Full text

Ввиду того что уровень трудоустройства выпускников является одним из основных показателей эффективной деятельности вуза и учитывается при составлении рейтинга образовательной организации, в российских профессиональных учреждениях были реорганизованы и/или созданы организации, целью которых является содействие трудоустройству своих выпускников. Такими организациями стали региональные центры содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников вузов, которые могут включать в себя успешно зарекомендовавшие себя или вновь появившиеся организации: студенческие кадровые агентства, студенческие биржи труда.

Примерами таких централизующих, интеграционных центров могут служить: Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников Амурского государственного гуманитарно-педагогического университета, Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н. Э. Баумана, Центр содействия трудоустройству выпускников Московского городского психолого-педагогического университета, Центр содействия трудоустройству выпускников Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса и другие.

В Саратовском национальном исследовательском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского организациями, выполняющими функцию содействия трудоустройству, являются Региональный центр содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников вузов и Студенческое кадровое агентство (далее – СКА) [1].

Центром, осуществляющим мониторинг деятельности вышеуказанных организаций, является Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Координационно-анали­тический центр ежегодно составляет три рейтинга: рейтинг региональных центров содействия трудоустройству выпускников, рейтинг вузовских центров, рейтинг центров ПОО, где представлены данные деятельности учреждений среднего профессионального образования. Согласно данным мониторинга, проведенного в 2015 г., Региональный центр Саратовского государственного университета занимает двенадцатое место среди организаций вузов, которые способствуют поиску мест работы и трудоустройству.

Если проследить динамику деятельности Регионального центра содействия трудоустройству исследуемого вуза, то можно отметить, что в десятку лидеров организация входила в 2010 г.: позиция в рейтинге была шестой (см. таблицу) [2].

 

Место Регионального центра содействия занятости

СГУ им. Н. Г. Чернышевского в рейтинге региональных центров

содействия трудоустройству выпускников с 2009 по 2015 г.

 

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Место в рейтинге

19

6

18

Нет данных

Нет данных

Нет данных

12

Рейтинг

74

92

65

Нет данных

Нет данных

Нет данных

72

 

Изучение деятельности лидирующих в последние годы региональных центров позволяет выделить ряд общих и эффективных направлений работы:

-          аналитическая деятельность;

-          работа с абитуриентами;

-          взаимодействие с организациями (работодателями, центрами по содействию трудоустройства, центрами занятости и др.);

-          организация временной занятости студентов, содействие трудоустройству студентов и адаптации к рынку труда выпускников университета (активные формы работы с учащейся молодежью: презентации компаний и выпускников, ярмарки вакансий, мастер-классы и обучающие семинары и др.);

-          информационно-консультативная поддержка и сопровождение студентов по проблемам трудоустройства;

-          организация практик студентов;

-          информационно-рекламная деятельность [3].

После изучения перечня выполняемых функций организаций по содействию трудоустройству студентов и выпускников Саратовского государственного университета было выявлено, что они определили своими видами деятельности почти все основные вышеперечисленные функции, кроме одной – функции организации практик студентов, поскольку на настоящий момент вопросом организации практик в исследуемой образовательной организации занимаются структурные подразделения вуза: факультеты и институты.

Работа с абитуриентами осуществляется посредством участия, например, в специализированной выставке «Образование. Карьера. Занятость», проходящей ежегодно в Саратове, во время которой абитуриент знакомится не только с направлениями подготовки в вузе, но и с возможностями дальнейшего трудоустройства в сотрудничающих с вузом организациях, возможностями участия во внеучебной деятельности образовательной организации, представленной мероприятиями по получению профессиональных практических навыков и адаптации к рынку труда.

Аналитическая деятельность Регионального центра университета представлена следующими действиями:

-          ежегодным сбором информации о планах студента после выпуска (продолжение учебы в магистратуре, служба в армии и др.) и его дальнейшем трудоустройстве;

-          систематизацией информации о трудоустройстве (месте трудоустройства, сфере деятельности) со всех факультетов и институтов университета для аналитических служб Минобрнауки (собранные данные уточняются данными Пенсионного фонда РФ).

Деятельность по работе с компаниями города и области, крупными федеральными компаниями осуществляется как самими факультетами и институтами вуза, так и Региональным центром вуза. Работа Центра представлена сбором информации об актуальных вакансиях и размещении их на портале Центра и СКА и в социальной сети; заключением договоров о сотрудничестве с работодателями; систематизацией и актуализацией информации для работодателей о направлениях подготовки, полученных студентом в ходе образовательного процесса опыте, знаниях и навыках; организацией ярмарок вакансий совместно со службами занятости.

Функция организации временной занятости студентов представлена активными формами работы с учащейся молодежью: это организация презентаций компаний и успешных выпускников, обучающие семинары, мастер-классы, мероприятия по встрече студентов с будущими работодателями, обмен опытом, проведение обучающих мероприятий («Школа трудоустройства», школа вожатых), тренингов, конкурсов по разработке практических проектов («Бизнес-старт», «Шаг в профессию»).

Информационно-консультативная поддержка и сопровождение студентов по проблемам трудоустройства также осуществляются региональным центром и представлена деятельностью Студенческого кадрового агентства. СКА, на наш взгляд, осуществляет узкий круг функций, связанных в основном только с предоставлением вакансий с различными формами трудоустройства (полной или частичной занятостью) заинтересованным лицам (студентам и выпускникам), а также анонсов мероприятий по взаимодействию работодателей и студентов.

Информационно-рекламная деятельность регионального центра в университете представлена в основном в сети Интернет (в виде анонсов мероприятий и новостей о результатах их проведения) и во время проведения внутривузовских и межвузовских мероприятий. Однако, исходя из опыта работы других региональных центров, информационная функция и Центра, и СКА может быть представлена гораздо ярче и масштабнее, например, через размещение досок информации в каждом корпусе и на этаже каждого факультета (института) с регулярно обновляемой информацией; размещение новостных блоков с информацией по юридическим, социально-экономическим вопросам, представление мнения работодателей по интересующим студентов вопросам, видеоматериалы, то есть размещение актуальной разнонаправленной информации по состоянию рынка труда. Подтверждением того, что информационно-рекламная функция регионального центра представлена не полно, являются результаты проведенного нами исследования, данные по которому будут представлены ниже.

Однако функция информационной и консультативной поддержки студентов и выпускников образовательных организаций профессионального образования довольно полно представлена на недавно созданном портале «Траектория успеха»: школа-профориентация.рф. Данный ресурс широко раскрывает возможности получения образования, построения карьеры, трудоустройства, прохождения практик и стажировок, а также содержит базы данных образовательных и информационных ресурсов.

Но перечень функций, которые возлагаются на региональные центры занятости, не исключают добавления к ним других видов деятельности. Во многих научных работах указано, что центры содействия трудоустройству должны предпринимать и следующие действия:

-          переподготовка и дополнительное профессиональное обучение незанятой молодежи: организацию дополнительных курсов, краткосрочных программ переподготовки и дополнительной подготовки незанятой молодежи [4–6];

-          психологическое сопровождение будущих специалистов [7];

-          согласование с заказчиками из числа государственных органов, организаций и учреждений перспективных планов по количеству и качеству подготовки, а также контрольных цифр приема [8];

-          осуществление целевой контрактной подготовки специалистов [9];

-          проведение мониторинга карьеры выпускника, поддержка его профессиональной деятельности (повышение квалификации, информационное обеспечение) [10].

Данные функции пока не входят перечень выполняемых задач Регионального центра Саратовского государственного университета. Мы считаем, что их возможно осуществлять в дальнейшем в случае изменения статуса данной организации, например, для участия в обсуждении перспективных планов подготовки и контрольных цифр приема, а также в случае расширения полномочий Центра и увеличения штата сотрудников, ответственных за поддержку профессиональной деятельности молодого специалиста и осуществление мониторинга его карьеры на протяжении нескольких первых лет трудовой деятельности.

В целях изучения востребованности услуг Регионального центра содействия трудоустройству и Студенческого кадрового агентства в 2016 г. нами было проведено исследование, в котором приняли участие студенты всех курсов бакалавриата и магистратуры Саратовского государственного университета.

Из принявших участие в исследовании

-          36% составили студенты III курса бакалавриата;

-          28% – II курса бакалавриата;

-          17% – IV курса бакалавриата;

-          10% – I и II курсов магистратуры;

-          9% – I курса бакалавриата.

Студенты-выпускники, обучающиеся на III и IV курсах бакалавриата, а также обучающиеся на направлениях магистратуры, то есть будущие выпускники, составили 64% принявших участие в опросе. Анонимное анкетирование позволило нам получить объективную оценку востребованности услуг исследуемых организаций.

В целях понимания того, насколько студенты информированы о деятельности Центра содействия трудоустройству, им был задан вопрос о том, знают ли они о существовании в вузе Регионального центра содействия занятости и адаптации к рынку труда выпускников вузов и Студенческого кадрового агентства. На этот вопрос почти 50% участников исследования ответили, что знают о существовании данных организаций. Однако на вопрос «Пользовались ли Вы услугами СКА или Регионального центра…» для подбора места практики, вакансий для трудоустройства только 6% ответили утвердительно.

Важно отметить, что подписано на регулярное получение новостей, вакансий и приглашений на участие в мероприятиях чуть большее количество участвовавших в исследовании студентов – 12%. Считаем целесообразным рекомендовать Региональному центру проводить мероприятия, насыщенные информацией о своей деятельности и услугах, уже среди студентов первых курсов университета.

Интересен тот факт, что 41% из тех, кто не знал о существовании Регионального центра, на вопрос «Хотели бы Вы узнать о деятельности Центра» ответил утвердительно, тогда как для Студенческого кадрового агентства это количество заинтересованных составило 34%.

Стать активным участником мероприятий, проводимых организациями, – ярмарок вакансий, семинаров, мастер-классов, профориентационных мероприятий, а также осуществить подписку на новости Регионального центра и кадрового агентства выразили желание 54% участников опроса.

Таким образом, мы можем отметить, что многие студенты нуждаются в профессиональной помощи и поддержке при подготовке к трудоустройству со стороны организаций университета и готовы участвовать в тренингах и ярмарках вакансий с целью получения необходимой информации и навыков, которые требуются при устройстве на работу.

Ввиду того что многие профориентационные организации в вузах были реформированы в региональные (или координационные) центры относительно недавно (так, например, Региональный центр содействия трудоустройству Саратовского государственного университета был организован в 2009 г. [11]), мы можем ожидать, что увеличение масштаба и повышение регулярности осуществляемых мероприятий, налаживание отношений на долгосрочной основе с работодателями регионов являются перспективными целями организаций.

Весомый вклад региональных центров содействия занятости в уменьшении безработицы среди выпускников вузов неоспорим. Согласно мнению исследователей, «количество трудоустроенных студентов, обучающихся в вузах, где созданы специальные структуры профориентации, довольно высоко, что является прямым доказательством эффективности их работы» [12].

В связи с тем что в системе взаимодействия вуза и работодателя «нужен не просто механический посредник между выпускником и работодателем, а специально построенная функционирующая система, способная решать задачу на уровне современных требований» [13], региональные центры, являющиеся частью этой структуры, «должны изыскивать новые подходы в решении проблем трудоустройства и разрабатывать инновационные модели поиска рабочих мест» [14].