, характеризующие знаки социального престижа [3]. В табл. 1 приведены суждения, характеризующие статусные функции автомобилей, по мнению участников анкетирования.

Таблица 1

Суждения о статусных функциях автомобилей

(данные приведены в % по столбцам)

 

Характеристики социальных статусов

Данные 2010 г.

Данные 2015 г.

Умение водить автомобиль – необходимое качество современного человека

25

45

Личный престиж и статус человека во многом определяются маркой и классом его автомобиля

19

18

Автомобиль выражает индивидуальность владельца, подчеркивает достоинства

14

19

Вождение автомобиля – это дело для настоящего мужчины

13

17

Средние показатели

17,8

24,3

 

45% опрошенных считают, что умение водить автомобиль – необходимое качество современного человека. Представители возрастной группы до 40 лет на 23% чаще, чем участники опроса старше 41 года, соглашаются с данным суждением. Женщины на 14% чаще, чем мужчины, соглашаются с данным суждением.

Личный престиж и статус человека во многом определяются маркой и классом его автомобиля. Это суждение разделяет пятая часть опрошенных. Респонденты в возрасте до 40 лет отмечают этот вариант ответа на 7% чаще, чем опрошенные старше 41 года. Женщины также соглашаются с суждением о том, что автомобиль является признаком социального статуса человека, чаще, чем мужчины.

Суждение «Автомобиль выражает индивидуальность владельца, подчеркивает достоинства» отмечено в 19% анкет. Представители младшей возрастной группы выделяют его чаще, чем представители старшей. Молодежь чаще старается подчеркнуть свою индивидуальность, придавая автомобилям оригинальный внешний вид [4].

Мнение о том, что вождение автомобиля – это дело для настоящего мужчины, разделяют 17% опрошенных. Мужчины соглашаются с данным суждением на 10% чаще, чем женщины.

Сравнение результатов опроса 2010 и 2015 гг. показывает, что в два раза возросло количество сторонников суждения об умении водить автомобиль. Остальные суждения остались примерно на прежнем уровне. Анализ результатов анкетирования показывает, что под влиянием автомобилизации возрастает потребность населения в получении навыков вождения автомобиля.

На вопрос о наличии водительских прав 63% респондентов ответили утвердительно, соответственно, 37% участников опроса не имеют прав на вождение автомобиля. Различия между мужчинами и женщинами более существенны. 87% мужчин имеют водительские права, среди женщин этот показатель в полтора раза ниже (49%).

На основе ответов на вопрос о продолжительности водительского стажа были рассчитаны средние показатели. По массиву средний показатель стажа – 6 лет. В возрастной группе до 40 лет – 4 года, в группе старше 41 года – 13 лет. Средний водительский стаж женщин – 2 года, а мужчин – в четыре раза больше.

Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Как Вы считаете, насколько широко должно быть распространено среди населения умение водить автомобиль?» Больше половины опрошенных (58%) считают, что приобретение этого умения должно зависеть от желания и материальных возможностей человека. Треть участников опроса утверждает, что навыками вождения автомобиля должны обладать все взрослые граждане, за исключением тех, кому не позволяет здоровье. Это мнение чаще распространено среди представителей старшего поколения. Примерно десятая часть опрошенных считает, что навыками вождения автомобиля должны обладать мужчины, а женщинам это необязательно. Такова же доля участников опроса, которые разделяют мнение о том, что вождение автомобиля не должно быть массовым: чем меньше водителей – тем лучше.

Распределение ответов о статусных функциях автомобилей свидетельствует о том, что навыки вождения автомобиля на уровне общественного сознания все чаще рассматриваются как важное умение современного человека. При этом прослеживается влияние гендерных стереотипов. Женщины значительно реже, чем мужчины, получают права и водят автомобиль. Они чаще соглашаются с ролью пассажира.

В российских условиях статус владельца автомобиля и водителя становится все более дорогим «удовольствием». В рамках «Стратегии 2020» содержатся предложения увеличить размер топливных акцизов, подняв их до 7–8 рублей с литра бензина. В документе предлагается увеличить налоговую нагрузку на автовладельцев, возложив на их плечи уже не 50%, как сегодня, а все 100% оплаты расходов на нужды дорожного хозяйства России. В нашей стране планируется воплотить модель Голландии: «Больше ездишь – больше платишь». Автомобилистам, видимо, придется платить за каждый километр ежедневного пробега [5]. Таким образом, на уровне стратегических государственных программ осуществляются меры, направленные на увеличение налоговой нагрузки на автомобилистов, что приведет к сдерживанию темпов автомобилизации.

Таблица 2

Суждения о функциях автомобилей в проведении свободного времени

(данные приведены в % по столбцам)

 

Суждения о роли автомобилей

в проведении свободного времени

Данные 2010 г.

Данные 2015 г.

Автомобиль дает возможность интересно и полезно проводить свободное время

15

36

Для меня ремонт автомобиля и уход за ним – это хобби

12

11

Разговоры об автомобилях, информации о технических новинках – одна из моих любимых тем

11

12

Средние показатели

12,7

19,3

 

Для современного человека автомобиль выступает одним из средств интересного и полезного проведения свободного времени [6]. В условиях Тольятти эти суждения связаны с использованием автомобилей для поездок на дачу, отдыхом на природе, посещением живописных окрестностей. Многие интересные зрелищные, спортивные и культурные мероприятия проводятся за городом, куда можно добраться только на автомобилях.

36% опрошенных считают, что автомобиль дает возможность интересно и полезно проводить свободное время. Это мнение чаще распространено среди представителей возрастной группы до 40 лет. Для десятой части респондентов ремонт автомобиля и уход за ним – это хобби.

Сравнение результатов опроса за 2015 и 2010 гг. показывают, что примерно в два раза увеличилось количество респондентов, которые разделяют мнение о том, что автомобиль дает возможность интересно и полезно проводить свободное время. Таким образом, возрастает значение автомобилей в организации полноценного досуга горожан [7]. Эта тенденция является сложной и противоречивой. Нередко массовое использование автомобилей для поездок на дачу или за город в выходные или праздничные дни приводит к тому, что вместо отдыха люди вынуждены проводить время в многочасовых пробках. Однако на сегодняшний день альтернативы не существует, и с ускорением процессов автомобилизации ситуация будет усугубляться [8].

Разговоры об автомобилях, информации о технических новинках – одна из любимых тем 12% участников опроса. Последние два варианта ответа отмечают в основном мужчины. Одна из излюбленных тем разговоров об автомобилях – это обсуждение качества отечественной автомобильной продукции. По мере роста автомобилизации России и увеличения количества иностранных автомобилей критика автомобилей производства АвтоВАЗ становится типичным явлением.

При анализе реакции респондентов в проективной ситуации «Когда Вы слышите критику в адрес отечественных автомобилей, то что Вы обычно делаете?» мнения разделились следующим образом. Пятая часть участников опроса выразит согласие с критикой. Четвертая часть респондентов будет доказывать противоположную точку зрения. 21% промолчит, хотя не согласен с критикой. Треть респондентов затрудняется ответить на вопрос.

Таблица 3

Ответы респондентов на вопрос «Когда Вы слышите критику в адрес

отечественных автомобилей, то что Вы обычно делаете?» (в % по столбцам)

 

Способы реагирования на критику

отечественных автомобилей

Данные 2010 г.

Данные 2015 г.

Присоединяюсь к мнению людей, которые высказывают критику

30

19

Пытаюсь доказать противоположную точку зрения, подчеркнуть их достоинства

20

27

Не соглашаюсь с критикой, но молчу

15

21

Затрудняюсь ответить

35

34

 

Мнения представителей возрастной группы до 40 лет более поляризованы, чем мнения респондентов из возрастной группы старше 41 года. Среди них больше людей, склонных не высказываться открыто или затруднившихся ответить.

Мужчины, в отличие от женщин, чаще присоединяются к критике продукции отечественного автопрома. При этом среди них больше, чем в среднем по массиву, людей, которые защищают отечественные автомобили от критики. Примерно половина женщин затрудняется ответить на вопрос.

Сравнение результатов опроса за 2015 и 2010 гг. показывает, что количество сторонников критики отечественных автомобилей стало на 11% меньше, при этом увеличилась численность защитников отечественных автомобилей. Следует отметить, что критика отечественного автопрома не всегда имеет справедливый и объективный характер. В последние годы тольяттинцы, так же как и некоторые россияне, стали осознавать, что подобная критика в СМИ не имеет конструктивного характера, а приносит прямой экономический ущерб отечественной автомобильной промышленности.

Возрастает потребность населения в пользовании личным автомобильным транспортом. Его рассматривают как удобное средство передвижения как в городе, так и для поездок в другие регионы. Ухудшение ситуации на рынке труда в Тольятти в последние годы увеличивает шансы владельцев автомобилей на трудоустройство в соседних регионах [9]. Умение водить автомобиль рассматривается как положительное качество работника, повышающее его трудовую мобильность.

Если допустить возможность свободного выбора потребителей между продукцией российской автомобильной промышленности и иностранной, то больше половины опрошенных делают вывод в пользу иностранных автомобилей. Эта тенденция проявляется с каждым годом более интенсивно. Обновление модельного ряда на АвтоВАЗе приводит к повышению цен на автомобили, которые приближаются к ценам продукции иностранного производства. Это лишает российские автомобили важного конкурентного преимущества, но не всегда положительно отражается на их качестве.

Несмотря на покупательские предпочтения, участники опроса считают необходимым развивать отечественное автомобилестроение. Анализ динамики результатов опроса за последние пять лет свидетельствует о том, что меняются представления о направлениях совершенствования отечественных автомобилей. Первые три места в рейтинге занимают требования к качеству автомобилей, гибкой ценовой политике, а также к их экологическим характеристикам. Возможности реализации данных запросов выглядят противоречивыми. В современных условиях модернизации российской автомобильной промышленности невозможно добиться повышения качества продукции в соответствии с экологическими стандартами без повышения цен. А это, в свою очередь, с учетом невысоких доходов населения приводит к снижению заинтересованности в покупке новых автомобилей отечественного производства.

Процесс автомобилизации находит выражение в увеличении количества автомобилистов. Умение водить автомобиль, согласно результатам опроса, рассматривается половиной опрошенных как необходимый навык современного человека. Женщины заинтересованы в этом не менее мужчин, однако среди них значительно меньше респондентов, которые имеют права на вождение автомобиля, чем среди мужчин, и больше тех, кто пользуется автомобилем редко даже в качестве пассажира.

Несмотря на рост популярности навыков вождения автомобиля среди населения, вряд ли количество автомобилистов будет резко возрастать. Это во многом связано с государственной экономической политикой по отношению к автолюбителям, направленной на увеличение налогов, акцизных сборов, штрафов.

Автомобиль становится все более популярным средством интересного и полезного проведения свободного времени. Загородный или дачный отдых являются на сегодняшний день наиболее популярными и доступными видами проведения свободного времени для тольяттинцев. Реализация этих видов отдыха чаще всего связана с использованием автомобилей, что порождает ряд проблем. Они, как правило, обусловлены низким качеством дорожного покрытия, автомобильными пробками, высокой экологической нагрузкой на окружающую среду.

Таким образом, процесс автомобилизации – это сложное социальное явление, которое порождает множество противоречивых последствий, нуждающихся в эффективном управлении для повышения уровня и качества жизни.