Full text

В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты действуют на свой страх и риск, поэтому их финансовое будущее является непредсказуемым и малопрогнозируемым.

В экономической литературе дается множество определений риска. Наиболее точное определение, на мой взгляд, дано В.А. Москвиным, который определил риск как «вероятность (угрозу) потери лицом или организацией части своих доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой политики» [1, с. 114].

Несмотря на долгую историю изучения рисков и обилие научных трудов, до сих пор не существует единого подхода к пониманию сущности и классификации рисков, что во многом обусловлено сложностью и многогранностью этой категории.

На примере предприятия оптовой торговли ООО «Астерия» хотелось бы рассмотреть отдельные виды рисков и методы управления ими.

ООО «Астерия» с 1994 года осуществляет коммерческое посредничество между производителем готовой одежды – одной из ведущих фабрик в Турции – «BEST MODE TEXTILE» и розничной торговлей, т.е. работает в сфере B2B (бизнес для бизнеса).

Производство «BEST MODE TEXTILE»  на 70% ориентировано на наш российский рынок. Остальные 30% – это Украина, Чехия, Германия, Дания, Словакия, Венгрия и внутренний рынок Турции.

Начиная с 2013 года «BEST MODE TEXTILE»  открывает филиал своей фабрики в Узбекистане. Это обусловлено наличием в данной стране дешевой рабочей силы, лучшей транспортной доступностью и, следовательно, сокращением издержек по перевозке товара в РФ. 

Кроме того, руководство ООО «Астерия» и «BEST MODE TEXTILE» открывают совместный проект в Китае по пошиву утепленных курток и пуховиков.

Но общая экономическая нестабильность в 2014 году в нашей стране,  введение все новых санкций Западом против РФ в целом ряде секторов экономики, увеличение курса доллара почти в два раза (а это основная расчетная единица с турецкими партнерами) увеличили финансовые риски организации. Закуп нового товара был сокращен почти в 1,5 раза. Синхронно с этим турецкие партнеры уменьшают ассортимент коллекции, оставляя проверенные временем модели. Для них это тоже способ борьбы с финансовыми рисками.

Таким образом, к 2014 году стратегия компании «Астерия» была основана на долгосрочном прогнозировании, стратегическом планировании и выработке основной концепции, позволяющей не допускать или уменьшать неблагоприятное воздействие на результаты деятельности и, главное, получать стабильный доход.

Одним из методов противодействия финансовым рискам является диверсификация – (лат. – изменение, разнообразие, «диверсис» – разный, «фацио» – делаю; расширение ассортимента товаров, сфер деятельности) представляет собой процесс распределения средств между различными объектами, непосредственно не связанными между собой. Это позволяет снизить риск, т.к. трудно предположить, что рисковая ситуация возникнет одновременно на всех объектах [2, с.123].

Конечно, в этот период главной задачей для ООО «Астерия» было провести комплекс мероприятий, направленных на минимализацию воздействия финансовых рисков с целью не потерять наработанных за годы деятельности клиентскую базу, а так же привлечь новых клиентов.

Вследствие диверсификации финансовых активов все большую роль в продажах стал занимать товар, произведенный в Узбекистане.

На сегодняшний день непростую экономическую ситуацию осложняют санкции, принятые РФ против Турецкой республики в ответ на действия турецких властей. 24 ноября 2015 года турецкий истребитель 

F-16 сбил над территорией Сирии российский бомбардировщик СУ-24. Незамедлительно на эти действия Президентом РФ В.В. Путиным был принят Указ № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» от 28 ноября 2015 года [3]. Глава государства поручил правительству подготовить перечень товаров турецкого происхождения, которых коснется запрет или ограничение на ввоз в Россию, а также перечень работ или услуг, оказываемых турецкими компаниями, которые могут оказаться под запретом. В результате под запрет попала сельскохозяйственная продукция, соль, мясо, наложены санкции на туристический и строительный бизнес. Легкая промышленность под запрет не попала[4].

Хотя данные меры повлияют на бизнес ООО «Астерия». Это типичный пример ситуации неопределенности – форс-мажорных обстоятельств, т.е. препятствий непреодолимой силы, наступление которых всегда неожиданно. Данный вид политического риска – это риск внешней среды. Он напрямую связан с деятельностью государства и политической ситуацией в стране. Безусловно, ООО «Астерия» приходится приспосабливаться. Уже сейчас на две недели идет задержка поставок на таможне. Это связано с тем, что к ввозу на территорию РФ запрещены сельскохозяйственные продукты. Именно фуры с продуктами образуют многокилометровую очередь, задерживающую товар. По последним данным нашей транспортной компании «Карго» очередь из фур образовалась на 30 км.

Сложившаяся ситуация подталкивает к диверсификации поставщиков, что предусматривает изобилие источников поступления товаров. В данный момент мною проводится работа по поиску новых поставщиков, отдавая предпочтение отечественным фабрикам – курс на импортозамещение. Но и здесь есть свои трудности, т.к. большинство российских фабрик работает с турецкими тканями, являющимися одними из лучших в своем сегменте. В настоящее время  в России пока происходит возрождение ткацких традиций, а отшив изделий происходит преимущественно из импортных тканей турецкого, итальянского, польского, индийского и другого производства. О том, что легкая промышленность находится в зоне риска, заявил и президент  в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию на 2016 год от 3 декабря 2015 года [3].

В нашем случае как один из методов управления финансовыми рисками нужно применить диверсификацию вложения средств одновременно в несколько разных предприятий. Поэтому на сегодняшний день имеет место использование производственных мощностей фабрик в Узбекистане и Китае.

Для успешного функционирования предприятия необходимо уметь предвидеть все виды рисков, которые могут возникнуть в процессе деятельности. Бесспорно, грамотный подход к оценке рисков, их анализу и методам по их управлению является необходимым элементом эффективного управления предприятием. 

Научный руководитель: Ксенофонтова Оксана Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового дела» Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия