Full text

Новые подходы к обеспечению профессиональной подготовки учителя отображают осознание фундаментальной зависимости общественных перспектив от развивающихся качеств личности студента, его профессионального образования. Инструментальные возможности педагогической деятельности содержат в себе как потенциал гуманной поддержки процесса становления ребенка в учебно-воспитательной среде, так и угрозу авторитарного нивелирования его личностной неповторимости. Только гармонично развитый учитель способен к обеспечению гуманности организованного им педагогического процесса. Это обусловливает необходимость пересмотра приоритетов в системе профессиональной подготовки учителя, где наряду с формированием профессиональных знаний, умений и навыков становится значимой профессиональная культура будущего специалиста.

Сегодня учеными исследуются разнообразные проблемы формирования профессиональной культуры. В частности, общие основы профессиональной культуры рассматривают Н. Крылова, Н. Ничкало, Т. Саломатова, О. Смирнова, Г. Соколова и др.; отдельные аспекты профессиональной культуры учителя освещаются в работах Т. Бутенко, В. Вилкова, В. Грехнева, И. Зязюна, В. Кан-Калика, Я. Коломинского, В. Кременя, В. Кудина, С. Мельничук, А. Мудрика, В. Чайки и др.

Проблемы профессиональной подготовки будущих учителей физического воспитания исследовали Г. Бабушкин, А. Бурханов, Е. Вильчковский, Г. Генсерук, Л. Де­минская, А. Емец, В. Корецкий, А. Конох, П. Красавцев, А. Кузьмин, О. Петунин, И. Струнин, Л. Сущенко, Б. Шиян, В. Шмелев и др.; изучением проблем формирования личности студентов факультета физического воспитания занимались Н. Зуба­нова, И. Кобер, М. Кошман, А. Кочетов, М. Кричвалуший, Г. Ложкин, В. Петров, М. Прохорова и др.; формирование готовности к профессиональной деятельности будущих учителей физического воспитания исследовали М. Данилко, А. Деркач, Н. Лупандина, В. Наумчук, Г. Презлята, В. Сластенин, В. Чичикин и др.

Профессиональную культуру будущих учителей физического воспитания мы рассматриваем как сложное интегральное личностное образование, характеризующееся наличием мотивации к физкультурным и спортивным занятиям, представлений о красивом в движениях человека, в его поведении и физическом развитии, устойчивых профессиональных и личностных ценностей, профессионально значимых знаний, умений и навыков, качеств личности, направленных на развитие общей культуры учащихся во время занятий физической культурой и спортом.

В структуре профессиональной культуры будущих учителей физического воспитания выделены мотивационно-аксиологический, когнитивно-праксеологический и личностно-поведенческий компоненты.

Целью статьи является обоснование критериев и показателей, при помощи которых возможно оценить уровень сформированности компонентов профессиональной культуры будущих учителей физического воспитания.

Для оценивания уровней сформированности мотивационно-аксиологического компонента профессиональной культуры будущих учителей физического воспитания был выбран наставительно-ценностный критерий, показателями которого являются направленность на педагогическую деятельность, мотивация достижения успеха в профессиональной деятельности и наличие профессионально-педагогических ценностных ориентаций.

Следует отметить, что профессиональная направленность личности исследователями трактуется по-разному. Одни из них (В. Бобрицкая, Е. Витун, С. Гладкий, В. Головина, М. Гринева, А. Короткова, В. Маслякова и др.) рассматривают профессиональную направленность как характеристику, проявляющуюся во взаимодействии потребностей, мотивов, наклонностей, интересов, идеалов, мировоззрения, убеждений. Другие (Н. Белкина, А. Бойко, Ю. Васьков, В. Кремень. М. Пашков, О. Поля­кова и др.) связывают профессиональную направленность личности с проявлением интереса, в состав которого входят эмоции, мотивы, интеллект, воля, и определяют ее как форму осознания объективных ценностей профессии или как иерархическую систему мотивов и потребностей.

Профессиональная направленность личности учителя, по мнению Т. Зубаре­вой, включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и наклонности. Основа педагогической направленности – интерес к профессии учителя, который проявляется в положительном эмоциональном отношении к детям, их родителям, педагогической деятельности в целом, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями [1].

Другим показателем наставительно-ценностного критерия считаем мотивацию к достижению успеха. Мотивация достижения – это стремление человека достичь значительных результатов, успехов в профессиональной деятельности, одна из разновидностей мотивации деятельности, связанной с потребностью индивида достичь успехов и избегать неудач в профессии. В ее основе лежат эмоциональные переживания, связанные с принятием окружающими успехов, которых достиг специалист.

Успех в любой деятельности, по мнению С. Фармачей, зависит не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения, потому что человек с высоким уровнем мотивации достижения, пытаясь получить высокие результаты, упорно работает ради достижения поставленных целей [2]. При такой мотивации действия учителя направлены на достижение положительных результатов. Учителя с такой мотивацией характеризуются активностью, инициативностью, готовностью взять на себя ответственность, адекватной самооценкой, они проявляют настойчивость в достижении поставленной цели, не боятся преград, а ищут пути их преодоления, отдают предпочтение нестандартным задачам, имеют потребность в эффективности своих действий. Важным является и то, что, когда их действия приводят к достижению поставленной цели, это доставляет им радость.

Следующим показателем наставительно-ценностного критерия является наличие профессионально-педагогических ориентаций. Теоретический анализ научной литературы свидетельствует о том, что ценности и ценностные ориентации, влияя на ситуативные мотивы личности, ее сознание и подсознание, создают базис для формирования жизненной позиции. Ценностные ориентации способны определить направленность деятельности, интеллекта, что обусловливает важность формирования устойчивых ценностных ориентаций для профессионального становления будущих учителей. Профессионально-ценностные ориентации представляют собой систему устойчивого отношения личности к педагогическому труду, формирующегося на основе осознанных педагогических ценностей и воплощающихся в профессиональной деятельности, определяя ее содержательное наполнение и пути достижения профессиональных целей. Сформированные профессионально-цен­ностные ориентации педагога являются одним из самых важных элементов успешной профессиональной деятельности, потому что стимулируют его професси­онально-личностное развитие, активизируя внутренние механизмы личности (пот­ребности, интересы, мотивы, установки, отношения), играют стратегическую роль в поведении и деятельности, определяют направления профессиональной деятель­ности, корректируют деятельность студента при помощи оценок, ориентаций и установок, обеспечивая взаимосвязь личностного и предметного в деятельности на основе личностной ориентации [3].

Если говорить о подготовке будущих учителей физического воспитания, то она должна быть направлена на формирование гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций студентов, чья дальнейшая профессиональная деятельность предусматривает гармоническое развитие основных составляющих здоровья школьников. Чтобы достичь необходимых результатов, необходимо формирование мотивации учителя физического воспитания к деятельности на основе аксиологии, знание и понимание учителем физического воспитания основных положений аксиологии, осознание и соблюдение педагогических ценностей, а также сформированности профессионально-личностных ценностей учителя физического воспитания.

В. Бальсевич выделяет такие ценностные ориентации учителя физического воспитания: общий уровень знаний о методах и средствах физического развития и усовершенствования человека; общий научно-технологический потенциал физической культуры, составляющий ее интеллектуальную основу и содержащий в себе значительный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, о накопленном обществом опыте физического воспитания и физической подготовки молодежи; опыт организации физической активности [4].

Для оценивания когнитивно-праксиологического компонента выбран знаниево-деятельностный критерий, первым показателем которого выступают знания студентов относительно профессиональной культуры учителя физического воспитания. По мнению Л. Кацевой, студентов следует вооружить понятийным аппаратом и системой знаний, необходимых для выполнения задач будущей деятельности, при этом обеспечить развитие умственных способностей, операций и процессов, видов и форм мышления в соответствии с задачами и условиями профессиональной деятельности, потому что чем более развито профессиональное мышление, тем сильнее его влияние на профессиональный интерес [5].

Ученые (Н. Зволинская, О. Коростелева, В. Маслов и др.) совокупностью знаний о физической культуре и человеке, занимающегося физкультурно-спортивной деятельностью, считают опыт эмоционально-ценностных отношений, моральные нормы, умения передавать ценности физической культуры – то есть совокупность, достаточную для продуктивного общения носителя спортивного опыта с другим человеком (учащимся) с целью гармонизации его природных физических данных [6].

В процессе формирования профессиональной культуры будущих учителей физического воспитания считаем необходимым приобретение студентами стабильных знаний, умений и навыков относительно соблюдения правил этического поведения во время уроков физической культуры и во внеурочной физкультурно-спортивной деятельности, умений налаживать доброжелательную атмосферу, владение культурой движений и речевой культурой и т. д.

М. Бондаренко расширяет вышеуказанный перечень знаний, и с этим нельзя не согласиться, дополняя его знаниями о составляющих здоровья, путях его сохранения и укрепления; понятиями о профессиональных заболеваниях и их профилактике; об оказании первой помощи, а также о вредном влиянии на организм «интеллектуальных отравлений» и способах их предупреждения [7].

Еще одним показателем знаниево-деятельностного критерия является наличие у будущих учителей физического воспитания коммуникативно-организационных умений – умений использовать различные механизмы формирования межличностных отношений участников педагогического процесса, создавать коммуникативную сеть занятий, организовывать свою деятельность и деятельность детей в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса. К задачам физического воспитания Л. Сущенко относит также обеспечение рационального формирования индивидуального фонда двигательных умений и навыков, укрепление, сохранение и восстановление здоровья человека, формирование его мотивационных установок на физическое и духовное самоусовершенствование; формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; культивирование здорового образа жизни; обеспечение физического усовершенствования как условия достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности [8].

Организационная деятельность является реализацией на практике проектов учителя и условием целенаправленного и реального проектирования. В деятельности учителя каждое педагогическое действие имеет организационный характер и предусматривает такие аспекты, как организация изложения материала (рассказ, беседа, лекция); организация своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности); организация деятельности студентов (коллективной, групповой, индивидуальной); организация контроля результатов педагогического воздействия и корректирования. Успех деятельности зависит от умения учителя соединять все эти аспекты [9].

Организационные умения тесно связаны с коммуникативными, поскольку от них зависят педагогически целесообразные отношения педагога с учащимися, коллегами, родителями. Педагог является участником этого процесса, учитывая то, что в процессе его общения с учеником реализуются не только функции обучения и воспитания, но и решаются иные педагогические задачи. Коммуникативные умения – это умения будущего учителя устанавливать контакт с окружающими людьми, вызывать доверие, управлять самим собой и процессом общения, понимать мысли и влиять на поведение, эмпатийно относиться к потребностям других; адекватно воспринимать их психическое состояние; прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации между участниками педагогического процесса [10].

Таким образом, коммуникативно-организационные умения направлены на налаживание доброжелательных взаимоотношений с учащимися и коллегами в процессе профессиональной деятельности, общение с учащимися, их родителями, привлечение учащихся к организованной коллективной деятельности; это умения выражать и отстаивать свою точку зрения, спорить, выслушивать мнения других, планировать и организовывать свою деятельность в будущем.

Следующим показателем знаниево-деятельностного критерия является наличие у будущих учителей физического воспитания умений эмоциональной саморегуляции. Отметим, что эмоции играют значительную роль в общении учителя с учащимися, в создании у них положительного эмоционального заряда на получение знаний и на усвоение учебного материала. Частые негативно окрашенные состояния педагога, считает Р. Мильруд, снижают эффективность обучения и воспитания, повышают конфликтность во взаимоотношениях с классом и с коллегами, способствуют возникновению и укреплению в структуре характера и профессиональных качеств отрицательных черт, разрушают здоровье [11].

Л. Митина утверждает, что для решения основной задачи педагога по созданию условий для более полного личностного роста необходима актуализация эмоционально окрашенных отношений, значимых и для самого учителя, и для учеников. Наличие этих отношений повышает эффективность и привлекательность учебного процесса. Педагог должен следить за своим психологическим состоянием, поскольку от него, во-первых, зависит успех учебно-воспитательной работы, а во-вторых, личность учителя оставляет отпечаток на детях, склонных к подражанию. Учитель должен владеть такими качествами, как самообладание и самоконтроль; сосредоточенность на содержании учебного материала, который должен быть усвоен учениками; умение сохранять состояние бодрости; умение управлять своим вниманием; тонкое понимание учеников; умение жить вместе с ними, не утрачивая при этом своего педагогического достоинства; уметь поддерживать доброжелательные отношения с детьми, коллегами по работе. Недопустимыми для учителя являются как состояние неуверенности, так и излишняя самоуверенность; состояние повышенной возбудимости, раздражения, предвзятое отношение к ученику [12].

Эмоциональная саморегуляция предусматривает реализацию таких способностей, как распознавание собственных чувств и эмоций; владение своими чувствами и эмоциями, понимание чувств и эмоций других людей. Таким образом, формирование умений эмоциональной саморегуляции является актуальным как для личностного, так и профессионального развития учителя.

Критерием оценивания личностно-поведенческого компонента был выбран индивидуально-побудительный, в состав которого входят морально-волевые качества, умение принимать решения, конфликтоустойчивость.

Первым показателем указанного критерия является наличие у будущего учителя физического воспитания морально-волевых качеств, очень важных в его дальнейшей профессиональной деятельности. В. Сухомлинский акцентировал внимание на том, что физическое воспитание является условием духовной жизни ребенка, указывая, что физическая культура не может ограничиться культурой тела и здоровья. Она касается таких сложных сфер человеческой личности, как нравственное достоинство, чистота личности и благородство чувств и отношений, жизненный идеал, моральные и эстетические критерии, оценки окружающих и самооценка.

Отметим, что на необходимость формирования морально-волевых качеств указывается и в Отраслевом стандарте направления подготовки «Физическое воспитание», в котором отмечается, что будущий учитель физического воспитания должен: руководствуясь принципами гуманизма и демократизма, учитывая национальные ценности, обычаи и традиции, при реализации учебно-воспитательного процесса в разных возрастных группах, используя разнообразные общепедагогические методы воздействия, а также специфические факторы и пути влияния на формирование личности с целью формирования основ рационального поведения, этических норм и навыков, уметь: формировать нравственное сознание, идейные убеждения и мотивы деятельности (в частности, и физкультурно-спортивной), которые согласуются с идеалами коллективизма, гуманизма; формировать нравственный опыт, твердые привычки соблюдения этических норм, навыков общественно полезного поведения, а также норм физкультурной и спортивной этики; способствовать максимальному развитию физических и духовных способностей человека, достижению всесторонней подготовленности к творческому труду; формировать активную жизненную позицию.

Важными для профессиональной культуры будущих учителей физического воспитания считаем сформированность у них таких морально-волевых качеств, как ответственность, честность, справедливость, уважение к ученикам, смелость, решительность, инициативность и т. д.

Другим показателем индивидуально-побудительного критерия являются умения принимать решения, поскольку учителю постоянно приходится быстро реагировать на ситуации, возникающие в процессе взаимодействия с учениками на уроке или во внеучебной деятельности. Принятие решения неотъемлемо от ситуации, в которой оказывается учитель. Во время согласованного принятия решения студенты учатся прогнозировать действия и идеи друг друга, интерпретировать разные элементы ситуаций, овладевать умениями корректировать свою деятельность и деятельность партнеров, что позволяет решать поставленные задачи и устанавливать более тесные деловые контакты. Таким образом, умение учителя принимать правильные решения в нестандартных ситуациях, не вредящих ученикам, является важным показателем его профессиональной культуры.

Еще один показатель этого критерия – конфликтоустойчивость. Это связано с тем, что деятельность учителя физического воспитания насыщена разнообразными конфликтными ситуациями, возникающими при проведении подвижных игр, спортивных мероприятий, соревнований и т. д. Таким образом, важным в процессе подготовки будущих учителей в педагогическом вузе является формирование у них умений не допускать возникновения конфликтов в учебно-воспитательном процессе или находить целесообразное решение, удовлетворяющее его участников.

По мнению Г. Ложкина, конфликт отображает столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов, ценностей двух и более людей, а также действия, препятствующие достижению желаемого результата деятельности, удовлетворению значимых личностных потребностей и целей. С другой стороны, можно утверждать, что для учителя конфликтность не является желательным качеством, потому что она разрушает систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывает у учителя состояние глубокого стресса, чувство неудовлетворения [13]. Считаем, что будущие учителя должны уметь разрешать и предупреждать конфликтные ситуации в профессиональной деятельности, правильно вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы не усугубить их. Это будет способствовать не только формированию их профессиональной культуры, но и сохранению собственного психологического и профессионального здоровья, поскольку бесконфликтное поведение создает комфортные условия труда как для школьников, так и для учителей, делает педагогическую деятельность конструктивной, позволяет решать проблемные вопросы на основе дружелюбности, сотрудничества и взаимодействия.

Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что высокий уровень сформированности профессиональной культуры характерен для 14,3% будущих учителей физического воспитания ЭГ и для 12,9% КГ, достаточный уровень зафиксирован у 19,0% студентов ЭГ и 19,4% КГ, удовлетворительный уровень выявлен у 27,8% респондентов ЭГ и 29,0% КГ, низкий уровень засвидетельствовали 38,9% будущих учителей ЭГ и 38,7% КГ.

Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию профессиональной культуры будущих учителей физического воспитания во время обучения в педагогическом вузе.